Биело Дугме

редактировать

Биело Дугме
The default Bijelo Dugme lineup. Standing: Zoran Redžić; sitting, from left to right: Vlado Pravdić, Goran Bregović, Željko Bebek, Ipe Ivandić. Состав Bijelo Dugme по умолчанию. Стоят: Зоран Реджич ; сидят слева направо: Владо Правдич, Горан Брегович, Желько Бебек, Ипе Ивандич.
Справочная информация
ПроисхождениеСараево, SR Босния и Герцеговина, Югославия
Жанры
Годы деятельности1974 (1974) –1989 (1989). (воссоединения: 2005)
ЛейблсJugoton, Diskoton, Камарад, Croatia Records
Связанные действияКодекси, Ютро, Индекси, Смак, Формула 4, Тешка Индустрия, Амила, Дивле Ягоде, Ватрени Полюбац
Бывшие членыГоран Брегович. Желько Бебек. Ядранко Станкович. Владо Правдич. Ипе Ивандич. Зоран Реджич. Милич Вукашинович. Лаза Ристовски. Чижи Янкелич. Младен Воичич <462 Ислама <>516 Dugme (перевод "White Button ") - боснийско-югославская рок-группа, сформированная в Сараево, SR Босния и Герцеговина. Bijelo Dugme широко считается самой популярной группой, когда-либо существовавшей в бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославии, и одной из самых важных групп югославской рок-сцены.

Bijelo Dugme была официально сформирована в 1974 году, хотя участники стандартного состава, гитарист Горан Брегович, вокалист Желько Бебек, барабанщик Ипе Ивандич, клавишник Владо Правдич и бас-гитарист Зоран Реджич, ранее действовал под именем Ютро. Дебютный альбом группы Kad bi bio bijelo dugme, выпущенный в 1974 году, принес им общенациональную популярность благодаря своему балканскому фолк-фолку хард-року звук. В будущем группа выпустит несколько релизов с похожим звучанием, которые сохранили свою огромную популярность, которую СМИ описывают как "Dugmemania", и работа группы, особенно их симфонические баллады с поэтическими текстами, также получила широкую оценку критиков.. В начале 1980-х, с появлением югославской сцены новой волны, группа перешла к новой волне, сумев остаться одной из самых популярных групп в стране. После ухода Бебека в 1983 году к группе присоединился вокалист Младен Воичич Тифа, с которым группа записала только один, но запоминающийся одноименный альбом. Последний вокалист группы, Ален Исламович, присоединился к группе в 1986 году, и вместе с ним Биело Дугме записал два альбома, распущенных из-за растущей напряженности в Югославии в 1989 году. В 2005 году группа воссоединилась в составе. в котором участвовало большинство музыкантов, прошедших через группу, включая всех трех вокалистов, на трех концертах в Сараево, Босния и Герцеговина, в Загребе, Хорватия и в Белграде, Сербии, концерт в Белграде был одним из самых посещаемых концертов за все время.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Начало (1969–73)
      • 1.1.1 Кодекси (1969–71)
      • 1.1.2 Ютро (1971–73)
    • 1.2 Желько Бебек годы (1974–84)
      • 1.2.1 " Годы пастушьего рока: восхождение к славе и «Dugmemania» (1974–79)
      • 1.2.2 Doživjeti stotu: переход на новую волну (1980–82)
      • 1.2.3 После Doživjeti stotu, уход Бебека (1983– 84)
    • 1.3 Годы Младена Войчича "Тифа" (1984–86)
    • 1.4 Годы Алена Исламовича и роспуск (19 86–89)
    • 1.5 После распада
    • 1.6 Воссоединение 2005 г.
    • 1.7 После 2005 г.
  • 2 Влияние и наследие
  • 3 Члены
    • 3.1 Гастрольный музыкант
  • 4 Дискография
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
История

Начало (1969–73)

Кодекси (1969–71)

История группы начинается в 1969 году. В то время будущий лидер Биело Дугме Горан Брегович был бас-гитаристом в группе Beštije (пер. Звери). Его заметил вокалист Кодекси (The Codexes ) Желько Бебек. Поскольку Кодекси нужен был бас-гитарист, по предложению Бебека, Брегович стал участником группы. В состав группы входили Исмета Дервоз (вокал), Эдо Богельич (гитара), Желько Бебек (ритм-гитара и вокал), Горан Брегович (бас-гитара) и Лучано Паганотто (ударные). В то время группа также была заинтересована в найме Бреговича, но он решил остаться с Кодекси. После выступления в ночном клубе в Дубровнике, Кодекси был нанят для выступления в клубе в Неаполе, Италия. Однако родители единственной участницы, Исметы Дервоз, не разрешили ей поехать в Италию. В Неаполе группа сначала исполнила каверы на песни Cream и Jimi Hendrix Experience, но вскоре их попросили исполнить музыку, более подходящую для ночных клубов. Через два месяца гитарист группы Эдо Богельич вернулся в Сараево, чтобы продолжить учебу, а Брегович переключился на гитару. Местный итальянский музыкант по имени Фернандо Савино был приглашен для игры на бас-гитаре, но после того, как он тоже ушел, Бебек позвонил старому другу Зорану Реджичу, бывшему участнику группы Čičak (Burdock ). Реджич, в свою очередь, привел с собой своего товарища по группе из Чичака Милича Вукашиновича в качестве замены ударных для Паганотто, который к тому времени тоже ушел. Вукашинович принес новые музыкальные влияния в духе того, что Led Zeppelin и Black Sabbath делали в то время. Кроме того, он убедил Бреговича, Бебека и Реджича включить новый звук в их сет, и в течение двух недель после его прибытия Кодекси был уволен со всех мест, где они играли.

Четверка Бебека, Бреговича, Реджич и Вукашинович остались на острове Капри и в 1970 году переехали обратно в Неаполь. В это время три других участника убедили Бебека перестать играть на ритм-гитаре, мотивируя это тем, что это уже не модно. У Бебека также были проблемы с вокальной адаптацией к новому материалу. Он пел вступление в большинстве песен, а затем отступал, пока остальные три участника импровизировали до конца песен, а Вукашинович все чаще и чаще брал на себя вокальные обязанности. Будучи ключевым участником группы всего несколько месяцев назад, Бебек думал, что его роль постепенно сокращается. Осенью 1970 года он покинул Кодекси, чтобы вернуться в Сараево.

Вукашинович, Брегович и Реджич продолжали выступать, но вынуждены были вернуться в Сараево весной 1971 года, когда приехали мать Бреговича и брат Реджича. Италия, чтобы вернуть их. По возвращении трио дало только один концерт в Сараево, выступая под именем Mića, Goran i Zoran (Мича, Горан и Зоран). На концерте они исполнили каверы на песни Cream, Jimi Hendrix Experience, Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, Ten Years After, Taste, Бесплатно, и сумел поразить публику. Вскоре после этого трио получило возможность появиться в шоу Television Sarajevo, но при условии, что они запишут собственную песню. Наскоро сочиненная и записанная "Ja i zvezda sjaj" ("Я и сияние звезд") имела низкое качество и художественную ценность, что повлияло на решение Вукашиновича переехать в Лондон. Он покинул Сараево в конце лета 1971 года, и трио прекратило свою деятельность.

Ютро (1971–73)

Осенью 1971 года гитарист Исмет Арнауталич пригласил Бреговича сформировать Ютро (Утро). В состав группы входили, наряду с Арнауталичем и Бреговичем, Реджич на басу, Гордан Матрак на барабанах и вокалист Златко Ходник. Брегович написал свои первые песни в составе Jutro. Группа сделала несколько записей с Ходником, когда Брегович решил, что им нужен вокалист с более агрессивным вокальным стилем, поэтому он пригласил Бебека стать новым вокалистом группы. Вместе с Бебеком группа записала песню "Patim, evo, deset dana" ("Я страдал уже десять дней"), которая в 1972 году была выпущена как сторона B сингла "Ostajem tebi" (" Я остаюсь твоим »), который был записан с Ходником. После записи песни Бебек покинул группу, чтобы служить в армии, но остальные участники группы решили дождаться его возвращения, чтобы продолжить свою деятельность.

Во время короткого отпуска Бебека из армии группа записала еще четыре песни: «Kad bi 'bio bijelo dugme» («Если бы я был белой кнопкой»), «U subotu, mala» («В субботу, детка»), «Na vrh brda vrba mrda» ( название - традиционная скороговорка ) и "Hop-cup" ("Whoopsie Daisy"), первые два из которых присутствуют на сингле 7 ". Недовольные музыкальным направлением группа двигалась, Арнауталич покинул группу в конце 1972 года, убежденный, что право на имя Ютро должно принадлежать ему. Некоторое время гитарист Мидораг "Бата" Костич, бывший участник YU Grupa, репетировали с группой, но это сотрудничество вскоре было прекращено. YU Grupa был одним из пионеров, объединивших элементы традиционной музыки Балкан с роком, а позже Брегович государство по количеству Были случаи, когда это сотрудничество повлияло на звучание фолк-рока Биело Дугме. После того, как Матрак покинул группу, его заменил Перица Стоянович, которого вскоре сменил бывший участник Владимир Боровчанин «Šento». Боровчанин пытался заключить контракт с Jugoton, но потерял веру в свою новую группу после того, как потерпел неудачу. Он и Реджич пренебрегли репетициями, и оба покинули группу после ссоры с Бреговичем.

Реджича заменил Ивица Винкович, который в то время был постоянным участником Амбасадори, но не был смогли поехать с группой в их тур по Советскому Союзу. Боровчанин был заменен бывшим Моби Диком (Моби Дик ) и участником Рока (Рок) Гораном «Ипе» Ивандичем. Вместо второй гитары Брегович решил включить клавишные в новый состав группы. Опытный Владо Правдич, бывший участник Ambasadori и Indexi, стал клавишником Ютро. Группа подготовила несколько песен для записи в студии Radio Sarajevo, но Арнауталич разорвал свои связи, и записи Ютро были отменены. Тем не менее, группе удалось заключить соглашение с продюсером Никой Боротой Радован, который позволил им тайно записать песни «Top» («Пушка») и «Ove ću noći naći blues» («Этой ночью я найду <397»).>Блюз ") в студии. Вступление к "Top" было вдохновлено традиционной музыкой ганга. Вскоре после этого Винкович вернулся в Ambasadori, и его заменил бывший участник Sekcija (Section) и Rok.

В это время группа приняла название Bijelo Dugme. Они решили сменить название из-за конфликта с Аранауталичем, а также из-за существования другой, Люблянской группы с таким названием. Поскольку группа уже была известна благодаря песне «Kad bi 'bio bijelo dugme», они выбрали имя Bijelo Dugme. Группа официально начала работать под этим названием с января 1974 года.

Годы Желько Бебека (1974–84)

Годы «пастушьего рока»: восхождение к славе и «дугмания» (1974–79)

В январе 1974 года вместе с Borota группа завершила работу над записями "Top" и "Ove ću noći naći blues". Группа и Borota предложили эти записи звукозаписывающему лейблу Diskoton из Сараево. Топ-менеджер лейбла Слободан Вуйович отказал им, заявив, что уже подписано большое количество групп и что Биело Дугме придется ждать не менее шести месяцев, прежде чем сингл выйдет. Это считается величайшей деловой ошибкой в ​​истории югославского звукозаписи. В тот же день дискотон отказал группе, предложив пятилетний контракт с загребской основанной на Jugoton. 29 марта 1974 года "Top" и "Ove ću noći naći blues" были выпущены на сингле 7 ". Первый релиз Биело Дугме будет продан тиражом 30 000 копий.

Группа образовалась. продвижение сингла, выступление в основном в небольших городах. Станкович, неудовлетворенный соглашением, что только Брегович будет сочинять песни группы, и чувствуя, что он не подходит для остальных участников, продолжал выступать с Биело Дугме, но избегал более глубоких отношений Вскоре после этого Брегович, Бебек, Ивандич и Правдич решили исключить его из группы. Реджич был приглашен присоединиться к группе, которую он принял, несмотря на его предыдущий конфликт с Бреговичем. Следующий 7-дюймовый сингл с песнями «Glavni junak jedne» knjige »(« Главный герой книги ») на стихи поэта Душко Трифуновича, и« Bila mama Kukunka, bio tata Taranta »(« Была мама Кукунка, был папа Таранта »), был выпущен почти одновременно с Jugoton и Diskoton, когда Брегович подписал контракт s с обоими метками. Этот скандал вызвал широкое освещение в прессе и увеличил продажи пластинок.

Группа впервые выступила на фестивале BOOM в 1974 г. BOOM в Любляне, где они были объявлены как «Новые надежды». Концертная версия "Ove ću noći naći blues" появилась на двойном концертном альбоме Pop Festival Ljubljana '74 - BOOM. Это также было первое выступление Биело Дугме, на котором участники группы появились в своих глэм-рок-костюмах, что привлекло к ним новое внимание средств массовой информации. Группа провела лето, выступая в Цавтате и готовя песни для своего первого альбома. Вскоре они выпустили свой третий сингл с песнями «Da sam pekar» («Если бы я был пекарем») и «Selma». «Da sam pekar» был музыкально вдохновлен традиционной «глухой коло », в то время как «Selma» с лирикой, написанной поэтом Владо Дияком, была хард-рок-балладой. Было продано около 100 000 копий сингла, что стало первым золотым альбомом Биело Дугме.

. В сентябре группа выступила на разогреве для песни Тихомира "Поп" Асановича Jugoslovenska Pop Selekcija, и В октябре в студии Akademik в Любляне они записали свой дебютный альбом Kad bi 'bio bijelo dugme. За несколько дней до выхода альбома, желая как можно больше освещаться в СМИ, Биело Дугме выступил на фестивале Скопье, исполнив песню композитора Григора Копрова "Edna nadež" ("Одна надежда"). Позже Брегович описал это событие как «величайший позор в карьере Биело Дугме». Бебек пел на бад македонском, и группа не очень хорошо вписывалась в атмосферу поп-фестиваля. На следующий вечер группа выступила вместе с Pop Mašina, Smak и Crni Biseri в Belgrade Dom. Sindikata на Radio Belgrade показывает празднование годовщины радио Veče uz Radio и сумела привлечь внимание аудитории. В то время Биело Дугме сотрудничал с менеджером Владимиром Михалжеком, которому удалось организовать выступление группы в качестве разогревающей группы на прощальном концерте Korni Grupa в Skenderija Сараево, что принесло им новые награды. Поклонники, так как около 15000 человек были в восторге от выступления Биело Дугме.

Kad bi 'bio bijelo dugme с провокационной обложкой, разработанной Драганом С. Стефановичем (который также будет оформлять обложки для будущих релизов группы.), имела огромный успех. Он принес ряд коммерческих хард-рок песен с элементами фолк-музыки, которые журналист Дражен Врдоляк назвал "пастырски рок" (пастуший рок). Этот термин использовался (и до сих пор используется) югославскими критиками для классификации звука Биело Дугме. На альбоме представлена ​​новая версия баллады «Kad bi 'bio bijelo dugme», «Patim, evo, deset dana», «Sve ću da ti dam samo da zaigram» («Я дам тебе все только для танцев»). "Selma", блюз трек "Blues za moju bivšu dragu" ("Блюз для моего бывшего любимого") и рок-н-ролльный хит "Ne spavaj, mala moja, muzika dok" свира »(« Не спи, детка, пока играет музыка »). Сразу после выпуска альбом побил рекорд самого продаваемого югославского рок-альбома, ранее принадлежавший дебютному альбому YU Grupa, который был продан более чем 30 000 копий. В феврале 1975 года Bijelo Dugme были награждены золотой пластинкой на фестивале Opatija, поскольку к тому моменту они продали свой дебютный альбом тиражом более 40 000 копий. Окончательное количество проданных копий составило около 141 000.

Биело Дугме и его сотрудники в лондонской AIR Studios на Оксфорд-стрит в ноябре 1975 года во время записи Šta bi dao da си на мама мжесту ; слева направо: звукорежиссер Питер Хендерсон, продюсер Нил Харрисон, Ипе Ивандич, Горан Брегович, Желько Бебек, Владо Правдич, и Jugoton руководитель Велжко Деспот.

В конце февраля 1975 года Михалек организовал Kongres rock majstora (Конгресс рок-мастеров), мероприятие, задуманное как соревнование между лучшими югославскими гитаристами того времени. Хотя Smak гитарист Радомир Михайлович Точак произвел самое лучшее впечатление на собравшуюся толпу, он не был официально признан из-за того, что его группа не заключила контракт с Jugoton, a звукозаписывающий лейбл, который финансово поддерживал соревнование. Вместо этого лучшими были объявлены (из Time ), (ранее из Korni Grupa ), (из YU Grupa ) и Брегович. Каждый из них должен был записать одну сторону на двойном альбоме. Пока три других гитариста записывали свои песни с участниками YU Grupa, Брегович решил работать со своей собственной группой и Загребским струнным квартетом. После выхода альбома четверо гитаристов отправились в совместный тур, в котором их поддерживали участники YU Grupa. В то время Bijelo Dugme выпустили сингл «Da mi je znati koji joj je vrag» («Если бы я мог просто знать, что, черт возьми, с ней не так»), после чего они начали свой первый большой тур по Югославии. Весной 1975 года они уже считались самой популярной югославской группой. Вскоре после этого Бебек принял участие в мероприятии, аналогичном рок-мажсторе Kongres - Rock Fest '75, собранию самых популярных югославских певцов того времени; Помимо Бебека, в мероприятии участвовали Мартин Шкргатич (из), Мато Дошен (из), Аки Рахимовски (из Парни Вальяк ), Сеид Мемич «Вайта» ( из Тешка Индустрия ), Борис Аранджелович (из Смака ), Хрвое Марьянович (из Grupa 220 ) Дадо Топич (из Time ) и Янез Бончина "Benč" (от сентября ).

Перед записью своего второго альбома Биело Дугме отправился в деревню Борике в Восточной Боснии. для работы над песнями и подготовки к сессиям записи. Альбом Šta bi dao da si na mom mjestu (Разве ты не хотел бы быть на моем месте) был записан в Лондоне в ноябре 1975 года. продюсировал Нил Харрисон, который ранее работал с Cockney Rebel и Gonzalez. На бас-гитаре в альбоме играл Бебек, так как Реджич повредил свой средний палец незадолго до начала записи., Реджич был указан в альбоме, так как он работал над басовыми партиями, и направил B ебек во время записи. Лирику для заглавного трека написал Душко Трифунович, а остальные тексты написал Брегович. Основными хитами альбома были "Tako ti je, mala moja, kad ljubi Bosanac" ("Вот как дела, детка, когда ты целуешь боснийца"), "Došao sam da ti kažem da odlazim" ("Я пришел в Сказать Вам, что я ухожу »),« Не гледай меня тако и не люби меня више »(« Не смотри на меня так и больше не целуй меня ») и« Пожурите, кони можи »(« Быстрее, Мои кони »). Группа использовала время, проведенное в студии, для записи англоязычной песни "Playing the Part", выпущенной в виде промо-сингла, который был распространен среди журналистов. Тексты "Playing the Part" были написаны Дэйвом Таунсендом. Альбом имел огромный коммерческий успех, было продано более 200 000 копий. После того, как были проданы первые 50 000 пластинок, «Šta bi dao da si na mom mjestu» стал первым югославским альбомом, отмеченным как алмазный рекорд. После того, как он был продан тиражом более 100 000 копий, он стал первым платиновым диском в истории югославского звукозаписи, апосле того, как было продано более 200 000 копий, он был назван просто «2x алмазный рекорд». После выхода альбома группа отправилась в разогревающий тур по Косово и Метохии. Во время тура травмированного Реджича заменил бывший участник Мустафа «Mute» Курталич. Первоначальное продвижение альбома было запланировано на новогодний концерт группы в 1976 году в Белградском спортивном холле в Белграде, где выступали Поп Машина, Булдожер и открывающие группы. Однако за пять дней до Нового года группа отменила концерт из-за приглашения выступить с президентом Югославии Иосипом Броз Тито в Хорватском национальном театре в Загребе в рамках Нового Для него устраивает празднование года. Однако их выступление было остановлено всего через несколько минут, по общему мнению, из-за высокой громкости.

Самые старые посетители их концертов, которые, как эпидемия, пронеслись в течение двух месяцев по всем югославам городам с населением более 30 тысяч человек, не старше 15 лет. Если и есть, то они - ровесники десятилетних детей. Даже для незрелого позвоночника лирика: «Я отдам свою жизнь, потому что ты только моя, в этой любви, только в любви» казалась слишком дебильной. Пуговицы, оригинальные костюмы, на пятидюймовом каблуке, с серьгами и безделушками, раскрасили свою «лирику» «традиционными генами». [...]

На их последней пластинке есть задняя часть с зажатыми пальцами. Они продали более 600 000 пластинок и провели 200 концертов за последние 365 дней.

Биело Дугме - это пик волны молодежной субкультуры. В этой стране также есть Союз социалистической молодежи, Институт социальных проблем, музыкальные эксперты, серьезные публицисты и пресса, радио и телевидение. Но ни у институтов, ни у отдельных лиц не хватило смелости (хотя у них есть интерес) создать контрапункт бурной рекламы через то, что должно иметь общество каждое - через критическую совесть. Не казнить или предать анафеме, а сознательно осветить общественную жизнь. Столкнувшись с маскарадом, электронной музыкой, пошлой лирикой, научные умы общества в песок.

-Сергий Лукач. НИН. 28 марта 1976 г.

Энергия, как мы знаем, нельзя теряться, хотя мне часто кажется, что сегодняшняя молодежь потеряла это. Появлялось все больше и больше молодых гардеров, готовых подражать старшим [...] В Доме Спортова эта чистая энергия молодости про внутреннюю завораживающую форму, равной бетонному колоссу, в которой она была, но коллективно подчиняется рок-синтаксису.

Такая радость и такая непосредственность, такая чувствительность и такая близость возможны только с творческими духами, которые не делятся с другими, такими же, равными. Со звуками, разрывающими на части все, что им не подчиняется (я сам чувствовал себя раздробленным), с ослепляющими играми света, в водовороте молодых тел, не заботящихся о своем маленьком пятне, было создано событие, которое запомнится, событие что, на мой взгляд, случайно привел в движение Биело Дугме.

Это событие витало в воздухе, как потребность одного поколения подростков, зажатых между существующей прохладной культурой и императивами своей юной натуры. Инструменты Биело Дугме были лишь электрической зажигалкой для тех взрывоопасных масс, которые начали бегство за свою мифологию, свою культуру, свои ценности...

Поколение, которое нашло Биело Дугме, скорее всего, найдет своего Баха, чем поколение, которое находится в своем концертном кресле, является личным в своем официальном костюме.

-Веселко Тенджера. Вьесник. 28 марта 1976 г.

Так как Реджич вынужден был покинуть группу из-за его армейских обязанностей, ему пришлось нанять бас-гитариста для живых выступлений. Курталич попросил более высокие гонорары, и новым временным басистом стала Любиша Рацич. В этом составе группа отправилась в большой югославский тур. В Сараево группа выступила перед 15 000 человек, а в Белграде они провели три аншлаговых концерта в Пионир Холл, примерно 6000 человек на концерт. На концертах группа впервые представила сет из нескольких песен в исполнении отключена. В прессе появился термин "дугмемания" ("пуговичная мания"), и социалистическая общественность начала спорить по поводу этого явления.

В начале 1976 года группа планировала провести тур по США, однако они отказались от этого. После подозрения, запланированные концерты организованы про усташе эмигрантов из Югославии. Группа действительно поехала в США, но только для записи песен «Джамбо» («Джамбо») и «Ватра» («Огонь»), которые были выпущены как сольный сингл Ивандича, а также «Милован» и «Goodbye, Amerika». ("Goodbye, America"), которые были выпущены как сольный сингл Бебека. Эти записи представляют собой введение элементов фанк в звучании Bijelo Dugme. Именно во время пребывания группы в Америке Бреговичу удалось убедить Бебека, Правдича и Ивандича подписать отказ, которым они отказались от прав на имя Биело Дугме пользу Бреговича. В июне участники группы отправились на акцию молодежной работы Kozara 76, которая была ответом Бреговича на заявление о том, что участники группы были «про западные ориентированные». В начале осени Ивандич и Правдич покинули группу из своих армейских обязательств. Заменили Вукашинович (который тем временем присоединился к Indexi ) и Лаза Ристовски, чей переход из Smak (в то время основные конкуренты Биело Дугме на Югославская рок-сцена) получила широкое освещение в СМИ.

Группа готовилась к записи своего третьего альбома в Борике. Рабочее название альбома - Sve se dijeli na dvoje, na tvoje i moje (Все разделено на две части, твое и мое) по стихотворению Душко Трифуновича. Бреговичу не удалось написать музыку к текстам (позже они были использованы для песни, записанной Ядранкой Стоякович ), поэтому он намеревался назвать альбом Hoću bar jednom da budem blesav (For Once I Want to Be Crazy), но редакторам Jugoton это название не понравилось. Альбом получил название Это! Baš hoću! (Вот! Я сделаю!). Альбом снова был записан в Лондоне в качестве продюсера и Бебеком, играющим на бас-гитаре. Он был выпущен 20 декабря 1976 года. Хиты альбома включали ориентированные на хард-рок «Изгледала это мало чудно у капуту жутом кроеном без везе» и «Dede bona, sjeti se», de tako ti svega »(« Давай, помни, ради Бога »), народно-ориентированный« Slatko li je ljubit 'tajno »(« Так сладко целоваться тайно »), простая мелодия« Ništa mudro », тексты песен написаны Душко Трифуновичем и две баллады, симфоническая -ориентированная «Sanjao sam noćas da te nemam» («Я мечтал прошлой ночью, что у меня не было тебя») и попроще «Loše vino» («Плохое вино», написанное Бреговичем и певцом-автором Арсеном Дедичем и используемое записанное певцом Здравко Чоличем ). Тем временем Рацич попросил более высокую производительность, поэтому его уволили. Его заменил, который в то время был членом Тешка Индустрия. В этом составе отправилась в тур по Польше, в котором они были объявлены «ведущей группой среди молодых югославских групп». Они девять успешных концертов по всей Польше. После возвращения группы из Польши к ним присоединились Реджич и Ивандич. После ухода из Биело Дугме Вукашинович сформировал хард-рок / хэви-метал группа Ватрени Полюбац.

Группа отправилась в тур по Югославии, но во время него у него возникли проблемы. Столкновения внутри коллектива участились, концерты сопровождались техническими трудностями и плохими отзывами в прессе, публику концертов группы не интересовали, как во время предыдущих туров. Три концерта в Белградском зале «Пионир» 3, 4 и 5 марта не были посещаемы, когда второй пришлось закончить слишком рано после ударной волны от землетрясения во Вранче чувствовалось. Отменены тур по Адриатическому побережью, а также концерты в Загребе и Любляне, для планировалась запись концертного альбома. Спустя четыре года популярность Биело Дугме упала, и в СМИ появились слухи о роспуске группы.

Группа хотела устроить какой-то спектакль, чтобы снизить свою популярность. По задумке журналиста, группа решила провести бесплатный концерт под открытым небом в Белграде 28 августа 1977 года. Ютро уже выступал на этом месте в 1973 году на концерте, организованном Поп Машина. Концерт также станет последним концертом Биело Дугме перед перерывом из армейской службы Бреговича. Все мероприятие было организовано всего за пять дней. Концерт тот момент был самым большим зрителей на рок-концерте в Югославии. После вступительных актов - Сладжана Милошевич, Тако, Здраво, Джаджо, Санкокрет, Ибн Туп и Леб и Сол - Биело Дугме отыграл очень успешный концерт. Несмотря на то, что концерт охраняется всего двенадцать полицейских, инцидентов не было. Видеозаписи с концерта вошли в фильм «Око за око». В конце концов было обнаружено, что записи не могут быть использованы для живого альбома, поскольку звук был плохим из-за технических ограничений и большого открытого пространства, поэтому 25 октября же года группа отыграла концерт в Đuro Janković Зал в Сараево, запись которого использовалась для концертного альбома Концерт код Гайдучке Чешме (Концерт на Гайдучке Чешме). Единственная часть концерта Hajdučka česma, которая появилась на альбоме, - это реакции публики.

После микширования Концерт код Hajdučke česme Брегович отправился служить в армию в Ниш и группа уходит в перерыв; Melody Maker писал о перерыве Биело Дугме как о событии «на грани национальной трагедии». Реджич продолжал работать над записями Koncert kod hajdučke česme, а живая версия "Dede, bona, sjeti se, de tako ti svega" позже использовалась как сторона B для сингла "Bitanga i princeza" ("The Brute и принцесса »), выпущенный в 1979 году. В июне 1978 года Бебек выпустил свой первый сольный альбом, ориентированный на симфонический рок Skoro da smo isti (Мы почти такие же), который вызвал в основном негативную реакцию со стороны критики. В том же году Ристовски и Ивандич записали альбом Stižemo (Here We Come). Альбом с текстами Ранко Бобан был записан в Лондоне с Leb i Sol лидером Влатко Стефановски на гитаре, Златко Холдом на бас-гитаре и Гораном Ковачевичем и сестрой Ивандича Горданой на вокале.. Они встретили Бреговича во время его отпуска и проиграли ему записи, полагая, что смогут убедить его позволить им сочинить для Биело Дугме. После того, как он отказался, эти двое, воодушевленные положительной реакцией критиков, которые имели возможность послушать материал, решили покинуть Bijelo Dugme. Однако 10 сентября, в тот же день, на который было запланировано начало рекламного тура, Ивандич, наряду с Гораном Ковачевичем и Ранко Бобаном, был арестован за хранение гашиша. Ивандич был приговорен к трем годам тюремного заключения (Ковачевич был приговорен к полутора годам, а Бобан - к году). Перед отбытием наказания Ивандич ходил на психиатрические сеансы, чтобы подготовиться к жизни в тюрьме. Психиатр, к которому он пошел, был Радован Караджич.

В июне 1978 года Брегович поехал в Сараево, чтобы получить мемориальную доску от имени группы. Осенью 1978 года новым барабанщиком Биело Дугме стал барабанщик, участвовавший в записи сольного альбома Бебека, и Правдич вернулся в группу. Янкелич ранее был участником Формулы 4 - в состав, в котором он играл, входили Любиша Рачич и Ядранко Станкович - Рок, Чисти Зрак и. Группа начала готовить свой новый альбом в Niška Banja ‚но, поскольку Брегович все еще служил в армии, они определенно воссоединились в Сараево 1 ноября. Новый состав группы впервые выступил в Скендерии 4 декабря 1978 года.

Четвертый студийный альбом группы был записан в Белграде и спродюсирован Нилом Харрисоном. Несколько песен исполнено симфоническим оркестром. Создание альбома сопровождалось цензурой. Оригинальная обложка, разработанная Драганом Стефановичем и изображающая ногу женщины, пинающей мужскую область гениталий, была отклонена Jugoton как «вульгарная»; Вместо этого на альбоме появилась обложка, разработанная дизайнером Jugoton Иваном Ивезичем. Куплет «Koji mi je moj» («Что, черт возьми, со мной не так?») Был исключен из песни «Ala je glupo zaboravit njen broj» («Так глупо забывать ее число») и стих «A Hrist je bio kopile i jad »(« И Христос был ублюдком и несчастьем ») из песни« Sve će to, mila moja, prekriti ruzmarin, snjegovi i šaš »(« Все это, моя дорогая, Розмари покроет, Снег и Рид ») было заменено на« А он ж био копиле и джад »(« И он был ублюдком и ублюдком »). Альбом Bitanga i princeza (The Brute and the Princess) был выпущен в марте 1979 года и на тот момент был отмечен критиками как лучшая работа Биело Дугме. В альбоме отсутствуют элементы фолк-музыки, в него вошли песни "Bitanga i princeza", "Ala je glupo zaboravit njen broj", "Na zadnjem sjedištu mog auta" ("На заднем сиденье моей машины"), "A koliko" si ih imala do sad »(« А сколько их у тебя было до сих пор ») и эмоциональные баллады« Ипак пожелим неко писмо »(« Я все же желаю письма »),« Кад забравиш юли »(« Когда You Forget July ") и" Sve će to, mila moja, prekriti ruzmarin, snjegovi i šaš ", и все они становятся хитами. Альбом побил все рекорды их предыдущих релизов. За двенадцать дней до промо-тура Правдич попал в автомобильную аварию, в которой сломал ключицу, поэтому на первых нескольких концертах он выступал, используя только одну руку. Однако тур был очень успешным. Группе удалось пять раз продать Зал Пионир, направив все деньги, заработанные на этих концертах (около 100000 долларов ), жертвам землетрясения в Черногории в 1979 году. На некоторых концертах их сопровождал и симфонический оркестр. 22 сентября группа организовала концерт под названием «Рок спектакль '79». (Rock Spectacle 79) на JNA Stadium с собой в качестве хедлайнеров. На разогреве концерта выступили многочисленные вступительные группы: Crni Petak, Kilo i Po, Rok Apoteka, Gal ija, Kako, Mama Rock, Formula 4, Peta Rijeka, Čisti. Зрак, Аэродром, Опус, Револьвер, Прляво Казалиште, Метак, Обечанье Пролеча, Санкокрет, Парни Валяк, Генерация 5 и Силуэте. Концерт более 70 000 человек.

В то время Брегович впервые написал музыку к фильму для фильма «Личные дела» и песни «Pristao sam biću sve što hoće» «(« Яился быть кем угодно », слова написаны Душко Трифуновичем) и «Šta je tu je» («Это то, что есть») были записаны Биело Дугме и выпущены в виде сингла. В течение 1980 года Брегович провел некоторое время в Париже, и у группы был перерыв.

Doživjeti stotu: переход на новую волну (1980–82)

В конце 1970-х и начале 1980-х годов на югославской рок-сцене появилось большое количество новой групповой волны, связанном с югославской панк-рок-сценой. Брегович был очарован новой сценой, особенно работами Азры и Прляво Казалиште. В 1980 году Биело Дугме решил двигаться в сторону нового звука.

В декабре 1980 года Биело Дугме выпустил альбом новой волны с мест Doživjeti stotu (Live to Be 100).. Это был первый альбом Bijelo Dugme, спродюсированный Бреговичем. Были подготовлены заданные до разных записей. Если запись должна быть завершена до запланированного мастеринга в Лондоне, Бреговичу пришлось использовать кокаин, чтобы не уснуть, и писать тексты были в самый последний момент. На саксофоне на записи играл джаз музыкант и авангардист Пол Пиньон. Из песен на Doživjeti stotu только новая версия «Pristao sam biću sve što hoće» и «Pjesma mom mlađem bratu» («Песня для моего маленького брата») напоминает старое звучание Биело Дугме. Песни «Ха-ха-ха» и «Трамвай крече (или како бити герой у ова шугава время)») были первыми песнями Биело Дугме, в которых использовались политические мотивы. -связанные тексты. Провокационная обложка, созданная Мирко Иличем, художником, используемым с югославской сценой новой волны, появилась в трех версиях. В соответствии с их переходом к новой в вполне, группа изменила свой стиль хард-рок : участники коротко постриглись, а фронтмен Желько Бебек сбрил свои фирменные усы. Из-за нового звучания альбом был встречен с большим скептицизмом, но большинством критиков в итоге хвалили его. В конце 1980 года читатели журнала Джубокс опросили Биело Дугме - оркестра года, Бебека - певца года, Правдича - клавишника года, Янкелича - барабанщика года, Реджича - Бас-гитарист года, композитор Брегович, автор текстов, продюсер и аранжировщик года, Doživjeti stotu - альбом года, а Doživjeti stotu - кавер на обложку альбома года.

Группа стартовала их тур по Югославии 24 февраля 1981 года следующего года концерта в Сараево и завершился концертом в клубе Кулушич в Загребе, на котором они записали свой второй концертный альбом 5. апрель '81 (5 апреля 1981 г.). Альбом с кавером на песню Indexi "Sve ove godine" ("Все эти годы") был выпущен ограниченным тиражом в 20 000 копий. Биело Дугме выступило вместе с британской группой Iron Maiden и югославскими группами Атомско Склониште, Дивле Ягоде, Фильм, Аэродром, Сладжана Милошевич, Силуэте, Хаустор, Контраритам И другие выступления, на двухдневном фестивале Svi marš na ples! (Everybody Dance Now!) Состоялось на Белградском ипподроме, а во время новогодних праздников они провели три концерта в Хала Пинки вместе с Indexi. В начале 1982 года Биело Дугме выступил в Инсбруке, Австрия, на мероприятии, концептуализированном как символическое прохождение факела, посредством которого Зимние Олимпийские игры последний город-организатор (Инсбрук)) переходит к следующему (Сараево). По возвращении в Югославию оборудование группы было изъято таможней, поскольку было обнаружено, что они положили новое оборудование в старые коробки. Звукозаписывающий лейбл группы Джуготон решил одолжить Биело Дугме 150,000,000 югославских динаров для уплаты штрафа. Чтобы как можно скорее вернуть часть денег, Jugoton решил выпустить два сборных альбома, Singl ploče (1974-1975) и Singl ploče (1976-1980). Чтобы поправиться финансово, в течение июля и августа 1982 года группа отправилась в тур по Болгарии, в ходе которого отыграла сорок один концерт. Когда Янкелич пошел служить в армию в апреле, в этом туре на барабанах бывший Леб и Сол барабанщик Гарабет Тавитян. В конце 1982 года СМИ опубликовали, что Брегович исключен из Лиги коммунистов Югославии, с объяснением, что он не присутствовал на собрании Лиги в своей местной общине. Однако из-за растущей либерализации это событие не повлияет на карьеру Бреговича и группы.

В конце 1982 года Ивандича выпустили измы, и к нему обратились с помощью предложением воссоединиться с группой. С его возвращением в группу воссоединился стандартный состав Биело Дугме.

После ухода Бебека (1983–84) после Доживети стоту (1983–84)

В начале 1983 года Биело Дугме записал детский музыка альбом ... a milicija trenira strogoću! (i druge pjesmice za djecu) (... и полицейские поезда строгости! (и другие песни для детей)). Лирику к альбому написал Душко Трифунович. Первоначально планировалось спеть Сейда Мемича "Вайта", но в конце концов вокал был записан одиннадцатилетней Рачей, и альбом был выпущен под псевдонимом Ратимир Боршич Рача и Биело Дугме.

В феврале 1983 года группа выпустила альбом Успаванка за Радмилу М. (Колыбельная для Радмилы М.). Брегович намеревался выпустить «Успаванка за Радмилу М.» в качестве прощального альбома Биело Дугме и распустить группу после тура. Альбом был записан в Скопье и в качестве приглашенных музыкантов принимали участие Влатко Стефановски (гитара), Благое Моротов (контрабас) и Арсен Эреш (саксофон). Песни "Ako možeš zaboravi" ("Забудь, если сможешь"), "U vrijeme otkazanih letova" ("Во время отмененных рейсов"), "Polubauk polukruži poluevropom" ("Полу-призрак наполовину преследует наполовину"). Europe ", название относится к первому предложению The Communist Manifesto ) и" Ovaj ples dame biraju "(" Женский выбор ") отличается разнообразным звучанием, иллюстрирующим различные этапы карьеры группы. Заглавная песня альбома - единственный инструментальный трек, когда-либо записанный Bijelo Dugme. В отличие от предыдущего альбома группы «Успаванка за Радмилу М.» не получил большого раскрутки в СМИ. За выпуском альбома последовал выпуск видеокассеты Успаванка за Радмилу М., на которой были записаны видеокассеты на все песни из альбома. Это был первый подобный проект в истории югославской рок-музыки. Видео сняли Борис Милькович и Бранимир Димитриевич «Туко». Клип на песню "Ovaj ples dame biraju" был первым видео на гей-тематику в Югославии.

Песня "Kosovska" ("Kosovo Song") содержала албанский язык тексты песен. Написанная во время деликатной политической ситуации в Социалистической Автономной Области Косово, песня представляет собой попытку Бреговича интегрировать культуру косовских албанцев в югославскую рок-музыку. Хотя тексты были простыми, относящимися к рок-музыке, песня вызвала определенные споры.

Успаванка за Радмилу М. не принесла так много хитов, как предыдущие релизы группы, однако тур был очень успешным, и отклик публики заставили Бреговича передумать о роспуске группы. После тура Bijelo Dugme взял перерыв, и Бебек записал свой второй сольный альбом Mene tjera neki vrag (Some Devil is Making Me Do It). Его последний концерт с Биело Дугме состоялся 13 февраля 1984 года в Олимпийской деревне Сараево. Неудовлетворенный своей долей прибыли в Bijelo Dugme, он решил покинуть группу и посвятить себя сольной карьере. Он покинул Биело Дугме в апреле 1984 года. Некоторое время в бэк-группе Бебека играл Янкелич на барабанах.

Младен Войичич "Тифа" годы (1984–86)

Члены Биело Дугме и Bajaga i Instruktori вместе в Москве в июле 1985 года Младен Войичич «Тифа» и Горан Брегович на концерте Биело Дугме в Нише во время промо-тура Биело Дугме

После отъезда Бебека Алену Исламовичу, вокалисту хэви-метал-группы Divlje Jagode, предложили присоединиться к группе, но он отказался, опасаясь, что Бебек может решить вернуться. В конце концов, новым вокалистом Биело Дугме стал тогда относительно малоизвестный Младен Войичич «Тифа», бывший участник Top и Teška Industrija. Группа провела лето в Ровине, где они провели небольшие выступления в туристическом центре Монви, готовясь к записи нового альбома. В то время Ивандич начал работать с synthpop группой Amila, фронт-вокалистка которой Амила Сулейманович часто выступала в качестве бэк-вокалистки на концертах Биело Дугме.

В то время Брегович с певцом Здравко Чолич, основал словенский звукозаписывающий лейбл Kamarad, который выпустил новый альбом Биело Дугме вместе с Diskoton. Альбом был выпущен в декабре 1984 года и назывался просто Bijelo Dugme, но на обложке был изображен рисунок Уроша Предича "Косовская дева", также неофициально известный как Kosovka djevojka (Косовская дева ). В альбоме участвовали Ристовски и Правдич на клавишных, а после записи альбома Ристовски снова стал официальным участником группы. Bijelo Dugme показал фолк-ориентированный поп-рок саунд, который, наряду с кавером югославского гимна "Hej, Sloveni ", включенный в альбом, оказал влияние на большое количество групп из Сараево, отмеченных в качестве. В альбом вошла новая версия "Šta ću nano dragi mi je ljut" ("Что я могу сделать, мама, моя дорогая сердится"), написанная Бреговичем и первоначально записанная Бисерой Велетанлич, Биело Дугме версия под названием «Lipe cvatu, sve je isto k'o i lani» («Linden Деревья в цвету, все как раньше»), ставшая самым большим хитом альбома. Среди других хитов были «Padaju zvijezde» («Звезды падают»), «Lažeš» («Ты лжешь»), «Da te bogdo ne volim» («Если бы я мог только не любить тебя») и «Jer kad остариш »(« Потому что, когда стареешь »). В песне «Pediculis pubis» (неправильное написание «Pediculosis pubis ») фигурирует Бора Джорджевич, лидер основных конкурентов Биело Дугме в то время, Рибля Чорба, по вокалу; он написал песню в соавторстве с Бреговичем и спел ее с Бреговичем и Войчичем. В альбоме также участвовали Radio Television of Skopje Оркестр народных инструментов, фолк-группа Ladarice на бэк-вокале, Пече Атанасовски на гайде и Соня Беран-Лесковшек на арфе.

Альбом было продано более 420 000 экземпляров. Тур тоже прошел очень успешно. Группа провела успешный концерт на Белградской ярмарке перед примерно 27 000 человек (что на тот момент было самым большим количеством зрителей на закрытом концерте в Белграде), но также несколько раз выступала в клубах. Стилизованная армейская форма, в которой участники группы вышли на сцену, и большая красная звезда с логотипа Kamarad были частично вдохновлены работами Laibach. Летом 1985 года Биело Дугме вместе с Bajaga i Instruktori представляли Югославию на 12-м Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве. Первый концерт группы должны были дать 28 июля в Парке Горького. Звуковая проверка , во время которой югославские техники исполнили песни Брюса Спрингстина и Pink Floyd, собрала около 100 000 человек. Концерт открывал Bajaga i Instruktori, однако через некоторое время полиция начала бить восторженную публику, и концерт был прерван советскими властями, так что у Биело Дугме не было возможности выйти на сцену. Опасаясь новых беспорядков, власти Москвы запланировали второй концерт в «Динамо», а третий - в Зеленом театре Москвы. На первом, прошедшем 30 июля, присутствовало около 2000 незаинтересованных рабочих завода, на втором, состоявшемся 2 августа, - около 10000 молодых активистов со специальными пропусками.

Концерты в Москве были последними концертами Войчича. выступления с группой. Под давлением профессиональных обязательств, внезапной известностью и скандалом в СМИ, в ходе которого выяснилось, что он употребляет ЛСД, он решил покинуть группу. Покинув Биело Дугме, Войчич сначала отправится в тур с Желько Бебеком и группой Armija B, затем присоединится к группе Вукашиновича Vatreni Poljubac, затем к группе хэви-метала Divlje Jagode (чья певец Ален Исламович заменил его в Bijelo Dugme), и в конце концов начал сольную карьеру.

Годы и распад Алена Исламовича (1986–89)

Последний состав Bijelo Dugme, слева направо: Владо Правдич, Ипе Ивандич, Горан Брегович, Ален Исламович, Зоран Реджич и Лаза Ристовски

После ухода Войчича Алена Исламовича снова пригласили присоединиться к группе. В то время группа Исламовича Divlje Jagode базировалась в Лондоне, работая над своей международной карьерой. Сомневаясь в успехе их усилий, Исламович покинул их и присоединился к Биело Дугме.

Новый альбом, Pljuni i zapjevaj moja Jugoslavijo (Spit and Sing, Моя Югославия), был выпущен в 1986 году. Вдохновленный югославизмом, с многочисленными ссылками на югославское единство и лирикой на внутреннем конверте, напечатанной как на кириллице, так и на латинском алфавитах, в альбоме использовались знакомые фолк- ориентированный на поп-рок саунд. Изначально Брегович хотел, чтобы альбом содержал вклад людей, известных своими политическими взглядами за пределами официальной идеологии Лиги коммунистов. С этой целью он и менеджер группы Рака Марич обратились к трем таким людям, которые были фактически отстранены от публичного дискурса в Югославии: поп-певцу Vice Vukov, который представлял SFR Югославию на 1963 году на Евровидении до того, как увидел, что его карьерные перспективы маргинализированы после того, как его заклеймили хорватом националистом из-за его связи с политическим движением Хорватская весна, художником и режиссером-экспериментатором Мича Попович, связанным с югославской черной волной кинодвижением, получившим диссидентскую репутацию благодаря своим картинам, а также с политиком и дипломатом Коча Попович, который, несмотря на заметное участие в Второй мировой войне на стороне партизан в качестве командира Первой пролетарской бригады, за что ему была вручена медаль Ордена Народного Героя с последующими высокими политическими и дипломатическими назначениями в пост- периода войны, тем не менее, в 1972 году он был тихо удален из общественной жизни. тер поддерживает либеральную фракцию внутри сербского отделения Союза коммунистов Югославии. Идея Бреговича заключалась в том, чтобы Вуков спел балладу «Ružica si bila, sada više nisi» («Ты когда-то была маленькой розой»). Однако, несмотря на согласие Вукова, план так и не был реализован после того, как менеджер группы Марич был арестован и допрошен полицией в аэропорту Сараево по возвращении из Загреба, где он встретил Вукова. Вклад Мичи Поповича в альбом должен был стать его картиной Dve godine garancije (Двухлетняя гарантия) с изображением пенсионера, спящего на скамейке в парке, а также страниц газеты Politika as одеяло, чтобы согреться, которое Брегович хотел использовать в качестве обложки альбома. Когда к нему подошли, Мича Попович также согласился, хотя и предупредил Бреговича о возможных проблемах, с которыми, вероятно, столкнется музыкант. Коча Попович, как сообщается, был в некоторой степени восприимчив к идее участия в альбоме, но все же отклонил предложение. В конце концов, под давлением Дискотона Брегович отказался от своих первоначальных идей. Кавалер ордена Народного героя времен Второй мировой войны все еще фигурировал в записях, однако вместо Коча Поповича это был Светозар Вукманович Темпо. Он вместе с Бреговичем и детьми из детского дома Любица Ивезич в Сараево спел кавер на песню «Padaj silo i nepravdo » («Падение, (О) Сила и несправедливость»), старого революционера. песня. На обложке альбома изображена фотография китайского соцреалистического балета. Появление Вукмановича на альбоме The Guardian охарактеризовало как «своего рода государственный переворот Бреговича». Главными хитами альбома стали поп-песня «Hajdemo u planine» («Пойдем в горы»), «Noćas je k'o lubenica pun mjesec iznad Bosne» («Сегодня полная луна, как арбуз, над Боснией»), баллады. «Te noći kad umrem, kad odem, kad me ne bude» («Та ночь, когда я умру, когда я уйду, когда я уйду») и «Ružica si bila, sada više nisi». В 1987 году белградский рок-журналист в шоу Mit mjeseca (Миф месяца) на RTV Сараево, выражая свое мнение о новом направлении группы, разорвал обложку альбома и заставил Бреговича, который появился в следующий выпуск шоу, очень гневный, был одним из самых крупных скандалов в СМИ того времени. Однако инцидент не повлиял на продажи альбома. Тур был также очень успешным, и на концерте на Белградской ярмарке в качестве гостя выступила оперная певица Дубравка Зубович.

Двойной концертный альбом Mramor, kamen i željezo (Мрамор, камень и железо), записанный во время тура и спродюсированный Реджичем, был выпущен в 1987 году. Заглавная песня была кавером на старый хит югославской группы beat. Альбом стал ретроспективой творчества группы, в которую вошли песни от их первых синглов до их последнего альбома. В альбоме использована югославская иконография, аналогичная двум предыдущим релизам групп: трек "A milicija trenira strogoću" начинается с мелодии "The Internationale " во время вступления к "Svi marš na ples" Исламович кричит "Братсво" ! Единство! " («Братство! Единство! »), а на обложке альбома - фотография с 5-го съезда Коммунистической партии Югославии. Mramor, kamen i željezo был последним альбомом группы, на котором выступал Владо Правдич. Он покинул группу после выпуска альбома, посвятив себя бизнесу с компьютерами. Однако он продолжал время от времени выступать с группой, на более крупных концертах, и до конца деятельности группы все еще считался официальным участником.

В конце 1988 года альбом iribiribela был освобожден. Альбом, записанный во время политического кризиса в Югославии, отмечен усилиями пацифиста Бреговича: на обложке альбома Эдвард Хикс изображает Ноев ковчег на обложке, песню «Lijepa naša» ( «Наша прекрасная») включает гимн Хорватии «Lijepa naša domovino » («Наша прекрасная родина») в сочетании с сербской традиционной песней Первой мировой войны. «Tamo daleko » («Там, вдали»), а в заглавном треке - слова о влюбленной паре, которая решает «остаться дома и поцеловаться», если начнется война. Самым большим хитом альбома стал «Đurđevdan je, a ja nisam s onom koju volim» («Это День Святого Георгия, и я не с тем, кого люблю»), основанный на традиционном Цыганская песня "Эдерлези " с участием Феята Сейдича Трубного оркестра. Среди других хитов были «Evo zakleću se» («Вот, я дам клятву»), «Ako ima Boga» («Если есть Бог»), «Šta ima novo» («Что нового»), «Nakon svih ovih godina "(" После всех этих лет ")," Napile se ulice "(" Улицы пьяны ") с влиянием поп-музыки и далматинское вдохновленное народной музыкой" irbiribela ". После выпуска альбома Белградское Радио-Телевидение хотело снять клип на песню "Đurđevdan je, a ja nisam s onom koju volim". Первоначальная идея заключалась в том, чтобы в видео была представлена ​​иконография, вдохновленная сербской армией в Первой мировой войне. Видео было снято в деревне Корачица в Центральной Сербии. Группа пришла на запись, ничего не зная о концепции видео. Им следовало носить униформу (без знаков различия) и старое оружие, но Исламович посчитал, что эта идея слишком «провоенная», поэтому отказался носить форму. В конце концов, группа и режиссер пришли к соглашению: все, кроме Исламовича, носили сербские традиционные костюмы, при этом использовалось лишь несколько оригинальных реквизитов. Однако после того, как видео было записано, редакторы Белградского Радио-Телевидения сами решили не транслировать его, опасаясь, что он может напомнить о движении Четник.

В начале 1989 года группа отправилась в тур, который должен был иметь продлился до 1 апреля. Концерт в Белграде, состоявшийся 4 февраля на Белградской ярмарке, посетило около 13 000 человек. В концерте приняли участие Дубравка Зубович, Первое певческое общество Белграда, оркестр труб Феята Сейдича и клапа Трогир. Концерт в Сараево Зетра, состоявшийся 11 февраля, также был очень успешным; в нем приняли участие более 20 000 человек. Однако на некоторых концертах в Хорватии публика освистывала и бросала на сцену различные предметы, когда группа исполняла свои проюгославские песни.

После концерта в Модриче, состоявшегося 15 марта, так как до конца тура осталось четыре концерта, Исламович попал в больницу с болями в почках. Это событие выявило существующие конфликты внутри группы: Брегович утверждал, что у Исламовича не было проблем во время тура, а менеджер группы Рака Марич заявил, что Биело Дугме будет искать нового певца для запланированных концертов в Китае и Советском Союзе. Брегович отправился в Париж, оставив статус Биело Дугме открытым для спекуляций. В 1990 году вышел сборник «Након свих ових годовина», в который вошли записи, сделанные в период с 1984 по 1989 год. Когда югославские войны разразились в 1991 году, стало ясно, что Биело Дугме не будет продолжать их деятельность.

После распада

Брегович продолжил свою карьеру композитора музыки для фильмов, сотрудничая в основном с Эмиром Кустурицей. Реджич переехал в Финляндию, где работал продюсером, а после окончания боснийской войны вернулся в Сараево, где открыл рок-клуб. После начала войны Ивандич поехал в Белград, где в 1994 году скончался, упав с шестого этажа дома, в котором жил; смерть считалась самоубийством. Ристовски продолжал записывать сольные альбомы, работать студийным музыкантом, а в 90-е годы он выступал с Осваячи и Смаком. Исламович, записавший свой первый сольный альбом Haj, nek se čuje, haj nek se zna в 1989 году, начал полууспешную сольную карьеру.

В 1994 году вышел двойной альбом-сборник Ima neka tajna veza (Там некоторые секреты). Connection) с изображением картины Драгана Малешевича Тапи на обложке «Радость банкротства» на обложке.

воссоединение 2005 года

Брегович, который во время 1990-е годы стали одним из наиболее всемирно известных современных композиторов Балкан, неоднократно заявляя, что он не воссоединит Биело Дугме. Однако в 2005 году Биело Дугме воссоединился с Гораном Бреговичем на гитаре, Желько Бебеком, Младеном Войичичем и Аленом Исламовичем на вокале, Зораном Реджичем на бас-гитаре, Миличем Вукашиновичем и Чижи Янкеличем на барабанах и Влади Ровдиштовым на клавишных. Воссоединение привлекло огромное внимание средств массовой информации во всех бывших югославских республиках, за которым последовали различные формы югоностальгии.

. Группа провела всего три концерта: в Сараево, на стадионе Кошево, Загреб, в Максимир и Белград, на Белградский ипподром. В концертах приняли участие струнный оркестр, духовой оркестр, группа клапа Nostalgija и две певицы из оркестра свадеб и похорон Бреговича. Во время концертов все время выступали Брегович, Реджич, Правдич и Ристовски, а Вукашинович и Янкелич меняли ударные. Исламович открыл концерты в Сараево и Загребе, а Войичич открыл концерт в Белграде. Бебек пел третьим на всех трех концертах. На концертах также была отключенная секция, во время которой Брегович и Бебек играли на гитарах, и выступали все три певца. Концерт в Сараево собрал около 60 000 человек, а концерт в Загребе посетило более 70 000 человек. На концерт в Белграде было продано более 220 000 билетов, но позже было подсчитано, что на нем присутствовало более 250 000 человек, что сделало его одним из самых посещаемых концертов за все время. Однако концерт в Белграде подвергся резкой критике из-за плохого звука. Был выпущен концертный альбом Turneja 2005: Сараево, Загреб, Белград (Тур 2005 - Сараево, Загреб, Белград), записанный во время тура.

Post-2005

Ristovski умер в Белграде 6 октября 2007 года, после нескольких лет борьбы с рассеянным склерозом.

В 2014 году Рака Марич предпринял попытку воссоединить Биело Дугме еще раз, чтобы отметить 40-летие группы, но соглашение не было достигнуто. несмотря на то, что участники были заинтересованы в новом воссоединении. В конце концов, Брегович отметил 40 лет со дня образования группы и выпуска их дебютного альбома серией концертов с его оркестром Weddings and Funerals Orchestra, в котором Исламович выступил вокалистом. В ознаменование юбилея Croatia Records выпустили бокс-сет под названием Box Set Deluxe. Бокс-сет, выпущенный ограниченным тиражом в 1000 копий, включает ремастированные виниловые издания всех студийных альбомов и переиздание первого 7-дюймового сингла в качестве бонуса.

Влияние и наследие
Бижело Дугме - это это важнейшее явление в югославской культуре последней четверти ХХ века. В социалистической культуре, которая робко искала свой путь вне определенных рамок ценностей, они были феноменом огромной важности. Они продвигали необходимость таланта, необходимость аутентичности, важность отношения, необходимость полной самоотдачи, высокий уровень профессионализма и современный пакет. Они были самой массовой концепцией Югославии и первой массовой концепцией, не финансируемой государством. На протяжении всей своей карьеры они имели безграничную любовь публики, постоянную зависть своих коллег и раздельные симпатии истеблишмента. Они определили рок-культуру и определили подростков как организованную категорию. Они боролись за свобода вкуса, немыслимая в то время при социализме, и победила. Они были одним из немногих капиталистических заведений в бывшей Югославии и лучшим пропагандистом свобод в Югославии. Они жили и работали в соответствии со всеми атрибутами западной рок-культуры. Во всех больших биографиях рока присутствовало все: большие числа, эйфория фанатов, все пороки (особенно секс), кроме азартных игр, необъяснимые обстоятельства и трагические смерти. Считается, что они единственные в Югославии, кто заработал большие деньги на рок-музыке. Они устанавливают новые стандарты в индустрии развлечений и продолжают их поднимать. Они осуществили все мечты югославской сцены - кроме одной: они не вышли на мировую сцену бок о бок с крупнейшими звездами того времени, хотя у них была возможность сделать это. Bijelo Dugme, возможно, был самым большим побочным ущербом холодной войны, когда дело доходит до музыки: они не могли пойти ни на Восток, ни на Запад. Опять же, Биело Дугме - единственное доказательство того, что карьера классического рок-н-ролла возможна за пределами английского языка.

-Душан Весич в 2014 году

Биело Дугме обычно считается самым популярным исполнителем, когда-либо существовавшим. выступают в SFR Югославии и странах-преемниках, вдохновляя многих артистов разных музыкальных жанров. Музыканты, на которых, по их собственным словам, оказал влияние Биело Дугме, включают гитариста и лидера Прляво Казалиште Ясенко Хура, певца и бывшего Булевара и Bajaga i Instruktori участник Деян Цукич, гитарист и бывший лидер KUD Idijoti Александр "Сале Веруда" Милованович, певец и бывший лидер Мерлина Дино Мерлин и другие. Исполнители, записавшие каверы на песни Биело Дугме, включают Аска, Срджан Марьянович, Регина,, Инспектор Прляви Блажа и Клюнови, Виктория,, Массимо Савич,, Зоран Предин и, Бранимир "Джони" Штулич, Тешка Индустрия и другие. Песню «Ima neka tajna veza» Джоан Баез исполнила на ее концертах 2014 года в Белграде и Загребе. Работы группы пародировали Paraf, Gustafi, Rambo Amadeus, S.A.R.S. и другие.

О группе было написано несколько книг: Истина о Биелом дугмету (Правда о Биело Дугме, 1977) Данило Штрбак, Биело Дугме (1980) Душко Павловича, Ништа мудро (1981) Дарко Главана и Дражен Врдоляк, Lopuže koje nisu uhvatili (Мошенники, которых не поймали, 1985) Душана Весича, Биело Дугме (2005) Асира Мисирлича, Биело Дугме - Doživjeti stotu (2005) Звонимира Крстумиловича (2005) Автор: Ненад Стевович, Kad sam bio bijelo dugme (Когда я был белой кнопкой, 2005), Любиша Ставрич и Владимир Судар и Šta bi dao da si na mom mjestu (2014), Душан Весич.

В 1994 году, Радио и телевидение Сербии показало четырехсерийный документальный фильм о группе под названием Nakon svih ovih godina. В 2010 году Игорь Стойменов снял документальный фильм о группе, названный просто Bijelo Dugme.

Книга YU 100: najbolji albumi jugoslovenske rok i pop muzike (YU 100: Лучшие альбомы Югославии поп и рок-музыка), изданный в 1998 году, включает восемь альбомов Bijelo Dugme: Bitanga i princeza (номер опроса 10), Kad bi bio bijelo dugme (номер опроса 14), Šta bi dao da si na mom mjestu (polled No. 17), Bijelo Dugme (polled No. 28), Eto! Baš hoću! (polled No. 31), Doživjeti stotu (polled No. 35), Pljuni i zapjevaj moja Jugoslavijo (polled No. 53), and Koncert kod Hajdučke česme (polled No. 74). The list of 100 greatest Yugoslav album, published by Croatian edition of Rolling Stone in 2015, features three Bijelo Dugme albums, Bitanga i princeza (ranked No. 15), Eto! Baš hoću! (ranked No. 36) and Šta bi dao da si na mom mjestu (ranked No. 42). In 1987, in YU legende uživo (YU Legends Live), a special publication by Rock magazine, 5. april '81 was pronounced one of 12 best Yugoslav live albums.

The Rock Express Top 100 Yugoslav Rock Songs of All Times list features eight songs by Bijelo Dugme: "Lipe cvatu" (polled No.10), "Bitanga i princeza" (polled No.14), "Sve će to, mila moja, prekriti ruzmarin, snjegovi i šaš" (polled No.17), "Sanjao sam noćas da te nemam" (polled No.31), "Ima neka tajna veza" (No.38), "Šta bi dao da si na mom mjestu" (polled No.68), "Za Esmu" ("For Esma", polled No.78) and "Kad bi' bio bijelo dugme" (polled No.97). The B92 Top 100 Yugoslav songs list features three songs by Bijelo Dugme: "Sve će to, mila moja, prekriti ruzmarin, snjegovi i šaš" (polled No. 14), "Loše vino" (polled No. 32) and "Ako možeš zaboravi (polled No. 51). In 2011, the song "Meni se ne spava" ("I Don't Feel like Sleeping") was voted, by the listeners of Radio 202, one of 60 greatest songs released by PGP-RTB /PGP-RTS during the sixty years of the label's existence.

The lyrics of 10 songs by the band (8 written by Bregović and 2 witten by Trifunović) were featured in Petar Janjatović 's book Pesme bratstva, detinjstva potomstva: Antologija ex YU rok poezije 1967 - 2007 (Songs of Brotherhood, Childhood Offspring: Anthology of Ex YU Rock Poetry 1967 – 2007).

In 2016, Serbian weekly news magazine Nedeljnik pronounced Goran Bregović one of 100 People Who Changed Serbia. In 2017, the same magazine pronounced Bijelo Dugme's concert at Had jučka česma one of 100 Events that Changed Serbia.

Members

Touring musician

  • Mustafa "Mute" Kurtalić – bass guitar (1975)
  • Ljubiša Racić – bass guitar (1975–1977)
  • Sanin Karić – bass guitar (1977)
  • Garabet Tavitjan – drums (1982)
Discography
References
External links
Wikimedia Commons has media related to Bijelo dugme.
Последняя правка сделана 2021-05-12 05:21:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru