Империя Сонгай

редактировать
Бывшее государство, расположенное в Западной Африке
Империя Сонгай.
c.1464–1591
Территориальная протяженность Империи Сонгай в ок. 1500. Территориальные пределы Империи Сонгай в ок. 1500.
СтолицаГао
Общие языкиСонгай, Малинке, Мандинка, Фулани, Бозо, Сонинке, Хауса, Мур
Религиясуннитский ислам, Традиционные африканские религии
ПравительствоИмперия
Диа (Император )
• 1464–1492Суннитский Али
• 1492–1493Сонни Бару
• 1493–1493 гг. 1528Аския Великий
• 1529–1531Аския Муса
• 1531–1537Аския Бенкан
• 1537–1539Аския Исмаил
• 1539 –1549Аския Исхак I
• 1549–1582 / 1583Аския Дауд
• 1588–1592Аския Исхак II
Историческая эпохаПостклассическая эпоха
• Сонгхай государство возникает в Гао c.1000
• независимость от Империи Мали c.1430
Суннитская династия Начало1468
Династия Аския начинается1493
• Империя Сонгай падает1591
Королевство Денди продолжается1592
Площадь
15001,400,000 км (540,000 кв. миль)
1550800000 км (310 000 кв. миль)
Валюта(ракушки Каури и золотые монеты)
ПредыдущийПреемник
Империя Мали
Империя Гао
Династия Саади
Пашалик из Тимбукту
Королевство Денди
Сегодня часть

Империя Сонгай (также транслитерированная как Сонгхай ) была государством, которое доминировало в западном Сахеле в 15 и 16 гг. век. На пике своего развития это было одно из крупнейших государств в истории Африки. Государство известно своим историографическим названием, производным от его ведущей этнической группы и правящей элиты, Сонгай. Сонни Али установил Гао как столицу империи, хотя с 11 века в Гао и вокруг него существовало государство Сонгай. Другими важными городами в империи были Тимбукту и Дженне, завоеванные в 1468 и 1475 годах соответственно, где процветала городская торговля, а к югу от него находилось северное государство Акан Бономана.. Первоначально империей правила династия Сонни (c.1464–1493), но позже ее сменила династия Аския (1493–1591).

Во второй половине 13 века Гао и его окрестности превратились в важный торговый центр и привлекли интерес расширяющейся Малийской империи. Мали завоевала Гао в конце 13 века. Гао оставался под гегемонией Мали до конца 14 века. Когда Империя Мали начала распадаться, Сунхай восстановил контроль над Гао. Правители Сонгая впоследствии воспользовались ослабленной империей Мали, чтобы расширить правление Сонгая.

Под властью Сонни Али Сонгай превзошел Малийскую империю по площади, богатству и могуществу, поглотив обширные территории Малийской империи и достигнув своего пика. Его сын и преемник, Сонни Бару (1492–1493), был менее успешным правителем империи, и поэтому был свергнут Мухаммадом Туре (1493–1528; назывался Аския), один из генералов своего отца, который провел политические и экономические реформы по всей империи.

Серия заговоров и переворотов преемников Аскии вынудила империю вступить в период упадка и нестабильности. Родственники Аскии пытались управлять империей, но политический хаос и несколько гражданских войн внутри империи обеспечили продолжающийся упадок империи, особенно во время жестокого правления Аскии Исхака I (1539–1549). Империя пережила период стабильности и череду военных успехов во время правления Аскии Дауда (1549–1582 / 1583). Ахмад аль-Мансур, марокканский султан в то время требовал налоговых поступлений с соляных шахт империи.

Аския Дауд в ответ послал большое количество золота в качестве подарка в попытке умиротворить султана. Аския Исхак II (1588–1591) пришел к власти в долгой династической борьбе после смерти Аскии Дауда. Он будет последним правителем империи. В 1590 году аль-Мансур воспользовался недавней гражданской войной в империи и послал армию под командованием Джудар-паши, чтобы завоевать Сонгай и получить контроль над транссахарской торговлей маршруты. После катастрофического поражения в битве при Тондиби (1591) империя Сонгай пала. Королевство Денди пришло на смену империи как продолжение культуры и общества Сонгай.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Доимперский Сонгай
    • 1.2 Императорский
    • 1.3 Доимперское царство
    • 1.4 Имперское Сонгай
    • 1.5 Суннитский Али
  • 2 Имперский Сонгай
    • 2.1 Суннитский Али
    • 2.2 Аския Великий
    • 2.3 Упадок
  • 3 Культура
    • 3.1 Экономика
    • 3.2 Уголовное правосудие
    • 3.3 Правительство
    • 3.4 Религия
  • 4 Поражение
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История

Доимперский Сонгай

В древние времена существовало несколько различных групп людей, которые вместе формировали идентичность сонгаи. Среди первых людей, поселившихся в районе Гао, были люди Сорко, которые основали небольшие поселения на берегах реки Нигер . Сорко изготавливали лодки и каноэ из дерева крысиного дерева, ловили рыбу и охотились со своих лодок и обеспечивали водный транспорт для товаров и людей. Другой группой людей, которые перебрались в этот район, чтобы жить за счет ресурсов Нигера, были люди Гоу. Гоу были охотниками и специализировались на охоте на речных животных, таких как крокодил и гиппопотам.

Другой группой людей, населявшей этот район, были люди До. Они были фермерами, которые выращивали урожай на плодородных землях, граничащих с рекой. Где-то до X века эти ранние поселенцы были порабощены более могущественными ораторами сонгаи, верхом на лошадях, которые установили контроль над этим районом. Все эти группы людей постепенно начали говорить на одном языке, и они и их страна в конечном итоге стали известны как Сонгай.

Императорский

Самая ранняя династия королей неясна, и большая часть информации о эта династия происходит с древнего кладбища недалеко от деревни Саней, недалеко от Гао. Надписи на некоторых надгробиях кладбища указывают на то, что эта династия правила в конце XI - начале XII веков и что правители этой династии носили титул Малик. В других надгробиях упоминается вторая династия, правители которой носили титул зува. Существуют только мифы и легенды, описывающие происхождение зува. Тарих аль-Судан (История Судана), написанный на арабском языке около 1655 года, представляет собой раннюю историю сонгаи, передаваемую из устной традиции. Хроники сообщают, что легендарного основателя За или династии Зува звали За Алайяман (также пишется Диаллиаман), который первоначально прибыл из Йемена и поселился в город Кукийя. То, что случилось с правителями зува, не записано.

Доимперское царство

верховые на верблюдах племена санхаджа были одними из первых жителей изгиба Нигера. Местные жители называли их туарегами. Эти племена выехали из великой пустыни Сахара и основали торговые поселения около Нигера. Со временем североафриканские торговцы пересекли Сахару и присоединились к туарегам в их поселениях на излучине Нигера. Все они вели дела с людьми, живущими у реки. По мере того, как торговля в регионе увеличивалась, вожди Сунхай взяли под свой контроль прибыльную торговлю вокруг того, что позже стало Гао. Между 750 и 950 годами, когда империя Гана процветала как «страна золота» далеко на западе, торговый центр в Гао становился все более важным конечным пунктом для торговли через Сахару.

Торговые товары включали золото, соль, рабы, орехи кола, кожу, финики и слоновая кость. А к 10 веку вожди Сонгай основали Гао как маленькое королевство, взяв под контроль людей, живущих вдоль торговых путей. Примерно к 1300 году Гао стал настолько процветающим, что привлек внимание Малийской империи и ее правителей. Впоследствии Гао был завоеван ими, и Мали извлекала прибыль из торговли Гао и собирала налоги со своих королей примерно до 1430-х годов. Проблемы на родине Мали сделали невозможным сохранение контроля над Гао. Ибн Баттута посетил Гао в 1353 году, когда город был частью Малийской империи. Он прибыл на лодке из Тимбукту на обратном пути из столицы империи:

Затем я отправился в город Кавкау, который является большим городом на Ниле [Нигере], одним из самых красивых, больших и самые плодородные города Судана. Там много риса и молока, и цыплят, и рыбы, и огурцов, которые не имеют себе равных. Его люди покупают и продают с помощью каури, как и жители Мали.

Императорский Сонгай

После смерти Мансы Сулеймана в 1360 году споры о наследовании ослабили империю Мали.. Кроме того, разорительное правление Мари Джата II оставило империю в плохом финансовом положении, но сама империя перешла в неприкосновенность к Мусе II. Однако реальная власть в империи находилась в руках Мари Джата, канкоро-сигуи Мусы. Он подавил восстание туарегов в Такедде и попытался подавить восстание Сонгай в Гао. Несмотря на то, что он добился успеха в Такедде, ему не удалось повторно подчинить Гао, и поэтому Сонхай фактически сохранили свою независимость. Во время своего правления Сонни Али должен был расширить маленькое королевство Гао до огромной империи.

Суннит Али

Суннит Али был первым королем империи Сонгай и 15-м правителем из династии Манай. Он изо всех сил старался вывести империю Сонгай из ее неустойчивого начала. Мусульманские лидеры Тимбукту попросили его изгнать захватчиков. Как только суннит Али изгнал их, он воспользовался этим шансом и захватил Тимбукту. Вскоре у него были почти все торговые города вдоль реки Нигер.

Императорский Сонгай

В течение десятилетий после смерти Мали споры о наследовании ослабили империю Мали, и в 1430-х годах Сонгай, ранее находился в зависимости от Мали, получил независимость при династии Сонни. Примерно тридцать лет спустя Сонни Сулейман Дама напал на Мема, провинцию Мали к западу от Тимбукту, открыв путь своему преемнику, Сонни Али, превратить свою страну в величайшую империю к югу от Сахары, которую когда-либо видела Африка.

Сунниты Али

Сонни Али правил с 1464 по 1492 год, после смерти Сулеймана Дамы. Как и цари Сонгай до него, Али был мусульманином. В конце 1460-х годов он завоевал многие из соседних государств Сонгая, включая то, что осталось от Малийской империи. Сонни Али считался самым грозным военным стратегом и завоевателем империи. Под его правлением Сонгай достиг площади более 1,400,000 квадратных километров.

Во время своей экспансии Али завоевал много земель, отражая атаки моси на юге и преодолевая Догоны на севере. Он аннексировал Тимбукту в 1468 году, после того как исламские лидеры города обратились к нему за помощью в свержении мародерствующих туарегов, которые захватили город после упадка Мали. Однако Али встретил решительное сопротивление, увидев богатый и известный торговый город Дженне (также известный как Дженне). После упорной семилетней осады, он был в состоянии решительно включить его в своей обширной империи в 1473 году, но только после того, голодали своих граждан сдаться.

Вторжение Сонни Али и его войск нанесло ущерб городу Тимбукту, и во многих африканских источниках он был описан как нетерпимый тиран. Согласно Кембриджской истории Африки, исламский историк Ас-Саадф выражает это чувство, описывая свое вторжение в Тимбукту :

Суннит Али вошел в Тимбукту, совершил ужасное беззаконие, сжег и разрушил город, и там зверски замучили многих людей. Когда Акилу услышал о приходе Сонни Али, он привел тысячу верблюдов, чтобы нести фукаху Санкоре, и отправился с ними в Валату..... Безбожный тиран был занят убивать тех, кто остался в Тимбукту, и унижать их.

Рукописи Тимбукту, с арабскими сочинениями о математике и астрономия.

Сонни Али проводил репрессивную политику против ученых Тимбукту, особенно тех из региона Санкоре, которые были связаны с туарегами. С его контролем над важными торговыми путями и городами, такими как Тимбукту, Сонни Али принес огромное богатство в империю Сонгай, которая в период своего расцвета превосходила богатство Мали.

Согласно устной традиции, Сонни Али часто называют влиятельным политиком и великим полководцем. Как бы то ни было, его легенда заключается в том, что он был бесстрашным завоевателем, который объединил великую империю, положив начало наследию, которое все еще остается нетронутым. Во время его правления Дженне и Тимбукту стали великими центрами обучения.

Аския Великий

Гробница Аскии в Гао.

После вступления на престол Мухаммад стал известен как Аския Великий, хотя у него не было настоящего права быть королем. Он не только не принадлежал к родословной королевской семьи, но и не обладал священными символами, которые давали право стать правителем. Кроме того, он, скорее всего, был потомком линии Сонинке, а не Сонгая, что означает, что по стандартам Сонгая его семейное происхождение не позволило бы ему быть королем. Но Аския сумел обойти этот закон и занять трон.

Он организовал территории, которые Сонни Али ранее завоевал, и распространил свою власть на юг и восток. Армия империи Сонгай под началом Аскии Мохаммеда I (1493 - 1528) имела постоянное ядро ​​воинов. Аль-Саади, летописец, написавший Тарих аль-Судан, сравнил армию Аския Мохаммада I с армией своего предшественника;

«он проводил различие между гражданским населением и армией, в отличие от суннитского Али [1464– 92], когда все были солдатами ».

Говорят, что Аския Мохаммад I цинично относился к королевствам, которым не хватало профессиональных армий, подобных его. Он не был так тактичен, как Али, в отношении военных, но он добился успеха в союзах. Благодаря этим альянсам он мог захватывать и завоевывать еще больше. Однако, в отличие от Али, он был набожным мусульманином. Аския открыл религиозные школы, построил мечети и открыл свой двор для ученых и поэтов со всего мусульманского мира. Он отправил своих детей в исламскую школу и насаждал исламские обычаи. И все же он был терпим к другим религиям и не навязывал ислам своему народу.

Как и Манса Муса, Аския также завершил один из пяти столпов ислама, приняв совершил хадж в Мекку и, как и предыдущий, прошел с огромным количеством золота. Часть он пожертвовал на благотворительность, а оставшуюся часть использовал для щедрых подарков, чтобы произвести впечатление на жителей Мекки богатством Сонгай. Ислам был для него настолько важен, что по возвращении он нанял мусульманских ученых из Египта и Марокко для преподавания в мечети Санкоре в Тимбукту, а также основал множество других учебных центров по всей своей империи. Его паломничество было менее примечательно для историков Кайрена, чем паломничество Мансы Мусы ; они отметили, что он состоял из «эскорта из 500 кавалеристов и 1000 пехотинцев, и с собой он нес 300 000 золотых монет». Среди его великих достижений был интерес к астрономическим знаниям, который привел к расцвету астрономов и обсерваторий в столице.

Хотя он не был так известен своей военной тактикой, как его предшественник, он инициировал множество кампаний, в частности объявив Джихад против соседнего Мосси. Даже покорив их, он не заставил их принять ислам. Его армия состояла из боевых каноэ, опытной кавалерии, защитной брони, оружия с железными наконечниками и организованного ополчения.

Он не только был покровителем ислама, он также был одарен в управлении и поощрении торговли. Он централизовал управление империей и создал эффективную бюрократию, которая отвечала, среди прочего, за сбор налогов и отправление правосудия. Он также потребовал, чтобы каналы были построены для развития сельского хозяйства, что в конечном итоге увеличило бы торговлю. Важнее всего, что он делал для торговли, было введение мер и весов и назначение инспектора для каждого из важных торговых центров Сонгая. Во время его правления более широкое распространение получил ислам, процветала транссахарская торговля, и сахарские соляные копи Тагаза были перенесены в пределы империи.

Упадок

По мере того, как Аския Великий становился старше, его сила уменьшалась. В 1528 году его сыновья восстали против него и объявили царем Мусу, одного из многих сыновей Аскии. После свержения Мусы в 1531 году империя Сонгая пришла в упадок. После нескольких попыток управлять Империей сыновьями и внуками Аскии оставалось мало надежды на возвращение к власти, которой она когда-то владела.

Между политическим хаосом и многочисленными гражданскими войнами внутри империи было неожиданно неожиданное вторжение Марокко в Сонгай. Основная причина марокканского вторжения в Сонгай заключалась в том, чтобы захватить контроль и возродить транссахарскую торговлю солью и золотом. Военные Сонгай во время правления Аскии состояли из постоянных солдат, но король так и не модернизировал свою армию. С другой стороны, вторгшаяся марокканская армия включала тысячи аркебузиров и восемь английских пушек. В решающей битве при Тондиби марокканцы уничтожили всю сонгайскую армию и приступили к захвату Гао и Тимбукту, что ознаменовало конец империи.

Культура

На пике своего развития город Сонгай в Тимбукту стал процветающим культурным и торговым центром. Арабские, итальянские и еврейские купцы собирались для торговли. Возрождение исламской науки произошло и в университете в Тимбукту. Он приобрел репутацию учебного заведения во всем мусульманском мире. Однако Тимбукту был всего лишь одним из множества городов по всей империи. К 1500 году империя Сонгай занимала более 1,4 миллиона квадратных километров.

Экономика

Торговые пути Западной Сахары ок. 1000-1500. Золотые прииски обозначены светло-коричневой штриховкой: Бамбук, Буре, Лоби и Акан Голдфилдс.

Внешняя наземная торговля в Сахель и внутренняя речная торговля вдоль Нигера были основными источниками богатства Сонгай. Морская торговля вдоль западноафриканского побережья была невозможна до конца 1400-х годов.

Сухопутной торговле способствовали четыре фактора: «верблюды обеспечивали транспорт, берберы племена обеспечивали источник провизии. [вдоль торговых путей] ислам обеспечивал некоторую внутреннюю сплоченность, а также идеологическую связь с другими людьми в Сахеле, а имперская структура обеспечивала военно-политическую организацию, которая санкционировала и охраняла доступные ресурсы ». В Западной Африке золото было легко доступно, а соль - нет - она ​​была редкостью, но необходима для выживания человека. Итак, торговля золотом и солью была основой сухопутных торговых путей в Сахеле. В результате этой торговли слоновая кость, страусиные перья и рабы были отправлены на север в обмен на соль, лошадей, верблюдов, ткань и предметы искусства. Хотя в разной степени использовалось множество торговых путей, путь через Феццан через Билма, Агадес и Гао был сильно затруднен. использовалась империей.

Река Нигер была важной артерией для торговли империи. В Тимбукту товары выгружали с верблюдов либо на ослов, либо на лодки. Оттуда они двинутся по коридору протяженностью 500 миль вверх по течению до Дженне или вниз по течению к Гао.

. Джулла (торговцы) будут формировать партнерские отношения, и государство будет защищать этих торговцев и портовые города Нигера. Это было очень сильное торговое королевство, известное своими ремеслами, а также религиозными артефактами.

Экономика Сонгай была основана на клановой системе. Клан, к которому принадлежал человек, в конечном итоге определял его род занятий. Самыми распространенными были слесари, рыбаки и плотники. Участники низшей касты состояли в основном из работающих иммигрантов, не связанных с сельским хозяйством, которым временами предоставлялись особые привилегии и они занимали высокое положение в обществе. На вершине были дворяне и прямые потомки изначального народа сонгай, за которыми следовали свободные люди и торговцы. Внизу были военные пленники и рабы, обязанные трудиться, особенно в сельском хозяйстве. Сонгайцы использовали рабов более последовательно, чем их предшественники, империи Гана и Мали. Например, большое земельное поместье, обрабатываемое рабами «в излучине Нигера... предназначалось исключительно для обеспечения нужд администрации и армии». Джеймс Олсон описывает трудовую систему как напоминающую современные союзы, в которых Империя имела ремесленные гильдии, состоящие из различных механиков и ремесленников.

Уголовное правосудие

Уголовное правосудие в Сонгае базировалось в основном, если не полностью, по исламским принципам, особенно во время правления Аскии Мухаммеда. В дополнение к этому были местные кади, в их обязанности входило поддержание порядка, следуя законам шариата при исламском господстве, согласно Корану. Было отмечено, что дополнительный кади необходим для урегулирования мелких споров между купцами-иммигрантами. Короли обычно не судили подсудимого; однако при особых обстоятельствах, таких как акты государственной измены, они чувствовали себя обязанными сделать это и, таким образом, проявить свою власть. Результаты судебного разбирательства объявлялись «городским глашатаем», и наказание за самые незначительные преступления обычно заключалось в конфискации товаров или даже в тюремном заключении, поскольку по всей Империи существовали различные тюрьмы.

Кадис работал на местном уровне и был расположен в важных торговых городах, таких как Тимбукту и Дженне. Кади был назначен королем и разбирался с правонарушениями по гражданскому праву в соответствии с законами шариата. Кади также имел право помиловать или предложить убежище. Ассара-мунидиос, или «силовики», работали по принципу комиссара полиции, единственной обязанностью которого было исполнение приговора. Юристы в основном состояли из представителей академического сообщества; Профессора часто отмечались как занимающие административные должности в Империи, и многие стремились стать кади.

Правительство

Высшие классы общества обратились в ислам, тогда как низшие классы часто продолжали следовать традиционным религиям. В проповедях подчеркивалось послушание королю. Тимбукту был образовательной столицей. Сонни Али установил систему правления при королевском дворе, которую позже расширил Аския Мухаммед, который назначил губернаторов и мэров председателями местных подчиненных штатов, расположенных вокруг долины Нигера. Местным вождям по-прежнему была предоставлена ​​власть над своими собственными владениями, если они не подрывали политику Сонгая.

Для обеспечения господства Сонгая на периферийные вождества и провинции был введен налог, а взамен этим провинциям были предоставлены почти все автономия. Правители Сонгая вмешивались в дела этих соседних государств только тогда, когда ситуация становилась нестабильной, обычно единичный случай. Каждый город был представлен правительственными чиновниками, занимающими должности и обязанности, аналогичные сегодняшним центральным бюрократам.

При Аскии Мухаммеде в Империи усилилась централизация. Он поощрял обучение в Тимбукту, поощряя преподавателей более высокими пенсиями. Он также установил порядок старшинства и протокола и был отмечен как благородный человек, который щедро помогал бедным. Под своей политикой Мухаммад принес большую стабильность в Сонгай, и прекрасные свидетельства об этой известной организации до сих пор сохранились в произведениях Магрибина писателей, таких как Лео Африканский и других

Религия

Династия Сонни была менее мусульманской, чем их преемники, Аскияс. Аския Мохаммед I руководил возрождением ислама и совершил паломничество в Мекку.

Поражение

Западной Африки после вторжения Марокко.

После смерти императора Аския Дауд, гражданин Война за престолонаследие ослабила Империю, вынудив султана Ахмада I аль-Мансура из династии Саади Марокко отправить войска вторжения (несколькими годами ранее армии Португалии напали на Марокко и потерпели неудачу печально, но марокканская казна была на грани экономического истощения и банкротства, так как им нужно было заплатить за оборону, использованную для сдерживания осады) при евнухе Джудар-паша.

Джудар-паша был испанцем по рождению, но был схвачен в младенчестве и получил образование при дворе Саади. После марша через пустыню Сахара силы Джудара захватили, разграбили и разрушили соляные копи в Тагхазе и двинулись к Гао. Когда император Аския Исхак II (годы правления 1588–1591) встретился с Джударом в 1591 битве при Тондиби, силы Сонгая, несмотря на значительно превосходящие силы, были разбиты из-за давки скота, вызванной Пороховое оружие Саади.

Джудар приступил к увольнению Гао, Тимбукту и Дженне, уничтожив Сонгай как региональную державу. Однако управление такой огромной империей оказалось слишком сложным для династии Саади, и вскоре они отказались от контроля над регионом, позволив ему разделиться на десятки меньших королевств. Сами люди Сонгай основали Королевство Денди.

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 09:52:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте