Майское дерево

редактировать
Эта статья о высоком деревянном шесте и его танце. Для использования в других целях, см Maypole (значения).

Танцы вокруг майского дерева в Аммеберге, Швеция.

Верзила является высоким деревянным столбом возведен в составе различных европейских народных гуляний, вокруг которого верзилы танец часто происходит.

Фестивали могут происходить 1 мая или в Пятидесятницу ( Троицу ), хотя в некоторых странах вместо этого проводится в Иванов день (20-26 июня). В некоторых случаях майское дерево - это постоянная особенность, которая используется только во время фестиваля, хотя в других случаях его устанавливают специально для этой цели, прежде чем снова снести.

В первую очередь встречается у народов германской Европы и соседних территорий, на которые они повлияли, его происхождение остается неизвестным. Часто полагают, что верзила первоначально имели определенное значение в германском язычестве из железного века и раннего Средневековья культур, и что традиция выжила христианизации, хотя и теряя первоначальный смысл, что он имел. Это было зарегистрированной практикой во многих частях Европы в период Средневековья и Раннего Нового времени, хотя в XVIII и XIX веках она стала менее популярной. Сегодня эта традиция все еще соблюдается в некоторых частях Европы и среди европейских сообществ в Северной и Южной Америке.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Символизм
  • 2 Региональные традиции
    • 2,1 Мальта
    • 2.2 Германия и Австрия
    • 2.3 Северные страны
    • 2.4 Бельгия
    • 2,5 Соединенное Королевство
    • 2,6 Ирландия
    • 2,7 США
    • 2,8 Италия
    • 2,9 Канада
  • 3 В литературе
  • 4 В популярной культуре
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
    • 7.1 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Символизм
Первомай: жители деревни к юго-востоку от Мюнхена ставят на место очень высокое деревянное древко. Они соревновались за высоту с близлежащими деревнями.

Английский историк Рональд Хаттон соглашается со шведским ученым Карлом Вильгельмом фон Сюдовым, который заявил, что майские шесты были установлены «просто» как «знак того, что счастливый сезон тепла и комфорта вернулся». Их форма позволяла подвешивать гирлянды на них, и впервые они были замечены, по крайней мере, на Британских островах, между 1350 и 1400 годами нашей эры в контексте средневековой христианской европейской культуры. В 1588 году в церкви Святой Троицы в Эксетере жители деревни собрались вокруг «летнего жезла» для пиршества и питья. Чосер упоминает, что в Сент-Эндрю- Андершафт стояло особенно большое лесное дерево, которое ежегодно коллективно возводилось прихожанами церкви из-за его большой формы.

Майское дерево в Баварии, 1848 г.

Фольклористы на протяжении веков непрерывно обсуждали символизм майского шеста, но окончательного ответа так и не нашли. Некоторые ученые классифицируют майские шесты как символы мировой оси ( axis mundi ). Тот факт, что они были обнаружены в основном в районах германской Европы, где до христианизации германское язычество в различных формах следовало, привел к предположениям некоторых, что майские шесты были в некотором роде пережитком германской языческой традиции. Согласно одной из теорий, они были пережитком германского почитания священных деревьев, поскольку есть свидетельства существования различных священных деревьев и деревянных столбов, которые почитались язычниками в большей части германской Европы, включая Дуб Тора и Ирминсул. Рональд Хаттон, однако, заявляет, что «нет абсолютно никаких доказательств того, что майское дерево считалось его отражением». Известно также, что в скандинавском язычестве, космологическое провело мнение о том, что Вселенная была в мире дерево, известное как Иггдрасиль.

Некоторые наблюдатели предложили фаллический символизм, идею, которую выразил Томас Гоббс, который ошибочно полагал, что полюса восходят к римскому поклонению богу Приапу. С тех пор это представление поддерживалось различными деятелями, в том числе психоаналитиком Зигмундом Фрейдом. Фаллический символизм был приписан майскому шесту в более поздний период раннего Нового времени, как одно сексуальное упоминание в скандальном романе Джона Клеланда « Фанни Хилл» :

... а теперь, оторвавшись от рубашки, я с удивлением и удивлением увидел, что? не игрушка мальчика, не оружие человека, а майское древко такого огромного размера, которое, если бы соблюдались пропорции, должно было принадлежать молодому гиганту.

Рональд Хаттон, однако, заявил, что «нет никаких исторических оснований для его утверждения, и нет никаких признаков того, что люди, использовавшие майские шесты, думали, что они фаллические» и что «они не были вырезаны так, чтобы казаться таковыми».

Антрополог Мирча Элиаде предполагает, что майские шесты были просто частью всеобщей радости по поводу возвращения лета и роста новой растительности. Таким образом, они имели сходство с Первомайскими гирляндами, которые также были обычной фестивальной практикой в ​​Великобритании и Ирландии.

Региональные традиции

Мальта

Остатки кукканья на месте, в которые вставили майское дерево.

Гранд Мастер Маркантонио Зондадари представил игру Шлараффенланд (с использованием майского шеста) на мальтийский карнавал в 1721 году: на данном сигнале, собралась толпа на Дворцовой площади сходились на коллекции окороков, колбас и живых животных скрыты под листвой отделения за пределами Главной гвардии. Продовольствие стало собственностью тех, кто, схватив их, смог унести.

Германия и Австрия

Майское дерево в Вайнгартене (Баден) Рейнское майское дерево для девушки в Кенигсвинтере

В Германии и Австрии майское дерево (или майбаум) является традицией, восходящей к 16 веку. Это украшенное дерево или ствол дерева, которое обычно возводят либо 1 мая - в Бадене и Швабии - либо накануне вечером, например, в Восточной Фризии. В большинстве регионов, особенно в Баден-Вюртемберге, Баварии и Австрии, обычно проводят церемонию возведения майского шеста на деревенской зелени. Широко распространен обычай совмещать его с деревенским или городским праздником, который обычно проходит 30 апреля, 1 мая или в день Пятидесятницы ( Троица ). Эта традиция особенно сильна в деревнях Баварских Альп, где поднятие традиционного майского шеста 1 мая на деревенской площади является поводом для большого праздника. Столб обычно окрашен в баварские бело-голубые цвета и украшен гербами, изображающими местные ремесла и промышленность. В Баварии Майбаум возводится за несколько недель до 1 мая. Молодые люди из деревень пытаются украсть Майбаум друг у друга, поэтому мужчины каждой деревни или города по очереди наблюдают за Майбаумом. Если деревне удается украсть Майбаум, то деревня, из которой был украден Майбаум, должна пригласить всю деревню воров на бесплатное пиво и праздник, который затем состоится 1 мая.

Непосредственно перед возведением Майбаума, в зависимости от региона, через деревню может пройти процессия, обычно заканчивающаяся в центральном месте и / или ресторане, за которой обычно наблюдают толпы зрителей в сопровождении духового оркестра. Фактическая установка дерева затем происходит днем ​​или вечером. В то время как толпы обычно коротают время за пивом и поеданием сосисок, молодые люди заняты украшением майского шеста, чтобы символы различных промыслов, представляющие регион, располагались в нужном месте. В то время как майское дерево традиционно устанавливают с помощью длинных шестов, сегодня это можно сделать также с помощью тракторов, вилочных погрузчиков или даже кранов. В Нижней Австрии используются веревки и лестницы.

В Рейнской области в Кельне и его окрестностях существует несколько иная традиция использования майского шеста. В ночь перед 1 мая неженатые мужчины сажают молодые березки перед домами своих возлюбленных. Эти деревья, которые могут достигать пяти метров в высоту и более, заранее продаются местными лесниками. Мужчины обычно украшают их разноцветной креповой бумагой и часто красным деревянным сердечком с написанным на нем именем девушки. В течение мая во многих палисадниках есть такие майские шесты.

Если ёлку возводят накануне 1 мая, то за мероприятием обычно следует майский танец или Танц в ден Май. В зависимости от местных обычаев Майбаум может оставаться на месте круглый год или может быть снят в конце мая. После этого ствол можно хранить до следующего года.

Скандинавские страны

В Дании, то верзила традиции почти исчезли, но по - прежнему наблюдается на островах Avernakø и Strynø к югу от Фюн и в нескольких деревнях на юге Himmerland в восточной Ютландии. Майское дерево обычно называют majtr, что означает «майское дерево».

Летний шест в гавани в Бромарве, Финляндия.

В Швеции и шведской -speaking части Финляндии, то верзила обычно называют Midsummer полюса, ( midsommarstång), так как она появляется на празднике Купала, хотя буквальный перевод majstång также происходит, когда слово майор относится к Старой Швеции слова майе что означает платье, а не май месяц. Традиции, окружающие майские шесты, различаются в зависимости от региона, как и их дизайн, хотя в настоящее время наиболее распространен дизайн с крестом и двумя кольцами. Возможно, более оригинальным воплощением является тот, который до сих пор используется в шведском пейзаже Смоланда, где шест имеет большое горизонтально подвешенное кольцо вокруг него, свисающее с веревок, прикрепленных к вершине шеста. Эта, возможно, более оригинальная форма, конечно, сильно усиливает символизм деторождения. Перекрестие может быть недавней попыткой христианизировать языческий символ в подобие креста, хотя и не полностью успешной. Во всей Швеции распространены традиционные танцы на кольцах, в основном в форме танцев, в которых участники чередуют танцы и делают движения и жесты, основанные на песнях, например, притворяются, что стирают белье во время пения о стирке, или прыгают лягушками во время песни Små grodorna. («Лягушки»). Танцы на рингах в основном нравятся маленьким детям. Центральная роль, которую играют маленькие дети в праздновании, подчеркивает аспект празднования деторождения. Еще одним указателем в этом направлении является обычай, согласно которому юные девушки ожидают увидеть во сне своего будущего спутника жизни, если они сорвут семь разных цветов и положат их себе под подушку, когда ложатся спать только в этот день.

Бельгия

Танец вокруг майского шеста, Питер Брейгель Младший, 16 век

В Бельгии Maypole называется Meiboom или Meyboom на голландском языке. Hasselt возводит его Meiboom апреля 30. В Брюсселе и Левен, то Meyboom традиционно возведено 9 августа до 5  часов вечера. Посадка Meyboom стала причиной дружеского соперничества между двумя городами, которое началось в 1213 году. В том году между Левеном и Брюсселем вспыхнула драка, в результате которой последний победил. В ознаменование этого события город Брюссель получил почти 100 лет спустя вечное право от Иоанна III, герцога Брабантского, на возведение Meyboom, но только в том случае, если им удавалось делать это каждый год 9 августа до  17:00. Первая попытка Левена украсть дерево в 1939 году была остановлена ​​полицией. Однако в 1974 году группа мужчин из Левена выяснила, какое дерево было выбрано Брюсселем в качестве мейбума того года. Ночью 8 августа дерево срубили и перевезли в Левен, где его поставили перед зданием мэрии. С тех пор Левен претендует на владение единственным официальным Meyboom. Брюссель, однако, отрицает потерю права, так как еще одно дерево было срублено и поставлено до  17:00 9 августа.

Также принято, в основном в голландскоязычном регионе Бельгии, размещать ответвление (также называемое Meiboom) на самой высокой точке строящегося здания. Возведение ветки часто является поводом для празднования как рабочих, так и соседей.

Объединенное Королевство

Майское дерево в Лланфиллине, Уэльс, 1 мая 1941 года.

В Соединенном Королевстве майское дерево было найдено в основном в Англии, а также в районах Шотландской низменности и Уэльса, которые находились под английским влиянием. Однако самые ранние зарегистрированные свидетельства происходят из валлийского стихотворения, написанного Гриффидом ап Адда ап Дафиддом в середине 14 века, в котором он описал, как люди использовали высокий березовый шест в Лланидлоэсе, центральный Уэльс. Литературные свидетельства использования майского дерева на большей части территории Британии в последующие десятилетия увеличиваются, и «к периоду 1350-1400 гг. Этот обычай утвердился на юге Великобритании, в городах и деревнях, а также в валлийско-говорящих и англоязычных регионах».

Жители и мужчины Морриса танцуют на рассвете 1 мая 2005 года на Майском дереве на Иквелл-Грин, Бедфордшир.

Эта практика становилась все более популярной в последующие столетия, при этом майские шесты становились «общинными символами», объединяющими местное сообщество - в некоторых случаях более бедные приходы объединялись с соседними, чтобы получить и возвести один, а в других случаях - Например, в Хартфордшире в 1602 году и в Уорикшире в 1639 году люди украли столбы соседних общин, что привело к насилию. В некоторых случаях древесина для шеста была получена незаконно, например, в 1603 году граф Хантингдон был возмущен, когда деревья были удалены из его владений для использования в качестве майских шест без его разрешения.

Майское дерево в Барвик-ин-Эльмет, Йоркшир, которое опускают, ремонтируют и поднимают каждые три года.

Подъем протестантизма в 16 веке привел к растущему неодобрению майских шестов и других первомайских обычаев со стороны различных протестантов, которые считали их идолопоклонством и, следовательно, аморальными. Во времена правления Эдуарда VI в Англии и Уэльсе протестантский англиканство было объявлено государственной религией, и во время Реформации многие майские столбы, такие как знаменитый лондонский Майский столб Корнхилл, были разрушены; однако, когда Мария I взошла на престол после смерти Эдуарда, она восстановила католицизм как государственную веру, и практика майских шестов была восстановлена. При более поздних английских монархах эта практика была спорадической, запрещалась в определенных областях, таких как Донкастер, Кентербери и Бристоль, но продолжалась во многих других, в соответствии с пожеланиями местных губернаторов. Тем временем в Шотландии, которая в то время все еще была независимым государством, протестантизм в форме пресвитерианства захватил более сильную позицию и в значительной степени уничтожил практику майских шестов по всей стране.

Королевская поддержка внесла свой вклад в запрещение показа майских шестов и танцев во время Английского Междуцарствия. Постановление Долгого парламента от 1644 года охарактеризовало майские шесты как «языческое тщеславие, обычно злоупотребляемое суевериями и злом». Единственное зарегистрированное нарушение запрета Длинного парламента было в 1655 году в Хенли-ин-Арден, где местные власти остановили возведение майских шестов для традиционных игр. Ученые подозревают, но не имеют возможности доказать, что отсутствие таких записей свидетельствует о попустительстве официальных властей в нарушении запрета. Однако они уверены, что запрет превратил танцы на майских шестах в символ сопротивления Долгому парламенту и республике, последовавшей за ним.

Поднятие майского шеста, 1855 г.

Церковь Святого Андрея Андершафта в лондонском Сити названа в честь майского шеста, который хранился под его карнизом и устанавливался каждую весну до 1517 года, когда студенческие беспорядки положили конец этому обычаю. Само майское дерево просуществовало до 1547 года, когда пуританская толпа схватила и уничтожила его как «языческого идола».

Первомайские праздники, запрещенные Содружеством, были возобновлены в 1660 году. Майское дерево в замке Байтхэм, Линкольншир, было вырезано в ознаменование даты, когда его позже разрезали пополам для использования в качестве лестницы.

По словам Джона Обри, когда в 1660 году произошла Реставрация, простые люди в Лондоне, в частности, ставили верёвки «на каждом перекрестке». Самым большим был Майский столб на Стрэнде, недалеко от нынешней церкви Сент-Мэри-ле-Стран. Майское дерево там было самым высоким, достигая более 130 футов (40 м), и оно простояло до тех пор, пока его не унесло сильным ветром в 1672 году, когда его перевезли в Уонстед в Эссексе и использовали в качестве опоры для телескопа сэра. Исаак Ньютон.

В сельской местности майские танцы и майские шесты время от времени появлялись даже во время Междуцарствия, но после Реставрации эта практика была значительно возрождена. К 19 веку майское дерево стало символом « Веселой Англии ». На добавление переплетающихся лент, похоже, повлияло сочетание театральной моды XIX века и дальновидных личностей, таких как Джон Раскин в XIX веке. Тем не менее, майское дерево оставалось антирелигиозным символом для некоторых богословов, как показано в антикатолической брошюре заговорщиков «Два Вавилона », впервые появившейся в 1853 году.

После возрождения танец исполняется парами мальчиков и девочек (или мужчин и женщин), которые попеременно стоят у основания шеста, каждый держит конец ленты. Они переплетаются друг с другом, мальчики идут в одну сторону, а девочки - в другую, и ленты сплетаются вместе вокруг шеста, пока не встретятся у основания. Существуют также более сложные танцы для определенного числа (практикующих) танцоров ( танцевальные труппы May Queen ), включающие сложные переплетения и расплетения, но сегодня они малоизвестны. Однако такие танцы исполняются каждый Mayday вокруг постоянного Maypole в Оффенхэме, в Вустершире. Временные майские шесты обычно устанавливаются на деревенской зелени, а мероприятия часто контролируются местными танцевальными группами Морриса.

В некоторых регионах существовала несколько иная традиция майского дерева: носить украшенные палки. К палкам были прикреплены обручи, крестовины или гирлянды, покрытые цветами, зеленью или искусственными материалами, такими как крепированная бумага. Дети возьмут эти ручные шесты в школу утром Первого мая, и за самые впечатляющие могут быть вручены призы. Эта традиция известна как гирлянда и была центральной чертой празднования Первомайских праздников в центральной и южной Англии до середины 19 века. После этого его начали заменять официально организованные школьные праздники. Это все еще происходит с места на место, но неизменно является восстановлением местных обычаев, утерянных десятилетиями ранее.

В 1780 году Совет Килмарнок, ныне расположенный в Восточном Эйршире, заплатил Роберту Фрейзеру 2 шилл. 6г. за «одевание майского дерева», один из последних зафиксированных примеров сельского праздника первого мая в Шотландии, который был запрещен Парламентским актом сразу после Реформации в 1560 году.

Самые высокие майские шесты в Великобритании можно найти в деревнях Нун Монктон, Северный Йоркшир ( 27 метров или 88 футов 5 дюймов).+1 ⁄ 4  дюйма), Барвик-ин-Эльмет, Западный Йоркшир (26 метров или 86 футов) и Велфорд-он-Эйвон, Уорикшир (20 метров или 65 футов).

Ирландия

В Холивуде в графстве Даун, Северная Ирландия, есть майское дерево, расположенное на перекрестке Мейн-стрит и Шор-роуд / Черч-роуд в центре города. Это единственное майское дерево в Ирландии. Хотя происхождение этого дерева неизвестно, считается, что это древко датируется XVIII веком, когда голландский корабль сел на мель у берега. Последний майский шест был поврежден и удален после шторма в феврале 2021 года. Останки были удалены Советом округа Ардс и Северный Даун, и была заказана замена шеста. Майское дерево до своей кончины было центральной точкой городской Первомайской ярмарки.

Соединенные Штаты

Майское дерево на ярмарке эпохи Возрождения в парке Такседо, США. Brentwood традиции Maypole возникла, когда Арчер школа для девочек была еще Eastern Star Home. Дети качаются на шесте в парке Золотого правила в Толедо, штат Огайо, 1900-е годы.

Хотя сегодня в Соединенных Штатах не отмечается широкой публикой, танец Maypole, почти идентичный тому, который отмечается в Соединенном Королевстве, является важной частью празднования Первого мая в местных школах и общинах. Часто танец Maypole сопровождается другими танцами в рамках представления публике.

Самое раннее использование Maypole в Америке произошло в 1628 году, когда Уильям Брэдфорд, губернатор Нью-Плимута, написал об инциденте, когда несколько слуг вместе с помощью агента вырвались из своей контрактной службы и создали свою собственную колонию., установив майское дерево в центре поселения и ведя себя таким образом, чтобы вызвать презрение и неодобрение со стороны близлежащих колоний, а также королевского офицера, имеющего патент штата Массачусетс. Брэдфорд пишет:

Они также установили Майский шест, пили и танцевали вокруг него много дней вместе, приглашая индейских женщин для своих супруг, танцевали и резвились вместе (как многие феи или, скорее, фурии ) и худшие практики. Как будто они заново возродили и отпраздновали праздники римской богини Флоры или чудовищные практики безумных вакхиналов. Подобным образом Мортон (чтобы продемонстрировать свою поэзию) сочинял разные рифмы и стихи, некоторые из которых были склонны к похотям, а другие - к уничижению и скандалу со стороны некоторых людей, которые он приложил к этому праздному или идолловому майскому опросу. Они также изменили название своего места, и вместо того, чтобы называть его Mounte Wollaston, они называют его Merie-mounte, как будто это веселье длилось вечно. Но это продолжалось недолго, потому что после того, как Мортон был отправлен в Англию, вскоре после этого прибыл этот достойный джентльмен, мистер Джон Индекотт, который принес патент под широкой печатью для правительства штата Массачусетс, который, посетив эти места, стал причиной майского праздника. -полле, чтобы быть подрезанным, и упрекал их за их непристойность, и увещевал их смотреть, что лучше ходить; так что теперь они или другие снова изменили название своего места и назвали его Мунте-Дагон.

Осуждение губернатором Брэдфордом традиции Maypole сыграло центральную роль в вымышленном рассказе Натаниэля Хоторна « Maypole of Merry Mount », опубликованном в 1837 году.

Италия

Традиционное «красное» майское дерево в Асколи-Пичено, Италия.

Традиции майского дерева можно найти в некоторых частях Италии, например, в Венето, Фриули, Умбрии и Марке. В последнем из этих регионов традиция восходит к наполеоновским кампаниям, когда arbre de la liberté (дерево свободы), символ Французской революции, прибыло в Италию. Деревья свободы были посажены в южной части региона в Рипатрансоне и Асколи-Пичено. В 1889 году в Париже состоялся первый конгресс Второго Интернационала, посвященный столетию Французской революции и Всемирной выставке. Предложение Раймонда Лавиня призывало к международным демонстрациям в 1890-ю годовщину протестов в Чикаго. После провозглашения Международного дня трудящихся обряд с майским деревом в южной части Марке стал социалистическим ритуалом. На вершине дерева ( тополя ) появился красный флаг. Во второй половине 20-го века обряд майского шеста вокруг Асколи оставался обрядом празднования весны, но он также стал политическим символом крестьянского движения ( мецзадри ), которое боролось против землевладельцев за достойные условия жизни. Каждый год, даже сегодня, в ночь на 30 апреля, во многих деревнях зоны, таких как Аппиньяно-дель-Тронто, Аркуата-дель-Тронто, Асколи-Пичено, Касторано, Кастиньяно, Кастель-ди-Лама, Колли-дель-Тронто, Гроттаммаре, Монсамполо-дель-Тронто, Поркья (Монталто Marche), Monteprandone, Offida, Rotella, Спинетоли, Сан - Бенедетто - дель - Тронто, граждане разрезали тополь, на котором они положили-красный флаг и дерево возведено в сельских площадях или на перекрестках.

После того, как мы пошли за шестом в тридцать или сорок человек, мы поместили его, как шестимесячный ребенок. Мы шли процессией с этим деревом, и ни один лист не должен был касаться земли. Пришлось поднять его, не касаясь земли, держа в руках, как ребенка. Для нас это был святой 1 мая

-  Квирино Маркетти (древний крестьянин Сан-Бенедетто-дель-Тронто),

Тот же ритуал известен из Ламона, деревни в Доломитовых Альпах в Венето, которая, вероятно, предшествовала наполеоновскому периоду. Здесь в ряде кварталов и деревень возводится шест в виде лиственницы, ветви и кора которой почти полностью удалены. Остались только верхние ветки. Обычно прикрепляется красный флаг, хотя также удостоверяются итальянские флаги или флаги других стран (Колумбия, Боливия, например) или художников (Боб Марли). В кварталах и деревушках вокруг майского дерева устраиваются праздники с музыкой, едой и алкоголем, которые обычно длятся до рассвета 1 мая. Майское дерево здесь называют «майо» (май на местном диалекте).

Канада

Танец Maypole во время Fête de la Reine в Квебеке, Канада, 24 мая 1934 года.

В Канаде танцы майского дерева иногда устраивают в рамках празднования Дня Виктории в мае. В Нью-Вестминстере, Британская Колумбия, танцы вокруг Майского столба и празднования Первомайского праздника проводятся уже 149 лет.

В литературе

Поэт Джонатан Свифт в своем стихотворении «Майское дерево» описывает майское дерево как:

Лишенный корня, ветвей и кожуры, Но все же я рожу всевозможные цветы: И такова моя плодовитая сила, Они распускаются менее чем за полчаса;

« Майский-Полюс Веселой горы » является новеллой по Готорно. Впервые он появился в The Token и Atlantic Souvenir в 1832 году. История вращается вокруг молодой пары, которая чувствует влияние природы и естественного влияния, обручается в присутствии Maypole и как они сталкиваются с пуританским гневом. Хоторн основал свой рассказ на событиях колониальной истории Новой Англии, заимствовав из рассказа Томаса Мортана, поселение которого выступало против жестких культурных и религиозных стандартов пуритан колонии Плимут.

В популярной культуре
Смотрите также
Примечания
использованная литература

Источники

внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-02 03:25:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте