Полабские славяне

редактировать

Карта Западной - Центральной Европы с 919 по 1125 год, автор Уильям Р. Шеперд. Территория полабских славян обведена фиолетовым цветом ближе к вершине, группы Obotrite и Veleti - белым, а группы Sorb - фиолетовым.

Полабские славяне (нижнесорбский : Połobske słowjany, польский : Słowianie połabscy, чешский : Polabští slované) - собирательный термин, применяемый к числу Лехитские (западнославянские ) племена, которые жили вдоль реки Эльбы на территории современной Восточной Германии. Приблизительная территория простиралась от Балтийского моря на севере, Заале и Лаймов Саксонии на западе, Рудных гор и Западные Судеты на юге и Польша на востоке. Они также были известны как эльбские славяне (нем. : Elbslawen) или венды. Их название происходит от славянского po, что означает «рядом / рядом / вдоль», и славянского названия Эльбы (Лабе по-чешски и Łaba по-польски).

Полабские славяне начали заселять территорию современной Германии в VI веке. Они были в значительной степени завоеваны саксами и датчанами с IX века и впоследствии были включены и постепенно ассимилировались в Священной Римской империи. Племена постепенно германизировались и ассимилировались в последующие века; Сорбы - единственные потомки полабских славян, сохранившие свою самобытность и культуру.

полабский язык сейчас вымер. Однако на двух сербских языках говорят примерно 60 000 жителей региона, и эти языки рассматриваются правительством Германии как официальные языки региона.

Содержание

  • 1 Племена
  • 2 Общество
    • 2.1 Князья
    • 2.2 Города
    • 2.3 Крестьянство
    • 2.4 Военные
    • 2.5 Религия
  • 3 История
  • 4 См. Также
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Племена

Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Geographus Bavarus
Полабские славянские племена, зеленый цвет необитаем лесной массив

Баварский географ, анонимный средневековый документ, составленный в Регенсбурге в 830 году, содержит список племен Центральной Европы к востоку от Эльба. Среди других племен он перечисляет уилци (велети ) с 95 цивитатами, нортабтрези (оботриты ) с 53 цивитатами, милзане (милчени ) с 30 civitates, а Hehfeldi (Hevelli ) с 14 civitates.

Большая советская энциклопедия классифицирует полабских славян на три основных племени: оботритов, велетов и лужицких сорбов..

Основными племенами конфедерации Obotritic были Obotrites собственно (Wismar Bay до Schweriner See ); вагрианцы (восточная голштинская ); Варнаби (Warnower) (верхний Warnow и Mildenitz ); и собственно полабийцы (между Trave и Эльбой ). Другие племена, связанные с конфедерацией, включают Linones () около Lenzen, Travnjane около Trave и Drevani в ганноверской Wendland и северный Альтмарк.

Велети, также известные как лиутицы или вильцы, включали кессинцев (Кессинер, Чиззини) вдоль нижнего Варнова и Росток ; Чирципани (Зирципанен) между реками Рекниц, Требель и Пене ; Толленсер к востоку и югу от Пена вдоль реки Толленсе ; и Редарье к югу и востоку от Толленсезее на верхнем Гавеле. Редарье были самыми важными из племен Велети.

Рани из Рюгена, не путать с более древними германскими ругами, иногда считаются частью Велети. К югу от Рани находились Укри (Укранен) вдоль Уккера и Моричи (Моризани, Мюрицер) вдоль Мюриц ; первые дали свое имя Уккермарку. Меньшие племена включали дошане на Доссе, замзизи в районе и речанены в верхнем гавеле. Вдоль нижнего Гавела и у слияния Эльбы и Гавела жили Нелетичи, Лиезици, Земзизи, Смелдинги (Смелдинджер) и Бетеничи.

Средний Гавел регион и Хавелланд были заселены Хевелли, племенем, слабо связанным с Велети. К востоку от хевелли жили Спреване нижнего Даме и Шпрее. Небольшие племена на средней Эльбе включали морициани, зервисти, серимунт и никичи.

К югу от Хевелли жили предки современных Сорбов, Лусичей из Нижней Лужицы и Милчени of Верхняя Лужица. Рядом с этими племенами находились Селполи и Безунзанен. Колодичи, Сиуслер, Нисанен и Гломачи (Далеминциер) жили вдоль верхней Эльбы, а Чутичи, Плисни, Гера, Пуонцова, Тухарин, Вета и группы Нелетичей жили недалеко от Заале. На среднем Одере проживали Леубуцци, связанные со средневековой Польшей. Небольшие группы западных славян также жили на Майне и Регнице около Бамберга и на северо-востоке Баварии.

Общество

Реконструкция славянских горд в Грос-Раден, Мекленбург Реконструкция Славянского Горд в Лузатии - Раддуш, Ветшау Липовая саксония граница между саксами и лехитами оботритами, обосновавшимися около 810 г. на территории современной Шлезвиг-Гольштейн

князей

A Полабийский князь был известен как кнез. Его власть была относительно большей в славянском обществе, чем власть датских или шведских королей в их королевствах, хотя она не была абсолютной. Он был главным вождем своего племени и был первым среди его знати, владел большей частью лесных внутренних районов и ожидал почтения от своих воинов. Однако его власть в основном распространялась только на территорию, контролируемую его губернатором, или воеводой. Каждый воевода управлял небольшими территориями вокруг укреплений.

Княжеская власть часто различалась между племенами. Ободритский принц Генрих смог содержать значительную армию ок. 1100 г. за счет городов, а значение кнеза среди ободритов возросло только после его смерти. С другой стороны, принц Рани был ограничен местным сенатом, который возглавлял первосвященник на мысе Аркона ; Рани кнез был по сути первым среди землевладельцев этого племени.

Города

Власть князя и его правителей часто ограничивалась речными городами, летописцами civitates, особенно на территории Велети. Центром полабских городов были небольшие земляные валы, расположенные кругами или овалами. Горд располагался на самой высокой высоте города и занимал казармы, цитадель и княжескую резиденцию. Его часто защищали рвом, стенами и деревянными башнями. Ниже ущелья, но все еще в пределах городских стен, находились городские районы или пригороды, в которых находились резиденции знати и торговцев. В городах часто располагались деревянные храмы славянских богов внутри урбов. За стенами находились жилища крестьян. За исключением Арконы на Рюгене, несколько полабских городов на балтийском побережье были построены недалеко от берега из-за опасений пиратов и рейдеров. Хотя полабские города не были густонаселенными по сравнению с Фландрией или Италией, они были относительно большими для Балтийского региона, например, по сравнению со Скандинавией.

Крестьянство

Большинство полабских славян были крестьянами в небольших деревнях, которые занимались земледелием (богаты зерном, льном) и животноводством (птицеводство, крупный рогатый скот). Некоторые жители были рыбаками, пчеловодами или звероловами. Сельскохозяйственные угодья были разделены на единицы, названные kuritz (лат. : uncus), за которые крестьяне платили налоги на зерно воеводе.

Военные

Полабийское общество развивалось в 9-м веке. и 10 века под давлением Священной Римской Империи и викингов из Скандинавии. Их часто заставляли платить дань королям Дании, католическим епископам и имперским маркграфам. Полабское общество стало милитаризованным, и его лидеры начали организовывать вооруженные силы и оборону. Многие полабские магнаты жили в лесных крепостях, а города были населены воинами и бюргерами.

. Магнаты часто совершали набеги на германские территории или занимались пиратством. Во время крупномасштабных войн кнэ взяли на себя полное командование. Княжеский воевот обеспечивал военную службу от воинов и подати от крестьян. В то время как сельская местность обеспечивала сухопутные силы, города были известны своими баркасами, которые были легче и ниже тех, что использовались датчанами и шведами.

. Полабийские флоты напоминали флот скандинавов, хотя цели могли распознавать коротко остриженные волосы славян и визжащие боевые кличи, когда они приближались. Полабийская кавалерия использовала маленьких лошадей, которые были эффективны в быстрых набегах, но менее эффективны против саксонской и датской тяжелой кавалерии.

Религия

Религия была важный аспект полабского общества. Большая часть их территории была усеяна святыми местами в природе, которым славяне могли молиться и делать подношения славянским богам . Духовенство было важным классом, который создавал образы и предметы поклонения. Полабийские города часто включали в себя сложные храмы, которые часто посещали для жертвоприношений и паломничества. Напротив, в сельской местности священники часто жили скудно.

История

Первичный источник по истории полабских славян - Chronica Slavorum of Helmold в переводе к польскому языку Яна Паплонского в 1862 году.

Полабские славяне пришли на смену германским племенам, которые эмигрировали с I по VI века в период миграции. К 8 веку территория их поселения была в основном стабильной. Карл Великий заручился поддержкой Оботритов в своей кампании против мятежных саксов из Голштинской. Многие славянские племена стали зависимыми от империи Каролингов, и франки создали сербский марш для защиты от сорбов. Эйнхард в Вита Кароли Магни описывает экспедицию на славянскую территорию во главе с Карлом Великим в 798 году. Велети, известные как Вильци (называемые Велатабианами), были подверглись вторжению франков из-за их непрерывных экспедиций в земли ободритов, причем ободриты были союзниками франков против саксов.

. Немецкие кампании против славян начались всерьез во время династии Оттонов. Генрих Птицарь в нескольких кампаниях напал на славян со своей кавалерией. Во время правления Генриха и его сына Отто I было организовано несколько маршей для охраны восточных захватов, таких как Марш Биллунг на севере и Марка Герониса на юг. После смерти Геро в 965 году, Марка Геронис была разделена на Северный марш, Марш Лузатии и Тюрингский марш.>, последний разделен на марши Цейтц, Мерзебург и Мейсен. Такие епископства, как Магдебург, Бранденбург и Гавельберг, были основаны для поддержки обращения славян в христианство.

после поражения Отто II в битве при Стило в 982 году языческие славяне восстали против немцев в следующем году; Hevelli и Liutizi разрушили епископства Хавельберг и Бранденбург, а Obotrites (Mstivoj) разрушили Гамбург. Некоторые славяне продвинулись через Эльбу на саксонскую территорию, но отступили, когда христианский герцог Польши Мешко I атаковал их с востока. Священная Римская империя сохранила лишь номинальный контроль над славянскими территориями между Эльбой и Одером. Несмотря на усилия христианских миссионеров, большинство полабских славян считали Иисуса «немецким богом » и оставались язычником.

принцем-оботритом Удо и его сын Готтшалк расширил свои владения, объединив племена оботритов и завоевав некоторые племена лиутизи в 11 веке. Они поощряли учреждения епископств поддерживать христианскую миссионерскую деятельность. Однако восстание 1066 г. привело к убийству Готшалка и его замене язычником Круто из Вагрии. Сын Готшалка Генрих в конце концов убил Круто в 1093 году.

Датский епископ Абсалон уничтожает идола славянского бога Свантевита в Арконе на картине Лауритса Туксена. Реконструкция Славянского ущелья около Нойбранденбурга Реконструкция Славянского ущелья Бургваллинзель (остров Горд)

С 1140 по 1143 год Голсасская знать продвинулась в Вагрию, чтобы навсегда поселиться на землях языческого Вагри. Граф Адольф II Голштинский и Генрих Бадевидский взяли под свой контроль полабские поселения в Любице и Рацисбург. Впечатленные успехом Первого крестового похода, саксы начали призывать к крестовому походу против своих соседей-славян. Вендишский крестовый поход 1147 года, совпавший с Вторым крестовым походом, был в основном неудачным, что привело к опустошению земель лютизи и насильственному крещению. Однако кампания обеспечила саксонский контроль над Вагрией и Полабией. Оботриты были в основном в мире с саксами в течение следующего десятилетия, хотя славянские пираты совершили набег на Данию.

Начиная с конца 1150-х годов, король Дании Вальдемар Великий заручился поддержкой герцога Генриха Льва из Саксонии в борьбе со славянами; их сотрудничество привело к смерти принца Оботрита, Никлота, в 1160 году. Два христианских лорда разделили большую часть завоеванных территорий между своими вассалами. Когда изгнанный сын Никлота, Прибислав, спровоцировал восстание Оботритов, пара ответила на это, заняв Деммин и отразив лиутицевских союзников Прибислава.

После завоевания Вагрии и Полабии в 1140-х годах саксонская знать попыталась изгнать коренных славян и заменить их саксонскими и фламандскими поселенцами. Восстание оботритов 1164 года, возглавленное сыном Никлота Прибиславом, убедило Генриха Льва, что сохранение славян в качестве союзников будет менее хлопотным делом. Герцог вернул к власти христианина Прибислава как принца Мекленбурга, Кессина и Ростока и вассалом саксов.

Тактика и вооружение сыграли решающую роль в кампаниях Дании против восточных полабских славян. Датчане использовали быстрые прибрежные и речные набеги, тактику, аналогичную таковой викингов. Несмотря на то, что им не хватало опыта осады, датчане смогли нанести вред славянским регионам, сжигая посевы и не огороженные пригороды. Контратаки славян отражались арбалетами и норвежскими длинными луками. Датчане заняли Ругию в 1168 году, захватив Рани цитадель Аркона. Подобно восстановлению Генрихом Прибислава в качестве саксонского вассала, Вальдемар позволил князю рани Яромару править как вассалу-христианину Дании. После того, как Вальдемар отказался делить Ругию с Генрихом, саксонский герцог заручился поддержкой конфедерации оботритов и лютизов против датчан; Вальдемар положил конец конфликту, заплатив Генриху в 1171 году.

Встревоженный расширением власти Генриха Льва, император Фридрих Барбаросса сверг саксонского герцога и перераспределил его земли в 1180/81 году. Прекращение поддержки саксонцев сделало Liutizi и их поморских сторонников уязвимыми для датского флота. Славянский флот, пытавшийся вернуть Ругию, был разбит в заливе Грайфсвальда 19 мая 1184 года. Датские монахи занимались миссионерской деятельностью в померанских аббатствах, и принц Богислав I сдался королю Канут VI в 1185 году стал вассалом датского короля.

Прибислав, христианский князь Хевелли, после своей смерти завещал свои земли саксону Медведю Альберту, что привело к созданию Маркграфство Бранденбургское.

Лужицкие сорбы оставались в значительной степени независимыми. Они были временно подчинены Карлом Великим, но после его смерти связь с франками прервалась. В череде кровопролитных войн между 929 и 963 годами их земли были завоеваны королем Генрихом Птицелов и его сыном Отто Великим и вошли в состав Королевства Германии. К XIV веку большинство проживающих здесь славян было германизировано и ассимилировалось. Однако сорбы, потомки Мильчени и Лусичей, сохранили свою идентичность в Лузатии, регионе, разделенном между немецкими государствами Бранденбург и Саксония.

На славянском языке говорили потомки древани в районе нижней Эльбы до начала 18 века.

См. Также

Сноски

Ссылки

  • Барковский, Роберт Ф. (2015). Słowianie połabscy. Dzieje zagłady (на польском языке). Варшава: Беллона. ISBN 978-83-11-13741-7.
  • Кристиансен, Эрик (1997). Северные крестовые походы. Лондон: Penguin Books. п. 287. ISBN 0-14-026653-4.
  • Голдберг, Эрик Джозеф (2006). Борьба за империю: королевство и конфликт при Людовике Немецком, 817-876 гг. Итака и Лондон: издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3890-X.
  • Херрманн, Иоахим (1970). Die Slawen в Deutschland (на немецком языке). Берлин: Akademie-Verlag GmbH.
  • Де Вер, Максимилиан Шеле (1853 г.). Очерки сравнительной филологии с очерком языков Европы. Нью-Йорк: Университет Вирджинии.
  • Zeuß, Kaspar (1837). Die Deutschen und die Nachbarstämme (на немецком языке). Мюнхен: Игнац Йозеф Лентнер.

Внешние ссылки

Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Polabs.
Последняя правка сделана 2021-06-02 09:31:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте