Народ зарма

редактировать
Этническая группа самого западного Нигера, Нигерии, Бенина и соседних стран
Народ зарма
Habillement Traditionalnelle.jpg Молодые девушки в традиционной одежде зарма
Общая численность населения
3,459,000
Регионы со значительной численностью населения
Нигер 3,300,000
Нигерия 113,000
Бенин 38,000
Гана 6,900
Буркина-Фасо 1,100
Языки
зарма
Религия
Ислам
Родственные этнические группы
сонхай, манде, хауса

народ зарма - этническая группа, преимущественно проживающая в самом западном Нигере. В значительном количестве они также встречаются в прилегающих районах Нигерии и Бенин, а также меньшее количество в Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гана, Того и Камерун.

Народ зарма - это преимущественно мусульмане из школы малики -суннитов, и они живут в засушливых сахельских землях, вдоль долины реки Нигер, которая является источником орошения, кормов для стада крупного рогатого скота и питьевой воды. Относительно благополучные, они владеют крупным рогатым скотом, овцами, козами и дромадерами, сдают их народу фулани или туарегу для содержания. У народа зарма была история рабовладельческих и кастовых систем, как и у многих западноафриканских этнических групп. Как и они, у них также есть историческая музыкальная традиция.

Народ Зарма также упоминается как Зерма, Джерма, Дьерма, Заберма, Забермава или Забермава люди.

Содержание

  • 1 Демография и язык
  • 2 История
    • 2.1 Рабство
    • 2.2 Колониальная эпоха
  • 3 Общество и культура
    • 3.1 Социальная стратификация
    • 3.2 Калечащие операции на женских половых органах
    • 3.3 Средства к существованию
    • 3.4 Искусство
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Демография и язык

Согласно оценкам, общая численность населения зарма на 2013 год превысила 3 ​​миллиона, но это варьируется. Они составляют несколько более мелких этнических подгрупп, которые были либо коренными жителями эпохи до Империи Сонгай и ассимилировались с народом зарма, либо являются людьми происхождения зарма, которые некоторое время дифференцировались в доколониальный период (через диалект, политическую структуру или религию), но, согласно Фуглестаду, их трудно различить. Группы, обычно называемые частью зарма или сонгая, но у которых есть прослеживаемые исторические различия, включают народы габда, кадо, тинга, сорко, каллес, голлес, локас и куртей.

язык зарма - один из южных сонгайских языков, ответвление нило-сахарской языковой семьи. Из-за общего языка и культуры их иногда называют «Зарма Сонгхай» (также пишется «Джерма-Сонгхай»).

История

Географическое распределение народа зарма (приблизительно).

Народ зарма - африканская этническая группа с незарегистрированной историей и без древних текстов. Как и у других этнических групп региона, большая часть их известной истории восходит к исламским записям после 8-го века, особенно из средневековых отчетов арабов и североафриканских историков, утверждает Маргари Азиза Хилл, профессор гуманитарных наук. Исламское завоевание было мотивировано и облегчено существовавшей ранее торговлей между Западной Африкой и Средиземноморьем до прихода ислама, и, в свою очередь, приход ислама повлиял на историю всех народов, включая зарму. Мусульмане Северной Африки увеличили транссахарскую торговлю, приобретая все большее значение для благополучия этнических групп и их вождей. Мусульманские торговцы сыграли важную роль в распространении ислама. Сахель, который является истоком и историческим домом народа зарма, был экономической и экологической переходной зоной и маршрутом путешествий, стратегически расположенным между негостеприимной пустыней Сахара и густой лесной зоной Африки к югу от Сахары.

До прихода ислама в районе дельты Нигера уже были крупные поселения людей. Ранние арабские документы восьмого века предполагают, что мусульмане отправлялись в Западную Африку для торговли, обменивая соль, лошадей, финики и верблюдов с севера и арабских земель на золото, древесину и продукты питания из долины реки Нигер и близлежащих регионов, контролируемых Народ Сонгхай-Зарма. Эта торговля и коммерция также в конечном итоге привели к культурному и религиозному обращению. Были предложены различные теории относительно того, как, когда и почему люди Зармы обратились в ислам. Согласно арабским записям, школа исламского права Малики стала преобладающей системой правления в районе реки Нигер и в Западной Африке к 11 веку, после завоевания Альморавидами Северной Африки, реки Нигер, Ганы Кумби Салех и речные районы Сенегала. Мусульманские ученые спорят, являются ли эти ранние исламские документы надежными, при этом некоторые оспаривают язык «завоевания», настаивая на том, что это был мирный, добровольный переход от старой исламской системы к новой школе Малики. Например, Ахмад Баба в 1615 году н.э. заявил, что черные африканские мусульмане добровольно приняли ислам, а не из-за военной угрозы.

Народ зарма мигрировал на юго-восток из области Нигер-Бенд Мали, где люди сонгай проживают в высокой концентрации, в их нынешнюю географическую концентрацию вокруг долины реки Нигер в период империи Сонгай, поселившись во многих городах, и особенно в том, что сейчас является юго-западом Нигера, недалеко от столицы Ниамей. Формируя ряд небольших сообществ, каждое из которых возглавляет вождь или правитель по имени Зармакой, эти государства вступали в конфликт за экономически и сельскохозяйственно привлекательные земли с народом туарегов, фула люди и другие этнические группы в этом районе. Об этой миграции средневековой эпохи свидетельствуют легенды и мифы в сообществе зарма, причем некоторые упоминают, что их историческое происхождение - Малинке и Сарахолле, вызванное преследованием местных мусульманских правителей или межэтническим соперничеством.

Одежда аристократического зарма

Согласно Абдурахману Идриссе и Самуэлю Декало, к 17 веку народ зарма заселил долину Даллол Босо, называемую на языке зарма Бобойе. В 18 веке они подвергались постоянному насилию со стороны народа фулани и туарегов, которые пытались навязать свою версию джихада в Западной Африке. Насилие в отношении поселений народа зарма включало набеги на запасы зерна, сжигание стоячего урожая, принудительный сбор или изъятие излишков или богатства из домов, захват, порабощение и принудительное перемещение людей.

Рабство

Рабство было исторической практикой в ​​Западной Африке задолго до прихода колониализма. В Нигере и Мали, где исторически проживало самое большое население народа зарма и происходило его происхождение, есть текстовые свидетельства серии ежегодных кампаний во время правления суннитского Али и Аския Мухаммада (Туре) для захвата людей в рабство, как для домашнего использования, так и для их экспорта в Северную Африку, главным образом в Марокко, Алжир, Тунис и Триполи. Правитель 15-го века суннит Али является неотъемлемой частью легенд, почитаемых народом зарма.

Система рабства была значительной частью общества и политического устройства. Согласно Жан-Пьеру Оливье де Сардану, рабское население составляло от двух третей до трех четвертей всего населения народа сонгай-зарма. По словам Мартина Кляйна, эти цифры аналогичны высокому проценту рабства среди других этнических групп, которое преобладало в доколониальной Западной Африке. Тем не менее, Брюс Холл предупреждает, что, хотя «безусловно верно, что большинство населения» имело рабский статус, эти оценки колониальной эпохи для «рабов» в этнических группах в районе реки Нигер являются преувеличением, поскольку существует разница между рабским статусом и статусом рабства.

Этнические группы, включая народ сонгай-зарма, заявляет Бенедетта Росси, простирающиеся от сахело-суданцев, разделяют политическую и экономическую систему, основанную на рабстве с доколониального периода. Рабы были экономическим активом, они использовались для ведения сельского хозяйства, скотоводства и домашней работы. По словам Росси, система рабства была хорошо развитой и сложной, в которой система социального расслоения развивалась внутри рабов, а система статуса раб-господин сохранялась даже после того, как рабство было официально отменено во время французского колониального правления. Сообщества рабов остаются частью воспоминаний народа зарма, утверждает Алиса Беллагамба.

Колониальная эпоха

Французские колониальные правители пришли в регионы, населенные народом зарма, в конце 1890-х годов. когда вожди и полевые командиры общества Зарма находились в состоянии внутриэтнического конфликта. Французы выбрали Зармакой Аута из Доссо в качестве своего партнера и в ноябре 1898 года основали военный пост в деревне Доссо. Последующий период принес несколько стихийных бедствий, таких как голод и нападения саранчи с 1901 по 1903 год. Французы увеличили свое присутствие в этот период.

Французы полагались на военный пост Доссо и долины реки Нигер для пополнения своих запасов, поскольку они пытались создать гораздо более крупный колониальная зона в Сахеле вплоть до Чада. Это привело к конфликтам и насилию против народа зарма, что повторило систему насилия и дани, навязанную Зарме «по крайней мере с начала девятнадцатого века», заявляют Деннис Корделл и Джоэл Грегори.

Французский колониальный Правление установило рудники для ресурсов в Западной Африке, например, вдоль Золотого побережья, и эти рудники были укомплектованы африканскими рабочими, которые в значительной степени полагались на мигрантов из племени зарма. Тысячи людей Zarma отправились на различные французские рудники, а также построили дороги и железные дороги, чтобы соединить важные места, важные для французского правления. Эти трудовые мигранты следовали доколониальной традиции воинов Зарма, направлявшихся к Золотому берегу за добычей, но колониальные рудники обеспечивали экономический авантюризм, однако во многих случаях миграция была средством «избежать экономической эксплуатации Франции».

различных этнических групп в Нигере, раннее сотрудничество элиты Зармы привело к наследию, в котором интересы Зармы продвигались, и они продолжали оставаться доминирующей частью политической элиты после ее полной независимости в 1960 году.

Общество и культура

Язык, общество и культура народа зарма почти не отличаются от народа сонгай. Некоторые ученые считают народ зарма частью и крупнейшей этнической подгруппой сонгая - группы, в которую входят кочевники Мали, говорящие на том же языке, что и зарма. Некоторые изучают группу вместе как народ зарма-сонгай. Однако обе группы считают себя двумя разными людьми.

Социальное расслоение

Женщина Зарма

Жан-Пьер Оливье де Сардан, Тал Тамари и другие ученые заявили, что люди Зарма имеют традиционно было социально расслоенным обществом, как и народ сонгай в целом, с его обществом, состоящим из каст. Согласно описаниям средневековой и колониальной эпох, их призвание является наследственным, и каждая стратифицированная группа была эндогамной. Социальное расслоение было необычным по двум причинам; во-первых, оно включало рабство, при котором низшие слои населения унаследовали рабство, а во-вторых, Зима или священники и исламские клерикалы должны были быть инициированы, но не унаследовали эту профессию автоматически, что сделало слои духовенства псевдокастой. По словам Ральфа Остена, заслуженного профессора истории Африки, кастовая система среди народа зарма была не так развита, как кастовая система, исторически встречающаяся в африканских этнических группах, расположенных дальше на запад от них.

Луи Дюмон, Автор 20-го века, известный своим классическим произведением Homo Hierarchicus, признал социальное расслоение среди народов зарма-сонгаи, а также других этнических групп в Западной Африке, но предложил социологам изобрести новый термин для обозначения западноафриканской системы социального расслоения. Другие ученые считают это предубеждением и изоляционизмом, потому что западноафриканская система разделяет все элементы системы Дюмона, включая экономические, ритуальные, духовные, эндогамные, элементы загрязнения, сегрегацию и распространение на большой регион. По словам Анны Хаур, профессора африканистики, некоторые ученые считают историческое кастовое социальное расслоение у народов зарма-сонгай доисламской чертой, в то время как некоторые считают, что оно возникло из-за арабского влияния.

Кастовое рабство. . Традиционная форма порабощения на основе каст все еще практиковалась туарегами, зарма и арабами этническими меньшинствами.

- Country Report: Niger (2008). Государственный департамент США

Различные слои народа зарма-сонгай включали в себя королей и воинов, писцов, ремесленников, ткачей, охотников, рыбаков, кожевников и парикмахеров (Ванзам) и домашние рабы (Хорсо, Банные). Каждая каста почитает собственный дух-хранитель. Некоторые ученые, такие как Джон Шуп, разделяют эти слои на три категории: свободные (вожди, фермеры и пастухи), рабовладельческие (художники, музыканты и гриоты) и класс рабов. Социальная группа рабов должна была быть эндогамной, в то время как рабы могли быть освобождены в течение четырех поколений. Шоуп утверждает, что высший социальный уровень произошел от короля «Сонни Али Бера », а их наследственное занятие в современную эпоху было Сохансом (колдуном). Традиционно свободные слои народа Зерма владели собственностью и стадами, и они доминировали в политической системе и правительствах во время и после французского колониального правления. В рамках стратифицированной социальной системы исламская система полигинных браков является частью традиции народа зарма, где предпочтительными партнерами являются кросс-кузены, а также система ритуального принятия между женами. Эта эндогамия похожа на другие этнические группы в Западной Африке.

Калечащие операции на женских половых органах

Женщины среди народа зарма, как и другие этнические группы Сахеля и Западной Африки, традиционно практиковали женщину. калечащие операции на половых органах (КОЖПО). Однако показатели распространенности были ниже и падали. Согласно исследованиям ЮНИСЕФ и Всемирной организации здравоохранения, в культуре зарма женское обрезание называется хаабизе. Он состоит из двух ритуалов. Первый - это ритуал отсечения девственной плевы у новорожденных девочек, второй - клитородэктомия в возрасте от 9 до 15 лет, при которой либо вырезается крайняя плоть, либо часть клитора и малых половых губ отрезается, а затем удаляется. Операция была ритуально сделана традиционными парикмахерами, называемыми ванзам.

Нигер попытался положить конец практике КО. По данным ЮНИСЕФ, эти усилия успешно и заметно снизили распространенность практики до однозначного числа (9% в этнической группе Зарма в 2006 году) по сравнению с восточно-северной Африкой (от Египта до Сомали), где показатели КОЖПО очень высоки..

Средства к существованию

Традиционная круглая хижина Зарма недалеко от Ниамея, Нигер.

Деревни Зарма традиционно состоят из огороженных стенами поселений, где живет семейная группа по имени Винди. В каждом комплексе есть главный мужчина, а в комплексе может быть несколько отдельных хижин, в каждой хижине есть разные жены главного мужчины. Хижины традиционно представляют собой круглые дома или сооружения круглой формы из глиняных стен с соломенной соломенной конической крышей.

Народ зарма выращивает кукурузу, просо, сорго, рис, табак, хлопок и арахис в сезон дождей (с июня по ноябрь). Они традиционно владели стадами животных, которые сдают в аренду другим, пока не будут готовы к продаже на мясо. У некоторых есть лошади, наследие тех людей Зерма, которые исторически принадлежали к классу воинов и были опытными кавалеристами в исламских армиях. Некоторые жители зармы, живущие вдоль реки Нигер, предпочитают ловить рыбу. Наследование собственности и профессиональное происхождение - по отцовской линии. Многие народы зарма, такие как сонгай, мигрировали в прибрежные и процветающие города Западной Африки, особенно в Гану.

Искусство

Народ зарма, как и их соседние этнические группы в Западной Африке, имеют богатые традиции музыки, группового танца и пения. Обычные музыкальные инструменты, которые сопровождают это искусство, включают гамбе (большой барабан), дондон (говорящие барабаны), моло или кунтигуи (струнные инструменты), гоге (инструмент, похожий на скрипку). Некоторая часть этой музыки также сопровождается фоллеем или ритуалами, связанными с одержимостью духом.

См. Также

Ссылки

Источники

  • Декало, С. (1979) Исторический словарь Нигера, Scarecrow Press / Metuchen : Лондон. ISBN 0-8108-1229-0.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с людьми Джермы.
Последняя правка сделана 2021-06-23 07:04:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте