Армянская литература

редактировать

Армянская литература начинается примерно в 400 году нашей эры с изобретения армянского алфавита Месропом Маштоц.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранняя литература
    • 1.2 Средневековая эпоха
    • 1.3 Религиозная литература
    • 1.4 Киликийский ренессанс
    • 1.5 Иностранное правление
    • 1.6 Армянские трубадуры
  • 2 19 век и начало 20 века
    • 2.1 Возрожденцы: армянские романтики
    • 2.2 Армянские реалисты
  • 3 Советская Армения
  • 4 Независимая Армения
  • 5 См. Также
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 Ссылки

История

Ранняя литература

Сохранилось лишь несколько фрагментов древнейшей армянской литературной традиции, предшествовавшей христианизации Армении в начале IV века, благодаря столетиям согласованных усилий Армянская церковь искореняет «языческие традиции». Армянская христианская литература начинается около 406 г. с изобретения армянского алфавита Месропом с целью перевода библейских книг на армянский язык.

Исаак, Католикос Армении сформировал школу переводчиков, которые были отправлены в Эдессу, Афины, Константинополь, Александрию, Антиохия, Кесария в Каппадокии и в других местах, чтобы добыть кодексы на сирийском и греческом и перевести их. На сирийском языке были сделаны первая версия Нового Завета, версия Евсевия «История и его жизнь Константина» (если это не греческий оригинал), проповеди Афраат, Деяния Гурия и Самуны, труды Ефрема Сира (частично опубликованы в четырех томах механиками из Венеции ). В эти первые годы V века были составлены некоторые апокрифические сочинения, которые, как и «Беседы», приписываемые св. Григорий и «История Армении», которые, как считается, произошли от Агафангела, считаются произведениями этих и других известных людей. В этот ранний период армянской литературы появилось много оригинальных произведений. Эзник Кольбский написал «Опровержение сект», а Корюн - «Историю жизни святого Месропа и зарождения армянской литературы». Эти люди, оба были учениками Месропа, положили конец тому, что можно назвать золотым веком армянской литературы.

Золотой век был в значительной степени комментарием и толкованием еврейской и христианской литературных традиций и история Армянской Апостольской церкви.

Средневековая эпоха

Известно, что Армения была страной, часто оккупированной соседними державами, такими как Империя Сасанидов. Начало средневековой эпохи ознаменовалось завоеванием Армении арабами. Тогда люди заговорили о великом герое, который сможет освободить их и восстановить суверенитет Армении. Давид Сасунский, известный как Сасунци Давид, является средневековым армянским эквивалентом Геркулеса. Более тысячи лет легенда о Давиде передавалась от дедов к их внукам благодаря армянской устной традиции, и его рассказы трудно классифицировать как древние или средневековые. В 1873 году рассказ был впервые записан архиепископом Гарекиным Серванздянцем, который слово в слово переписал рассказ крестьянского сказочника из Муш по имени Грбо. Другие версии сказки из разных регионов Армении были скопированы в последующие годы, а в ранний советский период в Армении рассказы были сопоставлены в «единую версию»; повествование, которое соединило десятки отдельных эпизодов, фрагментов и почти полные, хотя и разные версии легенды. Одной из самых известных трактовок этой истории было исполнение стиха, сделанное Ованесом Туманяном в 1902 году. Его стихотворение охватывает только историю Давида, которая на самом деле является лишь одной из четырех частей рассказа, хотя центральная часть часть.

Четыре части истории названы в честь их героев: Санасар и Бальтазар (Санасар ев Багдасар), Лион-Мгер (Арюдз Мгер), Давид Сасунский (Сассаунси Тавит) и Мгер Младший (Покр Мгер). Санасар - отец Лион-Мхера, отца Давида, отца Мхера Младшего. Мгер-младший проклят, чтобы никогда не иметь потомства, а его сверхчеловеческие силы слишком велики для мира, чтобы с ними справиться, поэтому он заключен в горную пещеру, где он ждет конца света, чтобы выйти и восстановить порядок. (похоже на западные легенды о короле Артуре или Барбароссе.)

Несмотря на христианский колорит эпоса, многочисленные фантастические существа, добрые и злые, влияют на действие.

Одним из предков легендарного Давида является леди Джовинар, которая соглашается выйти замуж за 90-летнего короля Багдада, чтобы спасти свой народ. Санасар и Бальтазар были их сыновьями. Санасар переезжает в Сасун, город-крепость Армении, ныне расположенный в Турции. У него трое детей, старший из которых - Великий Мгер Сасуна, обладающий сверхчеловеческими способностями. Истинный сын Мгера - Давид Сасунский. Однако он также получает еще одного сына от арабской царицы Египта. Он известен как Мисра Мелик, что буквально означает «властитель Египта». Он, вероятно, фигура всего того, что негодовало армян; предатели и иностранные угнетатели.

На протяжении многих лет сводные братья ссорились, и в конце концов Дэвид разрубил своего врага пополам.

Религиозная литература

Первая страница Евангелия от Марка, написанного Саргисом Пицаком, средневековым армянским писцом и миниатюристом

Средневековый период открывается сравнительным бесплодие. Это было наиболее важно в VIII веке, по прозвищу «Философ». «Беседа против павликиан », «Синодальная беседа» и собрание канонов соборов и отцов, предшествовавших его времени, являются основными работами его ныне сохранившихся. Примерно в то же время появились переводы сочинений нескольких отцов, в частности, Св. Григорий Нисский и Кирилл Александрийский, из-под пера Стефана, епископа Сюникского. Двумя веками позже вышла знаменитая «История Армении» Католикоса Иоанна V Историка, охватывающая период от происхождения нации до 925 года нашей эры. Его современница, Аннина. Мока, аббата и самого знаменитого теолога того времени, составил трактат против тондракийцев, секты, проникнутой манихеизмом. Имя Хосрова, епископа Андзеваценца, удостоено чести из-за его интересных комментариев к Бревиарию и Мессе. Григорий Нарекский, его сын, армянский Пиндар, из-под пера которого вышли элегии, оды, панегирики и проповеди. Стивен Асохтк, чья «Всеобщая история» восходит к 1004 году нашей эры, и Грегори Магистрос, чье длинное стихотворение о Ветхом и Новом Завете имеет большое значение, - последние писатели, достойные упоминания в этот период.

Киликийский ренессанс

Современный период армянской литературы можно отнести к эпохе возрождения письма среди армян в XII веке. Католикос Нерсес, прозванный Милосердным, является самым ярким писателем начала этого периода. Помимо его поэтических произведений, таких как «Элегия о взятии Эдессы», есть прозаические произведения, в том числе «Пастырское письмо», «Синодальный дискурс» и его «Письма». Этот период дал нам также комментарий на Св. Луки и один на католические послания. Следует также отметить Синодальную беседу Нерсеса Ламбронского, архиепископа Тарса, произнесенную на Соборе в Хромкле в 1179 году, которая имеет антимонофизитский тон. В 13 веке родился Вартан Великий, чьи таланты были талантами поэта, экзегета и теолога, а его «Универсальная история» обширна в той области, которую она охватывает. Григорий Датев (также транслитерируемый как Татев) в следующем столетии составил свою «Книгу вопросов», которая является пламенной полемикой против католиков. Крупнейшим религиозным и лирическим поэтом позднего средневековья был Йованнес Телькуранци (ок. 1450-1535).

Иностранное правление

В XVI веке Армения оказалась в руках Персии, и на то время литературе был поставлен чек. Однако, рассеяв армян по всей Европе, персидское вторжение имело хорошие результаты. Армянские типографии были открыты в Венеции и Риме, а в следующем столетии (семнадцатом) в Лемберге, Милане, Париже и других местах. Переиздавались старые работы и выдавались новые. Мехитаристы Венеции были лидерами этого движения; но их публикации, хотя и были многочисленны, часто были некритичными. Их братья, мехитаристы из Вены, также активно участвовали в этой работе, и именно к их обществу принадлежат Балджи и Катергян, два известных писателя на армянские темы. Россия, Константинополь и Эчмиадзин - другие центры армянской литературной деятельности, и последнее названное место особенно достойно упоминания, поскольку оно сегодня проникнуто немецкими научными методами и вкусом. Оглядываясь назад на область армянской литературы, мы отмечаем черту национального характера, проявленную в склонностях армян к воспеванию славы своей земли в истории и хрониках.

Армянские трубадуры

Разделенные между Османской империей и империей Сефевидов, армяне развили традицию трубадуров. Трубадур, которого по-армянски называли աշուղ (uʁ), ходил из деревни в деревню, из города в город и читал людям свою литературу. Более успешные, такие как Саят-Нова, участвовали бы в соревнованиях при дворе грузинских королей, мусульманских ханов или армянских меликов. Они часто говорили о своих чувствах к своим женщинам, используя популярный язык, пронизанный иностранными влияниями, вместо классического армянского, который был устаревшим за пределами церквей и школ.

XIX век и начало XX века

Среди известных писателей этого периода: Сиаманто, Акоп Баронян, Ваан Текеян, Оганес Оганесян, Левон Шант, Крикор Зограб, Рупен Зартарян, Аветис Агаронян, Гарегин Нжде, Атрпет, Гостан Зарян, Гранд Назарианц и Нигол Агпалиан.

Возрожденцы: армянские романтики

19 век стал свидетелем великого литературного движения, которое положило начало современной армянской литературе. Этот период расцвета армянской культуры известен как период Возрождения (Зартонк). Возрожденческие авторы Константинополя и Тифлиса, почти идентичные европейским романтикам, были заинтересованы в поощрении армянского национализма. Большинство из них приняли недавно созданные восточные или западные варианты армянского языка в зависимости от целевой аудитории и предпочли их классическому армянскому (грабар).

Истинным создателем современной армянской литературы был Хачатур Абовян (1804–1848). Абовян был первым автором, отказавшимся от классического армянского языка и принявшим в своих произведениях современное, что обеспечило их распространение. Самая известная работа Абовяна, Раны Армении, возвращается к теме страданий армянского народа под иностранным господством. Абовян посвятил свою жизнь написанию и просвещению других на тему Армении и ее народа. Поэма Микаэла Налбандяна «Песня итальянской девушки», возможно, послужила источником вдохновения для армянского государственного гимна Мер Айреник. Раффи (Акоп Мелик-Акопян) был великим романтиком армянской литературы. В своих произведениях Раффи возродил величие исторического прошлого Армении. В романе Спаркс герои сражаются за освобождение своего народа. Эта тема угнетения под иностранным правлением также очевидна в его романах Джалаледдин и Дурак.

Период возрождения закончился в 1885–1890 годах, когда армянский народ переживал смутные времена. Заметными событиями были Берлинский договор 1878 года, независимость балканских народов, таких как Болгария, и, конечно, хамидийские убийства 1895–1896 годов.

Армянские реалисты

Газеты

Образец из ежедневной газеты «Аревелк»

Некоторые специалисты утверждают, что авторы-армянские реалисты появились тогда, когда была основана газета Аревелк (Восток) (1884 г.)). Такие писатели, как Арпиар Арпиарян, Левон Пашалиан, Крикор Зохраб, Мелкон Гурджян и другие, вращались вокруг указанной газеты. Другой важной газетой того времени была газета Айреник (Отечество), которая стала очень популистской, поощряла критику и т. Д.

Несмотря на эти факты, армянам не разрешалось использовать такие слова, как Армения, нация, отечество, свобода и прогресс в своих газетах и ​​других письменных произведениях.

Реалистическая идеология После 1885 года армянские авторы были заинтересованы в реалистическом изображении жизни вместе со всеми ее наготой. Однако есть некоторые авторы, которые сохранили некоторые романтические влияния, хотя большинство из них этого не сделали.

Советская Армения

Литературные традиции Хачатура Абовяна, Микаэла Налбандяна и Раффи были продолжены. Возрождение традиции осуществили такие писатели и поэты, как Ованес Туманян, Егише Чаренц и другие. Это возрождение произошло при коммунистической системе, сильно ограничившей свободу слова писателей.

В конце 1960-х годов при Леониде Брежневе появилось новое поколение армянских писателей. По мере того как история Армении 1920-х годов и геноцида стали обсуждаться более открыто, такие писатели, как Паруйр Севак, Геворк Эмин, Сильва Капутикян и Ованнес Шираз положил начало новой эре литературы. С падением советской цензуры появились художники-модернисты и авангардисты, а такие поэты, как Генрик Эдоян и Артем Арутюнян, сочиняли стихи, которые не были рифмованы и не соответствовали социалистическому реализму.

Независимая Армения

В независимой Армении сейчас растет новое поколение писателей. Отсутствие независимой, объективной литературной критики затрудняет освещение этой самой современной эпохи армянской литературы. Существующие противоречия между "Союзом писателей Армении" советской эпохи и независимыми литературными группами привели к взаимной клевете даже по вопросам классификации писателей Армении.

Среди наиболее популярных писателей современности, занимающихся проблемами социальной антиутопии и политической коррупции, являются Ваграм Саакян и Ваге Аветян. Последний живет в Швеции с конца девяностых годов в результате преследований со стороны властей Армении.

Еще один писатель, чью литературу трудно классифицировать, - это американский писатель Армен Меликян, который ненадолго репатриировался в Армению в 2002 году и начал писать на армянском, официальном языке Армении. Меликян отказался от приверженности армянской культуре или литературе после своего изгнания и остракизма, однако его последняя работа «Путешествие в Вирджинию», опубликованная в США в 2010 году и получившая одиннадцать литературных наград, касается некоторых из самых фундаментальных проблем, волнующих армянское общество, таких как гендерные отношения, религиозная ориентация и политическая коррупция.

См. Также

Внешние ссылки

Список литературы

Последняя правка сделана 2021-06-11 18:55:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте