Х-55 / 65/101/102/555. АС-15 Кент | |
---|---|
Х-55 в ВВС Украины Музей | |
Тип | Крылатая ракета воздушного базирования |
Место происхождения | Советский Союз |
История службы | |
На вооружении | 1983-настоящее время |
Используется | Россия, Китай, Иран |
Войны | Гражданская война в Сирии |
История производства | |
Разработан | 1971-1981 |
Производитель | ОКБ Радуга, ХАЗ (Харьков ), Новатор (МЗиК) НПП Темп (Эка) НПО Стрела (Орен), остальное |
Себестоимость | неизвестно |
Произведено | 1981 |
Технические характеристики | |
Масса | 1650 кг (3640 фунтов) (Х-65СЕ). 2400 кг (5300 фунтов) (Х-101) |
Длина | 604 см (19 футов 10 дюймов) (Х-65СЕ). 745 см (24 фута 5 дюймов) (Х-101) |
Диаметр | 51,4 см (20,2 дюйма) (Х-55-Х-55СМ) |
Боеголовка | Термоядерное оружие или Обычная боеголовка |
Взрывная мощность | N Ядер 200кт (Х-55-Х-55СМ) |
Двигатель | Р95ТП-300 Турбореактивный / ТРДД (Х-55-Х-55СМ). 360-400 кгс (Х-55-Х- 55SM) |
Размах крыла | 310 см (122,0 дюйма) (Х-55-Х-55СМ) |
Горючее | реактивное топливо |
Рабочий. диапазон | 2500 км (1300 миль) (Х-55). 3000 км (1600 миль) (Х-55СМ). 600 км (320 миль) (Х-65СЕ). 300 км, позже 600 км (Х -SD) |
Высота полета | менее 110 м / 300 футов |
Максимальная скорость | 0,75 Маха (KH-SD). 0,6-0,78 Маха (Kh-101) |
Система наведения. | инерционное наведение с доплеровским радаром / обновлением карты местности ; Х-СД имел оконечную систему наведения TC /БИР, и в качестве альтернативы предлагалась активная радиолокационная система самонаведения ГСН |
Пуск. платформа | Ту-95МС, Ту-160, Су-34 |
Х-55 (Русский : Х -55, также известный как РКВ-500 ; по классификации НАТО : AS-15 'Kent' ) - это советская / российская дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования, разработанная Автор МКБ Радуга. Он имеет дальность действия до 2500 км (1350 морских миль) и может нести ядерные боеголовки. Х-55 запускается исключительно с бомбардировщиков и породил ряд вариантов с обычным вооружением, в основном для тактического использования, таких как Х-65СЭ и Х-СД, но только Х-101 и Х-555, похоже, поступили на вооружение. Вопреки распространенному мнению, Х-55 не был основой подводных лодок и наземных базируемых С-10 Гранат или РК-55 Relief (SS-N-21 «Сампсон» и SSC-X- 4 «Рогатка») разработки НПО Новатор. РК-55 очень похож на Х-55 воздушного базирования (АС-15 «Кент»), но Х-55 имеет двухконтурный ТРДД и был разработан МКБ «Радуга». Обе они легли в основу ракет после окончания холодной войны, в частности Sizzler, у которой есть фаза сверхзвукового подхода.
Производственная установка Х-55 была доставлена в Шанхай в 1995 году и, по всей видимости, использовалась для производства аналогичного оружия для Китая.
В конце 1960-х годов исследование «Эхо», проведенное институтом ГосНИИАС, пришло к выводу, что эффективнее было бы развернуть множество малых дозвуковых крейсерских полетов. ракеты, чем гораздо более дорогие сверхзвуковые ракеты тогда в пользу. В ОКБ «Радуга» начались работы над крылатой ракетой воздушного базирования в 1971 году, а первый испытательный полет состоялся в 1976 году. Появление в этом году в ВВС США AGM-86 ALCM дало дополнительный импульс программе. В декабре 1976 года советские ВВС выдвинули официальное требование на новую крылатую ракету воздушного базирования. Х-55СМ большей дальности был разработан через несколько лет после того, как оригинал был принят на вооружение. В конце 1980-х годов началась работа над заменой ракеты с обычными (Х-101) или ядерными (Х-102) боеголовками и большей скрытностью. Его разработал Игорь Селезнев из «Радуги». Важность современных ракет как «умножителей силы» возросла по мере того, как в начале 1990-х годов у России сократился парк имеющихся крылатых ракет-бомбардировщиков. Отмена амбициозной ракеты Х-90 ПВРД в связи с договором о РСМД в 1987 году привела к тому, что снова стал делаться упор на совершенствование Х-55, в частности, на достижение <20 m accuracy required to hit infrastructure targets with conventional - as opposed to nuclear - warheads. First flight of the Kh-101 was in 1998, and evaluation trials started in 2000.
<42.>После окончания холодной войны и заключения договоров о нераспространении ядерного оружия, ограничивающих развертывание ядерных ракет большой дальности, русские предприняли усилия по разработке тактических версий Х-55 с обычными боеголовками. Сначала появился Х-65СЭ с дальностью 600 км (производный от Х-55), анонсированный в 1992 году, затем тактическая версия Х-101 с дальностью полета 300 км, предназначенная для экспорта, и, наконец, Х-555. Считается, что в 2001 году российские ВВС выбрали для разработки Х-101 и Х-555.В российском документе 1995 года говорилось, что все производственные мощности были перенесены в Шанхай для разработки ядерной бомбы. вооруженная крылатая ракета. Первоначально считалось, что он основан на 300-километровом «Радуга» Х-15 (АС-16 «Отдача»), но теперь выяснилось, что это был Х-55, который был передан Китаю.
Последняя разработка Х-55, включающая радар с малым поперечным сечением около 0,01 кв. Х-101/102 специально спроектирован для запуска с воздуха, в нем вместо круглого поперечного сечения фюзеляжа Х-55 вместо носовой и передней части фюзеляжа "аэродинамической формы" для обеспечения подъемной силы. Его длина составляет 7,45 м (24,4 фута), при стартовой массе 2200–2400 кг (4900–5300 фунтов) он оснащен осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боевой частью массой 400 кг (880 фунтов) или 250 кТ ядерная боеголовка для Х-102. Ракета оснащена турбореактивным двигателем TRDD-50A, развивающим крейсерскую тягу 450 кг (990 фунтов) на скорости 700–720 км / ч (430–450 миль в час; 0,57–0,59 Маха) с максимальной скоростью 970 км / ч ( 600 миль в час; 0,79 Маха) при полете на 30–70 м (100–230 футов) над землей и поражение фиксированных целей с использованием предварительно загруженной цифровой карты местности, следующей за и ГЛОНАСС / INS для коррекции траектории до точности 6–10 метров; Утверждается, что он способен поражать небольшие движущиеся цели, такие как транспортные средства, с помощью терминала электрооптического датчика или инфракрасной системы формирования изображения. Оценки дальности полета варьируются от>2000 км (1200 миль) до 4 500–5 000–5 500 км (2 800–3 100–3 400 миль), до 10 000 км (6200 миль) с продолжительностью полета 10 часов; большое расстояние имеет важное значение, поскольку у России мало баз за рубежом и она не может обеспечить дальнее сопровождение истребителей. Ту-95МС может нести восемь единиц вооружения на четырех подкрыльевых пилонах, а Ту-160 может быть оснащен двумя барабанными пусковыми установками, каждая из которых загружена шестью ракетами, всего 12 ракет, но меньший Ту-22М3 по-прежнему будет нести Х- 555, хотя он также может нести Х-101 / Х-102. По состоянию на конец 2018 г. ракеты оснащены бортовой системой РЭБ. Первые испытания были проведены в 1995 г., а ракета принята на вооружение в 2012 г.
Приводится в действие одним 400-килограммовым двигателем украинского производства Мотор Сич ОАО Р95-300 ТРДД с выдвижными крыльями для крейсерской эффективности. Его можно запускать как с больших, так и с малых высот, а также летать с дозвуковой скоростью на малых высотах (ниже 110 м / 300 футов). После запуска развернуты сложенные крылья, оперение и двигатель ракеты. Он управляется с помощью комбинации инерциальной системы наведения плюс системы наведения по контуру местности, которая использует радар и изображения, хранящиеся в памяти бортового компьютера. найти свою цель. Это позволяет ракете наводиться на цель с высокой степенью точности.
Оригинальный Х-55 имел двигатель с опускающимся двигателем; Х-65СЭ имел стационарный внешний турбореактивный двигатель, а Х-СД - двигатель внутри корпуса ракеты. Серийные модификации оснащены двигателем ТРДД-50А российского производства НПО «Сатурн» мощностью 450 кгс.
Оригинальный Х-55 поступил на вооружение 31 декабря 1983 года. Х-55СМ последовал за ним в 1987 году. Х-55СЭ с обычным вооружением прошел летные испытания 13 января 2000 года и впервые использовался в учениях над Черным морем 17 –22 апреля 2000 г. Предполагается, что Х-555 был принят на вооружение в 2004 г., первые изображения Х-101 появились в 2007 г.
Х-55 может перевозиться на Ту- 95МС («Медведь-Н») и Ту-142М («Медведь-Ф»), а Х-55СМ - на Туполев Ту-160 («Блэкджек»). Шестнадцать Х-55 могут нести вариант Ту-95МС16, десять - на подкрыльевых узлах подвески и шесть - на пусковой установке МКУ-5-6. Ракета также испытывалась на бомбардировщиках Ту-22М («Backfire»).
Тактическая версия Х-СД должна была нести Ту-95МС (четырнадцать ракет) и Ту-22М (восемь ракет). Предполагается, что Х-101 будет нести Ту-160 (двенадцать ракет), Ту-95МС16 (восемь ракет), Ту-22М3 (четыре ракеты) и Су-34 (две ракеты).
конец холодной войны оставил Украину с 1612 Х-55, входившими в состав 19 Ту-160 184-го тяжелого бомбардировочного полка в Прилуках и 25 Ту-95МС 182-го тяжелого бомбардировочного полка. Сообщалось, что Украина потребовала 3 миллиарда долларов за возврат самолетов и их ракет в Россию. В октябре 1999 года был достигнут компромисс, согласно которому Россия заплатила 285 миллионов долларов США за восемь бомбардировщиков Ту-160, три бомбардировщика Ту-95МС и 575 крылатых ракет Х-55, в то время как остальные должны были быть уничтожены под руководством США Нанном. –Lugar Cooperative Threat Reduction программа. Однако в марте 2005 года генеральный прокурор Украины Святослав Пискун заявил, что в 2001 году 12 Х-55 были экспортированы в Иран в рамках сделки, предположительно на сумму 49,5 миллиона долларов США. Еще шесть Х-55 были экспортированы в Китай. В марте 2015 года Иран впоследствии обнаружил существование крылатой ракеты Сумар с конструкцией и дальностью полета, сопоставимой с Х-55.
В ходе российской военной интервенции в Во время гражданской войны в Сирии 17 ноября 2015 г. Минобороны сообщило, что стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 выпустили в общей сложности 34 крылатых ракеты воздушного базирования по 14 целям ИГИЛ в Сирии. Если на Ту-95МС использовались крылатые ракеты Х-55, то на Ту-160 при первом боевом применении был установлен малозаметный вариант Х-101.
17 ноября 2016 года модернизированный Ту-95МС, вооруженный ракетой-носителем. Крылатые ракеты Х-555 и Х-101 нанесли авиаудары по целям террористов в Сирии.
Воспроизвести Видео, на котором российский Ту-95МС запускает крылатые ракеты Х-101 в сентябре 2017 года по целям на севере Сирии. 258>17 февраля 2017 года стратегические бомбардировщики Ту-95МС, летевшие с территории России через воздушное пространство Ирана и Ирака, атаковали предполагаемые объекты ИГИЛ в районе сирийского города Ракка с помощью крылатых ракет Х-101. Цели включали предполагаемые лагеря боевиков и учебные центры, а также командный центр крупного подразделения ИГИЛ. Российские дальние бомбардировщики Ту-95МС снова нанесли удар по целям ИАИ в Сирии 5 июля 2017 года, удары были нанесены с дальности около 1000 километров. 26 сентября 2017 года российские стратегические бомбардировщики Ту-95МС нанесли новые ракетные удары Х-101 по ИГИЛ и сирийскому отделению Аль-Каиды (ныне известное как Хаят Тахрир аш-Шам) в провинциях Идлиб и Дейр-эз-Зор. 146>Первоначально считалось, что РК-55 (SSC-X-4 'Slingshot' и SS-N-21 'Sampson') были производными от Х-55, запускаемыми с суши и с подводных лодок, но это теперь известно, что Х-55 отличается от двух других, поскольку его двигатель опускается ниже ракеты во время полета.
На Викискладе есть материалы, связанные с Радуга Х-55. |