Иисус Навин бен Ханания

редактировать

Джошуа бен Ханание ( иврит : יהושע בן חנניה Yəhōšua' бен Ḥánanyāh., Г 131 С), также известное как рабби Йеошуа, было одним из ведущего Tanna первой половины столетия после разрушения части Храма. Он седьмой из самых часто упоминаемых мудрецов в Мишне.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Отношения с неевреями
  • 2 Его экзегезы
  • 3 Противостояние аскетизму
  • 4 Поговорки
    • 4.1 Другие цитаты
  • 5 ссылки
  • 6 Библиография

биография

Он был левитского происхождения и служил в святилище как член класса певцов. Его мать предназначала ему жизнь учебы, и, как рассказывает старший современник Доса бен Харкинас, она несла ребенка в его колыбели в синагогу, чтобы его уши могли привыкнуть к звукам слов Торы.. Вероятно, имея в виду свою благочестивую мать, Йоханан бен Заккай так выразился об Иисусе Навине бен Ханании: «Слава Тебе, родившему его». Согласно другой традиции, Йоханан бен Заккай похвалил его в словах Экклезиаста (4:12): «И веревка, скрученная втрое, не быстро разорвется». Возможно, он имел в виду, что у Иисуса Навина три ветви традиционного обучения, Мидраш, Галаха и Аггада, были объединены в единое целое; или, возможно, он использовал этот отрывок в том смысле, в котором он был использован позже, чтобы показать, что Иисус Навин принадлежал к семье ученых даже в третьем поколении.

Постоянное место жительства Джошуа находилось в Пекиине, месте между Явне и Лиддой, где он занимался ремеслом портного. Это занятие ни в какой степени не умаляло уважения, оказываемого ему как одному из влиятельных членов академии в Явне.

Джошуа бен Ханания был одним из пяти, которые составляли внутренний круг учеников Йоханана. При перечислении их традиция ставит его во главе вместе с Элиэзером бен Хурканусом. Традиция также часто упоминает этих двоих вместе как сторонников противоположных взглядов. Они оба присутствовали на праздновании обрезания Елисея бен Абуйи (Ахера) в Иерусалиме и развлекались, соединяя отрывки Торы с другими в Пророках и Агиографах. Также Элиэзер и Иисус Навин спасли Йоханана бен Заккая из осажденного города и привели его в лагерь Веспасиана.

После смерти Йоханана бен Заккая ок. 80 г. н.э., Джошуа был самым горячим сторонником усилий Гамалиила II, направленных на то, чтобы добиться преобладания взглядов последователей Гиллеля Старшего над взглядами Шаммая и, таким образом, положить конец разногласиям, которые так долго существовали между школами.. Но именно он был тем, кого Гамалиил унизил в определенном случае, когда авторитет президента был под вопросом. Податливый характер Джошуа не защитил его от унижения со стороны Гамалиила во второй раз, и несправедливость, причиненная Иегошуа, стала причиной отстранения Гамалиила от должности. Вскоре он получил прощение Иисуса Навина, и это открыло путь для его восстановления; но теперь он был вынужден разделить свою должность с Елеазаром бен Азария, который первоначально был назначен его преемником.

Иисус Навин очень высоко оценил Елеазара и однажды воскликнул в своей решительной манере: «Приветствую тебя, отец Авраам, ибо Елеазар Бен Азария вышел из чресл твоих!» Когда возникла необходимость представить дело палестинских евреев в Риме, два президента, Гамалиил и Елеазар, пошли в качестве своих представителей, а их сопровождали Иисус Навин бен Ханания и Акива. Это путешествие «старейшин» в Рим и их пребывание в Имперском городе послужило материалом для многих повествований. В одном из них римляне призывают Иисуса Навина бен Ханания предоставить доказательства из Библии воскресения мертвых и Божьего предвидения. В другом Иисус Навин приходит на помощь Гамалиилу, когда последний не может ответить на вопрос «философа». В трактате Хорайот, в анекдоте о морском путешествии, предпринятом Гамалиилом и Иисусом Навином, используются астрономические знания последнего. Говорят, он рассчитал, что во время путешествия появится комета.

После смерти Гамалиила первое место среди ученых досталось Иисусу Навину, поскольку Элиэзер бен Гиркан находился под запретом. Иисус Навин хотел отменить постановление Гамалиила, но встретил сопротивление со стороны совета. Иисус Навин стоял у смертного одра своего коллеги Элиэзера бен Гиркана и крикнул ему: «О господин, ты для Израиля более ценен, чем Божий дар дождя; так как дождь дает жизнь только в этом мире, тогда как Ты даешь жизнь как в этом мире, так и в мире грядущем ". Когда после смерти Элиэзера другие правоведы, Елеазар бен Азария, Тарфон и Акива, оспорили некоторые из его мнений, Иисус Навин сказал им: «Не следует противостоять льву после его смерти». Елеазар, похоже, тоже умер незадолго до Иисуса Навина.

Рассказывают, что, когда Иисус Навин бен Ханания собирался умереть, ученые, стоявшие у его постели, оплакивали его и говорили: «Как нам удержаться от неверующих?» Иисус Навин утешал их словами из Иеремии 49: 7: «Если был взят совет у детей [Бога, то есть Израиля], то мудрость их [врага] также погибла».

После его смерти важность Иисуса Навина была превознесена в словах: «С тех пор, как умер рабби Иисус Навин, добрые советы в Израиле прекратились». Вскоре после смерти Джошуа мыслителей заменили люди действия, и Симон бар Кохба, которого с энтузиазмом приветствовал самый влиятельный ученик Джошуа, раввин Акива, поднял знамя восстания против Рима. То, что этот шаг не был предпринят ранее, объясняется влиянием Иисуса Навина.

Отношения с неевреями

В начале правления Адриана Иисус Навин выступает как лидер еврейского народа. Когда в разрешении на восстановление Храма снова было отказано, он отвратил взволнованных людей от мыслей о восстании против Рима своей речью, в которой умело использовал басню Эзопа о льве и журавле. Примерно в то же время Иисус Навин своим красноречием не позволил объявить всю территорию Храма нечистой, потому что в ней была найдена одна человеческая кость.

Иисус Навин дожил до визита Адриана в Палестину и последовал за императором в Александрию (130 г.). Беседы между Джошуа и Адрианом, сохранившиеся в Вавилонском Талмуде ( Hullin 59b) и палестинском мидраше, были сильно изменены и преувеличены традицией, но, тем не менее, в целом они представляют собой справедливую картину общения между остроумными евреями. ученый и активный, любознательный император, «любопытный исследователь», как называет его Тертуллиан.

В палестинских источниках Иисус Навин отвечает на различные вопросы императора: как Бог создал мир, относительно ангелов, относительно воскресения тела и со ссылкой на Десятисловие. В Вавилонском Талмуде связаны три разговора, которые напоминают беседу в Десятисловии: Иисус Навин заставляет замолчать насмешки императора над иудейским представлением о Боге, доказывая ему несравненное величие и величие Бога. Иисус Навин также упрекает дочь императора, когда она издевается над Богом евреев; в другом месте ее заставляют раскаяться в том, что она высмеивала внешность Иисуса Навина. Вопрос императора относительно запаха субботней пищи - насмешливый. Однажды Иисус Навин сказал императору, что ему приснятся парфяне. В другой раз он извинился за свою неявку на собрание, умно описав немощи своей старости. В одной беседе, сохраненной более поздним авторитетом, Иисус Навин защищал справедливость Бога, в которой усомнился император. Однажды во дворце императора произошел спор в пантомиме между Иисусом Навином и иудео-христианином («Мин»), в котором Иисус Навин утверждал, что защитная рука Бога все еще протянута над Израилем. В другом разговоре Иисус Навин защищал честь Израиля от нападавшего на него еретика, цитируя Михей 7: 4.

Некоторые вопросы, адресованные Иисусу Навину афинскими мудрецами в длинном рассказе в Вавилонском Талмуде, содержат полемические выражения относительно христианства. Историческая основа этой замечательной традиции находится в связи Адриана с Иисусом Навином бен Ханании, во время визита Иисуса Навина в Афины и в его общении с афинскими учеными и философами. Его заключение является отголоском мифа о Данаиде и призвано продемонстрировать превосходство «еврейских мудрецов» над «старейшинами Афин». В этой традиции воплощены истории, в которых ум Афин побежден умом жителей Иерусалима. В одном из них ученики Йоханана бен Заккая высмеивают афинянина. То, что эта традиция частично содержит полемику против христианства, объясняется тем фактом, что Иисус Навин бен Ханания боролся с ересью иудео-христиан. Тот же дух проявляется в истории о его племяннике Ханании.

Его экзегезис

Экзегетические споры Джошуа бен Ханании с двумя из его самых выдающихся современников занимают важное место в агадической традиции. Это его коллега Элиэзер бен Хурканус, который также часто упоминается в Галахе как придерживающийся противоположного мнения, и Элеазар из Модиима, который принадлежал к школе Явне и был особенно известен как автор агадических толкований Библии.. Споры между Элиэзером и Иисусом Навином касаются космологии, эсхатологии, включая взгляды на период, а также на грядущий мир и воскресение, а также на толкование различных библейских отрывков.

Споры между Иисусом Навином бен Ханании и Елеазаром из Модиима можно найти в Мехильте на Исход, и в то же время они образуют непрерывный двойной комментарий к разделам, касающимся пребывания израильтян в Маре, чуда манны, битва с Амалеком и визит Иофора. В этих спорах Иисус Навин, как правило, выступает за натуралистическое, буквальное значение слов и историческую интерпретацию содержания, делая акцент на значении, требуемом контекстом.

В александрийские евреи обратились двенадцать вопросов к Иисусу. Они делятся на четыре группы:

  1. три галахических
  2. три агадических
  3. три глупо невежественных вопроса (этакая пародия на вопросы галахической казуистики )
  4. три вопроса взяты из практической жизни.

Ему также было задано одиннадцать вопросов об особом положении женщины в физических, духовных, социальных и религиозных вопросах. Вот некоторые из них с его ответами:

  • " Почему мужчину легко уговорить, а женщину трудно убедить? "
«Мужчина был создан из земли, которая легко растворяется в воде; женщина была создана из кости, на которую вода не влияет».
  • « Почему мужчина не покрывает голову, а женщина покрывает свою? »
«Тот, кто совершил грех, стыдится перед людьми; таким образом женщина стыдится из-за греха Евы и, следовательно, покрывает свою голову».
  • « Почему женщины имеют преимущество в похоронных процессиях? »
«Потому что они принесли в мир смерть».

Противостояние аскетизму

После разрушения Храма Иисус Навин выступил против преувеличенного аскетизма, с которым многие хотели показать свое горе, например, обходясь без мяса и вина, потому что жертвенник, на который они приносили в жертву животных и возливали вино, был разрушен. Он представил им, что для того, чтобы быть последовательными, они не должны есть инжир или виноград, так как первые плоды больше не приносятся, и что им следует даже воздерживаться от хлеба и воды, поскольку праздник черпания воды был прекращен, и хлеб предложения, как и два хлеба пира первых плодов, больше нельзя было приносить в жертву. Этими аргументами Иисус Навин поддержал усилия своего учителя, чтобы облегчить горечь утраты Храма, который до этого был центром религиозной жизни.

Однажды, когда раббан Йоханан бен Закай шел по Иерусалиму с Ребби Иегошуа, они подошли к тому месту, где теперь стоял в руинах Иерусалимский Храм. «Горе нам, - воскликнул рабби Иегошуа, - ибо этот дом, в котором было совершено искупление за грехи Израиля, теперь лежит в руинах!» Раббан Йоханан ответил: «У нас есть еще один, не менее важный источник искупления, практика гемилут хасадим (любящая доброта), поскольку сказано:« Я желаю любящей доброты, а не жертвы ».

-  20, 20, Авот рабби Натана.

Его неприятие аскетизма, однако, было также связано с его мягким и умеренным характером, что заставило его сказать в отношении строгих правил, принятых школой Шаммая незадолго до разрушения святилища: «В тот день они перешагнул границу ". Как он заявил в споре по этому поводу со своим коллегой Элиэзером бен Хурканусом, «они вылили воду в сосуд, полный масла, в результате чего дорогостоящая нефть потратила впустую». Иисус Навин видел величайшую опасность для общества в болезненных ответвлениях благочестия. Он называет «врагами всеобщего процветания» следующее:

  • глупо набожный (набожный не в то время)
  • хитрые грешники
  • женщина с чрезмерной осанкой
  • лицемеры, которые притворяются святыми

В своем жизненном девизе он рекомендует умеренность и любовь к человечеству как гарантию личного счастья. По его словам, сглаз (скупость), злое начало (страсть) и ненависть к человечеству удаляют людей из мира. В том же духе он отвечает на вопрос, поставленный Йохананом бен Заккая своим ученикам о наилучших стандартах поведения. Он заявляет, что нужно стремиться к общению с хорошим товарищем и избегать плохого. Различные анекдоты иллюстрируют противостояние между Иисусом Навином, который представлял учение Гиллеля, и его коллегой Элиэзером, который представлял учение Шаммая, во многом так же, как противостояние между Гиллелем и Шаммаем изображено в другом месте.

Поговорки

Потомки считали Иисуса Навина бен Ханания человеком, всегда готовым дать ответ, и победоносным представителем еврейского ума и мудрости. Это показано в отчетах о его беседах с язычниками и в других рассказах. Он сам рассказывает о трех встречах, в которых ему пришлось уступить пальму первенства остроумию женщины и ребенка. Он представляет историю такими словами: «Никто никогда не победил меня, кроме женщины, мальчика и служанки». Иисус Навин объясняет конец Псалма 9:18 тем, что даже среди язычников есть благочестивые люди, которые будут иметь долю в жизни вечной. « Псалмы, - сказал он также, - относятся не к личным делам Давида, а к делам всего Израиля». Если человек выучит галахическое предложение утром и два предложения вечером, и он весь день занят своим делом, это будет засчитано ему, как если бы он исполнил всю Тору. Праздники предназначены для использования наполовину для мирских развлечений, наполовину для учебы. Из Руфь 2:19 можно сделать вывод, что бедный человек, который получает, делает больше для дающего, чем дающий делает для получателя.

Другие цитаты

Сглаз и наклонение зло и ненависть к ближнему поставить человека из этого мира.

Больше, чем хороший человек в доме делает для бедных, бедняк делает для хорошего человека в доме.

Без его новелл нет Дома учебы.

Рекомендации

Библиография

 Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянииSinger, Isidore ; и др., ред. (1901–1906). "Иисус Навин бен Ханания". Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk amp; Wagnalls.

Последняя правка сделана 2023-04-01 02:41:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте