Федор Шаляпин

редактировать
Русский оперный певец Федор Иванович Шаляпин

Федор Иванович Шаляпин (Русский : Фёдор Ива́нович Шаля́пин, тр Фёдор Иванович Шаляпин, МПА: ; 13 февраля [OS 1 февраля] 1873 г. - 12 апреля 1938 г.) был русским оперным певцом. Обладая глубоким и выразительным басовым голосом, он сделал важную международную карьеру в крупных оперных театрах, и его часто приписывают установлению традиции натуралистической игры в избранных им. искусство.

На первом этапе своей карьеры Шаляпин испытал прямую конкуренцию со стороны трех других великих басов: мощного [ru ; uk ; pl ; ca ] (1869–1942), более лиричного [Wikidata ] (1871–1948) и Дмитрий Бухтояров (1866–1918), голос которого был промежуточным между голосами Сибирякова и Касторского. Тот факт, что Шаляпина запомнили больше всего в этом великолепном квартете конкурирующих басов, свидетельствует о силе его личности, остроте его музыкальных интерпретаций и яркости его исполнения.

Содержание

  • 1 Правописание
  • 2 Ранние годы
  • 3 Карьера
  • 4 Дальнейшая жизнь
  • 5 Личная жизнь
  • 6 Галерея
  • 7 Почести и награды
  • 8 Автобиография Работы
  • 9 Записи
  • 10 Мнения о своем творчестве
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Орфография

Сам написал свою фамилию по-французски Шаляпин на Западе, и его имя даже появилось на ранних HMV 78 как Теодор Шаляпин . В английских текстах его имя чаще всего передается как Федор или Федор, а его фамилия чаще всего встречается как Шаляпин . Однако в русском произношении начальный согласный Ш произносится как sh в магазине, а не как ch в chop, а в справочниках фамилии иногда дают строгую латинизацию как Шаляпин . Это написание также лучше отражает тот факт, что имя произносится с использованием трех слогов (Shal-YA-pin), а не четырех.

Молодость

Федор Шаляпин родился в крестьянской семье 1 февраля (OS) 1873 года в Казани, в флигеле купца Лисицына на Рыбнорядской улице ( сейчас ул. Пушкина ) 10. Этого флигеля уже нет, но дом с двором, в котором флигель находился, сохранился. На следующий день, Сретения (Сретение Господне), он крестился в Богоявленской (Богоявленской) церкви на Большой Проломной улице (ныне улица Баумана ). Его крестными были соседи: сапожник Николай Тонков и 12-летняя Людмила Харитонова. Жилище было дорого для его отца, Ивана Яковлевича, служившего писарем в Земской управе, а в 1878 году семья Шаляпиных переехала в село Аметьево (тоже Ометьево, или Ометьевские поселки, ныне поселок). в пределах Казани) за районом Суконной Слободы и поселился в небольшом доме.

Карьера

Его учителем вокала был Дмитрий Усатов. Шаляпин начал свою карьеру в Тбилиси и в Императорской опере Св. -Петербург в 1894 году. Затем его пригласили петь в частной опере Мамонтова (1896–1899); его первая роль была Мефистофелем в Гуно Фауст, в которой он имел значительный успех.

Le veau d'or Мефисто в Гуно Фауст
Монолог Бориса Годунова Из Мусоргского Борис Годунов
Эй, ухнем! Запись 1902 года Песнь волжских бурлаков
Волга, Волжский мат родная Русская народная песня, позже адаптированная как Карнавал окончен

Проблемы с воспроизведением эти файлы? См. .

В Мамонтове он также познакомился с Сергеем Рахманиновым, который служил там помощником дирижера и с которым он оставался друзьями на всю жизнь. Рахманинов многому научил его в музыкальном мастерстве, в том числе в том, как анализировать партитуру, и настаивал, чтобы Шаляпин выучил не только свои собственные роли, но и все другие роли в операх, в которых он должен был появиться. Вместе с Рахманиновым он разучил главную роль «Бориса Годунова» Мусоргского , которая стала его визитной карточкой. Шаляпин ответил на это тем, что показал Рахманинову, как он строит каждую свою интерпретацию вокруг кульминационного момента или «точки». Независимо от того, где находилась эта точка или в какой динамике внутри пьесы, исполнитель должен был знать, как подойти к ней с абсолютным расчетом и точностью; в противном случае вся конструкция детали может рассыпаться, и деталь может расслоиться. Рахманинов нашел применение этому подходу, став полноценным концертным пианистом после Первой мировой войны.

. Благодаря его выступлениям в Мамонтове, Большой театр в Москве привлек Шаляпина, где он регулярно появлялся с 1899 по 1914 год. Во время Первой мировой войны Шаляпин также регулярно выступал в частной опере Зимина в Москве. Кроме того, с 1901 года Шаляпин начал гастролировать по Западу, сделав сенсационный дебют в Ла Скала в том же году в роли дьявола в постановке Бойто Мефистофеле, под управлением одного из самых динамичных оперных дирижеров ХХ века Артуро Тосканини. В конце своей карьеры Тосканини заметил, что русский бас был величайшим оперным талантом, с которым он когда-либо работал. Метрополитен-опера дебют певца в сезоне 1907 г. разочаровал беспрецедентной откровенностью его сценической игры; но он вернулся в Метрополитен в 1921 году и пел там с огромным успехом в течение восьми сезонов. С 1907 года нью-йоркская публика стала более широкой. В 1913 году блестящий предприниматель Сергей Дягилев познакомил Шаляпина с Лондоном и Парижем, после чего он начал давать хорошо принятые сольные концерты, в которых он пел как традиционные русские народные песни, так и более серьезные блюда. Среди этих народных песен были «По Петерской», которую он записал с британским оркестром русских народных инструментов, и песня, ставшая известной во всем мире: Песня волжских бурлаков. В 1925 году во время выступления в Нью-Йорке его аккомпаниатором на фортепиано был молодой Гарри Любин, позже ставший композитором музыки для телесериала Внешние границы.

Дальнейшая жизнь

Шаляпин создав автопортрет в 1912 году. Шаляпин и Торнаги

Шаляпин совершил поездку по Австралии в 1926 году, дав серию сольных концертов, получивших высокую оценку. В частном порядке личные дела Шаляпина находились в беспорядке вследствие русской революции 1917 года. Сначала к нему относились как к почитаемому художнику новоявленной Советской России. Однако суровые реалии повседневной жизни при новом режиме и нестабильный климат, последовавший за последовавшей Гражданской войной, в сочетании с, как сообщается, посягательством на часть его собственности со стороны коммунистов власти заставили его навсегда остаться за пределами России после 1921 года. Однако он все еще утверждал, что не был антисоветчиком. Шаляпин сначала переехал в Финляндию, а затем жил во Франции. Космополитический Париж с его значительным русским эмигрантским населением стал его базой и, в конечном итоге, городом его смерти. Он был известен своими грандиозными кутежами в этот период, но он никогда не жертвовал своей преданностью своему искусству.

Привязанность Шаляпина к Парижу не помешала ему продолжить международную оперную и концертную карьеру в Англии, США и других странах. В мае 1931 года он появился в «Русском сезоне» режиссера сэра Томаса Бичема в лондонском Lyceum Theater. Самой известной его партией была заглавная партия Бориса Годунова (отрывки из которой он записал 1929–31 и ранее). Его помнят также за интерпретации Ивана Грозного в Римского-Корсакова Псковитянка и Сальери в Моцарт и Сальери, Мефистофель в Гуно в Фауст, Дон Кихот в Массне ' s Дон Кихот и король Филипп в Верди Дон Карлос.

Во многом благодаря его защите русские оперы, такие как «Борис Годунов» Мусоргского и Хованщина, Глинки Иван Сусанин, Бородина Князь Игорь и Царская невеста Римского-Корсакова и Садко, стали хорошо известны на Западе.

Шаляпин снял один звуковой фильм для режиссера Г. В. Пабст, 1933 Дон Кихот. Фильм был снят в трех разных версиях - французской, английской и немецкой, как это иногда было принято. Шаляпин снялся во всех трех версиях, в каждой из которых использовался один и тот же сценарий, декорации и костюмы, но разные роли второго плана. Чаще всего встречаются английская и французская версии, и обе были выпущены в мае 2006 года на DVD. Фильм Пабста был не версией оперы Массне, а драматической адаптацией романа Мигеля де Сервантеса с музыкой и песнями Жака Ибера.

. В 1932 году Шаляпин опубликовал мемуары «Человек и Маска: сорок лет из жизни певца. Во время поездки по Японии в 1936 году он страдал от зубной боли, и шеф-повар отеля придумал способ приготовить стейк, чтобы он был для него особенно нежным. Это блюдо до сих пор известно в Японии как [ja ].

Последний спектакль Шаляпина состоялся в Опере Монте-Карло в 1937 году в партии Бориса. Он умер в следующем году от лейкемии в возрасте 65 лет в Париже, где был похоронен. В 1984 году его останки были перенесены из Парижа в Москву в ходе сложной церемонии. Их перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Шаляпин был дважды женат. Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги (1873–1965), он познакомился в Нижнем Новгороде. Они поженились в России в 1898 году, у них родилось шестеро детей: Игорь Борис (1904–1979), Ирина, Лидия и близнецы Федор-младший (1905–1992) и Таня. Игорь умер в возрасте четырех лет. Федор-младший был характерным актером, сыгранным в западных фильмах, в том числе Moonstruck и Имя розы напротив Шона Коннери. Борис был известным художником-графиком, который нарисовал портреты, использованные на 414 обложках журнала Time в период с 1942 по 1970 год. В исполнении Дуэта есть роман, посвященный жизни Чапиапина и его жены Торнаги. Аль-Хеми (дуо "Алхимия") в составе Алеоны Султановой (тексты / музыка). Источник: https://www.youtube.com/watch?v=fBlAEB3Q-bI

В браке с Торнаги Шаляпин жил с Мариной Петсольд (1882–1964), вдовой, у которой уже было двое детей от нее. первый брак. От Шаляпина у нее было три дочери: Марфа (1910–2003), [ru ] (1912–2009) и Дасья (1921–1977). Две семьи Шаляпина жили отдельно, одна в Москве, а другая в Санкт-Петербурге, и не общались. Шаляпин женился на Петсольде в 1927 году в Париже.

Галерея

Награды и награды

Звезда Шаляпина на Голливудской аллее Славы
  • 1902 - 3 класс
  • 1907 - Золотой Крест Прусского орла
  • 1908 - Командир офицерского звания
  • 1910 - Солист Его Величества (Россия)
  • 1912 - солист Его Величества Короля Италии
  • 1914 - Британская награда за особые достижения в искусстве
  • 1914 - Орден Святого Станислава 3-й степени (Россия)
  • 1916 - Офицерское звание
  • 1918 - (Советское правительство отозвало титул в 1927 году)
  • 1934 г. - командир Почетного легиона (Франция)
Шаляпин (в центре) с товарищами по Московской Среде в 1902 г.

Автобиографические сочинения

Автобиографическое сотрудничество Шаляпина с Максимом Горьким произошло в 1917 году. Он уже начал писать свой автобиограф. y задолго до этого, в Крыму. В 1917 году, когда он был на юге Франции, его уговорил написать такой труд французский журналист, который надеялся написать его как призрак. Горький, который был его близким другом и тогда жил на Капри, уговорил Шаляпина остаться с ним там, и с помощью секретаря был записан большой объем информации, которую Горький скомпилировал в длинную рукопись: опубликована в России в 1917 г. в виде серии статей в журнале «Летопись». Тем временем Шаляпин попытался продать ее американскому издателю, который отказался от нее, узнав, что она была опубликована на русском языке. Был разлад с Горьким, и Шаляпин вместе с другим редактором работал над «новой» версией своего оригинального текста. Он был опубликован в Америке под названием «Страницы моей жизни» («Харпер и братья», Нью-Йорк, 1927), в нем рассказывался только до 1905 года, и ему не хватало глубины, стиля и жизни версии Горького. Затем, в 1932 году, Шаляпин опубликовал «Человек и маска» (Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк), чтобы отметить сороковую годовщину своего первого выступления на сцене. Оригинальная рукопись версии Горького была впервые переведена и опубликована на английском языке в 1967 году Ниной Фроуд и Джеймсом Хэнли под названием Шаляпин: автобиография, рассказанная Максиму Горькому (Stein and Day, New York), и включала приложение с оригинальной перепиской. включая раздел, посвященный Горькому.

Записи

Шаляпин обладал высоким басовым голосом с безошибочным тембром, который записывался четко. Он записал огромное количество дисков для His Master's Voice, начав в России с акустических записей, сделанных на заре 20-го века, и продолжая в раннюю электрическую (микрофонную) эру. Некоторые из его выступлений в Королевском оперном театре, Ковент-Гарден в Лондоне были записаны вживую в 1920-х годах, включая навязчивую версию «Смерти Бориса» от Бориса Годунова. Его последний диск, сделанный в Токио в 1936 году, был знаменитой «Песней о волжских гребцах». Многие из его записей были выпущены в США на RCA Victor. Его наследие записей доступно на компакт-дисках, выпущенных EMI, Preiser, Naxos и другими коммерческими лейблами. В 2018 году его полные записи были выпущены на 13 компакт-дисках на Marston Records. Они состоят из песен, а также ряда арий из итальянской, французской и, естественно, русской оперы. Лучше всего он идиоматичен, когда исполняет музыкальные произведения своих соотечественников.

Портретная фотография Федора Шаляпина, 1922 г.

Мнения о его творчестве

  • Оперный комментатор / историк Майкл Скотт утверждает, что: «Шаляпин занимает первое место с Карузо и Марией Каллас как один из трех величайших певцов и самых влиятельных и влиятельных артистов двадцатого века. "
  • " В Метрополитене он исполнил роль Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини как вульгарный, елейный, засаленный священник, постоянно ковыряясь в носу и вытирая пальцы рясой. Зрители были потрясены. Защищаясь, Шаляпин сказал в интервью, что Базилио - испанский священник. Я хорошо знаю его. Он не современный Американский священник, чистый и ухоженный, он грязный и неопрятный, он зверь, и вот что я его делаю, комическое животное ». (Гарольд С. Шенберг )
  • Некоторые обвиняли Шаляпина в драке за кулисами. Рахманинов согласился. «Федор - скандалист. Все они боятся самого его духа. Он внезапно кричит или даже кого-то бьет! И кулак Федора силен.... Он может позаботиться о себе. А как еще можно себя вести? За кулисами нашего собственного театра это как в салуне. Они кричат, пьют, ругаются на самом грязном языке ». В письме от ноября 1910 г. Редактор издания «Утро России», которое якобы процитировало вышеперечисленные реплики и приписывает их Рахманинову, композитор категорически отрицает эту цитату и пишет: «В статье без моего ведома публикуются мои слова о Большом театре и Шаляпине... Я сказал, что у нас часто бывает досадная неразбериха за кулисами Большого театра... Я также сказал, что до меня доходили слухи, что с тех пор, как Шаляпин был назначен постановщиком тех опер, в которых он поет, за кулисами более тихо. Это все, что я сказал... С. Рахмани noff ".
  • Встретившаяся примадонна Джеральдин Фаррар сказала, что голос Шаляпина похож на" мелодичный гром ", но предупредил о его неожиданных выходках, чтобы привлечь внимание на сцене. «Шаляпин был прекрасным оперным партнером, но нужно было остерегаться внезапных отклонений от плана репетиции, а также нотки оригинальности, благоприятной только для возвышения Шаляпина».
  • Дейл Карнеги, ссылаясь на рассказ импресарио Сол Гурок говорит, что Шаляпин часто был темпераментным, даже вел себя как «избалованный ребенок». Услышав жалобу концертного бассо на то, что у него разболелось горло и что он не сможет петь на запланированном концерте в Метрополитен-опера, Хурок немедленно согласился отменить помолвку, комментируя: «Это будет стоить только тебе пара тысяч долларов, но это ничто по сравнению с твоей репутацией ». Шаляпин оставил открытой возможность того, что он все же может выступить, если позже почувствует себя лучше, и Гурок покорно проверил его дважды перед концертом. В конце концов он согласился выступить при условии, что Гурок объявит публике, что Шаляпин «очень сильно простудился и у него плохой голос». Карнеги одобрительно комментирует: Хурок солгал и говорил, что сделает это, потому что знал, что это единственный способ вывести бассо на сцену ».

Ссылки

Примечания

Библиография

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Федором Ивановичем Шаляпином.
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:54:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте