Петер Этвеш ( венгерский : Eötvös Péter, венгерское произношение: [ˈøtvøʃ ˈpeːtɛr] ; родился 2 января 1944 г.) - венгерский композитор, дирижер и педагог.
Этвеш родился в Секелюдвархей, Трансильвания, тогда часть Венгрии, ныне Румынии. Он изучал композицию в Будапеште и Кельне. С 1962 г. писал для фильмов в Венгрии. Этвеш регулярно играл с ансамблем Stockhausen в период с 1968 по 1976 год. Он был одним из основателей Oeldorf Group в 1973 году, продолжая свое сотрудничество до конца 1970-х годов. С 1979 по 1991 год он был музыкальным руководителем и дирижером ансамбля InterContemporain (EIC). С 1985 по 1988 год он был главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра BBC.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Ранняя жизнь
- 2 Более поздняя карьера
- 3 Стиль композиции
- 4 награды
- 5 Работ
- 5.1 Сценические работы
- 5.2 Оркестровые произведения
- 5.3 Ансамблевые произведения
- 5.4 Вокальная музыка
- 5.5 Камерная музыка и сольные произведения
- 5.6 Электронная музыка
- 5.7 Музыка для театра и кино
- 5.8 Портретный и документальный фильм
- 5.9 Исключенные композиции
- 6 Как дирижер
- 7 ссылки
- 8 Внешние ссылки
Ранние годы
В детстве Этвеш получил серьезное музыкальное образование, в том числе произведения Белы Барток. Он почувствовал сильную связь между венгерской грамматикой и музыкой Бартка, утверждая, что конкретный «венгерская» интерпретация музыки Бартка и Кодым (а также другие венгерские проводники, такие как Селлы, Fricsay, Орманди, Шолтите, Reiner ) показать тонкие акценты и ритмы венгерского языка.
Его мать, пианистка, участвовала в музыкальной и интеллектуальной жизни Будапешта и водила сына на множество спектаклей и репетиций оперы, оперетты и театра. Он учился игре на фортепиано, а также писал пьесы и небольшие пьесы. Он выиграл конкурс сочинений в возрасте одиннадцати лет и затем был замечен в венгерском художественном мире. Затем он встретил Лигети, который был на 21 год старше его, который порекомендовал его Кодаю в Музыкальной академии Ференца Листа. Его с отличием приняли в Академию, где он изучал композицию у Яноша Виски по совету Кодая.
В 1958 году его попросили сопровождать кинопроекцию импровизациями на фортепиано и хаммонд-органе. Затем его попросили написать партитуры для театра и кино. К 1970 году он написал несколько полезных музыкальных произведений. Он узнал важность тайминга и синхронизации. Он также открыл для себя шум как звук, который послужил отправной точкой для некоторых более поздних композиций. Произведение Zero Points начинается с обратного отсчета, как будто предназначено для синхронизации звука и изображения, затем контрабас приобретает высокий звук, напоминающий трещины на старой магнитной ленте.
В течение десяти лет у него развились личные музыкальные предпочтения к Джезуальдо (идея мадригала возвращается в таких произведениях, как Drei Madrigalkomödien и Tri sestry (Три сестры)), американскому джазу 1960-х годов, электронной музыке (в том числе Карлхайнцу Штокхаузену ) фигура была неразлучна), Пьера Булеза и других. Он быстро дистанцировался от других композиторов Академии.
Более поздняя карьера
В 1970 году Этвеш попросил стипендию для учебы за границей, уехав в Кельн, Германия, следуя примеру Куртага и Лигети. В то время Hochschule für Musik Köln и студия вещателя Westdeutscher Rundfunk работали вместе, что позволило студентам использовать передовые технологии в одной из лучших студий Европы. Этвеш работал там с 1971 по 1979 год. Он изучал композицию с Берндом Алоисом Циммерманном, а также дирижирование. Он познакомился со Штокхаузеном, уже хорошо зная свое дело. Этвеш стал инженером и переписчиком Штокхаузена (партитура Telemusik скопирована им), а также его музыкантом и дирижером, среди прочего, дирижировавшим в Ла Скала премьеру Donnerstag aus Licht в 1981 году, а также его выступления в Ковент-Гардене в 1985 году.
Этвеш дирижирует в 2006 году
В 1978 году Булез попросил его провести первый концерт IRCAM в Париже. Затем он был назначен музыкальным руководителем ансамбля InterContemporain и занимал эту должность до 1991 года. В 1980 году он выступал на выпускных вечерах, а с 1985 по 1988 год его регулярно приглашал оркестр BBC. Китайская опера (1986), написанная к 10-летию ансамбля InterContemporain. Пьеса представляет собой отражение театральности звука, поскольку композитор распределяет музыкантов по сцене - процесс, также обнаруженный в « Трех сестрах». Каждое движение - дань уважения режиссерам, которыми он восхищался: Бобу Уилсону, Клаусу Михаэлю Грюберу, Люку Бонди, Патрису Шеро, Жаку Тати и Питеру Бруку.
Жан-Пьер Броссман, в то время директор Лионской национальной оперы, восхищался его способностью учитывать работу художников и режиссеров и заказал в 1986 году оперу « Три сестры» по пьесе Чехова. В 2008 году состоялась премьера двух других опер: « Леди Сарашина» и « Любовь и другие демоны».
Eötvös был главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Гетеборга с 2003 по 2007 год его записи Лучано Берио Симфонии с Лондонским голосов (DG) получил награду за «техническое совершенство в записи» на BBC Music Magazine в 2006 году он служил в качестве член жюри конкурса произведений Туру Такемицу в 2014 году.
Стиль композиции
Музыка Этвёша показывает влияние самых разных композиторов. Как директор ансамбля InterContemporain, он был знаком со стилями, о чем свидетельствует разнообразие тембров и звуковых миров в его музыке. Расширенные техники, такие как поклоны с избыточным давлением, сосуществуют с лирическими народными песнями и синтезированными звуками. Eötvös предоставляет подробные инструкции о том, как микшировать инструменты для электронной манипуляции или усиления. Его первые масштабные произведения были для кино. Это часто отражается на его более поздних работах в моменты атмосферной воздушности. Две его композиции для оркестра и голоса, Atlantis и Ima, были вдохновлены стихотворением Шандора Вереса Néma zene.
Большинство его работ издаются Schott Music в Майнце.
Награды
Членство
Работает
Сценические работы
- Senza sangue, опера (2015 Кельн, Авиньонский фестиваль 2016)
- Золотая драка, опера (2013/2014, для Ensemble Modern )
- Paradise Reloaded (Лилит) (2012/13)
- Трагедия дьявола (Die Tragödie des Teufels), опера (22 февраля 2010 г., Баварская государственная опера )
- Леди Сарашина, опера (4 марта 2008 г., Лионская опера )
- «Любовь и другие демоны», опера (10 августа 2008 г., Глайндборнский фестиваль )
- Ангелы в Америке, опера (2002–2004)
- Балкон, опера (2001/02)
- Как я пересек мост мечты, опера (1998–99)
- Три сестры, опера (1996–97)
- Радамес, камерная опера (1975/97)
- Харакири, опера (1973)
Оркестровые произведения
- Альгамбра (Концерт для скрипки № 3), скрипка с оркестром (2018)
- Пер Лучано Берио (2018)
- Читая Малевича (2017–18)
- Мультиверсум, для органа, органа Hammond и оркестра (2017)
- Алла виттайм сенза ном (2017)
- Диалог с Моцартом (2016)
- Аллилуйя - Oratorium balbulum, четыре фрагмента для меццо-сопрано и тенора соло, рассказчик, хор и оркестр (2015)
- Hommage à Domenico Scarlatti, для солиста валторны и струнного камерного оркестра (2013)
- Говорящие барабаны, концерт для перкуссии (2012/13)
- ДоРеМи (Концерт для скрипки № 2), скрипка с оркестром (2012)
- Парящий орел в небе (2011)
- Концерт для виолончели с оркестром, для виолончели с оркестром (2010–11)
- Левитация, для двух кларнетов и струнного оркестра (2007)
- Концерт для клавишных (2007)
- Семерка (Концерт для скрипки № 1), скрипка с оркестром (2006)
- CAP-KO, концерт для фортепиано с клавишным и оркестром (2005)
- Jet Stream, концерт для трубы (2002)
- ИМА, для солистов, хора и оркестра (2002)
- нулевые баллы (1999)
- Два монолога, для баритона с оркестром (1998)
- Реплика, концерт для альта (1998) - записана Ким Кашкашян на лейбле ECM Records
- Атлантида, для сольного баритона, мальчика-сопрано, зымбалома, виртуального хора и оркестра (1995)
- Психокосмос, концерт на зимбалоне (1993)
- Китайская опера (1986)
Ансамблевые произведения
- Тайный поцелуй, мелодрама для рассказчика и 5 инструментов (2018)
- да капо (Mit Fragmenten aus WA Mozarts Fragmenten), для цимбалона или маримбы и ансамбля (2014)
- Додичи, для 12 виолончелей (2013)
- Октет (2008), для флейты, кларнета, 2-х фаготов, 2-х труб, 2-х тромбонов
- Соната как таковая, для двух фортепиано, трех перкуссии и одного сэмплера клавиатуры (2006)
- Отрывки из разговора, для соло и ансамбля парной трубы (2001)
- Париж – Дакар, для тромбона соло, духовых инструментов и ударных (2000)
- Shadows, для флейты, кларнета и ансамбля (1996)
- Psy, первая версия для арфы, альтовой флейты / пикколо и альта; второй для арфы, альтовой флейты / пикколо и виолончели (1996)
- Triangel, перкуссионист и ансамбль (1993)
- Brass - The Metal Space, действия для 7 медных духовых и 2 перкуссионистов без дирижера (1990)
- Штейне, для ансамбля (1985–90)
- Windsequenzen, для ансамбля (1975/1987)
- Intervalles-Interieurs, ансамбль и электроника (1981)
- Windsequenzen (1975/1987)
Вокальная музыка
- Горец! Горец!, для меццо-сопрано соло (2017)
- Die lange Reise, для сопрано и фортепиано (2014)
- Хербсттаг, для женского хора (2011)
- Шиллер, energische Schönheit, для 8 певцов, 8 духовых инструментов, 2 ударных и аккордеона (2010)
- Октет Плюс, для сопрано, флейты, кларнета, 2-х фаготов, 2-х труб, 2-х тромбонов (2008)
- Solitude / Egyedül, для детского или женского хора, памяти Кодая (1956/2006)
- Драй Мадригалкомёдиен, для 12 голосов:
- "Insetti galanti" (1970–90)
- "Hochzeitsmadrigal" (1963–76)
- "Моро-лассо" (1963–72)
Камерная музыка и сольные произведения
- Листомания, для фортепиано в четыре руки (2018)
- désaccord 2, для 2-х альтов, памяти Б.А. Циммермана (2018)
- Джойс, для кларнета соло (2018)
- Джойс, для кларнета и струнного квартета (2017)
- Сентиментальная, для трубы в флюгельгорне ми-бемоль-удвоение (2017)
- "Теперь, мисс!", для скрипки и виолончели, по мотивам оперы Сэмюэля Беккета «Угольки» (2016)
- Цикл сирен, сопрано и струнный квартет (2015/16)
- Мольто Транквильо, трио для пикколо, дублирующих альт-флейту, виолончель и фортепиано (2015)
- пара Палома, скрипка соло (2015)
- О роза!, фортепиано соло (2015)
- Зов, скрипка соло (2015)
- Lectures différentes, квартет саксофонов (2014)
- Новый псалом, перкуссия соло (2012/13)
- Танцы щетконогой бабочки, фортепиано соло (2012)
- Каденция, соло на флейте (2008)
- Наташа, сопрано, скрипка, кларнет и фортепиано (2006)
- Erdenklavier-Himmelklavier nr. 2., фортепиано соло (2003/2006)
- Encore, струнный квартет (2005)
- Un taxi l´attend, mais Tchékhov prefère aller à pied., фортепиано соло (2004)
- Erdenklavier-Himmelklavier nr. 1., фортепиано соло (2003)
- Zwei Promenaden, перкуссия, клавишные и туба (1993/2001)
- Derwischtanz, для 1 или 3 кларнетов (1993/2001)
- Космос, соло или два фортепиано (1961/99)
- Два стихотворения Полли, соло для виолончели (1998)
- Псалом 151, для ударных (1993)
- Гром, соло литавры (1993)
- Корреспондент, для струнного квартета (1992)
- 5 Клавирстюк, фортепиано соло (1959/60/61)
Электронная музыка
- Psy, лента (1996)
- Электрохроник, лента (1974)
- "Теперь, мисс!" скрипка, синтезатор с магнитофоном (1972)
- Музыка для Нью-Йорка (1971)
- Cricketmusic, лента (1970)
- Mese (Märchen / Tale / Conte), лента (1968)
Музыка театра и кино
- Шандор Сара: Könyörtelen idök - Безжалостные времена (1991)
- Юдит Элек: плотники из Тутажосока (1990)
- Шандор Сара: Tüske a köröm alatt - Шип под гвоздем (1987)
- Кароли Макк: Macskajáték - Кошачья игра (1974)
- Михай Семес: Аз альвилаг профессзора - профессор ада (1969)
- Ференц Кардос: Египет örült éjszaka - Безумная ночь (1969)
- Янош Тот: Арена - Арена (1969)
- Золтан Хусарик: Америго Тот (1969)
- Шекспир: Тели Реге - Зимняя сказка (1969)
- Шекспир: Афени Тимон - Тимон Афинский (1969)
- Катона: Банк Бан (1968)
- Foltos és Fülenagy - Пятнистые и большие (1966)
- Янош Сюч: Сомюсаг - Жажда (1965)
- Габор Олах: Három kivánság (1965)
- Hét szem mazsola - Семь изюмов (1965)
- Ellopott bejárat - Украденный вход (1965)
- Ануил: Беккет (1965)
- Madách: Az ember tragédiája - Трагедия человека (1964)
- Лермонтов: Ховихар - Буря (1964)
- Пиранделло: Hat szerep keres egy szerzöt - Шесть персонажей в поисках автора (1964)
- Иштван Сабо: (1964)
- Иван Лакатош: Мозаик - Мозаика (1964)
- Твист Оливер (Оливер Твист) опубликовано: 1963
- Теннесси Уильямс: Üvegfigurák - Стеклянный зверинец (1963)
- О'Нил: Amerikai Elektra - Траур становится Электрой (1963)
- Пал Габор: Араникор - Золотой век (1963)
- Золтан Фабри: Nappali sötétség - Тьма в полдень (1963)
- Иштван Бакскай-Лауро: Игезет - Заклинание (1963)
- Янош Рожа: Тер - Космос (1962)
- Пал Габор: Прометей - Прометей (1962)
- Пал Габор: Большое спасибо - Прибытие (1962)
- Кароли Эстергалиос: Ötödik pozicióban - на пятой позиции (1962)
- Бюхнер: Леонс и Лена - Леонс и Лена (1961)
- Шон О'Кейси: Az ezüst kupa - Серебряный Тэсси (1961)
Портрет-фильм и документальный фильм
- Седьмая дверь
- En souvenir de Trois Soeurs
- Талант
- Trois Soeurs - оперный фильм
- Le Balcon - оперный фильм
- Ангелы в Америке - оперный фильм
Изъятые композиции
- désaccord - pour deux altos (2001)
- 600 Импульс (2000)
- Der Blick, лента (1997)
- Бесконечная восьмерка II. для ансамбля - Apeiron musikon (1988–89)
- Пьер Идиллия (1984)
- Endless Eight I. для ансамбля (1981)
Как дирижер
использованная литература
внешние ссылки