Армилус (Иврит : ארמילוס) (также пишется Армилос и Армилий ) - это анти-мессия фигура средневековой еврейской эсхатологии, сопоставимая со средневековыми интерпретациями христианского антихриста и исламского Даджала, который завоюет всю Землю, централизовав в Иерусалиме и преследовал верующих до его окончательного поражения от рук Посланника Бога или истинного Мессии. Его неизбежное разрушение символизирует окончательную победу добра над злом в мессианскую эпоху.
Сефер Зерубабель, вероятно, датируется 7 веком нашей эры. Считается, что Армил является криптограммой для Ираклия, византийского императора, и считается, что события, описанные в «Сефер Зоровавель», совпадают с еврейским восстанием против Ираклия.
Мидраш XI века Мидраш Вайоша, описывающий Армила, был впервые опубликован в Константинополе в 1519 году.
Согласно Еврейской энциклопедии, Армилус - это «царь, который восстанет в конце времен против Мессии и будет побежден им, после того как принес много бед Израилю ». О нем говорится в Мидраше Вайоша, Сефер Зерубабель и других текстах. Он противник, подобный Гогу и Магогу. В Сефер Зоровавель он занимает место Магога и побеждает Мессию бен Иосиф.
. Происхождение этой фигуры, как говорят, является потомком Сатаны и девственницы, или Сатаны и статуи (или «камень») рассматривается Еврейской энциклопедией как сомнительный из-за вариации и четкой связи (если не пародии) с христианскими учениями, легендами и Священными Писаниями.
Название могло быть получено от имени Ромула, одного из основателей Рима, или от Аримана, злого принципа в зороастризме (Аримаинюс = Армалгус).
Мидраш Вайоша изображает Армила лысым, частично глухим, частично искалеченным и частично прокаженным.