Wends of Texas

редактировать

Музей наследия техасских вендиш Техасский вендиш Белл

Техасские вендиш или Техасские вендиши - это группа людей произошли от конгрегации примерно 588 сербов / вендиш людей под руководством и пастырской опекой Джона Килиана (Sorbia n языков : Ян Килиан, немецкий : Иоганн Киллиан), который эмигрировал из Лузатии (часть современной Германии ) в Техас в 1854 году. Этот термин также относится к другим эмиграциям (и всем потомкам), произошедшим до и после этой группы. Однако ни один из них не приблизился по размеру или важности к культуре вендиш в Техасе.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Девятнадцатый век
      • 1.1.1 Лузатия
      • 1.1.2 Пересечение Атлантики
      • 1.1.3 Прибытие в Техас
      • 1.1.4 Поселение
      • 1.1.5 Эпоха гражданской войны
    • 1.2 Двадцатый век
  • 2 Настоящее время
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Другие источники
  • 6 Внешние ссылки
История

Девятнадцатый век

Лузатия

В 1817 году король Фридрих Вильгельм III из Пруссии приказал лютеранам и реформатам церквей на его территории объединятся, образуя Евангелическую церковь Прусского союза. Объединение двух ветвей немецкого протестантизма вызвало много споров. Многие лютеране, называемые старыми лютеранами, предпочли покинуть существующие церкви и сформировать независимые церковные органы. Многие уехали в Америку и Австралию. Спор по поводу экуменизма затмил другие противоречия в немецком лютеранстве. Группа, которая в конечном итоге стала Венедами Техаса, была частью этого движения, ее члены отличались особой этнической принадлежностью как Венеды, то есть славянское меньшинство, живущее в преимущественно немецкой среде.

Сопротивление слиянию лютеранства и кальвинизма Под давлением национальной церкви эта группа, состоящая из представителей многих общин и деревень, собралась 23 марта 1854 года, чтобы принять решение о том, что делать. По окончании собрания было решено встретиться снова в мае, чтобы вызвать пастора. 25 мая 1854 года пастор Джон Килиан был призван пастором новообразованной общины, и начали формироваться планы эмиграции в Техас.

Пересекая Атлантику

Сойдясь в Гамбург, они отправились в Халл, Англия, где они собирались начать свое морское путешествие. По прибытии они обнаружили, что их намерение отправиться на одном большом корабле было нарушено, поскольку их ждали два меньших корабля. После переговоров и ожидания новостей, их предполагаемая корабельная линия доставила их на запрашиваемый корабль из линейки пакетных кораблей White Star Line, Бен Невис в Ливерпуле, Англия.

Надгробие Килиана в Сербине, на немецком языке.

Особо следует отметить вспышку холеры на Брод-стрит в 1854 году, которой эта группа венедов, по-видимому, подверглась, когда находилась в Ливерпуле, Англия. После выхода в море они были вынуждены бросить якорь в Квинстауне, Ирландия, чтобы поместить корабль на карантин и болезнь завершила свой цикл. Далее они приземлились в Галвестоне, штат Техас, после прохождения медицинского осмотра. Найдя самый большой город Техаса (на тот момент), охваченный желтой лихорадкой, они поспешно двинулись дальше в Хьюстон (тогда он был почти вдвое меньше Галвестона). К тому времени, когда они покинули Галвестон, в общей сложности 73 человека умерли от различных болезней, в основном от холеры (55 умерли только от нее).

Прибытие в Техас

По прибытии в Хьюстон у многих венедов не было достаточно денег, чтобы продолжить путешествие вглубь страны, кроме как путешествовать пешком, неся все, что они могли. По пути многие не смогли достичь цели общины в других немецких общинах. В конце концов, прибыв в современный графство Ли, они основали поселение Лоу-Пин-Оук (ныне Сербин, Техас ).

Поселение

Всю первую зиму они выжили в землянках и жалких укрытиях. В наступающем году они завершили строительство своей первой церкви и школы и продолжили сохранять свою культуру. Их пастор Иоганн Kilian выстоял, проповедуя и в Sorbian и Немецкого как более немецкие мигранты придвинулись ближе. В конце концов он добавил английский к списку языков своей проповеди. Использование немецкого языка настолько проникло в общество, что надгробия Килиана и его семьи были вырезаны на немецком языке. Его сыновья продолжали проповедовать и учить вендиш, но с ними положили конец последнему из основных языковых контактов вендиш с небольшой колонией.

эпохи гражданской войны

Вендиши ценили сильную трудовую этику и, эмигрировав в поисках свободы, не считали необходимым участвовать в рабовладении. Многие фермы вендишей продолжали выращивать и выращивать урожай хлопка в это время. В результате высоких надбавок на хлопок из-за блокады Персидского залива и границ, венды контрабандой ввозили хлопок для продажи на европейские рынки, уклоняясь от федеральных войск и бандитов и усиливая экономика.

Можно проследить, чтобы несколько мужчин-вендиш с честью служили в 1-м пехотном дивизионе Техасского легиона Ваула, будучи завербованными капитаном Робертом Фойгтом, рота C. задержание федеральными войсками в 1863 г. в городе Язу. Среди компании C был венед Иоганн Кешник, которого похитители сразу же разыскали за его услуги сапожником. Несколько мужчин-вендишей серьезно заболели и даже умерли в федеральном плену.

Техасские венеды в Домовине в Баутцене, июнь 1994 г.

ХХ век

Расширяя земли и экономические возможности, они соблазнили многих основать новые вендианские общины и церкви по всему Техасу и постепенно рассеялись по Соединенным Штатам. Это усилилось после второй мировой войны, когда многие поколения вендишских семей переехали в города по всему миру. В это время Университет Конкордия начал изучать и документировать техасских вендов и их путешествие, что привело к созданию Музея наследия техасских вендиш рядом с оригинальной церковью Святого Павла, кладбищем и площадкой для пикников. Это исследование начало объединять венедов, представленное Вендишским фестивалем, начавшимся в 1988 году и продолжающимся до сих пор. В 1990-х годах венды начали организовывать поездки в Домовину и поддерживали отношения с проживающими там вендами Лузии.

Настоящее время

Городами Сербина, Варда, Гиддингс и прилегающие районы до сих пор в основном состоят из потомков этих первых лужицких пионеров; хотя и без многих пасторов, говорящих на вендиш, культура в основном существует сегодня в Техасском музее наследия вендиш, который продолжает публиковать информационные бюллетени, проводит ежегодный Вендишский фестиваль, организует поездки для вендов на посещение Domowina и открыт в течение года проводятся специальные мероприятия в Сербине, посвященные традициям и истории венедов.

С обновлением чувства культуры вендиш с 1970-х годов Общество наследия техасских вендиш сохраняет история и культура этой группы с их музеем, расположенным в Сербине, Техас. Более 3000 артефактов, документов и оригинальных бревенчатых построек Иоганна Киллиана и его прихожан служат главным голосом этой ушедшей эпохи. Вендишский фестиваль проводится ежегодно каждое четвертое воскресенье сентября с 1988 года, чтобы отметить культуру, традиции и происхождение вендиш. Фестиваль превратился в премьерный праздник вендишской культуры, когда участники со всего мира собираются, чтобы поделиться своими историями, съесть вендишскую лапшу и кофейный торт из штрейзеля, поучаствовать в торцовочной пиле и других традиционных соревнованиях., и сохранив образ жизни, принесенный из Лужицы. Они продолжают украшать яйца в соответствии со своей культурой, и их яичная лапша всегда рядом со столом.

Оригинальный церковный колокол, привезенный из Лузатии и с тех пор замененный в колокольне лютеранской церкви Святого Павла, теперь находится в Техасском университете Конкордия, университете в Остине, основанная техасскими венедами и аффилированная с лютеранской церковью - Синодом штата Миссури.

Сумка вендишской лапши, изготовленная добровольцами для сбора средств для музея.
См. также
Ссылки
  1. ^«Помните венедов? Вряд ли кто-нибудь помнит». Парижские новости. 8 декабря 1982 г. с. 35. Получено 22 марта 2014 г. - через Newspapers.com.открытый доступ
  2. ^Benton, William, ed. (1974), "Лютеранские церкви", Британская энциклопедия, 11 (15 изд.), Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., стр. 198, ISBN 0-85229-290-2.
  3. ^«Карта Добана (Германия) - nona.net». nona.net.
  4. ^https://www.rastko.rs/rastko-lu/istorija/texas.html
  5. ^«Проект Растко - Лузица / Проект Растко - Лужица». www.rastko.rs. Проверено 26 января 2020 г.
  6. ^https://tshaonline.org/handbook/online/articles/drw01
  7. ^https://wendishresearch.org/Hot_Projects_Topics/American%20Civil%20War/company_c_1st_batt/2018-4-18 % 20Company% 20C% 20Roster.pdf
  8. ^http://texaswendish.org/2019/06/12/31st-annual-wendish-fest
  9. ^«31-й ежегодный Вендишский фестиваль». Техасское наследие вендиш. 12 июня, 2019. Проверено 27 января, 2020.
  10. ^"Projekat Rastko - Luzica / Project Rastko - Lusatia". www.rastko.rs. Проверено 27 января 2020 г.
  11. ^«Wendish Texans» (PDF). Техасский университет в Сан-Антонио. Институт техасских культур. 2018. Проверено 26 января 2020 г.
  12. ^«Texas Wendish Heritage». Техасское наследие вендиш.
  13. ^"Информационный бюллетень" (PDF). Общество и музей техасского вендишского наследия. Июнь 2001 г.
  14. ^«Информационный бюллетень» (PDF). Общество и музей техасского вендишского наследия. Апрель 1994.
  15. ^"CTX 101: 5 Достопримечательности Конкордии, о которых вы должны знать". Университет Конкордия, Техас. Проверено 26 января 2020 г.
Другие источники
  • Блазиг, А. (1957) Венеды Техаса. Компания Нейлор. Сан-Антонио, Техас. ASIN B0007DXAP2 OCLC 1224161
  • Колдуэлл, Л. (1961) Техасские венеды: их первые полвека - с исторической, биографической и генеалогической информацией о сербинских венедах, в частности семьях Шатте и Моерб. (The Anson Jones Press. Саладо, Техас) ASIN B0007E9MBC
  • Крейвенс, Крейг и Дэвид Зерсен, редакторы. Трансконтинентальные встречи: Центральная Европа встречает американское сердце (Остин, Техас: Concordia University Press, 2005)
  • Энгерранд, Г. (1934) Так называемые венеды Германии и их колоний в Техасе и Австралии. (Бюллетень Техасского университета, № 3417. Остин, Техас: Университет) ISBN 0-88247-188-0
  • Грайдер, С. (1982) Wendish Texans. (Институт техасских культур Техасского университета. Сан-Антонио, Техас) ISBN 0-86701-000-2.
  • Малинкова, Т. (2009) Shores of Hope: Wends Go Overseas (Остин: издательство Concordia University Press) ISBN 978-1-881848-12-7
  • Малинкова, Трудла, изд. 2014. Ян Килиан (1811–1884). Пастор, Поэт, Эмигрант. Sammelband der internationalen Konferenz zum 200. Geburtstag des lutherischen Geistlichen, Bautzen, 23.–24. Сентябрь 2011 г. Материалы Международной конференции по случаю 200-летия лютеранского священника, Баутцен, 23–24 сентября 2011 г. [каждая глава на немецком и английском языках] Bautzen: Domowina Verlag.
  • Nielsen, G. (1989) В поисках дома, Вендишская иммиграция девятнадцатого века (College Station: Texas AM University Press) ISBN 0-89096-400-9.
  • Wukasch, Чарльз. Скала против чужих волн: история вендов, второе издание (Остин: издательство Concordia University Press, 2008)
  • Церсен, Дэвид. Захватывающая находка в венском хранилище в Техасе. Concordia Historical Institute Quarterly. Осень 2012 г.
  • Церсен, Дэвид, изд. Поэзия и музыка Яна Килиана (Остин: Concordia University Press, 2011)
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 11:28:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте