Gruppen

редактировать

Пример 12 из статьи Штокхаузена «... wie die Zeit vergeht...», иллюстрирующий версию серии от Gruppen fur drei Orchester, что «если вы начнете с интервалов ряда пропорций, то с каждым шагом вперед регистр каждой продолжительности также уже будет выбран» (Stockhausen 1963b, 117). Существует «ряд основных длительностей, указанных в метрономных метках и соответствующих пропорциям высоты тона в пределах ряда, достигающих октавных позиций (базовых единиц длительности)» (Leeuw 2005, 174), или » шкала длительности, которая изменяет свой «регистр времени»... соответствует двенадцатитонной шкале, которая охватывает более одной октавы »(Misch 1998, 157–58).
Играть

Gruppen (Немецкий : Группы) для трех оркестров (1955–57) среди самых известных произведений немецких композитор Карлхайнц Штокхаузен, и это произведение номер 6 в каталоге произведений композитора. Gruppen - это «веха в музыке 20-го века... вероятно, первое произведение послевоенного поколения композиторов, в котором техника и воображение сочетаются на высшем уровне, чтобы создать бесспорный шедевр» (Смолли 1967, 794).

Содержание
  • 1 История
  • 2 Материал и форма
  • 3 Инструменты
    • 3.1 Оркестр I
    • 3.2 Оркестр II
    • 3.3 Оркестр III
  • 4 Дискография
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
История
Паспелс, деревня, где Штокхаузен начал работу над Gruppen

В начале 1955 года Штокхаузен получил заказ от WDR на новый оркестр композиции, но его продолжающаяся работа над Gesang der Jünglinge помешала ему начать сразу. В августе и сентябре он воспользовался возможностью, чтобы уединиться в недорогой арендованной комнате на чердаке пасторского дома в Паспелсе, Швейцария, по рекомендации его коллеги, Пола Гредингера. Окруженный великолепием Альп Граубюнден, он создал весь план Gruppen «с совершенно новой концепцией музыкального времени» (Stockhausen and Frisius 1989, 320). Окрестности создавали больше, чем просто благоприятные условия для работы.

в Gruppen... целые оболочки ритмических блоков - это точные линии гор, которые я видел в Паспелсе в Швейцарии прямо перед моим маленьким окошком. Многие временные спектры, которые представлены наложением различных ритмических слоев - с разной скоростью в каждом слое - их огибающая, которая описывает увеличение и уменьшение количества слоев, их форму, так сказать, форму временного поля., это изгибы контура горы, которые я увидел, когда выглянул в окно. (Cott 1973, 141)

Первоначально работа должна была быть для многоканальной электронной музыки с большим оркестром, с метрически неопределенными партиями для оркестра. Решив разделить оркестр на три части, каждая со своим дирижером, Штокхаузен отказался от электронных звуков и включил в оркестр часть того, что раньше считалось электронной музыкой. Неопределенный темп также оказался непрактичным и был исключен после того, как было выписано несколько экспериментальных страниц партитуры (Kurtz 1992, 79–80).

Вернувшись в Кёльн, Штокхаузен возобновил работу над Gesang der Jünglinge, а затем составил духовой квинтет Zeitmaße и Klavierstück XI, прежде чем перейти к проработке деталей Gruppen, которая занимала его весь 1957 год. Премьера произведения состоялась в Рейнсале Kölner Messe in Cologne-Deutz, в рамках серии концертов WDR Musik der Zeit, 24 марта 1958 года с Симфоническим оркестром Кельнского радио под управлением Штокхаузена (оркестр I), Бруно Мадерны (оркестр II) и Пьера Булеза ( оркестр III). Партитура посвящена Герберту Эймерту, директору в то время студии электронной музыки WDR (Stockhausen 1971, 22). Группа исполнялась дважды в программе: мировая премьера Пьера Булеза Третья соната для фортепиано, исполненная композитором, между ними (Misch 1998, 176н13).

Материал и форма

Большой оркестр из 109 музыкантов разделен на три оркестровых блока, каждый со своим собственным дирижером, которые расположены в форме подковы слева, спереди и справа от аудитории. Пространственное разделение было главным образом мотивировано композиционным требованием сохранения одновременно проигрываемых, но музыкально отдельных пассажей, отличных друг от друга (Kurtz 1992, 80), но привело к некоторым оргиастическим пассажам, в которых один музыкальный процесс переходит из одного. оркестр другому.

Название относится к построению произведения в 174 единицах, в основном состоящих из того, что Штокхаузен называет «группами» - сплоченными группами нот, объединенных одной или несколькими общими характеристиками (динамика, инструментальный цвет, регистр и т. Д.): «определенное количество нот, которые соединяются посредством связанных пропорций в высшее эмпирическое качество (а именно, в группу). Различные группы в композиции обладают различными пропорциональными характеристиками - различными структурами, - но они взаимосвязаны в том смысле, что свойства одной группы можно понять, только сравнив их по степени родства с другими группами »(Stockhausen 1963a, 63). Эта категория контрастирует со стилем «пунктуальность » раннего Дармштадтского сериализма, который, тем не менее, также встречается в Gruppen вместе с третьей категорией «коллективных» или «статистические» рои или толпы, слишком плотные, чтобы слушатель мог точно различать отдельные ноты или их порядок следования (Stockhausen 1963c, 250–51). Следовательно, важность отдельных нот относительно низка, так что звучность, плотность, скорость, динамика и направление движения становятся основными характеристиками для слушателя (Smalley 1967, 795).

Тем не менее, за основу взят традиционный двенадцатитоновый ряд:

Gruppen тональный ряд (Harvey 1975, 58; Misch 1998, 161; Whittall 2008, 185; Stockhausen 1963b, 116 и Maconie 2005, 149 показывают эту строку, транспонированную вверх по тритону). См. Ряд тонов для Klavierstück IX.
Play

Это симметричный ряд со всеми интервалами, в котором первая половина состоит из интервалов нисходящей основной трети, восходящей идеальной четверти, нисходящая малая треть, нисходящая малая секунда и восходящая мажорная секунда. Вторая половина состоит из ретроградной первой половины, транспонированной тритоном (Misch 1998, 161). Другими словами, строка является «вырожденной» в том смысле, что второй гексахорд является ретроградным по отношению к первому, транспонированным на шесть полутонов. Однако Штокхаузен не использует специфические двенадцатитоновые композиционные приложения такого ряда, что предполагает, что Штокхаузен либо не интересовался ими, либо не знал о них (Harvey 1975, 56–57). Из-за трансформации аккордов, возникающих между репетициями под номерами 118 и 120, кажется, что Штокхаузен действительно знал об этих свойствах, поэтому наиболее вероятно, что отношения просто не интересовали его композиционно (Kohl 2004, 122– 23).

Многие концептуальные основы работы объясняются в известной статье Штокхаузена «... Как проходит время...» (Stockhausen 1963b). В этом эссе Штокхаузен разработал последовательный организационный принцип, в центре которого стояла концепция двенадцатиступенчатой ​​продолжительности серии, обладающей теми же структурными свойствами, что и основная двенадцатитоновая высшая серия. Это стало основой для всего процесса серийной организации Gruppen (Misch 1999, 53–54). Этот ряд длительности, однако, выражается не в виде отдельных единиц (которые соответствовали бы одиночным колебаниям высоты звука), а скорее в виде метрономических темпов в достаточно длительных промежутках времени, чтобы дирижеры и музыканты могли точно изменять темп. Однако, поскольку результирующие «основные длительности» недостаточно малы для использования в музыкальных деталях, используются подразделения, соответствующие транспонированию обертонов гармонического спектра основного тона (Koenig 1968, 90–91).

Двенадцать логарифмических метрономических темпов, используемых в Gruppen, охватывающих «октаву» темпа (удвоение скорости) от четверть = 60 до 120 (Stockhausen 2009, 172):

6063,5677175,580859095101107113,5120

Композитор вспомнил, что когда Игорь Стравинский увидел Впервые он написал, что такие дробные метрономические значения, как 63,5 и 113,5, были «признаком немецкой тщательности» (Stockhausen 2009, 169).

Инструменты

Orchestra I

Woodwinds

1 флейта (удвоение пикколо )
1 альтовая флейта
1 гобой
1 английский рожок
1 кларнет
1 фагот

латунь

2 рожки (высокие и низкие)
2 трубы
2 тромбоны (2-й с басовым клапаном)
1 басовая туба

перкуссия (4 перкуссиониста)

1 маримбафон (5 октав) или 4-октавный маримбафон плюс ксилофон для высшей октавы
1 глокеншпиль
5 колокольчики [Almglocken] (приостановлено, без хлопушек): высоты 1, 4, 7, 10, 13
4 металлических инструмента, высоты 1, 4, 7, 10:
1 тамтам (большие)
3 тарелки (большой, средний, маленький)
2 деревянных барабана (африканские щелевые барабаны, каждый с 2 ​​высотой тона): высоты 1, 7/4, 10
4 барабана: томты и / или тамбы и бонго (в верхнем регистре): высоты 1, 4, 7, 10
1 малый барабан (неглубокий джазовый барабан, очень яркий звук)
1 бубен (с бубенчиками или джинглами)

Клавиатуры

1 глокеншпиль клавиатуры (или ce lesta )

Струны

1 арфа
10 скрипки
2 альты
4 виолончели
2 контрабасы

Orchestra II

Woodwinds

2 флейты (1-е удвоение пикколо)
1 гобой
1 кларнет пикколо
1 альт-саксофон (двойной кларнет)
1 баритон-саксофон
1 фагот

латунь

3 валторны (1-й и 3-й выше, 2-й нижний)
2 трубы
1 тромбон
1 бас-тромбон

перкуссия (4 перкуссиониста)

1 вибрафон
14 трубчатые колокола
4 коровьих колокольчика [Almglocken] (подвешенные, без трещоток): высоты 2, 5, 8, 11
4 металлических инструмента, высоты 2, 5, 8, 11:
1 тамтам (средний)
3 тарелки (большая, средняя, ​​маленькая)
2 деревянных барабана (африканские щелевые барабаны, каждый с 2 ​​высотой тона): высоты 2, 8/5, 11
4 барабана: томты и / или тамбы и бонго (в высоком регистре)
1 малый барабан (неглубокий джазовый барабан, очень яркий звук)
1 бубен (с маленькими бубенчиками или джинглами)
1 трещотка
2 треугольники (1 верхний, 1 нижний)

Клавиатура s

1 [рояль] (без чехла)

Струны

1 электрогитара
8 скрипок
4 альта
2 виолончели
2 контрабаса

Orchestra III

духовые инструменты

1 флейта (удвоение пикколо)
1 гобой
1 английский рожок
1 кларнет
1 бас-кларнет
1 фагот

латунь

3 рожка (1-й и 3-й верхний, 2-й нижний)
2 трубы
2 тромбона (оба с басовым клапаном)
1 контрабас тромбон (или туба)

перкуссия (4 перкуссиониста)

1 ксилоримба (4 октавы) [согласно списку инструментов в предисловии; в самой партитуре указан маримбафон]
4 колокольчика [Almglocken] (подвешенный, без хлопушек): высоты 3, 6, 9, 12
4 металлических инструмента, высоты 3, 6, 9, 12:
1 тамтам (малая)
3 тарелки (большая, средняя, ​​малая)
2 деревянных барабана (африканские щелевые барабаны, каждый с 2 ​​высотой тона): высота тона 3, 9/6, 12
4 барабана: томты и / или тамбы и бонго (в высоком регистре)
1 малый барабан (неглубокий джазовый барабан, очень яркий звук)
1 бубен (с бубенцами или джинглами)

Клавиатура

1 челеста (5 октав)

Струнные

1 арфа
8 скрипок
4 альта
2 виолончели
2 контрабаса
Дискография

В хронологическом порядке первого выпуска.

Ссылки
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21495-0.
  • Харви, Джонатан. 1975. Музыка Штокхаузена: Введение. Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-02311-0.
  • Кениг, Готфрид Майкл. 1968. «Комментарий». Die Reihe 8 («Ретроспектива») [английское издание], 80–98. (Первоначально опубликовано на немецком языке в 1962 г.)
  • Коль, Иероним. 2004. "Der Aspekt der Harmonik in Licht". В Internationales Stockhausen-Symposion 2000: LICHT: Musikwissenschaftliches Institut der Universität zu Köln, 19. bis 22. Oktober 2000. Tagungsbericht. Signale aus Köln: Beiträge zur Musik der Zeit 10, под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмредера, 116–32. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag. ISBN 3-8258-7944-5.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: биография, перевод Ричарда Тоопа. Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X ( pbk).
  • Леу, Тон де. 2005. Музыка двадцатого века: исследование ее элементов и структуры, перевод с голландского Стивена Тейлора. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 90-5356-765-8. Перевод Muziek van de twintigste eeuw: een onderzoek naar haar elementen en struct. Utrecht: Oosthoek, 1964. Третье впечатление, Utrecht: Bohn, Scheltema Holkema, 1977. ISBN 90-313-0244-9.
  • Maconie, Robin. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена. Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5356-6.
  • Misch, Imke. 1998. «О последовательном формировании оркестра« Gruppen für drei Orchester »Штокхаузена», перевод доктора Франка Хентшеля и Джерома Коля. Перспективы новой музыки 36, вып. 1 (Winter): 143–87.
  • Misch, Imke. 1999. Zur Kompositionstechnik Karlheinz Stockhausens Gruppen für 3 Orchester (1955–57). Signale aus Köln: Beiträge zur Musik der Zeit 2, под редакцией Кристофа фон Блюмредера. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN 3-89727-048-X.
  • Смолли, Роджер. 1967. "Stockhausen’s Gruppen". Musical Times 108, вып. 1495 (сентябрь): 794–97.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963а. "Gruppenkomposition: Klavierstück I (Anleitung zum Hören)". В его Texte zur Musik, vol. 1, 63–74. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963b. "... wie die Zeit vergeht...". В его Texte zur Musik, vol. 1, 99–139. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg. Исправленная и аннотированная версия текста, впервые опубликованная в Die Reihe 3 (1957): 13–42. Перевод Корнелиуса Кардью как «... Как проходит время...» в английском издании Die Reihe 3 (1959): 10–40.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963c. "Erfindung und Entdeckung". В его Texte zur Musik, vol. 1, 222–58. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. "Gruppen und Carré". В его Texte zur Musik, vol. 3, под редакцией Дитера Шнебеля, 22–24. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg. ISBN 3-7701-0493-5.
  • Штокхаузен, Карлхайнц и Рудольф Фризиус. 1989. «Wille zur Form und Wille zum Abenteuer». В Штокхаузене, Texte zur Musik, vol. 6, 320–46. Кельн: DuMont Buchverlag. ISBN 3-7701-2249-6.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Kompositorische Grundlagen Neuer Musik: Sechs Seminare für die Darmstädter Ferienkurse 1970, под редакцией Имке Миш. Кюртен: Stockhausen-Stiftung für Musik. ISBN 978-3-00-027313-1.
  • Уиттолл, Арнольд. 2008. Кембриджское введение в сериализм. Кембриджские введения в музыку. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68200-8 (pbk).
Дополнительная литература
  • Абендрот, Уолтер. 1958. "Musikalische Atomzertrümmerung". Die Zeit нет. 43 (24 октября): 8.
  • [pt ]. 1998. "Espace-Temps dans Gruppen de Karlheinz Stockhausen". Диссертация на соискание степени магистра в IRCAM, Formation Doctor en Musique et Musicologie du XXe siècle.
  • Assis, Gustavo Oliveira Alfaix. 2011. Em busca do som: A música de Karlheinz Stockhausen nos anos 1950. Сан-Паулу: Editora UNESP. ISBN 978-85-393-0207-9.
  • Бейер, Питер. 2000. "Regelwerk und Theorie serieller Musik в оркестре Karlheinz Stockhausens Gruppen für drei Orchester". В Musiktheorie: Festschrift für Heinrich Deppert zum 65. Geburtstag, под редакцией Вольфганга Баддея, Генриха Депперта и Эрхарда Каркошки, 209–60. Тутцинг: Ганс Шнайдер. ISBN 3-7952-1005-4.
  • Карпентье, Алехо. 1958. "Grupos para tres orquestas". Эль Насьональ [Каракас] (23 мая). Перепечатано в Carpentier, Ese músico que llevo dentro, под редакцией Зойлы Гомес, 2: 161–62. Гавана: От редакции Letras Cubanas, 1980.
  • Decroupet, Pascal. 1997. "Gravitationsfeld Gruppen: Zur Verschränkung der Werke Gesang der Jünglinge, Gruppen und Zeitmaße und deren Auswirkung auf Stockhausens Musikdenken in der zweiten Hälfte der fünfziger Jahre". Musiktheorie 12, no. 1: 37–51.
  • Decroupet, Pascal. 1999. "Cherché, mais aussi,... Trouvé. Gruppen de Stockhausen à travers ses esquisses". Musurgia 6, no. 1 (La génétique des oeuvres): 63–76.
  • Decroupet, Pascal. 2012. «Роль ключей и алгоритмов в аналитике дешифрования: Образец серой музыки Пьера Булеза, Карлхайнца Штокхаузена и Бернд Алоис Циммерманн». Revue de Musicologie 98, вып. 1: 221–46.
  • Дель Мар, Норман. 1961. "О совместном проведении Stockhausen's Gruppen". Темп, новая серия, нет. 59 (осень): 15–23.
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Die Werke 1950–1977; Gespräch mit Karlheinz Stockhausen, "Es geht aufwärts". Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Musik International. ISBN 978-3-7957-0249-6.
  • Гольдберг, Альберт [и Питер Йона Корн ]. 1958. "Европейские критики протестуют против новой электронной" музыки ". Los Angeles Times (23 ноября): E7.
  • Хеджес, Энтони. 1961. «Музыка в провинции: Глазго». Musical Times 102, вып. 1421 (июль): 431.
  • Келсалл, Джон. 1975. «Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) ». Дисс. Глазго: Университет Глазго.
  • Мивал, Уильям. 2012. «Пример из практики: Карлхайнц Штокхаузен, Gruppen für drei Orchester». В Кембриджской истории музыкального исполнения, под редакцией Колина Лоусона и Робина Стоуэлла, 798–814. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89611-5.
  • Смачны, январь 1996 года. «Классика: Навстречу симфоническому залу тысячелетия / ICC Hall 3, Бирмингем ". The Independent (5 марта).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1964. «№ 6: Gruppen für 3 Orchester (1955–57)». В его Texte zur Musik, vol. 2, под редакцией Дитера Шнебеля, 71–72. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg.
  • Weber, Mirko. 2007. "Ins Schwarze". Die Zeit нет. 25 (14 июня): 52.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 11:50:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте