Удай Шанкар | |
---|---|
Родился | 8 декабря 1900. Удайпур, Штат Удайпур, Британская Индия |
Умер | 26 сентября 1977 года (76 лет). Калькутта, Западная Бенгалия, Индия |
Национальность | Индиец |
Профессия | Танцовщица, хореограф |
Супруг (ы) | Амала Шанкар |
Дети | Ананда Шанкар. Мамата Шанкар |
Почести | Товарищество Академии Сангит Натак (1962). Падма Вибхушан (1971) |
Удай Шанкар (8 декабря 1900 г. - 26 сентября 1977 г.) был индийским танцором и хореографом, наиболее известным созданием стиля фьюжн танца, приспособлением европейских театральных приемов к индийскому классическому танцу, проникнутому элементами индийской классики, народный и племенной танец, который он позже популяризировал в Индии, Европе и США в 1920-х и 1930-х годах. Он был пионером современного танца в Индии.
В 1962 году он был награжден Sangeet Natak Akademi, Национальной академией музыки, танца и драмы Индии высшей наградой Sangeet Natak Akademi Fellowship за пожизненные достижения, а в 1971 году Govt. Индии, присудил ему свою вторую высшую гражданскую награду Падма Вибхушан.
Удай Шанкар Чоудхури родился в Удайпур, Раджастхан, в бенгальскую семью, происходящую из Нараила (нынешняя Бангладеш ), как старший сын своих родителей. Его отец, известный адвокат, работал с Махараджей из Джалавара в Раджастане во время рождения его старшего сына, а его мать Хемангини Деви происходила из семьи заминдари. Его отцу было присвоено звание «Харчоудхури» от навабов, но он предпочитал использовать фамилию «Чоудхури » минус «Хар». Его младшими братьями были Раджендра Шанкар, Дебендра Шанкар, Бхупендра Шанкар и Рави Шанкар. Из его братьев и сестер Бхупендра умер молодым в 1926 году.
Его отец был знатоком санскрита, с отличием окончил Калькуттский университет, а затем учился в Оксфордском университете, где он стал доктором философских наук. Поскольку его отец часто переезжал из-за его работы, семья проводила много времени в доме дяди Удая по материнской линии в Насратпуре с его матерью и братьями. Исследования Удая также проводились в различных местах, включая Насратпур, Газипур, Варанаси и Джхалавар. В своей школе в Газипуре он изучал музыку и фотографию у Амбики Чаран Мукхопаддхай, своего учителя рисования и ремесел.
В 1918 году, когда ему было восемнадцать, его отправили в Мумбаи, чтобы обучаться в J. J. Школа искусств, а затем Гандхарва Махавидьялая. К настоящему времени Шьям Шанкар оставил свой пост в Джалаваре и переехал в Лондон. Здесь он женился на англичанке и занимался юридической практикой, прежде чем стал любителем импресарио, познакомившим Британию с индийскими танцами и музыкой. Впоследствии Удай присоединился к своему отцу в Лондоне и 23 августа 1920 года поступил в Королевский художественный колледж в Лондоне, чтобы изучать живопись у сэра Уильяма Ротенштейна. Он танцевал на нескольких благотворительных представлениях, которые его отец организовал в Лондоне, и в одном из таких случаев присутствовала русская балерина Анна Павлова. Это должно было иметь длительное влияние на его карьеру.
Удай Шанкар не имел формального образования ни в одной из форм индийского классического танца. Тем не менее его презентации были творческими. С юных лет он познакомился как с индийским классическим, так и с народным танцем, а также с балетом во время своего пребывания в Европе. Он решил объединить элементы обоих стилей, чтобы создать новый танец, который он назвал Hi-dance. Он продолжил переводить классические индийские танцевальные формы и их иконографию на танцевальные движения, после изучения живописи раджпутов и живописи Великих Моголов в Британском музее. Кроме того, во время своего пребывания в Британии он познакомился с несколькими артистами, впоследствии, когда он уехал в Рим по стипендии французского правительства «Prix de Rome » для углубленных исследований в области искусства.
Вскоре его взаимодействие с такими артистами расширилось, как и идея превратить индийский танец в современную форму. Переломный момент наступил с его первыми встречами с легендарной русской балериной Анной Павловой. Она искала художников для совместной работы над индийскими темами. Это привело к созданию балетов на индуистские темы, «Радха - Кришна », дуэта с Анной, и «Индуистская свадьба», которые были включены в ее постановку «Восточные впечатления». '. Балет был представлен в Королевском оперном театре, Ковент-Гарден в Лондоне. Позже он продолжал придумывать и ставить балеты, в том числе балет, основанный на пещерах Аджанты фресках, который исполнялся в Соединенных Штатах. Со временем его стиль танца стал известен как «Хай-данс», хотя позже он назвал его «Творческий танец».
Он работал с Анной в течение полутора лет, прежде чем начал заниматься самостоятельно. в Париже.
«Балетная труппа Удая Шанкара», Калифорния (1935–37).Шанкар вернулся в Индию в 1927 году вместе с французским пианистом Симоном Барбьером, который теперь был его учеником и партнером по танцам, и швейцарской скульптором. Элис Бонер, которая хотела изучать историю индийского искусства. Его приветствовал сам Рабиндранат Тагор, который также убедил его открыть школу исполнительских искусств в Индии.
Вернувшись в Париж в 1931 году, он основал первую в Европе индийскую танцевальную труппу вместе с Элис Бонер, которая к тому времени стала одной из его учениц. Вместе с музыкантами Вишну Дасс Ширали и Тимиром Бараном он создал новый шаблон для музыки, чтобы сопровождать его недавно разработанные движения. Его первая серия танцевальных представлений состоялась 3 марта 1931 года в Театре Елисейских полей в Париже, который должен был стать его базой во время его гастролей по Европе.
Вскоре он отправился в путь. семилетнее турне по Европе и Америке со своей собственной труппой, которую он назвал - «Удай Шанкар и его индуистский балет», в возрасте импресарио Сола Хурока и Знаменитости Бостона импресарио, Аарон Ричмонд. Он впервые выступил в Соединенных Штатах в январе 1933 года в Нью-Йорке вместе со своей партнершей по танцам Симки, французской танцовщицей. В рамках визита был устроен прием в Большой центральной художественной галерее. После этого Шанкар и его труппа отправились в тур по 84 городам страны.
Его адаптация европейских театральных приемов к индийскому танцу сделала его искусство чрезвычайно популярным как в Индии, так и за рубежом. и ему по праву приписывают начало новой эры традиционных индийских храмовых танцев, которые до этого были известны своими строгими интерпретациями и которые также переживали свое собственное возрождение. Тем временем его брат Рави Шанкар помогал популяризировать индийскую классическую музыку во внешнем мире.
Калпана, фильм 1948 года, в котором показаны Удай Шанкар и Амала ШанкарВ 1936 году его пригласил Леонард Найт Эльмхерст, который ранее помогал Рабиндранату Тагору в строительстве Сриникетан, близкий к Шанти Никетану, чтобы посетить Дартингтон-холл, Тотнес, Довен, на шестимесячную резиденцию, со своей труппой и ведущим танцором Симки. Присутствовали также Мишель Чехов, племянник русского драматурга Антона Чехова, немецкий современный танцор-хореограф Курт Юсс и еще один немец Рудольф Лабан, изобретший систему обозначение танца. Этот опыт только добавил бодрости его экспрессионистскому танцу.
В 1938 году он сделал Индию своей базой и основал «Индийский культурный центр Удай Шанкар» в Симтоле, в 3 км от Альморы. в Уттаракханд Гималаи, и пригласил Шанкарана Намбудри для Катхакали, Кандаппа Пиллаи для Бхаратанатьям, Амби Сингха для Манипури и Устад Аллауддин Хан для музыки. Вскоре у него появилось множество артистов и танцоров, в том числе Гуру Датт, Шанти Бардхан, Симки, Амала, Сатьявати, Нарендра Шарма, Рума Гуха Тхакурта, Прабхат Гангули, Зохра Сегал, Узра, Лакшми Шанкар, Шанта Ганди ; его собственные братья Раджендра, Дебендра и Рави также присоединились к нему в качестве студентов. Однако центр был закрыт через четыре года в 1942 году из-за нехватки средств. Когда его ученики разошлись, он перегруппировал свои силы и направился на юг, где в 1948 году снял свой единственный фильм Kalpana (Воображение), основанный на его танце, в котором танцевали он и его жена Амала Шанкар. Фильм производился и снимался в Gemini Studios, Мадрас.
Удай Шанкар поселился в Баллигандж, Калькутта в 1960 году, где находился «Удай Шанкар». Центр танца »был открыт позже в 1965 году. В 1962 году он был удостоен высшей награды Sangeet Natak Akademi, Sangeet Natak Akademi Fellowship за пожизненный вклад в индийский танец.
Удай женился на своей партнерше по танцам Амале Шанкар, и вместе у них родились сын Ананда Шанкар 1942 года рождения и дочь Мамата Шанкар 1955 года рождения. Ананда Шанкар стал музыкантом и композитором, который тренировался у доктора Лалмани Мишры, а не у своего дяди Рави Шанкара, и со временем стал известен своей музыкой фьюжн, охватывающей как европейские, так и индийские музыкальные стили. Мамата Шанкар, танцовщица, как и ее родители, стала известной актрисой, снявшись в фильмах Сатьяджит Рэй и Мринал Сен. Сейчас она также руководит «Udayan Dance Company» в Калькутте и много путешествует по миру.
Удай (род. 1900, ум. 1977).) и Амала Шанкар (р. 1919, ум. 2020) решили открыть Индийский культурный центр Удая Шанкара (названный в честь танцевального центра Альмора Удая Шанкара) в Калькутте в 1965 году, где Амала Шанкар оставалась исполняющим обязанности директора с того дня. его возникновения. Педагогическая структура Шанкара продолжалась и развивалась в этой школе, и Амала Шанкар успешно руководила школой и танцевальной труппой в течение следующих 50 лет. Школа продолжалась до 2015 года, оставаясь приверженной идее Шанкара о процессах инновационного и творческого создания танцев. Индийский культурный центр Удай Шанкар продолжал предлагать обучение классическим танцам (Катхакали (в течение 50 лет), Бхарата Натьям (с начала до 1977 г. и снова с 1995 по 2009 г.), Манипури (в течение первых 8 лет), Катхак (с 1977 по. 2015), Одисся (на 5 лет) и предложили обучение в творческих процессах Удайте Шанкар, связанные с наблюдением, инновацию, импровизацией Как дань Удай Шанкар, и укрепить свое наследие, Амала Шанкар работал трудно представить мир - хореографы из Шанкара, а также новые инновации, созданные с помощью Гуру П. Рагхавана (Гуру Катхакали в Центре в течение 45 лет) и ее команды преданных своему делу и замечательных музыкантов. Выступающая труппа Индийского культурного центра Удай Шанкар гастролировала по всему миру и внутри Индия, при поддержке правительства Индии и частных финансирующих организаций. Наследие, созданное гением Удая Шанкара и выдающимися способностями учителя Амалы Шанкар, остается в руках следующих поколений. замечательных танцоров, которые тренировали Удай Шанкар и Амала Шанкар - как органический процесс, он надеется создать здоровые умы и тела творческих мыслителей и танцоров, вовлеченных в расширение прав и возможностей все большего числа людей с помощью танца. Амала Шанкар воссоздала основные постановки и танцы Удая Шанкара, такие как Саманья Кшати, Махаманав - игра теней, Труд и машины (полнометражные танцевальные постановки). Она повторно поставила хореографию танцев Шанкара, таких как Snanam, Village Festival, Kartikeya, Astra Puja, Raas Leela и многих других. Она создала новые хореографии перформанса - Сита Сваямвара, Юга Чанда (с хореографической идеей и музыкальной композицией ее сына, всемирно известного музыканта / композитора Ананды Шанкара), Васавадутта, Чидамбара (на стихи поэта Сумитры Нандана Пантха, написанные на песни Рабина Даса.), Читрангада, Кал Мригая. Следуя идее Шанкара об искусстве как о полном образовании, Амала Шанкар настаивала на общем развитии танцоров, и студентов обучали дизайну костюмов и сцен, помимо процессов создания движений и хореографии. В 1991 году она была награждена Падма Бхушан. В свои 99 лет она живая легенда. которая взяла своей жизненной миссией пропаганду творчества Шанкара и педагогического процесса.
Жена Ананды Шанкара, Танушри Шанкар, продолжает преподавать и исполнять его стиль индийского современного танца через «Танцевальную труппу Танушри Шанкар», также базирующуюся в городе. Наследие Удая Шанкара также осуществляется его дочерью Маматой Шанкар через ее учреждение «Удайан Кала Кендра». В марте 2017 года Мамата Шанкар подала заявление через социальные сети, в котором говорилось, что ее школа является «единственным танцевальным заведением в мире, где преподают подлинный стиль танца Удая Шанкара». Это утверждение было публично опровергнуто дочерью Ананды Шанкара, Шринандой Шанкар, которая заявила: «Удай Шанкар принадлежит миру, и многие люди учат его красиво и правильно». Спустя годы после того, как его школа в Альморе была расформирована, его последователи и соратники продолжали распространять его новаторский стиль танца и его эстетику через свою собственную работу. Многие из них сформировали свои собственные труппы, создав таким образом вечное наследие его огромной работы и влияния на танцоров его поколения. Среди них Шанти Бардхан, который создал представления балетов Рамаяны, используя людей, играющих как марионетки, а также представил сказки Панчатантры в танцах, создав движения птиц и животных. Онкар Маллик, который был одним из его главных танцоров в труппе. Гуру Датт, который учился в его школе, впоследствии стал одним из лучших режиссеров Индии. Другой ученик, Лакшми Шанкар, позже сменил карьеру и стал известным классическим певцом, который позже женился на Раджендре Шанкаре, младшем брате Удая Шанкара. Зохра Сегал сделала карьеру на сцене, на телевидении и в кино как в Индии, так и в Великобритании. Позже Сатьявати танцевала с Рамом Гопалом в Королевском фестивальном зале в Лондоне и на фестивале в Эдинбурге в 1956 году. Она преподавала индийский танец тысячам молодых девушек в Бомбее на своих уроках в нескольких монастырских школах города в течение своей педагогической карьеры. более четырех десятилетий.
Удай Шанкар Сарани в районе Толлигунге в Калькутте.В декабре 1983 года его младший брат, ситар игрок Рави Шанкар организовал четырехдневный фестиваль Удай-Устав в Нью-Дели, посвященный 60-летие его профессионального дебюта в 1923 году, отмеченное выступлениями его учеников, фильмами, выставкой и оркестровой музыкой, сочиненной и оркестрованной самим Рави Шанкаром. Празднование столетия со дня его рождения было официально объявлено 26 апреля 2001 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где танцоры, хореографы и ученые со всего мира собрались, чтобы воздать должное мастеру.. Дорога гольф-клуба была переименована в Удай Шанкар Сарани в районе Толлигандж на юге Калькутты.
28. Саркар Мунси, Урмимала (2011). «Imagining The Nationa: Kalpana Удая Шанкара» в Traversing Traditions: Celebrating Dance in India. Ред. Урмимала Саркар Мунси и Стефани Берридж. Рутледж: Индия, Великобритания, США. Стр. 124 - 150.
29. Саркар Мунси, Урмимала (2010). «Границы и за их пределами: проблемы номенклатуры в индийском танце» в танце: за пределами границ. Эд. Урмимала Саркар Мунси. Tulika Books : Дели. Стр. 78 - 98.
Викискладе есть материалы, связанные с Удаем Шанкаром. |