Шимон бар Йохай

редактировать
Еврейский раввин, автор Зохара Вход в гробницу Шимона бар Йохай

Шимон бар Йохай (арамейский : רבי שמעון בר יוחאי, рабби Шимон бар Йогай), также известный под его аббревиатурой Рашби, был таннаитом II века 2>мудрец в древней Иудее, который, как говорят, был активен после разрушения Второго Храма в 70 г. н.э. Он был одним из самых выдающихся учеников раввина Акивы, и многие ортодоксальные евреи приписывают ему авторство Зохара, главного труда Каббала.

Кроме того, ему приписываются важные юридические труды под названием Сифре и Мехилта (не путать с Мехильта рабби Измаила, из что большая часть текста такая же). В Мишне, в которой он является четвертым из самых упоминаемых мудрецов, он упоминается просто как «рабби Шимон» (за одним исключением, Хагига 1: 7). В бараита, мидраше и гемара его имя встречается либо как Р. Шимон, либо как Р. Шимон бен Йохай.

Согласно народной легенде, он и его сын Елеазар б. Симеон, были отмечены каббалистами. Обе фигуры почитаются каббалистической традицией с особенным почтением. По традиции они были похоронены в одной гробнице в Мероне, Израиль, которую посещают тысячи людей круглый год.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Истории преследований и сокрытий
    • 1.2 Более поздние истории
  • 2 Учения
    • 2.1 Галаха
    • 2.2 Аггада
    • 2.3 Мистицизм
    • 2.4 Цитаты
  • 3 Yahrzeit
    • 3.1 Обычаи Yahrzeit у могилы
      • 3.1.1 Костры
      • 3.1.2 Первая стрижка для мальчиков
      • 3.1.3 Chai rotel
  • 4 Споры
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Биография
Впечатление художника о рабби Шимоне бар Йохаи на поминальной свече

Он родился в Галилее. Он был одним из главных учеников раввина Акивы, у которого он учился 13 лет в Бней-Брак.

Берахот 28а сообщает, что Шимон ранее учился в Джабне, при Гамалииле II и Иисусе Навине бен Ханании, и что он был причиной печально известной ссоры, вспыхнувшей между этими двумя лидерами. Однако это утверждение несколько сложно в хронологическом порядке, учитывая, что примерно сорок пять лет спустя, когда Акива был брошен в тюрьму, отец Шимона был еще жив. Захария Франкель таким образом пришел к выводу, что рассказ в Берахот 28а является ложным.

Острота зрения Шимона была проверена и признана Акивой, когда он впервые пришел к нему; из всех своих учеников Акива рукоположил только раввина Меира и Шимона. Осознавая свои заслуги, Шимон почувствовал себя обиженным из-за того, что его поставили после Меира, и Акива был вынужден успокоить его мягкими словами. Во время жизни Акивы Шимона время от времени находили в Сидоне, где он, кажется, проявил большую независимость в своих галахических решениях.

Записан следующий случай, иллюстрирующий его остроумие и благочестие: мужчина и его жена, бездетные, несмотря на десять лет брака, явились к Шимону в Сидон, чтобы добиться развода. Заметив, что они любят друг друга, и не имея возможности отказать в просьбе, которая соответствовала раввинскому закону, Шимон сказал им, что, поскольку их свадьба была отмечена праздником, они должны отметить свое разлуку таким же образом. В результате оба передумали, и благодаря молитве Шимона Бог даровал им ребенка.

Шимон часто возвращался к Акиве, и однажды он передал ему сообщение от своей однокурсницы Ханина Бен Хакинай. Шимон глубоко любил своего великого учителя. Когда Адриан бросил Акиву в тюрьму, Шимон (вероятно, под влиянием своего отца, который пользовался благосклонностью римского двора) нашел способ проникнуть в тюрьму. Он по-прежнему настаивал на том, чтобы Акива учил его, и когда последний отказался, Шимон в шутку пригрозил рассказать об этом своему отцу, Йохаю, который заставит Акиву быть более суровым. После смерти Акивы Шимон был снова рукоположен вместе с четырьмя другими учениками Акивы Иудой бен Бабой.

Истории преследований и сокрытий

Преследование евреев при Адриане вдохновило Шимона на иное мнение римляне, чем то, что держал его отец. Шимон часто демонстрировал свои антиримские чувства. Когда на встрече Шимона со своими бывшими одноклассниками в Уша, вероятно, примерно через полтора года после смерти Акивы (ок. 126), Иуда бен Илаи восхвалял Римское правительство, Шимон ответил, что институты, которые казались Иуде столь похвальными, были предназначены только для блага римлян, чтобы облегчить осуществление их злых замыслов. Слова Шимона были переданы Иуде б. Герим (один из его собственных учеников) римскому правителю, который приговорил Шимона к смерти (по словам Гретца, этим правителем был Варус, правивший при Антонине Пии, и событие произошло около 161 г.). Шимон был вынужден искать убежище в пещере, где он оставался тринадцать лет, пока не умер император, возможно Адриан. Два разных рассказа о пребывании Шимона в пещере и его передвижениях после выхода из нее приведены в Шаббат и в пяти других только что упомянутых источниках. Последние пять источников (из которых Йерушалми Шевуот 9 38d кажется наиболее достоверным) рассказывают, с некоторыми вариациями, что Шимон в сопровождении своего сына Элеазара (в Йерушалми-Шевуот, только Шимон) спрятался в пещере недалеко от Гадары, где они прожили тринадцать лет, питаясь финиками и плодами рожкового дерева, поэтому все их тела покрылись сыпью. Однажды, увидев, что птица неоднократно сбегала из сети, установленной для нее охотником, Шимон и его сын были побуждены покинуть пещеру, приняв побег птицы как знак того, что Бог не оставит их. Выйдя за пределы пещеры, они услышали, как летучая мышь кол сказала: «Ты свободен»; они (или он) соответственно пошли своей дорогой. Затем Шимон искупался в теплых источниках Тверии, которые избавили его от болезни, заразившейся в пещере, и выразил свою благодарность городу следующим образом:

Тверия была построена Ирода Антипы на месте, где было много гробниц, точное местонахождение которых было утеряно. Поэтому город считался нечистым. Решив устранить причину нечистоты, Шимон посадил люпин во всех предполагаемых местах; где бы они не пустили корни, он знал, что внизу могила. Затем тела были эксгумированы и извлечены, и город объявлен чистым. Чтобы рассердить и дискредитировать Шимона, некий самаритянин тайно заменил одно из тел. Но Шимон силой Святого Духа узнал, что сделал самарянин, и сказал: «Пусть то, что вверху, снизится, а то, что внизу, восстанет». Самарянин был погребен; а школьный учитель Магдалины, высмеивавший Шимона за его заявление, превратился в груду костей.

По версии в Шаббат 33б, Шимон и Елеазар спрятались в пещере, после чего там чудесным образом появились рожковое дерево и родник. В целях экономии одежды они сидели обнаженными на песке, в результате чего их кожа покрылась корками. По прошествии двенадцати лет пророк Илия объявил им о смерти императора и, как следствие, отмене вынесенного им смертного приговора. Когда они вышли, Шимон увидел людей, занятых земледелием, не обращая внимания на Тору, и, рассердившись на это, поразил их своими взглядами. Затем летучая мышь ol приказал ему вернуться в пещеру, где они с Элеазаром оставались на двенадцать месяцев дольше, по истечении этого времени летучая мышь ol приказала им выйти. Когда они это сделали, Шимона встретил его зять Финеес бен Иаир, который заплакал, увидев его в таком несчастном состоянии. Но Шимон сказал ему, что он должен радоваться, потому что за тринадцать лет пребывания в пещере его знание Торы значительно расширилось. Тогда Шимон в благодарность за чудо, сотворенное для него, предпринял очищение Тверии. Он бросил несколько люпинов в землю, после чего тела вышли на поверхность в различных местах, которые затем были отмечены как могилы. В груду костей превратился не только человек, высмеивавший объявление Шимона об очищении Тверии, но и ученик и рассказчик Шимона Иуда б. Герим.

Более поздние истории

Похоже, что Шимон впоследствии поселился в Мероне, долина перед которым была заполнена по приказу Шимона золотыми динарами. С другой стороны, говорят, что Шимон основал в Фекоа процветающую школу, среди учеников которой был Иуда I. Гретц продемонстрировал, что эта Текоа, очевидно, находилась в Галилее, и, следовательно, ее нельзя отождествлять с библейской Фекоа, которая находилась на территории Иудеи. Бахер утверждает, что Текоа и Мерон были одним и тем же местом.

В качестве последнего важного события в жизни Шимона говорится, что он был отправлен в Рим (в сопровождении Елеазара бен-Хосе) с петицией к императору об отмене указа против трех иудейских обрядов: и что его миссия была успешной. Утверждается, что Шимон был выбран для этой миссии, потому что он был известен как человек, в пользу которого часто творились чудеса. В Риме успех Шимона тоже был связан с чудом, поскольку по дороге его встретил демон Бен Темалион, который предложил свою помощь. Согласно договоренности, демон вошел в дочь императора, и Шимон изгнал его, когда прибыл к римскому двору. Затем император отвел Шимона в свою сокровищницу, предоставив ему самому выбирать себе награду. Шимон нашел там досадный указ, который он забрал и разорвал на части. Эта легенда, происхождение которой явно нееврейское, стала предметом обсуждения современных ученых. Исраэль Леви считает, что это разновидность легенды об апостоле Варфоломее, изгнавшем беса, который овладел дочерью царя Индии Полимния. Мнение Исраэля Леви было одобрено Иосифом Галеви. Бахер считает, что есть еще одна христианская легенда, которая больше соответствует талмудическому повествованию: та, в которой Аберций изгнал демона из Лусиллы, дочери Марка Аврелия.

Шимон, как утверждается, сказал, что какое бы число ни могло быть Из людей, заслуживающих попасть на небеса, он и его сын, несомненно, были из этого числа, так что если их было только двое, то это были он и его сын. Он также сказал, что, объединившись со своим сыном и Иоафамом, царем Иудеи, он сможет освободить мир от суда. Таким образом, благодаря своему исключительному благочестию и постоянному изучению Закона Шимон считался одним из тех, чьи заслуги сохраняют мир, и поэтому при его жизни радуга никогда не была видна, и в этом обещании Божьей снисходительности не было необходимости.

Учения

Наиболее полный отчет об учении рабби Шимона можно найти в книге В. Бахера Agada der Tannaiten. Когда Талмуд приписывает учение рабби Шимону, не уточняя, какой именно рабби Шимон имеет в виду, имеется в виду Шимон бар Йохай.

Галаха

Галахот Шимона очень многочисленны; они встречаются во всех трактатах Талмуда, кроме Берахот, Халлах, Таанит, Недарим, Тамид, и Миддот. Он очень ценил учение своего учителя Акивы и, как сообщается, рекомендовал своим ученикам следовать его собственной системе интерпретации («миддот»), потому что она была заимствована из системы Акивы. Но это само по себе показывает, что Шимон не следовал своему учителю во всем; действительно, как показано ниже, он часто отличался от Акивы, заявляя, что его собственные интерпретации лучше. Он был независим в своих галахических решениях и не воздерживался от критики таннаим предшествующих поколений. Он и Хосе бен Халафта в целом придерживались того же мнения; но иногда Шимон был на стороне раввина Меира. Подобно другим ученикам Акивы, которые, желая увековечить учение последнего, систематизировали его в основании Мишны (Р. Меир), Тосефты (Р. Нехемия) и Сифра (рабби Иуда), Шимону приписывают авторство Сифре (галахического мидраша к Числам и Второзаконию) и Мехильта де-рабби Шимон (аналогичный мидраш Exodus).

Особенностью учения Шимона было то, что в галахе или в агадической интерпретации библейского повеления он пытался найти первопричину этого. Это часто приводило к существенному изменению рассматриваемой команды. Из многих примеров можно извлечь следующее: в запрете брать в залог одежду вдовы, Иуда бен Илаи считал, что нельзя делать различия между богатой и бедной вдовой. Но Шимон приводит причину такого запрета, которая заключалась в том, что, если бы такое обещание было взято, необходимо было бы возвращать его каждый вечер, а посещение дома вдовы каждое утро и вечер могло поставить под угрозу ее репутацию. Следовательно, заявляет он, запрет применяется только в случае бедной вдовы, поскольку богатому не нужно возвращать одежду вечером.

Имя Шимона широко отождествлялось с этим галахическим принципом интерпретация, и его учитель Акива одобрил это; поэтому современники часто обращались к нему, когда хотели узнать причину определенного галахота. Шимон также разделил устный закон на пронумерованные группы, 15 из которых сохранились в Талмуде. Он особенно отдавал предпочтение системе изложения общих правил, которых очень много. Все это показывает, что он был систематическим и обладал способностью ясно выражать свои мысли. Он был догматичен в своих галахических решениях, но там, где были сомнения относительно того, какой из двух путей следует придерживаться, и раввины шли на компромисс, он признавал законность любого курса. Он отличался от Акивы тем, что не думал, что такие частицы, как «эт», «гам» и другие, содержат в себе признаки галахот; но во многих случаях он показал, что он не согласен с мнением Р. Измаила о том, что Тора говорит так, как говорят люди, и что, казалось бы, плеонастические слова никогда не могут служить основанием для вывода новых законов.

Аггада

Шимон также очень известен в аггаде, и его высказывания многочисленны в обоих Талмудах. Многие из его высказываний связаны с изучением Торы, которая, по его мнению, должна быть главной целью жизни человека. Несмотря на то, что он подчеркивал важность молитвы, и особенно чтения «Шма», он заявил, что ни в том, ни в другом случае нельзя прерывать изучение Торы. Он считает Тору одним из трех благих даров, которые Бог дал Израилю и которые нельзя сохранить без страданий. Но, осознавая сложность одновременного изучения Торы и обеспечения средств к существованию, Шимон сказал, что Тора была дана только тем, кто ел манну или священническую трапезу. Он заявил, что если бы он был на горе Синай, когда Бог передал Тору Израилю, он бы попросил у человека два рта, один из которых использовался бы исключительно как средство для повторения и, таким образом, изучения Торы. Но затем он добавил: «Как велико было бы зло, совершенное аферистами [" moserim "] с двумя устами!»

Среди множества других высказываний Шимона можно упомянуть те, которые касаются покаяния, и некоторые из его этические высказывания. «Сила покаяния настолько велика, что человек, который в течение своей жизни был очень нечестивым [« раша 'гамур »], если он раскаивается до конца, считается совершенно праведником». Он был особенно суров против высокомерия, которое, по его словам, подобно идолопоклонству, и против публичного позора ближнего: «Лучше броситься в горящую печь, чем публично стыдить ближнего». Он осудил преступления ростовщичества, мошенничества и нарушения домашнего спокойствия.

Его враждебность к язычникам в целом и к женским суевериям выражается в следующем высказывании: «Лучшее из язычников заслуживает смерти; лучшее из змеям следует раздавить голову, а самая набожная из женщин склонна к колдовству ». Его враждебность к римлянам, упомянутая выше, выражается также в его максимах; так, вероятно, имея в виду парфянскую войну, разразившуюся во времена Антонина Пия, он сказал: «Если вы видели привязанного персидского [парфянского] коня в Палестине, то надейтесь на приход Мессии».

Мистика

Р. Шимон соединил со своим рационализмом в галахе странный мистицизм в своих агадических учениях, а также в своей практике. Он говорил о магическом мече, на котором было начертано Имя, который Бог дал Моисею на Синае; и он приписал Моисею всевозможные чудодейственные силы. После своей смерти он явился святым в их видениях.

Таким образом, его имя стало связано с мистическими знаниями, и он стал главным авторитетом для каббалистов ; по этой причине Зоар впервые появился под названием «Мидраш де-рабби Шимон бен Йохай». Также существуют два апокрифических мидраша, приписываемых Шимону: «Тайны рабби Симона бен Йохая » и «Тфиллат Р. Шимон бен Йохай». Оба они относятся к мессианскому времени, но второй более полный. Суть этих мидрашей заключается в том, что, пока Шимон был спрятан в пещере, он постился сорок дней и молился Богу спасти Израиль от таких гонений. Затем Метатрон открыл ему будущее, объявив различных мусульманских правителей, последний из которых погибнет от рук Мессии. Как и в подобных мессианских апокрифах, главными героями являются Армил и три Мессии: Мессия б. Джозеф, Мессия б. Ефрем и Мессия б. Дэвид.

Хотя многие каббалисты приписывают ему авторство Зохара, подлинность этого утверждения оспаривается как светскими, так и религиозными учеными. которые указывают на Моисея де Леона как на автора, опубликовавшего Зоар в 13 веке.

Цитаты

  • Лучше тому человеку упасть в раскаленную печь, чем публично поставить своего соседа в неловкое положение.
  • Святой, благословен Он, дал Израилю три дара: Тору, Землю Израиля и мир грядущий.
  • Птица без согласия неба не может погибнуть. Насколько же больше, тогда сам человек!
  • Тот, кто заставляет человека грешить, хуже того, кто убил его.
  • Я видел тех, кому предназначено грядущий мир. Если им тридцать, то мы с сыном среди них. Если им десять, то мы с сыном среди них. Если их двое, то я и мой сын - это они.
  • Божественный Закон (Тора ) не был дан для разъяснения, кроме тех, кто ест манну (т.е. тем, кто свободны от мирских забот и забот).
Яхрзейт
Могила рабби Шимона бар Йохая в Мероне на Лаг Ба-Омер

Некоторые считают, что Бар Йохай умер на 33-й день Омера, известного как Лаг ба-Омер. Другие утверждают, что это убеждение основано на опечатке в книге рабби Хайима Витала «При Эц Чадаш». Некоторые считают, что в день своей смерти он раскрыл глубокие каббалистические секреты, которые легли в основу Зохара. Согласно Бней Иссашар, в день своей смерти бар Йохай сказал: «Теперь я хочу раскрыть секреты... Этот день не уйдет на свое место, как любой другой, потому что весь этот день находится в моих владениях... "Дневной свет чудесным образом продлился до тех пор, пока он не завершил свое последнее учение и не умер.

Его ярзейт широко известен как Йом Хиллула, день празднования. Это основано на оригинальном тексте Шаар а-Каванот раввина Хаима Витала, в котором этот день упоминается как Йом Симхато («день его счастья»), а не Йом Шемет («день, когда он умер. "). Таким образом, существует очень широко распространенный обычай праздновать Лаг ба-Омер на месте его захоронения в Мероне. кострами, факелами, песнями и пиршествами Йом Хиллула празднуется сотнями тысяч людей. Это празднование было особой просьбой рабби Шимона бар Йохая своих учеников. Некоторые говорят, что, когда бар Йохай дал духовный свет миру с откровением Зоара, зажигаются костры, чтобы символизировать влияние его учения. Поэтому многие люди зажигают свечи и / или костры по всему миру.

Яхрзейтские обычаи у могилы

Костры

У могилы рабби Шимона, честь зажигать Главный костер традиционно достается Ребе из династии Боянеров. Эта привилегия была приобретена раввином Аврохомом Яаковом Фридманом, первым Садигурой Ребе, у сефардских опекунов Мерона и Цфата. Ребе Садигура завещал эту честь своему старшему сыну, раввину Ицхоку Фридману, первому Боянерскому Ребе и его потомкам. В первом хадлаке (освещении) ежегодно участвуют сотни тысяч человек; в 2001 году толпа оценивалась в 300 000 человек.

Первая стрижка для мальчиков

Это принято на праздновании Мерона, начиная со времен раввина Исаака Лурии, трехлетним мальчикам делают первые стрижки (упшерин ), а их родители раздают вино и сладости.

Чай ротель

Марк (за синим забором) над пещерой, в которой Похоронен рабби Элеазар бар Шимон. Этот главный зал разделен пополам, чтобы разделить мужчин и женщин.

Еще один обычай у гробницы раввина Шимона бар Йохая - это дар Хай Ротеля (иврит : ח״י רוטל). на иврите буквы chet и yod - это gematria (числовой эквивалент) 18. Rotel - это жидкость объемом около 3 литров. Таким образом, 18 ротелей равняются 54 литрам или примерно 13 галлонам. Принято считать, что если кто-то пожертвует или предложит 18 ротелей жидких закусок (виноградный сок, вино, газированная вода или даже вода) тем, кто присутствует на торжествах в могиле бара Йохая на Лаг ба-Омер, то дарителю будет даровано чудесное спасение.

Согласно Таамей Минхагим, многие бездетные пары добились успеха с помощью этой сегулы (благоприятной практики). Эту практику также одобряли раввин Овадия миБартенура и Шела ГаКадош. Бобовер Рав, Бен Цион Хальберстам послал письмо из Польши своим хасидам в Израиле с просьбой подарить чай ротел в Мероне в этот священный день от имени пары, у которой не было детей. Несколько местных организаций собирают пожертвования chai rotel и раздают напитки от имени жертвователя в Мероне на Лаг Ба-Омер. Через девять месяцев после Лаг ба-Омер организация Охель Рашби даже приглашает пары, которые молились у могилы и имели ребенка, вернуться в Мерон, чтобы отпраздновать рождение.

Споры

Некоторые из его взглядов были кажется очень враждебно настроенным по отношению к язычникам. Еврейская энциклопедия 1906 года описывает его как выдающегося антиеврейского учителя. антисемиты часто цитируют Шимона бар Йоха в его высказывании: «Лучшие из неевреев убивают его, лучший из змей режет ему голову, самая набожная из женщин склонна к колдовству». Эта враждебность к римлянам повторяется в одном из его изречений: «Если вы видите персидского коня, привязанного в Израиле, то надейтесь на приход Мессии. " Из-за очевидной крайней враждебности в цитате Бар Йохая некоторые более поздние переводы его сочинений были изменены, чтобы заменить «лучшие из язычников» на «лучшие из египтян», чтобы лучше отразить полный контекст цитаты.

См. Также
Ссылки

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Зингер, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). "СИМЕОН БЕН ЙОГАЙ". Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.

Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с рабби Шимоном бар Йохаем.
Последняя правка сделана 2021-06-08 05:28:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте