Когда распад Советского Союза казался неизбежным, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО стали беспокоиться о риске попадания ядерного оружия, находящегося в советских республиках, в руки врага. Программа совместного уменьшения угрозы (CTR) была инициативой Агентства по уменьшению угрозы (DTRA). Программа CTR более известна как Закон Нанна – Лугара (на самом деле Советский Закон о сокращении ядерной угрозы 1991 г. ), автором и соавтором которого является Sens. Сэм Нанн ( D - GA ) и Ричард Лугар ( R - IN ). Этот закон был принят в 1986 году на заседании Конгресса. Согласно веб-сайту CTR, «цель программы CTR - обезопасить и демонтировать оружие массового уничтожения и связанную с ним инфраструктуру в государствах бывшего Советского Союза». Альтернативное объяснение программы - «обезопасить и ликвидировать оружие массового уничтожения в государствах бывшего Советского Союза и за его пределами».
CTR предоставляет финансирование и экспертные услуги государствам бывшего Советского Союза (включая Россию, Украину, Грузию, Азербайджан, Беларусь, Узбекистан и Казахстан ) для вывода из эксплуатации арсеналов ядерного, биологического и химического оружия, как это было согласовано Советским Союзом в соответствии с договорами о разоружении, такими как в ОСВ. Это финансирование составило 400 миллионов долларов в год в течение четырех лет. После того, как ядерные боеголовки были сняты с их средств доставки постсоветскими военными - преемниками, помощь Нанна-Лугара предоставила оборудование и материалы для уничтожения ракет, на которых были установлены боеголовки, а также шахт, в которых находились ракеты. Сами боеголовки затем были отправлены и уничтожены в России, а содержащийся в них высокообогащенный уран был превращен в топливо для коммерческих реакторов; который был куплен США по отдельной программе.
В последние годы программа CTR расширила свою миссию с обеспечения безопасности ОМУ в корневом источнике до защиты от ОМУ «на ходу» за счет повышения безопасности сухопутных и морских границ в бывшем Советском Союзе.
Согласно веб-сайту CTR, CTR преследует четыре основные цели:
Эти цели преследуются и достигаются с помощью различных программ. Вкратце, к ним относятся:
Программа CTR разрешена Разделом 22 Свода законов США, глава 68a.
Годовой отчет CTR для Конгресса за 2007 финансовый год содержит обновленную информацию о статусе программы в целом и отдельных инициатив. В нем также подробно описаны будущие запланированные мероприятия в каждой области.
Закон о совместном уменьшении угрозы внес большой вклад в деэскалацию арсеналов ядерного оружия. Эта программа использовалась для «транспортировки, хранения, защиты и уничтожения ядерного и другого оружия в Советском Союзе… и для оказания помощи в предотвращении распространения оружия». Одним из вкладов программы Нанна-Лугара была «поставка оборудования для ускорения демонтажа стратегических средств доставки ядерного оружия» в Советский Союз. Эта программа внесла важный вклад в разоружение ядерных боеголовок во многих странах. Программа Нанна-Лугара ликвидировала бывшее стратегическое оружие за пределами России. Наиболее ярко это проявилось в вывозе этого оружия в Украину. Было много стран, у которых было ядерное оружие Советского Союза. Два других включали Беларусь и Казахстан. Закон о совместном уменьшении угрозы помог России переместить ядерные арсеналы в этих странах обратно в Россию или расчленить это оружие в этих странах. Соединенные Штаты направили в Беларусь «около 700 предметов аварийного реагирования, чтобы гарантировать безопасную и надежную транспортировку ядерного оружия» для помощи в ликвидации ядерной энергетики в этой стране. Закон о совместном уменьшении угрозы сыграл важную роль в огромном сокращении количества ядерного оружия, накопленного в период ядерной эскалации.
Еще одним важным вкладом стало то, что Соединенные Штаты отправили в Россию контейнеры для хранения расщепляющегося материала под их контролем. Соединенные Штаты предоставили "10 000 контейнеров для хранения делящихся материалов к концу 1995 года и в общей сложности почти 33 000 контейнеров к началу 1997 года". Эти контейнеры помогли России хранить ядерный материал из демонтированных боеголовок. Еще один вклад Соединенных Штатов в Россию - «75 миллионов долларов на помощь России в строительстве нового хранилища делящихся материалов в Челябинске для плутониевых« ям » из демонтированных боеголовок». Программа уменьшения ядерной угрозы использовалась не только для вывоза всего расщепляющегося из России; он также включал идеи безопасного хранения и транспортировки расщепляющегося материала в России, созданные во время холодной войны и ядерной эскалации.
В рамках CTR США и страны-получатели добились значительных успехов в глобальной безопасности от угрозы ОМП. Например, оружие, деактивированное и уничтоженное в рамках этой программы, включает:
Другие важные результаты включают:
Один объект Нанна-Лугара в Павлограде с июня 2004 года посвятил себя снятию с эксплуатации ядерных ракет без сжигания их твердого ракетного топлива, тем самым предотвращая угрозу диоксинами местной окружающей среде и населению. Павлоградский ракетный завод ПМЗ переведен на программу перспективной космонавтики «Космический Клипер».
В мае 2009 года Россия объявила об открытии крупного объекта по выводу из эксплуатации своих запасов химического оружия. Построенный рядом с обширными резервами бывшего советского оружия в Щучьем, Курганская область, на Урале, предполагается, что этот объект уничтожит около 5 500 тонн химических отравляющих веществ, включая зарин и VX. Около одной трети финансирования на строительство завода, примерно 1 миллиард долларов, было предоставлено CTR.
В 2012 году Россия заявила, что не будет продлевать соглашение.
В июне 2013 года Соединенные Штаты и Российская Федерация подписали новый двусторонний документ о совместном уменьшении угроз, призванный заменить CTR. Новое соглашение призвано укрепить давнее партнерство в области нераспространения между этими двумя странами и их деятельность в России и бывших советских республиках (РСФ). "Эти новые рамки основываются на успехе Соглашения 1992 года между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией о безопасной и надежной транспортировке, хранении и уничтожении оружия и предотвращении распространения оружия, широко известного как совместная угроза Нанна-Лугара. Зонтичное соглашение о сокращении (CTR), срок действия которого истекает сегодня. Эта новая двусторонняя структура разрешает Соединенным Штатам и Российской Федерации работать в нескольких областях сотрудничества в области нераспространения, включая защиту, контроль и учет ядерных материалов ».
В январе 2015 года представители Российской Федерации заявили своим американским коллегам, что Россия больше не будет принимать помощь США в обеспечении сохранности ядерных материалов оружейного качества, но заявили, что продолжат программу самостоятельно. Совместные работы по обеспечению безопасности на многих российских объектах и объектах были приостановлены 1 января 2015 года.
Панельные дискуссии, посвященные 25-летию Закона Нанна-Лугара, 12 декабря 2016 г. | |
---|---|
Происхождение Нанна-Лугара | |
Реализация Нанна-Лугара | |
25-летие Нанна-Лугара с участием бывших сенаторов США Ричарда Лугара и Сэма Нанна |
Снижение ядерной угрозы по-прежнему остается проблемой даже для нынешних президентов. Последующие программы основывались на Совместном уменьшении угрозы, включая Инициативу по безопасности в области распространения, первоначально выдвинутую президентом Бушем в сотрудничестве с Польшей в 2003 году и основанную на многосторонних усилиях, а затем - президентом Обамой.
Хотя бюджет программы совместного уменьшения угрозы было сокращено с каждым годом, так как администрация Обамы начала, Соединенные Штаты по- прежнему сталкивается много проблем, когда речь идет о соглашениях с Россией в ядерных вооружений сокращения. У президента Обамы были свои идеи по уменьшению ядерной угрозы. Его план состоял в том, чтобы перезагрузить ядерные отношения с Россией. Этот план включал в себя план дальнейшего сокращения ядерных арсеналов США и России, что еще больше уменьшило бы количество ядерного оружия в современном мире. Этот план был результатом приближающегося истечения срока действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений ( СНВ-1 ). Срок действия СНВ истекал в декабре 2009 года.
Во время второго президентского срока Обамы работа по снижению ядерной угрозы была более мрачной из-за отношений с Украиной. Это подтверждается цитатой «кризис на Украине, вероятно, испортил перспективы еще одного официального российско-американского соглашения по контролю над вооружениями во время второго срока администрации Обамы». Что касается сокращения ядерных вооружений в других странах, помимо Украины, то шансов на договоренность больше. Эта идея объясняется тем, что «противодействие распространению ядерного оружия среди государств и негосударственных субъектов, перспективы несколько лучше, учитывая взаимную озабоченность России и США в этой области». Было предложено еще много соглашений, которые могут быть заключены между Соединенными Штатами и Россией в отношении ядерного оружия, контроля над ним и его ликвидации. Со временем угроза ядерного оружия и деньги, необходимые для его ликвидации, уменьшаются. Программа совместного уменьшения угрозы столкнулась со многими сокращениями бюджета с момента ее начала в 1986 году, потому что программа была «создана для борьбы со вчерашними стратегическими вооружениями, и вчерашние угрозы в значительной степени уменьшились».