Жизнь за царя

редактировать
Жизнь за царя
Опера от Михаил Глинка
Осип Петров в роли Ивана Сусанина в премьере
Родное названиеРусский : «Жизнь за царя», Жизнь за царя
Либреттист
ЯзыкРусский
Премьера9 декабря 1836 г. (1836-12-09). Большой Каменный театр, Санкт-Петербург

А Жизнь за царя(рус. : «Жизнь за царя», Жизнь за царя) - «патриотически-героическая трагическая опера » в четырех действиях с эпилогом Михаил Глинка. В советское время опера была известна под именем Иван Сусанин (рус. : «Иван Сусанин»).

Оригинальное Русское либретто, основанное на исторических событиях, написано Нестором Кукольником, Егором Федоровичем (фон) Розеном, Владимир Соллогуб и Василий Жуковский. Премьера состоялась 27 ноября 1836 г. по ОС (9 декабря н.ш.) в Большом Каменном театре в С. Петербург. Историческая основа сюжета - Иван Сусанин, герой-патриот начала XVII века, погибший во время изгнания вторгшейся польской армии за новоизбранного царя Михаила, первого из династия Романовых, избранная в 1613 году.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 История создания
    • 1.2 История достижений
    • 1.3 История публикаций
  • 2 Влияния
  • 3 Роли
  • 4 Практика исполнения
  • 5 Краткое содержание
    • 5.1 Акт 1
    • 5.2 Акт 2
    • 5.3 Акт 3
    • 5.4 Акт 4
    • 5.5 Эпилог
  • 6 Основные арии и номера
  • 7 Инструменты
  • 8 Записи
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки
История

История композиции

Сюжет «Жизни для Царь использовался ранее в 1815 году, когда Каттерино Кавос, итало-русский композитор, написал двухактный зингшпиль с той же темой и названием. Первоначальное название оперы должно было быть «Иван Сусанин» в честь героя, но когда Николай I присутствовал на репетиции, Глинка в качестве снисходительного жеста изменил название на «Жизнь за царя». Это название сохранилось в Российской империи.

. В 1924 году, при новом советском режиме, оно появилось под названием «Серп и молот», но это производство не увенчалось успехом и было отложено. 26 февраля 1939 года он снова появился под названием, которое изначально выбрал Глинка, Иван Сусанин.

Глинка и писатели, с которыми он был связан, выбрали в Сусанине героя русского национализма, хорошо подходящего к настроениям того времени.. Опера сразу же получила большой успех и стала обязательной открывающей сезон в Императорских русских оперных театрах. «Жизнь за царя» занимает важное место в русском музыкальном театре как первая отечественная опера, занявшая постоянное место в репертуаре. Это была одна из первых русских опер, получивших известность за пределами России.

История спектакля

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года в Санкт-Петербурге под управлением Каттерино Кавоса по декорациям Андреаса Роллера. Через несколько лет за ним последовала его премьера в Москве 7 сентября (по старому стилю ) 1842 года в новой постановке с декорациями Серкова и Шеньяна.

Федор Шаляпин в роли Сусанина Федор Шаляпин в роли Сусанина

Пьеса Глинки широко использовалась на протяжении празднования 300-летия Романовых. Он был показан на гала-спектакле в Маринском театре, Школы, полки, самодеятельные ансамбли по всей царской России ставили спектакли «Жизнь за царя». В брошюрах и газетах напечатана история Сусанина «до тошноты », а в одной газете рассказывается, как Сусанин показал каждому солдату, как выполнять свою клятву государю. Образ крестьянина XVII века заметно выделяется у подножия памятника Романовым в Костроме, где женское олицетворение России благословляет стоящего на коленях Сусанина. В Костроме царю Николаю II даже представили группу потемкинских крестьян, которые утверждали, что являются потомками Сусанина.

История публикации

Влияния

В соответствии с европейской подготовкой Глинки, большая часть «Жизнь для Царь был построен в соответствии с общепринятыми итальянскими и французскими моделями того периода. Тем не менее некоторые отрывки в опере основаны на русских народных песнях или народных мелодических идиомах, которые становятся полноценной частью музыкальной фактуры.

Что наиболее важно, эта опера положила начало серии русских националистических исторических опер, продолженных такими произведениями, как Серов Рогнеда, Мусоргский Борис Годунов, Римский-Корсаков Псковичка, Чайковский Опричник или Мазепа, и Бородина Князь Игорь.

Роли
РольТип голосаМировая премьера,. ул. Петербург. 27 ноября (Старый стиль ) (9 декабря, NS) 1836. (Дирижер: Каттерино Кавос )Московская премьера. 7 сентября (Старый стиль ) 1842. (дирижер:)
Иван Сусанин, крестьянин села Домнинобас Осип Петров
Антонида, его дочьсопрано Мария Степанова
Ваня, приемный сын Сусанинаконтральто
Богдан Собинин, милиционер, жених Антонидытенор Александр Бантышев
Командир польского отрядабас
Польский курьертенор
командир русского отрядабас
Хор и молчание: Крестьяне и женщины, ополченцы, польские дворяне и дамы, рыцари
Практика исполнения

Популярность опера была, ее монархическое либретто ставило в затруднительное положение советское государство. После нескольких безуспешных попыток исправить эту ситуацию в 1939 году поэт С.М. Городецкий переписал текст, убрав отсылки. к царю и прочим Это делает либретто политически приемлемым.

Сводка
  • Время: осень 1612 года и зима 1613 года.

Акт 1

Деревня Домнино

Антонида очень хочет выйти замуж за Собинина, но ее отец, Сусанин, отказывает в разрешении до тех пор, пока русский не будет должным образом избран на царский престол. Когда Собинин сообщает ему, что Большой Совет в Москве выбрал царя, все празднуют.

Акт 2

Польша

В роскошном зале дворянство празднует господство поляков над русскими песнями и танцами. Внезапно приходит посыльный и сообщает, что Михаил Романов избран царем России, но теперь скрывается. Поляки клянутся свергнуть его.

Акт 3

Хижина Сусанина

Сусанин и его приемный сын Ваня клянутся защищать нового царя. Сусанин благословляет Собинина и Антониду на их предстоящую свадьбу, когда отряд польских солдат врывается, чтобы потребовать местонахождение царя. Вместо этого Сусанин посылает Ваню предупредить царя, а Сусанин уводит солдат с тропы в лес. Антонида опустошена. Собинин собирает людей для спасательной операции.

Акт 4

Густой лес

Собинин заверяет своих людей в правоте их миссии. С наступлением темноты в части леса возле монастыря Ваня стучит в ворота и предупреждает жителей, чтобы они прогнали царя. Сусанин привел подозрительные польские войска в непроходимую заснеженную территорию леса. Поляки спят, а Сусанин ждет рассвета и прощается с детьми. Наступает метель, а когда наступает день, поляки просыпаются. Они понимают, что Сусанин их обманул, и убивают его.

Эпилог

Эскизы к эпилогу

Красная площадь, Москва.

По сцене идет толпа людей, празднующих торжество нового царя. Наедине с торжественным шествием Антонида, Собинин и Ваня оплакивают Сусанина. К ним подходит отряд русских войск, обнаруживает их связь с Сусаниным и утешает их. Когда сцена переходит на Красную площадь, люди возносят славу царю и памяти Сусанина.

Основные арии и номера
Увертюра

Акт 1

Каватина и Рондо: «В поле, в поле», «В поле, в поле» (Антонида)

Акт 2

Хор: Полонез, Полонез
Танец: Краковяк, Краковяк
Танец: Вальс, Вальс
Танец: Мазурка, Мазурка

Акт 3

Песня: «Когда убили мать маленькой птички», «Как мать убили у малого птенца» (Ваня)

Акт 4

Ария: «Брат во тьме, мы не в силах найти врага» № 18; (Собинин)
Ария: «Чувствуют правду!», «Чуют правду!» № 21; (Сусанин)
Слава (0:07) Музыка кремлевских курантов играет в 3 и 9 утра и вечера. Колокольчики исполняют мелодию хора «Слава» из оперы «Жизнь за царя». Ритм воспроизведения был увеличен для облегчения распознавания мелодии.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. справка для СМИ.

Эпилог

Припев: «Слава, Слава тебе, святая Русь !», «Славься, славься, святая Русь!» (Люди)

Оркестровые отрывки, которые слышны в концертном зале, состоят в основном из увертюры и польских номеров второго акта. Другой отрывок, который также используется концертными и военными оркестрами, - финал «Слався», устроенный для духового оркестра под фанфары. Он известен тем, что использовался на Московском параде Победы 1945 года и с тех пор на других военных парадах. Это также произведение, исполняемое хоровыми коллективами. Финальная пьеса была адаптирована для всемирно известного Ансамбля Александрова и с 2004 года входит в его репертуар.

Инструменты

Опера написана для двух флейт. , два гобоя (второй гобой, удваивающий английский рожок), два кларнета (си-бемоль и ля), два фагота, четыре валторны, две натуральные трубы кларино, три тромбона, офиклеид, литавры, колокольчики, арфа, струнные, а также две закулисные духовые оркестры или концертные оркестры, кларнет за сценой в ля, хроматическая (клапанная) труба за сценой, барабан за сценой, колокола за сценой. Некоторые произведения также озвучены для всего оркестра, включая танцевальные фрагменты. Финальная пьеса, еще одна популярная композиция, исполняемая на патриотических концертах и ​​других мероприятиях, также может быть аранжирована для полного военного оркестра или концертного оркестра с колокольчиками и хроматическими трубами, а также для балалайки и аккордеон Баян, который звучит в нескольких кавер-версиях.

Записи

Источник: operadis-opera-discography.org.uk

  • 1947 год, Александр Мелик-Пашеев (дирижер), Оркестр и хор Большого театра, Максим Михайлов (Сусанин ), Наталья Шпиллер (Антонида), Георгий Нелепп (Собинин), Елизавета Антонова (Ваня), Федор Светланов (Сигизмунд, король Польши), Сергей Хоссон (русский солдат), Иван Скобцов (польский курьер)
  • 1955, Оскар Данон (дирижер), Хор югославской армии и оркестр Национальной оперы, Белград; Мирослав Чангалович (Сусанин); Мария Главачевич (Антонида); Милица Миладинович (Ваня); Драго Старц (Собинин). Набор Decca LP, № LXT5173-6. Записано с сентября по октябрь 1955 года.
  • 1957, Игорь Маркевич (дирижер), Artistes et Choeurs de l'Opera de Belgrade (Chef des Choeurs: Оскар Данон); Оркестр ассоциации концертов Ламурё; Борис Христофф (Сусанин); Тереза ​​Стич-Рэндалл (Антонида); Николай Гедда (Собинин); Мела Бугаринович (Ваня). Записано в Париже с 26 ноября по 18 декабря 1957 года.
  • 1986, Иван Маринов (дирижер), Оркестр Софийской национальной оперы, Хор Софийской национальной оперы; Никола Гуселев (Сусанин), Елена Стоянова (Антонида), Кристина Ангелакова (Ваня), Румен Дойков (Собинин), Димитер Станчев, Ангел Петков.
  • 1989, Эмиль Чакаров (дирижер), Хор Софийской национальной оперы (хормейстеры: Любомир Каролеев и Христо Казанджиев); Софийский фестивальный оркестр; Борис Мартинович (Сусанин); Александрина Пендачанская (Антонида); Крис Меррит (Собинин); Стефания Точиска (Ваня); Стоил Георгиев (командир польского отряда); Минчо Попов (польский курьер); Константин Видев (командир русского отряда). Записано в Софии (зал 1, Национальный дворец культуры) 9–15 сентября 1989 года.
  • 1992, Александр Лазарев (дирижер), оркестр и хор Большого театра, Евгений Нестеренко (Сусанин), Марина Мещерякова (Антонида), Александр Ломоносов (Собинин), Елена Заремба (Ваня), Борис Бежко (польский воевода). DVD Kultur / NVC Arts
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Жизнь за царя .
Последняя правка сделана 2021-06-08 16:11:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте