Югославизм

редактировать
Флаг Королевства Югославия Гражданский флаг Социалистической Федеративной Республики Югославии. После распада Югославии в 1990-х годах этот флаг остается популярным югославским символом. Памятник Неизвестному герою на горе Авала недалеко от Белграда, памятник павшим югославам в Балканских войнах и Первой мировой войне, разработанный известным хорватским скульптором Иваном Мештровичем.

югославизмом (сербохорватским : јugoslavizam, угославизам; словенский : јugoslavizem) или югославский (сербохорватский : ugoslovenstvo, угословенство; словенский : ugoslovanstvo) относится к юнионизму., национализм или патриотизм связанный с южными славянами / югославами и Югославией. Югославизм исторически отстаивал объединение всех заселенных южнославянскими территориями, в настоящее время составляющих Боснию и Герцеговину, Хорватию, Черногорию, Сербию (и оспариваемый регион Косово ), Словения, Северная Македония, и, например, Иван Мештрович, Болгария. Он стал мощной политической силой во время Первой мировой войны с убийством эрцгерцога Австрии Франца Фердинанда югославским боевиком Гаврило Принципом и последующим вторжением Сербия Австро-Венгрией. Во время войны Югославский комитет, состоящий из южнославянских эмигрантов из Австро-Венгрии (включая двенадцать сербов, трех хорватов и одного словенца), поддержал Сербию и поручился за создание югославского государства. 1 декабря 1918 года король Сербии Петр провозгласил Королевство сербов, хорватов и словенцев, широко известное как «Югославия ». В югославский период пропагандировалась югославская идентичность («югославская нация», Jugoslovenska nacija).

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Рост югославизма
  • 3 Первая мировая война и создание Югославии
  • 4 Королевство Югославия
  • 5 SFR Югославия
  • 6 Югославская нация
  • 7 См. Также
    • 7.1 Сравнить с
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Предпосылки

Такие процессы, как Рост национализма в Европе, Рост национализма в Османской империи, объединение Италии и объединение Германии были событиями XIX века. и это отражено и у южных славян, поскольку все их общие родные языки принадлежат семье близкородственных языков. Это, наряду с их общей историей, побудило некоторых потребовать объединения южных славян, подобного тому, которое произошло с итальянцами и немцами; но здесь были более серьезные политические препятствия, так как не существовало суверенного южнославянского государства до конца сербской революции (южнославянские народы находились в османской и габсбургской царств), и только с окончанием Первой мировой войны более развитые Хорватия и Словения вышли из-под власти Габсбургов и Германии.

Были также южнославянские этнические националисты, которые поддерживали югославизм как средство достижения единства своей этнической принадлежности. После 1878 года сербские националисты объединили свои цели с целями югославов, подражая ведущей роли королевства Сардинии и Пьемонта в Рисорджименто Италии, утверждая, что Сербия стремилась не только объединить всех сербов в одно государство, но и хотела быть южнославянским эквивалентом Пьемонта, объединяя всех южных славян в одно государство, известное как Югославия. Хорватские националисты заинтересовался югославизмом как средством достижения объединения хорватских земель в противовес их разделу под Австро-Венгрией, особенно с югославским лидером Штроссмайером, защищающим это как достижимое в рамках федерализованной югославской монархии. словенские националисты, такие как Антон Корошец, также поддержали объединение Югославии во время Первой мировой войны, рассматривая его как средство освобождения Словении от австро-венгерского владычества.

Югославизм также имел поддержку среди болгар, в первую очередь Александар Стамболийский. Однако болгарские националисты возмущались аннексией Сербией Вардарской Македонии в 1913 году, региона, который они стремились включить в состав Болгарии, и поэтому болгарское правительство отвергло пан-южнославянское объединение во главе с Сербией., и сражался против Сербии на стороне Центральных держав, которые обещали Болгарии Вардар Македонию в обмен на их союз. Болгарский государственный переворот 1934 г. ненадолго привел к власти югославских болгар. Они заявили о своем намерении немедленно заключить союз с Францией и привести Болгарию в единую Югославию, но этого не произошло.

Некоторые югославы утверждают, что фракционный раскол, различия и конфликты между югославскими народами являются результатом иностранного империализма в истории Балкан. В результате религиозных разделений югославизм, как правило, избегал религиозного подтекста.

Югославизм имел два основных внутренних разделения, которые обычно раскалывали движение. Одна фракция продвигает централизованное государство и ассимиляцию всех национальностей в одну югославскую национальность. Другая фракция поддерживает децентрализованную и многокультурную федерацию, которая сохранит существующую идентичность, одновременно продвигая единство, в то же время выступая против идеи централизации и ассимиляции, которая, по их мнению, фактически способствует сербской гегемонии, а не единству Югославии.

Концепция югославизма впервые возникла в 1830-х годах с созданием иллирийского движения, которое основывало свои взгляды на южнославянскую национальную идентичность на идеале национального пробуждения Французской революции.. Иллирийское движение было сформировано хорватскими писателями, которые подчеркивали общие этнические и языковые связи между южнославянскими народами как основу для их сотрудничества и возможного политического объединения. Иллирийское движение было сосредоточено в Хорватии и хорватской политике, полагая, что хорватское возрождение было необходимо до достижения долгосрочной цели движения этнического и политического объединения южных славян. Людевит Гай, ключевая фигура иллирийского движения провозгласила хорватов и сербов двумя основными подгруппами южнославянской или «иллирийской» национальности, в которую также входили словенцы и южнославянские жители Боснии и Герцеговины, Болгария и Черногория. Несмотря на свои пан-южнославянские идеалы, в иллирийском движении доминировали высший класс хорваты, первоначально имевшие небольшую поддержку среди сербов, словенцев и других южнославянских народов.

Революции 1848 года, иллирийское движение стало сильной политической силой в Габсбургах Австрийской империи и выступало за сотрудничество между хорватами и сербами, чтобы противостоять венгерскому правлению на своих южнославянских территориях.

Понятие и термин «югославизм» были основаны во второй половине XIX века двумя хорватскими католическими епископами : Иосипом Юраем Штроссмайером, этнически смешанный хорватско-немецкий либеральный политик; и Франьо Рачки. Оба подчеркивали югославизм как наднациональный культурный патриотизм, объединяющий южных славян на основе общего происхождения, культурных связей и духовных связей южных славян. Однако, как и иллианское движение, югославство Строссмайера и Рачки не нашло поддержки за пределами Хорватии. Югославизм столкнулся с сильной конкуренцией со стороны других националистических движений, стремящихся сплотить различные южнославянские народы, таких как сербский национализм. Первоначально сербские националисты, которые были сосредоточены на борьбе с турками, не сотрудничали с югославами, видя мало пользы в совместном движении или объединении с хорватами Австро-Венгерской империи. Однако этот период отказа от сотрудничества был ненадолго прерван в середине 1860-х годов, когда Строссмайер и министр иностранных дел Сербии Илия Гарашанин согласились работать вместе, чтобы создать «югославское государство, свободное от Австрии и Турции»

. Югославизм связан с двумя противоположными доктринами 19 века: панславизмом, который затем сосредоточился на объединении и независимости славянских народов от неславянских правителей, и австрославизм, который обращался к славянским подданным. Габсбургской монархии, поскольку она была создана для объединения славянских народов и обслуживания их интересов в Австро-Венгерской империи.

Концепция югославизма не стала сильной до начала двадцатого века из-за отсутствия веры в то, что южные славяне могут реально объединиться, и отсутствия народного правительства на югославских населенных территориях. Югославизм начал возникать после свержения династии Обреновичей в Сербии в 1903 году и создания народного правительства в рамках конституционной монархии. После аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в 1908 году югославство резко выросло, когда несколько южнославянских конфессий стали считать себя жертвами иностранного империализма.

Известный хорватский скульптор Иван Мештрович стал сторонником югославизма и югославской идентичности после того, как он отправился в Сербию и был впечатлен сербской культурой. Мештрович создал скульптуру героя сербской народной легенды князя Марко на Международной выставке в Риме в 1911 году, когда его спросили о статуе, Мештрович ответил: «Этот Марко - наш югославский народ с его гигантским и благородным сердцем». Мештрович писал стихи о «югославской расе». Те, кто знал взгляды Мештровича, называли его «Пророком Югославии».

В 1912 году, когда вспыхнули Балканские войны, различные южные славяне объединились против Османской империи. В 1913 году словенские интеллектуалы опубликовали манифест, в котором признали существование югославской нации и призывали к ее независимости, заявив:

Поскольку это факт, что мы, словенцы, хорваты и сербы, составляем компактную языковую и этническую группу со схожими экономическими условиями, и настолько неразрывно связаны общей судьбой на общей территории, что ни один из троих не может стремиться к отдельному будущему, и, учитывая тот факт, что среди словенцев, хорватов и сербов югославская мысль даже сегодня сильно развита, мы распространили наши национальные чувства за пределы наших границ на хорватов и сербов... Таким образом, мы все становимся членами единой югославской нации.

Первая мировая война и создание Югославии

Изображение убийства австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда - сербского югославского боевика Гаврило Принципа. Анте Трумбич, хорватский югослав, возглавлявший Югославский комитет, который выступал за создание независимой Югославии durin g Первая мировая война

Убийство эрцгерцога Австрии Франца Фердинанда югославским революционером Гаврило Принцип, сербом, связанным с Молодой Боснией, группой, состоящей из в основном сербов, но также боснийских мусульман и хорватов, положили начало воинственной националистической деятельности южных славян против австро-венгерского правления. На суде в 1914 году Принцип заявил: «Я югославский националист, стремящийся к объединению всех югославов, и меня не волнует, какая форма государства, но оно должно быть свободным от Австрии». Однако убийство Франца Фердинанда вызвало недовольство среди тех австро-венгерских хорватов и словенцев, которые выступали за пребывание в Австро-Венгрии.

В ответ на начало войны ряд хорватов и диаспора Сербы поддержали хорватско-сербское сотрудничество против Австро-Венгрии с желанием создать федерацию, основанную на сотрудничестве между ними. С другой стороны, сербы в Сербии предпочитали либо Великую Сербию, либо централизованную Югославию, которая фактически создала бы в ней Великую Сербию. Руководство хорватских крестьянских и социал-демократических партий в Хорватии и Словении в целом поддерживало федеративное югославское государство, которое признало бы равенство сербов, хорватов и словенцев. нации как отдельные и отдельные племенные суб-нации югославской нации.

Когда сербские военные продвинулись против Австро-Венгрии в первые месяцы войны, премьер-министр Сербии Никола Пашич запросил у сербского парламента поддержки для поддержки официальных военных целей сербского правительства, заявившего, что Сербия поддержит освобождение сербов, хорватов и словенцев под властью Австро-Венгрии. Пашич поддержал создание югославского комитета, который должен был состоять из южнославянских эмигрантов из Австро-Венгрии. Югославский комитет во главе с югославом Анте Трамбич первоначально состоял из двенадцати хорватов (включая восемь из Далмации и два из собственно Хорватии), трех сербов и одного словенца. Югославский комитет лоббировал союзников в поддержку освобождения южнославянских народов Австро-Венгрии. Пашич был встревожен открытием, что союзники обещали отдать Италии значительную часть Далмации, и считал, что Комитет должен попытаться убедить союзников в том, что это неприемлемо и несправедливо.

В 1917 году Пашич представлял сербское правительство и Трамбич, представляющий Югославский комитет (включая двенадцать хорватов, трех сербов и одного словенца) подписали Корфускую декларацию на греческом острове Корфу, в которой декларировалось намерение создать югославское государство. известное как Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое должно было возглавить «конституционная, демократическая и парламентская монархия» во главе с правящей сербской династией, Дом Караджорджевичей.

Провозглашение Государство словенцев, хорватов и сербов на площади Конгресса в Любляне, 29 октября 1918 г.

В конце Первой мировой войны Национальный совет Словенцы, хорваты и сербы образовались в Загребе. Вскоре после этого, 1 декабря 1918 года, принц-регент Сербский Александр провозгласил существование Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое было признано Белградом и Национальным советом в Загребе 28 и 29 декабря.

Королевство Югославия

Владимир Дворникович, известный философ, выступал за установление югославской этнической принадлежности в своей книге 1939 года под названием «Характерология югославов». Его взгляды включали евгенику и смешение культур для создания одной сильной югославской нации. Он не игнорировал различия между людьми, населявшими Югославию, но подчеркнул, что эти различия были «случайными и временными и что они скрывают более глубокое и глубокое расовое единство». Он также считал, что «главная способность югославов - это их способность жертвовать собой ради высшей цели». Дворникович также отстаивал идею динарской расы, и его книга в целом дает всестороннее описание унитаристской югославской мифологии. В поддержку югославизма возникло несколько националистических и крайне правых групп, таких как Югославский радикальный союз, ORJUNA и Югославское национальное движение.

SFR Югославия

В эпоху титоизма югославский социалистический патриотизм пропагандировался югославским правительством. Он подчеркнул, что этот социалистический патриотизм не был связан с национализмом. Союз коммунистов Югославии осудил национализм, заявив, что «всякий национализм опасен». Югославский лидер Иосип Броз Тито стремился сформировать коммунистическое сообщество «новых людей» социалистической Югославии, основываясь на концепции Братства и Единства - «братства», относящегося к сообществу нации, жившие в социалистической Югославии, в то время как «единство» относилось к единству рабочего класса.

Основой этого социалистического патриотизма была вооруженная борьба югославских партизан против держав оси, которые оккупировали и разделили Югославию во время Второй мировой войны. Лига коммунистов утверждала, что различные народы Югославии объединились в общей борьбе против Оси во время войны и, таким образом, узаконили будущее единство многоэтнической Югославии. Это было в целом верно для некоторых частей Югославии, но во время войны было значительное сотрудничество с державами Оси в Хорватии, которую ось создала как марионеточное государство в союзе с Италия и Германия.

Югославская нация

В первые дни Югославии влиятельные интеллектуалы Йован Цвиджич и Владимир Дворникович выступали за Югославы как югославская надэтническая нация, в которой были племенные этносы, такие как хорваты, сербы и другие.

Политика идентичности не смогла ассимилировать южнославянские народы Югославии в югославскую личность. Во время правления короля Александра I современная единая югославская идентичность безуспешно пропагандировалась, чтобы стереть партикуляристские идентичности.

См. Также

Сравните с

Дополнительная литература

Ссылки

Цитаты

Источники

Процитированные работы

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с югославским патриотизмом на Викискладе
Последняя правка сделана 2021-06-22 04:55:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте