Александр Порфирьевич Бородин (русский: Александр Порфирьевич Бородин, IPA: ( слушай ); 12 ноября 1833 г. - 27 февраля 1887 г.) был русским химиком и композитором-романтиком музыкой грузинского происхождения. Он был одним из выдающихся композиторов XIX века, известных как «Могучая кучка », группа, посвятившая себя созданию уникального русского стиля классической музыки, а не подражанию более ранним западноевропейским образцам. Бородин известен своими симфониями, двумя струнными квартетами, симфонической поэмой В степях Средней Азии и оперой Князь Игорь. Музыка князя Игоря и его струнных квартетов позже была адаптирована для американского мюзикла Кисмет.
A доктор и химик по профессии и образованию. Бородин рано внес важный вклад в органическую химию. Хотя в настоящее время он более известен как композитор, он считал медицину и науку своими основными занятиями, занимаясь музыкой и композицией только в свободное время или во время болезни. Как химик, Бородин известен своими работами по органическому синтезу, в том числе тем, что он был одним из первых химиков, продемонстрировавших нуклеофильное замещение, а также одним из первооткрывателей альдольная реакция. Бородин был пропагандистом образования в России и основал Медицинскую школу для женщин в Санкт-Петербурге, где преподавал до 1885 года.
Бородин родился в Санкт-Петербурге как внебрачный сын 62-летний грузинский дворянин Лука Степанович Гедеванишвили и замужняя 25-летняя россиянка Евдокия Константиновна Антонова. В связи с обстоятельствами рождения Александра дворянин зарегистрировал его как сына одного из своих русских крепостных Порфирия Бородина, отсюда русская фамилия композитора. В результате этой регистрации и Александр, и его номинальный русский отец Порфирий официально стали крепостными у биологического отца Александра Луки. Отец-грузин освободил Александра от крепостного права, когда ему было 7 лет, и обеспечил его и его мать жильем и деньгами. Несмотря на это, Александра никогда публично не признавала его мать, которую молодой Бородин называл своей «теткой».
Несмотря на статус простолюдинца, Бородин был хорошо обеспечен своим грузинским отцом и вырос в большом четырехэтажном доме, подаренном Александру и его «тете» дворянином. Хотя его регистрация помешала зачислению в настоящую гимназию, Бородин получил хорошее образование по всем предметам через частных репетиторов на дому. В 1850 г. он поступил в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, которая позже была местом работы Ивана Павлова, и сделал карьеру в области химии. По окончании учебы он год проработал хирургом в военном госпитале, а затем три года изучал науку в Западной Европе.
В 1862 году Бородин вернулся в Санкт-Петербург, чтобы стать профессором химии в Императорской медико-хирургической академии, а оставшуюся часть своей научной карьеры провел в исследованиях, чтении лекций и надзоре за образованием других. Со временем он основал медицинские курсы для женщин (1872 г.).
Он начал брать уроки композиции у Милия Балакирева в 1862 году. Он женился на Екатерине Протопоповой, пианистке, в 1863 году и имел по крайней мере одну дочь по имени Ганя. Музыка осталась для Бородина второстепенным призванием, помимо его основной карьеры химика и врача. Он страдал слабым здоровьем, пережив холеру и несколько легких сердечных недостаточностей. Он внезапно скончался на балу в Академии и был похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге.
В своей профессии Бородин пользовался большим уважением, особенно его работа над альдегидами. Между 1859 и 1862 годами Бородин занимал постдокторскую должность в Гейдельбергском университете. Работал в лаборатории Эмиля Эрленмейера над производными бензола. Он также провел время в Пизе, работая над галоидоуглеродами. В одном эксперименте, опубликованном в 1862 году, описывалось первое нуклеофильное замещение хлора фтором в бензоилхлориде. Радикальное галогендекарбоксилирование алифатических карбоновых кислот было впервые продемонстрировано Бородиным в 1861 году путем его синтеза бромистого метила из ацетата серебра. Однако именно Хайнц Хунсдикер и его жена Кларе развили работу Бородина в общий метод, на который им был выдан патент США в 1939 году, и которые они опубликовали в журнале Chemische Berichte в 1942 году. Этот метод широко известен как реакция Хунсдикера или реакция Гунсдикера-Бородина.
В 1862 году Бородин вернулся в Медико-хирургическую академию (ныне Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова ) и стал профессором химии. Он работал над само- конденсацией малых альдегидов в процессе, теперь известном как альдольная реакция, открытие которой приписывают Бородину и Шарлю-Адольфу Вюрцу. Бородин исследовал конденсацию валерианового альдегида и энантальдегида, о которой сообщил фон Рихтер в 1869 году. В 1873 году он описал свою работу Русскому химическому обществу и недавно заметил сходство с соединениями. сообщил Вюрц.
Он опубликовал свою последнюю полную статью в 1875 году о реакциях амидов, а его последняя публикация касалась метода идентификации мочевины в моче животных.
Его преемником на посту профессора химии Медико-хирургической академии стал его зять и коллега-химик Александр Дианин.
Бородин познакомился с Милием Балакиревым в течение 1862 года. Под руководством Балакирева по композиции он начал свою Симфонию № 1 ми-бемоль мажор; Впервые она была исполнена в 1869 году под дирижером Балакирева. В том же году Бородин начал свою Симфонию № 2 си минор, которая не имела особого успеха на ее премьере в 1877 году под управлением Эдуарда Направника, но с незначительной переработкой успешное выступление в 1879 году Бесплатной музыкальной школы под руководством Николая Римского-Корсакова. В 1880 году он написал популярную симфоническую поэму В степях Средней Азии. Два года спустя он начал сочинять третью симфонию, но оставил ее незавершенной после своей смерти; две ее части были позже завершены и оркестрованы Александром Глазуновым.
. В 1868 году Бородин отвлекся от первоначальной работы над второй симфонией, сосредоточившись на опере Князь Игорь, который некоторые считают его самым значительным произведением и одной из важнейших исторических русских опер. Он содержит половецкие пляски, часто исполняемые как отдельное концертное произведение, составляющее, вероятно, самое известное сочинение Бородина. Бородин оставил оперу (и несколько других работ) незавершенной после своей смерти.
Князь Игорь был посмертно завершен Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Действие происходит в XII веке, когда русские под командованием князя Игоря Северского решили победить варварских половцев, отправившись на восток через степи. Половцы, по-видимому, были кочевым племенем турецкого происхождения, которое обычно нападало на юг России. Полное солнечное затмение в начале первого акта предвещает зловещий исход вторжения. Войска князя Игоря разбиты. Сюжет повествует о пленении русского князя Игоря и его сына Владимира половецким вождем ханом Кончаком, который щедро развлекает своих пленников и приказывает своим рабам исполнять знаменитые «половецкие пляски», которые являются захватывающей кульминацией второго действовать. Во второй половине оперы князь Игорь возвращается на родину, но вместо того, чтобы оказаться в опале, его приветствуют дома горожане и его жена Ярославна. Хотя какое-то время эта опера редко исполнялась полностью за пределами России, недавно эта опера получила две заметные новые постановки: одну в Большом Государственном театре оперы и балета в России в 2013 году и одну в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в 2014 году..
Ни один другой член балакиревского кружка не отождествлял себя с абсолютной музыкой так, как Бородин в своих двух струнных квартетах, в дополнение к множеству своих ранних камерные композиции. Как виолончелист, он был увлеченным исполнителем камерной музыки, интерес к которому усилился во время его химических исследований в Гейдельберге между 1859 и 1861 годами. В этот ранний период, среди других камерных произведений, появились струнный секстет и фортепианный квинтет. Бородин основывал тематическую структуру и инструментальную фактуру своих пьес на произведениях Феликса Мендельсона.
. В 1875 году Бородин начал свой Первый струнный квартет, к большому неудовольствию Мусоргского и Владимира Стасова ; другие участники The Five были известны своей враждебностью к камерной музыке. Первый квартет демонстрирует владение формой струнного квартета. Второй квартет Бородина, написанный в 1881 году, демонстрирует сильный лиризм, как в популярном «Ноктюрне » третьей части. В то время как Первый квартет богаче сменой настроения, Второй квартет имеет более единообразную атмосферу и выразительность.
Известность Бородина за пределами Российской Империи стала возможной еще при его жизни благодаря Ференцу Листу, устроившему исполнение Симфонии № 1 в Германии в 1880 г. и графиней де Мерси-Аржанто в Бельгии и Франции. Его музыка отличается сильным лиризмом и богатой гармонией. Как участник The Five, его музыка имеет не только влияние западных композиторов, но и русский стиль. Его страстная музыка и необычные гармонии оказали сильное влияние на молодых французских композиторов Дебюсси и Равель (в знак уважения последний сочинил в 1913 году фортепианную пьесу под названием «À la manière de Бородина »).
Выразительные характеристики музыки Бородина сделали возможным адаптацию его произведений в музыке Кисмет 1953 года Роберта Райта и Джордж Форрест, особенно в песнях «Stranger in Paradise », «And This Is My Beloved » и «Baubles, Bangles, Beads ». В 1954 году Бородин был посмертно награжден премией Тони за этот спектакль.
Источники
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Александр Бородин. |
Викицитатник содержит цитаты относится к: Александр Бородин |