Кипчаки, также известные как Кыпчаки или половцы, были тюркским кочевым народом и конфедерацией, существовавшей в средние века, населявшей части евразийской степи. Впервые упомянутые в VIII веке как часть Второго тюркского каганата, они, скорее всего, населяли регион Алтая, откуда они расширились в течение следующих столетий, сначала как часть Кимекское ханство и позже как часть конфедерации с половцами. Группы кипчаков существовали в Причерноморско-Каспийской степи, Сырдарье и Сибири. Куманско-кипчакская конфедерация была завоевана монголами в начале 13 века.
Кипчаки интерпретировали свое название как «дупло» (среднетюркский : kuv ağaç); по их словам, внутри дупла их изначальная человеческая прародительница родила сына. Немет указывает на сибирский кипчак «сердитый, вспыльчивый», засвидетельствованный только в сибирском диалекте сагай. Кляшторный связывает кипчак с qovı, qovuq - «несчастный, несчастный»; однако Голден видит лучшее соответствие в qıv «удача» и суффиксе прилагательного -čāq. Тем не менее, Голден отмечает, что первоначальная форма и этимология этнонима «остаются предметом споров и предположений».
Их имя иногда появляется в транслитерации на других языках, таких как арабский : قفجاق, романизированный : Qifjāq; персидский : قبچاق, романизированный : кабчак / кабчак; Грузинский : ყივჩაღები; Турецкий : Кипчак; Крымскотатарский : Кипчак, Карачаево-Балкарский : Къыпчакъ, латинизированный: Кипчак; узбекский : Qipchoq, Қипчоқ / قىپچاق; Уйгурский : قىپچاق / Қипчақ; казахский : Қыпша, романизированный: кыпшак; Кумыкский : Къыпчакъ, романизированный: Кыпчак; Кыргызский : Кыпчак, романизированный : Кыпчак; ногайцы : Кыпчак; румынский : Копчак; и китайский : 欽察 ~ 欽 叉 ~ 可 弗 叉 ~ 克 鼻 稍 Qīnchá ~ Qīnchā ~ Kěfúchā ~ Kèbíshāo. Другая английская транслитерация включает кыпчаков и кипчаков.
Русские «половцы» (русские : Половецкие пляски, тр. Половецкие пляски) - так называли кипчаков и Половцы русов - отсюда половецкие пляски в конце второго акта оперы Александра Бородина Князь Игорь.
В кипчакской степи между XI и XIII веками произошел сложный процесс этнической ассимиляции и консолидации. Племена западных кипчаков вбирали в себя людей огузов, печенегов, древних башкир, булгар и др. Происхождения; восточный Кипчак слился с огуз-кимекским, карлукским, кара-хитайским и другими. Все они были идентифицированы по этнониму кипчаки.
Согласно более позднему изданию Сюй Цяньсюэ Сыма Гуана Цзыжи Тунцзян, у кипчаков были «сине-зеленые глаза и красный цвет». волосы". По мнению украинских антропологов, кипчаки обладали фенотипическими чертами европеоидов и монголоидов, а именно: широким плоским лицом и выступающим носом. Исследователь Е.П. Алексеева обратила внимание на то, что каменные изображения европейских кипчаков имеют как монголоидные, так и европеоидные лица. Однако, по ее мнению, большинство кипчаков, поселившихся в Грузии в первой половине XII века, были преимущественно европеоидами с некоторой примесью монголоидных черт. К ним уже присоединились половцы. В ходе тюркской экспансии они мигрировали в Сибирь и далее в Транс-Волжский регион.
Кипчаки впервые недвусмысленно упоминаются персидским географом ибн Хордадбех Книгой дорог и царств как северотюркское племя, после Токуз огуза, Карлуки, Кимеки, Огузы, Jfr (либо искаженные из Джикиля, либо представляющие Маджфар для Маджара ), печенеги, Тюргеш, Агкиш, а до енисейские киргизы кипчаки, возможно, фигурировали в надписи Мойун Чур 8-го века как Тюрк-Кыпчак, упомянутый как часть Тюркского каганата на пятьдесят лет; даже в этом случае это свидетельство является неопределенным, поскольку при повреждениях надписи можно прочитать только -čq (𐰲𐰴) (* -čaq или čiq). Неясно, можно ли отождествлять кипчаков, по словам Кляшторного, с [Ал] ти Сэр в орхонских надписях (薛延陀; пиньинь: Сюэ-Янтуо ), или с Juéyuèshī (厥 越 失) в китайских источниках; однако Зуев (2002) идентифицировал 厥 越 失 Juéyuèshī (< MC *kiwat-jiwat-siet) with toponym Kürüshi in the Ezhim river valley (Ch. Ayan < MCh. 阿豔 *a-iam < OTrk. Ayam) in Tuva Depression. The relationship between the Kipchaks and Cumans is unclear.
, будучи частью Тюркского каганата, они, скорее всего, населяли Алтайский регион. Когда каганат рухнул, они стали частью кимеков. конфедерация, с которой они расширились до рек Иртыш, Ишим и Тобол. Затем они появились в исламских источниках. В IX веке Ибн Хордадбех указал, что они имеют автономию в рамках конфедерации Кимек. Они вошли в состав Кимеков в 8-м или начале 9-го века и были одним из семи первоначальных племен. В 10 веке Худуд аль-Алам говорится, что кимек назначил царем кипчаков. Конфедерация кимеков, вероятно, возглавляемый кипчаками, двинулся на огузские земли, и Сигнак в Сырдарья стал кипчакским городским центром. Кипчакские остатки остались в Сибири, а другие двинулись на запад в результате переселения кун, возникли три группы кипчаков:
В начале 11 века произошла массовая миграция тюркских кочевников в исламский мир. Первые волны были зафиксированы в Кара-Ханидском ханстве в 1017–1018 годах. Неизвестно, завоевали ли половцы кипчаков или были просто вождями кипчакско-тюркских племен. К 12 веку две отдельные конфедерации половцев и кипчаков объединились.
Кумания в ок. 1200.Монголы победили алан после того, как убедили кипчаков покинуть их, указав на их сходство в языке и культуре. Тем не менее затем кипчаки потерпели поражение. При хане Кётене кипчаки бежали в Киевское Великое княжество (русины), где у кипчаков было несколько брачных отношений, одним из которых был зять Кётена Мстислав Мстиславич Галицкий. Русины и кипчаки заключили союз против монголов и встретились у Днепра, чтобы найти их. После восьмидневной погони они встретили на реке Калка (1223). Кипчаки, конные лучники, как и монголы, служили авангардом и разведчиками. Монголы, которые, казалось, отступали, заманили русинско-кипчакскую армию в ловушку после того, как внезапно оказались за холмами и окружили их. Бегущих кипчаков преследовали, а лагерь русинов был разгромлен.
Кочевые кипчаки были основными целями монголов, когда они переходили Волгу в 1236 году. Побежденные кипчаки в основном вошли в ряды монголов, а другие бежали. на запад. Кётен привел 40 000 семей в Венгрию, где король Бела IV предоставил им убежище в обмен на их христианизацию. Кипчаки-беженцы бежали из Венгрии после убийства Кётена.
После своего падения кипчаки и половцы, как известно, стали наемниками в Европе и были взяты в рабство. В Египте мамлюки были частично заимствованы из кипчаков и половцев.
Конфедерация кипчаков и половцев говорила на тюркском языке. Монгольские этнолингвистические элементы в кипчакско-кимекском языке остаются недоказанными.
Кипчаки и половцы говорили на тюркском языке (кипчакском языке, половинском языке ), наиболее важной из сохранившихся записей которого является Codex Cumanicus, словарь слов конца XIII века на кипчакском, куманском и латинском языках. Присутствие в Египте тюркоязычных мамлюков также стимулировало составление кипчакских / куманско-арабских словарей и грамматик, которые важны при изучении нескольких древнетюркских языков.
Когда члены армянской диаспоры переселились с Крымского полуострова на польское украинское приграничье, в конце 13 века, они принесли с собой кыпчак, принятый ими тюркский язык. В 16-17 веках тюркским языком среди армянских общин кипчакского народа был армено-кипчакский язык. Они были заселены в Львовской и Каменец-Подольской областях на территории современной Украины.
Полумесяц вымер в 18 веке в регион Кумания в Венгрии, который был его последним оплотом.
Кипчаки исповедовали шаманизм. Обращение в мусульманство произошло недалеко от исламских центров. Известно, что некоторые кипчаки и половцы обратились в христианство примерно в XI веке по предложению грузин, объединившихся в своих конфликтах против мусульман. Многие крестились по просьбе грузинского царя Давида IV, который также женился на дочери кипчак-хана Отрок. С 1120 г. здесь действовала кипчакская национальная христианская церковь и видное духовенство. После монгольского завоевания ислам стал популярным среди кипчаков Золотой Орды.
Конфедерация или племенной союз, в который кипчаки вступили в 8-м или начале 9-го века как одно из семи первоначальных племен, в историографии известно как кимек (или кимак). В тюркских надписях государство с таким названием не упоминается. 10 век Худуд аль-'Алам упоминает «страну Кимак», управляемую хаганом (королем), у которого есть одиннадцать лейтенантов, владеющих наследственными феодальными владениями. Кроме того, Андар Аз Хифчак упоминается как страна (nāḥiyat) Кимака, «жители которой напоминают Гузов некоторыми обычаями».
В 9 веке Ибн Хордадбех указал, что они держал автономию в конфедерации Кимеков. Они вошли в Кимеков в 8 или начале 9 века и были одним из семи первоначальных племен. В 10 веке Худуд ал-'Алам говорится, что кимек назначил царем кипчаков.
Генетическое исследование, опубликованное в Nature в мае 2018 г. исследовали останки двух мужчин-кипчаков, захороненных между ок. 1000 г. и 1200 г. н.э. Один мужчина был носителем отцовской гаплогруппы C и материнской гаплогруппы F1b1b и демонстрировал «увеличенное восточноазиатское происхождение». Другой мужчина оказался носителем материнской гаплогруппы D4 и имел «ярко выраженное европейское происхождение».
Современную северо-западную ветвь тюркского языка часто называют кипчакской ветвью. Языки этой ветви в большинстве своем считаются потомками кипчакского языка, и люди, которые на них говорят, также могут быть отнесены к кипчакским народам. Некоторые из традиционно включенных групп: карачаевцы, сибирские татары, ногайцы, башкиры, казахи, киргизы, татары Поволжья и крымские татары. Есть также село Кипчак в Крыму. Кыпшак, являющийся развитием «кипчак» в казахском языке, является одним из составных племен Средней Орды конфедерации казахского народа. Имя Кипчак также встречается как фамилия в Казахстане. Некоторые из потомков кипчаков - башкирский род кипчаков.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с кипчаками. |
На Викискладе есть материалы, связанные с кипчакским. |