Сюэянтуо | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Китайский | 薛延陀 | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Племя Xueyantuo было древним Тиле тюркский народ и каганат в центральной / северной Азии, которые когда-то были вассалами гёктюрков, позже присоединившихся к династии Тан Китая против Восточные Göktürks.
Сюэ 薛 раньше появлялись как Синьли 薪 犁 в Сыма Цянь Записки великого историка, т. 110, но не упоминались снова до VII века. Голден (2011) предположил, что древнетюркская форма 薛 Сюэ Сэр происходит от санскрита Шри «удачный, благоприятный»
Этимология Янтуо 延 陀 вызывает много споров. Впервые западные востоковеды (например, Вильгельм Томсен ) отождествили его с Тардушем, одним из двух подразделений недолговечного Каганата Сюэянтуо, помимо Тёлиша, которые считали Тёлиш и Тардуш племенными именами. Таким образом, этноним реконструируется как Сыр-Тардуш . Однако китайские ученые рассматривали Тёлиш и Тардуш как названия политических организаций или районов: например, Цен Чжунмян рассматривал разделение Тёлиш-Тардуш как восток-запад, тогда как Ван Цзинру, цитируя Новую книгу Танга, рассматривал Тёлиш- Тардуш как север-юг.
Сергей Клясторный (2003: 305), apud Golden (2018), предложил Сюэянтуо транскрибировать * Сир-Ямтар ; в отличие от племенного имени сэр, [Ïšβara] Ямтар появилось как личное имя одного товарища Кюля Тигина, упомянув одноименную надпись в его памяти.
Тонгдиан зафиксировал происхождение Янтуо : «Во время правления Муронг Цзюня в Бывшем Яне, Сюнну чанью Хелато (賀 剌 頭, лидер племя Алат ") возглавило свое племя из тридцати пяти тысяч человек и пришло сдаться. Люди Янтуо, вероятно, являются их потомками". На основании этого Бао (2010) предположил, что люди Янтуо были потомками племени Алат, также известного как Ала-Юндлу; следовательно, имя Янтуо, вероятно, произошло от Юндлу, и Сюэянтуо можно реконструировать как Сэр-Юндлу .
Первоначально Сюэ и Янтуо Было два отдельных племени. Тундянь заявляет, что: «Сюэянтуо - это отколовшееся от Тиле племя. Во времена бывшего Яна [императора] Муронг Цзюня, Сюнну Шаньюй Хелайтоу привел свое племя, насчитывающее 35000 человек, к сдаче. Янтуо, вероятно, их потомки. С племенами Сюэ [Янтуо] живут смешанные. Отсюда и название Сюэянтуо. Фамилия клана Каганов это Йилиту. На протяжении поколений они были сильной нацией ». Правители Сюэянтуо утверждали, что их изначально звали Сюэ (薛 / 偰), и что название племени было изменено на Сюэяньто после того, как Сюэ победили и объединили Янтуо в свое племя.
После Ишибо Сюэянтуо основали недолговечное Каганат над степью при Чжэньчжу-хане, его сыне Дуоми и племяннике Итевуши-хане, последний из которых в конце концов сдался китайцам.
В 605 году Сюэянтуо подверглись нападению западных тюрков Чулуо-каган. Следовательно, они отказались от западных тюрков и основали свой собственный каганат под руководством племени киби Яумурчин Батя-Каган, сохранив контроль и доход от турфанского участка Шелкового пути.. Позже лидер Сюэйнатуо Ишбара был провозглашен младшим Каганом Йетиром (йетир «семь племен»). В 610 году Шекуй (годы правления 610-617) взошел на западно-тюркский престол, оба правителя отказались от своих каганских званий и воссоединились с Западно-Тюркским каганатом. Следующий западно-тюркский Тонг-Ябгу-Каган (годы правления 617-630) присоединил к себе все семь племен возглавляемой Сюэянтуо конфедерации Тиле, в которую также входили уйгур, Байырку, Удиз, Тонгра, Племена бугу и барсил. в 627 г. вождь Сюэянтуо привел свои племена на территорию Восточно-Тюркского Каганата, разбил главные силы Каганата во главе с сыном правящего Иллиг Кагана, Юкук Шад и поселился в долине реки Тола в Северной Монголии. После победы уйгурский лидер Яолуогэ Пуса принял титул хуо селифа (кит. : 活 頡 利 發 * кат-элтебер или * воин-хилитбер) и отделился от конфедерации, и в 629 году Сюэянтуо Иинан-эркин объявил себя Инчу Бильге-Каган нового каганата Сюэянтуо.
Этот Каганат Сюэянтуо был быстро признан Империей Тан как противовес своему врагу Восточно-Тюркский Каганат. «Возведение Инаня на трон Кагана было осуществлено под давлением Танского двора, заинтересованного в лишении Эль-кагана прав на верховную власть в огромном регионе, а также в окончательном расчленении Тюркского государства, являющегося источником многих конфликтов на их северные границы ". Сюэянтуо служил в армии, помогая Империи Тан против татар в 630-х годах. Огромный каганат Сюэянтуо простирался от Гор Алтая до пустыни Гоби.
27 марта 630 года Сюэянтуо объединились с китайцами, чтобы победить Восточный Каганат в горах Инь. Иллиг Каган сбежал, но 2 мая был передан китайцам своим подчиненным каганом.
После того, как Восточный Гектюрк Иллиг Каган Ашина Дуоби был побежден Таном в 630 году, Сюэянтуо фактически захватил власть контроль над бывшей территорией восточных гёктюрков, временами подчинявшийся Тану, а иногда воюющий с таном и последующим ханом восточных гёктюрков, которых поддерживал Тан, хан Килиби Асина Симо.
В 632 году Сюэянтуо отбили армию Си Ябгу Кагана от Западного Каганата, затем подчинили карлуков у Улунгура и реки Иртыш, а затем и племена енисейских кыргызов. В 634 году один из их соперников, Дубу Каган (Ашина Шиер), сын Чулуо-хана, правившего большей частью восточной половины Западного Каганата, был устранен, прежде чем сбежать в Китай.
После этого они поддерживали дружеские отношения с китайцами до 639 г., когда гёктюрки спланировали набег на китайскую столицу под предводительством Асина Цзешешуай (阿 史 那 结社 率), которого китайский император пренебрег. Он объединился со своим племянником Асина Хелуоху (阿 史 那 贺 逻 鹘), избрав его лидером рейда 19 мая. Они потерпели неудачу, и более 40 повстанцев были казнены. Хелуоху пощадили и изгнали далеко на юг.
После этого инцидента 13 августа было предъявлено обвинение. Была произведена депортация всех гоктюрков к северу от Ордоса в попытке восстановить марионеточный Восточный каганат как барьер против Сюэяньто, в попытке отвлечь их от территориальной конкуренции на западе.
Среди знати Göktürk, Асина Симо был выбран в качестве кагана (Qilibi Хан ) со столицей на границе. Заговор провалился, так как он не смог собрать свой народ, многие из его соплеменников бежали на юг к 644 году после серии неудачных вторжений Сюэяньто, поддерживаемых китайцами. Поражения наступающих китайцев заставили их племенных союзников потерять доверие к ним. Кризис усугубился в следующем году, когда в клане произошел государственный переворот.
1 августа 646 г. Сюэянтуо потерпели поражение от уйгуров (Хуэйхэ, 回 纥) и китайцев. Дуоми Хан Сюэянтуо, Бачжуо, был убит уйгурами. Армия Тан во главе с генералом Ли Даоцзуном, принцем Цзянся, разгромила силы Сюэяньто. Последний хан Сюэянтуо, Ютэвуши-хан Дуоможи, сдался. Их остатки были уничтожены два года спустя, 15 сентября. Сэр снова появился позже как [Ал] ти сэр "Шесть сэров", подданные Последних тюрков правителя Бильге Кагана,; Кляшторный предположил, что сэры были предшественниками кипчаков.
Отношения Сюэянтуо с более поздними шатуо турками оспариваются. В эпитафии лидера Шатуо Ли Кейонга говорится, что прародителем его клана был «Иду, владыка страны Сюэянтуо, непревзойденный генерал» (益 度 、 薛延陀 國君 、 無敵 將軍). Однако китайские летописцы также проследили происхождение шатуо от Тиле вождя по имени * Баяр (拔 也 Байе) ~ * Байырку (拔 也 古 Байегу) или западно-тюркских чигилов (處 月 Chuyue)
Фамилия Ханы Сюэянтуо сомнительны, хотя современный китайский историк Бо Ян указывает их фамилию как «Иши» в своем издании (также известном как издание Бо Ян) Цзыжи Тунцзян, но без цитирования источник. Возможно, что на Бо оказал влияние тондянь, который относится к фамилии Сюэянтуо как Илиту 壹 利 吐, Илидуо 一 利 咄, как в Цефу Юанги, Илиди 壹 利 咥 как в Новая книга Тан. Ли Кейонг в эпитафии также записывает имя его предполагаемого предка Сюэянтуо как Иду 益 度.
Согласно Цен Чжунмяню, вышеупомянутые имена связаны с разновидностью элтерис. Дуань Ляньцинь утверждал, что имя Ишибо (Йеди Хан) также может читаться взаимозаменяемо как Йеди (也 咥). Цзыжи Тунцзянь в оригинале относится к одному этническому генералу Сюэянтуо по имени Дуомо, возможно, к Хану Ютэвуши (после того, как он стал генералом Тан) по фамилии Сюэ - хотя Тан Хуйяо указывает на то, что это был другой человек, так как указывает на то, что Йитевуши-хан умер во время правления императора Тайцзуна.