Князь Игорь | |
---|---|
Опера Автор Александр Бородин | |
Титульный лист опубликованной партитуры. Текст гласит: «Князь Игорь, опера в 4-х действиях с прологом, словами и музыкой А.П. Бородина, сюжет адаптирован из «Слова о полку Игореве». | |
Родное название | Русский : Князь Игорь, романизированный : Князь 'Игорь' |
Либреттист | Бородин |
Язык | Русский |
На основе | Слова о Войско Игоря |
Премьера | 4 ноября 1890 (1890-11-04). Мариинский театр, Санкт-Петербург |
Князь Игорь (Русский : Князь Игорь, Князь 'Игорь') - опера в четырех действиях с прологом, написанная и сочиненная Александром Бородиным. Композитор адаптировал либретто из Древнерусского эпоса Слово о полку Игореве, в котором рассказывается о походе Русского князя Игорь Святославич против вторжения половецких («половецких») племен в 1185 году. Он также использовал материалы двух средневековых киевских летописей. Опера осталась незавершенной после смерти композитора в 1887 году, ее редактировали и завершали Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Впервые он был исполнен в Св. Петербург, Россия, в 1890 году.
После вкратце рассматривая «Царскую невесту» Льва Мея как сюжет (позже поднятый в 1898 г. Николаем Римским-Корсаковым, 9-я опера ), Бородин искать новый проект для своей первой опера. Владимир Стасов, критик и советник Могучей кучки, освоение «Слово о полку Игореве », эпическую поэму XII века в прозе, и отправил Бородину сценарий для трехактная опера 30 апреля 1869 года. Поначалу Бородину это предложение показалось интригующим, но устрашающим:
Ваш набросок настолько закончен, что все кажется мне ясным и полностью меня устраивает. Но смогу ли я довести дело до конца? Ба! Как здесь говорят: «Тот, кто боится волка, в лес не ходит!» Так что попробую...
— Александр Бородин, ответ на предложение СтасоваСобрав материал из литературных источников, Бородин начал сочинение в сентябре 1869 года с начальных версий ариозо Ярославны и каватины Кончаковны и зарисовал Половецкие пляски и марш половцев. Вскоре он начал сомневаться и перестал сочинять. Он выразил свои опасения в письме к жене: «Здесь слишком мало драмы и нет движения... Для меня опера без драмы в строгом смысле слова неестественна». Так начался период около четырех лет, в течение которого он больше не продолжал работу над князем Игорем, а начал использовать материалы для оперы в других своих произведениях: Симфонии № 2 си минор (1869–1876) и совместная опера- балет Млада (1872).
Проект «Млада» вскоре был прерван, и Бородин, как и другие участники «Могучей кучки» - Сезар Куй, Модест Мусоргский и Римский-Корсаков - думали о том, как переработать музыку, которую он написал. Из восьми номеров, которые он сочинил для 4-го акта «Млада», те, которые в итоге вошли в (или обратно) в «Князь Игорь», включаются № 1 (Пролог: вступительный хор до мажор), № 2 (материал для ариозо и музыки Ярославны Ария Игоря), № 3 (Пролог: Затмение), № 4 (Акт 3: Трио) и № 8 (Акт 4: Заключительный припев).
Бородин вернулся к князю Игорю в 1874 г., вдохновленный успехами своих коллег Римского-Корсакова и Мусоргского в постановке своих исторических опер Псковитянка (1873) и Борис Годунов ( 1874 г.). В этот период также появились два новых персонажа, дезертиры Скула и Ерошка, которые имеют много общего с монахами-изгоями Варлаамом и Мисаилом в «Борисе Годунове».
В своих мемуарах Римский-Корсаков упоминает концерт 1876 года, на котором был исполнен "заключительный хор" Бородина, первое публичное исполнение любого идентифицированной им музыки князя Игоря:
... заключительный хор Бородина [«Слава прекрасному солнцу »]... воспевающий подвиги Игоря в эпилоге оперы (удаленном), был перенесен самим автором в пролог оперы, которым он теперь является. Сейчас этот хор превозносит Игоря, отправляющегося в поход против половцев. Эпизоды солнечного затмения, расставания с Ярославной и т. Д. Делят его на половинки, окаймляющие весь пролог. В то время не было всей этой средней части, и хор составлял одно сплошное число весьма значительных размеров.
— Николай Римский-Корсаков, Хроника моей музыкальной жизни, 1909 г.Идея хорового эпилога в Оригинальный сценарий, несомненно, был навеян примером Жизнь за царя Михаила Глинки, память которого посвящен князь Игорь.
Основным занятием Бородина была химия, в том числе научная и педагогическая. Однако он также уделяет много времени поддержке женских интересов, к большому ужасу своих коллег-композиторов, которые считали, что он должен посвятить свое время и свой талант музыке. В 1876 году разочарованный, что Бородин когда-нибудь прикончитзя князь Игоря, и его сценарий Римскому-Корсакову. Римский-Корсаков вместо этого помогал Бородину в оркестровке важных номеров при подготовке к концертному исполнению; например, половецкие пляски 1879 г.:
Не было конца ожидания оркестровки половецких танцев, а тем не менее они были анонсированы и репетированы мною с хором. Пора было переписывать части. В отчаянии я осыпал Бородина упреками. Он тоже был не слишком счастлив. В конце концов, потеряв всякую надежду, я помог ему помочь с оркестровкой. После этого он пришел вечером ко мне домой, принеся с собой едва тронутую партитуру половецких танцев; и мы втроем - он, Анатолий Лядов и я - разобрали его и начали в спешке забивать. Чтобы выиграть время, мы писали карандашом, а не тушью. Таким образом мы просидели на работе до поздней ночи. Готовые листы партитуры Бородина залиты жидким желатином, чтобы не повредить наши карандашные пометки; и, чтобы простыни высохли поскорее, он развесил, как белье на веревках, в моем кабинете. Таким образом, номер был готов и передан переписчику. Аранжировку заключительного припева я делал почти в одиночку... "
— Николай Римский-Корсаков, Хроника моей музыкальной жизни, 1909Бородин работал над князем Игорем, то и дело, почти 18 лет.
Бородин внезапно скончался в 1887 году, оставив князя Игоря незавершенным. Римский-Корсаков и Стасов отправились в дом Бородина, собрали его партитуры и принесли их Римскому- Дом Корсакова.
с Глазуновым вместе разобрали все рукописи... На первом месте был неоконченный "Князь Игорь. Некоторые номера оперы, такие как первый хор, танец половцев, плач Ярославны, речитатив и песня Владимира Галицкого, ария Кончака, арии Кончаковны и князя Владимира Игоревича, а также заключительный хор были закончены и оркестрованы композитором, многое другое существовало в виде законченных композиционных этюдов, все остальное - только в отрывочном черновике, а хороший d Эала просто не существовало. Для II и III актов (в стане половцев) не было адекватного либретто - даже сценарии - были только разрозненные стихи и музыкальные зарисовки или законченные номера, не показывающие никакой связи между ними. Синопсис этих действий хорошо знал, что происходит в разговорах с Бородиным, хотя в своих проектах он многое менял, вычеркивая и возвращая обратно. Наименьшая часть сочиненной музыки оказалась в третьем акте. Мы с Глазуновым уладили вопрос между нами следующим образом: он должен заполнить все пробелы в третьем акте и записать по памяти Увертюру, который так часто играл композитор, а я должен быть оркестровать, закончить сочинение и систематизировать все остальное. которая была оставлена незавершенной и не оркестрованной Бородиным.
— Николай Римский-Корсаков, Хроника моей музыкальной жизни, 1909 г.Часто повторяющееся сообщение о том, что Глазунов реконструировал и оркестровал увертюру по памяти, как композитор играл ее в фортепьяно верно лишь отчасти. Следующее заявление самого Глазунова проясняет ситуацию:
Увертюра написана мною примерно по замыслу Бородина. Я взял темы из соответствующих номеров оперы и посчастливилось найти среди зарисовок композитора канонический финал второй сюжеты. Я немного изменил фанфары для увертюры... Басовая прогрессия в середине, которую я нашла записанной на клочке бумаги, и сочетание двух тем (ария Игоря и фраза из трио) также была обнаружена в творчестве композитора. документы. Несколько тактов в самом конце были сочинены мной.
— Александр Глазунов, мемуары, 1891 г., опубликованы в «Русской музыкальной газете», 1896 г.Центральное место в опере занимает образ русских. отличаются от половцев мелодичностью. В то время как Бородин использует черты русской народной музыки для изображения своих соотечественников, он хроматизм, мелизмы и апподжатуры - среди других техник - изображающих их «языческих» противников. Эти методы уже использовались Глинкой и другими для изображения ориентация в русской музыке.
В сезоне 1888-189 гг. Императорские театры начали водить нам прекрасный танец со спектаклем «Князь Игорь», который был закончен, издан и отправлен в соответствующие инстанции. «23 октября 1890 года« Князь Игорь », наконец, был поставлен, хорошо отрепет К.А., в следующем сезоне нас водили за носом, с постоянными переносами постановки по тем или иным причинам». Кучера, как Nápravník отказался от чести дирижировать оперой Бородина. И Глазунов, и я остались довольны нашей оркестровкой и дополнениями. Сокращения, введенные Директоратом в третьем акте оперы, нанесли ей значительный вред. Беспринципность Мариинского театра в итоге до того, что вообще пропустил третий акт. В целом имела опера успехи и вызвала горячих поклонников, особенно среди молодого поколения.
— Николай Римский-Корсаков, Хроника моей музыкальной жизни, 1909 г.Мировая премьера состоялась в Санкт-Петербурге 4 апреля. Ноябрь (23 октября ОС ) 1890 г. в Мариинском театре. Художниками по декорациям были Янов, Андреев и Бочаров, а Лев Иванов был балетмейстером.
Московские премьеры последовали позже. Первый был выдан в 1892 г., проведенный им. Премьера Большого театра состоялась в 1898 году, а дирижировал
. Другие известные премьеры были даны в Праге в 1899 году и в Париже в 1909 году с показом Сергей Дягилев в спектакле Федор Шаляпин в роли Галицкого и Мария Николаевна Кузнецова в роли Ярославны. Хореографию Иванова возродил Михаил Фокин (и в таком виде можно увидеть в фильме [[Князь Игорь (фильм 1969) | 1969]). В 1914 году в Лондоне была такая же постановка под управлением Томаса Бичема, снова с Шаляпиным в роли Галицкого. В 1915 году премьера в США состоялась в Метрополитен-опера, но была поставлена на итальянском языке под управлением Джорджо Полакко. Первое выступление на английском языке было в Ковент-Гарден 26 июля 1919 года, с Мириам Лисетт в роли Ярославны.
января и февраля 2009 года в Театр Аалто от Эссен Оперы. Некоторые аспекты постановки могли быть необычными, один критик отметил, что «поставить (половецкие) танцы в качестве финала - изящная идея, [...] режиссер Андрейс Загарс и дирижер Ноам Зур таким образом представили музыкально и драматургически связного князя Игоря. Сердечные аплодисменты за достойный вечер в опере.
В 2011 году в Москве состоялся концертный спектакль «Геликон-Оперы» по реконструкции России. Новая редакция по мотивам русской реконструкции. на 92 сохранившихся рукописях Бородина была завершена музыковедом Анной Булычевой и опубликована в 2012 году.
В 2014 году в Метрополитен-опера в Нью-Йорке была поставлена реконструированная версия, впервые исполненная там на русском языке. Режиссер Дмитрий Черняков и дирижер Джанандреа Нозеда удалили большинство мелодий Римского-Корсакова и Глазунова, но сох оркестровки композиторов. Они добавили много фрагментов Бородина, которые были у Римского-Корсакова и Глазунова. опущено, basi их работа над десятилетиями музыковедческих исследований. Они изменили порядок появления некоторых материалов, в некоторых случаях записи, оставленные Бородиным. Общая концепция сделала оперу скорее психологической драмой о князе Игоре и его душевном состоянии, в котором он вошел после проигрыша своих половцевцам. Вся операционная переупорядочена: после пролога, в котором солнечное затмение было воспринято как плохое предзнаменование, в первом акте был показан эпизод сновидения, повествующий об отношениях Игоря и его сына с половецким генералом и его дочерью в половецком стане. Второй акт во многом был посвящен выходкам князя Галицкого в Путивиле и завершился разрушением города. Третий акт закончился выходом князя Игоря из депрессии, чтобы начать восстановление разрушенного города. В этой постановке в главной роли исполнился русский бас Ильдар Абдразаков, а в роли Ярославны - украинское сопрано Оксана Дыка. Выступления в Нью-Йорке включили всемирную трансляцию в формате HD. Спектакль был произведен совместно с De Nederlandse Opera из Амстердама.
В начале церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, Россия, в феврале 2014 года, звучала часть музыки Бородина из этой оперы, когда затменное солнце в форме полумесяца дрейфовало по верхним уровням здания. центр стадиона, демонстрирующий основы русской истории в рассказе о князе Игоре.
Роль | Тип голоса | С. Петербургская премьера,. 4 ноября (23 октября OS ) 1890,. (Дирижер :) | Московская премьера,. 1892. (Дирижер: -) | Большой театр, Москва,. 1898. (Дирижер: -) |
---|---|---|---|---|
Игорь Святославич, князь Новгород-Северский | баритон | Иван Мельников | ||
Ярославна, его жена первого брака | сопрано | |||
Владимир Игоревич, сын Игоря от брака | тенор | Михайлов | Леонид Собинов | |
Галицкий (Владимир Яросла), Князь Галич, брат княгини Ярославны | числится «высоким басом» | |||
Кончак, половецкий хан | бас | |||
Гзак, половецкий хан | молчаливый | |||
, дочь хана Кончака | контральто | Азерская | ||
Овлур, христианский половецкий | тенор | Успенский | ||
Скула, а гудок -игрок | бас | Федор Стравинский | ||
Ерошка, гудок-игрок | тенор | |||
медсестра Ярославны | меццо-сопрано | |||
А Половецкая девица | мез зо-сопрано | До лина | ||
Хор, немые роли: русские князья и княгини, бояры и боярыны, старцы, русские воины, девы, люди, половецкие ханы, подружки Кончаковны, рабыни Хан Кончак, русские пленные, половецкие стражи |
Примечание:
Время: 1185 год
Место: город Путивль (пролог, Деяния 1 и 4); Половецкий стан (Деяния 2 и 3)
Эскиз костюма Константина Коровина для Игоря в постановке «Князь Игорь» в Мариинском театре, 1909 г.Примечание: Как Обсуждаемый в этой статье, окончательное решение Бородина по порядку первых двух актов неясно. Представленная здесь традиционная группировка - это группа Римского-Корсакова-Глазунова. Во многих постановках Акт 3 опускается.
Соборная площадь в Путивле
князь Игорь собирается выступить в поход против половцев / половцев и их Ханы, ранее напавшие на русские земли. Народ воспевает хвалу ему и его сыну, другим вождям и армии (Припев: «Слава прекрасному Солнцу»). Солнечное затмение происходит к всеобщему ужасу. Два солдата Скула и Ерошка пустыня уверены, что Владимир Ярославич, князь Галицкий, предложит им работу по душе. Хотя Ярославна, жена Игоря, считает затмение дурным предзнаменованием, Игорь настаивает на том, что честь требует, чтобы он пошел на войну. Он оставляет ее на попечение ее брата, князя Галицкого, который говорит о своей благодарности Игорю за то, что он приютил его после того, как отец и братья изгнали его из собственного дома. Народ поет большой хвалебный хор (Хор: «Слава множеству звезд»), когда хозяин отправляется в поход против половцев.
Сцена 1: Суд Владимира Галицкого в Путивле
Г. Петров в роли Галицкого (1970)Последователи Галицкого восхваляют его. Скула и Ерошка теперь работают игроками на гудок. Они развлекают последователей и все поют о том, как Галицкий и его люди похитили молодую женщину и как она умоляла позволить ей вернуться к отцу, не опозорившись. Приходит князь и поет, как если бы он был князем Путивльским, он бы пил и пировал весь день, вынося приговор, и всю ночь имел бы с собой самых красивых девиц (Песня Галицкого). Казна будет потрачена на него самого и его людей, в то время как его сестра будет молиться в монастыре. Группа молодых женщин умоляет принца восстановить их похищенную подругу. Он угрожает им и отгоняет их, говоря, что теперь она живет в роскоши в его квартире и не должна работать. Принц возвращается в свои покои, послав вино для своих последователей. Гудокисты и последователи князя издеваются над женщинами. Они задаются вопросом, что может случиться, если Ярославна узнает о том, что происходит, но затем понимают, что она будет беспомощна, когда все ее люди будут на войне. Поют о том, что все они пьяницы и их поддерживает Галицкий. Мужчины решают выйти на городскую площадь, чтобы объявить Галицкого князем Путивльским, оставив позади только двух пьяных музыкантов.
Сцена 2: Комната во дворце Ярославны
Ярославна одна беспокоится о том, почему она не слышала от Игоря и его спутников («Ариозо» Ярославны). Она поет о своих слезливых ночах и кошмарах, вспоминает, когда была счастлива с Игорем рядом с ней. Медсестра приводит девушек, которыерассказывают Ярославне о своей похищенной подруге. Сначала они неохотно раскрывают виновника, но представляют собой Галицкого и говорят о том, как он и его пьяные последователи проблемы в Путивле. Входит Галицкий, и женщины убегают. Ярославна спрашивает его об истинности их истории, и он издевается над ней, что она должна относиться к нему как к гостю в своем доме. Она угрожает ему тем, что Игорь сделает по возвращении, но Галицкий отвечает, что он может захватить трон, когда захочет. Ярославна обвиняет его в повторении предательства, которое он совершил в отношении их отца, но он отвечает, что он только пошутил, и спрашивает, есть ли у нее любовник сейчас, когда ее муж отсутствует. Она угрожает ему отправить его обратно к отцу. Он отвечает, что вернет девушку, но позже возьмет другую и уходит. Приезжает боярский совет сообщить Ярославне, что половцы при хане Гзаке собираются атаковать Путивль. Армия Игоря была полностью уничтожена, он был ранен и взят в плен вместе с сыном и братом. После минутного обморока Ярославна приказывает послать гонцов к союзникам города, но бояре сообщают, что дороги перерезаны, некоторые города восстают и их князья будут взяты в плен. Бояре говорят, что организуют оборону, но Галицкий возвращается со своими сторонниками, чтобы потребовать избрания нового князя. Его свита говорит, потому что он брат Ярославны и зять Игоря. Бояре отказываются. Спор прерывается видом пламени и звуками плача женщин. Некоторые бояре бегут; одни вступают в бой, другие охраняют принцессу. Они называют нападение Божьим судом.
Оформление сцены Иван Билибин (1930)Вечер в половецком стане
Половецкие девицы поют, сравнивая любовь с опадающим цветком дневной зной и оживает ночью. Они танцуют вместе (Танец половецких девушек). Кончаковна присоединяется к пению в надежде, что вскоре к ней присоединится собственный возлюбленный (Каватина Кончаковны). Русские пленные приходят с работы и выражают благодарность, когда их кормят Кончаковна и девушки. Их охранники уходят на ночь, оставляя за них только Овлура, христианина. Владимир, сын Игоря, поет о своей любви скоро присоединится к нему, теперь, когда день угасает (Владимирская Каватина). Его любовь - Кончаковна. Она приходит, и двое поют о своей любви и своем желании жениться (Love Duet). Хотя ее отец согласится на брак, они знают, что его не будет. Они расстаются, когда слышат, что идет Игорь. Он поет о своем позоре и мучениях из-за того, что его схватили с мертвыми последователями («Ария князя Игоря»). Он чувствует, что только его жена будет верна. Он надеется на шанс вернуть себе честь. Овлур убеждает Игоря бежать, и князь соглашается подумать об этом. Хан Кончак спрашивает его, все ли в порядке (Ария Кончака), и тот отвечает, что сокол не может жить в неволе. Кончак говорит, что, поскольку Игорь не просил пощады, он не пленник, а почетный гость, равный хану. Игорь напоминает ему, что он тоже знает, что значит быть пленником. Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает больше не воевать с ним, но он отказывается, говоря, что не может лгать. Кончак сожалеет, что они не родились союзниками. Они бы захватили всю Россию. Он вызывает половецких рабов, чтобы развлечь Игоря и себя, и предлагает Игорю их выбор. Пока рабы танцуют, половцы воспевают славу Кончака (половецкие пляски ).
Половецкий лагерь
Половецкое войско возвращается с триумфом, воспевая хана Гзака (Половецкий марш). Кончак поет о разграблении Путивля и других победах и предсказывает, что они скоро захватят всю Россию. Наихудшие опасения Игоря и его сына Владимира подтверждают новые пленники. Владимир и другие заключенные убеждают Игоря бежать, но он сначала неохотно воспевает свой позор и говорит, что это долг других русских князей - спасти родину («Монолог Игоря», только в редакции Мариинского театра). Овлур приходит сказать, что приготовил лошадей для Игоря и Владимира, и Игорь соглашается бежать. Приходит огорченная Кончаковна и просит Владимира показать свою любовь, либо забрав ее с собой, либо оставшись. Игорь уговаривает сына приехать, но Владимир не может покинуть Кончаковну, которая угрожает разбудить лагерь. В конце концов Игорь убегает один, и Кончаковна бьет тревогу. Она и ее отец отказываются от использования половцам убить Владимира. Вместо этого Кончак приказывает убить стражу и женится на Владимире на его дочери. Что касается Игоря, Кончак больше думает о нем за его побег.
Рассвет в Путивле
Ярославна оплакивает разлуку с Игорем и поражение его армии, обвиняя сами элементы в помощи врагу (Плач Ярославны). Крестьянки винят в разрушениях не ветер, а хана Гзака. Когда Ярославна оглядывается, чтобы разрушение, она видит вдалеке двух всадников, которые оказываются Игорем и Овлуром. Двое влюбленных поют о своей радости воссоединения и ожидание, что Игорь приведет русских к победе над ханом. Не подозревая о возвращении Игоря, Скула и Ерошка, пьяные гудокисты, поют песню, которая издевается над ним. Потом они замечают его вдалеке. После того, как они паники по поводу того, что с ними, они должны будут полагаться на свою хитрость, они принимают решение о плане, который их спасет. Они звонят в церковные колокола, чтобы собрать толпу. Хотя люди сначала к ним с подозрением, гудокистам удается убедить толпу, что вернулся Игорь, и бояр, что они верные последователи настоящего князя, а не Галицкого. Все радостно праздную возвращение Игоря.
Пролог
Акт 1
Акт 2
Акт 3
Акт 4
И увертюра к князю Игорю, и« половецкие пляски »(из II действия) - известные концертные стандарты. Вместе с «Половецким маршем» они составляют так называемую «сюиту » из оперы.
Князь Игорь - главный герой русской оперы, но за границей он не ездил. Одна из очевидных причин - русский язык, хотя когда-то перевод на итальянский был решением.
Еще одно объяснение неудачи в получении признания - отсутствие единства в результате незавершенного состояния. Несмотря на мастерство и усилия редакторов Римского-Корсакова и Глазунова, опера остается эпизодической и драматически статичной, что осознавал сам композитор, когда начинал сочинять (см. Цитату выше в «Истории сочинения»). Отчасти это является следствием того, что Бородин не успел закончить либретто до начала сочинения музыки - та же проблема, которая мучила его коллегу Мусоргский в сочинении Хованщины. Оба композитора писали свои либретто по частям, сочиняя музыку, оба потеряли из виду общую повествовательную нить своих опер, и оба закончили со страницы и страницы музыки, которые нужно было пожертвовать, чтобы собрать единое целое. Кроме того, оба умерли, не закончив свои оперы, и в обоих случаях ответственность за завершение, монтаж и оркестровку оставила Римскому-Корсакову.
Одним из главных соображений при исполнении «Князя Игоря» является вопрос, ли третий акт, большая часть которого была написана Глазуновым. Практика его пропускания упоминалась еще в 1909 году в воспоминаниях Римского-Корсакова. Во многих постановках Акт 3 отсутствует, потому что он «не несет ответственности ни в музыкальном, ни в драматическом плане». С другой стороны, поддержание акта имеет преимущества. Он содержит несколько памятных тем, впервые услышанных в увертюре (трио, духовые фанфары), которые обеспечивают поддержку в повествовании (бегство Игоря, судьба Владимира). К счастью, редко рассматриваемый вариант пропуска прекрасной увертюры, сочинение также Глазуновым.
В последнее время вопрос о себе приобрел сцену для исполнения оперырел известность. Бородин не закончил либретто до того, как сочинил музыку к князю Игорю. Опера традиционно исполняется в редакции Римского-Корсакова и Глазунова. Будет очевидно, что позиции, которым они назначили Пролог, Акт 3 и Акт 4, не могут быть изменены, если история должна иметь смысл. Однако, поскольку события Акта 1 и Акта 2 перекрываются и независимы друг от друга, Акт 2 может точно так же предшествовать Акту 1 без потери связности. Советские музыковеды и сообщили о существовании письменного плана (ныне в Музее музыкальной культуры имени Глинки, Москва), написанного рукой Бородина, в котором была указана такая последовательность сцен:
Сохор оценил план как не написанный позднее 1883 года. В записи 1993 года князя Игоря Валерия Гергиева из Кировской оперы представлена новая редакция партитура с дополнениями по заказу композитора для постановки Мариинского театра, в которой использована эта гипотетическая оригинальная последовательность. Авторы примечаний к записи утверждают, что такой порядок лучше уравновешивает музыкальную структуру партитуры, чередуя действия в русской и половецкой обстановке с их характерной музыкальной атмосферой.
Несмотря на это оправдание, есть причина сохранить традиционную последовательность. Акт II содержит большинство номеров, по которым это произведение известно сегодня, с задумчивой и страстной арией Игоря («О, дай мне свободу») в центре, в окружении каватины Владимира и арии Кончака, не говоря уже о воодушевляющем заключении, которое дает Половецкие пляски. Перенос богатства арий и танцев из центра произведения в начало может ослабить структуру оперы.
«Мариинская редакция» вносит и другие важные изменения и дополнения в партитуру. Хотя большая часть материала, сочиненного или оркестрованного Глазуновым и Римским-Корсаковым, сохранена, есть дополнения, взятые из неопубликованной вокальной партитуры, оркестрованные и связанные Фалиеком. Изменения включают:
На Западе опера часто ставилась не на русском языке. Например, запись 1960 года под Ловро фон Матачич поется на немецком языке, запись 1964 года на итальянском языке, а запись 1982 года Дэвида Ллойда-Джонса на английском языке. С другой стороны, записи 1990 Бернарда Хейтинка и 1962 года являются западными исполнениями, исполненными на русском языке.
No. | Акт | Номер | Начало | Конец | Композитор | Оркестратор |
---|---|---|---|---|---|---|
– | – | Увертюра | 1887 | 1887 | Глазунов | Глазунов |
1 | – | Пролог | 1876 | 1885 | Бородин | Бородин * |
2a | Акт 1, Картина 1 | Хор | 1875 | 1875 | Бородин | Римский -Корсаков |
2b | Акт 1, сцена 1 | Речитатив и песня: Галицкий | 1879 | 1879 | Бородин | Бородин |
2c | Акт 1, Сцена 1 | Речитатив: Галицкий | на | на | Бородин | Римский-Корсаков |
2d | Акт 1, сцена 1 | Девичий хор и сцена | на | на | Бородин | Римский-Корсаков |
2e | Акт 1, Сцена 1 | Сцена: Скула, Ерошка | на | на | Бородин | Римский-Корсаков |
2f | Акт 1, сцена 1 | Песня в честь князя Галицкого: Скула, Ерошка | 1878 | 1878 | Бородин | Римский-Корсаков |
2g | Акт 1, Сцена 1 | Хор | на | на | Бородин | Римский-Корсаков |
3 | Акт 1, Сцена 2 | Ариозо: Ярославна | 1869 | 1875 | Бородин | Римский-Корсаков |
4 | Акт 1, Сцена 2 | Сцена: Ярославна, Медсестра, Хор | 1879 | 1879 | Бородин | Бородин |
5 | Акт 1, Сцена 2 | Сцена: Ярославна, Галицкий | 1879 | 1879 | Бородин | Римский-Корсаков |
6 | Акт 1, Сцена 2 | Финал: Ярославна, Галицкий, Хор | 1879 | 1880 | Бородин | Римский-Корсаков |
7 | Акт 2 | Хорецких дев | на | на | Бородин | Римский-Корсаков |
8 | Акт 2 | Танец половецких дев | на | на | Бородин | Римский-Корсаков |
9 | Акт 2 | Каватина: Кончаковна | 1869 | 1869 | Бородин | Бородин |
10 | Акт 2 | Сцена: Кончаковна, Хор | 1887 | 1887 | Римский-Корсаков / Глазунов | Римск ий-Корсаков / Глазунов |
11 | Акт 2 | Речитатив и Каватина: Владимир | 1877 | 1878 | Бородин | Бородин |
12 | Акт 2 | Дуэт: Владимир, Кончаковна | 1877 | 1878 | Бородин | Римский-Корсаков |
13 | Акт 2 | Ария: Игорь | 1881 | 1881 | Бородин | Римский-Корсаков |
14 | Акт 2 | Сцена: Игорь, Овлур | на | на | Бородин | Римский-Корсаков |
15 | Акт 2 | Ария: Кончак | 1874 | 1875 | Бородин | Бородин |
16 | Акт 2 | Речитатив: Игорь, Кончак | на | на | Бородин | Римский-Корсаков |
17 | Акт 2 | Половецкие пляски с хором | 1869 | 1875 | Бородин | Бородин / Римский-Корсаков / Лядов |
18 | Акт 3 | Половецкий марш | 1869 | 1875 | Бородин | Бородин / Римский-Корсаков |
19 | Акт 3 | Песня: Кончак | на | на | Глазу нов | Глазунов |
20 | Акт 3 | Речитатив и Сцена | на | на | Бородин | Глазунов |
22 | Акт 3 | Речитатив: Овлур, Игорь | 1888 | 1888 | Глазунов | Глазунов |
23 | Акт 3 | Трио: Игорь, Владимир, Кончаковна | на | 1888 | Бородин / Глазунов | Глазунов |
24 | Акт 3 | Финал: Кончаковна, Кончак, Хор | 1884 | на | Бородин / Глазунов | Глазунов |
25 | Акт 4 | Плач: Ярославна | 1875 | 1875 | Бородин | Бородин |
26 | Акт 4 | Крестьянский Хор | 1879 | 1879 | Бородин | Бородин |
27 | Акт 4 | Речитатив и дуэт: Ярославна, Игорь | 1876 | 1876 | Бородин | Римский-Корсаков |
28 | Акт 4 | Гудок -Игровые Песня, Сцена и Хор | на | на | Бородин | Римский-Корсаков |
29 | Акт 4 | Финал: Скула, Ерошка, Хор | на | на | Бородин | Бородин / Римский-Корсаков |
Это список студийных записей. Полный список всех записей князя Игоря можно найти на operadis-opera-discography.org.uk
Аудио
В Америке мюзикл Кисмет (1953), большая часть партитуры адаптирована из произведений Бородина. Широко использовались темы из половецких танцев из «Князя Игоря», а «Пляшущий танец дев» стал мелодией популярной песни «Чужой в раю "
в Симпсонах эпизод «Прилив Симпсона », Хор бояр (действие 1, сцена 2) играет, когда танки выходят из парада поплавков во время парада мира на Красной площади перед храмом Василия Блаженного, солдаты выходят из здание, Берлинская стена возводится из земли, и Ленин поднимается из могилы, говоря: «Ррр! Must Crush Capitalism, Rrr! "." Танец парящих девушек "также разыгрывается во время мультфильма" Зуд и царапина "на День святого Валентина, показанного в эпизоде Симпсоны " Я люблю Лизу ".
Музыкальные цитаты из «Половецких танцев» можно услышать в хите Уоррена Дж. 1997 года «Князь Игорь » и в треке «Echoes "на альбоме Pink Floyd 1971 года," Meddle ".
Заметки
Источники
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Князь Игорь. |