Космо Гордон Лэнг

редактировать
Британский архиепископ и священник

Преосвященный и Достопочтенный. Космо Лэнг. GCVO PC
Архиепископ Кентерберийский
Cosmo Lang by Laszlo.jpg Архиепископ Ланг от Филиппа де Ласло
ПровинцияКентерберийская
ЕпархияКентерберийская
Установлена ​​4 декабря 1928 г. (1928-12-04)
Срок полномочий закончился31 мая 1942 г. (1942-05-31)
ПредшественникРэндал Дэвидсон
ПреемникУильям Темпл
Другие сообщенияЕпископ Степнейский (1901–1909). Архиепископ Йоркский (1909–1928)
Приказ
Рукоположение1890 (диакон). 24 мая 1891 г. (священник)
Посвящение1 мая 1901 г.
Личные данные
Имя при рожденииУильям Космо Гордон Лэнг
Дата рождения(1864-10-31) 31 октября 1864. Фиви Манс, Абердиншир,. Шотландия
Умер5 декабря 1945 (1945 г.) -12-05) (81 год). около станции Кью-Гарденс,. Ричмонд, Сурри. англ. и
ПохороненЧасовня Святого Стефана Мученика, Кентерберийский собор
КонфессияАнгликанская
РезиденцияЛамбетский дворец (в офисе)
Alma mater Университет Глазго. Колледж Баллиол, Оксфорд

Уильям Космо Гордон Лэнг, 1-й барон Лэнг из Ламбета, GCVO, PC (31 октября 1864 - 5 декабря 1945) был Шотландский англиканский прелат, служивший архиепископом Йоркским (1908–1928) и архиепископом Кентерберийским (1928–1942). Его быстрое повышение до архиепископа Йоркского в течение 18 лет после его рукоположения является беспрецедентным в современной истории англиканской церкви. Как архиепископ Кентерберийский во время кризиса отречения 1936 года, он занял твердую моральную позицию, его комментарии в передаче были широко осуждены как недоброжелательные по отношению к покойному королю.

Сын шотландского пресвитерианского священника, Ланг отказался от перспективы юридической и политической карьеры, чтобы подготовиться к англиканскому духовенству. Начиная с 1890 года, его раннее служение проходило в приходах из трущоб в Лидсе и Портсмуте, за исключением короткой службы викарием университетской церкви Святой Марии Девы в Оксфорде. В 1901 году он был назначен суфраганом епископом Степнея в Лондоне, где продолжил свою работу среди бедных. Он также служил каноником Собора Святого Павла в Лондоне.

В 1908 году Лэнг был назначен архиепископом Йоркским, несмотря на его относительно младший статус суфрагана, а не епархиального епископа. Его религиозная позиция была в целом англо-католической, умеренной либеральным англо-католицизмом, проповедуемым в эссе Люкс Мунди. Следовательно, он вошел в Палату лордов как Лорд Духовный вызвал ужас в традиционных кругах, высказавшись и проголосовав против предложения лордов отклонить Дэвида Ллойд Джорджа 1909 "Народный бюджет ". Этот радикализм не сохранился в последующие годы. В начале Первой мировой войны Ланг подвергся резкой критике за речь, в которой он сочувственно отзывался о германском императоре. Это сильно его беспокоило и, возможно, способствовало быстрому старению, отразившемуся на его внешности в годы войны. После войны он начал продвигать церковное единство и на Ламбетской конференции 1920 отвечал за Обращение Церкви всем христианам. Как архиепископ Йоркский он поддержал спорные предложения по редакции 1928 года Книги общей молитвы, но после присоединения к Кентербери он не предпринял никаких практических шагов для решения проблемы.

Лэнг стал архиепископом Кентерберийским в 1928 году. Он председательствовал на Ламбетской конференции 1930 года, которая дала ограниченное церковное разрешение на использование противозачаточных средств. Осудив итальянское вторжение в Абиссинию в 1935 году и решительно осудив европейский антисемитизм, Ланг позже поддержал политику умиротворения британцев. правительство. В мае 1937 года он председательствовал на коронации короля Георга VI и королевы Елизаветы. Выйдя на пенсию в 1942 году, Ланг получил звание барона Ланга из Ламбета и продолжал присутствовать и выступать на дебатах в Палате лордов до своей смерти в 1945 году. Сам Ланг считал, что не соответствовал своим высоким стандартам. Другие хвалили его трудолюбие, эффективность и приверженность своему призванию.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Детство и семья
    • 1.2 Университет Глазго
    • 1.3 Оксфорд
    • 1.4 К рукоположению
  • 2 Раннее служение
    • 2.1 Лидс
    • 2.2 Колледж Магдалины
    • 2.3 Портси
  • 3 Епископ и каноник
    • 3.1 Степни
    • 3.2 Собор Святого Павла
  • 4 Архиепископ Йоркский
    • 4.1 Назначение
    • 4.2 Первые годы
    • 4.3 Первый мир Война
    • 4.4 Послевоенные годы
  • 5 Архиепископ Кентерберийский
    • 5.1 В офисе
    • 5.2 Международная и внутренняя политика
    • 5.3 Кризис отречения
    • 5.4 Война
  • 6 Выход на пенсию и смерть
  • 7 Наследие
  • 8 Библиография
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Источники
      • 9.2.1 Книги
  • 10 Внешние ссылки
Ранние годы

Детство и семья

Рисунок большого каменного здания с выдающимися башнями и остроконечными башнями и длинными узкими окнами. В отдельном здании справа находится высокий остроконечный шпиль. Баронская церковь, Глазго, министром которой был назначен отец Ланга в 1873 году

Космо Гордон Лэнг родился в 1864 году в особняке в Файви, Абердиншир, третий сын священника местной Шотландской церкви преподобный Джо Маршалл Лэнг и его жена Ханна Агнес Лэнг. Космо был крещен в церкви Файви соседним священником, имя «Уильям» было случайно добавлено к его именам, возможно, потому что местное лэрда звали Уильям Космо Гордон. Дополнительное название использовалось редко. Января 1865 г. семья переехала в Глазго по назначению Джона Лэнга министром в районе Андерстон. Последовали последующие шаги: в 1868 г. в Морнингсайд, Эдинбург и в 1873 г. обратно в Глазго, когда Джон Лэнг был назначен министром исторической церкви баронств.

Среди братьев Космо был Маршалл Бьюкенен. Ланг, который последовал за своим отцом в Церкви Шотландии, в конце концов выступив в качестве ее модератора в 1935 году; и Норман Маклауд Лэнг, служивший англиканской церкви в епископа-суфражана Лестера.

В Глазго, Лэнг посещал Park School, дневное учреждение, где он выиграл приз за эссе по английской литературе и случайную игру в футбол; в противном случае, как он записал, «я никогда не интересовался работой [школы]». Каникулы проводились в разных частях Шотландии, в первую очередь в Аргайлле, куда позже в жизни Лэнг часто возвращался. В 1878 году в возрасте 14 лет Лэнг сдал экзамены на аттестат зрелости . Несмотря на свою молодость, он начал учебу в Универс Глазго позже в том же году.

Университет Глазго

В университете наставниками Лэнга были некоторые из ведущих ученых Шотландии: греческий ученый Ричард Клаверхаус Джебб, физик Уильям Томсон (который позже был создан лордом Кельвином) и философ Эдвард Кейрд. Спустя долгое время Ланг отметил неспособность некоторых из этих выдающихся личностей справиться с «шотландскими хамами, составляющими значительную часть их сословий». На Лэнга сильнее всего повлиял Кэрд, который дал мальчику «первое пробуждение». Ланг вспомнил, как в откровении, проходящем через парк Келвингроув, он вслух выразил свое внезапное убеждение в том, что: «Вселенная едина, а ее Единство и конечная реальность - Бог!» Он признал, что его величайшей неудачей в университете была его неспособность добиться прогресса в понимании математики «для меня тогда и всегда непонятно».

В 1881 году Ланг совершил свою первую поездку за пределы Шотландии, чтобы Лондон, где он слышал проповедь теолога и оратора Генри Пэрри Лиддона в соборе Святого Павла. Он также слышал, как Уильям Юарт Гладстон и Джозеф Чемберлен обсуждали в Палате общин. Позже в том же году он поехал в Кембридж, чтобы остановиться у друга, который там учился. Посещение часовни Королевского колледжа убедило Лэнга, что он должен учиться в колледже; В январе следующего года он сел и сдал вступительные экзамены. Когда он обнаружил, что в рамках учебы на степень он будет изучать математику, его энтузиазм исчез. Вместо этого он подал заявление в Баллиол Колледж, Оксфорд, и был принят. В середине 1882 года он закончил учебу в Глазго со степенью магистра искусств и был награжден призами за эссе по политике и истории церкви.

Оксфорд

Каменные здания с множеством окон, дымоходов, башен и декоративных элементов. Солнечный свет падает на самые верхние части, остальное находится в тени. Баллиол-колледж, Оксфорд, где Лэнг учился в период с 1882 по 1886 год.

Ланг начал обучение в Баллиоле в октябре 1882 года. В свой первый семестр он успешно получил стипендию Брэкенбери, который его биограф Джон Гилберт Локхарт описал как «Голубая лента исторической стипендии в любом университете Британских островов». В феврале 1883 года его первая речь в Oxford Union против упразднения Церкви Шотландии была принята; председатель сравнил свое ораторское искусство с ораторским искусством древнегреческого государственного деятеля Демосфена. Он стал президентом Союза в триединстве. 1883 года, а в следующем году стал соучредителем Драматического общества Оксфордского университета (OUDS). 137>

Хотя Лэнг считал себя дальновидным, он присоединился и стал секретарем Консервного клуба, главного консервативного общества университета. Современник Роберт Сесил записал, что "прогрессивные" мнения Лэнга несколько осуждались традиционными тори, которые тем не менее уважали его способности. л в основании университетского поселения Тойнби Холл, миссии по оказанию помощи бедным в Ист-Энде Лондона. Впервые он был привлечен к этой работе в 1883 году, после того как прослушал проповедь в церкви Святой Марии в Оксфорде Самуэля Огастеса Барнетта, викария Святого Иуды, Уайтчепел. Барнетт стал первым лидером поселения, а Лэнг - одним из его первых секретарей-студентов. Он потратил так много времени на эти обязанности, что его упрекнул Мастер Баллиола, Бенджамин Джоветт, за пренебрежение учебой. В 1886 году Ланг получил диплом с отличием по истории; в этом ему не удалось получить член в Колледже Всех Душ, обвинив в этом свое плохое раннее школьное образование в Глазго.

К положению

Каменное здание с надгробиями на переднем плане и слева; Башня церкви увенчана декоративным флюгером, а часы показывают 10.35. Крыши и прилегающие территории покрыты снегом. Церковь Всех Святых, Каддесдон, сцены Ланга к рукоположению в 1889 г.

Карьерные амбиции Ланга с ранних лет заключаются в том, чтобы заниматься юридической практикой, заниматься политикой и вступать в должность в какой-нибудь будущей консервативной администрации. В 1887 году он начал учебу в английской коллегии адвокатов, работая в лондонских палатах W.S. Робсон, будущий генеральный прокурор, чей «неистовый радикализм был замечательным стимулом и поправкой к либеральному консерватизму [Лэнга]». В течение этих лет Ланг в степени отстранялся от религии, но продолжал ходить в церковь из того, что он называл наследственным уважением ». Он посещал в нонконформистской церкви Городской Храм и иногда ходил в соборе Святого Павла. О своей жизни в то время он сказал: «Должен признаться, что иногда я играл такими внешними искушениями, наш христианский Лондон выставляет напоказ перед своими молодыми людьми».

В октябре 1888 года Ланг был избранным во Вселенскую Сообщество душ, и начал делить свое время между Лондоном и Оксфордом. Некоторые из его оксфордских друзей готовились к посвящению, и Лэнг часто участвовал в их обсуждениях. В конце концов, у Ланга в голове возник вопрос: «Почему бы тебе не быть рукоположенным?» Эта мысль сохранялась, и однажды воскресным вечером в начале 1889 года, после посещения теологического кабинета в Каддесдоне в Оксфордшире, Лэнг посетил вечернюю службу в приходской церкви Каддесдона. По его собственным словам, во время проповеди он был охвачен «властным внутренним голосом», который сказал ему: «Ты нужен. Тебя зовут. Ты должен повиноваться ». Он немедленно разорвал свои связи с коллегией адвокатов, отказался от своих политических амбиций и подал заявку на место в колледже Каддесдон. С помощью контакта Всех Душ, важнейший этап его утверждения в англиканской церкви контролировался епископом Линкольна. Решение Ланга стать англиканцем и искать рукоположения его пресвитерианского отца, который, тем не менее, написал своему сыну: «То, что вы думаете, с молитвой и торжественно, вы должны делать - вы должны делать - мы примем».

Раннее служение

Лидс

После года обучения в Каддесдоне Лэнг был рукоположен в дьякона. Он отклонил предложение стать капелланом Все души, так как хотел быть «на высоте» в трудном приходе. Ланг отождествлял себя с англо-католической традицией англиканской церкви, отчасти, как он признал, в качестве реакции на его евангелическое воспитание в церкви Шотландии. Он симпатизировал прогрессивному крылу англо-католицизма, представленному в очерках Lux Mundi, опубликованных в 1888 году группе дальновидных оксфордских богословов. Среди них был Эдвард Стюарт Талбот, смотритель Кебла, который в 1888 году стал викарием приходской церкви Лидса. Талбот опубликовал очерк под названием «Подготовка к истории во Христе» в Lux Mundi. После рукоположения Лэнг с радостью принял предложение священнослужителя под началом Талбота и прибыл в Лидс в конце 1890 года.

Приходская церковь Лидса, перестроенная и заново заново в 1841 году после тщательно продуманной церемонии, почти в полном объеме. размер собора, центр огромного прихода, обслуживаемого многими священниками. Район Ланга был Киркгейт, один из самых бедных жителей города. Лэнг и его соратники построили духовенства из заброшенного трактира. Позже он переехал по соседству, в заброшенный дом, который стал его домом для его оставшейся службы в Лидсе. В дополнение к своим обычным приходским обязанностям Ланг временно исполнял обязанности директора Школы духовенства, был капелланом больницы Лидса и руководил мужским клубом, насчитывающим около сотни членов. 24 мая 1891 года он был посвящен в полное священство.

Лэнг продолжал посещать Оксфорд, когда позволяло время, и во время посещения Всех Душ в июне 1893 года ему предложили должность декана богословия в колледже Магдалины.. Ему были открыты и другие предложения; епископ Ньюкасла хотел назначить его викарием соборной церкви в Ньюкасле, и Бенджамин Джоветт пожелал, чтобы он вернулся в Баллиол в качестве наставника по теологии. Ланг выбрал Магдалину; Идея возглавить молодых людей, которые в будущем могут достичь высших ответственных постов, была ему привлекательна, и в октябре 1893 года он с большим сожалением покинул Лидс.

Колледж Магдалины

В качестве декана богословия Магдалины (капеллан колледжа) Лэнг имел в качестве пастырские обязанности со студентами колледжа и отвечал за часовню и ее хор. Ланг был доволен этим последним обязательством; его забота о чистоте звука хора побудила его попросить посетителей «молча присоединиться к службе». В 1894 году Ланга попросили увеличить его объем работы, исполняя обязанности викария университетской церкви Святой Марии, где Джон Генри Ньюман начал свое оксфордское служение в 1828 году. почти перестала функционировать, когда ее взял на себя Ланг, но он взял регулярные службы, тщательно выбирал проповедников и медленно восстанавливал. В декабре 1895 года ему предложили должность викария Портси, большого прихода в Портсмуте на южном побережье, но он не был готов покинуть Оксфорд и отказался. Несколько месяцев спустя у него были дальнейшие мысли; напряжение, связанное с его двойным назначением в Оксфорде, начинало сказываться, и, как он утверждал, «мысли об этом большом приходе [Портси] и о непрекращенной работе тревожили мою совесть». Обнаружив, что предложение Портси все еще открыто, он решил принять его, хотя и с некоторыми опасениями.

Портси

Портси, занимавший большую часть города Портсмута, был портовым приходом с населением около 40 000 человек. жителей со множеством жилищ, начиная от аккуратных террас и заканчивая убогими трущобами. Большая, недавно отремонтированная церковь вмещала более 2000 человек. Ланг прибыл в июне 1896 года, чтобы обслужить пять округов прихода. Он быстро возобновил работу городского прихода, которую выполнял в Лидсе; он организовал воскресную послеобеденную мужскую конференцию с 300 мужчинами и руководил строительством большого конференц-зала как центра деятельности прихода. Он также был инициатором создания приходских церковных советов задолго до того, как они получили юридический статус в 1919 году. Вне своих обычных приходских обязанностей Ланг служил капелланом в местной тюрьме и исполнял обязанности капеллана 2-го Хэмпширского корпуса Королевской артиллерии Добровольческий корпус.

Отношения Лэнга с его священниками были в основном формальными. Они знали о его амбициях и чувствовали, что он иногда тратил слишком много времени на свои внешние интересы, такие как его Сообщество Всех Душ, но, тем не менее, были впечатлены его эффективностью и его способностями ораторского искусства. Историк церкви Адриан Гастингс выделяет Портси под руководством Лэнга как пример «чрезвычайно дисциплинированного пастырского профессионализма». Лэнг мог понять, что ему суждено занять высокий пост; Сообщается, что он практиковал подпись "Cosmo Cantuar" во время непринужденной беседы со своими викариями ("Cantuar" является частью официальной подписи архиепископа Кентерберийского ). В январе 1898 года королева Виктория пригласила его проповедовать в Осборн-Хаус, ее доме на острове Уайт. После этого он поговорил с королевой, которая, согласно записям Lang, предложила ему жениться. Ланг ответил, что не может себе этого позволить, так как его священники стоят слишком дорого. Он добавил: «Если викарий окажется неудовлетворительным, я могу избавиться от него. Жена - непременное условие». Его вызывали еще несколько раз, и в следующем январе он был назначен Почетным капелланом королевы. Эти визиты в Осборн стали началом тесной связи с королевской семьей, которая длилась до конца жизни Лэнга. Как один из капелланов королевы, он помогал в организации похорон после ее смерти в январе 1901 года.

Епископ и каноник
Black-and-white photo of a dark-haired white man, seated and resting his left hand around his chin, dressed in bishop's robes (rochet and chimere, pectoral cross and clerical shirt) Лэнг как епископ Степни, фотография Рисунок темноволосого мужчины, смотрящего вправо, в длинном черном пальто, черных чулках и белом воротничке. Он схватился за лацканы, как будто собирался что-то сказать. Ланг как епископ Степни, карикатура автора Лесли Уорд, 1906

В марте 1901 года Лэнг был назначен суффраганом епископом Степнея и каноником Собора Святого Павла. Эти назначения отражали его растущую репутацию и признали его успешное служение в рабочих приходах. Он был посвящен епископом архиепископом Кентерберийским, Фредериком Темплом в соборе Святого Павла 1 мая; Впоследствии его время будет разделено между его работой в районе Степни и его обязанностями в соборе Святого Павла. Оксфордский университет удостоил его степени доктора богословия в конце мая 1901 года.

Степни

Область Ланга в Степни в пределах епархии Лондона простирается на всю территорию, известную как лондонский Ист-Энд, с двумя миллионами человек в более чем 200 приходах. Почти все были бедными, помещались в переполненных и антисанитарных условиях.Лэнг знал кое-что об этом районе из своей студенческой деятельности в Тойнби-холле, и его совесть беспокоила убожество, которое он видел, путешествуя по району, обычно на автобусе и трамвае.

Либеральный консерватизм Лэнга позволил ему это сделать. легко общаться с социалистическими лидерами, такими как Уилл Крукс и Джордж Лэнсбери, сменявшие друг друга мэрами Поплар ; он отвечал за возвращение последних к регулярному общению в Церкви Церкви. В 1905 году он и Лэнсбери присоединились к Центру по безработице в Центральном Лондоне, созданному правительством для решения проблем безработицы в регионе. В том же году Лэнг взял в качестве личного помощника молодого выпускника Кембриджа и сына священника, Дика Шеппарда, который стал близким другом и доверенным лицом. В конце концов Шеппард был рукоположен, став радикальным священником и основателем Союза клятв мира. Лэнг считал, что социализм набирает силу в британской жизни, и на церковном конгрессе в Грейт-Ярмуте в 1907 году он размышлял о том, как должна на это церковь отреагировать. Его замечания достигли The New York Times, которая предупреждала, что современный социализм часто приравнивается к волнениям, что «крик демагога витает в воздухе» и что церковь не следует прислушиваться к этому призыву.

Большая часть работы в районе была поддержана церковным фондом Восточного Лондона, основанным в 1880 году для обеспечения дополнительных священников и мирян в беднейших районах. Ланг проповедовал в более богатых приходах по южной Англии и полиции своих слушателей делать взносы в Фонд. Он возобновил свое служение в армии, когда в 1907 году был назначен почетным капелланом лондонского Сити Имперские йоменри (грубые всадники). Он стал председателем Мужского общества англиканской церкви (CEMS), которое было основано в 1899 году в результате слияния множества организаций, выполняющих ту же работу. Первоначально он нашел ее «очень болезненным младенцем», но под его руководством она быстро разрослась и первое наблюдение более 20 000 членов в 600 филиалах. Позже он критиковать неспособность стал эффективно использовать это движение, назвав его одной из упущенных церковью возможностей.

Собор Святого Павла

Назначение Ланга каноником Собора Святого Павла потребовало от него ежегодно проводить три месяца в качестве каноника в резиденции с административными и проповедническими обязанностями. После назначения каноником он также был назначен казначеем собора. Его проповедь по воскресеньям после обеда привлекла внимание Уильяма Темпла, будущего преемника Лэнга в Йорке и Кентербери, который тогда учился в Оксфорде. Темпл заметил, что, в отличие от проповедей лондонского епископа, прослушивание Ланга доставляло скорее интеллектуальное, чем эмоциональное удовольствие: «Я могу вспомнить все его мысли только потому, что их связь неизбежна... А для меня это не так. сомневаюсь, что это намного поучительнее ». Ланг был членом Руководящего совета собора, декана и капитула, отвечал за организацию особых мероприятий, таких как служба благодарения за выздоровление короля Эдуарда VII от аппендицита в июле 1902 года.

Архиепископ Йоркский
Молодой темноволосый мужчина смотрит вперед. На нем черно-белые одежды и распятие. Ланг в 1910 году, архиепископ моложавый Лысеющий мужчина пожилого вида с челка седых волос смотрит влево, хотя его глаза обращены в камеру. Он одет в черно-белую мантию. Ланг после Первой мировой войны. Изменение его внешности было вызвано алопецией и стрессом.

Назначение

В конце 1908 года Ланг был проинформирован о своем избрании епископом Монреаля. Письма от генерал-губернатора Канады и канадского верховного комиссара Отправить его принять, но архиепископ Кентерберийский просил его отказаться. Через несколько письмо недель от Х. Х. Асквит, премьер-министр, сообщил Лэнгу, что он был назначен архиепископомским. Лангу было всего 44 года, и у него не было опыта епархиального епископа. Что касается возраста, то Church Times полагает, что Асквит сознательно рекомендовал самого молодого из других епископов после сильного политического лоббирования назначения пожилого епископа Херефорда, Джона Персиваля.. Такое продвижение в суфражистки и в течение столь короткого периода времени после рукоположения не имело недавнего прецедента в англиканской церкви. Друг Лэнга Хенсли Хенсон, будущий епископ Даремского, писал: «Я, конечно, удивлен, что вы идете прямо в архиепископство... Но вы слишком стремительны для прецедента. "Назначение было в целом хорошо встречено, хотя Общество протестантской правды тщетно пыталось помешать его утверждению. Яростные противники англо-католических практик, они утверждали, что, поскольку епископ Степни Лэнга« потворствовал и исполнял грубое нарушение закона, касающегося церковных » ритуалов ».

Первые годы

Ланг был возведен на трон. в Йоркском соборе 25 января 1909 г. За 18 лет после рукоположения он поднялся до второго по величине положения в Кроме того, он стал главой всей Северной провинции и членом Палаты лордов, что Йоркская епархия слишком. велика, он усилил ее, сформировал новую Шеффилдскую епархию, которая после нескольких лет работы была открыта в 1914 году, Ланг высказался по ряду социальных и экономических вопросов, а также в поддержке улучшения условий труда. ое место в палате лордов в феврале 1909 года, он сделал свою первую речь в ноябре в обсуждении спорного Народный бюджет, советы Лордов против их намерения отказаться от этой меры. Он первым голосом лордов проголосовал против отказа, потому что был «принят первый голос в неразумности курса, который предложили лорды». Хотя его речь была воспринята с уважением, позиция Лэнга была вежливо осуждена ведущим консервативным коллегой лордом Керзоном.

. Несмотря на эту социальную прогрессивную позицию, политические инстинкты Лэнга оставались консервативными. Он голосовал против ирландского законопроекта о самоуправлении 1914 года и выступал против либерализации законов о разводе. Сыграв видную роль в коронации короля Георга V в 1911 году, Лэнг стал все больше сближаться с королевской семьей, ассоциацией, которая вызвала комментарий, что он был «скорее придворным, чем священнослужителем». Его любовь к церемониям и забота о том, как архиепископ должен выглядеть и жить, стали затемнять другие аспекты его служения; вместо того, чтобы взять на себя роль народного прелата, он начал, по своим словам биографа Алана Уилкинсона, действовать как «князь церкви».

Первая мировая война

Космо Гордон Лэнг, прелат Достопочтенного Ордена Святого Иоанна, в Большой Приоратской церкви Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Клеркенвелл, Лондон, 11 января 1918 г. Ланг 11 января 1918 г. празднование исхода битвы за Иерусалим

Когда в августе 1914 года разразилась война, Ланг пришел к выводу, что конфликт был справедливым и что молодое духовенство следует исполнять военными капелланами, хотя в их обязанности входило борьба. После этого он участвовал в вербовочных кампаниях по всей своей провинции. На собрании в Йорке в ноябре 1914 года он оскорбился, когда выступил против чрезмерной антинемецкой пропаганды и вспомнил «священную память» о кайзере, преклонившем колени с королем Эдуардом VII у гроба королевы Виктории. Эти высказывания, воспринимаемые как прогерманские, вызвали то, что Ланг назвал «совершенным градом доносов». Напряжение этого периода в сочетании с началом алопеции резко изменило относительно молодой вид Лэнга, сделав его лысым и пожилым мужчиной. Его друзья были потрясены; король, встретив его в королевском поезде, очевидно, разразился хохотом.

Общественная враждебность к Лангу медленно утихала, время от времени возобновляясь на протяжении войны. Ланг продолжал вносить свой вклад в военные усилия, посещая Большой флот и Западный фронт. Он применил все свои организаторские способности в Национальной миссии покаяния и надежды архиепископа Кентерберийского - инициативы на возрождение христианской веры по всей стране, но она не оказала существенного влияния.

В результате Битва за Иерусалим в декабре 1917 года, Британская империя захватила Святой город, взяв его под контроль христиан, впервые со времен крестовых походов. Как прелат Достопочтенного Ордена Святого Иоанна, Лэнг возглавил торжественную службу 11 января 1918 года в Большой Приоратской церкви Ордена, Клеркенвелл. Он объяснил, что прошло 917 лет с тех пор, как больница Ордена была основана в Иерусалиме, и 730 лет с тех пор, как они были изгнаны Саладином. "Лондон - город торговли, но Иерусалим - город души, и особенно уместно, что британские армии избавили его от рук неверных."

В начале 1918 года по приглашению Епископальной церкви Соединенных Штатов Америки" он нанес визит доброй воли в Америку, восхваляя масштабы и готовность американского общества участия в войне.

Посланные годы

<одним из самых трогательных и запоминающихся визитов англичанина в США. 129>Председатель комитета объединения на Шестой Ламбетской конференции, продвигал «Обращение всем христианам», описанное Гастингсом как «один из редких исторических документов, который не забывается с годами». была единогласно принята в качестве Резолюции 9 конференции и закончилась следующим образом: «Мы... просим, ​​чтобы все объединились в новую и великие усилия восстановить и явить миру единство Тела Христова, о котором Он молился» ился ». Несмотря на первоначальную теплоту со стороны английских Свободных церквей, мало что могло быть достигнуто с точки зрения практического опыта между епископальных и не-эпископальных церквей, и инициативе было позволено прекратить свое существование. Исторически призывных считается отправной точкой для более успешных экуменических усилий более поздних поколений.

Лэнг поддерживал Беседы Малина 1921–26, хотя и не участвовал напрямую. Это были неформальные встречи между ведущими британскими англо-католиками и реформаторскими европейскими католиками, изучающими возможность воссоединения англиканской и римской общин. Хотя эти дискуссии проводились с благословения Рэндалла Дэвидсона, архиепископа Кентерберийского, многие англиканские евангелисты были ими встревожены. В конце концов, переговоры провалились из-за укоренившейся оппозиции католических ультрамонтанов. Побочным продуктом этих разговоров быть пробуждение противодействия пересмотру англиканского Молитвенника. Это поддержал Ланг, было сделано уступки англо-католическим ритуалам и практике англиканской службы. Новый Молитвенник был одобрен подавляющим большинством законодательным органом Церкви, Церковным собранием, и Палатой лордов. Частично благодаря поддержке пылкого евангелиста министра внутренних дел, сэра Уильяма Джойнсона-Хикса редакция дважды терпела поражение в Палате общин, в декабре 1927 года 238 голосами против 205 и, в июне 1928 года, с 266 до 220. Ланг был глубоко разочарован, написав, что «порывы протестантских убеждений, подозрений, страхов [и] предрассудков пронеслись по палате и в конечном итоге возобладали».

26 апреля 1923 года. Георг V наградил Лэнга Королевской Викторианской Цепью, наградой в качестве личного подарка Государя после женитьбы принца Джорджа, герцога Йоркского (позже Георг VI ) В 1923 году Ланг подружился со своей герцогиней (позже королевой Елизаветой, королевой-матерью ), которая длилась до конца жизни Ланга. В 1926 году он крестил принцессу Елизавету (позже Елизавету II ) в частной часовне Букингемского дворца. В январе 1927 года Лэнг занял центральное место в тщательно продуманных церемониях, посвященных 1300-летию основания Йоркского собора.

Архиепископ Кентерберийский

В офисе

Архиепископ Дэвидсон ушел в отставку в июле 1928 года (считается, что он был первым архиепископом Кентерберийским, когда-либо ушедшим на пенсию добровольно). 26 июля премьер-министр Стэнли Болдуин уведомил Ланга о том, что он станет преемником; Уильям Темпл станет преемником Лэнга в Йорке. Ланг был возведен на трон в качестве нового архиепископа Кентерберийского 4 декабря 1928 года, став первым холостяком, занявшим этот пост за 150 лет. В современной статье журнала Time Лэнг описывается как «прямолинейный и разговорчивый» и «похожий на Джорджа Вашингтона». Первые три года Лэнга в Кентербери были отмечены периодическими заболеваниями, которые требовали периодов выздоровления вдали от его обязанностей. После 1932 года у него было хорошее здоровье на всю оставшуюся жизнь.

Длинное низкое здание из кирпича и камня с арочными окнами. Он частично закрыт деревьями и кустарниками. На шиферной крыше изображена шестигранная башня из камня и стекла. Ламбетский дворец, официальная резиденция архиепископа Кентерберийского в Лондоне

Ланг избежал продолжения спора о Молитвеннике 1928 года, разрешив парламент процесс истек. Затем он санкционировал заявление, разрешающее использование отклоненной Книги на местном уровне, если приходской церковный совет дал согласие. Проблема оставалась бездействующей до конца срока пребывания Ланга в Кентербери. Он возглавил Ламбетскую конференцию 1930 года, на которой был достигнут дальнейший прогресс в улучшении отношений с Православными церквями и старокатоликами, хотя снова не удалось достичь соглашения с не-епископскими Свободными церквями.. По вопросу, который больше беспокоит обычных людей, Конференция впервые дала ограниченное одобрение использованию противозачаточных средств, вопрос, который не интересовал Лэнга. В течение 1930-х годов Ланг продолжал работать во имя единства церкви. В 1933 году ассамблея англиканской церкви сформировала Совет по международным отношениям, и в последующие годы состоялись многочисленные обменные визиты с православными делегациями, и этот процесс был остановлен только началом войны. Визит Ланга в 1939 г. к Вселенскому Патриарху Константинополя считается кульминацией его экуменических достижений. Джордж Белл, епископ Чичестера, утверждал, что никто в англиканской общине не делал ничего, кроме Ланга, чтобы продвигать движение за единство.

В 1937 году Оксфордская конференция по церкви и обществу, которая позже породила Всемирный совет церквей, представила то, что, по словам историка церкви Адриана Гастингса «самый серьезный подход к проблемам общества, которым когда-либо занималась Церковь», но без непосредственного участия Ланга. К этому времени идентификация Ланга с бедными в значительной степени исчезла, как и его интерес к социальной реформе. В церковном собрании его ближайшим союзником был аристократ лорд Хью Сесил ; Гастингс утверждает, что англиканская церковь в 1930-е годы контролировалась «меньше Лэнгом и Темплом вместе, чем Лангом и Хью Сесилом». Ланг хорошо ладил с Хьюлеттом Джонсоном, прокоммунистическим священником, который был назначен деканом Кентерберийского в 1931 году.

Международная и внутренняя политика

Фотография интерьера, на переднем плане изображены пять основных сторон, подписавших Мюнхенское соглашение, а на заднем плане - их различные помощники и помощники. Из пятерых двое слева в черных костюмах, остальные в военной форме. Подписавшие Мюнхенское соглашение, сентябрь 1938 г. Ланг приветствовал Соглашение и объявил день

Ланг часто говорил в Палате лордов об обращении с русскими христианами в Советском Союзе. Он также осудил антисемитскую политику Германии и предпринял частные шаги, чтобы помочь европейским евреям. В 1938 году он получил роль в спасении 60 раввинов из Бургенланда, которые были убиты нацистами, если бы архиепископ не получил им въездные визы в Англию.

В 1933 году написал «благородную задачу» оказания помощи Индия к независимости, он был назначен в Объединенный комитет по индийской конституции. Он осудил итальянское вторжение в Абиссинию в 1935 году, добавить к отправке медикаментов абиссинским войскам. По мере того как угроза войны в конце десятилетия усилилась, Ланг стал решительным сторонним правительством по умиротворению европейских диктаторов, объявив воскресенье после Мюнхенского соглашения сентября 1938 года днем ​​благодарности за «внезапный подъем этого облака». Ранее в том же году, поддержал англо-итальянское соглашение о признании завоевания Абиссинии, поскольку считал, что «усиление умиротворения» необходимо для предотвращения угроз войны. Ланг также поддержал политику невмешательства государства в Гражданскую войну в Испании, заявив, что не было никаких явных вопросов, требующих принятия чьей-либо стороны. Он назвал бомбардировку Герники немцами 26 апреля 1937 года «прискорбной и шокирующей». В октябре 1937 г. осуждение Лангом действий японской императорской армии в Китае вызвало враждебное внимание японских властей к анканглиской церкви в Японии заставило некоторых в этой церкви публично отмежеваться от англиканская церковь.

фронте Лэнг поддерживал кампании за отмену смертной казни. Он поддержал право церкви отказывать в повторном браке разведенных лиц в своих зданийх, но не выступал напрямую против А.П. Закон о брачных отношениях Герберта от 1937 года, либерализованный закон о разводе, - Лэнг считал, что «уже невозможно навязать полный христианский стандартный закон большинства нехристианского населения». Он подвергся критике за свое несогласие с реформой древней системы десятины, согласно которой многие фермеры платили церкви часть своего дохода; в «Впервые Войнах десятины» демонстранты в Эшфорде, Кент торжественно сожгли его чучело. Ближе к концу своего президентского срока Лэнг возглавил делегацию от нескольких церковных групп образования министерство образования, чтобы представить план из пяти пунктов для преподавания религии в государственных школах. Эти положения были в конечном итоге воплощены в Законе об образовании 1944 г..

Кризис отречения

Ланг был ответственным за составление проекта трансляции серебряного юбилейного послания короля Георга V в 1935 году и двух последних рождественских посланий короля. Эта близость к трону не сохранилась, когда король умер в 1936 году и ему наследовал его сын Эдуард VIII. Новый король опасался Ланга, когда-то восхищался. Теперь Эдуард обнаружил, что Ланг «скорее... привык к компании принцев и государственных деятелей, больше заинтересован в обществе за престижем и властью, чем в абстракции души».

Мужчина средних лет со светлыми волосами, одетый в светлый пиджак и полосатый галстук, смотрит направо, нахмурив бровь и поджатые губы. Бывший король Эдуард VIII, сфотографированный после своего отречения

Лэнг считал, что, как принц Уэльский, Эдвард не всегда поступал мудро в выборе друзей и знакомых, стандарты которых Ланг позже осудил как «чуждые всем» лучшим инстинктам и традициям ». Короля с американкой Уоллис Симпсон, затем женившейся на ее втором муже Эрнесте Симпсоне. В середине 1936 года стало ясно, что король намеревался жениться на Симпсон. либо до, либо вскоре после его надвигающейся коронации, в зависимости от времени ее развода с мужем. Ланг мучился над тем, сможет ли он с чистой совестью принести коронационную клятву королю в таких обстоятельствах, имея в виду учение церкви о браке. Он поделился своим дневником о своих надеждах, что обстоятельства могут измениться или что он сможет убедить короля пересмотреть свои действия, но король отказался встретиться с ним. Лэнг поддерживал тесный контакт с королевой Мэри (королевой-матерью), Стэнли Болдуином (премьер-министром) и Алеком Хардинджем (личным секретарем короля). Король считал, что влияние Ланга было сильным, позже вспоминая, как от начала до конца он чувствовал «призрачное, парящее присутст вие» архиепископа на заднем плане.

Этот вопрос стал достоянием общественности 2 декабря 1936 года, когда Альфред Блант, Епископ Брэдфордского косвенно прокомментировал «потребность короля в Божественной Милости». К тому времени король окончательно решил, что он скорее отречется от престола, чем откажется от Уоллис Симпсон. Все попытки отговорить его потерпели неудачу, и 11 декабря он отказался от престола в пользу своего брата Георга VI. Двумя днями позже Ланг передал речь, в которой сказал: «От Бога он получил высокое и священное доверие. Однако по своей собственной воле он... отказался от этого доверия». Мотивом царя было «стремление к личному счастью», к которому он стремился «способом, несовместимым с христианскими принципами брака». Речь была широко осуждена за отсутствие милосердия по отношению к покойному королю и спровоцировала писателя Джеральда Буллетта опубликовать сатирическую каламбурную рифму:

Милорд архиепископ, какой вы ругаете!. И Когда твой мужчина упал, какой ты смелый!. Милосердия, как странно, ты скуден!. Как Ланг, Господи, как полно Кантуара!

По словам писателя Комптона Маккензи, передача Лэнга «нанесла катастрофический удар по религиозным чувствам по всей стране».

Лэнг не скрывал своего облегчения от того, что кризис закончился. Он писал о Георге VI: «Теперь я был уверен, что на торжественные слова коронации теперь будет искренний ответ». 12 мая 1937 года Ланг короновал Георга VI с помпой в Вестминстерском аббатстве. Это была первая трансляция коронации. Журнал Time записал: «На протяжении всей трехчасовой церемонии самым важным человеком был не король, его дворяне или его министры, а старый джентльмен с ястребиным носом и кремово-золотым кольцом, который стоял на возвышении, как К королю Джорджу подошли: досточтимый и досточтимый Космо Гордон Лэнг, доктор медицинских наук, лорд-архиепископ Кентерберийский, примас всей Англии ». Предположительно архиепископ возился с короной, но сам Лэнг был полностью удовлетворен: «Я могу только быть благодарен Божьему господствующему Провидению и верю, что коронация может быть не просто мечтой прошлого, но что ее воспоминания и уроки не сохранятся. забыли ". Он также сказал о коронации: «Это был в некотором смысле кульминационный день моей официальной жизни. Как только я увидел, что все идет хорошо, я наслаждался каждой минутой». "Слава богу, что все кончено!" сказал его капеллан, когда они сели в машину, чтобы уехать. "Ламли, как ты можешь говорить такое!" воскликнул архиепископ. «Я бы только хотел, чтобы это началось сначала».

Война

Когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, Ланг видел свою главную обязанность в сохранении духовных ценностей во время того, что он считал быть достойным конфликтом. Он выступал против таких стратегий, как неизбирательные бомбардировки, и 21 декабря 1940 года в письме в The Times, подписанном совместно с Темплом и кардиналом Хинсли, Ланг выразил поддержку инициативе папы «Пять точек мира».. Лэнг с пониманием относился к кампании Меч духа, основанной кардиналом Хинсли в 1940 году для борьбы с антидемократическими тенденциями среди католиков. В мае 1941 года Ламбет Палас, лондонский дом Ланга, был сбит бомбами и стал непригодным для проживания.

После нападения Германии на Россию в июне 1941 года Ланг сказал, что теперь русских следует рассматривать как союзников., не забывая и не оправдывая излишеств прошлого. Его отношения с Уинстоном Черчиллем, премьер-министром с мая 1940 года, были трудными, потому что «он [Черчилль] ничего не знает о Церкви, ее жизни, ее потребностях или ее персонале». Таким образом, существовала «неуверенность в том, какие мотивы или объем знаний могут определять его решения [по церковным вопросам]».

Отставка и смерть
Cursive handwritten name "Cosmo Cantuar" Официальная подпись Лэнга как архиепископа Кентерберийского, «Cosmo Cantuar»

В течение 1941 года Ланг считал пенсию. Его главной заботой было то, что Ламбетская конференция - «возможно, самая роковая Ламбетская конференция из когда-либо проводившихся» - должна была быть созвана вскоре после войны. Ланг чувствовал, что будет слишком стар, чтобы возглавить его, и что ему следует уступить место более молодому человеку, предпочтительно Уильяму Темплу. 27 ноября он сообщил премьер-министру Уинстону Черчиллю о своем решении уйти в отставку 31 марта 1942 года. Его последним официальным актом на своем посту 28 марта было утверждение принцессы Елизаветы.

После выхода на пенсию Ланг был возведен в звание пэра как барон Лэнг из Ламбета, из Ламбета в графстве Суррей. Таким образом, он остался в Палате лордов, где он регулярно присутствовал и участвовал в дебатах. Он беспокоился о деньгах, несмотря на пенсию, большой милостивый и благосклонный дом в Кью и щедрые денежные подарки от доброжелателей. В 1943 году он выступил в Палате лордов в поддержку Доклада Бевериджа о социальном страховании, а 9 февраля 1944 года он повторил свое ранее выступление против уничтожающих бомбардировок. В октябре 1944 года Лэнг был сильно огорчен внезапной смертью Уильяма Темпла, его преемника в Кентербери, написав: «Я не люблю думать о потере церкви и нации... Но« Бог знает, и Бог правит ». "

Полукруглое пространство с каменными стенами, куполообразным потолком и высоким витражом с заметными круглыми украшениями. Часовня Святого Стефана Мученика, Кентерберийский собор, восстановлена ​​в памяти Лэнга в 1950 г.

5 декабря 1945 г. Лэнг должен был выступить в дебатах лордов об условиях в Центральная Европа. По пути к станции Кью-Гарденс, чтобы сесть на лондонский поезд, он потерял сознание и был доставлен в больницу, но по прибытии был обнаружен мертвым. Вскрытие объяснило смерть сердечной недостаточностью. На следующий день, отдавая дань уважения, лорд Аддисон сказал, что Лэнг был «не только великим священнослужителем, но и великим человеком... мы потеряли в нем Отца в Боге». Его тело было кремировано, а прах доставлен в часовню Святого Стефана Мученика, боковую часовню в Кентерберийском соборе.

. Завещание стоимость имущества Лэнга составляла 29 541 фунт стерлингов (примерно 1 284 000 фунтов стерлингов в 2020 г.

Наследие

Хотя Лэнг был епископом в Англии дольше, чем кто-либо другой в двадцатом веке, Гастингс говорит, что «нет другого такого трудного для понимания его истинного значения». Его биограф Джордж Мойзер говорит:

Его непреходящее значение сомнительно. Он был чрезвычайно трудолюбивым, исключительным администратором и имел хорошие связи с ведущими политиками и аристократами. Но его достижения на посту архиепископа Кентерберийского были скромными.

Согласно Локкарту, он был сложным персонажем, в котором «клубок враждующих личностей... никогда не достигал согласия между собой». Локхарт пишет, что в то время как за многие годы высокого поста Лэнга удалось добиться прогресса в деле христианского воссоединения, след, который он оставил в Церкви, был относительно небольшим; многие считали, что он мог быть больше и глубже. Хотя ораторские и административные способности Лэнга не вызывали сомнений, Гастингс, тем не менее, утверждает, что как архиепископ Кентерберийский, Ланг не проявлял эффективного руководства или руководства, отказавшись от реформы и содержания, чтобы быть «последним стражем старого режима». Уилкинсон говорит, что Лэнг добросовестно справлялся с проблемами по мере их возникновения, но без какой-либо общей стратегии.

По мнению Гастингса, Лэнг, вероятно, более симпатизировал Риму, чем любой другой архиепископ англиканской церкви современности, отвечая за осторожность католицизация практики англиканской церкви. Небольшим внешним признаком этого было его решение использовать рясу в качестве повседневной одежды и носить митру в официальных случаях, что было первым архиепископом со времен Английской Реформации сделать так. Лэнг считал, что по отношению к высшим истинам церкви ритуалы и одежда не имеют большого значения, но что если поклонению людей способствовали такие обычаи, то они должны быть разрешены.

Несмотря на то, что Ланг долгое время работал с беднейшими из них, общества, став архиепископом Йоркским, он все больше отстранялся от повседневной жизни. Историк Том Бьюкенен писал, что симпатия Лэнга к обычным людям сменилась «притворством высшего класса и восторгом от высшего общества, в котором его офис позволял ему двигаться». Ни один архиепископ не был так близок к королевской семье, как Ланг; Четвертый канал телевизионная история британской монархии утверждает, что Ланг «придерживался взгляда на христианство, в котором монархия, а не крест, стояла в центре внимания как символ национальной веры». Последовательные поколения королевской семьи считали его своим другом и уважали его. Король Георг V назначил его на в основном церемониальный пост лорда Верховного Алмонера, а после коронации 1937 года Георг VI присвоил ему рыцарский Большой крест Королевского Викторианского ордена (GCVO), Редкая награда, которая, как и Королевская Викторианская Цепь, была частным подарком Государя. Друг, комментируя изменение взглядов Лэнга, сказал о нем: «Он мог быть кардиналом Вулси или святым Франциском Ассизским, и он выбрал кардинал Вулси»

Ланг. также получил многочисленные почетные докторские степени британских университетов. Его портрет был написан много раз; после того, как в 1924 году он сидел за сэра Уильяма Орпена, Лэнг, как сообщается, заметил епископу Хенсли Хенсону из Дарема, что на портрете он изображен как «гордый, прелестный и напыщенный». Записанный ответ Хенсона был: «К какому из этих эпитетов возражает ваша светлость?»

На раннем этапе своего священства Лэнг решил вести целомудренную жизнь. Он не возражал против института брака, но чувствовал, что его собственная работа будет затруднена из-за семейной жизни. Однако ему нравилось общество женщин, и он признался в 1928 году, после посещения шоколадной фабрики Раунтри, что вид девушек там «разбудил все инстинкты моей юности... очень мало покорены годами ».

Джордж Белл, епископ Чичестера, который ранее хвалил работу Лэнга по церковному единству, сказал, что его неспособность взять на себя инициативу после отказа от Молитвенника 1928 года означало, что англиканская церковь не смогла пересмотреть свои формы богослужения или взять под контроль свои собственные дела. Другие утверждали, что невмешательство Ланга в полемику вокруг Молитвенника помогло разрядить потенциально взрывоопасную ситуацию и способствовало ее окончательному разрешению. Сам Ланг мрачно отзывался о своем наследии; он считал, что, поскольку он не привел свою страну обратно в Эру веры и не ознаменовал свое первенство великим историческим актом, он не смог соответствовать своим собственным высоким стандартам. Другие оценивали его более снисходительно, восхваляя его трудолюбие, административные способности и его преданность долгу.

Библиография

Ланг написал несколько книг, в том числе роман о восстании якобитов 1745 года.. Это произошло из историй, рассказанных Лэнгом певчим из колледжа Магдалины во время его пребывания в должности декана богословия Магдалины.

Ссылки

Цитаты

Источники

Книги

Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Cosmo Gordon Lang.
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Cosmo Gordon Lang
  • icon Портал христианства
титулы англиканской церкви
Предшественник. Артур Виннингтон-Ингрэм Епископ Степни. 1901– 1909Преемник. Люк Пэджет
Предыдущий. Уильям Маклаган Архиепископ Йоркский. 1909–1928Преемник. Уильям Темпл
Предшественник. Рэндалл Дэвидсон Архиепископ Кентерберийский. 1928–1942
Пэрство Соединенного Королевства
Новое творениеБарон Лэнг оф Ламбет. 1942–1945Исчез.

Последняя правка сделана 2021-05-15 13:31:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте