Народы манде

редактировать
Часто неправильно используется для обозначения народа мандинка, который является потомком манде. Также не следует путать с динамиками мандин, иногда их называют Манден.

Манде народы, говорящие на манде. Различные группы манде встречаются в каждой стране материковой части Западной Африки. Языки манде делятся на две основные группы: восточный и западный.

Народ мандинка или малинке, западная ветвь племени манде, считается основателем крупнейших древних западноафриканских империй. Другие крупные группы Манде включают Сонинке, Сусу, Бамбара и Дьюла. Меньшие группы включают Лигби, Вай и Бисса.

Люди манде населяют самые разные среды, от прибрежных тропических лесов до редкого Сахеля. У них широкий спектр кухонь, культур и верований, и они организованы в основном по своей языковой группе. Сегодня они преимущественно мусульмане и следуют кастовой системе.

Ислам сыграл центральную роль в идентификации манде как наднациональной этнической группы, выходящей за рамки индивидуальной племенной принадлежности. Влияние Манде исторически распространилось далеко за пределы непосредственных районов на другие соседние группы мусульман Западной Африки, населявшие Сахель и саванну. Манда провела расширение торговли вниз река Нигер или по суше, и достигла военного завоевания с расширением Ганы империи, империя Мали, и Kaabu и Wassoulou состояний.

Не говорящие на манде народы фула, сонгаи, волоф, хауса и вольтаики поддерживают различную степень тесной связи с мировоззрением Манде, одеждой и другими культурными артефактами ( общим письменным письмом, архитектурой, кухней и социальными нормами).

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Гана Империя
    • 1.3 Малийская империя
    • 1.4 Империя Сонгай
    • 1.5 Пост-Сонгай
  • 2 Культура
    • 2.1 Тайные общества
    • 2.2 Кастовая система
    • 2.3 Фаденя
    • 2.4 Устная традиция
    • 2.5 Литература
    • 2.6 Религия
    • 2.7 Искусство
    • 2.8 Музыка
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки и источники

История

Предыстория

Происходящие от древнего народа Центральной Сахары, манде составляют узнаваемую языковую семью, с ассоциированными народами, распространенными по всей Западной Африке.

Известно, что народы манде были первыми производителями тканых тканей с помощью процесса, известного как ткачество полос. Манде приписывают независимое развитие сельского хозяйства примерно к 4–3 тыс. До н. Э. Эта сельскохозяйственная база стимулировала развитие некоторых из самых ранних и самых сложных цивилизаций Западной Африки.

Они основали империи Гана и Мали и возглавили экспансию империи Сонгай по Западной Африке.

Археологические данные показывают, что манде были ранними создателями цивилизаций каменных поселений. Они изначально были построены на скалистых мысах Tichitt - Walata и Дхар Нем в Tagant скалы Южного Мавритания начиная от около 2000 до н.э. и 1500 до н.э. древней манды, вероятно, в начале сонинка, народы. Здесь обнаружены сотни каменных поселений с четкой планировкой улиц. У некоторых поселений были массивные оборонительные стены, в то время как другие были менее укреплены.

В засушливой среде, где пахотные земли и пастбища когда-то были в дефиците, население росло. Возникли относительно крупные политические организации, что привело к развитию военной иерархической аристократии. Агро-скотоводческое общество имело смешанную экономику производства проса в сочетании с выращиванием домашнего скота. Они научились работать с медью. Они торговали драгоценностями и полудрагоценными камнями из отдаленных уголков Сахары и Сахеля. Считается, что они первыми одомашнили африканский рис. Один археолог описал их древние заброшенные места как «огромное богатство впечатляющих доисторических руин».

Ряд ранних городов и поселков был создан народами манде, также связанными с сонинке, вдоль средней реки Нигер в Мали, в том числе в Диа, начиная примерно с 900 г. до н.э. и достигнув своего пика около 600 г. до н.э., а затем в Дженне- Дженно, который был оккупирован примерно с 250 г. до н.э. до примерно 800 г. н.э. Дженне-Дженно представлял собой городской комплекс, состоящий из 40 курганов в радиусе 4 км. Предполагается, что площадь этого участка превышает 33 гектара (82 акра), и город занимался как местной, так и междугородней торговлей. Во время второй фазы Дженне-Дженно (в течение первого тысячелетия нашей эры) границы участка расширялись (возможно, покрывая 100000 квадратных метров). метров или более), что также совпадает с развитием на месте своего рода постоянной архитектуры из сырцового кирпича, включая городскую стену, вероятно построенную во второй половине первого тысячелетия нашей эры с использованием технологии цилиндрического кирпича, "ширина которой составляла 3,7 метра. у его основания и пробежал почти два километра вокруг города ».

Гана Империя

Основная статья: Империя Гана

Поскольку вокруг (еще до) 1500 г. до н.э., ряд кланов прото Сонинке происхождения, старейшей ветви народов манде, собрались вместе под руководством Dinga Сиссе. Нация включала конфедерацию трех независимых, свободно объединенных в союз государств (Мали, Мема и Вагаду) и 12 провинций с гарнизонами. Конфедерация, расположенная на полпути между пустыней, основным источником соли, и золотыми приисками в верховьях реки Сенегал на юге, имела хорошее расположение для торговли с близлежащими городами. Они торговали с севером по прибрежному маршруту, ведущему в Марокко через Сиджилмасу.

Ганское общество включало в себя крупные скотоводческие и сельскохозяйственные общины. Его коммерческий класс был самым процветающим. Торговцы манде из Ганы стали доминировать в торговле предметами роскоши и работорговле ; у них были торговые пути через Сахару, соединяющие их большие города в Сахаре с северным побережьем Африки. Они поработили соседних африканцев, чтобы продать их или использовать в домашних целях; те, кто не был продан, обычно ассимилировались в общину манде. Кожаные изделия, слоновая кость, соль, золото и медь также продавались в обмен на различную готовую продукцию. К 10 веку Гана была чрезвычайно богатой и процветающей империей, контролирующей территорию размером с Техас, простирающуюся через Сенегал, Мали и Мавританию. Во время посещения столицы Кумби Салеха в 950 году нашей эры арабский путешественник Ибн Хаукал описал правителя Ганы как «самого богатого короля в мире из-за его золота».

В 11 веке королевство начало ослабевать и приходить в упадок по многим причинам. Король потерял свою торговую монополию, опустошительная засуха нанесла ущерб животноводческой и земледельческой промышленности, кланы распались, а вассальные государства восстали. Согласно арабской традиции, мусульмане- альморавиды пришли с севера и вторглись в Гану.

Западная Санхаджа была обращена в ислам где-то в 9 веке. Впоследствии они были объединены в 10 веке. С рвением обращенных они начали несколько кампаний против « суданских », идолопоклонников, чернокожих народов Африки к югу от Сахары. При их короле Тинбарутане ибн Усфайшаре Санхаджа Ламтуна построил или захватил цитадель Авдагуст, важнейшую остановку на транссахарском торговом пути. После распада союза Санхаджа Авдагуст был взят империей Ганы. Маршруты транссахарские были переданы в Zenata Maghrawa из Сиджильмаса.

До Альморавидов исламское влияние было постепенным и не предполагало никаких форм военного переворота. В любом случае, после их последующего вывода, новые месторождения золота были добыты дальше на юг, и новые торговые пути открывались дальше на восток. Как только казалось, что Гана возродится, она стала целью атак со стороны сусу (другого народа манде) и их лидера Сумангуру. Из этого конфликта в 1235 году возникли малинке (также известные как народ мандинка ) под властью нового динамичного правителя Сундиата Кейта. К середине 13 века некогда великая империя Гана полностью распалась. Вскоре его затмила Малийская империя Сундиата.

Империя Мали

Основная статья: Империя Мали

Самым известным императором Мали был внук Сундиаты, Манса Муса (1307–1332 гг.), Также известный как «Кан Кан Мусса» или «Лев Мали». Его паломничество в Мекку в 1324 году буквально поместило Мали на карту Европы. взял с собой 60 000 носильщиков, каждый из которых нес 3 кг чистого золота (всего 180 тонн, согласно Всеобщей истории Африки ЮНЕСКО ). У него было столько золота, что, когда он остановился в Египте, египетская валюта потеряла часть своей стоимости. По словам историка из Каира аль-Макуризи, «члены его окружения начали покупать турецких и« эфиопских »рабынь, певчих девушек и одежду, так что курс золотого динара упал на шесть дирхамов». Мали и Тимбукту были показаны на карте мира 14 века.

Жемчужина Африки, Империя Мали, была центром исламских, юридических и научных исследований. Здесь были основаны старейшие формальные университеты Африки: Санкоре, Джингарай Бер и Сиди Яхья. Через несколько поколений Мали затмила Сонгайская империя Аскии Мухаммеда I (Аския Великий).

Империя Сонгай

Основная статья: Империя Сонгай

Преемник суннитского Али Бера Аския Мухаммад был оценен историками как более проницательный и дальновидный, чем его предшественник. Он организовал программу расширения и консолидации, которая расширила империю от Тагхазы на севере до границ Ятенги на юге; и от Air на северо-востоке до Futa Tooro в Сенегамбии. Вместо того, чтобы организовывать империю по исламскому образцу, он установил систему бюрократического правления, не имеющую аналогов в Западном Судане. Кроме того, Аския установила стандартизированные торговые меры и правила и инициировала охрану торговых путей. Он поощрял обучение и грамотность, следя за тем, чтобы университеты Мали выпускали самых выдающихся ученых, многие из которых опубликовали важные книги. Например, выдающийся ученый Ахмед Баба написал книги по исламскому праву, которые используются до сих пор.

Махмуд Кати опубликовал Тарих аль-Фатташ, а Абдул-Рахман ас-Сади опубликовал Тарих аль-Судан (Хроники Судана), две хроники, которые необходимы современным ученым, воссоздающим африканскую историю в средние века. Мали пережила необычайный расцвет своей культуры.

Пост-Сонгай

После падения великих королевств, бывших родиной Манде, тысячи людей мигрировали к Атлантическому побережью. Среди них были Мане, бывшие солдаты Малийской империи, вторгшиеся на западное побережье Африки с востока в первой половине 16 века. Их происхождение было очевидно по их одежде и оружию (которые в то время наблюдались европейцами), их языку, а также по традиции Мане, записанной около 1625 года. Грива продвигалась параллельно береговой линии современной Либерии, сражаясь по очереди с каждым из них. племенная группа, с которой они столкнулись. Они почти всегда добивались успеха. Они не замедлили шаг, пока не столкнулись с сусу, другим народом манде, на северо-западе территории, которая сейчас является Сьерра-Леоне. Сусу имели похожее оружие, военную организацию и тактику.

Французская колонизация Западной Африки сильно повлияла на жизнь Манде. Постоянные войны с французами стоили жизни тысячам их солдат. Они все больше полагались на атлантическую работорговлю для получения доходов. Позднее создание колониальных границ европейскими державами разделило население. Народ манде по-прежнему активен в политике Западной Африки; этнические манде были избраны президентами в нескольких штатах.

Конфликт народа манде с другими африканскими племенами обострился с начала 20 века. Из-за опустынивания они неуклонно перемещались на юг в поисках работы и других ресурсов. Часто конкуренция приводит к столкновениям между ними и другими коренными народами побережья.

Люди манде в Тимбукту

Культура

У групп Манде обычно есть патрилинейная система родства и патриархальное общество. Несколько групп манде исповедуют ислам (хотя часто смешивают с местными верованиями) и обычно соблюдают ритуальное мытье и ежедневно молятся исламу, но немногие носят арабскую одежду. Их женщины носят вуали. Некоторые известные практики манде включают сананкую или «шутливые отношения» между кланами.

Тайные общества

Их тайные братские ордена и женские клубы, известные как Поро и Санде или Бунду, соответственно, основаны на древних традициях, которые, как полагают, возникли около 1000 г. н.э. Они управляют внутренним порядком своего общества с важными обрядами перехода и вступления в гендерные общества по мере того, как мальчики и девочки достигают совершеннолетия в период полового созревания.

Кастовая система

Традиционно общества Манде являются иерархическими или «кастовыми», с аристократией и вассалами. Были также крепостные ( Jonw / Jong (o)), часто пленные или пленники, взятые во время войны, и обычно от конкурентов на их территории. Потомки бывших королей и генералов имели более высокий статус, чем их кочевые и более оседлые соотечественники.

Во многих культурах манде традиционно есть касты ремесленников (в том числе кузнецов, кожевников, гончаров и плотников / резчиков по дереву) и бардов (последние на нескольких европейских языках известны как гриоты ). Эти плоты и Bardic каст собирательно называют « nyamakala » среди народов манден ветви семьи манде (например, Bambara и мандинка ), и «Nyaxamalo» среди людей сонинке,

Кастовые системы, находящиеся под влиянием манде, и их элементы, иногда распространились из-за влияния манде на группы, не говорящие на языке манде (в регионах, где поселились культуры манде и рядом с ними), и были приняты некоторыми народами, не принадлежащими к манде, в Сенегале, частях Буркина. Фасо, северная Гана и другие регионы Западного Судана и Западного Сахеля в Западной Африке. Среди народов, не принадлежащих к манде волоф, ремесленные и бардские касты собирательно назывались «ньено».

Со временем во многих случаях статусные различия стираются, что соответствует экономическому положению групп. Хотя манде прибыли во многие из своих нынешних мест в качестве налетчиков или торговцев, они постепенно адаптировались к своим регионам. В 21 веке большинство из них работают либо оседлыми земледельцами, либо кочевыми рыбаками. Некоторые из них квалифицированных как кузнецы, крупный рогатый скот пастухи и гриотов или барды.

Фаденя

Дополнительная информация: Фаденя.

Фаденья или «отцовство и детство» - это слово, используемое народами манде, особенно мандинками (например, мандинка), первоначально для описания напряженности между сводными братьями с одним отцом и разными матерями. Понятие фаденья было растянуто и часто используется для описания политического и социального динамизма мира Манде. Фаденя часто обсуждается как противопоставление баденя, материнского детства.

Устная традиция

Культуры манде часто передаются в устных рассказах, одним из самых известных примеров является эпос о Сундиате из Мандинка. Среди мандинка и некоторых близкородственных групп учебные центры, известные как кумайоро, преподают устные истории и техники под руководством хранителей традиции, известных как ньяманкала. Эти ньяманкала составляют важную часть культур манде из-за их роли в сохранении устной традиции. Школа Kela, самая известная, жизненно важна для сохранения устных традиций. Из-за своей сильной работы версии эпоса Сундиата, как правило, довольно похожи. Версия Kela считается официальной, а эпос исполняется каждые семь лет. Версия Kela включает письменный документ, называемый тарику. Это пересечение письменной и устной истории уникально для культуры Манде.

Эпос обычно исполняется двумя способами: один предназначен для обучения или репетиции, а другой более официальный, предназначен для передачи важной информации большой аудитории. Часть обучающего выступления предполагает вручение подарков от кланов, участвующих в эпосе. Официальная версия может использовать музыкальный инструмент; он не позволяет отвлекать аудиторию. Разные кланы Манде играют на разных инструментах в исполнении эпоса.

Кандаси также основали школу устной истории.

Литература

Литература Манде включает « Эпос о Сундиате», эпическую поэму о народах Мандин (ветвь семьи Манде), рассказывающую о возвышении Сундиаты Кейта, основателя Малийской империи. Этномузыколог Эрик Чарри отмечает, что эти сказки «образуют обширную устную и письменную литературу», начиная от арабоязычных рассказов Ибн Халдуна 14-го века до французских колониальных антологий, собирающих местные устные истории, и заканчивая современными записями, транскрипциями, переводами и исполнением. Тарих аль-Фатташ и Тарих аль-Судан - две важные хроники Тимбукту. К концу 1990-х годов было опубликовано 64 версии эпоса о Сунджате. Хотя Тарих аль-Фатташ традиционно приписывается Махмуду Кати, он был написан по крайней мере тремя разными авторами. Среди манде гриоты - это группа, традиционно специализированная каста, состоящая из бардов, рассказчиков и устных историков.

Религия

Мечеть 13-го века на севере Ганы, приписываемая Вангаре.

Многие группы манде в самой западной части Западной Африки были преимущественно мусульманскими с 13 века. Другие, такие как Бамбара, обратились в ислам еще в 19 веке, а некоторые сохранили свои традиционные верования. Мусульманин Манден также придерживается традиционных верований, таких как ритуалы групп инициации, таких как Чивара и Два, и веры в силу ньямы (духовной силы, существующей в природе). Многие более мелкие группы Манден, такие как Бобо, полностью сохраняют доисламские системы верований. Многие группы, говорящие на манде в Сьерра-Леоне и Либерии, также по большей части не были исламизированы.

Согласно устным историям, манде, в частности сонинке, через торговлю и поселения способствовали исламизации групп, не относящихся к манде гур, на окраине Сахеля в Западной Африке.

Искусство

Большая часть искусства Манде представлена украшениями и резьбой. Маски, связанные с братскими и женскими ассоциациями Марка и Менде, вероятно, являются самыми известными и искусно изготовленными в регионе. Манде также производит красивые ткани, популярные во всей Западной Африке. Они также создают золотые и серебряные ожерелья, браслеты, нарукавники и серьги. Люди бамбара и связанные с ними группы также традиционно производят деревянную скульптуру. Были найдены скульптуры из дерева, металла и терракоты, связанные с древними народами, связанными с Сонинке в Мали.

Колокольчики на ожерельях принадлежат к тому типу, который, как считается, слышат духи, звенящие в обоих мирах, в мире предков и живых. Охотники на манде часто носят один-единственный колокол, который можно легко заставить замолчать, когда необходима скрытность. Женщины, с другой стороны, часто носят несколько колоколов, представляющих концепцию сообщества, поскольку колокола гармонично сочетаются друг с другом.

Дженне-Дженно, древний город на реке Нигер в центральной части Мали, построенный народами, связанными с Сонинке, известен своими терракотовыми фигурками, на которых изображены люди и животные, включая змей и лошадей, некоторые из которых относятся к первому и началу второго тысячелетия нашей эры. Считается, что эти статуэтки выполняли ритуальную функцию, и выдвинута гипотеза, что некоторые из них являются изображениями домашних или духов предков, поскольку культы предков, как известно, процветали в этом районе еще в 20 веке.

Музыка

Самый известный тип традиционной музыки манде играет на коре, струнном инструменте с 21 или более струнами, который в основном ассоциируется с народом мандинка. Он исполняется семьями музыкантов, известных в Мандинке как Jeliw (поют Jeli) или по-французски griots. Кора - это уникальная арфа-лютня с зубчатым деревянным мостом. Это, пожалуй, самый сложный хордофон Африки.

N'goni является предком современного банджо, а также играет исследование JELIS.

Гриоты - профессиональные барды из северной части Западной Африки, хранители своих великих устных эпических традиций и истории. Они - надежные и влиятельные советники лидеров Манде. Среди наиболее известных из них сегодня - Тумани Диабате, Мамаду Диабате и Кандия Куяте.

Смотрите также

Ссылки и источники

использованная литература
Источники
  • Гиллоу, Джон. (2003), Африканский текстиль. 29 п.
  • Коллекция искусства Африки, Океании и Америки Метрополитен-музей.
  • Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том IV, стр. 197–200.
  • Мауни, Р. (1971), «Западный Судан» в Шинни: 66-87.
  • Монтей, Шарль (1953), «La Légende du Ouagadou et l'Origine des Soninke» в Mélanges Ethnologiques (Дакар: Бюллетень французского института африки Нуар).
  • Фейдж, Джон Д. (2001), История Африки. Рутледж; 4-е издание.
  • Бун, Сильвия Ардин. (1986), Сияние вод.
  • Куяте, Дани (директор). (1995). Кейта: Наследие Грио [Кинофильм]. Буркина-Фасо.
  • Кевин С. Макдональд, Роберт Вернет, Маркос Мартинон-Торрес и Дориан К. Фуллер. «Дхар Нема: от раннего земледелия до металлургии на юго-востоке Мавритании» / https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00671990902811330
Последняя правка сделана 2024-01-01 05:33:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте