Алан Ховхенесс

редактировать
Армяно-американский композитор Alan Hovhaness.jpg

Алан Ховхенесс (; 8 марта 1911 г. - 21 июня 2000 г.) был американским композитором. Он был одним из самых плодовитых композиторов 20-го века, его официальный каталог включал 67 пронумерованных симфоний (в сохранившихся рукописях указано более 70) и 434 номера опусов. Истинный подсчет - это более 500 сохранившихся произведений, поскольку многие номера опусов состоят из двух или более отдельных произведений.

The Boston Globe музыкальный критик Ричард Буэлл писал: «Хотя его стереотипно воспринимали как застенчивого армянского композитора (скорее как Эрнест Блох рассматривается как еврей композитор), его произведения ассимилировали музыку многих культур. Что может быть самым американским во всем этом, так это то, как он превращает его материалы в своего рода экзотику. Атмосфера тихая, благоговейная, мистическая, ностальгическая ".

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Уничтожение ранних работ
  • 2 Музыкальная карьера
    • 2.1 «Армянский период»
    • 2.2 Годы консерватории
    • 2.3 Переезд в Нью-Йорк
    • 2.4 Поездки в Азию
    • 2.5 Мировоззрение
    • 2.6 Дальнейшая жизнь
  • 3 Архивы Ховхенесса
  • 4 Неполный список произведений
  • 5 Фильмы
    • 5.1 Фильмы об Алане Ховхенессе
    • 5.2 Фильмы на музыку Алана Ховхенесса
  • 6 Известные студенты
  • 7 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Ранние годы

Он родился как Алан Ванесс Чакмакджян (армянский : Ալան Հարությունի Չաքմաքչյա ն) в Сомервилле, Массачусетс, Арутюну Ованесу Чакмакджяну (армянскому профессору химии в Колледже Тафтса, родившемуся в Адана, Турция ) и Мадлен Скотт (американка шотландского происхождения, окончившая колледж Уэлсли ). Когда ему было пять лет, его семья переехала из Сомервилля в Арлингтон, Массачусетс. Сосед семьи Ховхенесса сказал, что его мать настояла на переезде из Сомервилля из-за дискриминации в отношении армян. После ее смерти (3 октября 1930 г.) он начал использовать фамилию «Хованесс» в честь своего деда по отцовской линии и изменил ее на «Хованесс» примерно в 1944 году. Он заявил, что изменение имени с оригинального Чакмакджян отражает желание упростить его имя, потому что «никто никогда не произносил его правильно». Однако дочь Ховхенесса, Джин Нанди, написала в своей книге «Нетрадиционная мудрость»: «Имя моего отца во время моего рождения было« Ованесс », произносимое с ударением на первом слоге. Его первоначальное имя было« Чакмакджян », но в 1930-х годах он хотел избавиться от армянской связи и поэтому изменил свое имя на американизированную версию своего второго имени. Несколько лет спустя, решив восстановить свои армянские связи, он изменил написание на «Hovhaness», сделав ударение на втором слоге. ; это было имя, под которым он впоследствии стал довольно известным ».

Ованесс интересовался музыкой с самого раннего возраста. В четыре года он написал свою первую композицию - кантату в раннем итальянском стиле, вдохновленную песней Франца Шуберта. Его семья была обеспокоена его ночной музыкой и его финансовым будущим как артиста. Он решил на короткое время заняться астрономией, еще одной из своих ранних увлечений. Увлечение астрономией оставалось с ним на протяжении всей его жизни и композиторской карьеры, многие работы были названы в честь различных планет и звезд.

Вскоре родители Ованеса поддержали раннее сочинение своего сына и организовали его первые уроки игры на фортепиано с соседским учителем. Хованесс продолжил учебу на фортепиано у Аделаиды Проктор, а затем Генриха Гебхарда. К 14 годам он решил посвятить себя композиции. Среди его ранних музыкальных опытов были баптистские гимны и записи Гомидаса Вартабеда, выдающегося армянского композитора. В подростковом возрасте он написал две оперы, которые были исполнены в средней школе Арлингтона, и композитор Роджер Сешнс проявил интерес к его музыке в это время. После окончания средней школы в 1929 году он учился у Лео Рича Льюиса в Тафтсе, а затем у Фредерика Конверса в Консерватории Новой Англии. В 1932 году он получил приз Консерватории за композицию за свою «Симфонию заката» (в другом месте названную «Сага заката»).

В июле 1934 года Ховхенесс отправился со своей первой женой, Мартой Мотт Дэвис, в Финляндию, чтобы встретить Жана Сибелиуса, чьей музыкой он очень восхищался с детства. Эти двое продолжали переписываться в течение следующих двадцати лет. В 1935 году Ховхенесс назвал свою дочь и единственного ребенка от первого брака Жанной Кристиной Ховхенесс в честь Жана Кристиана Сибелиуса, ее крестного и друга Ховхенесса на протяжении трех десятилетий.

В 1936 году Ховхэнесс посетил выступление в Бостоне индийской танцевальной труппы Удая Шанкара (с оркестром под управлением), что вдохновило его на всю жизнь музыкой Индии. В течение 1930-х (до 1939 г.) он работал в Федеральном музыкальном проекте Франклина Д. Рузвельта .

Уничтожение ранних произведений

В 1930-х и 1940-х годах Ховхенесс прославился уничтожил многие из его ранних работ. Позже он утверждал, что сжег по крайней мере 1000 различных предметов, на что потребовалось не менее двух недель; в другом месте он утверждал, что уничтожил около 500 партитур на общую сумму до тысячи страниц. В интервью Ричарду Ховарду он заявил, что решение было основано в первую очередь на критике Сешнс его произведений того периода и что он хотел начать новую жизнь в композиции.

Музыкальная карьера

«Армянский период»

Ованесс заинтересовался армянской культурой и музыкой в ​​1940 году как органист в церкви Св. Иакова Армянской Апостольской церкви в Уотертауне, Массачусетс, оставаясь на этой должности около десяти лет. В 1942 году он получил стипендию в Тэнглвуд, чтобы учиться на мастер-классе чешского композитора Богуслава Мартину . Во время семинара по композиции, когда играла запись первой симфонии Ховхенесса, Аарон Копленд громко разговаривал на испанском с латиноамериканскими композиторами в комнате; и в конце записи Леонард Бернстайн подошел к пианино, сыграл мелодичную минорную гамму и назвал эту работу «дешевой музыкой гетто». Очевидно, рассерженный и обезумевший из-за этого опыта, он рано покинул Тэнглвуд, отказавшись от своей стипендии и снова уничтожив ряд своих работ после того серьезного разочарования.

Следующий год он посвятил армянской тематике, в особенное использование режимов, характерных для армянской музыки, и продолжалось в этом ключе в течение нескольких лет, добившись некоторой известности и поддержки других музыкантов, включая радикального композитора-экспериментатора Джона Кейджа и хореографа Марта Грэм, все время оставаясь церковным органистом.

Начиная с середины 1940-х, Хованесс и два друга художника, Хайман Блум и Хермон ди Джованно, часто встречались для обсуждения духовных и музыкальных вопросов. Все трое проявляли большой интерес к индийской классической музыке и пригласили для выступления в Бостон многих хорошо известных индийских музыкантов. В этот период Ховхэнесс научился играть на ситаре, обучаясь у индийских музыкантов-любителей, живущих в районе Бостона. Примерно в 1942 году Блум познакомил Ховхенесса с Еновком дер Акопяном, прекрасным певцом армянских и курдских песен трубадуров, чье пение вдохновляло Хованесса.

В одной из нескольких заявок на получение стипендии Гуггенхайма (1940) Ховхэнесс представил свое кредо на момент подачи заявки:

Я предлагаю создать героический, монументальный стиль композиции, достаточно простой, чтобы вдохновлять всех людей. полностью свободный от причуд, искусственных манер и ложных изощрений, прямой, сильный, искренний, всегда оригинальный, но никогда не противоестественный. Музыка должна быть освобождена от упадка и застоя. Слишком много внимания уделялось мелочам, в то время как великие истины игнорировались. Необходимо отказаться от поверхностного. Музыка должна стать мужественной, чтобы выражать большие вещи. Моя цель - не дать нескольким псевдоинтеллектуальным музыкантам и критикам больше пищи для блестящей аргументации, а скорее вдохновить все человечество новым героизмом и духовным благородством. Некоторым это может показаться сентиментальным и невозможным, но следует помнить, что Палестрина, Гендель и Бетховен не сочли бы это ни сентиментальным, ни невозможным. Фактически, самое достойное творческое искусство было сознательно или бессознательно мотивировано желанием возрождения человечества.

Лу Харрисон сделал обзор концерта музыки Хованесса 1945 года, который включал его концерт 1944 года для фортепиано и струнных, озаглавленный Лузадзак:

В большинстве случаев почти ничего не происходит, кроме унисонных мелодий и очень длинных гудящих басов, и все это очень армянское. Он также очень современен в своей элегантной простоте и непреклонной модальной целостности, будучи, по сути, таким же плотным и сильным в своем роде, как двенадцатитоновая работа австрийского типа. Нет и гармонии, а блеск и азарт партий фортепианного концерта полностью объяснялись энергией идеи. Действительно нужна хорошая музыкальность, чтобы изобрести последовательность стимулирующих идей в рамках неизменного режима и без смещения домашнего тона.

Однако, как и прежде, были и критики:

Сериалисты были все вместе. И такими же были американисты, как группа Аарона Копленда, так и группа Верджила [Томсона]. И вот что-то, что вышло из Бостона, о чем никто из нас никогда не слышал и полностью отличался от них. В фойе [в антракте] был почти бунт - все кричали. Настоящий крик-ди-ду.

Лоусадзак был первой работой Ованнесса, в которой использовалась новаторская техника, которую он назвал «духовный ропот», ранний пример алеаторической музыки, вдохновленной видением Хермон ди Джованно. Техника, по существу аналогичная альтернативной технике 1960-х годов Лютославского, включает инструменты, повторяющие фразы нескоординированно, создавая сложное «облако» или «ковер» звуков.

Посередине. -1940-е гг. Положению Ованесса в Нью-Йорке значительно помогли члены иммигрантской армянской общины, которые спонсировали несколько громких концертов его музыки. Эту организацию, Комитет друзей армянской музыки, возглавили друзья Ховхэнесса доктор Элизабет А. Грегори, армяно-американский дуэт пианино / скрипки Маро Аджемян и Анаид Аджемян, а затем муж Анахид, продюсер-первопроходец и последующий исполнительный директор Columbia Records Джордж Авакян. Их помощь напрямую привела к появлению множества записей музыки Ховхенесса в 1950-х годах на записях MGM и Mercury, что прочно закрепило его на американском музыкальном ландшафте.

В мае и июне 1946 года, живя в армянской семье, Ованес сочинил «Эчмиадзин», оперу на армянскую тему, по заказу местной армянской церкви.

Годы консерватории

В 1948 году он поступил на факультет Бостонской консерватории, где преподавал до 1951 года. Среди его учеников там были джазовые музыканты Сэм Риверс и Джиджи Грайс.

Переезд в Нью-Йорк

В 1951 году Ховхнесс переехал в Нью-Йорк, где стал композитором на полную ставку. Также в том же году (с 1 августа) он работал в Голосе Америки сначала сценаристом армянской секции, затем музыкальным директором, композитором и музыкальным консультантом по Ближнему Востоку и Закавказью. разделы. В конечном итоге он потерял эту работу (вместе с большей частью других сотрудников), когда Дуайт Д. Эйзенхауэр сменил Гарри С. Трумэн на посту президента США в 1953 году. С этого времени он расширил свою деятельность. из армянской музыки, заимствуя стили и материал из самых разных источников. Как указано в 1953 и 1954, он получил Guggenheim Fellowships по составу. Он написал музыку к пьесе Бродвей Цветущий персик по Клиффорду Одетсу в 1954 году, балету для Марты Грэм (Пламенная песня, также в 1954 году) и две оценки для документальных фильмов NBC об Индии и Юго-Восточной Азии (1955 и 1957). Также в 1950-х годах он написал музыку для спектаклей в The Living Theater.

. Его самый большой прорыв произошел в 1955 году, когда Симфония № 2, Mysterious Mountain была представлена ​​на Леопольд Стокски в своем дебюте с Хьюстонской симфонией, хотя идея о том, что Mysterious Mountain была заказана для этого оркестра, является распространенным заблуждением. В том же году MGM Records выпустили записи ряда его работ. С 1956 по 1958 год по настоянию Говарда Хэнсона, почитателя его музыки, он преподавал летние занятия в Музыкальной школе Истмана, которую долгое время возглавлял Хэнсон.

Поездки в Азию

С 1959 по 1963 год Ховханесс провел серию исследовательских поездок в Индию, Гавайи, Японию и Южную Корею, исследуя древнюю традиционную музыку этих народов и в конечном итоге интегрируя элементы этих в его собственные сочинения. Его исследование карнатической музыки в Мадрасе, Индия (1959–60), в ходе которого он собрал более 300 раг, спонсировалось Фулбрайт общение. Находясь в Мадрасе, он научился играть на вине и написал произведение для оркестра Carnatic под названием Nagooran, вдохновленное посещением дарга в Nagore, которое было в исполнении Южноиндийского оркестра Всеиндийского радио Мадраса и транслировавшегося по Всеиндийскому радио 3 февраля 1960 года. Он собрал большой объем материала о карнатических рагах при подготовке книги по этой теме, но так и не закончил.

Затем он изучал японскую гагаку музыку (изучая духовые инструменты хичирики, сё и рютеки ) в Весной 1962 года с Масатоши Шамото на Гавайях, и грант Фонда Рокфеллера позволил ему продолжить изучение гагаку у Масатаро Тоги в Японии (1962–63). Также, находясь в Японии, он изучал и играл на нагаута (кабуки ) сямисэн и дзёрури (бунраку ) сямисэн. В знак признания музыкальных стилей, которые он изучал в Японии, он написал Фантазию на японских гравюрах, соч. 211 (1965), концерт для ксилофона с оркестром.

В 1963 году он написал свою вторую балетную партитуру для Марты Грэм под названием «Цирцея».

Затем он и его тогдашняя жена основали звукозаписывающий лейбл, посвященный выпуску его собственных работ, «Общество Посейдона». Его первый релиз состоялся в 1963 году, и в течение следующего десятилетия было выпущено около 15 дисков. После их развода права на этот каталог были приобретены Crystal Records.

В 1965 году в составе делегации, спонсируемой правительством США, он посетил Россию, а также контролируемую Советским Союзом Грузию и Армения, единственный раз он посетил свою прародину по отцовской линии. Находясь там, он передал свои рукописные рукописи гармонизированной армянской литургической музыки в Государственный музей искусств и литературы Егише Чаренца в Ереване.

. В середине 1960-х годов он провел несколько лет, путешествуя по Европе, живя и большую часть времени работаю в Швейцарии.

Мировоззрение

Ховханс заявил в интервью 1971 года журналу «Арарат»:

Мы живем в очень опасный период. Мы находимся в опасности самоуничтожиться, и я очень боюсь этого... Старшее поколение правит безжалостно. Я чувствую, что это страшная угроза для нашей цивилизации. Это жадность огромных компаний и огромных организаций, которые жестко контролируют жизнь... Каким-то образом становится все хуже и хуже, потому что физическая наука дала нам все более и более ужасное смертоносное оружие, а человеческий дух был уничтожен. во многих случаях, так какой смысл иметь самую могущественную страну в мире, если мы убили душу. Это бесполезно.

Более поздняя жизнь

Ховханс был принят в Национальный институт искусств и литературы (1951) и получил звание D.Mus. степени Университета Рочестера (1958), Колледжа Бейтса (1959) и Бостонской консерватории (1987). Он переехал в Сиэтл в начале 1970-х, где прожил всю оставшуюся жизнь. В 1973 году он написал свою третью и последнюю балетную музыку к балету «Марта Грэм: миф о путешествии», а в течение следующих двадцати лет (с 1973 по 1992 год) он написал не менее 37 новых симфоний.

Он создал крупное произведение, Рубайят, Музыкальное окружение в 1975 году, которое предназначалось как для рассказчика, так и для оркестра и было дважды записано. Рубайят ссылается на Рубайят Омара Хайяма, персидского математика, астронома и поэта.

Продолжая интересоваться сочинением для азиатских инструментов в 1981 году по просьбе Лу Харрисон, он написал две работы для индонезийского оркестра гамелан, премьера которых состоялась на гамелане в Lewis Clark College под руководством Винсента Макдермотта.

Hovhaness выжил. его шестой женой, колоратурой сопрано Ховхенессом, управляющей музыкальным издательством Hovhaness-Fujihara, [1], а также дочерью (от первой жены), клавесинист Жан Нанди.

Архивы Hovhaness

Значительные архивы материалов Hovhaness, включая партитуры, звукозаписи, фотографии и переписку, расположены в нескольких академических центрах, включая Гарвардский университет, Университет Вашингтона, Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, Армянского культурного фонда в Арлингтоне, Массачусетс, и Ереванский Государственный музей искусств и литература в Армении.

Частичный список сочинений
  • 1936 (ред. 1954) - Прелюдия и Четверная фуга (оркестр), соч. 128
  • 1936 - Концерт для виолончели с оркестром, соч. 17
  • 1936 - Изгнание (Симфония № 1), соч. 17, № 2
  • 1940 - Псалом и фуга, соч. 40a
  • 1940 - Аллилуйя и фуга, соч. 40b
  • 1944 - Лоусадзак (Концерт для фортепиано и струнных), соч. 48
  • 1945 - Михр (для двух фортепиано)
  • 1946 - Молитва св. Григория, соч. 62b, для трубы и струнных (интермедия из оперы Эчмиадзин)
  • 1947 - Арджуна (Симфония № 8) для фортепиано, литавры и оркестра, соч. 179
  • 1949–50 - Симфония Св. Вардана (№ 9), соч. 180
  • 1950 - Джанабар (Концертная симфония для фортепиано, трубы, скрипки и струнных), соч. 81
  • 1951 - Халдис, соч. 91, для фортепиано, четырех труб и ударных
  • 1953 - Концерт № 7 (оркестр), соч. 116
  • 1954 - Концерт для двух фортепиано с оркестром, соч. 123, No. 3
  • 1955 - Таинственная гора (Симфония No. 2), соч. 132
  • 1957 - Симфония № 4, соч. 165
  • 1958 - Размышление об Орфее, соч. 155
  • 1958 - Магнификат (SATB soli, SATB хор и оркестр), Op. 157
  • 1959 - Симфония № 6, Небесные врата, соч. 173
  • 1959 - Симфония № 7, Нанга Парват, для симфонического духового оркестра, соч. 178
  • 1960 - Симфония № 11, Все люди братья, соч. 186
  • 1963 - Серебряное паломничество (Симфония № 15), соч. 199
  • 1965 - Фантазия на японских гравюрах для ксилофона и оркестра, соч. 211
  • 1966 - Симфония Вишну (№ 19), соч. 217
  • 1967 - Фра Анджелико, соч. 220
  • 1968 - Горы и реки без конца, Камерная симфония для 10 исполнителей, соч. 225
  • 1969 - Дама Света (соло, хор и оркестр), соч. 227
  • 1969 - Шамбала, Концерт для скрипки, ситара и оркестра, соч. 228
  • 1970 - И Бог сотворил великих китов (записанные на пленку песни китов и оркестр), соч. 229
  • 1970 - Симфония Эчмиадзина (Симфония № 21), соч. 234
  • 1970 - Симфония № 22, Город Света, соч. 236
  • 1971 - Сатурн, соч. 243 для сопрано, кларнета и фортепиано
  • 1973 - Симфония Меджнуна (Симфония № 24), соч. 273
  • 1979 - Концерт для гитары № 1, соч. 325
  • 1982 - Симфония № 50, гора Сент-Хеленс, соч. 360
  • 1985 - Концерт для гитары № 2 для гитары и струнных, соч. 394
  • 1985 - Симфония № 60, К Аппалачским горам, соч. 396
  • 1992 - Симфония № 66, Гимн Ледниковой вершине, соч. 428
Фильмы

Фильмы об Алане Ховхенессе

  • 1984 - Алан Ховхенесс. Режиссер Джин Уолкиншоу, KCTS-TV, Сиэтл.
  • 1986 - Whalesong. Режиссер Барбара Уиллис Суит, Rhombus Media.
  • 1990 - Трио Вердера: Создание медиума. Программа 1: Трио озера Самиш / Алан Ховханесс. Режиссер Лиза Лоррейн Уайтинг, Университет штата Мичиган.
  • 2006 - Дань памяти Алану Ховхенессу. Продюсировал Алексан Закян, Исследовательский центр Ховхенесса, Ереван, Армения.

Фильмы с музыкой Алана Ховхенесса

  • 1955 - Назначение: Индия. Документальный фильм NBC-TV.
  • 1956 - Нарцисс. Режиссер Уиллард Маас.
  • 1957 - Назначение: Юго-Восточная Азия. Документальный фильм NBC-TV.
  • 1962 - Перл Лэнг и танцевальное представление Франсиско Монсьон: Черные ноготки. Из телевизионной программы CBS Camera Three, представленной в сотрудничестве с Департаментом образования штата Нью-Йорк. Режиссер Ник Хавинга.
  • 1966 - Неру: Человек двух миров. Из серии «ХХ век»; репортер: Уолтер Кронкайт. Презентация CBS News.
  • 1973 - Рассказы из Книги Королей: Хаутон Шах-Наме. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Метрополитен-музей и мультимедиа Time-Life.
  • 1982 - Северная стена Эвереста. Режиссер Ласло Пал.
  • 1984 - Ветры Эвереста. Режиссер Ласло Пал.
  • 2005 - Я помню Теодора Ретке. Подготовлено и отредактировано Джин Уолкиншоу, Общественное телевидение KCTS, Сиэтл.
Известные студенты
Ссылки
Дополнительная литература
  • Ховард, Ричард (1983). Произведения Алана Ховхэнесса: Каталог, Opus 1 - Opus 360. Музыкальные ресурсы Pro Am. ISBN 0-912483-00-8.
  • Костеланец, Ричард (1989). Об инновационной музыке (ian) s. Нью-Йорк: Limelight Editions.
  • Малина, Джудит (1984). Дневники Джудит Малина, 1947–1957. Нью-Йорк: Grove Press, Inc. ISBN 0-394-53132-9.
  • Рознер, Арнольд и Вэнс Волвертон (2001). «Хованесс [Хованесс], Алан [Чакмакджян, Алан Хованесс]». Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув, второе издание, отредактированный Стэнли Сэди и Джоном Тирреллом. Лондон: Macmillan Publishers.
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Аланом Ховхенессом
Прослушивание
Последняя правка сделана 2021-06-11 02:28:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте