Годы активности | 1963–1972 |
---|---|
Страна | Югославия |
Основные фигуры | Душан Макавеев, Жика Павлович, Саша Петрович, Желимир Жильник, Мика Антич, Лордан Зафранович, Мича Попович, |
Югославская Черная волна (также упоминается как Черная волна ; сербохорватский : Црни талас, Crni talas) - это общий термин для югославского кинодвижения 1960-х и начала 1970-х годов. Среди известных директоров: Душан Макавеев, Жика Павлович, Саша Петрович, Желимир Жильник, Мика Антич, Лордан Зафранович, Мича Попович и. Их фильмы известны своим нетрадиционным подходом к созданию фильмов, их черным юмором и критическим анализом югославского общества того времени.
Волна - одно из самых успешных и международно признанных кинематографических движений Юго-Восточной Европы, помимо Румынской Новой Волны 2000-х годов. Фильмы этой волны получили множество международных признаний, в том числе Золотой медведь, Серебряный медведь за лучшую режиссуру, Гран-при Канн, шесть номинаций на Каннская Золотая пальмовая ветвь и четыре номинации на премию Оскар за лучший международный художественный фильм, причем успех продолжается благодаря появившимся на волне режиссерам, включая две награды Золотой пальмовой ветви 1980-е и 1990-е годы. Сегодня несколько фильмов считаются классикой мирового кино и были выпущены в составе таких влиятельных коллекций, как Criterion Collection в США.
В начале 1960-х Югославия произвела больше фильмов, чем когда-либо прежде. Экспорт резко вырос в этот период интенсивного творчества и экспериментов. Создателей фильма связывало общее желание расширить свободу художественного самовыражения и реформировать кинематографический язык. Создатели фильма хотели иметь право показать темную сторону человеческой психики и открыто критиковать политику социалистического государства. Этот поток привлек международное внимание, а также вызвал серьезные споры в Югославии. Либерализация формы и выражения фильмов достигла своего пика в 1967–1968 годах.
В последующие годы контрпреступления против нового движения усилились. Черные фильмы подвергались нападкам за их пессимистический взгляд на югославское социалистическое развитие и либерализм в целом, а также за их оценку анархических и индивидуалистических тенденций в обществе. Нападки на движение можно рассматривать как естественный результат более широких политических событий того времени. В конце концов это привело к запрету некоторых фильмов, и некоторые режиссеры были вынуждены покинуть страну.
Александр «Саша» Петрович был одной из главных фигур югославского черного общества. Волна. Он сделал движение известным в Югославии и за рубежом. Две его работы были номинированы на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке : Три в 1966 и Я даже встретил счастливых цыган ( Собиратели пера) в 1967.
Ранние произведения (1969) Челимира Жильника показали основные тенденции югославской черной волны: необычные формы, полемические методы, социально-критические проблемы, оппозиционная идеология и фаталистический подход. окончательный. В то же время это побудило писателя и журналиста Владимира Йовича (который настаивал на позиции традиционной линии коммунистической партии) написать статью «Черная волна в нашем кино» (Crni talas u našem filmu), опубликованную в Борба 3 августа 1969 года, который ввел сам термин «Черная волна». Официальная контратака Югославской Черной волны началась с этого фильма и этой статьи.
Душан Макавеев считается лидером создателей фильма «Черная волна». Самым успешным его фильмом была политическая сатира 1971 года WR: Тайны организма, которую он поставил и написал. Фильм был запрещен, и Макавеев бежал из страны, не работая там до 1988 года. Он снял Sweet Movie в Канаде, Нидерландах и Франции. По сей день он запрещен в разных странах.
Хотя лучшими режиссерами и фильмами черной волны были сербы, Хорватское кино также участвовало в этом процессе. Самая важная классика черной волны из Хорватии - Наручники (Лисице, 1969, автор Крсто Папич ), первое произведение искусства, раскрывающее секреты разрыва Иосипа Броз Тито и Иосиф Сталин в 1948 году.