Анания Ширакаци

редактировать

Армянский ученый-пионер 7-го века
Анания Ширакаци
2014 Erywań, Matenadaran (07).jpg Статуя Анании Ширакаци 1963 года с глобусом в в руках у входа в Матенадаран
Родилсяc.610. Ширак, Сасанидская Армения
Умерc.685 (в возрасте около 75 лет). Арминия
НациональностьАрмянин
ЭпохаРаннее средневековье
Школа Школа эллинизации
Основные интересыМатематика, астрономия, география, хронология
Влияния
Влиял

Анания Ширакаци (Армянский : Անանիա Շիրակացի, Анания Ширакаци, англ. : Анания Ширакский ) был армянином эрудитом и натурфилософом 7 века, автором дошедших до нас сочин ений обложки в математике, астрономии, географии, хронологии и других областях. Мало что известно о его жизни, кроме его собственных сочинений, но он считается от точных и естественных наук в Армении - первым армянским математиком, астроном и космограф.

Рассмотренный как часть армянской эллинизированной школы, последнее светское образование ученый в христианской Армении до XI века, Анания получил в основном от Tychicus, в Трапезунд. Он составлен учебники естествознания и первый известный географический труд на классическом армянском (Ашхарацуйц ), который дает подробную информацию о Великой Армении, Персии и Кавказе (Грузия и Кавказская Албания ).

В математике его включает самую раннюю известную таблицу результатов четырех основных достижений, ранний известный сборник развлекательных математических головоломок и самую раннюю книгу математических задач на армянском языке.. Он также разработал систему математической записи, основанную на армянском алфавите, хотя он был известным писателем, который использовал ее.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Предпосылки
    • 1.2 Образование
    • 1.3 Педагог и ученый
  • 2 Отношения с армянской церковью
  • 3 Философия
  • 4 Работы
    • 4.1 Математика
      • 4.1.1 Числовое обозначение
    • 4.2 Астрономический
      • 4.2.1 Вечный календарь
    • 4.3 Географический
    • 4.4 Хронология
    • 4.5 Другое
  • 5 Наследие
    • 5.1 Влияние в средние века
    • 5.2 Возрождение в современный период
    • 5.3 Современная оценка
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
    • 7.1 Книги по Анании
    • 7.2 Общие книги
    • 7.3 Главы в книгах по Анании
    • 7.4 Статьи энциклопедии
    • 7.5 Журнальные статьи
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Жизнь

История вопроса

Анания Ширакаци жил в 7 веке. Даты его рождения и смерти окончательно не установлены. Роберт Х. Хьюзен отметила в 1968 году, что, по широко распространенному мнению, Анания родилась между 595 и 600 годами; четверть века спустя он остановился на c. 610 как дата рождения и 685 как год его смерти. Агоп Джек Хаджикян относит его рождение к началу 600-х годов, но соглашается с 685. Эдвард Г. Мэтьюз и Тео ван Линт также согласны с 610–685, в то время как Гринвуд предполагает c. 600–670. Варданян относит свою смерть к началу 690-х годов.

Анания - единственный классический армянский ученый, написавший автобиографию. Это краткий текст, характеризующийся как «несколько самовосхвалительный» и «скорее изложение академической родословной», чем автобиография. Вероятно, это было написано как предисловие к одной из его научных работ, возможно, «К'нникон». Он был сыном Иоанна (Йованнеса) и родился в селе Анания / Анеанк (Անեանք) или в городе Ширакаван (Еразгаворс) (Շիրակավան), в кантоне Ширак (Ширак)., в центральной армянской провинции Айрарат. Анеанк может быть связан с более поздним городом Ани, столицей Багратидов.

Анания, вероятно, происходил из знатной семьи. Его имя иногда пишется как «Ширакуни» (Շիրակունի), Хьюзен утверждал, что он мог принадлежать дому Камсаракан или Аршаруни князей Ширака и Аршаруника соответственно. Гринвуд предполагает, что более вероятно, что Анания происходила из малой знати в Шираке, которая обслуживала дом Камсаракана. Брутян упоминает своего отца как «второстепенного армянского дворянина». Варданян считает, что он либо происходил из Камсаракан, либо они были его покровителями.

Традиционно считается, что Анания был похоронен в селе Анаванк », однако традиция, вероятно, произошла от названия села. 290>

Образование

Раннее образование Анания получил в местных армянских школах, возможно, в монастыре Дпреванк, где он изучал священные тексты и более ранних армянских авторов. Из-за нехватки учителей и книг в Армении он решил отправиться в Византийскую империю («землю греков»), чтобы изучить математику. Сначала он отправился в Феодосиополь, затем в контролируемую Византией провинцию Четвертая Армения, где он учился у Христосатура в течение шести месяцев. Затем он ушел, чтобы найти лучшего учителя, и узнал о Тихике, который жил в монастыре (или мученике) святого Евгения в Трапезунде. Гринвуд предположил, что Тихик, не упомянутый в другом месте, на самом деле может быть Стефаном Александрийским.

Художник 19 создал впечатление Анании Ширакаци

Анания посвятил значительную часть своей автобиографии Тихику (родился около 560 г.), с которым он провел восемь лет в 620-х или 630-х годах. Тихик изучал армянский язык и его литературу во время службы в византийской армии в Армении. Раненный персами, он ушел из армии и позже учился в Александрии, Риме и Константинополе. Позже Тихик вернулся в свой родной Трапезунд, где основал школу c. 615.

Тихик обучал многих студентов из Константинополя (в том числе из императорского двора) и был известен среди византийских королей. Он уделил Анании особое внимание и научил его тому, что Анания называл «совершенным знанием математики». В большой библиотеке Тихика Анания нашла священных и светских греческих авторов, в том числе труды по науке, медицине, хронологии и истории. Анания считал, что Тихик был «предопределен Богом для введения в Армению».

Педагог и ученый

Сам Анания по возвращении основал школу в Армении. Предполагается, что эта школа, первая в Армении, где преподавали квадривиум, располагалась в его родном Шираке. Он был разочарован ленью своих учеников и их уходом после изучения основ. Анания пожаловался на отсутствие у армянского интереса к математике, написав, что они «не любят ни учебы, ни знаний». Летописец XII века Самуил из Ани перечислил пятерых учеников Ширакаци, которые в остальном неизвестны. На деньги, заработанные преподаванием, Анания финансировал свои исследования в нескольких областях.

Отношения с Армянской церковью

Анания имел тесные отношения с церковью. Некоторые ученые считают его церковным идеологом, сродни Косме Индикоплевсту, которого он фактически критиковал. Гаджик назвал Ананию как «набожного христианина и хорошо знающего Библию», который «сделал несколько попыток примирить науку и Писание». В более поздние годы Анания, возможно, был монахом в Армянской церкви. Это основано на его религиозных рассуждениях и попытках датировать церковные праздники. С другой стороны, Джон А.С. Греппин сомневается, что Анания когда-либо принадлежал к какой-либо религиозной группе.

Хьюзен отмечен, что некоторые из «более революционных идей» Ан были подавлены Армянской церковью после его смерти.. Греппин отмечал, что Анания, в основном светский писатель, впала в «дурной духовный запах». Советские историки представляют его как основателя нерелигиозной и антиклерикальной мысли в Армении, который положил начало теории двойной истины. Геворг Хрлопян дошел до того, что утверждал, что Анания был врагом Армянской церкви и боролся с ее мракобесием. Хьюзен выступил против этой точки зрения, предположив, что вместо этого он был «своего рода независимым мыслителем».

Философия

Современные ученые считают Ананию представителем школы эллинизма. так как многие его работы были основаны на классических греческих источниках. Он был армянским ученым, который «импортировал в Армению набор научных понятий и первых примеров их применения из грекоязычных школ». Он хорошо разбирался в греческой литературе, и влияние греческого синтаксиса очевидно в его произведениях. Анания также хорошо знала коренные армянские и иранские культурные традиции; Некоторые из его работ укрепляют информацию о позднем Сасанидском Иране.

Анания признал опыт, наблюдений, рациональной практики и теории и находился под новыми идеями философа-неоплатоника 5-го века Давид Анахт (Непобедимый) и греческие философы Фалес Милетский, Гиппократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Зенон из Кития, Эпикур, Птолемей, Папп Александрийский и Косма Индикоплевст. В частности, «« На небесах » Аристотеля оказало значительное влияние на мысли Анании. Согласно Геворгу Хрлопяну, Анания находилась под сильным творением «Интерпретации» Егише, анонимной интерпретации категорий Аристотеля и работ Давида Анахта, который основал неоплатонизм в Армянской мысли. Анания также был первым армянским ученым, процитировавшим Филона Александрийского.

Анания был последним мирским ученым в христианской Армении до Григора Магистроса Пахлавуни в 11 веке. Онал рационализм в изучении и атаковал суеверные верования и астрологию как «лепет глупцов». Он принял классическую теорию четырех элементов, согласно которой вся материя состоит из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. Он считал, что, хотя Бог непосредственно создал эти элементы, Он не вмешивался в «естественный ход развития вещей». Он утверждал, что создание, существование и распад естественных тел и явлений происходило через союз этих элементов - без вмешательства Бога. И живая, и нежная материя возникла в результате синтеза четырех элементов.

Анания признала, что Земля круглая, описывая ее как «как яйцо со сферическим желтком (земной шар), окруженный слоем белого (атмосфера) и покрытый твердой оболочкой (небо)». объяснил солнечные и лунные затмения, фазы Луны и разрушить Млечного Пути, описывая последнее как «масса плотных, но слабо светящихся звезд». Анания правильно отнесла приливы к влиянию луны. Он также описал самую верхнюю сферу как эфир (arp'i), источник света и тепла (через ).

Работы

Анания была эрудитом. и естествоиспытатель. Анании приписывают около 40 работ по различным дисциплинам, но до нас дошла только половина. по математике, астрономии, космология, география, хронология и метеорология., что многие из его работ были частью K'nnikon (Քննիկոն, от «canon », греч.: Kanonikon), законченный около 666 г., и использование в качестве стандартного учебника естествознания в средневековой Армении. По словам Гринвуда, «К'нникон» был «жидким сборником», содержание которого колебались со временем, отраженными интересами и ресурсами разных учителей и практиков ».

Современные ученые хвалят письмо Анании как краткое, простое и по существу, удерживающее читателя и приводящее примеры для иллюстрации

Математика

Книга по арифметике Ширакаци

Анания была в первую очередь посвящена математике, которую он считал «матерью всех знаний». Его математические книги использовались в качестве учебников в Армении.

Из нескольких математических работ Анании обычно является книга арифметики (Համարողութիւն, Hamaroghut'iun или Թւաբանութիւն, T'vabanut'iun) исчерпывающая коллекция таблиц по четырем операции. Это самая ранняя из известных работ подобного рода. Общее количество достигает 80 миллионов, что является самым большим числом. Возможная теоретическая часть считается утерянной.

Проблемы и решения (альтернативный перевод как «На вопросы и ответы»), собрание из 24 арифметических задач и их решений, основано на применении дробей; это самое раннее подобное произведение на армянском языке. Многие из его проблем с проблемой реальной ситуации: шесть связаны с княжеским домом Ширак, камсаны и, по крайней мере, три - с Ираном. Гринвуд называет проблемы «богатым опытом седьмого века, ценность которого недостаточно признана».

Третья работа, вероятно, приложение к сборнику арифметики, называется Խրախճանականք, Xraxc'anakank ', буквально «вещи для праздников». Это было переведено на английский как «Математические игры, развлечения с арифметикой» или «Задачи для развлечения». Он также содержит 24 задачи «предназначенные для математического развлечения в общественных местах». По словам Мэтьюза, это может быть самый старый из сохранившихся текстов подобного рода.

Числовая нотация

Для своих математических работ Анания разработала уникальную числовую нотацию, основанную на 12 буквах армянского алфавита.. Для измерения измерения он использовал первые девять букв армянского алфавита (Ա, Բ, Գ, Դ, Ե, Զ, Է, Ը, Թ), аналогично стандартной традиционной армянской системе счисления. Буквы, используемые для 10, 100 и 1000, также были идентичны традиционной армянской системе (Ժ, Ճ, Ռ), но все остальные числа до 10 000 были написаны с использованием этих 12 букв. Например, 50 будет записано ԵԺ (5 × 10), а не Ծ, как в стандартной системе. Таким образом, запись является мультипликативно-аддитивной в стандартной зашифрованной-аддитивной системе и требует знания 12 букв вместо 36, чтобы писать числа меньше 10 000. Числа, превышающие это число, можно было бы записать, используя мультипликативные комбинации всего из 2 или 3 знаков, но используя все 36 букв.

Стивен Хрисомалис считает, что эта система была создана Ананией, поскольку она встречается в его работах и ​​встречается в Греческий, сирийский, иврит или любая другая буквенная система счисления. Аллен Шоу утверждал, что это просто вариант армянских цифр, специально для представления больших чисел. Ни один другой писатель не использовал его.

Астрономия

Shirakatsi, 1283.jpg

Одна из самых значительных работ Анании - «Космология» (Տիեզերագիտութիւն, Tiezeragit’iun). Версия Авраамяна состоит из десяти глав с введением, озаглавленным «В исполнении», подразумевающим обещанием. Он охватывает Солнце, Луну, небесные сферы, созвездия, Млечный Путь и метеорологические изменения.

Работы, используемые для частей космологии, включают Библию (в основном Пятикнижие и Псалтирь ) и произведения Отцов Церкви. Анания цитирует работы Василия Кесарийского, Григория Просветителя и Амфиолока (возможно, Иконийского). Некоторые главы сочинения, такие как «Обаках» (также называемые «О небе» или «О небесах»), в степени основаны на «Гексамероне» Базиля . Анания также повторяет классические греческие представления в области астрономии, физики или метеорологии. Памбакян писал о значении космологии:

В заключении, если рассматривать космологию как византийский текст, то оригинальность космологии можно искать, как языческие и христианские традиции сочетаются (и часто внутренне переплетаются), и многое может быть узнал о «создании» в контексте седьмого века. В рамках специфического контекста армянской литературы этот текст беспрецедентно глубоко раскрывает многие аспекты натурфилософии.

Другой астрономический труд Анании, Таблицы движения Луны (Խորանք ընթացիք լուսոյ, xorank 'ĕnt'ac'ik' lusoy), основан на трудах Метона Афинского и его наблюдениями.

Вечный календарь

В 667 году Анания был приглашен Католикосом Анастас I из Акори (годы правления 661 / 2–667) на центральной резиденции Армянской церкви в Двине, чтобы установить фиксированный календарь передвижных и неподвижных армянских церквей. Результатом стал вечный календарь, основанный на 532-летнем цикле (ՇԼԲ բոլորակ), сочетающий солнечный цикл и лунный цикл, они совпадают каждые 532 года.. Впервые он был предложен Викторием Аквитанским в 457 году и принят Александрийской церковью. Календарь Анании никогда не применяется Армянской церковью; Ованес Драсханакертци считает, что смерть Анастаса помешала церковному совету утвердить его.

Географическая

Армения согласно Географии Анании (Ашхарацуйц), на основе на Сурен Еремян

Ашхарацуйц (классический армянский: Աշխարհացոյց, Ašxarhac'oyts, букв. «Показывающий мир») - анонимно опубликованная карта мира, предположительно написанная когда-то между 610 и 636. Его авторство оспаривается в современный период; Ранее считалось, что это работа Мовсеса Хоренаци, теперь большинство ученых приписывают это Анании. Хьюзен называет это «одним из самых ценных произведений, дошедших до нас из армянской древности».

Армянская география - как ее еще называют - была особенно важна для исследования истории и географии Великой Армении., Кавказ (Грузия и Кавказская Албания ) и Сасанидская империя, которые подробно описаны. Территории описаны до арабских вторжений и завоеваний. Сведения об Армении не встречаются в других исторических источниках, так как это единственный известный армянский географический труд до 13 века.

Ашхарацуйц сохранился в долгих и коротких редакциях. Согласно единодушному мнению ученых, оригиналом была длинная редакция. Для описания Европы, Северной Африки и Азии (всего известного мира от Испании до Китая) он в значительной степени использует греческие источники, а именно утраченную ныне географию Паппа Александрийского (4 век), который, в свою очередь,, основан на Географии из Птолемея (2 век). По словам Хьюзена, это «последняя работа, основанная на древних географических знаниях, написанная до Возрождения».

Это была одна из самых ранних светских армянских работ, которые были опубликованы (в 1668 году Воскан Ереванци ). Он переведен на четыре языка: английский, латинский (оба 1736 г.), французский (1819 г.) и русский (1877 г.). В 1877 году Керовбе Патканян впервые приписал его Анании как наиболее вероятному автору.

Другой географический труд Анании, Маршрут (Մղոնաչափք, Mghonachap'k 'или Młonača'k'), возможно, входил в состав Ашхарацуйца. В нем представлены шесть маршрутов из Двина, столицы Армении того времени, до крупных населенных пунктов в разных направлениях, с расстояниями в милях (մղոն, mghon), что соответствует арабской миле в 1917,6. метров (6291 фут), согласно Акопу Манандиану.

Хронологии

В главном хронологическом труде Анании, «Хрониках», важные события перечислены в порядке их возникновения. Написанная между 686 и 690 годами, она состоит из двух частей: универсальной хроники, использующей утерянные произведения Анниана Александрийского и утерянную римскую имперскую последовательность из Евсевия Хронография и церковная история с точки зрения миафизитов, в которой записаны шесть вселенских соборов.

Другой хронологический труд, известный как Томар ( Календарь), включал тексты и таблицы о календари 15: армян, евреев, арабов, македонцев, римлян, сирийцев, греков, египтян, эфиопов, афинян, байтанцев, каппадокийцев, грузин, кавказских народов албанцев и персов. Календари армян, римлян, евреев, сирийцев, греков и египтян содержат тексты, в то время как календари других народов содержат только названия месяцев и их длину.

Другое

Анания написал несколько книг по мерам и весам. Он широко использовал работу Епифания Саламинского, чтобы представить систему весов, которую использовали греки, евреи и сирийцы, а также свои собственные знания, а также другие источники для армян и персов. Анания написал несколько работ по драгоценным камнем, музыке и известным языкам мира. Беседы Анании о Рождестве / Крещении и Пасхе, в которых обсуждаются даты двух праздников. В первом он использует потерянную работу, которую приписывает Поликарпу из Смирны, и настаивает на том, что армянский обычай праздновать Рождество и Крещение в один и тот же день соответствует назначению праздников, чем празднование их по отдельности, как есть распространены повсюду в христианском мире.

Наследие
2009 статуя Анании в Гюмри

Влияние в средние

Анания заложила основы точного в Армении и оказал большое влияние на многих армянских ученых, пришедших после него. Оганес Имастасер (Ованес Саркаваг) и другие средневековые науки широко цитировали и включали работы Анании. В письме 1037 года Григор Магистрос, ученый из благородной семьи Пахлавуни, просил католикоса Петроса Гетадардза предоставить рукописи Анании его К'нникона, которые были заблокированы в католикосате веками. Григор использовал их в учебнике в своей школе в монастыре Санаин.

Возрождение в современный период

Статуя Ширакаци в Ереванском государственном университете

В эпоху печати временные ссылки на Ананию были сделаны еще в 1742 году (автор Пагтасар Дпир ), но только во второй половине XIX века Анания и его работы стали предметом изучения. В 1877 году армянский лингвист и филолог Керовбе Патканян опубликовал в Санкт-Петербургском университете сборник произведений Анании на оригинальном классическом армянском. Это первое печатное издание его работ под названием «Разные исследования» (Մնացորդք բանից, Мнацордк баниц). Галуст Тер-Мкртчян опубликовал ряд работ Анании в 1896 году. Джозеф Орбели, армянский член Российской академии наук, опубликовал русский перевод «Проблем и решений Анании» в 1918 году.

Систематическое изучение и публикация его работ начались в советское время. Ашот Г. Абрамян, который начал свои исследования в Матенадаране в 1930-х годах, впервые опубликовал один из арифметических текстов Анании в 1939 году, а полное собрание сочинений Анании в 1944 году.

Работа Авраамяна не получила всеобщего признания. Один критик возражал против его компиляции 1944 года за приписывание спорных произведений Анании. Абрамян и Гарегин Петросян опубликовали обновленное издание в 1979 году. Некоторая критика сохранилась: Вараг Аракелян пришел ряд ошибок в переводе с классического армянского языка и к выводу, что необходим новый перевод произведений Ан. Другой советский ученый, Сурен Т. Еремян, изучал географию. Он настаивал на авторстве Анании и опубликовал свое исследование в 1963 году.

Первый перевод работы Анании на западный язык был британским востоковедом Фредериком Корнваллисом Конибиром, который перевел на английский язык «Он» Анании. Рождество 1896 года и «О Пасхе и автобиографии Анании» 1897 года. Лемерль отметил, что Конибер перевел автобиографию Анании с русского перевода, и в нем есть множество серьезных ошибок. Возобновление интереса к творчеству Анании возникло на Западе в 1960-е годы. Французский перевод его автобиографии появился в 1964 году Гаигом Берберианом. Роберт Х. Хьюзен в 1968 году написал вступительную статью о жизни и учености Анании.

Гринвуд утверждает, что изучение Анании и его работ "резонировал с политическими убеждениями двадцатого и предлагал подходящий предмет для академических исследований, чего не делали работы по средневековому богословию или библейской экзегезе.

Армянская почтовая марка с изображением Ширакаци

Современная оценка

Современные ученые считают Анания «отцом точных наук в Армении». Виктора Амбарцумяна. Он широко известен как основоположник естественных наук в стране. Гаджикян и др. писал в «Наследии армянской литературе» научных дисциплин, таких как космография и хронология. туры »:

Ширакаци был скорее просветителем и организатором идей и материалов, чем оригинальным мыслителем. Он часто был в авангарде научного мышления, но иногда он повторял общепринятые теории своего времени.

Ширакаци был одним из шести ученых, статуя которого была установлена ​​перед Матенадараном., музей-институт армянских рукописей в Ереване, 1960-е гг. Другой памятник был установлен во дворе Ереванского государственного университета. кратер на Луне был назван в честь Ширакаци в 1979 году.

В Независимой постсоветской Армении Анания Ширакаци поминали в различных видах. В 1993 году учреждена медаль Анании Ширакаци - государственная награда, которая присуждается за «значительную деятельность, изобретения и открытия в сферах экономики, инженерии, архитектуры, науки и технологий». В 2005 году Центральный банк Армении выпустил памятную монету , а Айпост выпустил марку, посвященную Анании Ширакаци.

Ссылки
Примечания
Цитаты
Библиография

Книги об Анании

Общие книги

Главы в книгах об Анании

  • Мэтьюз-младший, Эдвард Г. (2008a). «Анания из Ширака». In Keyser, Paul T.; Irby-Massie, Georgia L. (ред.). Энциклопедия древнего На Туралисты: Греческая традиция и ее многочисленные наследники. Рутледж. С. 70-71. ISBN 9781134298020.
  • Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2002). "Анания Ширакаци (Анания Ширакская)". Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век. Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 56-80. ISBN 9780814330234.
  • Томсон, Роберт У. (1997). «Армянская литературная культура в одиннадцатом веке». В Ованнисян, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности: Том I: Династические периоды: от античности до четырнадцатого века. Нью-Йорк: С. Мартинс Пресс. С. 199–240.
  • ван Линт, Тео (2018). "Анания Ширакский (Анания Ширакаци)". В Николсоне, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности. Издательство Оксфордского университета. п. 68. ISBN 978-0-19-881624-9.
  • Chrisomalis, Stephen (2010). «Нота Ширакаци». Числовое обозначение: сравнительная история. Издательство Кембриджского университета. С. 175-177. ISBN 9780521878180.
  • Мэтьюз-младший, Эдвард Г. (2008b). «Школа эллинизма (арм. Юнабан Дрпок; ок. 570 - ок. 730)». В Кейзер, Пол Т.; Ирби-Мэсси, Джорджия Л. (ред.). Энциклопедия древних естествоиспытателей: греческая традиция и ее многочисленные наследники. Рутледж. ISBN 9781134298020.
  • Териан, Абрахам (1980). "Школа эллинизации: пересмотр ее времени, места и сферы деятельности". В Нина Гарсоян ; Томас Ф. Мэтьюз; Роберт В. Томсон (ред.). Восток Византии: Сирия и Армения в период становления. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Окс. С. 175-186.
  • Абегян, Манук (1944). "Անանիա Շիրակացի [Анания Ширакаци]". Հայոց Հին Գրականության Պատմություն [История древнеармянской литературы] (на армянском). Ереван: Академия наук Армянской ССР. С. 373-387.

Статьи энциклопедии

Журнальные статьи

Дополнительная литература
  • Ти, Гарри Дж. (1972). «Два армянских саванта». Prudentia. Оклендский университет. 4(2).
  • Маэ, Жан-Пьер (1987). "Quadrivium et cursus d'études au VIIe siècle en Arménie et dans le monde byzantin d'après le" K'nnikon "d'Anania Širakac'i". Travaux et Mémoires (на французском языке). Центр исследований истории и цивилизации Визанса. 10 : 159–206.
Внешние ссылки
  • СМИ, относящиеся к Анании Ширакаци на Wikimedia Commons
  • Цитаты, связанные с Ананией Ширакаци на Wikiquote
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:16:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте