Хакерская культура

редактировать
Субкультура людей

Хакерская культура - это субкультура людей, которым нравится интеллектуальная задача творческого преодоления ограничений программных систем для достижения новых и разумных результатов. Акт участия в деятельности (такой как программирование или использование других средств массовой информации) в духе игры и исследования называется «взломом». Однако определяющая характеристика хакера - это не действия, выполненные сами по себе (например, программирование ), а способ, которым они выполняются, и является ли это чем-то захватывающим и значимым. Можно сказать, что действия, связанные с игривым умом, имеют «хакерскую ценность», и поэтому появился термин «хаки», с ранними примерами, включая розыгрыши в Массачусетском технологическом институте, сделанные студентами, чтобы продемонстрировать свои технические способности и сообразительность. Таким образом, культура хакеров зародилась в академических кругах в 1960-х годах вокруг Массачусетского технологического института (MIT) Tech Model Railroad Club (TMRC) и Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института.. Изначально взлом предполагал хитроумное проникновение в закрытые зоны без причинения серьезных повреждений. Некоторые известные взломы Массачусетского технологического института заключались в размещении полицейского крейсера кампуса на крыше Большого купола и преобразовании Большого купола в R2-D2.

Ричард Столлман объясняет О хакерах, которые программируют:

Их объединяла в основном любовь к совершенству и программированию. Они хотели сделать свои программы, которыми они пользуются, настолько хороши, насколько это возможно. Еще они хотели заставить их делать изящные вещи. Они хотели иметь возможность сделать что-то более захватывающим, чем кто-либо считал возможным, и показать: «Посмотри, как это прекрасно. Держу пари, ты не верил, что это возможно».

Хакеры из этой субкультуры склонны решительно выделять сами из тех, кого они уничижительно называют «взломщиками »; те, кого СМИ и представители широкой общественности обычно называют термином «хакер», и чья основная цель - «злонамеренная или злонамеренная» - связана с использованием слабых мест в компьютерной безопасности.

Содержание
  • 1 Определение
  • 2 История
  • 3 Этика и принципы
  • 4 Использование
    • 4.1 Программирование
    • 4.2 Энтузиасты домашних компьютеров
    • 4.3 Художники-хакеры
      • 4.3.1 Искусство
      • 4.3.2 Хакерское искусство упоминает
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Определение

Жаргонный файл, влиятельный, но не общепризнанный сборник хакерского сленга, определяет хакера как «человека, которому нравится изучать детали программируемых систем и расширять свои возможности, в отличие от большинства пользователей, которые предпочитают изучать только минимум необходимого». Запрос комментариев (RFC) 1392, Глоссарий пользователей Интернета, расширяет это значение как «Человек, которому нравится иметь глубокое понимание внутренней работы системы, компьютеров и компьютерных сетей в частности. "

Как указано в файле жаргона, эти хакеры разочарованы тем, что средства массовой информации и широкая общественность используют слово хакер для обозначения взломщиков безопасности, называя их "взломщики" вместо этого. Сюда входят как «хорошие» взломщики («хакеры в белой шляпе »), которые используют свои навыки и знания, связанные с компьютерной безопасностью, чтобы больше узнать о том, как работают системы и сети, а также помочь обнаружить и исправить дыры в безопасности. как и более «злые» взломщики («хакеры в черной шляпе »), которые используют те же навыки для создания вредоносного программного обеспечения (например, вирусов, троянов и т. д.) и незаконно проникают в защищенные системы с намерением нанести вред система. Субкультура программистов, состоящая из хакеров, в отличие от сообщества взломщиков, обычно рассматривает действия, связанные с компьютерной безопасностью, как противоречащие идеалам первоначального и истинного значения термина хакер, который, вместо этого, связан с игривым умом.

История

Слово «хакер» происходит от слова семнадцатого века о «похотливом работнике», который убирал поля упорным и резким взмахом мотыги. Хотя идея «взлома» существовала задолго до термина «хакер» ‍ - с наиболее ярким примером Лайтнинг Эллсворта, это не было словом, которым первые программисты описывали себя. Фактически, многие из первых программистов имели инженерное или физическое образование.

«Но примерно с 1945 года (и особенно во время создания первого компьютера ENIAC) некоторые программисты осознали, что их знания в области компьютерного программного обеспечения и технологий превратились не просто в профессию, а в страсть» (46).

Растет понимание стиля программирования, отличного от использовавшихся поначалу шаблонных методов, но только в 1960-х годах термин «хакеры» начал использоваться для описания опытных компьютерных программистов. Следовательно, фундаментальная характеристика, которая объединяет всех, кто идентифицирует себя как хакеров, - это те, кто любит «… интеллектуальную задачу творческого преодоления и обхода ограничений систем программирования и кто пытается расширить свои возможности» (47). Имея в виду это определение, становится ясно, откуда взялись отрицательные значения слова «хакер» и субкультуры «хакеров».

Некоторые распространенные прозвища в этой культуре включают «взломщиков», то есть неквалифицированных воров, которые в основном полагаются на удачу. Другие включают «phreak» ‍ - ‌, что относится к типу опытных взломщиков, и «warez d00dz» ‍ - своего рода взломщик, который приобретает копии программного обеспечения, защищенного авторским правом. Внутри всех хакеров есть группы хакеров, таких как «самураи», которые являются хакерами, нанимающими себя для легальной работы по изготовлению электронных замков. Кроме того, есть и другие хакеры, которых нанимают для тестирования безопасности, их называют «пентестерами» или «командами тигров».

До того, как связь между компьютерами и пользователями компьютеров была такой же сетевой, как сейчас, существовало несколько независимых и параллельных субкультур хакеров, часто не знающих или лишь частично осведомленных о существовании друг друга. Все они имели определенные важные общие черты:

  • Создание программного обеспечения и совместное использование его друг с другом
  • Придание большого значения свободе расследования
  • Враждебность к секретности
  • Обмен информацией как идеальная, так и практическая стратегия
  • Отстаивание права на вилку
  • Упор на рациональность
  • Отвращение к власти
  • Игривый ум, серьезный юмор и серьезный юмор
Планер, предложенный эмблемой «хакерского сообщества» Эриком С. Реймондом.

Эти виды субкультур были обычно встречается в академических учреждениях, таких как колледж кампусы. Лаборатория искусственного интеллекта Массачусетского технологического института, Калифорнийский университет в Беркли и Университет Карнеги-Меллона были особенно известными рассадниками ранней хакерской культуры. Они развивались параллельно и в значительной степени бессознательно, пока не появился Интернет, где легендарная машина PDP-10 в Массачусетском технологическом институте, называемая AI, которая работала ITS, предоставила раннее место встречи хакерского сообщества. Это и другие события, такие как рост движения за свободное программное обеспечение и сообщества, сплотили критически большую популяцию и способствовали распространению сознательного, общего и систематического этоса. Симптомом этой эволюции было растущее принятие общего сленга и общего взгляда на историю, подобно тому, как другие профессиональные группы профессионализировались, но без формального процесса аттестации, характерного для большинства профессиональных групп.

Со временем академическая хакерская субкультура стала более сознательной, сплоченной и организованной. Наиболее важные моменты повышения осведомленности включают составление первого Жаргонного файла в 1973 году, обнародование манифеста GNU в 1985 году и публикацию Эрика Рэймонда Собор и базар в 1997 году. С этим связано постепенное признание ряда общих культурных героев, включая: Билла Джоя, Дональда Кнута, Деннис Ричи, Алан Кей, Кен Томпсон, Ричард М. Столлман, Линус Торвальдс, Ларри Уолл и Гвидо ван Россум.

Концентрация академической хакерской субкультуры происходила параллельно и частично определялась коммерциализацией компьютерных и сетевых технологий, что, в свою очередь, ускорило этот процесс.. В 1975 году хакерство было рассеяно по нескольким различным семействам операционных систем и разрозненным сетям; сегодня это в основном феномен Unix и TCP / IP, который сосредоточен вокруг различных операционных систем, основанных на бесплатном программном обеспечении и ПО с открытым исходным кодом разработка.

Этика и принципы

Многие ценности и принципы движения за бесплатное и открытое программное обеспечение проистекают из этики хакеров, зародившейся в MIT и в Клубе домашних компьютеров. Хакерская этика описана Стивеном Леви в Хакеры: Герои компьютерной революции и в других текстах, в которых Леви формулирует и резюмирует общие отношения хакеров:

  • Доступ к компьютерам - и все, что может вас чему-то научить о том, как устроен мир - он должен быть неограниченным и всеобъемлющим.
  • Вся информация должна быть бесплатной.
  • Хакеров следует оценивать по их взломам, а не по ложным критериям, таким как степень, возраст, раса и т. д. или должность.
  • Вы можете создавать искусство и красоту на компьютере.
  • Компьютеры могут изменить вашу жизнь к лучшему.

Этика хакеров в первую очередь связана с обменом информацией, открытостью, сотрудничеством и

Линус Торвальдс, один из лидеров движения за открытый исходный код (известного прежде всего разработкой ядра Linux ), отметил в книге «Хакерская этика» что эти принципы произошли от известной протестантской этики и включают дух капитализма, как вводят d в начале 20 века Макс Вебер.

Ценность взлома - это понятие, используемое хакерами для выражения того, что что-то стоит делать или интересно. Это то, что хакеры часто интуитивно чувствуют в отношении проблемы или решения.

Одним из аспектов ценности взлома является выполнение подвигов, чтобы показать, что они могут быть выполнены, даже если другие думают, что это сложно. Уникальное использование вещей, выходящее за рамки их предполагаемого назначения, часто воспринимается как взлом. Примеры: использование ударного принтера с точечной матрицей для создания музыкальных нот, использование планшетного сканера для съемки фотографий сверхвысокого разрешения или использование оптической мыши в качестве считыватель штрих-кода.

Решение или подвиг имеет "хакерскую ценность", если оно выполнено с помощью изящества, смекалки или блеска, что делает творчество неотъемлемой частью смысла. Например, взлом сложного замка имеет значение взлома; разрушение этого не делает. В качестве другого примера, доказательство последней теоремы Ферма путем объединения большей части современной математики имеет хакерскую ценность; решение комбинаторной задачи путем исчерпывающего перебора всех возможностей - нет. Взлом - это не использование процесса устранения для поиска решения; это процесс поиска умного решения проблемы.

Использует

Хотя использование хакера для обозначения кого-то, кто любит игривую смекалку, чаще всего применяется к компьютерным программистам, оно иногда используется для людей, которые применяют такое же отношение к другим областям. Например, Ричард Столмен описывает немую композицию 4′33 ″ Джона Кейджа и палиндромную пьесу XIV века из трех частей "Ma Fin Est Mon Commencement". "Гийома де Машо как хаки. Согласно «Жаргонному файлу», слово «хакер» использовалось в подобном смысле среди радиолюбителей в 1950-х годах, задолго до появления сообщества хакеров программного обеспечения.

Программирование

The Boston Globe в 1984 году определило "хакеров" как "компьютерных психов". В их субкультуре программистов хакер - это человек, который следует духу игривого ума и любит программировать. Он встречается в изначально академическом движении, не связанном с компьютерной безопасностью и наиболее явно связанном с свободным программным обеспечением, открытым исходным кодом и демосценой. В нем также есть хакерская этика, основанная на идее, что написание программного обеспечения и добровольный обмен результатами - хорошая идея, и эта информация должна быть бесплатной, но что хакер не должен делать это бесплатно, взломав частные компьютерные системы. Эта хакерская этика была предана гласности и, возможно, возникла в книге Стивена Леви «Хакеры: герои компьютерной революции» (1984). Он содержит кодификацию его принципов.

Программная субкультура хакеров отмежевывается от уничижительного использования в средствах массовой информации слова «хакер», относящегося к компьютерной безопасности, и обычно предпочитает термин «взломщик» для этого значения. Жалобы на предполагаемые массовые злоупотребления начались еще в 1983 году, когда СМИ использовали слово «хакер» для обозначения компьютерных преступников, причастных к делу 414s.

В субкультуре программистов хакеров компьютер хакер - это человек, которому нравится разрабатывать программное обеспечение и создавать программы с чувством эстетики и игривым умом. Термин «взломать» в этом смысле восходит к «описанию тщательно продуманных шуток в колледже, которые... студенты регулярно придумывают» (Levy, 1984, стр. 10). Считаться «хакером» было честью для единомышленников, поскольку «чтобы квалифицироваться как хакер, подвиг должен быть наполнен новаторством, стилем и технической виртуозностью» (Леви, 1984, стр. 10). MIT Tech Model Railroad Club Словарь определил взлом в 1959 году (еще не в компьютерном контексте) как: «1) статья или проект без конструктивного завершения; 2) проект, предпринятый на основе плохого самосовершенствования; 3) усилитель энтропии; 4) произвести или попытаться произвести взлом (3) », а« хакер »был определен как« тот, кто взламывает или делает их ». Большая часть жаргона TMRC позже была импортирована в раннюю компьютерную культуру, потому что клуб начал использовать DEC PDP-1 и применил свой локальный модельный сленг железной дороги в этом вычислительном контексте. Первоначально непонятный для посторонних, сленг также стал популярным в вычислительной среде Массачусетского технологического института за пределами клуба. Другие примеры жаргона, заимствованного из клуба, - «проигрыш» («когда часть оборудования не работает») и «приглушенный» («когда часть оборудования испорчена»).

Другие не всегда. смотреть на хакеров с одобрением. Живые группы Массачусетского технологического института в 1989 году избегали рекламы своих сложных рабочих станций Project Athena среди потенциальных членов, потому что им нужны были жители, которые интересовались людьми, а не компьютерами, при этом один из членов братства заявил, что «мы были обеспокоены о субкультуре хакеров ».

Согласно Эрику С. Реймонду, субкультура хакеров с открытым исходным кодом и свободным программным обеспечением возникла в 1960-х среди« академических хакеров », работающих над ранними миникомпьютерами в информатике в США.

Хакеры находились под влиянием и впитали многие идеи ключевых технологических разработок и людей, связанных с ними. Наиболее примечательна техническая культура пионеров Arpanet, начиная с 1969 года. ИИ-машина PDP-10 в Массачусетском технологическом институте, работающая под управлением операционной системы ITS и подключенный к Arpanet, стал местом встречи хакеров. После 1980 года субкультура слилась с культурой Unix. С середины 1990-х годов это во многом совпадало с тем, что сейчас называется свободным программным обеспечением и движением за открытый исходный код.

Многих программистов называли «великими хакерами», но особенности того, кто этот ярлык - это вопрос личного мнения. Безусловно, основные участники информатики, такие как Эдсгер Дейкстра и Дональд Кнут, а также изобретатели популярного программного обеспечения, такие как Линус Торвальдс (Linux ) и Кен Томпсон и Деннис Ричи (Unix и язык программирования C ), скорее всего, быть включенным в любой такой список; см. также Список программистов. В число людей, прежде всего известных своим вкладом в сознание хакерской субкультуры программистов, входят Ричард Столлман, основатель движения за свободное программное обеспечение и проект GNU, президент Free Software Foundation и автор знаменитого текстового редактора Emacs, а также GNU Compiler Collection (GCC) и Эрик С. Реймонд, один из основатели Open Source Initiative и автор знаменитого текста Собор и базар и многих других эссе, сопровождающий Жаргонный файл (который ранее был поддерживается Гаем Л. Стилом-младшим ).

Внутри субкультуры компьютерных программистов, состоящей из хакеров, термин хакер также используется для программиста, который достигает цели, применяя серию модификаций для расширения существующего кода или ресурсов. В этом смысле он может иметь негативный оттенок использования неэлегантных кладжей для выполнения задач программирования, которые являются быстрыми, но уродливыми, неэлегантными, трудно расширяемыми, сложными в обслуживании и неэффективными. Эта уничижительная форма существительного «hack » происходит от обыденного английского смысла «вырезать или формировать грубыми или безжалостными движениями или как бы с их помощью» [Merriam-Webster] и даже используется среди пользователей позитивных чувство «хакера», производящего «крутые» или «изящные» хаки. Другими словами, «взломать» оригинальное творение, как если бы топором, означает принудительно подогнать его под задачу, не предназначенную первоначальным создателем, а «хакером» будет тот, кто делает это обычно.. (Первоначальный создатель и хакер могут быть одним и тем же лицом.) Такое использование распространено как в программировании, так и в проектировании и строительстве. В программировании хакерство в этом смысле допускается и рассматривается как необходимый компромисс во многих ситуациях. Некоторые утверждают, что этого не должно быть из-за этого отрицательного значения; другие утверждают, что некоторые кладжи, несмотря на все их уродство и несовершенство, могут по-прежнему иметь «хакерскую ценность».

В непрограммной инженерии культура менее терпима к неподдерживаемым решениям, даже если они задуманы как временные, и описание кого-то как «хакера» может означать, что ему не хватает профессионализма. В этом смысле этот термин не имеет реальных позитивных коннотаций, за исключением идеи о том, что хакер способен вносить изменения, которые позволяют системе работать в краткосрочной перспективе, и поэтому имеет какие-то рыночные навыки. Тем не менее, всегда есть понимание, что более опытный или технический логик мог бы произвести успешные модификации, которые не будут считаться «хакерской работой». Это определение аналогично другим, не связанным с компьютером вариантам использования термина «взлом». Например, профессиональная модификация серийного спортивного автомобиля в гоночную машину не будет считаться халтурой, а вот сколотый механик на заднем дворе - может. Несмотря на то, что исход гонки двух машин предполагать нельзя, беглый осмотр мгновенно выявил разницу в уровне профессионализма конструкторов. Прилагательное, связанное с хакером, - «хакерский» (см. файл жаргона ).

В очень универсальном смысле, хакер также означает человека, который заставляет вещи работать за пределами предполагаемых ограничений в целом умным способом, без обязательного упоминания компьютеров, особенно в Массачусетском технологическом институте. То есть люди, которые применяют творческий подход хакеров программного обеспечения в других областях, помимо вычислений. Сюда входят даже действия, которые предшествовали взлому компьютеров, например, хакеры реальности или спелеологи в городах (исследование недокументированных или неразрешенных участков в зданиях). Конкретный пример - умные розыгрыши, которые традиционно устраивают студенты Массачусетского технологического института, когда преступника называют хакером. Например, когда студенты Массачусетского технологического института тайно установили фальшивую полицейскую машину на купол здания 10 Массачусетского технологического института, в этом смысле это было взломом, и поэтому участвовавшие в ней студенты были хакерами. Другие типы взлома - это хакеры реальности, хакеры программного обеспечения («взломайте свой мозг») и медиа-хакеры («взломайте свою репутацию»). Аналогичным образом, «хак» может относиться к математическому хаку, то есть к умному решению математической задачи. Все эти применения вышли за пределы Массачусетского технологического института.

Энтузиасты домашних компьютеров

В еще одном контексте хакер - это компьютерный любитель, который раздвигает границы программного или аппаратного обеспечения. Субкультура хакеров домашних компьютеров связана с домашними компьютерами-любителями конца 1970-х, начиная с появления MITS Altair. Влиятельной организацией был Клуб домашних компьютеров. Однако его корни уходят корнями в радиолюбителей. На радиолюбительском сленге творческие попытки улучшить производительность назывались «хакерством» уже в 1950-х.

Во времена Клуба домашних пивоваров существовало большое совпадение между хакерами-любителями и хакерами из субкультуры программистов, но интересы и ценности обе общины несколько разошлись. Сегодня любители сосредоточены на коммерческих компьютерных и видеоиграх, взломе программного обеспечения и исключительном компьютерном программировании (демонстрационная сцена ). Также для некоторых членов этой группы представляет интерес модификация компьютерного оборудования и других электронных устройств, см. моддинг.

A Сделай сам музыкант исследует печатную плату синтезатора на предмет «изгибов» с использованием ювелирной отвертки и зажимов типа «крокодил»

Любители электроники, работающие на других машинах, кроме компьютеров, также попадают в эту категорию. Сюда входят люди, которые вносят простые изменения в графические калькуляторы, игровые консоли, электронные музыкальные клавиатуры или другие устройства (см. CueCat для пресловутый пример), чтобы раскрыть или добавить функции к устройству, которое не предназначалось для использования конечными пользователями компанией, создавшей его. Некоторые техно музыканты модифицировали Casio SK-1 семплирующие клавиатуры 1980-х годов, чтобы создавать необычные звуки, выполняя гибку цепи : подключение проводов к разным выводам микросхемы интегральных схем. Результаты этих DIY-экспериментов варьируются от открытия ранее недоступных функций, которые были частью дизайна чипа, до создания странных, дисгармоничных цифровых тонов, которые стали частью музыкального стиля техно. Компании по-разному относятся к таким методам, начиная от открытого принятия (например, Texas Instruments для своих графических калькуляторов и Lego для его Lego Mindstorms робототехнического оборудования) до прямого враждебность (например, попытки Microsoft заблокировать хакеров Xbox или подпрограммы DRM на проигрывателях Blu-ray Disc, предназначенные для саботажа скомпрометированных игроков.)

В этом контексте «взлом» относится к программе, которая (иногда незаконно) изменяет другую программу, часто видеоигру, предоставляя пользователю доступ к функциям, недоступным в противном случае им. В качестве примера такого использования для пользователей Palm OS (до 4-й итерации этой операционной системы ) «взлом» относится к расширению операционной системы, которое обеспечивает дополнительные функции.. Термин также относится к тем людям, которые обманывают видеоигры с помощью специального программного обеспечения. Это также может относиться к взлому iPhone.

Художники-хакеры

Художники-хакеры создают искусство, взламывая технологию как художественная среда. Это расширило определение термина и того, что значит быть хакером. Такие художники могут работать с графикой, компьютерным оборудованием, скульптурой, музыкой и другими аудио, анимация, видео, программное обеспечение, моделирование, математика, реактивная сенсорная системы, текст, поэзия, литература или любое их сочетание.

Дартмутский колледж музыкант Ларри Полански заявляет:

Технология и искусство неразрывно связаны. Многие музыканты, видеохудожники, графики и даже поэты, работающие с технологиями - независимо от того, разрабатывают они или используют их - считают себя частью «хакерского сообщества». Компьютерные художники, как и хакеры, не занимающиеся искусством, часто оказываются на обочине общества, разрабатывая странные новаторские способы использования существующих технологий. Между теми, кто, например, разрабатывает экспериментальное музыкальное ПО, и хакерами, пишущими сообщения бесплатное ПО.

, существуют чуткие отношения: Дженни Маркету предлагает другое описание:

Хакерские артисты действуют как культура хакеры, которые манипулируют существующими техно- семиотическими структурами с другой стороны, чтобы проникнуть внутрь культурных систем в сети и заставить их делать то, для чего они никогда не предназначались.

Успешный художник-хакер программного и аппаратного обеспечения - это (mkl), который создал проекты трехмерного светового искусства под названием the, and the. Это искусство создано с использованием специальной компьютерной технологии со специально разработанными печатными платами и программированием для микропроцессорных микросхем для управления светодиодами LED.

Дон Хопкинс - художник-программный хакер, известный своими художественными клеточными автоматами. Это искусство, созданное компьютерной программой клеточного автомата, генерирует объекты, которые случайным образом сталкиваются друг с другом и, в свою очередь, создают больше объектов и дизайнов, похожих на лавовую лампу, за исключением того, что части меняют цвет и форму в результате взаимодействия.. Хопкинс говорит:

Клеточные автоматы - это простые правила, которые применяются к сетке ячеек или значениям пикселей изображения. То же правило применяется к каждой ячейке, чтобы определить ее следующее состояние на основе предыдущего состояния этой ячейки и соседних с ней ячеек. Есть много интересных правил клеточных автоматов, и все они выглядят по-разному, с удивительными анимированными динамическими эффектами. «Жизнь » - широко известное правило клеточных автоматов, но многие другие менее известные правила гораздо интереснее.

Некоторые художники-хакеры создают искусство, написав компьютерный код, а другие - разрабатывая оборудование. Некоторые создают с помощью существующих программных инструментов, таких как Adobe Photoshop или GIMP.

Творческий процесс художников-хакеров может быть более абстрактным, чем художников, использующих нетехнологические средства массовой информации. Например, математики создали потрясающие графические представления фракталов, которые хакеры усовершенствовали, часто создавая подробную и сложную графику и анимацию на основе простых математических формул.

Art

Хакерское искусство упоминает

См. Также
  • Портал бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом
Ссылки
Далее чтение

Жаргонный файл играет роль в воспитании хакеров с момента своего возникновения в 1975 году. Эти академические и литературные работы помогли сформировать академическую хакерскую субкультуру:

External links
Wikimedia Commons has media related to Hacker culture.
Последняя правка сделана 2021-05-22 10:15:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте