Икелан

редактировать
Икеланский (Белла) человек.

Икелан (Эклан / Икелан или Ибенхерен в Тамашек ; Бузу в Хауса ; Белла в Сонгай ; единственное число Акли ) это каста внутри туарегов общества, которые когда-то были рабами или рабскими общинами. Хотя икеланцы теперь говорят на том же языке, что и знать туарегов, и разделяют многие обычаи, они имеют ассимилированное нильское происхождение, а не берберское наследие, как этнические туареги. Они также часто живут в сообществах, отделенных от других каст.

Ситуация Икелана в некоторой степени аналогична Харатину в Море обществе Мавритании. Как и Харатин, имя «Икелан» и, в гораздо большей степени, Бузу и Белла - это экзонимы (имя, которое сами эти люди не используют) с негативными коннотациями. Исторически термин «икелан» использовался для обозначения черных рабов туарегов, а термин «иклан» означает «быть черным», и эти рабы предоставляли труд по просьбе своих хозяев. В некоторых частях Западной Африки неизвестное количество представителей касты икелан продолжают жить в рабстве или подобных рабству отношениях с другими индивидами туарегов. Лица и общины икелан встречаются на большей части территории Нигера, Мали, южной части Алжира и Ливии, а также в некоторых частях северной Буркины. Фасо и Нигерия.

Содержание

  • 1 Кастовая система
  • 2 Формирование и роль
  • 3 Современные условия
    • 3,1 Мали
    • 3,2 Нигер
  • 4 Ссылки

Кастовая система

У туарегов в прошлом было очень социально расслоенное общество с определенными социальными ролями (воины, религиозные лидеры) или профессиями (кузнецы, фермеры, торговцы), закрепленными за определенными кастами. Крошечная аристократическая каста воинской элиты, которая когда-то восседала на вершине пирамиды общества туарегов, была уничтожена во время войн колониального периода, и это, наряду с экономической необходимостью, постколониальными пограничными ограничениями и современным образованием, разрушило многие традиционные касты. барьеры. Традиции высшей касты туарегов ценят кочевой образ жизни, войну, учебу, животноводство и торговлю. Следовательно, общины высших каст путешествуют, по крайней мере, сезонно, если это возможно. Группы низших каст, не ограничиваясь икеланами, с большей вероятностью будут жить в оседлых общинах, либо в Сахара городах-оазисах, либо в деревнях, разбросанных среди других этнических групп в сахеле регионе на юге..

Икеланское нильское происхождение обозначается с помощью Ahaggar Berber слова Ibenheren (поет. Ébenher), которое относится к рабам, которые говорят только на нило Сахарский язык.

Формирование и роль

Туареги люди рассредоточены по большой территории Западной Африки, оседая и преходяще среди других культур.

По мере продвижения туарегов на юг по континенте в 11 веке нашей эры они брали рабов в качестве военнопленных. Большинство рабов были взяты из соседних поселений Сахеля, в том числе из общин Сонгхай - Джерма, Канури и Хауса, а также из конкурирующих туарегов. Келсы (племенные объединения). Эти эклан когда-то составляли особый социальный класс в обществе туарегов.

Группы рабов были двух видов: домашние рабы жили рядом со своими хозяевами в качестве домашних слуг и пастухов и функционировали как часть семьи в тесном социальном взаимодействии. Вдобавок целые общины стали подчиняться аристократическим племенам, завоевывались на месте, образовывались в результате миграции икеланских семей или даже других этнических групп, перемещающихся в контролируемые туарегами общины в поисках защиты. Иногда представители соперничающих келов, потерпевших поражение в войне, относились к низшим кастам, но обычно более высокого уровня, чем икеланцы.

Сообщества рабских земледельцев или соледобытчиков, в некоторой степени аналогичные европейским крепостным, были постепенно ассимилировались в культуру туарегов, содержали туарегов-пастухов во время их ежегодного отгонного скота или предоставляли торговые или сельскохозяйственные центры кланам туарегов. До 20 века туареги захватывали большинство рабов во время набегов на другие общины и во время войны. Война была тогда главным источником поставок рабов, хотя многие из них были куплены на невольничьих рынках, которыми управляли в основном коренные народы.

Некоторые благородные туареги и вассалы женились на рабах, и их дети становились свободными. В этом смысле éklan образовывал отдельные части семьи: «фиктивные дети». С другой стороны, целые икеланские общины были классом, находившимся в унаследованном крепостном состоянии, обычном для некоторых обществ в доколониальной Западной Африке и часто мало взаимодействовавшем со «своей» знатью, хотя большая часть

Когда были созданы французские колониальные правительства, они приняли закон об отмене рабства, но не применяли его. Некоторые комментаторы полагают, что интерес французов был направлен больше на демонтаж традиционной политической экономии туарегов, которая зависела от рабского труда для выпаса скота, чем на освобождение рабов. Историк Мартин Кляйн сообщает, что французские власти Западной Африки предприняли широкомасштабную попытку освободить рабов и другие связанные касты в районах туарегов после восстания Фируана 1914–1916 гг.

Несмотря на это, французы официальные лица после Второй мировой войны сообщали, что только в районах Гао-Тимбукту французского Судана под непосредственным контролем мастеров туарегов находилось около 50 000 "Белла". Это произошло по крайней мере через четыре десятилетия после того, как французские декларации массовой свободы произошли в других частях колонии. В 1946 году серия массовых дезертирств рабов туарегов и связанных общин началась в Ниоро, а затем в Менаке, быстро распространившись по долине реки Нигер.

В первом десятилетии 20-го века французские администраторы в южных туарегских областях французского Судана оценивали от «свободного» к «рабскому» население туарегов в количестве от 1 до 8 или 9. В то же время рабское население «римаибе» Масины Фулбе, примерно эквивалент Беллы, составлял от 70% до 80% населения Фулбе, в то время как рабские группы Сонгай около Гао составляли от 2/3 до 3/4 всего населения Сонгая. Кляйн заключает, что примерно 50% населения французского Судана в начале 20 века находились в рабских или рабских отношениях.

Современные условия

В то время как государства после обретения независимости стремились объявить вне закона рабство, результаты были неоднозначными. Традиционные кастовые отношения сохранились во многих местах, включая институт рабства. В некоторых областях потомки этих рабов, известных как Белла, все еще остаются рабами во всем, кроме имени. В Нигере, где практика рабства была объявлена ​​вне закона в 2003 году, исследование показало, что два года спустя почти 8% населения все еще находились в рабстве.

Мали

В Мали, члены потомственных рабских общин туарегов сообщили, что они не пользовались равными возможностями для получения образования и были лишены гражданских свобод другими группами и кастами. Общины икелан в Гао и Менака также сообщили о систематической дискриминации со стороны местных властей и других лиц, которая препятствовала их возможности получить документы, удостоверяющие личность или регистрационные карточки избирателей, найти подходящее жилье, защитить своих животных от краж, обратиться за правовой защитой или получить доступ к помощи в целях развития.

В 2008 году базирующаяся на туарегах правозащитная группа Темедт вместе с Anti-Slavery International сообщила, что «несколько тысячи "членов касты туарегов Белла остаются порабощенными в регионе Гао и особенно вокруг городов Менака и Ансонго. Они жалуются, что, хотя законы предусматривают возмещение ущерба, дела редко разрешаются малийскими судами.

Нигер

В Нигере, где практика рабства была объявлена ​​вне закона в 2003 году, исследование обнаружил, что более 800 000 человек по-прежнему являются рабами, это почти 8% населения. Рабство в Нигере возникло веками и было окончательно признано уголовным преступлением в 2003 году после пяти лет лоббирования со стороны Anti-Slavery International и нигерийской правозащитной группы Тимидрия.

рабство по происхождению, где поколения одной и той же семьи рождаются в рабстве, что традиционно практикуется как минимум четырьмя из восьми этнических групп Нигера. Рабовладельцы - в основном из светлокожих кочевых этнических групп - туарегов, фула, тубу и арабов. В районе Сай на правом берегу реки Нигер, по оценкам, три четверти населения в период с 1904 по 1905 год составляли рабы.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 11:12:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте