Томас Кун | |
---|---|
Кун в 1973 году | |
Родился | Томас Самуэль Кун. (1922- 07-18) 18 июля 1922. Цинциннати, Огайо, США |
Умер | 17 июня 1996 (1996-06-17) (73 года). Кембридж, Массачусетс, США |
Образование | Гарвардский университет (доктор философии, 1949) |
Эра | философия 20-го века |
Регион | Западная философия |
Школа | Аналитика. Исторический поворот. Историографический экстернализм |
Учреждения | Гарвардский университет |
Основные интересы | Философия науки. История науки |
Известные идеи | |
Влияния | |
Под влиянием | |
Томас Сэмюэл Кун (; 18 июля 1922-17 июня 1996) был американским философом науки, чья книга 1962 года Структура научных революций оказала влияние как в академических, так и в популярных кругах, введя термин смена парадигмы, которая с тех пор стала англоязычной идиомой.
Кун сделал несколько заявлений относительно прогресса научного знания : что научные области претерпевают периодические «смены парадигмы», а не только линейно и непрерывно, и что эти сдвиги парадигм открываются новые подходы к пониманию того, что ученые никогда раньше не считали достоверным; и что понятие научной истины в любой данный момент не может быть установлено исключительно с помощью объективных критериев, но определяется консенсусом научного сообщества. Конкурирующие парадигмы часто несоизмеримы ; то есть они представляют собой конкурирующие и непримиримые объяснения реальности. Таким образом, наше понимание науки никогда не может полностью полагаться только на «объективность». Наука также должна учитывать субъективные точки зрения, поскольку все объективные выводы в конечном итоге основаны на субъективной обусловленности / мировоззрении ее исследователей и участников.
Кун родился в Цинциннати, штат Огайо, в семье Сэмюэля Л. Куна, инженер-промышленник и Минетт Строок Кун, оба еврея.
С детского сада до пятого класса он учился в Lincoln School, частной прогрессивной школе на Манхэттене, где особое внимание уделялось независимому мышлению, а не изучение фактов и предметов. Затем семья переехала в 40 миль на север, в небольшой городок Кротон-он-Гудзон, где он снова посетил частную прогрессивную школу - Hessian Hills School. Именно здесь с шестого по девятый класс он полюбил математику. Он покинул Hessian Hills в 1937 году. Он окончил The Taft School в Уотертауне, штат Коннектикут, в 1940 году.
Он получил степень бакалавра в физике из Гарвардского колледжа в 1943 году, где он также получил степень магистра и докторскую степень по физике в 1946 и 1949 годах соответственно под руководством Джона Ван Влека. Как он заявляет на первых нескольких страницах предисловия ко второму изданию Структуры научных революций, его три года полной академической свободы в качестве младшего научного сотрудника Гарварда сыграли решающую роль в разрешении ему перейти от физики к истории и философии науки. Позже он читал курс истории науки в Гарварде с 1948 по 1956 год по предложению президента университета Джеймса Конанта. Покинув Гарвард, Кун преподавал в Калифорнийском университете в Беркли как на философском, так и на историческом факультете, получив звание профессора истории науки в 1961 году. Кун взял интервью и магнитофон записан датским физиком Нильсом Бором за день до смерти Бора. В Беркли он написал и опубликовал (в 1962 году) свою самую известную и наиболее влиятельную работу: «Структура научных революций». В 1964 году он поступил в Принстонский университет в качестве профессора философии и истории науки М. Тейлора Пайна. Он служил президентом Общества истории науки с 1969 по 1970 годы. В 1979 году он поступил в Массачусетский технологический институт (MIT) в качестве профессора философии Лоренса С. Рокфеллера, оставаясь там до 1991 года. В 1994 году Куну был поставлен диагноз «рак легких». Он умер в 1996 году.
Томас Кун был женат дважды, сначала на Кэтрин Мус, от которой у него было трое детей, а затем на Джеане Бартон Бернс (Jehane R. Kuhn).
Структура научных революций (SSR) изначально была напечатана как статья в Международной энциклопедии объединенной науки, опубликованной логические позитивисты из Венского кружка. В этой книге Кун утверждал, что наука развивается не за счет линейного накопления новых знаний, а претерпевает периодические революции, также называемые «сменой парадигмы » (хотя он не придумал эту фразу, он действительно внес свой вклад в ее развитие. рост популярности), в которой резко трансформируется характер научного исследования в определенной области. В целом наука делится на три отдельных этапа. На первом месте стоит предвидение, в котором отсутствует центральная парадигма. Далее следует «нормальная наука », когда ученые пытаются расширить центральную парадигму с помощью «решения головоломок». Руководствуясь парадигмой, нормальная наука чрезвычайно продуктивна: «когда парадигма будет успешной, профессия решит проблемы, которые ее члены вряд ли могли себе представить и никогда бы не взялись без приверженности парадигме».
В Что касается экспериментов и сбора данных с целью решения проблем посредством приверженности парадигме, Кун заявляет: «Операции и измерения, которые ученый проводит в лаборатории, не являются« данностью »опыта, а скорее« собранными с трудом.. ' Это не то, что видит ученый - по крайней мере, до тех пор, пока его исследования не будут продвинуты и его внимание сфокусировано. Скорее, они являются конкретными показателями содержания более элементарных представлений, и как таковые они выбираются только для тщательного изучения обычных исследований. потому что они обещают возможность для плодотворной разработки принятой парадигмы. Гораздо яснее, чем непосредственный опыт, из которого они частично вытекают, операции и измерения определяются парадигмой. Наука не занимается всеми возможными лабораторными манипуляциями. Вместо этого она выбирает те из них. имеет отношение к сопоставлению парадигмы с непосредственным опытом, который эта парадигма частично определила. В результате ученые с разными парадигмами участвуют в различных конкретных лабораторных манипуляциях ".
В период нормальной науки не удалось Результат, соответствующий парадигме, рассматривается не как опровержение парадигмы, а как ошибка исследователя, противоречащая Попперу критерий фальсифицируемости. По мере накопления аномальных результатов наука достигает кризиса, и в этот момент принимается новая парадигма, которая объединяет старые результаты вместе с аномальными результатами в одну структуру. Это называется революционной наукой.
В SSR Кун также утверждает, что конкурирующие парадигмы несоизмеримы - то есть невозможно понять одну парадигму через концептуальные рамки и терминологию другой конкурирующей парадигмы. Для многих критиков, например Дэвида Стоув (Popper and After, 1982), этот тезис, казалось, влечет за собой, что выбор теории в корне иррационален : если конкурирующие теории не могут Если сравнивать напрямую, то нельзя сделать рациональный выбор, какой из них лучше. Имеют ли взгляды Куна такие релятивистские последствия, является предметом многочисленных споров; Сам Кун отрицал обвинение в релятивизме в третьем издании SSR и стремился уточнить свои взгляды, чтобы избежать дальнейшего неправильного толкования. Фримен Дайсон процитировал слова Куна: «Я не кунианец!», Имея в виду релятивизм, который некоторые философы развили на основе его работ.
Структура научных революций - самая цитируемая книга в социальных науках. Огромное влияние работы Куна можно измерить по изменениям, которые она вызвала в словаре философии науки: помимо «смены парадигмы», Кун популяризировал само слово «парадигма » из термина, используемого в определенных формы лингвистики и работы Георга Лихтенберга в его нынешнем более широком значении придумали термин «нормальная наука » для обозначения относительно рутинной повседневной повседневная работа ученых, работающих в рамках одной парадигмы, и в значительной степени ответственна за использование термина «научные революции » во множественном числе, происходящие в самые разные периоды времени и в разных дисциплинах, в отличие от единственная научная революция в эпоху позднего Возрождения. Частое использование фразы «смена парадигмы» сделало ученых более осведомленными и во многих случаях более восприимчивыми к изменениям парадигм, так что анализ Куна эволюции научных взглядов сам по себе повлиял на эту эволюцию.
Куна работа широко использовалась в социальных науках; например, в дебатах постпозитивистов / позитивистов в рамках международных отношений. Куну приписывают основополагающую силу пост- мертонианской социологии научного знания. Работы Куна также использовались в области искусств и гуманитарных наук, например, Мэтью Эдвардом Харрисом, чтобы различать научные и исторические сообщества (например, политические или религиозные группы): «политико-религиозные убеждения и мнения эпистемологически не совпадают с теми, которые относятся к научные теории ». Это связано с тем, что мировоззрение потенциальных ученых меняется в результате тщательного обучения, взаимодействия между тем, что Кун называет «образцами», и Глобальной парадигмой. Представления Куна о парадигмах и сдвигах парадигм сыграли важную роль в понимании истории экономической мысли, например, кейнсианской революции, и в дебатах в политической науке.
Защита Куна против возражения что его отчет о науке из «Структуры научных революций» приводит к релятивизму, можно найти в эссе Куна под названием «Объективность, ценностное суждение и выбор теории». В этом эссе он повторяет пять критериев из предпоследней главы SSR, которые определяют (или, точнее, помогают определить) выбор теории:
Затем он показывает, как, хотя эти критерии, по общему признанию, определяют выбор теории, они неточны на практике и по сравнению с отдельными учеными. По словам Куна, «когда ученым приходится выбирать между конкурирующими теориями, два человека, полностью приверженные одному и тому же списку критериев выбора, могут, тем не менее, прийти к разным выводам». По этой причине критерии все еще не являются «объективными» в обычном смысле слова, потому что отдельные ученые приходят к разным выводам с одними и теми же критериями из-за оценки одного критерия над другим или даже добавления дополнительных критериев по эгоистичным или другим субъективным причинам. Затем Кун продолжает: «Я, конечно, предполагаю, что критерии выбора, с которых я начал, функционируют не как правила, определяющие выбор, а как ценности, которые на него влияют». Поскольку Кун использует историю науки в своем изложении науки, его критерии или ценности для выбора теории часто понимаются как описательные нормативные правила (или, точнее, ценности) теории выбора для научного сообщества, а не предписывающие нормативные правила в обычном смысле. слова «критерий», хотя существует множество различных интерпретаций теории Куна о науке.
Спустя годы после публикации «Структуры научных революций» Кун отказался от концепции парадигмы и сосредоточился на семантических аспектах научных теорий. В частности, Кун уделяет внимание таксономической структуре терминов научного рода. Как следствие, научная революция больше не определяется как «смена парадигмы», а скорее как изменение таксономической структуры теоретического языка науки. Некоторые ученые описывают это изменение как результат «языкового поворота». В своей книге Андерсен, Баркер и Чен используют некоторые недавние теории когнитивной психологии, чтобы оправдать зрелую философию Куна.
Помимо отказа от концепции парадигмы, Кун также начал рассматривать процесс научной специализации. В научной революции новая парадигма (или новая таксономия) заменяет старую; напротив, специализация ведет к увеличению количества новых специальностей и дисциплин. Такое внимание к увеличению количества специальностей сделало бы модель Куна менее «революционной» и более «эволюционной». Некоторые философы утверждают, что Кун пытался описать различные виды научных изменений: революции и создание специальностей. Другие утверждают, что процесс специализации сам по себе является частным случаем научных революций. Также можно утверждать, что в модели Куна наука развивается посредством революций.
Хотя они использовали разные терминологии, и Кун, и Майкл Полани считал, что субъективный опыт ученых превратил науку в релятивизированную дисциплину. Поланьи читал лекции на эту тему на протяжении десятилетий, прежде чем Кун опубликовал «Структуру научных революций».
Сторонники Поланьи обвинили Куна в плагиате, так как было известно, что Кун присутствовал на нескольких лекциях Поланьи, и что двое мужчин бесконечно спорили по эпистемологии, прежде чем они достигли известности. После обвинения в плагиате Кун признал Поланьи во втором издании «Структуры научных революций». Несмотря на этот интеллектуальный союз, работа Поланьи постоянно интерпретировалась другими в рамках сдвигов парадигмы Куна, к большому разочарованию Поланьи (и Куна).
В честь его Американское химическое общество присуждает премию Томаса Куна «Сдвиг парадигмы» докладчикам, которые представляют оригинальные взгляды, которые расходятся с общепринятыми научными представлениями. Победитель выбирается на основе новизны точки зрения и ее потенциального воздействия, если она получит широкое признание.
Кун был назван стипендиатом Гуггенхайма в 1954 году., а в 1982 г. был награжден медалью Джорджа Сартона организацией History of Science Society. Он также получил множество почетных докторских степеней.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Томасом Куном |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Томасом Куном ( философ). |