Soninke Wangara

редактировать

The Wangara (также известный как Wakore, Wankori, Ouankri, Wangarawa, Dyula, Jula, Jakhanke, Jalonke) - это подгруппы Манде, которые позже стали ассимилированными (в разной степени) торговыми классами, которые специализировались как на транссахарском, так и на тайной торговле из золотой пыли. Их диаспора действовала по всей Западной Африке Сахель-Судан. Развитие региональных торговых сетей и проектов Архитектура. Но базирующиеся во многих сахелианском и Нигере - Вольте - Сене - Гамбии речных городах-государствах. В частности, Диа, Тимбукту, Агадес, Кано, Гао, Кумби Салех, Гуидимака, Салага, Конг, Бусса, Бисса, Канкан, Джаллон, Дженне, а также Бамбук, Буре, Лоби и (в меньшей степени) Боно Стейт золотые прииски и Боргу. Они также были практикующими мусульманами из духовного сословия (Карамого ), выпускниками Тимбукту политическими советниками, суфийскими мистиками целителями и отдельными лидерами ( Марабут ). Жить философией торгового пацифизма, называемой суварской традицией. Обучение мирному сосуществованию с немусульманами, использование джихада только для самообороны и даже выполнение функций прорицателей или «духовенства» грамотных посланников немусульманских вождей / королевств. Это дало им определенную степень контроля и огромное богатство в странах, где они составляли меньшинство. Установление контактов практически со всеми религиозными конфессиями Западной Африки. Группа торговцев манде, слабо связанных с царствами региона Сахель и другими западноафриканскими империями. Например, Гана, Мали, Сонгай, Йорубаленд, Боно Стейт, Конг, Боргу, Денди, Мачина, Королевства Хауса и пашалик из Тимбукту. Вангара также описывает любую землю к югу от Тимбукту и Агадеса. Билад-аль-Судан или Билад-аль-Тибр, «Земля Черного» или «Золото».

Содержание
  • 1 История и происхождение
  • 2 Торговля золотом
  • 3 Расширение
  • 4 Известные лидеры
  • 5 Источники
  • 6 Источники
История и происхождение

Питер Бейкуэлл описал Вангару как «малийцев, которые специализировались на управлении междугородней торговлей, и рост торговли золотом в Западной Африке был тесно связан с расширением диапазона их деятельности. первое звено в цепи, идущей от производителей золота в Западной Африке до потребителей в бассейне Средиземного моря и за его пределами ». Аль-Бакри называл их «специалистами по торговле золотом в районе рек Сенегал и Нигер ». Ибн Баттута описал их в 1352 году как торговцев с «к западу от внутренней дельты Нигера». Географ Мухаммад аль-Идриси называл Вангару происходящей из «страны золота, прославившейся большим количеством и хорошим качеством этого металла». Тарих ал-фатташ называет Вангару «тем, кто занимается торговлей и путешествует от одного горизонта к другому». Валентим Фернандес упоминает торговцев золотом Вангары, действующих из Дженн, контролирующих торговлю золотом между Дженн и приисками штата Боно. Они были известны своей честностью и трудолюбием.

Малийский источник, цитируемый в Тарих аль-Судан, отличает Вангару на социально-профессиональном уровне от их Малинке Родственники, утверждая, что последние являются принцами и воинами, а первые - «торговцами, которые переносят золотой песок из страны в страну как придворные князей».

Расположенный в Озёрном регионе на восточной оконечности «страны Ванкара» был Тиракка или Томбузе, предшественник Тимбукту. Это был один из крупных торговых центров региона - место встречи караванов из Ганы и Тадмакки в 10-м и 11-м веках - и зависимости от Ганы. Аль-Идриси описывает его как «один из городов Ванкары» - большой, густонаселенный и не обнесенный стенами - и сообщает, что он «подчинялся правителю Ганы в судебном процессе». Он оставался важным торговым центром до 13 века. в это время Тимбукту заменил его.

Они были не только торговцами золотом, но и осуществляли фактическую монополию на торговлю золотом в мировой системе. Аль-Идриси описывает их землю как «процветающие города и знаменитые твердыни. Ее жители богаты, потому что они обладают в изобилии золота, и многие хорошие вещи привозятся к ним из самых отдаленных уголков земли...»

Они происходят от неолита эры бафур людей. Черные земледельцы, жители некогда плодородной Зеленой Сахары. Усиление опустынивания вытеснило эти прото-сонинке, цивилизации, существовавшие до Ганы, на юго-запад, где они основали каменные поселения еще в 3000 г. до н. Э. (возможно, еще в 4000 г. до н. э. или даже раньше) на стоянках Дхар Тичитт / Тичитт ; Дхар Валата и Дхар Нема.

Геродот грек повествует о тихой торговле между Ганой и Карфагеном. Указывая на рассказы Пунических путешественников, таких как Ганнон Навигатор. Если это правда, торговля с Карфагеном, возможно, началась еще в VI веке до нашей эры. Задолго до известного начала Ганы в 300 г. до н. Э. - 300 г. н. Э. Вполне возможно, что упадок Карфагена после Пунических войн оставил кланы Сонинке отрезанными и бесполезными, поскольку Карфаген хранил в секрете свой источник африканского золота. (Традиция, которую Wangara продолжит). Независимо от исторического факта, в конечном итоге созданный вакуум власти был заполнен ганско-берберской торговлей. «Карфагеняне также рассказывают нам, что они торгуют с расой людей, которые живут в части Ливии за Геркулесовыми столпами. Достигнув этой страны, они выгружают свои товары, устраивают они аккуратно вдоль берега, а затем, вернувшись в свои лодки, выпустили дым. Увидев дым, туземцы спускаются на берег, кладут на землю определенное количество золота в обмен на товары и снова отправляются в Затем карфагеняне выходят на берег и смотрят на золото; и если они думают, что оно представляет собой справедливую цену за их товары, они собирают его и уходят; если, с другой стороны, оно кажется слишком маленьким, они уходят. обратно на борт и ждите, и туземцы прибудут и прибавят к золоту, пока они не будут удовлетворены. С обеих сторон совершенная честность; карфагеняне никогда не касаются золота, пока оно не сравняется по стоимости с тем, что они предложили на продажу, а туземцы никогда не касаются товар до тех пор, пока не заберут золото ".

Торговля золотом

Хотя вангарцы держали это место в секрете, чтобы защитить свою монополию, общая территория золотых приисков Акан была известна к шестнадцатому веку. В своем «Эсмеральдо де Ситу Орбис» (1505–1508) Дуарте Пачеко Перейра описал торговлю золотом в Дженне и Бигу. Абул Касим ибн Мохаммед аль-Гассани в 1586 году описал Бигу как место, где были обнаружены «копи золота и золотой пыли». Султан Мухаммед Белло имел карту 1824 года с четко обозначенными штатом Боно, Эльминой и Бигу.

В древней Гане по традиции все золотые самородки принадлежали королю, оставляя золотой песок для торговли.

Он сделал их богатыми и верными. Традиция продолжилась, когда Гана была поглощена королем Мали Сундиата Кейта и снова сонгайцами Аския Великим. Затем пашалик Тимбукту. Далее следуют государства Фулани Джихад. Традиция закончилась колонизацией Африки Европой.

Именно золото, добытое в Вангаре, уплатило дань, которую испанская корона потребовала от Морискоса во время Реконкисты. Когда Европа нашла гораздо более крупный источник золота в Америке, многие африканские государства начали приходить в упадок. Став основным импортером рабов вместо золота.

В последние годы 18-го и первые годы 19-го века открытия Фридриха Хорнеманна, Мунго Парк и других возродили истории Вангары и ее богатство золотом. Географы того периода, такие как Джеймс Реннелл, сместили страну Вангара далеко на восток и перепутали описание Идриси со сведениями, которые, вероятно, относились к озеру Чад.

. Сегодня многие западноафриканские золотые прииски широко распространены. с иностранцами, коррупцией и нарушениями прав человека. Имейте небольшой надзор и ноль на людей. По сути, демонтаж любого контроля над торговлей золотом, который, возможно, оставил Вангаранцы.

Расширение

Между XII и XIV веками Вангара расширили свои торговые сети на восток в направлении Империи Гао и бассейна озера Чад. Они также двинулись на несколько сотен километров к северу от Кумби Салеха, где они основали сельскохозяйственные колонии и укрепленные города-оазисы, которые служили караван-сараями. Более ранние путешествия между IX-XI веками имели место в западном Такруре и Фута Джаллон. А также Гвинейское нагорье и река Вольта на юге. Их стратегические передвижения были ответом на увеличение коммерческого движения по торговым маршрутам - следствие Альморавидов и Альмохадов политической и социальной гегемонии и коммерческой деятельности в Магрибе и Андалусия (IX – XV века) и, отчасти, попытка консолидировать политические интересы Ганы в южной Сахаре. После многих лет ассимиляции с местным населением многие общины вангара определили больше как собственный социальный класс, чем просто этнически сонинке.

В земли йоруба

Во время правления Мансы Мусы в 14 веке Вангара продвинулись дальше, чем когда-либо прежде, и таким образом достигли штатов йоруба на юго-западе Нигерии. Там это называлось Эсин Имале, «Религия малийцев» или «Твердое знание». После 2-й волны сонгайского говорящего вангара и 3-й волны мусульманских хауса-фулани к 19 веку многие подгруппы йоруба, такие как наго, ойо, ифе, илорин и иджебу, имели значительные мусульманские общины.

На побережье Атлантического океана

К 16 веку усовершенствованная техника плавания и более совершенные корабли стали причиной медленного упадка давно доминирующей транссахарской торговли. Гораздо более длинный и опасный маршрут. Этот сдвиг в торговле с Сахары с севера на Пеппер-Кост на юг, вызванный появлением европейских берберийских кораблей, начал ослаблять многие африканские государства.. Новая трансатлантическая работорговля разжигала межплеменное соперничество, усугубляя ситуацию. В 1505 году нашей эры ряд Малийской империи кланов, называемых людьми грива, мигрировали из реки Нигер на побережье Атлантического океана в предполагаемом споре, перешедшем в изгнание дворянки по имени «Мабете Макарико» из Камары. Клан Мансы (Императора), когда она обращается к его некомпетентности. К 1570 году нашей эры люди гривы ассимилировали всех коренных жителей современных Сьерра-Леоне и Либерии в той или иной степени. Будь то лингвистически, религиозно или культурно. Именно здесь и в Сенегамбии вангара начали приобретать огнестрельное оружие и более доступные товары.

В Земли Мосси

Парадоксально, но проникновение торговцев Вангары (также известных как Марка или Ялсе) на территорию Мосси, похоже, является результатом вторжений мосси в Нигер долина и Манде город Валата с начала 15 века, которые способствовали упадку Мали больше, чем другие факторы, и которые спровоцировали Сонгхай узурпацию в последнее следствие.

Моси (враждебно относившиеся к исламу) в прежние времена совершали набеги на северные рынки для торговли товарами, особенно солью, но позже разрешили мусульманским торговцам из этих областей ввозить желаемые товары в свои собственная страна. Выживание королевства Сонгхай в восточной Гурме после марокканского завоевания 1592 г. можно объяснить как следствие постепенного и мирного проникновения Вангары в эти восточные регионы: Гурма (с Булсой, Биланга), Денди и Боргу.

В земли хауса

Соответствующие источники, Хроники Кано и один, использованный Ибрагимом б. Mhd. n.Idris b.Husai, датированный 1061 годом (1650/51), упоминает, что Wangarawa - целых 160 человек - эмигрировали под предводительством Za (gha) iti и пришли в Kano и представили Ислам, согласно первому источнику во времена Яджи (1349–1385), согласно второму под (867–904 хиджры, 1463–99), после того, как покинул Мали в 835 году хиджры (1433 г.).

Фамилия, образованная от «Загха» или «Зегай», может указывать на город Загха (Заре- или Саре-) в Мачине или районе озера к югу от Тимбукту. Эти Вангара покинули страну во время отсутствия безопасности из-за вторжений мосси и переехали под большую защиту Сонгхай, переняли язык Сонгхай и, возможно, усилили коммерческие контакты между Сонгхаем и Хауса. Считается, что во время своего восточного переселения Вангара разделилась на две группы в Гобире, одна направилась в Кано, а другая - в Аир. Зарегистрированные сообщества вангара есть в Кано, Кацине и Боргу.

Находясь там, они установили «королевскую власть» с королевскими советами местных священников из числа представителей местных линий. Некий Вангара, избранный в 1492/3 г., стал первым мусульманским сарки Кацины.

В бассейне Вольты

Бассейн Вольты был важен для Вангары в нескольких отношениях: он включал в себя некоторые из основные золотодобывающие районы (Лоби, Банда), будучи связаны с другими (в бассейнах рек Бирим и Пра и Оффин, а также в Слоновой кости Побережье ); он отмечает южный конец дальнего торгового пути из Дженне и Тимбукту, где производились драгоценные товары из лесной зоны (золото, кола ); он также образует границу и связь между языковой и экономической сферами манде- дюла и хауса- цзонго.

В современной Гане «Вангара» относится к говорящим на манде и тем, кто, как полагают, имеет происхождение манде и связан с торговлей. В то время как язык хауса является lingua franca среди поселений Зонго и Гонджа, на Дьюла говорят как на лингва-франка в северных Только Кот-д'Ивуар, юг Буркина-Фасо и только северо-запад Ганы. В Гане его слышат от Ва до Венчи из-за тесной связи с важными исламскими центрами Конг и Боуна. Следуя привычному комплексу «Рынок-Мечеть-Медресса», Вангара основала колонии Бего, Боле (Буале), Бондуку и других на опушке леса, помимо Конга и Боуны. Они также добились некоторого успеха в обращении моси, дагбонов и людей боно. Мачина Фулани также сохранила свое присутствие.

В Восточный Судан

В то время как сами Вангары смогли построить сообщества только на востоке, как Кано, Нигерия их кочевые вассалы фулани оказались более успешными. Особенно после джихадных государств 18 века имамата Фута Джаллон, Фута Торо, Мачина, Халифат Сокото и Адамава. Кто станет доминировать в Западной Африке и будет использовать торговые сети Вангары, как видно из сотрудничества Фута Джаллон с Джаханке подгруппой Сонинке и Макина с учеными Сонинке из Тимбукту. В Западном Судане вангара (негр народ) стали основными носителями ислама. Но в Восточном Судане уже давно существовали царство канем-борну и арабских племен. Сложно сделать возможный успех новых постоянных поселений. нило-сахарские и чадские группы, такие как канури, тебу, мандара и вадаи активно соревновались в торговле. Именно через восточные маршруты Сахеля, взятые пастырями фулани во время хаджа в Мекку, Вангара, несомненно, выиграла, хотя и косвенно. Причина использования этого альтернативного маршрута неизвестна. Возможно, из-за усиливающегося опустынивания Сахары, что делает путешествие на север слишком опасным, или из-за того, что арабские жители Северной Африки не приняли черных как рабов, которые начали воспринимать черных как простой класс рабов. Говорят, что император Мали Сакура Кейта выбрал старый сахарский путь в Мекку и по неизвестным причинам решил вернуться, используя маршрут Сахель. Он пересек Красное море и прибыл в Эфиопию, где был убит афаром людьми, известными как опытные бойцы с ножами. Один или несколько из семи сыновей Билала ибн Рабаха, первый Муэдзин и наполовину черный Хабеша, как сообщается, прибыли в Мандинг по реке Нигер по этому пути. Путешествие параллельно мусульманскому завоеванию на севере. Наконец, поселился в Кангабе как принц и вассал Ганской империи. Которые позже объединятся в Империю Мали под властью тех же потомков.

В Америку

Есть два случая присутствия Wangara в Америке. Одним из них является возможный успех императора Мали Абу Бакра II, два плавания через Атлантический океан в 14 веке и более проверенные записи черных мусульман »мавров "в Трансатлантической работорговле.

Манса Муса во время своего хаджа в Египте рассказал о своем предшественнике Абу Бакре II. Который отрекся от престола, чтобы исследовать край земли, чтобы никогда не вернуться. Сначала отправил флот из 400 кораблей, а затем лично возглавил еще один из 2000. Доказательств его успеха мало, и любая африканская примесь в современном коренном населении была бы неотличима от рабов, привезенных позже европейцами. Хотя есть некоторые предметы местного искусства с явно африканскими чертами в виде каменных построек и табличек. Медно-золотые наконечники копий возможного африканского происхождения в Карибском бассейне. Стили одежды, похожие на мусульманские головные уборы некоторых ранее встреченных племен. Даже свидетельство самих европейцев о том, что они видели черных аборигенов темнее остальных. Сам Христофор Колумб написал о своем третьем путешествии, чтобы подтвердить сообщения о «каноэ у берегов Африки, готовых к отплытию». Никаких подтверждений не было, но этот вопрос все еще обсуждается историками.

Многие рабы в трансатлантической работорговле были черными мусульманами западноафриканцами, уже образованными и квалифицированными, иногда более высокими, чем их европейские работорговцы. Точная цифра неизвестна, но колеблется от 20% до 30%. Несомненно, некоторые из них были участниками или, по крайней мере, знали о торговых сетях Вангара, поскольку мусульманские рабовладельческие сообщества в Америке уже были знакомы с существованием друг друга. Это создало подсообщество рабов, которые активно искали друг друга с помощью практик «Проклятой секты Мохамета». Хотя они все еще разделены по этническим и языковым линиям, они в конечном итоге объединились через веру. Говорят, что у него нет проблем с поиском способов общения, и он демонстративно практиковал тайно или собирался открыто для молитвы, в зависимости от своего надзирателя. Многие до сих пор носили одежду, похожую на их старую одежду, такую ​​как вуали, головные уборы, платья, туники с длинными рукавами, тюрбаны, шаровары, кепки, куфи, конические шляпы и дополнительный материал, чтобы иногда закутывать лицо. Они были ответственны за многие организованные восстания, такие как Мужское восстание и Гаитянская революция. Сохраняя свои традиции среди гулл еще в 19 веке. Они состояли из черных мусульманских этнических групп, таких как волоф, серер, мандинго, наго, фулани, Тукулор, Мано, Серекуле, Сонгай, Зарма, Хауса, Мандара, Гонджа Канури, Багирми, Бамун, Бамилеке, Сара, Нупе, Арма Мурс, Туареги, Боргу, Гур и Зонго

Известные лидеры
  • Эль-Хадж Манса «Муса» Канкан Кейта из династии Кейта, потомок первого Муэдзина Билал Ал -Хабеша
  • Фодия Мохаммед Фодики Сану Эль Ванкори, покинул свою страну Битоу в результате внутренней борьбы и поселился в Дженне в 1492 году
  • эль-Аббас Киби, по происхождению Уа'кри, и Кади Дженне
  • Махмуд-бен-Абу-Бекр-Багайого, отец юристов Мухаммеда и Ахмеда Багайого, кади с 1552 года и основатель целой семьи «консультантов по праву»
  • Мохаммед -Бенба-Кенати
  • Мохаммед-бен-Махмуд-бен-Абу-Бакр (1524–1593)

М. Ламин Драмме

Ссылки
Источники
  • Массинг, Эндрю У. " Вангара, старая диаспора сонинка в Западной Африке? " Cahiers D'Etudes Africaines 158 (2000): 281–308. Печать.
  • Уилкс, Айвор. «Вангара». Энциклопедия ислама. 2-е изд. Vol. XI. Нп.: н.п., 2002. 137–38. Печать.
Последняя правка сделана 2021-06-08 10:02:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте