Владимир Стасов

редактировать
Портрет Владимира Стасова. от Илья Репин.

Владимир Васильевич Стасов (иногда транслитерируется как Стасов ; русский : Влади́мир Васи́льевич Ста́сов; 14 января [OS 2 января] 1824 г., в Санкт-Петербург - 23 Октябрь [OS 10 October] 1906, в Санкт-Петербурге), сын русского архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848), был, вероятно, самым уважаемым российским критиком при жизни. Окончил Юридическое училище в 1843 г., был принят в Императорскую Академию художеств в 1859 г. и был удостоен звания почетного члена Российской Академии Наук. в 1900 году вместе со своим другом Львом Толстым.

Стасов стал видным деятелем русской культуры середины XIX века. Он обнаружил большое количество его величайших талантов, вдохновил многие из их работ и участвовал в их битвах в многочисленных статьях и письмах в прессу. Таким образом, он всю жизнь вел полемику с русским писателем и драматургом Иваном Тургеневым, который считал Стасова «нашим великим всероссийским критиком». Он хотел, чтобы русское искусство освободилось от того, что он считал европейскими. Он считал, что копируя запад, русские художники могут быть в лучшем случае второсортными. Однако, заимствуя из своих собственных местных традиций, они могли бы создать поистине национальное искусство, которое могло бы соответствовать европейскому с ее высокими художественными стандартами и оригинальностью. Под «национальным» Стасов подразумевал искусство, которое не только изображало бы жизнь людей, но и было бы значимым для них и показывало бы им, как жить.

Содержание

  • 1 Карьера
    • 1.1 Создание «пятерки»
    • 1.2 Репин и передвижники
    • 1.3 Нетерпимость к различиям
  • 2 Сноски
  • 3 Источники
  • 4 Внешние ссылки

Карьера

Строительство «пятерки»

1847 г. Стасов опубликовал монографию об использовании Михаилом Глинкой народных мотивов в своей музыке; с того времени Стасов проповедовал русскость выше европейского влияния в музыке. В последующие годы он служил старшим советником группы русских композиторов, известной как «Пятерка ». Он также полюбил Петра Ильича Чайковского после того, как услышал, как композитор сыграл финал своей Малороссийской симфонии на рождественском собрании 1872 года в доме Николая Римского-Корсакова.. Вскоре после этого собрания Стасов побудил Чайковского написать произведение по мотивам шекспировской бури. Он также разработал программу, первоначально для Гектора Берлиоза, которую Чайковский в конечном итоге использовал для своей Симфонии Манфреда. Между этими двумя произведениями Стасов предложил оперу по историческому роману Альфреда де Виньи «Пятидесятилетний Марс». Чайковский тогда намеревался написать Евгений Онегин, а Шарль Гуно уже написал оперу по пьесе Cinq-Mars.

Репин и Передвижники

Начиная с 1870-х годов, Стасов горячо поддерживал художников-реалистов, известных как Передвижники, а также Илья Репин.

Не терпящий различий

Могила Владимира Стасова на кладбище Александро-Невская Лавра

Когда художники не следовали его заветам, Стасов мог становиться и нетерпимым, и громким. Стасов назвал финал Малороссийской симфонии Чайковского «одним из важнейших творений всей русской школы». В остальном его общий вердикт о творчестве Чайковского был отрицательным: «Консерватория, академическая подготовка, эклектизм и чрезмерная переработка музыкальных материалов наложили на него свою ужасную разрушительную руку. Из его общего количества произведений несколько работ [Ромео и Джульетта, «Буря», Франческа да Римини и струнные квартеты 2 и 3] первоклассны и весьма оригинальны; остальные - посредственны или слабы ».

<43 Он не утешал и Модеста Мусоргского, композитора, которого, как участника "Пятерки", он помогал воспитывать, но о котором, несмотря на все публичные похвалы его музыкального дара, всегда были нотка интеллектуальной снисходительности. Основатель Милий Балакирев признался Стасову, что считает Мусоргского «почти идиотом». Стасов ответил: «Я считаю, что он полный идиот». Но этот обмен, как сообщается, произошел до того, как Мусоргский написал свои лучшие песни и любую из своих опер, начиная с 1860-х годов.

Еще жестче он был с журналом модернистского искусства Мир искусства и его основателями Александром Бенуа, Леоном Бакстом и Сергеем Дягилевым. когда журнал появился в 1898 году. В печати он назвал Дягилева «декадентским чирлидером», а Мир искусства - «двором прокаженных» (изображение заимствовано из романа Виктора Гюго Нотр -Dame de Paris ).

Бесценна переписка Стасова с ведущими деятелями русской художественной жизни. Он известен также своей оппозицией музыкальному критику и давнему другу Александру Серову относительно относительных достоинств Глинки две оперы.

Он был настолько впечатлен литературным талантом еврейского школьника Самуила Маршака, что устроил ему исключение из законов черты оседлости и его семья.

брат Стасова, Дмитрий Стасов (1828–1918), был известным правозащитником, принимавшим участие в основании Русского музыкального общества. Его племянница, Елена Стасова (1873–1966), видный марксист революционер и функционер советской власти.

Footnotes

Источники

  • Браун, Дэвид, Чайковский : Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007).
  • Фигес, Орландо, Танец Наташи: культурная история России (Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2002).
  • Холден, Энтони, Чайковский: биография (Нью-Йорк: Нью-Йорк: Random House, 1995).
  • Волков, Соломон, Санкт-Петербург: история культуры (Нью-Йорк: Free Press, подразделение Саймона Schuster, Inc., 1995).

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Владимиром Стасовым.
Последняя правка сделана 2021-06-18 04:37:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте