Бамилеке

редактировать
Этническая группа Западной провинции Камеруна
Бамилеке
Пе-ме-леке
Roi-bandjoun.jpg Король Банджуна, один из многочисленные королевства бамилеке в Камеруне
Общая численность населения
85000
Регионы со значительным населением
Камерун 70,000 оцен.
диаспора2,500 эст.
Языки
Бамилекские языки ; Йемба, Медумба, Фефе, Нгомала, Нгиембон
Религия
Религия Бамилеке, Христианство, Ислам,
Родственные этнические группы
Бамум, Тикар, Лебиелем

Бамилеке - люди Грассфилдс. Они являются крупнейшей этнической группой в Камеруне и населяют западный и северо-западный регионы страны. Бамилеке перегруппированы в несколько групп, каждая под руководством вождя или фон. Они говорят на нескольких родственных языках из восточной ветви Grassfield языковой семьи GrassField. Однако эти языки тесно связаны, и некоторые классификации определяют континуум бамилеке диалектов, состоящий из семнадцати или более диалектов. Народ Бамилеке известен своими очень яркими маскарадами, часто замысловато украшенными бисером, включая впечатляющую маску слона.

Содержание

  • 1 Организация
  • 2 Языки
  • 3 История
    • 3.1 Немецкая администрация
    • 3.2 Французская администрация и период после обретения независимости
  • 4 Образ жизни и модели расселения
    • 4.1 Политическая структура и сельское хозяйство
    • 4.2 Экономическая деятельность
    • 4.3 Религиозные верования
  • 5 Королевские традиции и искусство
    • 5.1 Вышивка бисером
    • 5.2 Модели наследования и родства
  • 6 Известные личности
  • 7 Галерея
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Организация

Бамилеке организованы под несколькими вождествами (или фондами). Из них фонд Бафанг, Бафуссам, Банджун, Бахам, Бангангте, Дшанг и Мбуда - самые известные. Бамилеке также имеют много общего с историей и культурой соседних фондов Северо-Западного региона и, в частности, Лебиалем региона Юго-Западного региона, но группы были разделены поскольку их территории были разделены между французским и английским в колониальные времена.

Языки

Согласно классификации Ethnologue, мы можем выделить 11 различных языков или диалектов:

Варианты На гомала говорят в большинстве Мифи, Кунг-Кхи, Хаутс-Плато департаментов, восточных Menoua и части Bamboutos - 260 000 человек (1982, SIL). Основные фонды: Бахам, Бафуссам, Баменджу, Банджун.

На юго-западе говорят Фе'фе ' в Отделение Верхнего Нкама. Основные города включают Бафанг, Баку и Кекем.

Нда'нда, занимающие западную треть дивизии Нде. Основное поселение находится в Базу.

Йемба, на котором в 1992 году говорили 300 000 или более человек. Их земли охватывают большую часть Менуа к западу от Банджуна с их столицей. в Дшанг. Фокуэ - еще одно крупное поселение.

На медумбе говорят в большей части округа Нде (210 000 человек в 1991 г.), с основными поселениями в Бангангте и Тонга.

Менгака, Нгимбун., нгомба и нгомбале говорят на мбуда.

ква говорят между нде и прибрежным регионом, нгве вокруг Фонтема в Юго-Западном регионе и Ммуок (язык) людьми Ммуок в Лебиалемском районе Юго-Западного региона.

Бамилеке принадлежит к мбам-нкам группе языков Грассфилдса

История

Бамилекское пастбище

Происхождение бамилеке неясно. Они мигрировали на территорию современного северного Камеруна между 11 и 14 веками. В 17 веке они мигрировали дальше на юг и запад под давлением фулани. Сегодня большинство людей в этом кластере - христиане. Бамилеке - коренные жители трех регионов Камеруна: западного, северо-западного и юго-западного. Хотя большая часть этих людей - выходцы из Западного региона, по оценкам, почти половина жителей Бамилеке - из англоязычных регионов, большинство из которых - из Северо-Западного региона (в этом регионе 123 группировки бамилеке, против 6 на Юго-Западе и 106 в Западном регионе). Таким образом, территория Грассфилдса охватывает запад и северо-запад и небольшую часть юго-западного региона Камеруна. Помимо бамилеке, есть другие племена, которые исторически более или менее связаны с бамилеке по крови или через определенные культурные связи (Dieudonné Toukam, «Histoire et anthropologie du peuple bamiléké», 2016), а также недавно поселившиеся иностранцы. (Фулани, Хауса, Игбо и т. Д.)

. В середине 17 века народ тикар покинул Север, чтобы избежать принуждения к обращению в ислам. Они мигрировали так далеко на юг, как Фумбан. Завоеватели дошли до Фумбана, чтобы попытаться навязать им ислам. Началась война, из-за которой одни люди ушли, а другие остались, покорившись исламу. Это знаменует собой разделение между народами Бамун и Бафия.

Кластер населения Камеруна включает в себя несколько этнических групп, преимущественно проживающих в Камеруне, среди которых бамилеке.

Похоронный обряд совершается в Ммуок-Лете, Юго-Западный регион.

В 17 веке они мигрировали дальше на юг и запад, чтобы избежать принуждения к обращению в ислам. Другой причиной миграции было сопротивление порабощению во время Атлантической работорговли. Сегодня большинство людей в этом кластере - христиане.

Германская администрация

Германия получила контроль над «Камеруном» в 1884 году.

Немцы впервые применили термин «Бамилеке» к народу как административный стенография для жителей региона.

Французская администрация и период после обретения независимости

Бамилеке очень динамичны и обладают отличным предпринимательским чутьем. Таким образом, их можно найти почти во всех регионах Камеруна и в мире, в основном как владельцев бизнеса.

В 1955 году колониальные власти Франции запретили политическую партию Union des Populations du Cameroun (UPC), которая требовала независимости Камеруна. После этого французы начали наступление на боевиков СКП. Большая часть боевых действий произошла в Западном регионе, в районе Бамилеке. В конфликте СКП с французскими и камерунскими войсками погибли несколько десятков тысяч человек.

Образ жизни и модели расселения

Политическая структура и сельское хозяйство

Статуя вождя в Бана

Поселения Бамилеке построены по хорошо организованной и структурированной схеме. Дома членов семьи часто сгруппированы вместе, часто в окружении небольших полей. Мужчины обычно расчищают поля, но в основном их обрабатывают женщины. Большая часть работы выполняется с помощью таких инструментов, как мачете и мотыги. Основные культуры включают кокоям, арахис и кукурузу.

. Поселение Бамилеке организовано как вождества. Вождь, или фон, или фонг считается духовным, политическим, судебным и военным лидером. Вождь также считается «отцом» вождества. Таким образом, он пользуется большим уважением со стороны населения. Наследник «Отца» выбирается среди его детей. Личность преемника обычно держится в секрете до смерти фон.

В фонде обычно 9 министров и несколько других советников и советов. Министры несут ответственность за коронацию нового фон. Совет министров, также известный как Совет знати, называется Камвеу. Кроме того, «королева-мать» или мафо была важной фигурой для некоторых фондов в прошлом. Под фоном и его советниками находится несколько глав приходов, каждый из которых отвечает за определенную часть деревни. Некоторые группы бамилеке также признают подчиненных, или фонте.

Экономическая деятельность

Традиционные дома строятся путем возведения рафии -полюсной рамы в четыре квадратные стены. Затем строители засыпают получившиеся ямы травой и засыпают все здание грязью. Соломенная крыша обычно имеет форму высокого конуса. В настоящее время, однако, этот тип строительства в основном зарезервирован для сараев, складских зданий и мест собраний различных традиционных тайных обществ. Вместо этого современные дома в Бамилеке построены из кирпичей из высушенной на солнце грязи или из бетона. Крыши сделаны из листового металла.

Маска слона Артисты разыгрывают зинг, похоронный танец в Бамугонге с маской слона

Религиозные верования

В колониальный период некоторые части Бамилеке приняли христианство. Некоторые из них исповедуют ислам по направлению к границе с Тикаром и Бамуном. Бамилеке носили маски слона на танцевальных церемониях или похоронах.

Королевские традиции и искусство

Маскарады являются неотъемлемой частью культуры и самовыражения бамилеков. Их надевают на особых мероприятиях, таких как похороны, важные дворцовые фестивали и другие королевские церемонии. Маски выполняются мужчинами и призваны поддерживать и укреплять королевскую власть.

Сила короля Бамилеке, называемого Фон, часто представлена ​​слоном, буйволом и леопардом. Устные традиции провозглашают, что Фон может превращаться в слона или леопарда, когда захочет. Маска слона, называемая mbap mteng - это маска с выступающими круглыми ушами, человеческим лицом, декоративными панелями спереди и сзади, которые спускаются до колен и в целом покрыты красивой геометрической вышивкой бисером, включая много треугольных изображений. Преобладают равнобедренные треугольники, так как они являются известным символом леопарда. Вышивка бисером, ракушки, бронза и другие драгоценные украшения на масках повышают статус маски. Иногда Фон может разрешить членам сообщества надеть маску слона вместе со шкурой леопарда, указывая на то, что этот маскарад связан с богатством, статусом и властью.

Маски буйвола также очень популярны и присутствуют на большинстве функций в сообществах пастбищ, включая бамилеке. Они олицетворяют силу, силу и храбрость, а также могут быть связаны с Фоном.

Вышивка бисером

Вышивка бисером является важным элементом искусства Бамилеке и тем, что отличает их от других регионов Африки. Это искусство сугубо личное, поскольку нет двух одинаковых произведений, которые часто используются в ярких цветах, которые бросаются в глаза. Они могут указывать на статус в зависимости от того, какие виды бусинок используются. Бисероплетение, используемое повсюду на деревянных скульптурах, является уникальной техникой, присущей только лугам Камеруна.

До того, как они были колонизированы, популярные бусины были получены из стран к югу от Сахары, таких как Нигерия, и были сделаны из ракушек, орехов и дерева, семена, керамика, слоновая кость, кости животных и металл. Колонизация и торговые пути с другими странами Европы и Ближнего Востока представили яркие стеклянные бусы, а также жемчуг, кораллы и редкие камни, такие как изумруды. Однако за это пришлось заплатить. С этими странами часто заключались соглашения об обмене этих драгоценных предметов роскоши на рабов, золото, масло, слоновую кость и некоторые виды ценных пород дерева.

Типы наследования и родства

Бамилеке тамтам

Родословная Бамилеке прослеживается, наследование и наследование по мужской линии, а дети принадлежат фонду своего отца. После смерти мужчины все его имущество обычно переходит к одному наследнику мужского пола. Многоженство (точнее, многоженство ) практикуется, и некоторые важные люди могут иметь буквально сотни жен. Браки обычно включают выкуп за невесту, который выплачивается семье невесты.

Утверждается, что обычаи наследования Бамилеке способствовали их успеху в современном мире:

«Правила наследования и наследования определяются принципом отцовской линии происхождения. Согласно обычаю, старший сын является вероятным наследником, но отец может выбрать любого из своих сыновей в качестве преемника. Наследник берет имя своего умершего отца и наследует любые титулы, принадлежащие последнему, включая право на членство в любых обществах и до середины 1960-х годов, когда был изменен закон, регулирующий многоженство, наследник также унаследовал жен своего отца - значительную экономическую ответственность. Права на землю, которыми владел умерший, передавались наследнику в соответствии с одобрение вождя, и в случае финансового наследования наследник не был обязан делиться им с другими членами семьи. Последствия этого значительны. Во-первых, обездоленные члены семьи не имели автоматического права жить за счет богатства наследник. Таким образом, братьев и сестер, не участвовавших в наследстве, настоятельно поощряли делать это самостоятельно, проявляя индивидуальную инициативу и принимая на себя ответственность за зарабатывание средств к существованию. Во-вторых, эта практика индивидуальной ответственности в отличие от системы сильных семейных обязательств предотвращала утечку личных финансовых ресурсов. Вместо того, чтобы тратить все наследство на содержание непродуктивных членов семьи, наследник мог бы в современный период использовать свои ресурсы более продуктивными с финансовой точки зрения способами, такими как сбережения и инвестиции. [...] Наконец, система наследования, наряду с крупномасштабной миграцией, вызванной плотностью населения и нехваткой земли, является одним из внутренних стимулов, которые объясняют успех Бамилеке в нетрадиционном мире ".

Дональд Л. Горовиц также приписывает экономический успех бамилеке их обычаям наследования, утверждая, что они побуждали младших сыновей искать собственное проживание за границей. В своей книге «Этнические группы, находящиеся в конфликте» он написал: «Первородство среди бамилекецев и наследование по материнской линии среди Минангкабау в Индонезии внесли огромный вклад в склонность мужчин из обеих групп к миграции из своего родного региона в поисках возможностей ".

Известные личности

Народ бамилеке внес свой вклад в огромной степени для развития Камеруна и мира в целом. От науки до искусства, политики, СМИ, спорта и многого другого. Вот неисчерпаемый список известных бамилеке или людей происхождения Бамилеке.

  • Доктор Эрнест СИМО, Н. Инженер ASA, инженер Министерства обороны США, внес огромный вклад в развитие спутниковой связи, особенно VSAT.
  • Др. Морис КАМТО, бывший президент Комиссии международного права ООН, юрист-международник, профессор
  • Фрэнсис Нганну, боец ​​UFC, нанес самый тяжелый / самый тяжелый удар в мире.
  • Пол Каммонь ФОКАМ, промышленник, филантроп и миллиардер, особенно в банковском деле
  • Виктор ФОТО, промышленник, филантроп и миллиардер
  • Сэм Фан Томас, самый популярный Макосса музыкант 80-х
  • Эрнест Уанди, известный борец за независимость Камеруна
  • Каджи Дефоссо, промышленник, филантроп и миллиардер
  • Зешунг Армель Тенкианг, предприниматель, компьютерный ученый, основатель Ourbloc и создатель токена Dap.
  • Матиас Джумесси, 1-й президент политической партии СКП. Партия, которая принесет независимость Камеруну
  • Паскаль Сиакам, игрок НБА
  • Вилгори Танджонг, предприниматель, активист социальной справедливости и автор
  • Акилле Тенкианг, активист социальной справедливости, и Ученый Митчелл

Галерея

Танцевальные группы бамилеке

Ссылки

  • Toukam, Dieudonné (2016; первое издание 2010), Histoire et anthropologie du peuple bamiléké, Париж: l'Harmattan, 2010, 338p.
  • Toukam, Dieudonné (2008), Parlons bamiléké. Langue et culture de Bafoussam, Paris: L'Harmattan, 255p.
  • Fanso, V.G. (1989) История Камеруна для средних школ и колледжей, Vol. 1: От доисторических времен до девятнадцатого века. Гонконг: Macmillan Education Ltd, 1989.
  • Неба, Аарон, доктор философии. (1999) Современная география Республики Камерун, 3-е изд. Bamenda: Neba Publishers, 1999.
  • Нгох, Виктор Юлиус (1996) История Камеруна с 1800 года. Лимбе: Presbook, 1996.

Дополнительная литература

  • Knöpfli, Hans (1997–2002) Ремесла и Технологии: некоторые традиционные мастера и женщины из западных пастбищ Камеруна. 4 тт. Базель, Швейцария: Базельская миссия.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Бамилеке.
Последняя правка сделана 2021-05-11 09:01:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте