Соглашение Страстной пятницы

редактировать
Связанные соглашения между Великобританией и Ирландией и между большинством политических партий в Северной Ирландии, заканчивающиеся «Проблемы»
Многопартийность Соглашение
ТипМногостороннее соглашение
Подписано10 апреля 1998 г. (1998-04-10)
МестоположениеБелфаст, Северная Ирландия
Действует2 декабря 1999 (1999-12-02)
СтороныПравительство Соединенного Королевства. Правительство Ирландии. Стороны в Северной Ирландии
ЯзыкАнглийский
Британо-ирландское соглашение
ТипДвустороннее международное соглашение
Подписано10 апреля 1998 г. (1998-04-10)
МестоположениеБелфаст, Северная Ирландия
Действует2 декабря 1999 г. (1999-12-02)
Первоначально. подписавшие лицаТони БлэрБерти Ахерн. Мо МоуламДэвид Эндрюс
СтороныСоединенное Королевство. Республика Ирландия Республика Ирландия
Ратифицирующие лица
  • • Правительство Соединенного Королевства от имени Соединенного Королевства gdom
  • • Правительство Ирландии, для Ирландии
ЯзыкАнглийский

Соглашение Страстной пятницы (GFA ), или Белфастское соглашение (ирландское : Comhaontú Aoine an Chéasta или Comhaontú Bhéal Feirste; Ольстер-шотландцы : Guid Friday Greeance или Bilfawst Greeance) - это пара соглашений, подписанных 10 апреля 1998 г., которые положили конец большей части насилия Беспокойства, политического конфликта в Северная Ирландия, которая продолжалась с 1960-х годов. Это стало важным событием в мирном процессе Северной Ирландии 1990-х годов. Нынешняя децентрализованная система правления Северной Ирландии основана на соглашении. Соглашение также создало ряд институтов между Северной Ирландией и Ирландской Республикой, а также между Ирландской Республикой и Соединенным Королевством.

Вопросы, касающиеся суверенитета, гражданские и культурные права, снятие с вооружения, демилитаризация, правосудие и поддержание правопорядка были центральными элементами соглашения.

Соглашение было одобрено избирателями на всем острове Ирландия на двух референдумах, проведенных 22 мая 1998 года. В Северной Ирландии избиратели были опрошены в Соглашении Страстной пятницы для Северной Ирландии 1998 года. референдум, поддержали ли они многостороннее соглашение. В Республике Ирландия избирателей спросили, позволят ли они штату подписывать соглашение и разрешить необходимые конституционные изменения (Девятнадцатая поправка к Конституции Ирландии ), чтобы облегчить это. Людям обеих юрисдикций необходимо было одобрить соглашение, чтобы оно вступило в силу.

Британо-ирландское соглашение вступило в силу 2 декабря 1999 года. Демократическая юнионистская партия (DUP) была единственной крупной политической группой в Северной Ирландии, которая выступила против Соглашения Страстной пятницы.

Содержание
  • 1 История и процесс
  • 2 Структура соглашения
  • 3 Стороны и структура правительства
  • 4 Статус Северной Ирландии
  • 5 Новые учреждения
    • 5.1 Направление 1
    • 5.2 Направление 2
    • 5.3 Строка 3
  • 6 Вывод из эксплуатации и нормализация
  • 7 Равенство и права человека
  • 8 Референдумы
  • 9 Реализация
  • 10 Сравнение с Саннингдейлским соглашением
  • 11 Конституционная значимость
  • 12 См. Также
  • 13 Примечания
  • 14 Ссылки
  • 15 Внешние ссылки
История и процесс

Соглашение было достигнуто после очень многих лет сложных переговоров, предложений и компромиссов. Многие люди внесли большой вклад. Тони Блэр и Берти Ахерн были в то время лидерами Великобритании и Ирландии. Переговоры проходили под председательством специального посланника США Джорджа Митчелла.

Структура соглашения

Соглашение состоит из двух взаимосвязанных документов, оба согласованных в Белфасте по Страстная пятница, 10 апреля 1998 г.:

  1. многостороннее соглашение между большинством политических партий Северной Ирландии (Многостороннее соглашение);
  2. международное соглашение между британским и ирландское правительство (Британо-ирландское соглашение).

В соглашении изложен комплекс положений, относящихся к ряду областей, включая:

  • Статус и систему управления Северной Ирландия в Соединенном Королевстве. (Strand 1)
  • Отношения между Северной Ирландией и Ирландской Республикой. (Strand 2)
  • Отношения между Ирландской Республикой и Соединенным Королевством. (Strand 3)
Партии и структура правительства

Соглашение было заключено между правительствами Великобритании и Ирландии и восемью политическими партиями или группировками из Северной Ирландии. Трое были представителями юнионизма : Ольстерская юнионистская партия, которая руководила юнионизмом в Ольстере с начала 20 века, и две меньшие партии, связанные с лоялистскими военизированными формированиями., Прогрессивная юнионистская партия (связанная с Волонтерскими силами Ольстера (UVF)) и Демократическая партия Ольстера (политическое крыло Ольстерской обороны Ассоциация (UDA)). Двое из них получили общий ярлык националистов : Социал-демократическая и рабочая партия и Шинн Фейн, республиканская партия, связанная с Временная Ирландская республиканская армия. Независимыми от этих конкурирующих традиций были две другие партии Ассамблеи, межобщинная Партия Альянса и Коалиция женщин Северной Ирландии. Также существовала группировка Трудовая коалиция. Сенатор США Джордж Дж. Митчелл был отправлен председательствовать на переговорах между сторонами и группами президентом США Биллом Клинтоном.

Соглашение состоит из двух элементов:

  • договор между двумя государства, подписанные лидерами двух правительств; и
  • более существенное соглашение между восемью политическими партиями и двумя правительствами.

В первом тексте всего четыре статьи; именно этот краткий текст является юридическим соглашением, но он включает в свои приложения последнее соглашение. Технически это запланированное соглашение можно отличить как Многостороннее соглашение, в отличие от самого Белфастского соглашения.

Расплывчатая формулировка некоторых положений, описываемая как «конструктивная двусмысленность», помогла обеспечить принятие договоренности и отсрочили обсуждение некоторых наиболее спорных вопросов. В частности, они включали вывод из эксплуатации военизированных формирований, реформу полиции и нормализацию ситуации в Северной Ирландии.

Статус Северной Ирландии

В соглашении признавалось:

  • , что большинство населения Северной Ирландии желало остаться частью Соединенного Королевства;
  • что значительная часть населения Северной Ирландии и большинство жителей острова Ирландия хотели создать единую Ирландию.

Обе эти точки зрения были признаны законными. Впервые ирландское правительство приняло обязательное международное соглашение о том, что Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства. В Конституцию Ирландии также были внесены поправки, чтобы косвенно признать Северную Ирландию частью суверенной территории Соединенного Королевства при условии согласия на объединение Ирландии большинства населения обеих юрисдикций острова. С другой стороны, формулировка соглашения отражает изменение законодательного акцента Соединенного Королевства с одного для союза на единый для объединенной Ирландии. Таким образом, соглашение оставило вопрос о будущем суверенитете над Северной Ирландией открытым.

Достигнутое соглашение заключалось в том, что Северная Ирландия была частью Соединенного Королевства, и останется таковой до тех пор, пока большинство жителей Северной Ирландии и Республика Ирландия пожелала иного. Если это произойдет, то британское и ирландское правительства несут «связывающее обязательство» осуществить этот выбор.

Независимо от конституционного статуса Северной Ирландии в Соединенном Королевстве или в составе объединенной Ирландии, право «народа Северной Ирландии» «идентифицировать себя и быть принятым как ирландцы, или британцы, или и то и другое вместе» ( а также их право иметь британское или ирландское гражданство или и то, и другое) было признано. Под словами «народ Северной Ирландии» Соглашение подразумевает «всех лиц, родившихся в Северной Ирландии и имеющих на момент своего рождения хотя бы одного родителя, который является гражданином Великобритании, Ирландии или иным образом имеет право проживать в Северной Ирландии. Ирландия без каких-либо ограничений на срок их проживания ".

Оба правительства также согласились, независимо от позиции Северной Ирландии:

власть суверенного правительства, имеющего юрисдикцию там, будет осуществляться со строгой беспристрастностью в отношении от имени всех людей во всем разнообразии их самобытности и традиций и основывается на принципах полного уважения и равенства гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, свободы от дискриминации для всех граждан и паритет уважения и справедливого и равного отношения к самобытности, этосу и чаяниям обоих сообществ.

В рамках соглашения британский парламент отменил правительство Ирландии A ct 1920 (который учредил Северную Ирландию, разделил Ирландию и предъявил территориальные претензии на всю Ирландию) и народ Ирландской Республики внес поправки в статьи 2 и 3 Конституции Ирландия, заявившая о территориальных претензиях на Северную Ирландию.

Новые институты
Здания парламента в Стормонте, в Белфасте, месте Ассамблеи Северной Ирландии

Соглашение устанавливает рамки для создания и количества институтов по трем «направлениям».

Strand 1

Strand 1 имел дело с демократическими институтами Северной Ирландии и учредил два основных института:

Ассамблея Северной Ирландии делегированный законодательный орган Северной Ирландии с обязательным голосованием всех сообществ по некоторым важным решениям. Исполнительная власть Северной Ирландии - это исполнительный орган с разделением власти, министерские портфели которого распределяются между партиями по методу Д'Хондта.

Строка 2

Строка 2 касается "севера". -Юг »вопросы и учреждения, которые будут созданы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия. Это:

Министерский совет Севера / Юга состоит из министров исполнительной власти Северной Ирландии и Правительство Ирландии. Он был создан «для развития консультаций, сотрудничества и действий» в двенадцати областях, представляющих взаимный интерес. К ним относятся шесть областей, в которых исполнительная власть Северной Ирландии и правительство Ирландии формируют общую политику, но реализуют ее отдельно в каждой юрисдикции, а также шесть областей, в которых они разрабатывают общие политики, которые реализуются через общие общеирландские институты.

Различные «институциональные и конституционные механизмы», изложенные в Соглашении, также указаны как «взаимосвязанные и взаимозависимые».

В рамках Соглашения недавно созданная Ассамблея Северной Ирландии и национальный парламент Ирландии (Oireachtas ) согласились рассмотреть возможность создания совместного парламентского форума, состоящего из равного числа представителей обоих институтов.. В октябре 2012 года этот форум был создан как Межпарламентская ассоциация Север / Юг.

Политическим партиям Северной Ирландии, одобрившим соглашение, также было предложено рассмотреть вопрос о создании независимого консультативного форума, представляющего гражданское общество с членами, обладающими опытом в социальных, культурных, экономических и других вопросах. и назначается двумя администрациями. Общая структура Консультативного форума Север / Юг была согласована в 2002 году, а в 2006 году исполнительная власть Северной Ирландии согласилась поддержать его создание.

Офисы Совета министров Севера и Юга на Аппер Инглиш-Стрит, Арма, Северная Ирландия

Стрэнд 3

Стрэнд 3 касался «востока». -западные "вопросы и учреждения будут созданы между Ирландией и Великобританией (а также зависимыми территориями Короны). Это:

Британо-ирландская межправительственная конференция была согласована, чтобы заменить Англо-ирландский межправительственный совет и Межправительственная конференция, созданная в соответствии с англо-ирландским соглашением 1985 года.

. Конференция принимает форму регулярных и частых встреч между британскими и ирландскими министрами для развития сотрудничества на всех уровнях между правительствами обеих стран. По вопросам, не переданным Северной Ирландии, Правительство Ирландии может выдвигать мнение и предложения. Все решения конференции будут приниматься по соглашению между обоими правительствами, и оба правительства согласны предпринять решительные усилия для разрешения разногласий между ними.

Британо-Ирландский совет состоит из министерских представителей правительств Великобритании и Ирландии, автономных администраций Великобритании (Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс ), а также из зависимых территорий Crown, острова Мэн, Джерси и Гернси. Целью совета является содействие сотрудничеству и создание форума для выработки общей политики.

В соответствии с соглашением было предложено построить на базе уже существующего британо-ирландского межпарламентского органа. До соглашения в состав этого органа входили парламентарии только британского и ирландского парламентов. В 2001 году, как было предложено соглашением, в него вошли парламентарии от всех членов Британо-ирландского совета.

Эти институциональные механизмы, созданные по этим трем направлениям, определены в соглашении как «взаимосвязанные и взаимозависимые». В частности, утверждается, что функционирование Ассамблеи Северной Ирландии и Совета министров Севера и Юга «настолько тесно взаимосвязано, что успех каждого зависит от успеха другого», а участие в Совете министров Севера и Юга является » одна из основных обязанностей, связанных с соответствующими постами в [Северной Ирландии и Республике Ирландия] ".

По мнению аналитика Брендана О'Лири, учреждения, созданные в результате сделки, «сделали Северную Ирландию двунациональной» и усилили «творческие элементы со-суверенитета».

Вывод из эксплуатации и нормализация

На фоне политического насилия во время Смут, соглашение обязывало участников использовать «исключительно демократические и мирные средства разрешения разногласий по политическим вопросам». Это включало два аспекта:

Участниками соглашения были два суверенных государства (Соединенное Королевство и Республика Ирландия) с вооруженными и полицейскими силами, вовлеченными в Беспорядки. Две политические партии, Шинн Фейн и Прогрессивная юнионистская партия (ПНП), были связаны с военизированными организациями: Временная Ирландская республиканская армия (ИРА) и Ольстерские добровольческие силы (UVF) соответственно. Демократическая партия Ольстера (UDP), связанная с Ассоциацией защиты Ольстера (UDA), вышла из переговоров тремя месяцами ранее.

Многостороннее соглашение обязывало стороны «использовать любое влияние, которое они могут иметь» для вывода из эксплуатации всего военизированного вооружения в течение двух лет после референдума, одобряющего соглашение. Процесс нормализации заставил британское правительство сократить количество и роль своих вооруженных сил в Северной Ирландии «до уровней, совместимых с нормальным мирным обществом». Это включало удаление охранных сооружений и отмену специальных чрезвычайных полномочий в Северной Ирландии. Правительство Ирландии обязалось провести «всесторонний обзор» своего законодательства о преступлениях против государства.

В соглашении предусматривалось создание независимой комиссии для проверки полицейских механизмов в Северной Ирландии, «включая [] средства поощрения широкой общественной поддержки» этих механизмов. Британское правительство также обязалось провести «всесторонний обзор» системы уголовного правосудия в Северной Ирландии.

Как британское, так и ирландское правительства обязались досрочно освобождать заключенных, отбывающих наказание в связи с деятельностью военизированных групп, при условии, что эти группы продолжали поддерживать «полное и недвусмысленное прекращение огня». Случаи рассматривались индивидуально. Не было амнистии за преступления, по которым не было возбуждено уголовное дело.

Май 2000 был назначен для полного разоружения всех военизированных формирований. Этого добиться не удалось, в результате чего собрание несколько раз приостанавливалось из-за возражений профсоюзов. IRA провела серию раундов вывода из эксплуатации (в октябре 2001 г., апреле 2002 г. и октябре 2003 г.), а в июле 2005 г. IRA объявила об официальном завершении своей кампании. Вывод из эксплуатации лоялистов последовал не сразу. В июне 2009 года UVF объявил о завершении вывода из эксплуатации, а UDA заявила, что приступила к выводу из эксплуатации своего арсенала.

Равенство и права человека

В соглашении подтверждена приверженность «взаимному уважению, гражданские права и религиозные свободы каждого члена общества ". Многостороннее соглашение признало «важность уважения, понимания и терпимости по отношению к языковому разнообразию », особенно в отношении ирландского языка, шотландцев Ольстера и языки других этнических меньшинств Северной Ирландии, «все из которых являются частью культурного богатства острова Ирландия».

Британское правительство обязалось включить Европейскую конвенцию о правах человека (ECHR) в закон Северной Ирландии и создать Северную Ирландию. Комиссия по правам человека. Установление установленных законом обязательств для государственных органов в Северной Ирландии по выполнению их работы «с должным учетом необходимости содействовать равенству возможностей было установлено в качестве особого приоритета». Правительство Ирландии обязалось «[предпринять] шаги для дальнейшей защиты прав человека в своей юрисдикции» и создать Ирландскую комиссию по правам человека.

Референдумы
Плакат кампании «Да» во благо Пятничное соглашение во время одновременных референдумов в Северной Ирландии и в Ирландской Республике.

В соответствии с соглашением, правительства Великобритании и Ирландии обязались организовать референдумы 22 мая 1998 года в Северной Ирландии и Республика соответственно. Референдум в Северной Ирландии должен был одобрить соглашение, достигнутое в ходе многосторонних переговоров. Референдум в Ирландской Республике должен был одобрить Британо-ирландское соглашение и способствовать внесению поправок в Конституцию Ирландии в соответствии с Соглашением.

Результатом этих референдумов стало подавляющее большинство голосов в обеих частях Ирландии в пользу соглашения. В республике проголосовало 56% избирателей, при этом за поправку к конституции проголосовало 94% голосов. Явка в Северной Ирландии составила 81%, при этом 71% голосов поддержали соглашение.

В республике электорат проголосовал за девятнадцатую поправку к Конституции Ирландии. Эта поправка позволила государству соблюдать Белфастское соглашение и предусматривала снятие «территориальных претензий», содержащихся в статьях 2 и 3. Референдум по Амстердамскому договору (Восемнадцатая поправка к Конституция Ирландии ) состоялась в тот же день.

Референдум по Соглашению Страстной пятницы в Северной Ирландии, 1998 г.
ВыборГолосов%
Референдум принят Да67696671,1
Нет274,97928,9
Действительные голоса95194599,82
Недействительные или пустые голоса1,7380,18
Всего голосов953,683100,00
Референдум по девятнадцатой поправке к Конституции Ирландии
ВыборГолосов%
Референдум принят Да1,442,58394,39
Нет85,7485,61
Действительные голоса1,528,33198,90
Недействительные или пустые голоса17,0641,10
Общее количество голосов1,545,395100,00
Реализация

Правило прямого Лондона закончилось в Северной Ирландии, когда власть формально перешла к новой Ассамблее Северной Ирландии, Совет министров Севера и Юга и Британо-Ирландский совет, поскольку приказы о начале действия Британо-ирландского соглашения вступили в силу 2 декабря 1999 г. Статья 4 (2) Британо-Ирландского соглашения Ирландский согласен мент (Соглашение между правительствами Великобритании и Ирландии об осуществлении Белфастского соглашения) требовало, чтобы правительства двух стран уведомили друг друга в письменной форме о выполнении требований для вступления в силу Британо-ирландского соглашения; вступление в силу должно было произойти после получения последнего из двух уведомлений. Британское правительство согласилось принять участие в церемонии, транслируемой по телевидению в Iveagh House в Дублине, министерстве иностранных дел Ирландии. Питер Мандельсон, государственный секретарь Северной Ирландии, присутствовал рано утром 2 декабря 1999 года. Он обменялся уведомлениями с Дэвидом Эндрюсом, министром иностранных дел Ирландии. Вскоре после церемонии, в 10:30 утра, Таосич, Берти Ахерн подписали декларацию, официально изменяющую статьи 2 и 3 Конституции Ирландии. Затем он объявил Дайлю, что британо-ирландское соглашение вступило в силу (включая некоторые дополнительные соглашения, касающиеся Белфастского соглашения).

Выступая на праздновании Пасхи 1998 года. Поднимаясь в 1916 году, Ахерн сказал:

Британское правительство фактически вне уравнения, и ни британский парламент, ни народ не имеют никакого законного права по этому соглашению препятствовать достижению ирландского единства, если бы у него было согласие люди Севера и Юга... Наша нация есть и всегда будет нацией из 32 графств. Антрим и Даун были и останутся такой же частью Ирландии, как и любое южное графство.

Собрание и исполнительная власть в конечном итоге были созданы в декабре 1999 года при том понимании, что вывод из эксплуатации начнется немедленно, но был приостановлен в течение двух месяцев из-за отсутствие прогресса, прежде чем оно было восстановлено в мае 2000 г., когда в конечном итоге начался вывод из эксплуатации Временной ИРА. Однако, помимо проблемы вывода из эксплуатации, продолжающаяся военизированная деятельность (хотя и относительно невысокая по сравнению с прошлым) Временной ирландской республиканской армии - например, импорт оружия, контрабанда, организованная преступность, «наказательные избиения», сбор разведданных и беспорядки - также был камнем преткновения. Лоялистские военизированные формирования также продолжали аналогичную деятельность, хотя, поскольку они не были представлены значительной политической партией, их позиция была менее важной для политических изменений.

Общий результат этих проблем заключался в подрыве уверенности членов профсоюзов в соглашении, что использовалось антисогласованным DUP, которое в конечном итоге обогнало поддерживающую соглашение Ольстерскую юнионистскую партию (UUP) на выборах в Ассамблею 2003 года. UUP уже ушел из исполнительной власти в 2002 году после скандала Stormontgate, в ходе которого трое мужчин были обвинены в сборе разведывательной информации. В конце концов, в 2005 году эти обвинения были сняты на том основании, что преследование не отвечало «общественным интересам». Сразу после этого один из обвиняемых членов «Шинн Фейн», Денис Дональдсон, был разоблачен как британский агент.

В 2004 году были проведены переговоры между двумя правительствами, DUP и Шинн Фейн по соглашению о восстановлении институтов. Эти переговоры провалились, но опубликованный правительствами документ с подробным описанием изменений в Белфастском соглашении стал известен как «Всеобъемлющее соглашение ». Однако 26 сентября 2005 г. было объявлено, что Временная ирландская республиканская армия полностью вывела из строя свой арсенал оружия и «вывела его из строя». Тем не менее, многие профсоюзы, в первую очередь DUP, оставались настроенными скептически. Из военизированных формирований лоялистов только Добровольческий отряд лоялистов (LVF) списал какое-либо оружие. Дальнейшие переговоры состоялись в октябре 2006 года, в результате чего было подписано Сент-Эндрюсское соглашение.

. В мае 2007 года снова был учрежден исполнительный орган с разделением полномочий для управления Северной Ирландией в переданных вопросах. У второго исполнительного органа Северной Ирландии был Ян Пейсли из DUP в качестве первого министра и Мартин МакГиннесс из Sinn Féin в качестве заместителя первого министра. Хотя Пейсли был официальным главой правительства, он и Мартин МакГиннесс обладали равными полномочиями.

Пейсли ушел в отставку с должности первого министра и от руководства DUP 5 июня 2008 г., и на его посту сменил Питер Робинсон. В третьей исполнительной власти Северной Ирландии между Робинсоном и МакГиннессом существовали те же политические отношения, что и раньше между Пейсли и МакГиннессом. После того, как 11 января 2016 года Робинсон ушел с поста первого министра, его заменила Арлин Фостер. После отставки Макгиннесса 9 января 2017 года автономное правительство в Стормонте рухнуло, как того требует Соглашение, когда новый лидер не назначен. Государственный секретарь Северной Ирландии Джеймс Брокеншир назначил выборы, в результате которых DUP и Шинн Фейн были возвращены в качестве крупнейших партий, и таким образом начался обратный отсчет переговоров между обоими лидерами до восстановления децентрализованного правительства. По состоянию на июль 2020 года функция разделения мощности была восстановлена ​​в Северной Ирландии.

Сравнение с Соглашением Саннингдейл

Некоторые комментаторы называют Соглашение «Саннингдейл для отстающих», что предполагает, что это было не более чем то, что было предложено в Соглашении Саннингдейла 1973 года. Это утверждение подверглось критике со стороны таких политологов, как Ричард Уилфорд и Стефан Вольф. Первый заявил, что «между ними [Саннингдейл и Белфаст] есть... существенные различия, как с точки зрения содержания, так и обстоятельств их переговоров, реализации и работы».

Основные вопросы, опущенные Саннингдейлом и регулируются Белфастским соглашением: принцип самоопределения, признание как национальной идентичности, британо-ирландское межправительственное сотрудничество, так и правовые процедуры, делающие разделение власти обязательным, например, голосование между сообществами. и система Д'Ондта для назначения министров в исполнительную власть. Бывший член ИРА и журналист Томми МакКерни говорит, что главное отличие состоит в намерении британского правительства заключить всеобъемлющую сделку, включив ИРА и самых бескомпромиссных профсоюзов. Что касается права на самоопределение, писатель-юрист Остин Морган отмечает две квалификации. Во-первых, уступка территории от одного государства другому должна осуществляться в соответствии с международным соглашением между правительствами Великобритании и Ирландии. Во-вторых, народ Северной Ирландии больше не может самостоятельно создать единую Ирландию; им нужно не только ирландское правительство, но и народ соседнего государства, Ирландии, чтобы также поддержать единство. Морган также указал, что, в отличие от Закона об Ирландии 1949 года и Закона о Конституции Северной Ирландии 1973, разработанных в рамках Саннингдейла, в соглашении 1998 года и в последующем британском законодательстве прямо предусматривается возможность Объединенная Ирландия.

Помимо количества подписавших сторон, Стефан Вольф определяет следующие сходства и различия между вопросами, рассматриваемыми в двух соглашениях:

Саннингдейлское соглашениеБелфастское соглашение
Принцип согласияПроверено Проверено
СамоопределениеПроверено
Реформа системы охраны правопорядкаПроверено Проверено
ЗаключенныеПроверено Проверено
Билль о правахПроверено Проверено
Отказ от насилияПроверено Проверено
Сотрудничество в области безопасностиПроверено Проверено
Трансграничное сотрудничествоПроверено Проверено
Признание обеих идентичностейПроверено
Межправительственное сотрудничествоПроверено Проверено
Институциональная роль RoIПроверено Проверено
Разделение власти кинжал (Проверено )Проверено
Межостровное сотрудничествоПроверено
Передача полномочийПроверено Проверено

кинжал Вольф определяет эту проблему как подразумевается в Соглашении Саннингдейл

Конституционная значимость

Бек Поскольку Соглашение Страстной пятницы связывает британское правительство по ряду вопросов права в Северной Ирландии,оно де-факто стало частью Конституции Соединенного Королевства. Юридический комментатор Дэвид Аллен Грин описал его как «основной конституционный текст Великобритании и Ирландии, [...] имеющий большее повседневное значение, чем священные инструменты, такие как, скажем, Великая хартия вольностей 1215 года или Билля о правах 1689 года ".

Соглашение обязывает правительство закрепить Европейскую конвенцию о правах человека в законодательном порядке и разрешает жителям Северной Ирландии доступ к Европейскому суду Правовое государство, это потребовало Принятие Закона о правах человека 1998. Следовательно, Соглашение было значительным фактором, препятствующим отмене этого Закона и его замене предложенным Британ Биллем о правах, что обещал премьер-министром Дэвид Кэмерон.

В Соглашении также упоминаются Великобритания и Ирландия как «партнеры в Европейском союзе», и это было аргументировано в Р. (Миллер) против Государственного секретаря по вопросам выхода Европейского Союза, что Соглашение означало, что Соглашение Ирландии на голосование RS обязано покинуть Европейский Союз (Brexit ). Верховный суд Великобритании единогласно постановил, что дело обстоит не так, но Соглашение, тем не менее, во многом определило форму Брексита.

Во время переговоров по запланированному выходу Великобритании из Европейского Союза в 2019 году ЕС представил документ с изложением позиции, в котором выражается обеспокоенность по поводу поддержки Соглашения Страстной пятницы Великобритании во время Брексита. В документе с изложением статьи рассматриваются такие темы, как предотвращение жесткой границы, сотрудничество Север-Юг между Ирландией и Северной Ирландией, право по рождению всего Северной Ирландии (как указано в Соглашении) и Зона общего пользования. Любой, кто родился в Северной Ирландии и, следовательно, имеет право на ирландский паспорт по Соглашению Страстной пятницы, также сможет сохранить гражданство ЕС после Brexit. В соответствии с директивами Европейского Союза о переговорах по Brexit Великобританию попросили убедить других членов ЕС в том, что эти вопросы были рассмотрены, чтобы перейти ко второму этапу переговоров по Brexit. Чтобы защитить сотрудничество Север-Юг и избежать контроля на ирландской границе, Великобритания во главе с премьер-министром Терезой Мэй согласилась защищать Соглашение во всех его частях и "в отсутствие согласованных решений Соединенное Королевство будет полностью соответствовать правилам внутреннего рынка и Таможенного союза, которые сейчас или в будущем будут поддерживать Север-Юг сотрудничество, всеостровная экономика и защита Соглашения 1998 года », с признанием того, что это« без оговорки, что ничего не согласовано, пока не будет согласовано все ». Это положение являлось частью сделки между Великобританией и ЕС, которая была отклонена британским парламентом трижды. Преемник Мэя, премьер-министр Борис Джонсон, первоначально призвал исключить «ирландскую поддержку » из предложенного соглашения, но в конце концов принял его после новой сделки между Великобританией. и ЕС был посредником 17 октября 2019 года. В сентябре 2020 года секретарь Северной Ирландии Брэндон Льюис сообщил Палате общин, что британское правительство планирует нарушить международное право «конкретным и ограниченным образом», введя новый законопроект о предоставлении британскому правительству новых внутренних полномочий по обходу определенных международных договорных обязательств перед ЕС, изложенных в протоколе Северной Ирландии к Соглашению о выходе из Брексита. Законопроект, внесенный на следующий день, вызвал широкое возмущение в Великобритании и за рубежом, поскольку первые министры Шотландии и Уэльса описали предложения консервативного правительства как попытку захватить власть и отменить передачу полномочий. Большинство партий в Северной Ирландии выразили озабоченность по поводу законопроекта, хотя некоторые из членов Демократической юнионистской партии, которые всегда выступали против Соглашения Страстной пятницы, приветствовали законопроект. Таосич Мишель Мартин сказал, что «доверие было подорвано» по поводу План правительства Великобритании

См. Также
  • флаг Ирландский портал
Примечания
  1. ^Вольф указывает Соединенное Королевство, Ирландию, Юнионистскую партию Ольстера, SDLP, Альянс в качестве подписантов Саннингдейлского соглашения. Он называет Соединенное Королевство, Республику Ирландию, Ольстерскую юнионистскую партию, Ольстерскую демократическую партию, Прогрессивную юнионистскую партию, Коалицию женщин Северной Ирландии, лейбористскую партию, Альянс, Шинн Фейн и SDLP в качестве подписантов Белфастского соглашения.
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Соглашением Страстной пятницы.
Последняя правка сделана 2021-05-21 13:43:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте