Люди Дюла

редактировать
Дюла
Общая численность населения
2,2 миллиона
Регионы со значительным населением
Западная Африка
Языки
Дюла
Религия
Преимущественно мусульмане-сунниты
Родственные этнические группы
Мандинка, Бамбара, Малинке, Джаханке

Дюла (Диула или Джуула ) - это манде этническая группа, населяющая несколько западноафриканских страны, в том числе Мали, Кот-д'Ивуар, Гана и Буркина-Фасо.

Характеризуется как очень успешная каста торговцев , мигранты Дьюла начали создавать торговые сообщества по всему региону в четырнадцатом веке. Поскольку бизнес часто велся при немусульманских правителях, Дьюла разработал набор теологических принципов для мусульманских меньшинств в немусульманских обществах. Их уникальный вклад в виде междугородной торговли, исламских знаний и религиозной терпимости был значительным фактором в мирном распространении ислама в Западной Африке.

Содержание
  • 1 Историческая справка
    • 1.1 Суварские традиции
  • 2 Коммерческие и политические экспансия
    • 2.1 Проникновение в южные лесные районы
    • 2.2 Государство Гонджа
    • 2.3 Империя Конг
    • 2.4 Королевство Васулу
  • 3 Культура и общество дюла
  • 4 Исламские традиции
  • 5 Язык диула
  • 6 Известных членов
  • 7 Примечаний
  • 8 Источников
Историческая справка
Мужчина Дьюла, 1900

Манде принял ислам в тринадцатом веке после вступления в веру через контакт с Североафриканские торговцы. К 14 веку Малийская империя (около 1230-1600) достигла своего апогея, приобретя значительную репутацию благодаря исламским постановлениям своего двора и паломничествам нескольких императоров, которые следовали традициям первых Черный принц совершит хадж в Мекку. Это было в то время, когда Мали начал поощрять некоторых местных торговцев основывать колонии недалеко от золотых приисков Западной Африки. Этот торговый класс мигрантов был известен как Дьюла, мандинго слово, означающее «торговец».

Дьюла распространилась по бывшей области культуры манде с атлантического побережья Сенегамбии до Нигера и от южной окраины Сахары до лесных зон дальше на юг. Они основали децентрализованные поселки в немусульманских колониях, которые были связаны с обширной коммерческой сетью, которую профессор Филип Д. Кертин описал как «торговую диаспору». Руководствуясь требованиями бизнеса, они вышли на новые рынки, основав поселения под эгидой различных местных правителей, которые часто позволяли им самоуправление и автономию. Организация торговых компаний дюла была основана на кланово-семейной структуре, известной как лу - рабочая единица, состоящая из отца, его сыновей и других прикрепленных мужчин. Члены данного лу рассеялись из саванны в лес, управляли оборотом товаров и информации, размещали заказы и эффективно контролировали экономические механизмы спроса и предложения.

суварские традиции

Фотография фермера Дьюла в головном платке, 1966 год.

Со временем в колониях Дьюла выработалось теологическое обоснование своих отношений с немусульманскими правящими классами и подданными, автор Нехемия Левцион окрестили «соглашательским исламом». Человек, сформулировавший это обоснование, - шейх аль-Хадж Салим Сувари, священник Сонинке из центральной области Мали, который жил около 1500 года. Он совершил хадж в Мекку <156.>несколько раз и посвятил свою интеллектуальную карьеру развитию понимания веры, которая поможет мусульманским меньшинствам в «языческих » странах. Он обратился к североафриканским и ближневосточным юристам и теологам, которые размышляли о проблеме мусульман, живущих среди немусульманского большинства, ситуации, которые были частыми в веках исламской экспансии

Шейх. Сувари сформулировал обязательства мусульманских меньшинств в Западной Африке в нечто, известное как суварская традиция. Он подчеркнул необходимость для мусульман мирно сосуществовать с неверующими и таким образом оправдал разделение религии и политики. В этом понимании мусульмане должны развивать свою ученость и набожность и тем самым служить хорошим примером для окружающих их немусульман. Они могли согласиться с юрисдикцией немусульманских властей до тех пор, пока у них была необходимая защита и условия для исповедания веры. В этом учении Сувари следовал сильной приверженности исламской мысли к любому правительству, даже если оно немусульманское или тираническое, а не никакому. Военный джихад был прибежищем только в том случае, если верующим угрожали. Сувари отговаривал давах (миссионерская деятельность), вместо этого утверждая, что Аллах приведет немусульман в ислам Своим собственным путем; мусульманин не обязан решать, когда невежество должно уступить место вере. Поскольку их исламская практика подходила к традиционным культам, дюла часто служили священниками, прорицателями и советниками при судах анимистов правителей.

Коммерческая и политическая экспансия

Как единомышленники-мусульмане, торговцы дюла также могли оценить ценную транссахарскую торговую сеть, проводимую североафриканскими арабами и берберами, которых они встречали в торговых центрах по всему миру. Сахель. Некоторые важные торговые товары включали золото, просо, рабов и орехи кола с юга, а также рабские бусы и ракушки каури с севера (для использования в качестве валюты ). Именно под властью Мали великие города изгиба Нигера, в том числе Гао и Дженне, процветали, а Тимбукту, в частности, стал известен по всей Европе своим огромным богатством. Важные торговые центры на юге Западной Африки возникли в переходной зоне между лесом и саванной; примеры включают Бего и Боно Мансо (в современной Гане) и Бондуку (в современном Кот-д'Ивуаре). Западные торговые пути продолжали играть важную роль: Уадан, Уалата и Чингетти были основными торговыми центрами на территории, которая сейчас Мавритания.

. южные лесные регионы

Развитие торговли Дьюла в Гане и прилегающем Кот-д'Ивуаре имело важные политические последствия, а иногда и военные последствия. Дюла возглавил проникновение манде в лесные зоны на юге, установив караванные маршруты и торговые посты в стратегических местах по всему региону на пути к местам производства колы. К началу XVI века купцы-дюла торговали так далеко на юг, как побережье современной Ганы.

На северной окраине леса возникли новые государства, такие как Боно и Банда. По мере повышения экономической ценности золота и колы, леса к югу от этих штатов, которые до сих пор были мало заселены из-за ограниченного сельскохозяйственного потенциала, стали более густонаселенными, и там начали применяться те же принципы политической и военной мобилизации. Деревенские общины стали данниками правящих групп, а некоторые из них стали клиентами и рабами, необходимыми для поддержки королевских семей, армий и торговых предприятий. Иногда эти политические изменения были не в пользу Дьюла, которые нанимали воинов манде для охраны своих караванов и, при необходимости, могли призывать более крупные контингенты из суданских королевств. В семнадцатом веке напряженность между мусульманами и местными язычниками в Бего переросла в разрушительную войну, которая в конечном итоге привела к полному оставлению столицы Банды. В конце концов, местные жители поселились в ряде городов дальше на восток, а дюла отошла на запад, к дальней стороне холмов Банда, где они основали новый торговый центр Бондуку.

штата Гонджа

Присутствие дюлы и изменение баланса сил вызвали политические потрясения в других местах. Среди важнейших политических инициатив манде на торговых путях к югу от Дженне было создание государства дюла Гонджа Набаа в XVI веке. Это было вызвано общим ухудшением конкурентной позиции торговцев дюла и тремя факторами: (1) почти монопольный контроль экспорта лесной продукции, достигнутый королевством Акан в Боно; (2) приход к власти дальше к северу от Дагомба Королевства, контролировавшего местные соляные месторождения; и (3) усиление конкуренции после прибытия в регион конкурирующих междугородных торговцев из Хаусаленда.

Реакцией Дьюла в регионе Боно-Банда-Гонджа на эти события было создание собственного королевства. в Гондже - территория, которую северные торговцы должны были пересечь, чтобы добраться до лесных массивов Акан, расположенных на территории современной Ганы. К 1675 году Гонджа учредил верховного вождя по имени Ягбонгура для управления королевством. Но Гонджа не была плодородной землей, на которой можно было пытаться поддерживать централизованное правительство. Это потому, что держава Дагомба на севере и сила Акан на юге были слишком мощными; таким образом, новое королевство быстро уменьшалось в силе.

Империя Конг

Многие из торговых постов, основанных Дьюла, в конечном итоге стали рыночными деревнями или городами, такими как Конг в сегодня Северо-Восточный Кот-д'Ивуар. Он возник как торговый центр, когда малийские купцы начали торговать на территории, населенной язычниками сенуфо и другими вольтовскими группами. Су-префектура Конг, в районе Конга до Дабакала, считается «исходной» областью, где торговцы дюла впервые поселились в двенадцатом веке. Присутствие Дьюлы в районе Конг быстро росло в семнадцатом веке в результате развития торговли между коммерческими центрами вдоль берегов Нигера и лесным регионом на юге, который контролировался вождествами Бауле и Ашанти. Дюла привнесли свои торговые навыки и связи и превратили Конг в международный рынок для обмена северными пустынными товарами, такими как соль и ткань, и южными лесами, такими как орехи кола, золото и рабов. Город был также религиозным центром, в котором проживало значительное академическое сообщество мусульманских ученых с дворцами и мечетями, построенными в традиционном суданском стиле. По мере того как Конг процветал, его ранние правители из клана Таравере объединили традиции дюла и сенуфо и распространили свою власть на окружающий регион.

К восемнадцатому веку дюла приобрела довольно сильную силу в этом районе и пожелала избавиться от себя подчинения вождям Senufo. Это было достигнуто во время восстания во главе с Секу Ваттарой (Уаттара), воином-дюла, который заявил о своем происхождении из линии Малинке Кейта и который изучал Коран и занимался торговлей, прежде чем стать воином. Объединив вокруг себя всю дюлу в этом районе, Секу Ваттара легко победил местные вождества и основал в 1710 году независимое государство Дьюла, первое в своем роде государство в Западной Африке. Он утвердился в качестве правителя, и под его властью город вырос из небольшого города-государства до столицы великой Империи Конг, господствовавшей над большей частью региона. Дюла Конга также поддерживал торговые связи с европейскими торговцами на атлантическом побережье Гвинейского залива, у которых они легко получали ценные европейские товары, в первую очередь винтовки, порох и ткани. Приобретение оружия позволило создать вооруженное ополчение, которое защищало торговые пути, проходящие через территории различных мелких правителей. В ходе развития своего государства Секу Ваттара построил сильную армию, состоящую в основном из побежденных языческих групп. Руководство армии в конечном итоге превратилось в новый класс воинов, названный сонанги, который постепенно отделялся от общего класса торговцев дюла.

Империя Конг начала приходить в упадок после смерти Секу Ваттара. Борьба за престолонаследие разделила королевство на две части: северную часть контролировал брат Секу Фамаган, который отказался признать правление старшего сына Секу на юге. К концу девятнадцатого века многие провинции Конга сформировали независимые вождества. Город Конг сохранил престиж исламского торгового центра, но больше не был резиденцией важной политической силы. В конце концов в 1898 году он перешел под французский колониальный контроль. Несмотря на падение славы, мечеть Конг Пятничная мечеть семнадцатого века уцелела, и город был в значительной степени перестроен в традиционном судано-сахелианском архитектурном стиле и украшен Кораном. аническая школа.

Королевство Васулу

Васулу регион в Западной Африке.

Завоеватели манде в девятнадцатом веке часто использовали торговые пути, проложенные Дьюла. Действительно, именно использование им их коммерческой сети позволило военачальнику Самори Туре (1830–1900) занять доминирующее положение в регионе Верхнего Нигера. Член семьи дюла из Сананкоро в Гвинее, Самори завоевал и объединил государства Дьюла в 1860-х годах. Он получил контроль над долиной реки Майло в 1871 году, захватил деревню Канкан в 1881 году и стал основным держателем власти в Верхнем Нигере. К 1883 году Самори успешно подчинил местных вождей и официально основал королевство Васулу.

. Основав империю, он принял религиозный титул Алмами в 1884 году и воссоздал малийский царство. Этим новым государством управлял Самори и совет родственников и клиентов, которые взяли на себя управление канцелярией и казной, а также отправляли правосудие, религиозные дела и международные отношения. В отличие от некоторых из его современных строителей государства, Самори не был религиозным проповедником, а Васулу не был реформистским государством как таковым. Тем не менее, он использовал ислам для объединения нации, продвигая исламское образование и основывая свое правление на шариате (исламском законе). Однако профессиональная армия Самори была важным институтом и реальной силой его империи. Он импортировал лошадей и оружие и модернизировал армию по европейскому образцу.

Торговцы Дьюла никогда не имели такого процветания, как при алмаме. Несмотря на то, что они не играли центральной роли в создании государства, дюла поддерживал Самори, потому что он активно поощрял торговлю и защищал торговые пути, тем самым способствуя свободному перемещению людей и товаров. Самори оказал сильнейшее сопротивление европейскому колониальному проникновению в Западную Африку, в течение семнадцати лет борясь с французами и англичанами. Предполагаемая мусульманская империя Самори была разрушена французами, которые захватили Сикассо в 1898 году и отправили Самори в ссылку, где он умер в 1900 году.

Культура и общество Дьюла
Мандинка Гриот Аль-Хаджи Папа Сассо исполняющий песни из устной традиции Гамбии на кора

Общество Дьюла является иерархическим или на основе касты, с дворянством и вассалами. Как и многие другие африканские народы, они раньше держали рабов (джонв), которые часто были военнопленными из земель, окружающих их территорию. Потомки бывших королей и генералов имели более высокий статус, чем их кочевые и более оседлые соотечественники. Со временем эта разница стирается, что соответствует экономическому благополучию групп.

Традиционная социальная структура дюла разделена на различные семейные клановые группы, и клановая принадлежность продолжает оставаться доминирующим аспектом как коллективной, так и индивидуальной идентичности. Люди яростно преданы своему клановому происхождению, часто выражая свою культурную историю и преданность через устные традиции танца и рассказывания историй. Дюла - это патрилинейный и патриархальный, при этом мужчины старшего возраста обладают наибольшей властью и влиянием. Мужчины и женщины обычно проживают в отдельных домах из глины или цемента: мужчины занимают круглые дома, а женщины - прямоугольные. Отец возглавляет семью, и наследство передается от отца к сыновьям. Несмотря на то, что дюла незаконна, она по-прежнему практикует многоженство, и молодых людей часто поощряют вступать в брак в рамках своего клана.

Другой наследственный класс, которому социальная иерархия дюла предоставила особо важный статус, был занят тунтиги или классом воинов. Дюла уже давно привыкли окружать свои города укреплениями и брать в руки оружие, когда это считалось необходимым, чтобы защитить себя и поддерживать беспрепятственный поток торговых караванов. В результате они стали тесно связаны с воинами тунтиги.

Исламская традиция
Мечеть в Гане

Дьюла были преимущественно мусульманами с 13 века. Многие жители сельских районов сочетают исламские верования с некоторыми доисламскими анимистическими традициями, такими как присутствие духов и использование амулетов. Сообщества Дьюла имеют репутацию исторически поддерживающих высокий стандарт мусульманского образования. Семейное предприятие дюла, основанное на лу, могло позволить некоторым из своих молодых мужчин получить исламское образование. Таким образом, появился класс улемов (священнослужителей), известный как карамого, которые были обучены Корану и комментариям (тафсир ), хадисам (пророческие повествования) и жизнь Мухаммеда. Согласно традиции духовенства дюла, ученик обучался у единственного шейха в течение от пяти до тридцати лет и зарабатывал на жизнь фермером, работающим на полставки на земле своего учителя. По окончании учебы карамого получил тюрбан и иснад (разрешение на преподавание) и либо искал дальнейшего обучения, либо открыл собственную школу в отдаленной деревне. Высокообразованный карамого мог стать профессиональным имамом или кади (судьей).

Некоторые семьи приобрели репутацию тех, кто предоставляет ученым несколько поколений. Например, клан Саганугу был потомком дьюла, жившим в Северном и Западном Кот-д'Ивуаре и некоторых частях Верхней Вольты. Эту линию можно проследить до Тимбукту, но ее главной фигурой был шейх Мухаммад аль-Мустафа Сагануху (ум. 1776 г.), имам Бобо-Дьюласо. Он создал образовательную систему, основанную на трех канонических текстах с комментариями Корана (тафсир ) и хадисах. Его сыновья продолжали распространять учение своего отца и распространились через города в Гане и в Кот-д'Ивуаре, основав исламские школы, или мадари, и действовали как имамы и кади.

Эти мадари, вероятно, были положительным фактором. побочный продукт долгой истории интереса мусульман к литературному творчеству. В «Исламской литературной традиции в Гане» автор Томас Ходжкин перечисляет большой литературный вклад, который сделали мусульмане Дьюла- Вангара в историю не только тех регионов, в которых они оказались. но и в Западной Африке в целом. Он цитирует аль-Хаджа Осману Эшаку Бойо из Кинтампо как «алима с широким спектром мусульманских связей и отличным знанием местной исламской истории», усилия которого объединили множество Арабские рукописи со всей Ганы. Эти рукописи, Иснад аль-Шуюх ва'ль-улама или Китаб Гунджа, составлены аль-Хадж Умаром ибн Аби Бакром ибн Усманом аль-Каббави аль-Канави аль-Салагави из Кете-Крачи, которого Ходжкин описывает как « самый интересный и исторически значимый из поэтов », теперь его можно найти в библиотеке Института африканистики Университета Ганы.

языка диула

дьюла говорят на языке диула или джулаканском, который входит в группу тесно взаимосвязанных языков мандин, на которых говорят различные этнические группы, распространенные по всей Западной Африке. Диула наиболее тесно связан с языком бамбара (наиболее распространенным языком в Мали), аналогично отношениям между американским и британским английскими языками. Вероятно, это наиболее используемый язык в торговле в Западной Африке.

Язык и народ диула отличаются от народа диола (йола) в Гвинее-Бисау и Казаманс.

Известные члены
Примечания
Ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с людьми Дьюла.
Последняя правка сделана 2021-05-18 07:38:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте