Пьер Дюэм | |
---|---|
Родился | Пьер Морис Мари Дюэм. (1861-06-09) 9 Июнь 1861. Париж, Франция |
Умер | 14 сентября 1916 (1916-09-14) (55 лет). Кабреспин, Франция |
Образование | École Normale Supérieure (диплом, 1882) |
Эра | философия XIX века |
Регион | Западная философия |
Школа | Континентальная философия. Французская историческая эпистемология. Конвенционализм |
Основные интересы | Термодинамика, философия науки, история науки |
Известные идеи | Уравнение Гиббса – Дюгема, уравнение Дюгема – Маргулеса, неравенство Клаузиуса – Дюгема, тезис Дюгема – Куайна, холизм подтверждения |
Влияние | |
Под влиянием | |
Пьер Морис Мари Дюгем (французский: ( слушайте ); 9 июня 1861 - 14 сентября 1916) был французским теоретиком физиком, который работал над термодинамикой, гидродинамикой и теорией эластичность. Дюгем был также историком науки, известным своими работами по европейскому средневековью, которые считаются создателями области истории средневековой науки. Как философ науки, его помнят в основном за его взгляды на неопределенность экспериментальных критериев (см. тезис Дюгема-Куайна ).
Среди ученых Дюгем наиболее известен сегодня своими работами по химической термодинамике, и, в частности, для уравнений Гиббса – Дюгема и Дюгема – Маргулеса. На его подход сильно повлияли ранние работы Джозайя Уилларда Гиббса, которые Дюгем эффективно разъяснял и продвигал среди французских ученых. В механике сплошной среды его также помнят за его вклад в то, что сейчас называется неравенством Клаузиуса-Дюгема.
Дюгем был убежден, что все физические явления, включая механику, электромагнетизм и химию, могут быть выведенными из принципов термодинамики. Под влиянием Маккорна Ренкина «Очерки энергетической науки», Дюгем реализовал этот интеллектуальный проект в своей работе «Энергетическая природа» (1911), но в конечном итоге не смог свести электромагнитные явления к первым принципам термодинамики..
Вместе с Эрнстом Махом Дюгем разделял скептицизм по поводу реальности и полезности концепции атомов. Поэтому он не следовал статистической механике из Максвелла, Больцмана и Гиббса, которые объясняли законы термодинамики в терминах статистических свойств механических систем, состоящих из многих атомов.
Дюгем хорошо известен своей работой по истории науки, результатом которой стал десятитомник Le système du monde: histoire des космологические доктрины Платона Коперника («Система мира: история космологических доктрин от Платона до Коперника»). В отличие от многих бывших историков (например, Вольтер и Кондорсе ), которые очерняли средневековье, он попытался показать, что Римско-католическая церковь помогал развитию западной науки в один из ее наиболее плодотворных периодов. Его работа в этой области была первоначально вызвана его исследованием истоков статики, где он познакомился с работами средневековых математиков и философов, таких как Джон Буридан, Николь Орем и Роджер Бэкон, чья изощренность удивила его. Следовательно, он стал рассматривать их как основателей современной науки, предвосхищая многие открытия Галилео Галилея и более поздних мыслителей. Дюгем пришел к выводу, что «механика и физика, которыми современное время по праву гордится, продолжаются непрерывной серией едва заметных улучшений, из доктрин, исповедуемых в самом сердце средневековых школ».
Дюгем популяризировал концепцию теории. «спасение явлений ». В дополнение к Коперниканской революции дебаты о «спасении явлений » (греч. σῴζειν τὰ φαινόμενα, sozein ta phainomen) по сравнению с предложениями, вдохновившими Дюгема, были Фома Аквинский, который писал относительно эксцентриков и эпициклов, что
Разум можно использовать двумя способами, чтобы установить точку зрения: во-первых, с целью предоставления достаточных доказательств некоторого принципа. [...] Разум используется по-другому, не для того, чтобы предоставить достаточное доказательство принципа, но для подтверждения уже установленного принципа, показывая соответствие его результатов, как в астрономии теория эксцентриков и эпициклов считается установленным, потому что таким образом можно объяснить чувственные проявления небесных движений; однако не так, как если бы этого доказательства было достаточно, поскольку их могла бы объяснить какая-то другая теория. [...]
Дюгем, Цель и структура физической теории, том 13, с. 19
Взгляды Дюгема на философию науки изложены в его работе 1906 года «Цель и структура физической теории». В этой работе он выступил против утверждения Ньютона о том, что Принцип закон всемирного тяготения был выведен из явления ', включая второй и третий законы Кеплера. Утверждения Ньютона в этом отношении уже подверглись критике со стороны критического анализа доказательств немецкого логика Лейбница, а затем, наиболее известного, Иммануила Канта, следуя логике Юма. критика индукции. Но новизна работы Дюгема заключалась в его предположении, что теория всемирной взаимной гравитации Ньютона категорически противоречит законам движения планет Кеплера, поскольку межпланетные взаимные гравитационные возмущения вызывали отклонения от кеплеровских орбит. Поскольку никакое предложение не может быть достоверно логически выведено из любого противоречия, согласно Дюгему, Ньютон не должен был логически вывести свой закон всемирного тяготения непосредственно из законов Кеплера.
Имя Дюгема дано недоопределению или тезису Дюгема – Куайна, согласно которому для любого заданного набора наблюдений существует бесчисленное множество объяснений. По сути, это то же самое, что критика индукции Юмом: все три варианта указывают на то, что эмпирическое свидетельство не может принудить к выбору теории или ее пересмотру. Возможными альтернативами индукции являются инструментализм и тезис Поппера, который мы извлекаем из фальсификации.
. Насколько популярным может быть тезис Дюгема-Куайна в философии наука, на самом деле Пьер Дюгем и Уиллард Ван Орман Куайн высказали совершенно разные тезисы. Пьер Дюэм считал, что экспериментальная теория в физике фундаментально отличается от таких областей, как физиология и некоторых разделов химии. Также концепция теоретической группы Дюгема имеет свои пределы, поскольку не все концепции логически связаны друг с другом. Он вообще не включил такие априорные дисциплины, как логика и математика в эти теоретические группы по физике, которые можно проверить экспериментально. Куайн, с другой стороны, рассматривал эту теоретическую группу как единицу целостного человеческого знания. По мнению Куайна, даже математика и логика должны быть пересмотрены в свете непокорного опыта - тезиса, которого Дюгем никогда не придерживался.
Философия науки Дюгема подверглась критике со стороны одного из его современников, Абеля Рей, отчасти из-за того, что Рей считал влиянием католической веры Дюгема.
Дюгем утверждает, что физика имеет определенные методологические ограничения, которые не влияют на другие науки. В своей «Цель и структура физической теории» (1914) Дюгем подверг критике бэконовское понятие «решающих экспериментов». Согласно этой критике, эксперимент в физике - это не просто наблюдение, а, скорее, интерпретация наблюдений с помощью теоретической основы. Более того, независимо от того, насколько хорошо человек строит свой эксперимент, невозможно подвергнуть изолированную единственную гипотезу экспериментальной проверке. Вместо этого проверяется целая группа взаимосвязанных гипотез, исходных предположений и теорий. Этот тезис получил название холизм подтверждения. Этот неизбежный холизм, по мнению Дюгема, делает невозможными важные эксперименты. В более общем плане Дюгем критически относился к описанию Ньютоном метода физики как прямого «вывода» из фактов и наблюдений.
В приложении к «Цель и структура», озаглавленном «Физика верующего», Дюгем подчеркивает значение, которое, по его мнению, имеет его философия науки для тех, кто утверждает, что существует конфликт между физикой и религией.. Он пишет: «метафизические и религиозные доктрины - это суждения, касающиеся объективной реальности, тогда как принципы физической теории - это суждения относительно определенных математических знаков, лишенных всякого объективного существования. Поскольку у них нет общего термина, эти два вида суждений не могут ни то, ни другое. противоречат и соглашаются друг с другом »(с. 285). Тем не менее, Дюгем утверждает, что для теолога или метафизика важно иметь подробные знания физической теории, чтобы не использовать ее незаконно в своих спекуляциях.
Статьи
Математические статьи Дюгема из NUMDAM
Статьи
Статьи, внесенные в Католическую энциклопедию 1912 года
Викицитатная цитата содержит цитаты, связанные с: Пьер Дюгем |
Викиисточник имеет оригинальные работы, написанные. Пьером Дюгемом |
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Пьером Дюгемом. |