Андрей Туполев | |
---|---|
Туполев в своем кабинете в 1944 году | |
Родился | Андрей Николаевич Туполев. 10 ноября [ОС 29 октября] 1888. Пустомазово, Тверская губерния, Российская Империя |
Умер | 23 декабря 1972 (1972-12-23) (84 года). Москва, Советский Союз |
Место упокоения | Новодевичье кладбище, Москва |
Национальность | Советский |
Род занятий | Инженер |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Работодатель (и) | Конструкторское бюро Туполева |
Значительный дизайн | Ту-95, Ту-104 |
Награды | Герой Социалистического Труда. Орден Ленина. Орден Трудового Красного Знамени |
Подпись | |
Андрей Николаевич Туполев (русский : Андрей Николаевич Туполев; 10 ноября [OS 29 октября] 1888 - 23 декабря 1972) был советским авиационный инженер известный привет в качестве директора КБ Туполева.
Туполев был одним из первых пионеров воздухоплавания в России и служил протеже Николай Жуковский. Туполев спроектировал или руководил проектированием более 100 типов гражданских и военных самолетов в Советском Союзе за 50 лет, некоторые из которых установили 78 мировых рекордов. Туполев произвел много известных конструкций, таких как Ту-2, Ту-16, Ту-95, Ту-104 и реконструированный Ту-4.
Туполев был высоко оценен в Советском Союзе и был удостоен различных званий и наград, в том числе Героя Социалистического Труда трижды, Орден Ленина восемь раз, орден Трудового Красного Знамени дважды, академик Российской академии наук в 1953 г., и полковник- Генерал советских ВВС в 1968 году. Туполев был удостоен чести за пределами Советского Союза как почетный член Королевского авиационного общества и Американского института аэронавтики и Астронавтика за его труды. В 2018 году Международный аэропорт Внуково был официально переименован в Международный аэропорт Внуково имени Андрея Туполева в его честь.
Внешний образ | |
---|---|
Туполев взлетает на планере во время испытательного полета с заснеженного Ходынского поля в 1910 году. |
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября [ОС 29 Октябрь] 1888 г. в Пустомазово (рус. : Пустомазово), село близ города Кимры в Тверской губернии, Российская Империя, г. шестой из семи детей, рожденных от его русских родителей. Отец Туполева, Николай Иванович Туполев (1842-1911), был уроженцем Сургута, работал нотариусом в губернии. Николай изучал право в Св. Петербургский университет, но был исключен после убийства Александра II за связи с революционерами, несмотря на непричастность к их действиям. Мать Туполева, Анна Васильевна (урожденная Лисицына) (1850-1928), родилась в Торжке в семье следователя, окончила Мариинскую гимназию в Твери. Родители Анны приобрели небольшое имение в Пустомазово, где родился Туполев. Получив сначала домашнее образование, Туполев учился в гимназии в Твери и окончил ее в 1908 году. Затем Туполев поступил на курсы в два российских вуза: Императорское Московское техническое училище (ИМТУ Русский : ИМТУ) и Московский Государственный Университет путей сообщения Императора Николая II. Туполев согласился на оба, но в конечном итоге предпочел поступить в ИМТУ.
В 1909 году Туполев начал изучать аэродинамику у пионера русской авиации Николая Жуковского и пошел добровольцем в Авиационную мастерскую (Кружок) под руководством Жуковского. В 1910 году Туполев вместе со своими друзьями по мастерской построил и испытал свой первый планер . Во время работы в мастерской Туполев также построил аэродинамическую трубу, что привело к созданию аэродинамической лаборатории в ИМТУ. В 1911 году Туполева обвинили в участии в революционной деятельности, в том числе в демонстрациях и распространении подрывной литературы, и арестовали. Позже Туполева отпустили при условии, что он вернется в дом своей семьи в Пустомазово. Туполеву разрешили вернуться в ИМТУ только в 1914 году, когда он учился во время Первой мировой войны и русской революции. Туполев закончил учебу в 1918 году и получил степень инженера-механика, когда защитил диссертацию о разработке гидросамолетов. К 1920 году ИМТУ был переименован в Московское высшее техническое училище (МВТУ), и Туполев читал там курс основ аэродинамических расчетов.
Туполев был ведущей фигурой Московский Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ; русский : Центральный аэро-гидродинамический институт; ЦАГИ) с 1929 года до его смерти в 1972 году. Центральное конструкторское бюро или ЦКБ (Русский : Центральное конструкторское бюро; ЦКБ) на его базе были произведены бомбардировщики для ВВС СССР и несколько авиалайнеров, которые в предыдущие годы Вторая мировая война и особенно его конструкции эпохи 1930-х годов частично основывались на концепции цельнометаллических самолетов, впервые разработанной Хьюго Юнкерсом. В 1925 году Туполев разработал двухмоторный бомбардировщик ТБ-1, который считался одной из самых передовых разработок того времени. К 1934 году Туполев возглавил конструкторское бюро, которое спроектировало самый большой летающий в мире самолет на то время: восьмимоторный, размах крыла 63 метра Максим Горький, опять же построенный по концепции планера с металлической конструкцией Junkers. В 1937 году улучшенная версия более раннего ТБ-1, четырехмоторный ТБ-3, совершила посадку на Северном полюсе. По мере увеличения числа квалифицированных авиаконструкторов Туполев открыл собственное бюро, производя ряд проектов, обозначенных приставкой ANT (русский : АНТ) от его инициалов.
Однако 21 октября 1937 г. Туполев был арестован вместе с Владимиром Петляковым и всем управлением ЦАГИ и ОКБ во время Большой чистки по сфабрикованным обвинениям в саботаже, шпионаже и пособничестве Российской фашистской партии. Многие из его соратников были казнены, но сам Туполев попал в тюрьму. В 1939 году Туполева перевели из тюрьмы в НКВД шарашку для авиаконструкторов в Болшево под Москвой, куда уже отправили многих выживших бывших ЦАГИ. работать. Вскоре шарашка переехала в Москву и получила название «Туполевка» в честь Туполева, самого известного ее обитателя. В 1940 году Туполева судили и приговорили к десяти годам лишения свободы, и за это время он разработал Туполев Ту-2, который стал одним из самых важных самолетов Второй мировой войны. Туполев был освобожден в июле 1941 г., примерно во время немецкого вторжения в Советский Союз для «ведения важных оборонных работ», но не был полностью реабилитирован Советским государством до 1955 года, то есть два года после смерти Иосифа Сталина.
Туполев возглавил крупный проект реверс-инжиниринга американского стратегического бомбардировщика Boeing B-29, который был первым в мире ядерная платформа доставки. Советский Союз неоднократно запрашивал B-29 в рамках программы ленд-лиза времен Второй мировой войны, но эти запросы были безуспешны. Используя три B-29, которые приземлились в Сибири после бомбардировки Японии в 1945 году, Туполеву удалось воспроизвести их до мельчайших деталей. Более того, Туполев запустил его в серийное производство, экипажи были полностью подготовлены к параду 1947 года Первомай. Копия Туполева В-29 получила обозначение Ту-4, а многие последующие Ту-4 имели в своих обозначениях цифру 4. Ту-4 первоначально получил обозначение B-4, потому что Туполев отказался указывать свое имя на самолете, который его бюро не проектировало.
Ко времени реабилитации 9 апреля 1955 года Туполев сконструировал и собирался начать испытания своего уникального турбовинтового стратегического бомбардировщика Ту-95. В последующие годы Туполев преодолел конкуренцию Владимира Мясищева и его серии реактивных стратегических бомбардировщиков серии М-4, представив проект Ту-16. Частично это произошло благодаря тесным отношениям Туполева с Никитой Хрущевым, новым лидером Советского Союза, осудившим сталинский террор, жертвой которого стал Туполев. Примерно в то же время Туполев ввел в строй Ту-104, второй в мире реактивный авиалайнер и первый реактивный транспорт, который будет бесперебойно эксплуатировать, и единственный в эксплуатации в мире в мире в течение двух лет до конца 1958 года.
После ухода Хрущева с поста в конце 1964 года и прихода на престол Леонида Брежнева стареющий Туполев постепенно уступали позиции в центрах советской власти соперникам в авиастроении. Престижная программа Ту-144 пользовалась поддержкой на высшем уровне до 1973 года, как и важный авиалайнер Ту-154, но привилегированное положение ОКБ Туполева благодаря личным политическим связям Туполева в значительной степени затмилось Ильюшина авиаконструкторское предприятие. Современникам Туполев был известен как остроумный, но грубый мастер непристойной лексики, который неизменно и энергично настаивал на быстрых и адекватных технических решениях в ущерб схоластическим идеальным решениям. Отличительной чертой Туполева было очень быстрое принятие самолета на вооружение, после чего начался зачастую нескончаемый процесс исправления недостатков «быстрой и грязной» первоначальной конструкции. Конкурентам среди советского авиаконструктора он был известен прежде всего как политически проницательный; хитрый и беспощадный соперник.
Туполев умер 23 декабря 1972 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Различные улицы в городах Восточного блока были названы в честь Туполева, а также Туполевлаан, улица в Схипхол-Рейк промзона в Харлеммермере рядом с аэропортом Схипхол.
В 1973 году Казанский авиационный институт был назван в честь Туполева, и ему был установлен памятник в Казань на сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королева. В 1979 году бюст Туполева установили на городской площади в Кимрах, недалеко от его уже не существующего места рождения Пустомазово. Еще один памятник Туполеву воздвигнут в предполагаемом месте Пустомазово в современном Устиново к северу от Кимр в Кимрском районе Тверской области. Местная средняя школа в Устиново была переименована в имя Туполева и установлена мемориальная доска. В 1988 году в Советском Союзе была выпущена почтовая марка , посвященная Туполеву. Биографический фильм 1979 года «Поэма о крыльях» режиссера Даниила Храбровицкого о жизни и творчестве Туполева и Игоря Сикорского, русско-американского пионер авиации. Именем Туполева был назван проспект Туполева, главный проспект в микрорайоне Авиационный Домодедово, расположенном рядом с аэропортом Домодедово. На боковой стороне жилого дома по проспекту Туполева, 20 нарисован мемориальный панно Туполева. В 2018 году Международный аэропорт Внуково в Москве был официально переименован в Международный аэропорт Внуково имени Андрея Туполева.
Туполев был женат на Юлии Николаевне Туполевой (урожденной Желтяковой) до ее смерти в 1962 году. Дочь Туполева Юлия (1920–2011) была врачом, которая была присвоено звание Заслуженного врача Российской Федерации. Сын Туполева Алексей (1925-2001) был успешным авиаконструктором-пионером, разработавшим сверхзвуковой пассажирский самолет Туполев Ту-144 и участвовал в разработке космического корабля Буран. и дальний тяжелый бомбардировщик Ту-2000.
Туполев никогда не был членом Коммунистической партии Советского Союза, несмотря на свой статус и избранность на несколько депутатских должностей.
Список (частичный) списанных или действующих авиалайнеров, спроектированных или изготовленных авиаконструктором / инженером Андреем Туполевым; вкл. как военные, так и гражданские самолеты, реактивные и другие самолеты: