Народ моси

редактировать

Народ моси происходит из Буркина-Фасо, хотя значительное число моси проживает в соседних странах, включая Бенин, Кот-д'Ивуар, Гану, Мали и Того. В 1996 году предполагаемая численность населения Буркина-Фасо составляла 10 623 323 человека. От пяти до шести миллионов, вероятно, принадлежат Мосси; еще 1,2 миллиона моси живут в Кот-д'Ивуаре.

Легендарное происхождение

Согласно традиции, Мосси произошли от брака принцессы Мампруси и охотника Манде.

Йенненга была принцессой-воительницей, дочерью мампрусского короля на верхнем востоке Ганы. Исследуя свое королевство верхом, она заблудилась и была спасена Риале, одинокой охотницей на манде. Они поженились и родили первого настоящего мосси, Уэдраого, который признан отцом народа мосси.

Мосси происходят напрямую от народа мампруси и также живут на верхнем востоке Ганы со столицей Бавку / Налеригу. Это легендарное происхождение относится только к Накомсе (поет. Накоамбга) или правящему классу.

Тенгабиси и другие мосские народы не разделяют этих мифов о происхождении.

Королевства Моси

Поскольку история народа моси хранилась устными традициями, невозможно установить точные даты для периода до колонизации. Тем не менее историки относят начало их существования как государства к 15 веку. Мосси смогли завоевать огромные территории благодаря своему владению конем, создали процветающую империю и сохранили мир в регионе до начала колониализма. Расширение империи Мосси было остановлено в 19 веке с началом интенсивной колонизации со стороны французов.

Колониальная эпоха

Быстро движущаяся кавалерия Мосси когда-то доминировала на обширных территориях современной Буркина-Фасо.

Французское правление повлияло на общество Мосси и ослабило власть императора Моси, Мого Нааба. Несмотря на колонизацию, Мого Нааба получил некоторую власть над Мосси во время французского колониального периода. Сегодня с ним консультируются для принятия важных решений, особенно тех, которые влияют на судьбу общества. Два великих события повлияли на статус Могхо Нааба во время колонизации:

  • На начальном этапе французского вторжения он удалился в королевство Мампруси, с которым Мосси всегда поддерживали братские отношения.
  • В 1896 году Мого принял французский протекторат.

Мосси и несколько других народов играли значительную роль в вооруженных силах Франции во время Второй мировой войны. Они составляли часть корпуса вооруженных сил Французской Западной Африки, известного на французском языке как Tirailleurs Sénégalais.

Организация общества Мосси

Люди Мосси организовали свое общество в виде оригинального иерархического процесса, в котором семья и государство являются ключевыми элементами. Люди Мосси очень разнородны. Когда всадники вторглись с юга, они создали политический или правящий класс, названный Накомсе (поет. Накоамбга), и духовный класс, названный Тенгабиси. Все вожди происходят из правящего класса. К Тенгабиси относятся Сая (кузнецы), Ньёсе (фермеры), Ярсе (ткачи и торговцы) и другие.

Происхождение ньонёсе разнообразно: на севере их предками были Догоны и Курумба, на юго-западе их предками были Лела, Нуна, Сисала и другие, а на Дальнем Востоке они были Гурманче. Эти люди были объединены в новую этническую группу под названием Мосси примерно в 1500 году.

Было бы ошибкой описывать «племя ньонёсе» или «искусство нёнёсе», потому что нёнёсе не существуют вне общества мосси. Все Ньонёсе - Мосси. В то же время было бы ошибкой предполагать, что все сегменты общества моси культурно идентичны, поскольку различия между накомсе и тенгабиси разительны; только Тенгабиси используют маски, и только Накомсе используют фигуры в контексте политических торжеств. Накомсе - это политический класс, а Тенгабиси - духовный класс.

Могхо Нааба и Накомсе

Высшее положение в обществе Мосси занимает Император, наделенный исполнительной властью. Роль Императора - управлять всем населением и защищать королевство. Сегодня он живет в Уагадугу, исторической и нынешней столице Буркина-Фасо. Хотя политическая динамика страны изменилась, Мого Нааба (Император) признан своим народом и имеет значительный авторитет.

Нааба Зомб Вобго, Андемтенга

Вторым после Императора идут дворяне Накомсе («люди власти»; поют. Накоамбга), которые все принадлежат к семье Императора, будь то братья, сестры, кузены или другие. Все сановники происходят из семьи Императора. Накомсе часто назначают территории в королевстве в качестве губернаторов и правят от имени Могхо Нааба. Как и в прошлом, Императору нужна поддержка «древних», его подданных Ньон-ньонс (или gnon-gnon-sse), чтобы полностью реализовать свою власть. Ньоне-nyonse являются народы, которые жили в Mossi контролируемых районах до моси.

Общество мосси разделено по вертикали на два основных сегмента: потомки всадников, покоривших народы на плато Мосси, называются Накомсе, а все вожди Мосси происходят исключительно из класса Накомсе. Эти люди используют фигуры как политическое искусство, чтобы подтвердить свое господство над покоренными народами. Потомки древних земледельцев, которые заселили землю с незапамятных времен и которые по праву первого занятия были и остаются собственниками земли, называются тенгабиси («люди земли»). Эти Тенгабиси можно разделить на группы кузнецов ( Сая), группы торговцев ( Ярсе ) и, что наиболее важно, группы фермеров ( Ньонёсе). Как правило, кузнецы и торговцы масок не используют, но ньонёсе являются основными производителями и пользователями масок в обществе мосси.

Ремесленники и простые горожане

Прибытие группы Мосси, 1892 г.

Они составляют большую часть населения и все являются подданными императора. Эти две группы обычно сливаются, но имеют внутренние подразделения, каждая из которых имеет собственное правящее семейство; они проводят церемонии и другие важные мероприятия. Люди Мосси часто идентифицируют себя с группами; следовательно, на всех уровнях в обществе Мосси существует иерархия. В повседневной жизни семейная иерархия является наиболее важной, и семья часто напрямую связана с понятием иерархии для Мосси.

«Могонаба» - это то, что, как сказали Лео Фробениусу, было подходящим термином для императора Мосси в Вагадугу, когда он посетил страну в 1904-1906 гг. Это один из немногих бескорыстных отчетов, поскольку он был антропологом, а не миссионером, представителем европейской компании или вооруженными силами. Он описывает двор, очень похожий на европейский (у него могут быть антиаристократические пристрастия) с дворянами, которые интригуют по поводу торговли, власти и промышленности. Одно только это сообщение вызвало недоверие в Европе, поскольку ни один европейский источник никогда не считал африканцев социально похожими на европейцев. Отсутствие расизма в отчете Фробениуса и его открытие трудолюбивого народа и того, что некоторые назвали бы славным прошлым, заинтересовали У. Б. Дюбуа в других работах Фробениуса об Африке. В переводе Рудольфа Блинда на английский язык « Голоса Африки», опубликованного Hutchinson amp; Co., были высказаны некоторые расистские комментарии, которые он считал необходимыми для соответствия английской чувствительности - в противном случае он считал, что ни один англичанин не счел бы книгу реалистичной.

Важный вклад был сделан в 1960-х годах историком Эллиоттом П. Скиннером, который подробно писал о сложности политических систем Мосси в книге «Мосси Верхней Вольты: политическое развитие суданского народа». Это было в то время, когда многие африканские страны обретали независимость, и Скиннер твердо подчеркивал, что африканские народы явно обладают квалификацией, чтобы управлять собой.

Язык и культурные ценности

Групповая идентичность и ценности внутри моси в отличие от других этнических групп связаны в первую очередь с языком.

Язык моси

Основная статья: язык моси

Мосси говорят на языке морей из группы языков западного оти-вольта, северо-западной подгруппы. На нем говорят в Буркина-Фасо, Гане и Кот-д'Ивуаре. Эта языковая группа является частью более крупной группы гурских языков, принадлежащих к семье Нигер-Конго. В языке есть несколько диалектов, в основном региональных. Например, есть диалект, на котором говорят в Ятенга ( Уахигуя ), другом отличном диалекте в северном регионе, третьем на юго-востоке в Купеле, отличном от четвертого диалекта в том же регионе, называемого Тенкодого. Несмотря на эти региональные различия, диалекты взаимно понятны.

Культурные ценности

Согласно объяснениям Мари Тапсобы, бывшего советника по культуре посольства Буркина в Сенегале, и самой Мосси, культуру мосси можно разделить на четыре основные ценности, характерные для данной этнической группы.

Отношение к предкам

Считается, что предки достигли лучшего мира, из которого они могут влиять на жизнь на Земле. Они могут помочь или наказать своих потомков в зависимости от своего поведения. Предки также являются судьями, которые имеют право позволить потомку войти в «пантеон предков». Если предок решает запретить вход, душа отрекшегося обречена бежать наугад на всю вечность. Из-за этих верований Мосси клянутся своими предками или землей; когда они это делают (что происходит только в экстремальных ситуациях), это более чем символично - это призыв к неизбежной справедливости.

Земля

Земля связана с предками, являясь путем, по которому можно получить доступ к предкам. Даже сегодня это понятие придает уникальную ценность земле в мысли Мосси. Земля считается чем-то большим, чем просто пыль, и имеет духовное измерение. Жизнь Мосси зависит от его / ее земли, и это важно для семейного поселения.

Семья

Семья является важным культурным элементом мосси, которые высоко ценят коллективизм. Индивидуализма не существует в традиционной культуре Мосси: действия и поведение человека всегда считаются характеристиками семьи. Они всегда должны просить старейшину, чтобы что-то сделать. В результате ожидается, что все будут действовать от имени своей семьи; таким образом, семья является самым маленьким субъектом в обществе Мосси. Наследие по отцовской линии передается от отца к его сыновьям. Однако, когда у мужчины нет сыновей, женщины могут наследовать от своих мужей и даже от отца.

Иерархия

Иерархия - фундаментальная концепция моси, широко распространенная в их культуре. Семья организована как королевство со своим королем - мужем и отцом, его советником - женой и народом - детьми. Тети и дяди играют определенную роль, помогая в обучении и воспитании детей.

Традиционные и культурные праздники и мероприятия

Танцевальная труппа Андемтенга в действии во время церемонии накубо вождя мосси Наааба Зомба Вобго в Андемтенге, провинция Куритенга, Буркина-Фасо

Церемонии и торжества определяют ритм жизни народа Мосси, и каждое празднование имеет свои особенности. Через них сообщество выражает радость или страдание или просто выполняет обязанности перед памятью предков.

Суд Мого Нааба

Пятничная судебная церемония Мого Нааба связана с событием, когда сестра Моро Наабы бежала на север, в землю Ядега, королевство под названием Ятенга. Когда она бежала на север, она унесла с собой все амулеты силы, или нама. Моро Наба должен был решить, следовать ли за ней и вернуть свои священные объекты силы или остаться, чтобы править своим народом. Трижды он покидал свой дворец, чтобы сесть на белого коня, и трижды возвращался во дворец. В конце концов, он не стал преследовать свою сестру, и по сей день короли Ятенги заявляют, что они владеют властью правления Моси.

Политический сегмент общества мосси, накомсе (поют. Накоамбга), используют искусство для подтверждения своего правления. Уздечки, седла, стремена и другие предметы, связанные с лошадью, очень важны. Кроме того, вожди Мосси используют резные деревянные фигурки для изображения своих королевских предков. Эти цифры выставляются каждый год на королевских праздниках, называемых « опоссум», когда главы каждого домашнего хозяйства в общине подтверждают свою преданность и лояльность вождю.

Маски Мосси

Маска Моси

Nyonyose (древние фермеры и духовный сегмент Мосся общества) использовать маски в своих религиозных обрядах и ритуалах. Nakomse (главный класс) не использовать маски. Маски на инициациях и похоронах типичны для всех вольтовских или гуроговорящих народов, включая ньоньёсе, лела, виньяма, нуна, бваба и догоны. Маски появляются при захоронениях, чтобы от имени предков наблюдать за соблюдением надлежащих процедур. Они появляются на похоронах или поминальных службах, проводимых через регулярные промежутки времени в течение нескольких лет после смерти старейшины. Маски служат для почитания умершего и подтверждения того, что дух умершего достоин допуска в мир предков. Без надлежащих похорон дух остается рядом с домом и доставляет неприятности своим потомкам.

Маски вырезаны из дерева пентандры Сейба, искусственного капокира. Они вырезаны в трех основных стилях, которые соответствуют стилям древних людей, которые были завоеваны в 1500 году вторжением Накомсе и интегрированы в новое общество моси:

  • На севере маски представляют собой вертикальные доски с круглой вогнутой или выпуклой гранью.
  • На юго-западе маски изображают животных, таких как антилопы, кустарниковые буйволы и странные существа, и окрашены в красный, белый и черный цвета.
  • На востоке, в окрестностях Боулсы, маски имеют высокие стойки над лицом, к которым прикреплены волокна.

Женские маски имеют две пары круглых зеркал вместо глаз; маленькие маски, изображающие Яли («ребенка»), имеют два вертикальных рога. Все маски ньонёзе носят с толстыми костюмами из волокон дикой конопли, Hibiscus cannabinus. Раньше только северные Ньонёсе в Ятенге и Кайе и жители востока вокруг Булсы позволяли фотографировать свои маски. Люди на юго-западе запретили фотографировать, потому что это не соответствовало yaaba soore, пути предков.

Персонажи масок включают Балингу, женщину Фулани; катре, гиена; ньяка, маленькая антилопа; Ван Пелега, большая антилопа и многие другие. Маски из всех трех областей появляются на ежегодных публичных фестивалях, таких как Международная ярмарка искусства и ремесел ( Salon International de l'Artisanat de Ouagadougou или SIAO), Неделя культуры и Atypical Nights of Koudougou ( Les Nuits Atypiques de Koudougou). У каждой семьи ньонёсе есть собственная маска, и они по сей день обязаны защищать маски. Маски очень священны и являются связующим звеном с духами предков и природой.

Известные люди Мосси

использованная литература

Смотрите также

внешние ссылки

дальнейшее чтение

  • Рой, Кристофер Д. Искусство рек Верхней Вольты. Медон: Чаффин, 1987 [1]
  • Рой, Кристофер Д. Страна летающих масок. Мюнхен: Престел, 2007.
Последняя правка сделана 2023-08-08 08:02:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте