Премьер-министр Тони Блэр | |
---|---|
2 мая 1997 г. - 27 июня 2007 г. | |
Премьер-министр | Тони Блэр |
Кабинет | 1-е министерство Блэра. 2-е министерство Блэра. 3-е министерство Блэра |
Партия | Труд |
Выборы | 1997, 2001, 2005 |
Назначитель | Елизавета II |
Место | Даунинг-стрит, 10 |
←Джон Мейджор • Гордон Браун → | |
Королевский герб правительства |
премьерство Тони Блэра началось 2 мая 1997 г. и закончилось после его отставки 27 июня 2007 г. Находясь в должности премьер-министра Соединенного Королевства, Тони Блэр одновременно служил первым лордом казначейства, министром государственной службы, лидером лейбористской партии (до Гордона Брауна был объявлен лидером лейбористов 24 июня 2007 г.) и членом парламента от Седжфилда. Он остается тайным советником, впервые получив назначение в июле 1994 года, когда он стал лидером оппозиции. Блэр является премьер-министром Лейбористской партии дольше всех остальных, единственным премьер-министром Лейбористской партии, который привел партию к победе с 1974 года, и, который привел партию к трем последовательным победам на всеобщих выборах, также является единственным премьер-министром Лейбористской партии, который занимал две полные должности подряд термины. Блэру приписывают и критикуют за то, что он приблизил Лейбористскую партию к центру британской политики, используя термин «новые лейбористы », чтобы отличить его про рынок политика из более социалистической политики, которую партия проводила в прошлом.
В рамках внутренней государственной политики Блэр значительно увеличил государственные расходы на здравоохранение и образование, а также провел в этих областях противоречивые рыночные реформы. Кроме того, во время пребывания в должности Блэра были введены минимальная заработная плата, плата за обучение в высших учебных заведениях, конституционная реформа, такая как передача полномочий в Шотландии и Уэльсе, и прогресс в Мирный процесс в Северной Ирландии. Экономика Великобритании показала хорошие результаты, и реальные доходы британцев выросли на 18% в 1997–2006 годах. Блэр придерживался Консервативных обязательств не увеличивать подоходный налог в первый срок, хотя ставки национального страхования служащих (сбор с фонда заработной платы ) были увеличены. Он также руководил значительным расширением государства всеобщего благосостояния во время своего пребывания в должности, что привело к значительному сокращению относительной бедности.
Блэр горячо поддерживал внешнюю политику Соединенных Штатов, в частности, участвуя во время вторжений в Афганистан в 2001 году и Ирак в 2003 году.
7 сентября 2006 года Блэр публично заявил, что уйдет с поста лидера партии к моменту Конференция TUC в сентябре 2007 г. 10 мая 2007 г. он объявил о своем намерении уйти с поста премьер-министра Великобритании 27 июня 2007 г.
Сразу после вступления в должность министр финансов Гордон Браун дал Банку Англии право установить базу в Великобритании процентная ставка автономно по согласованию в 1992 г. в Маастрихтском договоре. Это решение было популярно в британском финансовом истеблишменте в Лондоне, за которым Лейбористская партия ухаживала с начала 1990-х годов. Вместе с решением правительства оставаться в пределах прогнозируемых консервативных лимитов расходов в течение первых двух лет пребывания у власти, это помогло успокоить скептиков в отношении финансовой «осторожности» Лейбористской партии. Связанные с этим изменения переместили регулирование банков от Банка Англии к Управлению по финансовым услугам, и эти изменения были отменены в 2013 году после предполагаемых неудач со стороны FSA в банковском кризисе.
Министерство Блэра приняло решение не присоединяться к еврозоне и принять евро в качестве валюты вместо фунта стерлингов. Это решение было в целом поддержано британской общественностью и всеми политическими партиями Великобритании, а также средствами массовой информации.
24 июня 1998 года The Sun поместили на первой полосе заголовок «ЭТО самый опасный человек в Британии?» рядом с фотографией Блэра, когда еще не было уверенности, приведет ли он Великобританию к евро или сохранит стерлинговую валюту.
В первые годы В течение своего первого срока Блэр полагался на политические советы близкого круга своих сотрудников, среди которых были его пресс-секретарь и официальный представитель Аластер Кэмпбелл. Кэмпбеллу было разрешено отдавать приказы государственным служащим, которые ранее получали инструкции только от министров. В отличие от некоторых из своих предшественников, Кэмпбелл был назначен политиком и не прошел через государственную службу. Несмотря на его откровенно политическую роль, ему платили из государственных средств в качестве государственного служащего. Также в команде Блэра было несколько сильных помощниц, которые действовали как привратники и посредники, в том числе Анжи Хантер, Кейт Гарви, Рут Тернер и Салли Морган.
Блэр в Арме, Северная Ирландия, сентябрь 1998 г.Значительным достижением первого президентского срока Блэра стало подписание 10 апреля 1998 г. Белфастского соглашения, которое чаще называют как «Соглашение Страстной пятницы». В Соглашении Страстной пятницы большинство политических партий Северной Ирландии вместе с правительствами Великобритании и Ирландии согласовали «исключительно мирные и демократические» рамки управления Северной Ирландией и новый набор политических институтов в провинции. В ноябре 1998 года Блэр стал первым премьер-министром Великобритании, который обратился к Дайлу Эйрианну.
в здании шотландского парламента в Холируд. Первый срок Блэра ознаменовался обширной программой изменений в конституции. Закон о правах человека был принят в 1998 году; Парламент Шотландии и Ассамблея Уэльса были созданы после референдумов, проведенных большинством голосов за; большинство потомственных пэров были исключены из Палаты лордов в 1999 ; Администрация Большого Лондона и должность мэра Лондона были учреждены в 2000 году; и Закон о свободе информации был принят позже в том же году, и его положения вступили в силу в течение следующего десятилетия. Этот последний закон разочаровал участников кампании, надежды которых возродила Белая книга 1998 года, обещавшая более жесткое законодательство. Позже Блэр описал FoIA как одно из своих «самых больших сожалений», написав в своей автобиографии: «Я содрогаюсь от его глупости». Вопрос о том, должна ли Палата лордов быть полностью назначенной, полностью избранной или подчиняться их сочетанию, остается спорным вопросом по сей день. В 2003 году в Палате общин прошла серия безрезультатных голосований по этому вопросу.
Существенные изменения произошли в законодательстве, касающемся прав лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров во время правления Блэра. Во время его первого срока брачный возраст для гомосексуалистов был равен шестнадцати годам (см. Закон о сексуальных преступлениях (поправка) 2000 г. ), и был введен запрет на присутствие гомосексуалистов в вооруженных силах. поднял. Впоследствии, в 2005 году, вступил в силу Закон о гражданском партнерстве, который разрешил однополым парам создавать юридически признанные партнерские отношения с теми же правами, что и традиционные гетеросексуальные браки. По состоянию на конец сентября 2006 года более 30 000 британцев вступили в гражданские партнерства в результате принятия этого закона. Усыновление однополыми парами было узаконено, а дискриминация на рабочем месте (Положения о равенстве в сфере занятости (сексуальная ориентация) 2003 года ), а также в отношении предоставления товаров и услуг (Закон о равенстве (сексуальная ориентация)) Правила ) были признаны незаконными. Трансгендеры получили право изменить свое свидетельство о рождении, чтобы отразить свой новый пол в результате Закона о гендерном признании 2004 года.
Тони Блэр был менее уверен в отношении Проект «Купол тысячелетия». Приходящее правительство значительно увеличило размер проекта и, как следствие, повысило ожидания того, что будет выполнено. Незадолго до его открытия Блэр утверждал, что «Купол» станет «триумфом уверенности над цинизмом, смелости над вежливостью, превосходства над посредственностью». По словам корреспондента BBC Роберта Орчарда, «Купол должен был быть выделен как блестящее достижение новых лейбористов в следующем предвыборном манифесте».
Во время во время своего первого срока на посту премьер-министра Блэр поднял налоги; ввела национальную минимальную заработную плату и некоторые новые права на трудоустройство; провел значительные конституционные реформы; продвигал новые права геев в Законе о гражданском партнерстве 2004 г. ; и подписали договоры об более тесной интеграции Великобритании с ЕС. Он провел существенные рыночные реформы в секторах образования и здравоохранения; введена плата за обучение студента ; стремились сократить определенные категории социальных выплат и ввели жесткое законодательство по борьбе с терроризмом и удостоверениям личности. При правительстве Блэра количество новых законов увеличилось, что вызвало критику. Блэр увеличил полномочия полиции, увеличив количество преступлений, подлежащих аресту, обязательной регистрации ДНК и использования приказов о расселении.
Согласно одному исследованию, с точки зрения поощрения социального равенства, первый Блэр Правительство «оказалось самым перераспределяющим за последние десятилетия; оно почти полностью управляло правительством Гарольда Уилсона 1960-х». Например, с 1997 по 2005 год все пособия, нацеленные на детей в виде налоговых льгот, пособий на детей и поддержки доходов, в реальном выражении выросли на 72%. Улучшилась также финансовая поддержка пенсионеров, и к 2004 году беднейшая треть пенсионеров была на 1 750 фунтов стерлингов в год лучше, чем при прежней системе. В качестве средства снижения затрат на электроэнергию и, следовательно, сокращения топливной бедности, была запущена новая программа грантов на изоляцию пустотелых стен и чердаков, а также на защиту от сквозняков, при этом около 670 000 домов приняли эту схему. Различные корректировки были также внесены в социальные пособия. Семьям было разрешено зарабатывать немного больше до того, как жилищное пособие было сокращено, и пособие было увеличено для семей, где основной кормильец работал неполный рабочий день, в то время как 2000000 пенсионеров автоматически получали помощь в оплате их муниципальных налоговых счетов на сумму 400 фунтов стерлингов каждый, хотя многие не воспользовались этим преимуществом. Согласно одному исследованию, рекорд министерства Блэра по полученным в раунде льготам был «беспрецедентным», с ежегодным ростом в реальном выражении на 3,7% в период с 2002 по 2005 гг.
В годы правления министерства Блэра расходы на социальные услуги, были введены различные меры по борьбе с бедностью. С 2001 по 2005 год государственные расходы увеличивались в среднем на 4,8% в реальном выражении, в то время как расходы на транспорт увеличивались на 8,5% в год, здравоохранение на 8,2% в год и образование на 5,4% в год. В период с 1997 по 2005 год детская бедность сократилась более чем вдвое в абсолютном выражении в результате таких мер, как увеличение размера выплаты пособий по беременности и родам, увеличения пособий на ребенка, а также за счет роста числа работающих. В тот же период количество пенсионеров, живущих в бедности, сократилось более чем на 75% в абсолютном выражении в результате таких инициатив, как введение зимних платежей за топливо, снижение НДС на топливо и введение гарантии минимального дохода. Чтобы уменьшить ловушку бедности для тех, кто переходит от социальной помощи к работе, была установлена минимальная заработная плата, а также налоговая льгота для рабочих и налоговая льгота для детей. Вместе с различными схемами налоговых льгот в дополнение к низким доходам политика правительства Блэра значительно увеличила доходы дециля с самым низким доходом. Кроме того, в соответствии с Правилами рабочего времени 1998 года британские рабочие получили законное право на оплачиваемый отпуск.
В период с 1997 по 2003 год расходы на дошкольное образование и уход за детьми выросли в реальном выражении с 2,0 млрд фунтов до 3,6 млрд фунтов. миллиард. Во время первого президентского срока Блэра открылось 100 центров «Early Excellence» вместе с новыми питомниками и началось 500 проектов Sure Start. Хотя количество детей сократилось, объем государственной поддержки семей с детьми увеличился, при этом деньги, выплачиваемые только им (контингентная поддержка детей), выросли в реальном выражении на 52% с 1999–2005 гг. Министерство Блэра также предоставило трехлетним детям право на бесплатное место в яслях на полдня с понедельника по пятницу. Налоговые льготы помогли примерно 300 000 семей (наянварь 2004 г.) покрыть расходы по уходу за детьми, в то время как бюджет 2004 года освободил первые 50 фунтов стерлингов еженедельных выплат няням и няням от налогов и государственного страхования, ограниченных парами, зарабатывающими не более 43 000 фунтов стерлингов в год. Закон 2000 года о сельской местности и правах проезда распространил законное право на прогулки примерно на 3200 квадратных миль открытой сельской местности, в основном на севере Англии.
В течение первого года своего правления Blair правительство приняло спорное решение резать Lone Parent пособие, которое привело к воздержавшихся среди многих лейбористов. Однако в марте 1998 года Браун отреагировал в своем заявлении о бюджете увеличением пособия на ребенка на 2,50 фунта стерлингов в неделю по сравнению с уровнем инфляции, что стало самым большим увеличением пособия за всю историю. Государственные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение при правительстве Блэра росли быстрее, чем при прежних правительствах лейбористов, последнее из-за таких инициатив, как введение налогового кредита для работающих семей и увеличение пенсий и пособий на детей. Во время пребывания у власти правительства Блэра доходы 10% беднейших работников увеличились в результате трансфертов через систему социального обеспечения.
Были введены новые права для работников, такие как расширенные родительские права, что значительно повысило максимальный размер компенсации за несправедливое увольнение, восстановление квалификационного срока для защиты от несправедливого увольнения до двенадцати месяцев и право на сопровождение профсоюзного должностного лица во время дисциплинарного слушания или рассмотрения жалоб, независимо от того, признан профсоюз или нет. Кроме того, был принят Закон о взаимоотношениях между сотрудниками, который впервые ввел законное право сотрудников на представительство профсоюзов. В 2003 году налоговый кредит для работающих семей был разделен на две части: рабочий налоговый кредит, который выплачивается всем работающим, и детский налоговый кредит, который выплачивается всем семьям с детьми, независимо от того, работают они или нет. За время пребывания Блэра у власти более 2 000 000 человек были вырваны из бедности.
Для избрания британских депутатов Европарламента была введена пропорциональная система голосования, а также принят закон, изменяющий исполнительную структуру в местных органах власти. Агентства регионального развития были созданы в 8 регионах Англии за пределами Лондона, и были внесены изменения в регулирование политических партий и референдумов с введением новой Избирательной комиссии и более строгих правил расходования средств. Кроме того, эксперименты с голосованием привели к открытию голосования по почте и реформе регистрации избирателей, а право потомственных пэров заседать в Палате лордов было отменено через 700 лет. Кроме того, прекращено право компаний водоснабжения отключать водоснабжение «в качестве санкции против неуплаты».
Закон о занятости 2002 расширил права на отпуск по отцовству, материнству и усыновлению, а также платить, в то время как Закон о реформе полиции 2002 учредил сотрудников службы поддержки сообщества и реорганизовал сбор национальной разведки. Закон 2002 года об усыновлении и детях позволил парам, не состоящим в браке, подавать заявление об усыновлении, в то же время ускорив процедуру усыновления, в то время как запретил сборы за собак-поводырей в микроавтобусах. Требуемые расходы, которые будут использоваться для сокращения бедности и улучшения благосостояния бедных. Уравненный возраст, по достижении которого мужчины и женщины получают право на льготы на проезд. В соответствии с Законом о бездомности 2002, советы должны были принять стратегии борьбы с бездомностью и делать больше для бездомных не по своей вине, а Закон 2002 года о реформе общинного и арендованного имущества упростил преобразование долгосрочная аренда жилья в собственность на правах собственности. Закон о британских заморских территориях 2002 года расширил полное британское гражданство на 200 000 жителей 14 британских заморских территорий, в то время как Закон о коммуникациях 2002 года учредил новый регулирующий орган, известный как Управление коммуникаций. (Офком). Закон о предприятиях 2002 года включал меры по защите потребителей, а также реформировал банкротство и создавал более сильную службу добросовестной торговли.
Иммиграция из неевропейских стран значительно выросла во время период с 1997 года, не в последнюю очередь из-за отмены правительством правила об основной цели в июне 1997 года. Это изменение упростило для жителей Великобритании ввоз в страну супругов-иностранцев. Бывший правительственный советник Эндрю Незер в Evening Standard заявил, что целенаправленная политика министров с конца 2000 г. до начала 2008 г. заключалась в том, чтобы открытьпрезидентства при Блэре были прохладными, несмотря на некоторые дипломатический успех, включая сделку по бюджету в последнюю минуту. Одним из результатов которого стало соглашение об увеличении британских взносов в бюджет развития ЕС для новых стран-членов, что фактически снизило скидку Великобритании на 20%.
6 июля 2005 г., во время 117-й сессии Международного олимпийского комитета (МОК) в Сингапуре, МОК объявил, что Летние Олимпийские игры 2012 года, Игры XXX Олимпиады, были отданы Лондону над Парижем всего четырьмя голосами. Конкуренция между Парижем и Лондоном за право проведения Игр обострилась, особенно после того, как президент Франции Жак Ширак за три дня до голосования прокомментировал, что «нельзя доверять людям [то есть: британцам], чья кухня настолько плохая. " Неожиданная победа Лондона над предполагаемым лидером Пэрис, как говорят, была решена присутствием Блэра на сессии МОК. Член МОК из Ирландии Патрик Хики сказал: «Это дело Тони Блэра. Если бы он не приехал сюда, я бы сказал, что от шести до восьми голосов было бы потеряно и Лондон не сидел бы здесь сегодня победителей».
В четверг, 7 июля 2005 года, в Лондоне произошла серия из четырех взрывов бомб система общественного транспорта в утренний час пик. Все четыре инцидента были взрывами террористов-смертников. 56 человек погибли и 700 человек получили ранения. Инцидент стал самым смертоносным террористическим актом в Соединенном Королевстве с момента взрыва в 1988 г. самолета рейса 103 над Локерби, Шотландия, в результате которого погибли 270 человек и были заменены взрыв в Ома (29 погибших) в 1998 году как второй по смертоносности террористический акт на британской земле. Кроме того, это была самая смертоносная бомбардировка в Лондоне со времен Второй мировой войны.
Блэр сделал заявление о взрывах того дня, сказав, что, по его мнению, «достаточно ясно», что это был террористический акт. и что он надеется, что народ Британии сможет продемонстрировать, что его воля к преодолению событий больше, чем желание террористов вызвать разрушения. Он также сказал, что его решимость «защищать» британский образ жизни перевешивает «экстремистскую решимость» разрушить его. 13 июля 2005 г. он сказал, что международное сотрудничество необходимо для того, чтобы «искоренить эту злую идеологию с корнями».
21 июля 2005 г. произошла вторая серия взрывов. сообщалось в Лондоне через две недели и несколько часов после взрывов в Лондоне 7 июля 2005 г.. Четыре контролируемых взрыва устройств, значительно менее совершенных по сравнению с предыдущими атаками, были произведены на станциях метро Шепердс Буш, Уоррен-стрит и Овал, а также на автобус в. Несмотря на то, что нападения 21 июля были менее серьезными, чем те две недели назад, Блэр, как сообщается, сказал, что взрывы в Лондоне были направлены на то, чтобы «напугать людей и запугать их, вызвать у них беспокойство и беспокойство». Далее он рассказал, как «полиция, как и службы безопасности, сделала все возможное в этой ситуации, и я думаю, что нам просто нужно спокойно отреагировать и продолжить наши дела в максимально возможной степени. обычный".
Опасения по поводу террористических атак привели к тому, что на Даунинг-стрит, 10 обратились к СМИ с просьбой не указывать место летних каникул Блэра в 2005 году. После того, как Блэр посетил публичное мероприятие, было признано, что праздник был на Барбадосе в качестве гостя певца Клиффа Ричарда, у которого Блэр останавливался раньше. Во время возобновления пребывания там в августе 2006 года Блэр отказался поддержать призывы к прекращению огня в Ливане.
Опрос Guardian / ICM, проведенный после первой волны атак, показал, что 64% британского населения считают, что решение Блэра война в Ираке косвенно привела к терактам в Лондоне. Однако общественность одобрила то, как Блэр предпринял атаки, и его рейтинг одобрения впервые за пять лет перешел в положительную зону. В декабре 2005 г. Блэр был удостоен награды «Государственный деятель десятилетия» от Института Востока-Запада, трансатлантического аналитического центра, который ежегодно организует Конференция в Брюсселе.
справиться с угрозой терроризма оказалось крайне спорным; Поправка, требующая, чтобы прославление терроризма было преднамеренным преступлением, была отклонена Палатой общин всего тремя голосами (результат первоначально объявлен как преимущество в один голос из-за неправильного подсчета). Предложение о задержании подозреваемых в терроризме для допроса на срок до 90 дней было отклонено 9 ноября с перевесом в 31 балл, когда 49 депутатов-лейбористов проголосовали против правительства. Вместо этого депутаты поддержали поправку, разрешающую допрос в течение 28 дней, предложенную ветераном бэкбенчера Дэвидом Винником. Это было первое поражение Блэра в палате общин с тех пор, как он стал премьер-министром в 1997 году, и большинство комментаторов сочли это серьезным подрывом его авторитета.
Введение Дальнейшие реформы системы образования, которые ограничили участие местных органов управления образованием в открытии новых школ, оказались спорными. Сторонники лейбористской партии, выступившие против этих предложений, создали конкурирующий манифест, и законопроект о внесении изменений был отложен, пока правительство вело с ними переговоры. Консервативная партия заявила о своей поддержке реформ, сделав принятие определенным, но повысив вероятность того, что депутаты от лейбористской партии проголосуют против них. 15 марта 2006 г. законопроект об образовании и инспекциях прошел второе чтение, против проголосовали 52 депутата от лейбористской партии; если бы Консервативная партия также проголосовала против, она потерпела бы поражение.
Местные выборы в Англии 4 мая 2006 г. нанесли удар по Блэру, потеряв 317 мест и 18 советов. Считалось, что этот результат частично является продолжением недовольства общественности решением вторгнуться в Ирак, а частично - скандалом, связанным с неправильным обращением Министерства внутренних дел с депортацией иностранных преступников. В то же время стало известно о романе заместителя премьер-министра Джона Прескотта с его дневником-секретарем. Кроме того, некоторые службы первичной медико-санитарной помощи и больничный фонд столкнулись со значительным дефицитом и были вынуждены уволить персонал, что поставило под сомнение позицию министра здравоохранения Патрисии Хьюитт. 5 мая Блэр произвел перестановки в своем кабинете. Наиболее важно то, что министр внутренних дел Чарльз Кларк и министр иностранных дел Джек Стро были освобождены от своих обязанностей, а многие другие должности были переведены на другие должности.
20 октября 2006 года Блэр призвал государства-члены ЕС направить правительству Судана решительный сигнал о том, что оно должно допустить войска ООН в Дарфур, утверждая, что это это критическое время для Дарфура и, следовательно, шанс для ЕС усилить давление на правительство Судана.
Дебаты по мусульманским женщины, носящие вуали, разработанные после того, как лидер Палаты общин Джек Стро сказал, что он попросил женщин в его округе снимать их, когда они навещали его. Блэр считал, что это «знак разделения» и заставляет некоторых «за пределами сообщества чувствовать себя некомфортно». Он также поддержал Совет Кирклиса, который отстранил классную ассистентку Айшах Азми за отказ снимать закрывающую лицо вуаль в школе.
Блэр был опрошен полицией в связи с расследованием «Денежные средства за почести» в декабре 2006 года, когда действующий премьер-министр впервые был допрошен полицией в связи с уголовным расследованием. Он дал интервью во второй раз 26 января 2007 года после ареста чиновника с Даунинг-стрит Рут Тернер. По запросу столичной полиции на эту новость было наложено эмбарго до 1 февраля.
после конференции Лейбористской партии 2004 г. 30 сентября 2004 года Блэр объявил в интервью BBC, что он будет служить "полный третий срок", но не будет участвовать в четвертых всеобщих выборах. В то время в британской политике не существовало никаких сроков, и такое объявление было исторически беспрецедентным. Блэр сказал, что даст своему преемнику «достаточно времени» для утверждения себя до следующих всеобщих выборов, которые, вероятно, состоятся в 2009 или 2010 году.
После всеобщих выборов 2005 года, на которых лейбористы были переизбраны, но со значительно уменьшенным большинством; Были постоянные предположения о дате ухода Блэра с поста. В Вестминстере он должен был уйти в отставку после предложенного референдума в Великобритании по конституции Европейского союза, но конституция, которая была сорвана на референдуме в других странах, свела на нет необходимость в такой конституции в Великобритании (такой важный вопрос, как конституция всего союза потребует единодушие стран-членов ЕС). Террористические атаки 7/7 также снизили вероятность досрочного ухода. Спекуляции относительно вероятных сроков ухода Блэра усилились в мае 2006 года после плохих результатов лейбористов на местных выборах в Англии.
30 июля 2006 г. сообщалось, что Блэр согласился на сделку в размере 4 000 000 фунтов стерлингов в обмен на свои личные дневники с издательскойфирмой, принадлежащей Руперту Мердоку.
5 сентября 2006 г. подписанный 17 лейбористами депутаты призвали Тони Блэра уйти в отставку. В тот же день 49 других депутатов от лейбористской партии подписали заявление в поддержку графика отъезда Блэра. На следующий день The Sun сообщило, что Блэр уйдет с поста лидера Лейбористской партии 31 мая 2007 года и с поста премьер-министра, когда будет избран новый лидер. В тот же день семеро депутатов, подписавших письмо, подали в отставку с должности личного секретаря парламента (неоплачиваемые и неофициальные должности, помогающие министрам правительства).
7 сентября 2006 года Блэр объявил, что конференция Лейбористской партии 2006 года будет его последней в качестве лидера (другими словами, он планировал уйти в отставку к сентябрю 2007 года). Он не объявил конкретный график своего ухода или избрания нового лидера, но заявил, что он «установит точную дату» в какой-то момент в будущем. 26 сентября 2006 года он повторил это на ежегодной конференции лейбористов: «Это моя последняя конференция в качестве лидера».
24 ноября 2006 года Тони Блэр выступил на конференции Шотландской лейбористской партии как лейбористская партия. лидер и премьер-министр в последний раз.
Блэр в Оснабрюке, Германия, 25 марта 2007 г.Многие ожидали, что его преемником станет Гордон Браун, тогдашний канцлер казначейства, который выдвинул свою заявку на лидерство 11 мая 2007 года. Единственным политиком, который официально объявил себя претендентом на лидерство в лейбористской партии после ухода Блэра, был левый член парламента от лейбористов. Джон Макдоннелл, который начал свою кампанию 14 июля 2006 года. Чтобы участвовать в конкурсе на лидерство, кандидаты требовали выдвижения 12,5% действующих депутатов от лейбористской партии, а затем 44 депутатов.
2 мая В 2007 году, в десятую годовщину всеобщих выборов 1997 года, Тони Блэр объявил, что он уходит с поста премьер-министра в течение нескольких недель. Он также поощрял Гордона Брауна как своего преемника на посту лидера Лейбористской партии. 3 мая Даунинг-стрит пояснили, что точная дата отставки будет объявлена 10 мая. Следующие выборы нового лидера Лейбористской партии должны были занять 48 дней.
10 мая 2007 года Блэр провел заседание кабинета министров, на котором он рассказал своим министрам о своих планах отставки, а затем выступил с речью в Trimdon Labor Club в своем избирательном округе Седжфилд перед тем, как объявить в прессе. конференции, что он уйдет с поста премьер-министра 27 июня 2007 года и что он будет просить NEC немедленно начать поиск преемника на посту лидера лейбористов. Его заместитель, Джон Прескотт, объявил, что он также уходит с поста заместителя премьер-министра позже в тот же день на своем местном собрании в Халле. Блэр начал мировое турне с посещения Парижа 11 мая 2007 года, чтобы посетить новоизбранного президента Франции Николя Саркози. Его последними двумя крупными событиями были 33-й саммит G8 в Хайлигендамме и саммит Совета Европы 21–22 июня 2007 года.
Гордон Браун был должным образом избран лидером лейбористов как единственный успешно выдвинутый кандидат с 313 номинациями по сравнению с 29 Джоном МакДоннеллом на момент закрытия назначений 17 мая 2007 г., результат был официально объявлен и вступил в силу 24 июня 2007 г. Тони Блэр уходит в отставку с поста премьер-министра 27 июня 2007 года и Гордон Браун попросил королеву сформировать правительство позже в тот же день. Блэр ушел в отставку в качестве депутата, что немедленно вызвало дополнительные выборы в Седжфилде. Он отказался от традиционного места в Палате лордов, предложенного бывшим премьер-министрам, отметив, что это «не моя сцена».
Тони Блэр различные политические комментаторы и авторы называют его премьерство «президентским». В 1997 году Дэн Бальз из Washington Post рассказал о своем взгляде на руководство Блэра:
"Тони Блэр принял многих людей в качестве британского лидера: политического реформатора, главного горе-лидера, генеральный хозяин городских собраний в пятницу вечером, безжалостный исполнитель дисциплинированного послания. И как кандидат, и как премьер-министр, Блэр придерживается президентского стиля руководства, приспособленного к эпохе телевидения и эпохе упадка веры политических партий ".
Президентский стиль руководства Тони Блэра был также предмет исследования книги Майкла Фоули Британское президентство: Тони Блэр и политика общественного лидерства. Фоули использует премьерство Блэра в качестве тематического исследования для продвижения «тезиса о президентстве», который представляет собой модель, используемую для изучения растущей власти премьер-министра Великобритании по указанию кабинета министров и парламента. Согласно Фоули, централизация власти при Блэре и его более широкое поведение на посту указывают на закрепление президентских тенденций в Великобритании. Он пишет:
«Премьер-министр Великобритании эволюционировал и уходит от того, что делал и раньше занимал премьер-министр… Премьер-министр Блэра представляет собой еще одну часть неопровержимого доказательства того, что британская политика получила ммодифицированы и адаптированы к особому президентскому измерению ».
Томас Погунтке и Пол Уэбб также изучили процесс президентства британского правительства и упомянули различные аспекты премьерства Блэра, которые в целом указывают на его президентский характер. К ним относятся:
В целом, премьер-министр Блэра неофициально упоминается многими учеными и политическими оппонентами как «диванное правительство», как и Блэр. полагаться на своих советников и близких коллег в принятии решений, а не на Кабинет. Такое изображение Блэра было одобрено различными членами партии и министрами самого Блэра, включая Грэма Аллена, Мо Моулама и Клэр Шорт. Butler Review 2004 г. также подверг критике стиль правления Блэра со стороны дивана.
Различные авторы и писатели подвергли критике применение тезиса о президентстве о главенстве Тони Блэр и вместо этого защищал Блэра. Они назвали использование президентских аналогий для Блэра несправедливым сравнением двух фундаментально разных систем. По словам Ричарда Хеффернана, например, премьер-министры Великобритании, включая Блэра, исполняли свои обязанности в рамках парламентской модели управления, которая существенно отличается от президентских моделей, которые в значительной степени основаны на принципе разделение властей. В этом контексте у Блэра было четыре поражения в парламенте, включая поправку, которая позволяла бы условно задерживать подозреваемых в терроризме.
Политические обозреватели также указали на постоянную драку между канцлером. Гордон Браун и Тони Блэр в качестве доказательства того, что премьер-министр не был слишком могущественным. Это, по их мнению, демонстрирует, что Кабинет министров по-прежнему оставался эффективной ареной для политического диалога.
Гордон Браун выполнял обязанности министра финансов Соединенного Королевства после победы Лейбористской партии на всеобщих выборах 1997 г. со 2 мая 1997 г. по 27 июня 2007 г., когда был повышен до должности премьер-министра. Это был второй по продолжительности непрерывный период пребывания в должности любого канцлера, превзойденный только Николасом Ванситтартом двумя веками ранее. Время, проведенное Брауном на посту канцлера, ознаменовалось крупной реформой архитектуры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики Великобритании, широким расширением полномочий казначейства для охвата большей части внутренней политики и в основном благоприятными экономическими условиями.
Десять лет и два месяца Брауна на посту канцлера казначейства установили несколько рекордов. Он дольше всех проработал канцлером казначейства Лейбористской партии, обойдя Дениса Хили, который был канцлером в течение 5 лет и 2 месяцев с 5 марта 1974 года по 4 мая 1979 года. 15 июня 2004 года он стал канцлером. самый продолжительный непрерывный срок службы канцлера со времен Закона о реформе 1832, превысив показатель в 7 лет и 43 дня, установленный Дэвидом Ллойд Джорджем (1908–1915). Однако Уильям Юарт Гладстон был канцлером в общей сложности 12 лет и 4 месяца в период с 1852 по 1882 год (хотя и не постоянно). Браун заявил, что на его посту канцлера был самый длительный период устойчивого экономического роста в истории Великобритании, хотя часть этого периода роста началась при предыдущем консервативном правительстве в 1993 году, и подробности в росте Брауна цифры были оспорены, как и его более общие заявления о создании условий для процветания и снижения уровня бедности.
занимая должность канцлера, Браун предоставилБанку Англии операционную независимость в рамках денежно-кредитной политики и, таким образом, ответственность за установление процентных ставок. В то же время он лишил Банк Англии его регулирующих полномочий, передав их вновь созданному Управлению финансовых услуг, правление которого назначается Казначейством.
Браун придерживался предвыборного манифеста лейбористов 1997 года, который обещал не повышать базовые или более высокие ставки подоходного налога. Он снизил начальную ставку с 20% (до 1997 г.) до 10% в 1999 г., а затем отменил начальную ставку в 2007 г.; решение, которое привело к огромному восстанию противников и снизило базовую ставку с 23% (до 1997 г.) до 22% (2000 г.), а затем 20% (2007 г.).
Браун увеличил налоговые пороги в соответствии с с инфляцией, а не с заработками, которые быстрее растут в периоды экономического роста. Это приводит к фискальному тормозу, при котором больше налогоплательщиков вовлекается в систему с высокими ставками (например, в 2000–2001 годах было 2 880 000 налогоплательщиков с более высокими ставками, тогда как в 2005–2006 годах их было 3 160 000).
В 1997 году Браун также ввел налогообложение пенсионных фондов. Документы, впоследствии опубликованные в соответствии с Законом о свободе информации, показали, что государственные служащие предупредили в то время, что этот шаг, принесший 5 000 000 000 фунтов стерлингов налоговых поступлений, может привести к закрытию многих профессиональных схем, которые впоследствии были реализованы.. В 2008 году биограф Брауна, Том Бауэр, утверждал, что Браун изначально требовал большей суммы от пенсионных фондов, но отказался от возражений.
Напротив, Корпоративный налог упал на Браун, с основной ставки 33% (до 1997 г.) до 30% (1999 г.), а затем 28% (2007 г.) и с 24% до 19% для малых предприятий (хотя более низкая ставка должна была вырасти до 22% к 2010 году).
При Брауне телеком радиочастоты аукционы собраны 22 500 000 000 фунтов стерлингов для правительства. Используя систему закрытых заявок и продавая ограниченное количество лицензий, они добились высоких цен от операторов связи. Германия в это время проводила аналогичный аукцион; некоторые утверждают, что вместе они вызвали серьезную рецессию в европейской индустрии развития телекоммуникаций (2001 крах телекоммуникационных компаний ) с потерей 100 000 рабочих мест по всей Европе, 30 000 из которых - в Великобритании. Но, как отмечает Пол Клемперер, один из организаторов аукционов, «[т] Соединенные Штаты не проводили аукционов 3G, однако телекоммуникационные компании потеряли столько же: фактически, они потеряли больше. «
После того, как двухлетний период следования за планами расходов консерватора закончился, в« Обзоре расходов за 2000 год »Брауна обозначилось значительное увеличение государственных расходов, особенно на здравоохранение и образование. В своем бюджете на апрель 2002 года Браун увеличил Национальное страхование для оплаты возросших расходов на здравоохранение. Браун изменил налоговую политику другими способами, например, введением. Это одна из нескольких идей, заимствованных у администрации США Клинтона, согласно которой социальные выплаты учитываются как отрицательное налогообложение. Отдельный процесс проверки нуждаемости некоторыми критиковался как бюрократический, и в 2003–04 и 2004–05 годах проблемы в системе привели к переплате в размере 2 200 000 000 фунтов стерлингов и 1 800 000 000 фунтов стерлингов соответственно. Однако экономическая теория предполагает, что налоговые льготы могут усилить стимулы к работе для тех, кто находится на границе между занятостью и безработицей, и IFS оценивает реформы, которые принесли не менее 50 000 матерей-одиночек на неполный рабочий день.
Центр политических исследований обнаружил, что беднейшая пятая часть домохозяйств, на которую приходилось 6,8% всех налогов в 1996-7 гг., Приходилось 6,9% все налоги уплачены в 2004-5 гг. Между тем их доля в выплате государственных пособий снизилась с 28,1% до 27,1% за тот же период.
Согласно OECD налогообложение Великобритании увеличилось с 39,3% доли ВВП в 1997 году до 42,4% в 2006 г., что выше, чем в Германии. Этот рост в основном объясняется активной государственной политикой, а не просто ростом экономики. То, что это произошло всего лишь одним явным повышением налогов, привело к обвинениям Брауна в применении скрытых налогов. Часто сообщается, что в 1997 году произошло техническое изменение способа сбора корпоративного налога, косвенное влияние которого заключалось в том, что дивиденды на капитал облагались налогом инвестиции, удерживаемые в составе пенсий, таким образом снижая пенсионныедоходы и якобы способствуя прекращению существования некоторых пенсионных фондов. Казначейство утверждает, что это изменение налогообложения имеет решающее значение для долгосрочного экономического роста: существующая система налогообложения корпораций создавала предвзятые стимулы для корпораций выплачивать прибыль в виде дивидендов акционерам (включая пенсионные фонды, которые затем могли требовать уплаченный налог), а не реинвестировать их в рост компании (что приведет к уплате корпоративного налога). Старая система корпоративного налога широко рассматривалась экономистами как сдерживающий фактор для британского экономического роста.
Браун указал на два основных достижения: рост и занятость. Отчет ОЭСР показывает, что в период с 1997 по 2006 год экономический рост Великобритании составлял в среднем 2,7%, что выше, чем в еврозоне, но ниже, чем в любой другой англоязычной стране. Безработица в Великобритании составляет 5,5% по сравнению с 7% в 1997 году и ниже среднего показателя по еврозоне (8,1%).
В октябре 1997 года Браун взял под свой контроль членство Соединенного Королевства в выпуске единой европейской валюты, объявив, что Казначейство установит пять экономических тестов, чтобы удостовериться в обоснованности экономических аргументов. В июне 2003 г. Министерство финансов сообщило, что тесты не прошли.
В период с 1999 по 2002 г. Браун продал 60% золотых запасов Великобритании по цене 275 долларов за унцию. Позже он был подвергнут критике как «катастрофический набег на международное управление активами», поскольку он продал акции почти по 20-летнему минимуму. В конечном итоге Великобритания продала около 395 тонн золота на 17 аукционах с июля 1999 года по март 2002 года по средней цене около 275 долларов США за унцию, собрав примерно 3 500 000 000 долларов США. К 2011 году это количество золота будет стоить более 19 000 000 000 долларов. Он заставил МВФ сделать то же самое, но тот сопротивлялся.
Браун считает, что уместно избавиться от большей части невыплачиваемого долга третьего мира, но не считает, что весь долг должен быть списан.
Когда лейбористы были переизбраны в третий срок подряд на всеобщих выборах 2005 (хотя и с значительно уменьшенным большинством после убедительных побед на двух предыдущих выборах) многие депутаты говорили о победе на выборах лейбористов как о победе Брауна. достижение, а не Блэра; в то время как Блэра как премьер-министра критиковали за то, что он ввел Великобританию в ненужные войны в Афганистане и Ираке, Браун получил признание за помощь в обеспечении сильной экономики Великобритании.
20 апреля 2006 г., выступая перед послами Организации Объединенных Наций, Браун обрисовал «зеленый » взгляд на глобальное развитие:
… далеко не расходящиеся друг с другом, наши экономические цели и наши экологические цели теперь все больше усиливают друг друга. … Экологическая устойчивость - это не вариант - это необходимость. Чтобы экономика процветала, чтобы искоренить глобальную бедность, чтобы благосостояние людей во всем мире повышалось - не только в этом поколении, но и в последующих поколениях - у нас есть неотложная и все более неотложная обязанность управления заботиться об окружающей среде и ресурсах, от которых зависит наша экономическая деятельность и социальная ткань. … Новая парадигма, в которой экономический рост, социальная справедливость и забота об окружающей среде продвигаются вместе, могут стать здравым смыслом нашего века.
В 2000 году Браун начал крупный политический скандал по поводу высшего образования (именуемый Дело Лауры Спенс ), когда он обвинил Оксфордский университет в элитарность в процедурах приема. Он описал решение университета не предлагать место для государственной школы ученицы Лоры Спенс как «абсолютно возмутительное» и намекнул, что это решение было основано на ее прошлом, а не на ее академическом потенциале. Это вызвало бурную дискуссию в СМИ, в которой Оксфорд категорически отверг эти обвинения. С его комментариями, Брауну можно предположить, что он поднял расширение участия в высшем образовании в политической повестке дня. Однако многие из его оппонентов считали комментарии Брауна необоснованными; включая лорда Дженкинса (тогда ректора Оксфордского университета), который сказал, что «почти все факты, которые он использовал, были ложными», и что речь Брауна была «маленьким блицкригом, будучи актом. внезапной неспровоцированной агрессии ».
Во время дипломатического визита в Индию в январе 2007 года Браун ответил на вопросы, касающиеся предполагаемого расизма и bullying against Bollywood actress Shilpa Shetty on the UK reality TV programme Celebrity Big Brother saying, "There is a lot of support for Shilpa. It is pretty clear we are getting the message across. Britain is a nation of tolerance and fairness." He later said the debate showed Britain wanted to be "defined by being a tolerant, fair and decent country."
British Premierships | ||
---|---|---|
Preceded by. Major | Blair Premiership. 1997–2007 | Succeeded by. Brown |