Сыма Гуан. 司馬 光 | |
---|---|
Личные данные | |
Родился | 17 ноября 1019 г.. Округ Гуаншань, префектура Гуанг, династия Сун |
Умер | 11 октября 1086 (1086-10-11) (66 лет). Кайфэн, Империя Сун |
Супруг (ы) | Леди Чжан |
Дети | Сыма Кан |
Отец | Сыма Чи |
Любезное имя | Джунши (君 實) |
Художественное имя | Юсо (迂 叟) |
Посмертное имя | Вэньчжэн (文 正) |
Другие имена | Сушуй Сяньшэн (涑 水 先生) |
Сыма Гуан | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 司馬 光 | ||||||||||||||||
Упрощенный китайский | 司马 光 | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Сима Гуан (17 ноября 1019 г. - 11 октября 1086 г.), любезное имя Цзюньши, был китайским историком, писателем и политиком. Он был высокопоставленным династии Сун ученым-чиновником и историком, автором монументальной книги по истории Цзыжи Тунцзян. Сыма был политическим консерватором, противником реформ Ван Анши.
Сыма Гуан был назван в честь места своего рождения префектуры Гуанг, где его отец Сыма Чи (司馬 池) служил магистратом округа в округе Гуаншань. Сыма были родом из округа Ся в префектуре Шон и утверждали, что произошли от Сыма Фу в 3 веке. Известный анекдот повествует о том, как молодой Сыма Гуан однажды спас товарища по играм, который упал в огромный чан, полный воды. Пока другие дети в панике разбегались, Сыма Гуан спокойно поднял камень и проделал дыру в дне горшка. Вылилась вода, и его друг был спасен от утопления.
В возрасте 6 лет Сыма Гуан однажды услышал лекцию по книге по истории 4-го века до нашей эры Цзо Чжуань. Очарованный, он смог пересказать истории своей семье, когда вернулся домой. Он стал заядлым читателем, «до такой степени, что не осознавал голода, жажды, холода или жары».
Сыма Гуан рано добился успеха как ученый и офицер. Когда ему едва исполнилось двадцать, он сдал Имперский экзамен с высшим званием цзиньши (進士 «столичный выпускник») и следующие несколько лет провел на официальных должностях.
Сыма Гуана больше всего помнят за его шедевр, Зижи Тунцзян, а австралийский китаолог Рэйф де Креспиньи описывает его как «возможно величайший из всех китайских историков »(де Креспиньи 1973 : 65).
В 1064 году Сыма представил императору Сун Инцзуну пятитомник (卷 ) Liniantu (歷年 圖 «Таблица последовательных лет»). Он хронологически суммировал события истории Китая с 403 г. до н.э. до 959 г. н.э. и послужил проспектом для спонсорства его амбициозного проекта в историографии. Эти даты были выбраны потому, что 403 г. до н. Э. Был началом периода Воюющих царств, когда древнее государство Цзинь было разделено, что в конечном итоге привело к установлению династии Цинь. ; и потому что 959 год н.э. был концом периода пяти династий и десяти царств и началом династии Сун.
Раскрасьте горшок с потрясающим эпизодом из рассказа Сыма Гуана, Переходный фарфор.В 1066 году он представил более подробный восьмитомный Тунчжи (通志; «Всеобъемлющие записи»), в котором ведется хроника. История Китая с 403 г. до н.э. по 207 г. до н.э. (конец династии Цинь). Император издал указ о составлении новаторской всемирной истории Китая, предоставив полный доступ к императорским библиотекам и выделив средства на расходы на компиляцию, включая помощь в исследованиях опытных историков, таких как Лю Бань (劉攽, 1022–88), Лю Шу (劉 恕, 1032–78) и Фань Цзуй (范祖禹, 1041–98). После смерти Инцзун в 1067 году Сыма был приглашен во дворец, чтобы представить свою работу императору Сун Шэньцзуну. Новый император не только подтвердил интерес, проявленный его отцом, но и проявил свою благосклонность, даровав императорское предисловие, в котором он изменил титул с Тончжи («Всеобъемлющие записи») на Цзыжи Тунцзян («Всеобъемлющее зеркало для Помощь в правительстве »). Ученые интерпретируют «Зеркало» в названии как справочную и руководящую работу, указывая на то, что Шэньцзун принял Сыма как своего проводника в изучении истории и ее применении в правительстве. Император поддерживал составление этой всеобъемлющей истории вплоть до ее завершения в 1084 году.
С конца 1060-х годов Сима решительно взял на себя роль лидера того, что при дворе считалось консервативной фракцией. в отличие от новой политики канцлера Ван Анши. Сима представлял все более критические памятники трону до 1070 года, когда он отказался от дальнейшего назначения и отказался от суда. В 1071 году он поселился в Лоян, где оставался с официальной синекурой, предоставив достаточно времени и ресурсов для продолжения составления Цзыжи Тунцзян. Хотя историк и император продолжали расходиться во мнениях по поводу политики, принудительный уход Симы на пенсию оказался для него необходимым для завершения своей хронологической истории в течение следующих полутора десятилетий. Современные рассказы рассказывают, что, чтобы больше работать и меньше спать, когда он писал свой великий опус «Цзыжи Тунцзянь», у него была деревянная подушка, сделанная из бревна, которая могла выскользнуть из-под головы, когда он перевернулся. Он назвал это Цзинчжэнь 警 A (Подушка предупреждения) и использовал его на протяжении всего периода компиляции Цзыжи Тунцзян.
Император Шэньцзун умер в 1085 году, вскоре после того, как Сыма представил на престол Цзыжи Тунцзянь. Сыма был отозван в суд и назначен руководить правительством при императоре Чжэцзуне из Сун. Он использовал это время у власти, чтобы отменить многие из Новой Политики, но он умер в следующем году, в 1086 году.
А также его достижения в качестве государственный деятель и историк, Сыма Гуан был также лексикографом (который, возможно, редактировал Цзиюнь ), и потратил десятилетия на составление своего 1066 Лейпийского («Секретные главы», ср. словарь юпийский ). Он был основан на Shuowen Jiezi и включал 31 319 китайских иероглифов, многие из которых были созданы в эпоху Сун и династии Тан. Его семейные заповеди Сыма Гуана (司馬溫 公家 訓) также широко известны и изучаются в Китае и Японии.
Викискладе есть материалы, связанные с Сыма Гуан. |