Сорбы

редактировать
Этническая группа в Европе, Лужица
Сорбс
Флаг Sorbs.svg Флаг сорбов, в панславянских цветах, введен в 1842 г.
Sorbs national-costume1.jpg Традиционный женский костюм Нижней Лузии (Шпревальд)
Общая численность населения
60 000–80 000 (оценка). • 45–60 000 Верхних Сорбов. • 15 - 20 000 Нижний Сорб
Регион со значительным населением
Германия 60 000–80 000
Чешская Республика 2 000
Польша Менее 1000
Языки
Сорбский (Верхний серб, нижний сорб ), немецкий
религия
большинство римский католицизм, лютеранство
родственные этнические группы
Другие западные славяне. (особенно чехи, силезцы и поляки )

сорбы (верхнесербские : Serbja, нижнесербский : Serby, немецкий : Sorben, также известные под своими бывшими автономными именами lusatians и Wends ) являются Западнославянская этническая группа, преимущественно населяющая Лужица, регион, разделенный между Германией (государство Саксония и Бранденбург ) и Польшей (провинция Нижней Силезии и Любуш ). Сорбы традиционно на сербских языков (также известные как «вендиш» и «лужицкий»), соединенные с польским, кашубским, чешским и словацкий. сербский - официально признанный язык меньшинства в Германии. Сорбы лингвистически и генетически наиболее близки к чехам и полякам.

. При немецком правлении в конце 19 - начале 20 веков проводилась политика, направленная на германизацию Сорбс. Эта политика достигла апогея при нацистском режиме, который отрицает существование сорбов как отдельного славянского народа, называя их «сербоязычными немцами», и жестоко пресал их. Из-за ассимиляции ассимиляции между 17-м и 20-м веками практически все сорбы к концу 19 века также говорили на немецком, и многие из нынешнего поколения уже не говорят на сербском языке. Сообщество религиозно разделено на католицизм (большинство) и лютеранство. Бывший премьер-министр Саксонии, Станислав Тиллих, имеет сербское происхождение.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Раннее средневековье
    • 2.2 Высокое и позднее средневековье
    • 2.3 Ранний современный период
    • 2.4 Поздний современный период
    • 2.5 Современная история
  • 3 Популяционная генетика
  • 4 Язык и культура
    • 4.1 Традиции
    • 4.2 Религия
  • 5 Национальные символы
  • 6 Регионы Лужица
    • 6.1 Регион Верхняя Лужица
    • 6.2 Регион Хойерсверда (Wojerecy) и Schleife (Slepo)
    • 6.3 Нижняя Лужица
  • 7 Отношения с Польшей
  • 8 Преследования
  • 9 Демография
    • 9.1 Диаспора
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Источники
  • 13 Источники
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки

Этимология

Этноним «сорбы» (сербья, сербы) происходит от средневековых этнических групп, называемых Сорбс (Сурби, Сораби). Первоначальный этноним срби был сохранен сорбами и сербами на Балканах. К VI веку славяне заняли территорию к западу от Одера, ранее населенную германскими народами. Первые упоминания о сорбах войны к VI или VII веку. На своих языках славяне называют их «лужицкими сербами», а сербы называют сербов «южными сербами». В 19 веке автонимом славянского населения Лужицких земель (сорбов) было «лужицы». Название «Лужица» применялось только к Нижней Лужице. Принято считать, что их этноним * Sŕbъ (плюр. * Sŕby) происходит от праславянского языка с апеллятивным размером «семейное родство» и «союз», в то время как другие утверждают, что это производное от Иранско-сарматский язык.

История

Раннее средневековье

Карта сербско-лужицких племен между 7 и 11 веками, установленная Вильгельмом Богуславским, 1861 г.

Считается, что их имя можно проследить до 6 века или раньше, когда Вибиус Секвестр записал Черветии (Servetiis), жившие на берегу реки Эльбы, которая отделяла их от Suevi (Albis Germaniae Suevos a Cerveciis dividiit). Согласно Lubor Niederle, сербский округ находился где-то между Магдебургом и Lusatia, и позже был упомянут оттонцами как Ciervisti, Зербисти и Кирвисти. Информация соответствует франкским хроникам Фредегара 7 века, согласно которому сурби жили в Заале - долине Эльбы, поселившись в тюрингской части Франции по крайней мере со второй половины VI века и были вассалами династии Меровингов. Линия Заале-Эльба обозначила приблизительный предел перемещения славян на запад. Под руководством дукса (герцога) Дервана («Dervanus dux gente Surbiorum que ex genere Sclavinorum») они присоединились к славянскому племенному союзу из Само, после Решающая победа Само против франкского короля Дагоберта I в 631 году. Впечатления эти славянские племена постоянно совершали набеги на Тюрингию. Судьба племен после смерти не определена, но считается, что они вернулись в вашу зависимость от франков. Согласно источнику 10-го века De Administrando Imperio, они жили «с самого начала» в названном ими Бойки, когда два брата наследовали их отец, один из них мигрировал с половиной людей на Балканы во время правления Ираклия в первой половине VII века. По мнению некоторых ученых, белый серб Неизвестный архонт, который привел их на Балканы, скорее всего, был сыном, братом или другим родственником Дервана.

Племена сербов, включая сурби, включаются в труд баварского географа середины IX века. Поселившись на берегах Эльбы, Заале, Шпрее и Нейсе в VI и начале VII веков, сербские племена разделились на две группы, получившие свои названия от области местности, где они поселились. Эти вокруг две группы были отделены друг от друга широким и необитаемым лесным массивом, одна Верхнего Шпрее, а другая между Эльбой и Заале. Некоторые ученые считают, что современные сорбы являются потомками двух сербских племен, Милчени (Верхний) и Лужичи (Нижний), и соответствующие диалекты этих племен превратились в отдельные языки. Однако другие подчеркивают различия между этими двумя диалектами и то, что их соответствующие территории соответствуют двум славянским археологическим культурам, более коренной суковско-дзедзицкой культуре группы Торново (нижнесербский язык ) и более мигрирующая культура долины Среднего Дуная (верхнесербский язык ).

Реконструированная лужицкая гора (укрепление) Радуша (Раддуш), около Ветшау в Нижней Лузии.

Annales Regni Francorum заявляют, что в 806 году сербский герцог Милидух воевал с франками и был убит. В 840 году сербский герцог Цимислав был убит. В 932 году Генрих I завоевал Лужицу и Мильско. Геро II, маркграф саксонский Остмарк, отвоевал Лужицу в следующем году, а в 939 году Восстановленный замок в Раддуше в Нижней Лузии является е, он убил 30 сербских принцев во время пира. динственным Смысл этого раннего периода.

Высокое и Позднее Средневековье

Во время правления Польского Болеслава I в 1002–1018 годах произошли три польско-немецкие войны, в результате которых Lusatia попасть под власть новых правителей. В 1018 г., на основании мира в Баутцен, Лужица вошла в состав Польши ; но оно вернулось к немецкому правилу до 1031 года. Однако это немецкое правило не следует понимать в внутреннем смысле. В то время Лузатия (вместе с Силезией ) была частью Богемии, которая сама была частью Римско-Германской империи, но находилась под властью могущественной коренной славянской династии. Между немецкими и славянскими феодалами существовала плотная сеть династических и дипломатических отношений, например Випрехт Гройцшский (немецкий) пришел к власти благодаря тесным связям с чешским королем и его женитьбой на славянской знати. Богемия, управляемая славянами, оставалась лояльным и политически влиятельным членом Римско-Германской империи, но находилась в постоянной борьбе за власть с соседней Польшей. С 11 по 15 века сельское хозяйство в Лузии развивалось, и усилилась колонизация франкскими, фламандскими и саксонскими поселенцами. Это все еще можно увидеть в названии местных деревень, которые географически образуют лоскутное одеяло тип немецкого (оканчивающегося на -dorf, -thal и т. Д.) И типично славянского происхождения (оканчивающееся на -witz, -ow и т. Д.), Что указывает на язык, используемый на нем, его жители. В 1327 г. появились первые запреты на использование сорбов в судах и административных делах в городах Альтенбург, Цвикау и Лейпциг. Однако разговор по-сербски в семейном и деловом контексте не был запрещен, поскольку это не связано с работой администрации. Также сельские общины и сельская администрация обычно продолжали работать на сербском языке.

Ранний современный период

«Дом Сорбов» (Сербский дом) в Баутцене

Между 1376 и 1635 годами Лужица была частью Земель Богемской Короны, под властью Люксембург, Габсбургов и других королей. С начала 16 века вся территория, населенная сербами, за исключением Лузии, подверглась германизации. В 1635 году Лужица стала вотчиной саксонских выборщиков, но сохранила значительную автономию в степени своей собственной правовой системы (см. Лужицкий союз ). Тридцатилетняя война и чума 17 века вызвали ужасные разрушения в Лужицкой области. Это привело к дальнейшей немецкой колонизации и германизации.

В 1667 годуц Бранденбургский Фредерик Вильгельм приказал немедленно уничтожить все сербские печатные материалы и запретил мессы на этом языке. В то же время Евангелическая церковь поддержала печать сербской религиозной литературы как средство борьбы с Контрреформацией. В 1706 г. в Праге была основана Сорбская семинария, главный центр обучения сербских католических священников. Евангелисты, изучающие теологию, сформировали Сорбский колледж кабинета.

Поздний современный период

Венский конгресс в 1815 году передал часть Верхней Лужицы Саксонии, но большую часть Лузатии Пруссия. С тех пор и до 1835 года в Саксонии и Пруссии появлялось все больше и больше запретов на использование сербских языков ; увеличилась эмиграция сорбов, главным образом в город Сербин в Техасе и в Австралию. В 1848 году 5000 сорбов подписали петицию к саксонскому правительству, в которой они требовали равенства сорбского языка с немецким в церквях, судах, школах и государственных учреждениях. С 1871 г. вся Лужица стала частью объединенной Германии и была разделена на две части; Пруссия (Силезия и Бранденбург ) и Саксония.

В 1871 году началась индустриализация региона и немецкая иммиграция; официальная германизация усилилась. Хотя Веймарская республика гарантировала конституционные права меньшинств, она не применяет их.

Во время Первой мировой войны один из наиболее почитаемых сербских генералов был Павле Юришич Штурм (Пол Штурм), сорб из Герлица, Провинция Силезия.

ная история

На протяжении Третьей Райх, сорбы описывались как немецкое племя, говорившее на славянском языке, а их национальный поэт Хандрий Цейлер был немцем. Утверждается, что сербский костюм, культура, обычаи и язык не указывает на негерманское происхождение. Рейх заявлено, что на самом деле не было ни сорбов, ни лужиц, а только немцев, говорящих по-вендишски. Таким образом, в то время как сорбы были в степени защиты от проводимой Рейхом политики этнической чистки, культивирование "вендишских" обычаев и традиций должно было быть нарушаться контролируемым образом, и ожидалось, что славянский язык будет сокращаться по естественным причинам. Молодые сорбы зачислились в вермахт и были отправлены на фронт. Запутанная жизнь сорбов во время Второй мировой войны представлена ​​историями жизни Мины Виткойц и Яна Скала.

Первые лужицкие города были захвачены в апреле 1945 года, когда Красная Армия и Вторая польская армия переправились через реку Куэйс (Квиза). Поражение нацистской Германии значительно изменило положение сорбов. Регионы Восточной Германии (Германская Демократическая Республика) столкнулись с тяжелой индустриализацией и большим притоком изгнанных немцев. Власти Восточной Германии пытались противодействовать этому развитию, создавая широкий спектр сербских институтов. Сорбы были официально признаны этническим меньшинством, было основано более 100 сербских школ и несколько академических институтов, была восстановлена ​​Домовина и связанный с ней общества, и был создан сербский театр. [2] из-за подавления церкви и принудительной коллективизации эти усилия, подавуты, и, как следствие, количество людей, говорящих на сербских языках, уменьшилось.

Сорбы доставили коммунистическому правительству Восточной Германии неприятностей, в основном из-за высокого уровня обрядов и сопротивления национализации сельского хозяйства. Во время принудительной коллективизации было зафиксировано беспрецедентных инцидентов. Так, на протяжении всего восстания 1953 года в Восточной Германии сообщалось о жестоких столкновениях с полицией в Лужицкой области. Открытое восстание произошло в трех верхних коммунах Блота.

После воссоединения Германии 3 октября 1990 г. лужицы предприняли попытки по созданию автономной административной единицы; однако правительство Гельмута Коля не согласилось с этим. После 1989 года сербское движение возродилось, однако оно по-прежнему сталкивается со многими испытаниями. Хотя Германия поддерживает национальные меньшинства, сорбы утверждают, что их чаяния не выполняются в достаточной степени. Не было принято во внимание желание объединить Лужицу в одну из федеральных земель. Верхняя Лужица все еще принадлежит Саксонии, а Нижняя Лужица Бранденбургу. Ликвидация сербских школ, даже в регионах, в основном населенных сербами, все еще происходит под предлогом финансовых трудностей или сноса целых деревень для создания лигнитных карьеров.

Столкнувшись с растущей угрозой культурного вымирания, Домовина издала Меморандум в марте 2008 года и призвала «помочь защитить от растущей угрозы их культурного исчезновения, поскольку продолжается конфликт между правительством Германии, Саксонией и Бранденбургом по поводу финансового распределения помощи блокирует финансирование почти всех Сорбских учреждений». земель Федеральному правительству и расширению правового статуса. Призыв направлен всем правительствам и главам государств Европейского.

28 мая 2008 г. сербский политик Станислав Тиллих, член правящей партии христианских демократов был избранный министром-президентом земли Саксония.

Популяци онная генетика

Согласно исследованиям 2013 и 2015 годов, наиболее распространенная гаплогруппа Y-ДНК среди сорбов, говорящих на верхнем сербском языке в Лузатии (n = 123) - это R1a, в основном его субклад R-M458, который переносится на 65% самцов Sorb. За ним по частоте следуют I1 (9,8%), R1b (9,8%), E1b1b (4,9%), I2 (4,1%), J (3,3%) и G (2,4%). Остальные гаплогруппы меньше на 1%. Исследование, проведенное в 2003 году, сообщило об аналогичной частоте 63,4% гаплогруппы R1a среди сербских мужчин (n = 112). Другие исследования, посвященные вопросы Y-ДНК сорбов, включая Immel et al. 2006 г., Родиг и др. 2007, и Krawczak et al. 2008. В статье 2011 года об аутосомной ДНК сорбов сообщается, что носители верхней серба (n = 289) демонстрируют наибольшее аутосомно-генетическое сходство с поляками, за соответствующие следует чехи и словаки, что согласуется с лингвистической близостью сербского к другим западнославянским языкам. В другой общегеномной статье того же года о Верхних Сорбах (n = 977) была подтверждена их генетическая изоляция, «которая не может быть объяснена чрезмерной выборкой родственников» и близость к полякам и чехам, а не к немецкоязычному населению.. В статье 2016 года Сорбс аутосомно снова кластеризуется с поляками (из Познань ).

Язык и культура

Баутцен, Немецко-сербский народный театр

Самый старый известный реликт Сорбская литература зародилась примерно в 1530 г. - клятва горожан Баутцена. В 1548 г. - нижнесорбский викарий из села Любанице написал первый непечатный перевод Нового Завета на нижнесербский язык. В 1574 году была напечатана первая сорбская книга: Песенник Альбина Моллерса. В 1688 году Юрий Хавштин Светлик перевел Библию для католических сорбов. С 1706 по 1709 год Новый Завет печатался в Верхнем Перевод на сербский язык был выполнен на нижнесорбском языке ( 1681–1741). (Он же Иоганн Фридрих Фриц) (1747–1819) впервые перевел Ветхий Завет на нижнесорбский язык, опубликованный в 1790 году.

Среди других сербских переводчиков Библии - Якуб Бук Бук Бук (1825–1895), (Майкл Хорниг) (1833–1894), Юрий Жушански (он же Георг Вущанский) (1839–1905). 1809 г. На кор откое время появилась первая печатная сорбская газета. В 1767 году Юрий Мень издает первую светскую книгу сербского происхождения. Между 1841 и 1843 годами Ян Арношт Смолер и Леопольд Хаупт (он же Й. Л. Хаупт и Й. Э. Шмалер) издали двухтомный сборник венских народных песен в Верхней и Нижней Лузии. С 1842 года начали появляться первые сербские издательские компании: поэт Хандрий Зейлер основал еженедельный журнал, предшественник сегодняшних Sorbian News. В 1845 г. в Баутцене состоялся первый фестиваль сербской песни. В 1875 году Якуб Барт-Ришинский, поэт и классик верхнесербской литературы, и Кароль Арношт Мука создали движение молодых сорбов, оказавших влияние на лужицкое искусство, науку и литературу в течение следующих 50 лет. Подобное движение в Нижней Лужице было организовано вокруг самых выдающихся нижнелужицких поэтов Мато Косика (Мато Косык) и Богумила Швела.

В 1904 году, главным образом благодаря сорбам 'В Баутцен был построен самый важный сербский культурный центр (Сорбский дом). В 1912 году была создана общественная и культурная организация лужицких сорбов, Домовина Учреждение - союз сербских организаций. В 1919 году он насчитывал 180 000 членов. В 1920 году Ян Скала основал сербскую партию, а в 1925 году в Берлине Скала основал Kulturwille - газету о защите национальных меньшинств в Германии. В 1920 году было основано движение Сокол (молодежное движение и гимнастическая организация). С 1933 года нацистская партия начала репрессии против сорбов. В то время нацисты также распустили движение «Сокол» и начали борьбу со всеми признаками сербской культуры. В 1937 году деятельность Института Домовины и других организаций была запрещена как антинациональная. Сорбские священнослужители и учителя были насильно депортированы из Лужицы; Власти нацистской Германии конфисковали Сорбский дом, другие здания и посевы.

Марки 1982 года восточногерманского периода

10 мая 1945 года в Кроствице, после вторжения Красной армии, Институт Домовины возобновил свою деятельность. В 1948 г. ландтаг Саксонии принял закон, гарантирующий защиту сербским лужицам; в 1949 г. Бранденбург принял аналогичный закон. Статья 40 конституции Германской Демократической Республики, принятой 7 октября 1949 года, прямо предусматриваетзащиту языка и культуры сербов. Во времена Германской Демократической Республики сербские организации финансовую поддержку со стороны страны, но в то же время германизации германизацию сербской молодежи как средство их включения в систему "строительства <216".>Социализм ». Язык и культура сербов могли быть публично представлены только в том случае, если они продвигали социалистическую идеологию. Более 1000 лет сорбам удавалось поддерживать и даже развивать национальную культуру, несмотря на растущую германизацию и полонизацию, в основном благодаря высокому уровню религиозных обрядов, культивированию своих традиций и крепким семьям до сих пор часто бывает пятеро детей). В середине 20-го века возрождение центральноевропейских народов включало некоторых сорбов, которые стали достаточно сильными, чтобы дважды попытаться восстановить свою роль. После Второй мировой войны Национальный комитет лужицких земель в Праге заявил о праве на самоуправление и отделение от Германии, а также создание лужицкого свободного государства или присоединения к Чехословакии. Однако большинство сорбов были организованы в Домовине и не хотели отделяться от Германии. Заявления, выдвинутые Лужицким национальным движением, были постулатами присоединения Лужицкого к Польше или Чехословакии. В период с 1945 по 1947 год они постулировали около десяти петиций в ООН, США, Советский Союз, Соединенное Королевство, Франция, Польша и Чехословакия, однако никаких результатов это не принесло. 30 апреля 1946 года Лужицкий национальный комитет также опубликовал петицию к польскому правительству, подписанную Павлом Цижем - министром и официальным сербским делегатом в Польше. Также существовал проект провозглашения Лужицкого свободного государства, премьер-министром которого должен стать польский археолог лужицкого происхождения Войцех Кочка. Наиболее радикальные постулаты в этой области («На swobodu so ńečeka, swobodu so beŕe!») Высказаны лужицкой молодежной организации «Народный партизан Łужица». Точно так же в Чехословакии, где перед Потсдамской конференцией в Праге 300000 человек выступили за независимость Лужицы. Попытки отделить Лужицу от Германии не увенчались успехом из-за различных индивидуальных и геополитических интересов.

Двуязычные названия улиц в Котбусе

Следующая статистика свидетельствует о прогрессе развивающихся изменений среди сорбов: к концу XIX века около 150 000 человек говорили на сербских языках. К 1920 году почти все сорбы в одинаковой степени владели сербским и немецким языками. В настоящее время количество людей, говорящих на сербских языках, оценивается не более чем в 40 000 человек.

Израильский славянский лингвист Пол Векслер утверждал, что языковая структура идиш обеспечивает «убедительные доказательства тесных контактов евреев со славянами в немецких и богемских землях еще в IX веке»., и предположил, что сорбов, возможно, вносили вклад в ашкеназское еврейское население Европы с того же периода.

Традиции

- самая популярная традиция сорбов, глубоко связанная с трудовой жизнью. сообщества. Традиционно празднование длилось неделю перед весенним севом полей и состояло из традиционной одежды, парадов и танцев.

Украшение яиц (pisanici) - это славянская пасхальная традиция, поддерживаемая Сорбсом. с 17 века.

Религия

Большинство носителей верхнего сербского языка в настоящее время принадлежат к католической деноминации. Первоначально большинство сорбов были лютеранскими протестантами, и так было и в ХХ веке (протестантское население составляло 86,9%, зарегистрированное в 1900 году). Только сорбы Каменца - преимущественно заселенные на обширном месте бывшего монастыря Святого Мариенштерна в Паншвиц-Куцкау - отклонились от нормы, с католическим населением 88,4%. В остальном доля католиков оставалась ниже 1% во всем регионе Нижняя Лужица. Из-за быстрой упадка языка и культурной самобытности среди протестантских сорбов - особенно в ГДР - деноминационный состав сербоязычного населения региона полностью изменился.

Национальная символика

Лужицкий флаг

Флаг Лужицких сорбов представляет собой ткань с синими, красными и белыми горизонтальными полосами. Впервые используется в национальном символе в 1842 году. В 1848 году флаг был признан сорбами. Раздел 25 Конституции Бранденбурга положение о лужицком флаге. Раздел 2 Конституции Саксонии содержит положение об использовании герба и национальных цветов лужицких сорбов. Законы о правах лужицких сорбов Бранденбурга и Саксонии содержат положения об использовании лужицких национальных символов (гербовые и национальные цвета).

Государственным гимном лужицких сорбов с 20 века является песня Ряна Жужица (Прекрасная Лужица). Раньше гимном служили песни «Still Sorbs Has Not Perished» (написана Хандрием Зейлером в 1840 году) и «Наши Sorbs восстают из пыли» (написана М. Домашкой, исполнялась до 1945 года).

Области Лужицы

В Лужице есть три основных региона, которые отличаются языком, религией и обычаями.

Область Верхней Лузии

Флаг Верхней Лузии Герб Верхней Лузии, нарисованный Гуго Герард Стрёль

Католик Лузатия охватывает 85 города в округах Баутцен, Каменц и Хойерсверда, где все еще процветают верхнесербский язык, обычаи и традиции. В некоторых из этих мест (например, Radibor или Radwor по-сербски, Crostwitz или Chrósćicy и Rosenthal или Róžant) сорбы составляют большинство населения, и дети растут на сербском языке.

По воскресеньям, во время праздников и на свадьбу люди носят региональные костюмы, богатые орнаментом и вышивкой, инкрустированные жемчугом.

Среди соблюдаемых обычаев и традиций - Птичья свадьба (25 января), Пасха Кавалькада всадников, Сжигание ведьм (30 апреля), Майк, пение на Св. День Мартина (Николай), а также празднование Дня Святого Варвары и Дня Святого Николая.

Регион Хойерсверда (Wojerecy) и Шляйфе (Слепо)

На территории от Hoyerswerda до Schleife, диалект сербского языка, сочетающий характерные говорят особенности как верхний, так и нижнего серба. Этот регион является преимущественно протестантским, сильно опустошенным добычей бурого угля, малонаселенным и в степени германизированного. Большинство носителей сербского языка старше 60 лет.

Этот регион отличается множеством примеров славянских памятников деревянного дома, включая церкви и обычные дома, различные региональные костюмов (в основном, которые носят пожилые женщины), которые связаны белым с черным, вышивка крестиком и традиция игры на волынке . В нескольких деревнях странах традиционные праздники, такие как изгнание зимы, майк, Пасха и пение Великой пятницы, а также празднование dźěćetko (замаскированный ребенок или молодая девушка, дающие Рождество подарки).

Нижняя Лужица

Флаг Нижняя Лужица Герб Нижней Лузии, нарисованный Хуго Герард Стрёль

В этом районе 60 городов из Котбуса, принадлежащего этому региону, где большинство пожилых людей старше 60 лет, но немногие молодые люди могут говорить на нижнесербском языке; местный вариант часто включает слов, взятых из немецкого языка, и в разговорах с молодым поколением, как правило, предпочитают немецкий. В некоторых начальных школах региона обучение ведется на двух языках, а в Котбусе есть важная гимназия, которая включает основной язык обучения нижнелужицкий. Этот регион является преимущественно протестантским, опять же сильно пострадавшим от добычи бурого угля. Самая большая туристическая достопримечательность в мире и в целом Лужица - это болота с множеством Шпревальд / Блота каналов, живописных баб Шпрее.

Носили в основном пожилые люди. но на праздниках молодых женщин региональные костюмы красочны, в том числе большой головной платок «лапа», богато вышитый золотом и различающийся от деревни в деревне.

В некоторых деревнях соблюдаются следующие традиции: Масленица, Майк, Пасха костры, Петухи ловля / охота. В Яншвальде (сербский: Janšojcach) так называемое болото Яншойки (замаскированная девушка) дарит рождественские подарки.

Отношения с Польшей

Лужица была частью Польского государства между 1002 и 1031 годами при правлении Болеслава I.

Болеслава I, который взял под свой контроль марши Лузатия (Лужице), сербский Мейсен (Мисня), а также города Будзишин (Баутцен) и Мейсен в 1002 году и отказались платить дань Империи из завоеванных территории. Болеслав после польско-германской войны (1002–1018) подписал Баутценский мир 30 января 1018 года, что сделало Болеслава Я явным победителем. Польский правительственный союз сохранить оспариваемые марши Лужица и Сорбский Мейсен не как феодальные владения, а как часть территории Польши. Польский князь Мешко разрушил около 100 сербских деревень в 1030 году и изгнал сорбов из городских вредаков, за исключением рыбаков и плотников, которым было разрешено жить на окраинах.

Один из пионеров сотрудничества между странами. народов был польский историк, жил который в 19 веке написал первую книгу по польско-сербской истории Rys dziejów serbołużyckich (польское название), она была опубликована в Санкт-Петербурге в 1861 году. Книга была расширена и издана снова в сотрудничестве Михалом Горником в 1884 году в Баутцен под новым названием Historije serbskeho naroda. Альфонс Парчевский был еще одним другом Сорбса, который с 1875 года занимался защитой прав Сорба, участвуя в собрании Сорба в Баутцене. Благодаря ему, среди прочего, Юзеф Игнаций Крашевский учредил стипендию для сербских студентов. В 1936 г. при Варшавском университете была создана ассоциация друзей сербского народа (полное польское название: Towarzystwo Przyjaciół Narodu Serbo-użyckiego). Он собирал людей не только из университета. Его президентом был профессор Станислав Слоньски, а заместителем президента - Юлия Вележинская. Ассоциация была юридическим лицом. Было три отдельные организации, посвященные сербским делам. Prołuż основан в Кротошине, распространился на всю Польшу (3000 членов). Это была крупнейшая некоммунистическая организация, занимавшаяся иностранными делами. Эта молодежная организация была создана во время советской оккупации и ее девизом было «Польская гвардия над Лужицей» (пл. Nad Łużycami polska straż). Его наибольшая активность была в Великой Польше (польский язык: Wielkopolska, район на западе Польши). После создания Восточной Германии Пролуж был распущен, а его президент-историк из Познани Станислав Матыняк был арестован.

Преследования

Преследования сорбов под властью Германии стали становилось все более резким на протяжении 19 века. Славян считали низшими по сравнению с германскими народами, и в 1875 году использование сербского языка было запрещено в немецких школах. В результате к концу XIX века почти все сербское население было двуязычным.

Преследование сорбов достигло апогея при нацистах, которые пытались полностью ассимилировать и германизировать. Их самобытность, культура и славянское происхождение отрицалось, когда они назывались «немцами, говорящими на венде». При нацистском правлении сербский язык и практика сербской культуры были запрещены, сербские и славянские топонимы были заменены на немецкие, сербские книги и печатные станки были уничтожены, сербские организации и газеты были запрещены, сербские библиотеки и архивы были закрыты, и Преподаватели и священнослужители из сербов были депортированы в немецкоязычные районы и заменены немецкоязычными учителями и духовными лицами. Ведущие деятели сербского сообщества были насильственно изолированы от своего сообщества или просто арестованы. Специальное Wendenabteilung было создано для наблюдения за ассимиляцией сорбов.

К концу Второй мировой войны нацисты рассматривали депортацию всего сербского населения в горнодобывающие районы Эльзаса-Лотарингии.

Демография

Оценки демографической истории населения сорбов с 1450 года:

Год145017001750179018581861188019001905194520062020
Население160,000250,000200,000250,000164,000165,000166,000146,000157,000145,70040,000-50,00040,000

Сорбы делятся на две этнографические группы:

  • Верхние Сорбы (около 40 000 человек).
  • Нижние Сорбы, говорящие на Нижнесербском (около 15–20 000 человек).

Диалекты различаются по разборчивости в разных регионах.

Диаспора

В течение 1840-х годов многие сербские эмигранты отправились в Австралию вместе со многими этническими немцами. Первым был Ян Рихтар, вендишские моравские братья миссионеры, поселившиеся в Сиднее в 1844 году. Было два крупных миграции верхних сорбов и нижних сорбов в Австралию, в 1848 и 1850 годах соответственно. Диаспора поселилась в основном в Южной Австралии, особенно в Долине Баросса, а также в Виктории и Новом Южном Уэльсе.

. Многие венды также мигрировали из Lusatia в США, особенно Техас.

См. Также

Примечания

Ссылки

Источники

Дополнительная литература

  • Филип Ганьчак Mniejszość w czasach popkultury, Newsweek, nr 22/2007, 03.06.2007.
  • W kręgu Krabata. Szkice o Juriju Brězanie, literaturze, kulturze i językach łuyckich, pod red. J.Zarka, Wydawnictwo Uniwersytetu Śląskiego, Katowice, 2002.
  • Мирослав Циганьски, Рафал Лещинский Зарис dziejów narodowościowych Łużyczan PIN, Instytut Die 1997 M.Schiemann, Stiftung für das sorbische Volk, Görlitz 1997.
  • Mały informator o Serbołużyczanach w Niemczech, pod red. J.Pětrowej, Załožba za serbski lud, 1997.
  • Dolnoserbske nałogi / Obyczaje Dolnych uyc, pod red. M.Stock, Załožba za serbski lud, 1997.
  • "Rys dziejów serbołuyckich" Wilhelm Bogusławski Piotrogród 1861
  • "Prołuż Akademicki Zwizek Przyjaciół ujaciół u. Polska Grupa Marketingowa 2006 ISBN 83-60151-00-8.
  • "Polska wobec Łużyc w other połowie XX wieku. Wybrane problemy", Mieczkowska Małgorzata, Szczecin 2006 ISBN 83-7241-487-4.
  • Вукаш, К. (2004) Скала против чужеродных волн: история венедов. Concordia University Press: Остин.
  • "Sorbs", Дэвид Зерсен, в "Немцы и Америка: культура, политика и история", 3 тома, под редакцией Томаса Адама. ABC-CLIO, 2005.

Внешние ссылки

СМИ, связанные с Sorbs на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-06-08 10:32:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте