Карлуки

редактировать
Карлуки
Языки
Карлуки, Среднетюркские языки
Религия
Тенгризм. Ислам (позже)
Родственные этнические группы
Токуз Огуз и Басмыл. Современные: Уйгуры и Узбеки

карлуки (также карлуки, карлуки, карлуки, древнетюркские : 𐰴𐰺𐰞𐰸, карлуки, персидский : خَلُّخ, Khallokh, арабский : قارلوق, Qarluq) были видным кочевым тюркским племенным объединением, проживавшим в регионах Кара -Иртыш (Черный Иртыш ) и Тарбагатайские горы к западу от Гор Алтая в Средней Азии. Они также были известны как Géluólù (упрощенный китайский : 葛逻禄; традиционный китайский : 葛邏祿, обычная фонетика: гелу, хололо, хорло или Харлуут). Карлуки дали свое название отдельной карлукской группе из тюркских языков, в которую также входят уйгурские, узбекские и илийские Тюркские языки.

Карлуки были известны как сплоченная этническая группа с автономным статусом в пределах Гёктюркского каганата и независимых государств Карлук ябгу, Караханидов и Карлугиды до того, как они были поглощены Чагатайским ханством Монгольской империи.

Их также называли Уч-Огуз, что означает «Три Огуза». Несмотря на схожесть имен, Махмуда аль-Кашгари Диван Лугат аль-Тюрк писал: «Карлуки - это подразделение кочевых тюрков. Они отделены от огузов, но они туркмены, такие как Огузы ». Ильханате Рашид-ад-Дин Хамадани в его Джами 'ат-таварикх упоминает Карлуки из огузских (туркменских ) племен.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Ранняя история
      • 2.1.1 Культура
      • 2.1.2 Социальная организация
    • 2.2 Киргизский период
    • 2.3 Караханидский период
    • 2.4 Киданьский период
    • 2.5 Монгольская эпоха
    • 2.6 Современный период
  • 3 Генетика
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
Этимология

Николай Аристов отметил, что притоком реки Чарыш был Керлык, и предположил, что это племенное название произошло от топонима с тюркским значением «дикое сибирское просо».

Петр Голден, цитируя Немет, предполагает, что qarluğ / qarluq, возможно, означает «снежный» (от прототюркского * qar «снег»). Однако Марсель Эрдал критикует это как народную этимологию, поскольку «[в] древнетюркском суффиксе + lXk, который подразумевается в этом описании, имелась четырехкратная гармония гласных, а + lXk, производное от kar, будет на древнетюркском языке be * karlık, а не karluk ».

Отметив, что большинство китайских транскрипций 邏 祿, 歌 羅 祿, 葛邏祿, 葛羅祿 и 哥 邏 祿 (все романизированные как Geluolu) являются трехсложными, хотя только одна форма 葛 祿 (гелу) двусложна, Эрдал утверждает, что, хотя последняя транскрибировала карлук, первые четыре транскрибировали * каралук, что должно быть предпочтительным чтением. Таким образом, Эрдал пришел к выводу, что «имя, вероятно, является экзонимом, образованным как - (O) k, производным от глагола kar-ıl- 'смешиваться (интр.)», Обсуждаемого в Erdal (1991: 662); таким образом, означают «смешанные», предположительно потому, что племя возникло из смешения отдельных групп », как уже предполагал Дёрфер.

История

Ранняя история

Азия в 600 году, показывая местонахождение карлукских племен (современный восток Казахстан ).

Первое китайское упоминание о карлуках (644) помечает их манихейским атрибутом: Лев Карлуки ("Ши-Гелуолу", " ши означает согдийский «лев»). «Лев» (турецкий : арслан) карлуки существовали до времен монголов.

в раннем средневековье. Возраст, три племени Гёктюркского каганата образовали союз Уч-Карлуков (Трех Карлуков); первоначально лидер союза носил титул Эльтебер, позже был повышен до Ябгу. Каганата около 600 г. в Западную и г Восточные каганаты, Уч-Карлуки (三姓 葛邏祿), вместе с Чуюе (處 蜜; позже Шатуо 沙陀), Чуми (處 月), Гусу (姑蘇) и Бейши (卑 失) стали подчиняться Западно-тюркскому каганату. После падения Гёктюрков в конфедерацию карлуков позднее войдут и другие тюркские племена, такие как чигилы, Тухси, Азкиши, Тургеш, Халаджес, Чарук, Барскан, а также иранские согдийцы и мигранты из Западной и Средней Азии

В 630 г., Ашина Хелу, Ишбарский каган Восточно-Тюркского каганата, был захвачен китайцами. Его наследник, «меньший хан» Хубо, бежал на Алтай с большей частью народа и 30 000 солдат. Он покорил карлуков на западе, киргизов на севере и принял титул Ижучебский каган. Карлуки объединились с Тиле и их лидерами уйгурами против Тюркского каганата и участвовали в возведении на престол победоносного главы уйгуров (Токуз огуз ). После этого меньшая часть карлуков присоединилась к уйгурам и поселилась в горах Богдо-Ола в Монголии, большая часть поселилась на территории между Алтаем и восточным Тянь-Шанем.

В 650 году, на момент подчинения китайцев, у карлуков было три племени: мулуо 謀 落 / мула 謀 剌 (булак ?), Chisi 熾 俟 или Pofu 婆 匐 / Posuo 婆娑 / Suofu 娑 匐 (Sebeğ?), И Ташили 踏實 力 (Ташлык?). На бумаге карлукские подразделения получили китайские названия как китайские провинции, а их руководители получили китайские государственные титулы. Позднее карлуки распространились из долины реки Керлык по реке Иртыш в западной части Алтая за Черный Иртыш, Тарбагатай и к Тянь-Шаню.

К 665 году Карлукский союз возглавил бывший Уч-Карлук бек с титулом Кюль-Эркин, ныне названный «ябгу «(князь), имевший сильную армию. Авангард карлуков покинул Алтайский край и в начале VIII века достиг берегов реки Амударьи.

. В домусульманскую эпоху славились своими ткаными коврами и считались вассальным государством Династия Тан после окончательного завоевания регионов Трансоксании китайцами в 739 году. Карлуки подняли восстание против Göktürk, в то время доминирующей племенной конфедерации в регионе, примерно в 745 году и основали новая племенная конфедерация с племенами уйгуров и басмылов. Однако карлуки и басмылы были разбиты и насильно включены в племенную конфедерацию токуз огузов, возглавляемую уйгурским кланом яглакар. Они оставались в сфере влияния Китая и были активными участниками борьбы с мусульманской экспансией в этом районе вплоть до своего отделения от Тан в 751 году. Вмешательство Китая в дела Западного Туркестана прекратилось после их поражения при битва при Таласе в 751 году арабским генералом Зиядом ибн Салихом. Арабы вытеснили карлуков из Ферганы.

В 766 году, после того как они захватили тюргеш в Жетысу, племена карлуков образовали ханство под властью правление ябгу, оккупировало Суяб и перенесло туда свою столицу. К тому времени основная масса племени покинула Алтай, и господство в Жетысу перешло к карлукам. Их правитель с титулом ябгу часто упоминается в орхонских надписях. В текстах Пехлеви один из карлукских правителей Тохаристана назывался Яббу-Хаканом (Ябгу-Каганом). Падение Западно-Тюркского каганата оставило Жетысу во владении тюркских народов, независимых ни от арабов, ни от китайцев.

В 822 году уйгуры послали четырех карлуков в качестве дани династии Тан Китаю.

Культура

Карлуки были охотниками, скотоводами-кочевниками и земледельцами. Они селились в деревне и в городах, которые были сосредоточены на торговых постах вдоль караванных дорог. Карлуки унаследовали обширный многонациональный регион, разнообразное население которого мало чем отличалось от его правителей. Жетысу населяли несколько племен: азы (упоминаются в орхонских надписях) и тухси, остатки тюргешей ; а также шатуо тюрки (沙陀 突厥) (букв. «турки с песчаного склона», то есть «турки пустыни») западно-тюркского, в частности чигильского происхождения, и перемежающиеся согдийские колонии. Южную часть Жетысу занимали люди ягма, которые также владели Кашгаром. На севере и западе жили Канкалис. Чигилы, входившие в состав трех карлуков и составлявшие их значительную часть, затем отделились и поселились около Иссык-Куля.

Разнообразное население придерживалось различных религиозных верований. Карлуки и большинство тюркского населения исповедовали тенгрианство, которое христиан и мусульмане считали шаманизмом и языческим. Чигилы были христианами несторианской деноминации. Большинство токуз-огузов со своим ханом были манихеями, но среди них были также христиане, буддисты и мусульмане. Мирное проникновение мусульманской культуры через торговые отношения сыграло гораздо более важную роль в их обращении, чем мусульманское оружие. За купцами следовали миссионеры разных вероисповеданий, в том числе христиане-несториане. Во многих городах Туркестана были христианские церкви. Турки считали священными горы Кастекского перевала, считая их обителью божества. Каждое вероисповедание несло свой сценарий, в результате чего были использованы различные письменности, в том числе тюркская руническая, согдийская, сирийская, а позднее уйгурская. Карлуки переняли и развили тюркский литературный язык Хорезма, основанный в Бухаре и Самарканде, который после монгольского завоевания стал известен как чагатайский язык.

всех тюркских народов карлуки были наиболее открыты влиянию мусульманской культуры. Якуби сообщил об обращении карлук-ябгу в ислам при халифе Махди (775–785), и к 10 веку в нескольких городах к востоку от Таласа были мечети. Мусульманская культура повлияла на общий образ жизни карлуков.

В течение следующих трех столетий государство Карлук Ябгу занимало ключевую позицию на избранном международном торговом пути, отбиваясь в основном от тюрков. конкуренты, чтобы сохранить свои ведущие позиции. Их крупнейшими противниками были кангары на северо-западе и Токуз-огуз на юго-востоке, с периодом набегов Саманидов на Жетысу в 840–894 гг. Но даже в период расцвета государства Карлук Ябгу, части его владений находились в руках Токуз Огузов, а затем под контролем кыргызов и киданей, что усиливало этническую, религиозную и религиозную принадлежность. и политическое разнообразие.

Социальная организация

Государство Карлук Ябгу представляло собой объединение полунезависимых районов и городов, в каждом из которых имелась собственная милиция. Самой большой из них была столица Суяб, которая могла выставить 20 000 воинов, и среди других районов город Беглилиг (известный как «Самакна» до правления Карлуков) имел 10 000 воинов, Панджикат мог произвести 8000 воинов, Барсхан 6000 воинов и Яр 3000 воинов. Титулами мелких правителей были Кутегин из рода Карлук Лаван в Карминкате, Таксин в Джиле, Табин-Барсхан в Барсхане, Тюркский Йиндл-Тегин и согдийский Бадан-Сангу в Беглилиге. Князь Суяба, находившегося к северу от реки Чу в тюргешских землях, был братом одного из гектюркских ханов, но носил персидский титул Ялан-шах, то есть «царь героев».

Мусульманские авторы подробно описывают торговый путь из Западной Азии в Китай через Жетысу, упоминая многие города. Некоторые носили двойные имена, как тюркские, так и согдийские. Они писали о столицах Баласагуна, Суяба и Каялика, в которых Вильгельм Рубрук впервые увидел три буддийских храма в мусульманском городе. Географы упоминали также Тараз (Талас, Аулия-ата), Навекат (ныне Карабулак), Атбаш (ныне руины Кошой-Кургана), Иссык-Куль, Барсхан, Панджикат, Ахсикат, Беглилиг, Алмалык, Джул, Яр, Тон, Панчул и др.

Киргизский период

До киргизо-уйгурской войны 829–840 гг. киргизы жили в верхнем бассейне реки Енисей. В лингвистическом отношении их язык вместе с алтайским языком принадлежит к отдельной киргизской группе тюркской языковой семьи. В то время их население составляло 250 000 человек, а армия - 50 000 человек. Победа киргизов в войне привела их к карлукским воротам. Они захватили Туву, Алтай, часть Джунгарии и достигли Кашгара. В союзе с карлуками против уйгуров, в 840-х годах киргизы начали захват той части Жетысу, которая является их нынешним домом. Независимость Карлуков закончилась около 840 года. Они перешли от господства над племенным объединением до подчиненного положения. Киргизы оставались властью в Жетысу до их уничтожения кара-китанами в 1124 году, когда большинство из них эвакуировалось из своего центра в Туве обратно в Минусинскую депрессию, оставив карлуков снова господствовать в Жетысу.

Положение Карлукского государства, основанного на богатых городах Жетысу, оставалось сильным, несмотря на неудачи в войнах начала IX века. Ябгу обогатилась прибыльной торговлей рабами на рабовладельческих рынках Сырдарьи, продажей охранников для аббасидских халифов и контролем над транзитной дорогой в Китай в секторе от Тараза до Иссыка. Кул. Положение карлуков в Фергане, несмотря на попытки арабов изгнать их, стало сильнее.

Падение последнего кагана со столицей в Отюкен, который доминировал в течение трех столетий, создал совершенно новый геополитическая ситуация во всей Центральной Азии. Впервые за триста лет могущественный центр власти, создававший возможности для расширения или даже существования любого государства в Туркестане, окончательно исчез. Отныне тюркские племена признавали только высокий статус клана, унаследовавшего титул кагана, но никогда больше не его объединяющую власть. Некоторые мусульманские историки утверждают, что после утраты уйгурами своей власти (840 г.) верховная власть среди тюркских племен перешла к карлукским вождям. Связь с кланом Ашина, правящим кланом Тюркского Каганата, позволила династии Карлуков облачить свою власть в законные одежды и, отказавшись от старого титула ябгу, принять новый титул Каган. 204>

период Караханидов

К 940 году «язычники» Ягма с южной границы захватили долину Чу и столицу Карлуков Баласагун. Правитель Ягмы носил титул Богра-хан (Верблюжий Хан), очень распространенный среди Караханидов. Ягма быстро захватил все карлукские земли. В X и XII веках земли по обе стороны главной цепи Тянь-Шань были объединены под властью Караханидов Илек-ханов (Ханов Земли) или просто Караханидов (Великих Ханов). Государство Караханидов было разделено на вотчины, которые вскоре стали независимыми.

Кара-Ханиды Ханство было основано в IX веке конфедерацией карлуков, чигилов, ягм и других племен. Позже в XI веке х век Караханиды Султан Сатук Бугра Хан обратился в ислам. Его сын Муса сделал ислам государственной религией в 960 году. Империя оккупировала современный север Ирана и часть Средней Азии. Этот регион оставался под властью Караханидов и в разные периоды оставался независимым вассалом сельджуков и кара-киданей. Караханидское ханство закончилось, когда последний правитель его западного ханства был убит Хорезмидами в 1212 году. Позднее и кара-китанцы, и хорезмиды были уничтожены монгольским нашествием.

Имя Хаканийа было дано карлукам, населявшим Кашгар и Баласагун, жители не были уйгурскими, однако их язык был задним числом обозначен учеными как уйгурский.

киданьский период

В начале X века родственное монголам племя кидан с примесью монголов основало обширную империю, простирающуюся от Тихого океана до озера Байкал. и Тянь-Шань, вытеснив тюркское население. Киданьский язык был классифицирован как парамонгольский: отдаленно связанный с монгольскими языками монголов. Сообщается, что первый гурхан был манихеем.

. Из-за своего длительного господства над Китаем, правящая династия, которую Двадцать четыре истории называют Ляо династия (916–1125) находилась под сильным влиянием китайской культуры. В 1125 г. тунгусский народ, чжурчжэнь, объединились с южной песней, положив конец господству киданей. Киданьские изгнанники во главе с Елю Даши, членом киданьской царской семьи, мигрировали на Запад. Кидани поселились в Тарбагатайских горах к востоку от Жетысу, и их число выросло до 40 000 палаток.

Около 1130 года местный караханидский правитель Баласагуна попросил их помощи против враждебных канкалисов и карлуков. Кидани заняли Баласагун, изгнали слабого правителя Караханидов и основали собственное государство, которое простиралось от Енисея до Тараза. Затем они захватили Канкали и покорили Синьцзян. В 1137 году около Худжанда они нанесли поражение трансоксанскому правителю Караханидов Махмуд-хану, который затем обратился за помощью к своему сюзерену сельджукам. Кара-китанцы, которые были также приглашены хорезмийцами (тогда также вассалом сельджуков) для завоевания земель сельджуков, а также в ответ на призыв вмешаться карлуков, которые были причастны в конфликте с Караханидами, затем продвинулся в Самарканд. В 1141 году сельджуки под предводительством Ахмада Санджара также прибыли в Самарканд со своей армией, но были разбиты кара-китанами в битве при Катване, после чего кара-китанцы стали доминирующими. в Трансоксании.

Западное киданьское государство стало известно под своим тюркским названием, Кара-Киданьское ханство и их правитель носил тюркский титул Гурхан «ханский зять». Первоначальная конфедерация Уч-Карлуков раскололась между государством Караханидов на западе и государством Карахитай на востоке, просуществовав до монгольского нашествия. И на западе, и на востоке карлукские княжества сохранили свой автономный статус и коренные правители, хотя в Карахитае карлукский хан, как и правитель Самарканда, был вынужден согласиться с присутствием постоянного представителя гурхана.

Гурханы управляли ограниченными территориями, на которых проживало 1170 человек 84 500 семей, находящихся под прямым управлением. Ставка гурхана называлась Хосун-орду (букв. «Сильный орду») или Хото («Дом»). Столицей Карлука был Каялик. Караханиды продолжали править Трансоксанией и западным Синьцзяном. Карахитаны не вмешивались в религию народа, но ислам стал менее доминирующим, поскольку другие религии воспользовались новой свободой для увеличения числа своих приверженцев. несторианский патриарх Илия III (1176–1190) основал религиозную метрополию в Кашгаре. Карахитайский митрополит носил титул Митрополит Кашгарский и Навакатский, что свидетельствовало о том, что Кашгарский престол контролировал также южную часть Жетысу. Древнейшие несторианские гробницы на Токмакском и Пишпекском могильниках восходят к эпохе владычества Карахитая. Ата-Малик Джувайни, однако, подчеркнул притеснение мусульман Кучлугом, сыном последнего Наймана хана, который был изгнан (к 1204 г.) Монголией <55 г.>Чингисхан. Нейманский несторианец Кристиан Кючлюк узурпировал престол кара-китанцев. В 1211 году в северной части Жетысу появился монгольский отряд под командованием одного из генералов Чингисхана. Арслан-хан Карлук убил карахитайского наместника Каялыка и заявил о своей верности Чингисхану. Жетысу вместе с Восточным Туркестаном добровольно сдались монголам. Кучлуг был убит вторгшимися монголами в 1218 году.

Монгольская эпоха

В 1211 году в северной части Жетысу появился монгольский отряд под командованием Хубилай нойона, одного из полководцев Чингисхана. Арслан-хан Карлук, вероятно, сын Арслан-хана и брат Мамду-хана, убил киданьского правителя Каялика и заявил о своей верности Чингисхану. В «Сборнике летописей» записано, что Чингисхан снял свой титул с Карлук-Арслан-хана: «Да будет имя твое Сартактай», т.е. сарт, - сказал государь.

После поглощения Кара- Ханидское ханство Чагатайского ханства, этноним карлук стал употребляться редко. Карлукский язык был первичной основой для более позднего лингва-франка Чагатайского ханства и Средней Азии при династии Тимуридов. Поэтому лингвисты и историки называют его чагатайским языком, но его современники, такие как Тимур и Бабур, называли его просто тюркским.

Современный период

В ХХ веке геополитическая Большая игра между великими державами потребовала создания современных национальностей среди центральноазиатских Турки. Этноним «карлук» не возродился. Вместо этого, узбекский и уйгурский стали двумя основными подразделениями среди носителей современных вариантов чагатайского языка. В рамках этих двух современных национальностей существуют такие подгруппы, как уйгуры доланы, айнур и несколько региональных популяций узбеков. У некоторых узбеков больше общего с группами кипчаков, такими как каракалпаки и казахи, или с иранцами таджиками, чем с другими узбеками, которые говорят на карлукском языке.

Генетика

В генетическом исследовании, опубликованном в Nature в мае 2018 года, были изучены останки двух карлукских мужчин. похоронен в Бутактах на Тянь-Шане между 800 и 1000 гг. Один мужчина нес отцовскую гаплогруппу J2a и материнскую гаплогруппу A, в то время как другой нес материнскую гаплогруппу F1b1e.

См. Также
Примечания
Ссылки
Источники
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:48:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте