Техасские вендиш или Техасские вендиши - это группа людей произошли от конгрегации примерно 588 сербов / вендиш людей под руководством и пастырской опекой Джона Килиана (Sorbia n языков : Ян Килиан, немецкий : Иоганн Киллиан), который эмигрировал из Лузатии (часть современной Германии ) в Техас в 1854 году. Этот термин также относится к другим эмиграциям (и всем потомкам), произошедшим до и после этой группы. Однако ни один из них не приблизился по размеру или важности к культуре вендиш в Техасе.
В 1817 году король Фридрих Вильгельм III из Пруссии приказал лютеранам и реформатам церквей на его территории объединятся, образуя Евангелическую церковь Прусского союза. Объединение двух ветвей немецкого протестантизма вызвало много споров. Многие лютеране, называемые старыми лютеранами, предпочли покинуть существующие церкви и сформировать независимые церковные органы. Многие уехали в Америку и Австралию. Спор по поводу экуменизма затмил другие противоречия в немецком лютеранстве. Группа, которая в конечном итоге стала Венедами Техаса, была частью этого движения, ее члены отличались особой этнической принадлежностью как Венеды, то есть славянское меньшинство, живущее в преимущественно немецкой среде.
Сопротивление слиянию лютеранства и кальвинизма Под давлением национальной церкви эта группа, состоящая из представителей многих общин и деревень, собралась 23 марта 1854 года, чтобы принять решение о том, что делать. По окончании собрания было решено встретиться снова в мае, чтобы вызвать пастора. 25 мая 1854 года пастор Джон Килиан был призван пастором новообразованной общины, и начали формироваться планы эмиграции в Техас.
Сойдясь в Гамбург, они отправились в Халл, Англия, где они собирались начать свое морское путешествие. По прибытии они обнаружили, что их намерение отправиться на одном большом корабле было нарушено, поскольку их ждали два меньших корабля. После переговоров и ожидания новостей, их предполагаемая корабельная линия доставила их на запрашиваемый корабль из линейки пакетных кораблей White Star Line, Бен Невис в Ливерпуле, Англия.
Надгробие Килиана в Сербине, на немецком языке.Особо следует отметить вспышку холеры на Брод-стрит в 1854 году, которой эта группа венедов, по-видимому, подверглась, когда находилась в Ливерпуле, Англия. После выхода в море они были вынуждены бросить якорь в Квинстауне, Ирландия, чтобы поместить корабль на карантин и болезнь завершила свой цикл. Далее они приземлились в Галвестоне, штат Техас, после прохождения медицинского осмотра. Найдя самый большой город Техаса (на тот момент), охваченный желтой лихорадкой, они поспешно двинулись дальше в Хьюстон (тогда он был почти вдвое меньше Галвестона). К тому времени, когда они покинули Галвестон, в общей сложности 73 человека умерли от различных болезней, в основном от холеры (55 умерли только от нее).
По прибытии в Хьюстон у многих венедов не было достаточно денег, чтобы продолжить путешествие вглубь страны, кроме как путешествовать пешком, неся все, что они могли. По пути многие не смогли достичь цели общины в других немецких общинах. В конце концов, прибыв в современный графство Ли, они основали поселение Лоу-Пин-Оук (ныне Сербин, Техас ).
Всю первую зиму они выжили в землянках и жалких укрытиях. В наступающем году они завершили строительство своей первой церкви и школы и продолжили сохранять свою культуру. Их пастор Иоганн Kilian выстоял, проповедуя и в Sorbian и Немецкого как более немецкие мигранты придвинулись ближе. В конце концов он добавил английский к списку языков своей проповеди. Использование немецкого языка настолько проникло в общество, что надгробия Килиана и его семьи были вырезаны на немецком языке. Его сыновья продолжали проповедовать и учить вендиш, но с ними положили конец последнему из основных языковых контактов вендиш с небольшой колонией.
Вендиши ценили сильную трудовую этику и, эмигрировав в поисках свободы, не считали необходимым участвовать в рабовладении. Многие фермы вендишей продолжали выращивать и выращивать урожай хлопка в это время. В результате высоких надбавок на хлопок из-за блокады Персидского залива и границ, венды контрабандой ввозили хлопок для продажи на европейские рынки, уклоняясь от федеральных войск и бандитов и усиливая экономика.
Можно проследить, чтобы несколько мужчин-вендиш с честью служили в 1-м пехотном дивизионе Техасского легиона Ваула, будучи завербованными капитаном Робертом Фойгтом, рота C. задержание федеральными войсками в 1863 г. в городе Язу. Среди компании C был венед Иоганн Кешник, которого похитители сразу же разыскали за его услуги сапожником. Несколько мужчин-вендишей серьезно заболели и даже умерли в федеральном плену.
Техасские венеды в Домовине в Баутцене, июнь 1994 г.Расширяя земли и экономические возможности, они соблазнили многих основать новые вендианские общины и церкви по всему Техасу и постепенно рассеялись по Соединенным Штатам. Это усилилось после второй мировой войны, когда многие поколения вендишских семей переехали в города по всему миру. В это время Университет Конкордия начал изучать и документировать техасских вендов и их путешествие, что привело к созданию Музея наследия техасских вендиш рядом с оригинальной церковью Святого Павла, кладбищем и площадкой для пикников. Это исследование начало объединять венедов, представленное Вендишским фестивалем, начавшимся в 1988 году и продолжающимся до сих пор. В 1990-х годах венды начали организовывать поездки в Домовину и поддерживали отношения с проживающими там вендами Лузии.
Городами Сербина, Варда, Гиддингс и прилегающие районы до сих пор в основном состоят из потомков этих первых лужицких пионеров; хотя и без многих пасторов, говорящих на вендиш, культура в основном существует сегодня в Техасском музее наследия вендиш, который продолжает публиковать информационные бюллетени, проводит ежегодный Вендишский фестиваль, организует поездки для вендов на посещение Domowina и открыт в течение года проводятся специальные мероприятия в Сербине, посвященные традициям и истории венедов.
С обновлением чувства культуры вендиш с 1970-х годов Общество наследия техасских вендиш сохраняет история и культура этой группы с их музеем, расположенным в Сербине, Техас. Более 3000 артефактов, документов и оригинальных бревенчатых построек Иоганна Киллиана и его прихожан служат главным голосом этой ушедшей эпохи. Вендишский фестиваль проводится ежегодно каждое четвертое воскресенье сентября с 1988 года, чтобы отметить культуру, традиции и происхождение вендиш. Фестиваль превратился в премьерный праздник вендишской культуры, когда участники со всего мира собираются, чтобы поделиться своими историями, съесть вендишскую лапшу и кофейный торт из штрейзеля, поучаствовать в торцовочной пиле и других традиционных соревнованиях., и сохранив образ жизни, принесенный из Лужицы. Они продолжают украшать яйца в соответствии со своей культурой, и их яичная лапша всегда рядом со столом.
Оригинальный церковный колокол, привезенный из Лузатии и с тех пор замененный в колокольне лютеранской церкви Святого Павла, теперь находится в Техасском университете Конкордия, университете в Остине, основанная техасскими венедами и аффилированная с лютеранской церковью - Синодом штата Миссури.
Сумка вендишской лапши, изготовленная добровольцами для сбора средств для музея.