Теодорет

редактировать
Влиятельный христианский богослов 5-го века Антиохийской школы, библейский комментатор и епископ Кирра
Мар Теодорет Кира
Родилсяc.393. Антиохия, Восточная Римская Империя
Умерc.458. Кирр, Восточная Римская Империя
Почитаемый вЦерковь Востока. Восточная Православная Церковь

Феодорит Кира или Кирр (греч. : Θεοδώρητος Κύρρου; ок. 393 г. - ок. 458/466) был влиятельным теологом Антиохийской школы, библейским комментатором и христианином епископом из Кирра (423–457). Он сыграл ключевую роль в нескольких византийских церковных спорах V века, которые привели к различным экуменическим актам и расколам. Он написал против 12 анафем Кирилла Александрийского, которые были посланы Несторию и лично не осудили Нестория до Халкидонского собора. Его сочинения против Кирилла были включены в Полемика о трех главах и осуждены на Втором Константинопольском соборе. Некоторые халкидонские и восточно-сирийские христиане считают его «полным» святым.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Несторианские споры
  • 3 Произведения
    • 3.1 Экзегетический
    • 3.2 Догматический
    • 3.3 Апологетический, исторический
    • 3.4 Письма
  • 4 Перевод
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Биография

Согласно Тиллемон, он родился в Антиохии в 393 году и умер либо в Кирре («примерно в двух днях пути к востоку от Антиохии. "или восемьдесят римских миль), или в монастыре около Апамеи (пятьдесят четыре мили к юго-востоку от Антиохии) около 457.

Факты о его жизни почерпнуты в основном из его посланий и его истории религии (Philotheos Historia). Он был сыном зажиточной пары антиохийцев, много лет не имевших детей. Ободренные тем фактом, что его мать была излечена от серьезной глазной болезни и обратила к трезвой жизни Петр Галат, аскет, живущий в незанятом районе, родители Феодорита обратились за помощью к местным святым, так как она была был бездетным двенадцать лет. Годами их надежды питались, но не сбылись. В конце концов, рождение Феодорита было обещано отшельником по имени Македоний Ячменоед при условии его посвящения Богу, отсюда и имя Феодорет («дар Божий»)

Феодорит получил обширное религиозное и светское образование. Фактические свидетельства, данные нам Теодоретом, предполагают, что его образование было исключительно религиозным. Он еженедельно навещал Петра Галата, получал наставления от Македония и других подвижников и в раннем возрасте стал лектором среди духовенства Антиохии. Хотя он говорит о Диодоре из Тарса и Феодоре из Мопсуэстии как о своих учителях, это маловероятно - хотя, безусловно, это была их богословская традиция, в которой он вырос. Однако очевидно, что он получил обширное классическое образование, что неудивительно для ребенка зажиточных родителей в городе, который долгое время был центром светского образования и культуры. Его корреспондентами были софисты Аэрий и Исокасий. Он понимал сирийский так же хорошо, как греческий, но не знал ни иврита, ни латыни. В своих письмах он цитирует Гомера, Софокла, Еврипида, Аристофана, Демосфена и Фукидида.. Когда ему было двадцать три года и оба родителя умерли, он разделил свое состояние между бедными (Epist. Cxiii; P.G., LXXXIII, 1316) и стал монахом в монастыре Ницерте недалеко от Апамеи. Там он прожил около семи лет.

В 423 г. он ушел, как его назначили епископом Кирра, с территории епархии площадью около сорока миль, охватывающей 800 приходов, но с незначительным городом в качестве см. город. Феодорет, поддержанный только призывами интимных отшельников, сам находясь в личной опасности, ревностно охранял чистоту учения. Он обратил более 1000 маркионитов в свою епархию, помимо многих ариан и македонян ; более 200 экземпляров «Диатессарона» Татиана, который он удалил из церквей; и он возводил церкви и снабжал их реликвиями .

Его филантропические и экономические интересы были обширны и разнообразны: он стремился обеспечить помощь людям, угнетенным налогами; он разделил свое наследство между бедными; на свои епископские доходы он возводил бани, мосты, залы и акведуки; он вызвал риторов и врачей и напомнил чиновникам об их обязанностях. Преследуемым христианам Персидской Армении он послал письма поддержки, а карфагенянина Целестиака, бежавшего от власти вандалов Он дал убежище.

Несторианский спор

Теодорет заметно выделяется в христологических спорах, вызванных Кириллом Александрийским. Феодорет разделял прошение Иоанна I Антиохийского к Несторию с просьбой одобрить термин theotokos («Богородица»), и по просьбе Иоанна написал против слов Кирилла анафемы.

Он, возможно, подготовил антиохийский символ, который должен был обеспечить истинное понимание императором Никейского символа веры, и он был членом и представителем депутации восьми из Антиохии. призвал император в Халкидон. Он не мог согласиться с осуждением Нестория. Иоанн, примирившийся с Кириллом по приказу императора, стремился подчинить Феодорита, укрепившись в его епархии.

Феодорет был полон решимости сохранить мир Церкви, добиваясь принятия формулы, избегающей безоговорочного осуждения Нестория., и к концу 434 г. искренне стремились к примирению между восточными церквями. Но Кирилл отказался идти на компромисс, и когда он начал свою атаку (437) на Диодора Тарсского и Феодора, Иоанн встал на их сторону, и Теодорет взял на себя защиту антиохийской стороны (ок. 439 Домн II, преемник Иоанна, взял его в качестве своего советника. После смерти Кирилла в епископства были назначены приверженцы антиохийского богословия. друг Нестория, при содействии Феодорита, стал епископом Тира, несмотря на протесты Диоскора, преемника Кирилла, который теперь особым образом восстал против Феодорита; и добился постановления суда о заключении Феодорита в Сирр.

Теодорет составлял Эранисты (см. Ниже). Напрасны были его попытки в суде оправдать обвинения Диоскура, а также встречные обвинения Домна против Евтихия из аполлинаризма. Суд исключил Феодорита из Второго Эфесского собора в 449 г. из-за его неприязни к Кириллу. Здесь, из-за его Послания 151 против Кирилла и его защиты Диодора и Феодора, он был осужден без слушания и отлучен от церкви, а его сочинения были направлены на сожжение. Даже Домнус дал свое согласие.

Феодорет был вынужден покинуть Кирр и удалиться в свой монастырь в Апамее. Он обратился с апелляцией к Льву Великому, но только после смерти Феодосия II в 450 г. он обратился с просьбой об отмене судебных решений, вынесенных против него императорским указом. Ему было приказано участвовать в Халкидонском соборе, что вызвало ожесточенное сопротивление. Он был первым, кто участвовал только как обвинитель, но уже среди епископов. Затем (26 октября 451 г.) друзья Диоскура вынудили его объявить анафему Несторию. Его поведение показывает (хотя и препятствует заявлению на этот счет), что он выполнил это со своей предыдущей оговоркой; а именно, без применения, кроме учения двух сыновей во Христе и отрицания Богородицы. После этого он был объявлен православным и реабилитирован.

Единственное, что известно о нем после Халкидонского Собора, - это письмо Льва, обязывающее его охранять халкидонскую победу (PG, lxxxiii. 1319 sqq.). Вместе с Диодором и Феодором его ненавидели миафизиты не меньше, чем самого Нестория, и они и их друзья считали его еретиком. После Халкидона он жил в Кирре до самой своей смерти, которая, возможно, была в 460 году.

Противоречие из трех глав привело к осуждению его писаний против Кирилла во Второй Константинопольский собор (553 г.).

Сочинения

Экзегетические

Наиболее значительными трудами Теодори являются работы экзегезы.

. Хронологию составления этих произведений можно составить, изучив ссылки в последнем работает к более ранним работам. Комментарий к Песне Песней, написанный, когда он был молодым епископом, но не ранее 430 года, предшествует Псалму ; Комментарии к пророкам были начаты с Даниила, затем с Иезекииля, а затем с Малых пророков. Затем, что Псалтирь был завершен до 436 года; и те, что на Исайя, Иеремия и Послания Павла (включая Евреям ) до 448. Последними экзегетическими трудами Теодорита были интерпретации трудных отрывков в Octateuch и Quaestiones, касающихся книг Самуила, Царств и Паралипоменон, написанных примерно с 452 по 453 годы.

За исключением комментария к Исаии (фрагменты сохранились в катенах ) и к Галатам II.6-13, экзегетические сочинения Феодорита сохранились. Экзегетический материал по Евангелиям под его именем в катенах мог быть взят из других его сочинений, и в его комментариях к Октокнижию встречаются иностранные вставки.

Его представление об ортодоксальной доктрине состоит из сочетания отрывков из Священного Писания.

Библейские авторы для Теодорита являются лишь глашатаями Святого Духа, хотя они не теряют своих индивидуальных особенностей. Он утверждает, что неизбежное несовершенство переводов затрудняет понимание. Не знаком с ивритом, Теодорет использует сирийский перевод, греческие версии и Септуагинту.

В принципе его толкование грамматико-историческое; и он критикует вторжение собственных идей автора. Его цель - избежать односторонности буквальности, равно как и аллегории. Поэтому он протестует против приписывания «Песни песней» Соломону и т. П. Как унизительному для Святого Духа. Скорее следует сказать, что Писание часто говорит «образно» и «загадками». В Ветхом Завете все имеет типологическое значение и пророчески воплощает уже христианское учение. Божественное озарение дает правильное понимание после апостольского предложения и исполнения Нового Завета. Ценной, хотя и необязательной, является экзегетическая традиция церковных учителей. Теодорет любит выбирать лучшее из представленных ему интерпретаций, предпочтительно Теодора, и дополнений из своего собственного. Он ясен и прост в мыслях и высказываниях; и его заслуга состоит в том, что он спас экзегетическое наследие антиохийской школы в целом для христианской церкви.

Догматик

Многие догматические работы Теодори исчезли; пять, однако, выжили.

Его главная христологическая работа - это Eranistes etoi polymorphos (Нищий или Множественный, или, возможно, Коллекционер) в трех диалогах, в которых Монофизиты описываются как нищие, выдающие свои доктрины, собранные по обрывкам из различных еретиков. источников и сам как православный. Произведение перемежается пространными флорилегиями (сборниками святоотеческих цитат), что может быть причиной его сохранения. Эта флорилегия свидетельствует о значительной образованности Феодорита: 238 текстов взяты из 88 произведений, в том числе писателей до Никейского периода, таких как Игнатий, Ириней и Ипполит, а также богословов, таких как Афанасий и отцы Каппадокии. Такое использование флорилегии знаменует новый этап в развитии доктрины, поскольку оно создает новый авторитет христианского богословия: авторитет «отцов».

Два сочинения: О Святой и Животворящей Троице и О Боге. Воплощение Господа, сохранившееся благодаря приписыванию его противнику Кирилла Александрийского.

Еще одна сохранившаяся работа Феодорита - это его опровержение анафем, его отказ от двенадцати анафем, произнесенных ему Кириллом Александрийским, которые были сохранился в защиту Кирилла. Он обнаруживает аполлинаризм в учении Кирилла и отвергает «слияние в одну» из двух естеств единородного, равно как и разделение на двух сыновей (Epist. Cxliii). Вместо «союза согласно ипостасям » он принял бы только такое, которое «проявляет существенные свойства или модусы природы». Человек, соединенный с Богом, был рожден от Марии ; Между Богом Логосом и формой слуги необходимо проводить различие.

Еще одна сохранившаяся работа - Expositio rectae fidei. Это сохранилось среди писаний Иустина Мученика. Однако и Лебон (1930), и Селлерс (1945) независимо признали его работой Теодорета, вероятно, предшествующей вспышке христологических споров.

Лишь незначительные фрагменты (см. Послание 16) Теодорита. Сохранились защиты Диодора и Феодора (438-444).

Есть много утраченных работ. Феодорет упоминает, что написал против Ария и Евномия, вероятно, одного произведения, к которому были присоединены три трактата против македонцев. Кроме того, было два произведения против аполлинариев, а от Opus adversus Marcionem ничего не сохранилось.

Бог неизменен и в том, что он стал человеком, две природы разделены во Христе, а Бог-Логос всегда бессмертен и бесстрастен. Каждая природа оставалась «чистой» после союза, сохраняя свои свойства, исключая всякое превращение и смешение. Из двадцати семи речей в защиту различных положений первые шесть согласны по своему содержанию с Теодоретом. Несколько отрывков из пяти речей на Златоусте сохранил Фотий (кодекс 273).

Апологетические, исторические

Среди апологетических сочинений был «Ad quaestiones magorum» (429–436), ныне утерянный, в котором Теодорет оправдал Ветхий Завет жертвоприношения как альтернатива египетскому идолопоклонству, и разоблачили басни волхвов, которые поклонялись стихиям (Church History v. 38).

De Provisionntia, или Десять бесед о провидении, состоит из апологетических бесед, доказывающих божественное провидение физического порядка (главы i-iv), а также морального и социального порядка (главы vi-x). Скорее всего, они были доставлены культурной греческой общине Антиохии, где-то между 431 и 435 годами. В отличие от большинства проповедей, они представляют собой аргументированные аргументы, лекции, а не проповеди по библейским текстам.

Книга Graecarum Affectionum Curatio, или «Лечение греческих болезней», под названием «Истина Евангелия, доказанная из греческой философии», объединенная в двенадцать книг, была попыткой доказать истинность христианства из греческой философии И в отличие от языческих представлений и практик. Таким образом, он составляет одно из последних написанных извинений, поскольку в эпоху, когда господствовало христианство, потребность в извинениях постепенно исчезла. Истина непротиворечива там, где она не заслонена ошибкой и утверждает себя как сила жизни; философия - это только его предчувствие. Это произведение отличается ясностью аранжировки и стиля.

Церковная история Феодорита, которая начинается с расцвета арианства и заканчивается смертью Феодора в 429 г. (несмотря на то, что была завершена в 449-450 гг.) Очень хороша. отличается по стилю от Сократа Схоластика и Созомена. Он содержит много источников, которые иначе были бы утеряны, особенно письма об арианских спорах; тем не менее, эта книга является крайне партизанской: еретиков постоянно очерняют и описывают как пораженных «арианской чумой». Повествование более сжато, чем у других историков, и Теодорет часто связывает документы вместе, оставляя лишь короткие комментарии между ними. Первоначальный материал антиохийской информации появляется в основном в последних книгах.

Источники Теодори оспариваются. Согласно Валезию, это в основном Сократ и Созомен; Тщательное исследование Альберта Гулденпеннинга поставило на первое место Руфина, а рядом с ним Евсевия Кесарийского, Афанасия, Созомена, Сабина, Филосторгий, Григорий Назианзен и, в меньшей степени, Сократ. Н. Глубоковский насчитывает Евсевия, Руфина, Филосторгия и, возможно, Сабина.

История религии с приложением о божественной любви содержит биографии тридцати (десяти живых) аскетов, представленных в качестве религиозных образцов. Это документ, имеющий выдающееся значение для понимания сложной роли ранних монахов как в обществе, так и в церкви; он также примечателен тем, что представляет собой образец аскетической власти, который сильно противоречит «Жизни Антония» Афанасия.

По просьбе высокопоставленного чиновника по имени Спораций Теодорет составил Сборник еретических свидетельств (Haereticarum fabularum compendium), включая ересиологию (книги i-iv) и «сборник божественных догм» (книга v), который, помимо De Principiis Оригена и теологического труда Иоанна Дамаскина, является единственным систематическим представлением теология греческих отцов.

Письма

По сравнению с более чем 500 буквами, известными Никифору Каллисту в четырнадцатом веке, только около половины этого числа дожило до двадцатого века. век. Сохранились три коллекции, хотя между ними есть некоторые совпадения. 179 писем отредактировал Дж. Сирмонд в семнадцатом веке. К ним Дж. Саккелион добавил еще 47 писем, которые он опубликовал из рукописи, которую он нашел в монастыре на Патмосе в 1855 году. 36 писем сохранились в соборных записях. Эти письма дают представление о сельском христианстве на севере Сирии, а также позволяют понять епископские отношения; можно увидеть намеки на развитие христологических вопросов между Эфесским и Халкидонским соборами; есть письма утешения и благодарности; повсюду раскрывается щедрая и чуткая душа пастора.

Английский перевод сохранившихся писем является частью Никейского и постникейского отцов (2 сер., III. 250) -348).

Переводы

  • Переводы некоторых произведений Теодорита можно найти в Никейских и постникейских отцах.
  • Двуязычное издание Эранистов было опубликовано Oxford University Press в 1974 году.
  • Эттлингер, GH, 2003. Теодорет: Эранистес, ФК, Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки Press.
  • Петруччоне, Джон Ф. и Р.С. Хилл, 2007. Теодорет Кира. Вопросы к Октокнижию, греческий текст и английский перевод, Вашингтон, округ Колумбия, Католический университет Америки Press
  • Р.К. Хилл опубликовал перевод на английский язык Комментария к псалмам (2000, 2001), комментария к Псалтири. Песни песен (2001) и Комментарий к письмам Святого Павла (2001)
  • Иштван Пастори-Купан, Теодорет Кира, (Routledge, 2006), включает полные переводы «О Троице», «О Троице». Воплощение и отрывки из «Лекарства от греческих болезней» и «Сборника еретических мифов».
  • Английский перевод церковной истории доступен в виде электронной книги с сайта Munseys.com.
  • Двуязычные издания ( Греческий текст с параллельным французским переводом) некоторых текстов, упомянутых выше, были опубликованы в последние годы в Sources Chrétiennes.

Notes

References

Attribution

Источники

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Theodoret
Wikisource содержит оригинальные работы, написанные или о:. Теодорет
Последняя правка сделана 2021-06-11 08:11:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте