Царская невеста | |
---|---|
Опера на Николая Римского-Корсакова | |
Смерть Марфы, Надежды Забелы-Врубель в премьере | |
Родной титул | Русский : Царская невеста, Царская невеста |
Либреттист | Илья Тюменев |
Язык | русский |
На основе | Царская невеста - Лев Мей |
Премьера | 1899 г. ( 1899) Частное оперное общество, Москва |
Царская невеста (рус. Царская невеста, тр. Царская невеста слушать ( помощь информация )) - опера в четырех действиях Николая Римского-Корсакова, десятая опера композитора. Либретто, по Илье Тюменеву, основан на драме того же названия по Льву Mey. Впервые пьеса Мея была предложена композитору в качестве оперного сюжета в 1868 году Милием Балакиревым. ( Александр Бородин тоже однажды поиграл с этой идеей.) Однако опера была написана лишь тридцатью годами позже, в 1898 году. Первое исполнение оперы состоялось в 1899 году в Московском театре Частной оперы С.И. Мамонтова.
Сам Римский-Корсаков сказал об опере, что он задумал ее как реакцию на идеи Рихарда Вагнера и сделать ее в стиле «cantilena par excellence ».
Царская невеста является репертуарной оперой в России, хотя это не является частью стандартного оперного репертуара на Западе.
Московская премьера состоялась в Частном оперном обществе, художник-постановщик - Михаил Врубель. Спустя два года в Мариинском театре состоялась премьера "Санкт-Петербурга" по эскизам Иванова и Ламбина. Еще один примечательный спектакль был в Большом театре в Москве, дирижер Эмиль Купер (Купер), сценическое оформление Константина Коровина, Головы и Дьячкова. Киноверсия была выпущена в 1966 году режиссером Владимиром Гориккером.
Один из отмеченных спектаклей в США был поставлен в 1986 году в Вашингтонской опере. Премьера Королевской оперы состоялась в Ковент-Гарден в 2011 году под руководством Пола Каррана, декорации и костюмы - Кевин Найт, световое оформление - Дэвид Жак.
Роль | Тип голоса | Премьера составлена Москва 3 ноября ( OS 22 октября) 1899 г. (Дирижер - Михаил Ипполитов-Иванов ) | Премьера актерского состава Санкт-Петербург 11 ноября ( OS 30 октября) 1901 г. (Дирижер: Эдуард Направник ) | Премьерный состав « Москва 1916» (дирижер - Феликс Блюменфельд ) | Премьера актеров - Лондон, 14 апреля 2011 г. (дирижер - Марк Элдер ) |
---|---|---|---|---|---|
Василий Степанович Собакин, новгородский купец | бас | Николай Мутин | Лев Сибиряков | Василий Родионович Петров | Паата Бурчуладзе |
Марфа, его дочь | сопрано | Надежда Забела-Врубель | Аделаида Болска | Антонина Нежданова | Марина Поплавская |
Григорий Грязной, опричник | баритон | Николай Шевелев | Иоаким Тартаков | Леонид Савранский | Йохан Рейтер |
Малюта Скуратов, опричник | бас | Тарасов | Александр Антоновский | Платон Цесевич | Александр Виноградов |
Боярин Иван Сергеевич Лыков | тенор | Антон Секар-Рожанский | Федор Орешкевич | Михаил Куржиямский | Дмитрий Попов |
Любаша | меццо-сопрано | Александра Ростовцева | Мария Славина | Павлова | Екатерина Губанова |
Елисей Бомелий, царский лекарь | тенор | Василий Шкафер | Даверин-Кравченко | Федор Эрнст | Василий Горшков |
Домна Ивановна Сабурова, купчиха | сопрано | София Гладкая ( мама Лилы Кедровой ) | София Гладкая | Элизабет Вуллетт | |
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы | меццо-сопрано | Варвара Страхова | Юлия Юносова | Конкордия Антарова | Юргита Адамоните |
Петровна, домработница Собакиных | меццо-сопрано | Варвара Харитонова | Анн-Мари Оуэнс | ||
Царский кочегар | бас | ||||
Девица | меццо-сопрано | ||||
Молодой парень | тенор | ||||
Хор, безмолвные роли: два выдающихся всадника, всадники, опричники, певчие и певчие, танцоры, бояре и бояриньи, девы, слуги, люди. |
Опричник Грязной любит Марфу, дочь купец Собакин, несмотря на то, Грязные уже есть любовница, Любаша, которого он пренебрегал в последнее время. Марфа уже возлюбленная боярина Лыкова. В ярости от зависти к Лыкову Грязной устраивает наложить на Марфу заклинание с помощью волшебного зелья Бомелия, царского лекаря. Любаша услышала просьбу Грязного.
Любаша, в свою очередь, получает от Бомелиуса еще одно волшебное зелье, чтобы отменить любые чувства Грязного к Марфе. Бомелиус соглашается, но ценой свидания с Любашей для себя.
Тем временем титулованный царь Иван IV (известный как «Иван Грозный») ищет новую невесту от лучших аристократических дев в России по недавно принятому обычаю показа невесты. Царь селится на Марфе. На праздновании помолвки Марфы и Лыкова все удивляются, когда приходит известие о том, что царь выбрал Марфу своей невестой. Грязной подсыпал то, что он считал приворотным зельем Бомелиуса, в напиток Марфы на пиру.
В царском дворце Марфа тяжело заболела. Лыков был казнен по наущению Грязного по обвинению в покушении на Марфу. Когда Марфа узнает, что Лыков мертв, она сходит с ума. В конце концов, Грязной признает, что подлил ей в напиток зелье, и, узнав, что оно ядовито, просит казнить его самого. Тогда Любаша признается, что заменила зелье Бомелиуса зельем Грязного. В ярости Грязной убивает Любашу, а затем попадает в тюрьму для казни. В своем безумии Марфа принимает Грязного за Лыкова, приглашает его вернуться на следующий день, чтобы навестить ее, после чего умирает.
Аудио
Постановка Ивана Билибина 1930 года.видео
Заметки
Источники