MSX

редактировать
Для использования в других целях, см MSX (значения).

"MSX2" перенаправляется сюда. Что касается белка, см. Msh homeobox 2. lt;Служители шаблон Infobox информации прибор в настоящее время рассматривается для объединения. ›
MSX
MSX-Logo.svg
Sony HitBit HB-10P (Белый фон).jpg Sony MSX, модель HitBit 10-P
Разработчик Корпорация ASCII, Microsoft
Производитель National, Sony, Pioneer, Panasonic, Samsung, Sharp, Philips, Canon, Yamaha, Toshiba, Mitsubishi, Sanyo, JVC, Fujitsu, Spectravideo, GoldStar, Hitachi, Kyocera, Yashica, Daewoo, Dragon MSX, Casio
Тип Домашний компьютер
Дата выхода 21 октября 1983 г. (MSX)
Снято с производства 1993 (MSX turboR)
Операционная система MSX-DOS / MSX BASIC
Процессор
объем памяти 8–512 КБ
Графика TMS9918

MSX - это стандартизированная архитектура домашнего компьютера, анонсированная Microsoft и ASCII Corporation 16 июня 1983 года. Первоначально она была задумана Microsoft как продукт для восточного сектора и совместно продавалась Казухико Ниши, тогдашним вице-президентом Microsoft и директором компании. Корпорация ASCII. Microsoft и Nishi задумали этот проект как попытку создать единые стандарты для различных производителей домашних компьютерных систем того времени, аналогично стандарту VHS для домашних видеомагнитофонов.

Системы MSX были популярны в Японии и некоторых других странах. В итоге только в Японии было продано 5 миллионов устройств на базе MSX. Несмотря на участие Microsoft, в США было выпущено несколько машин на базе MSX. Самым первым коммерческим MSX для широкой публики был Mitsubishi ML-8000, выпущенный 21 октября 1983 года, что ознаменовало его официальную «дату выпуска».

Значение аббревиатуры MSX остается предметом дискуссий. В 2001 году Казухико Ниши напомнил, что многие предполагали, что он произошел от «Microsoft Extended», имея в виду встроенный Microsoft Extended BASIC ( MSX BASIC ). Другие считали, что это означает «Мацусита-Сони». Ниши сказал, что первоначальное определение команды было «Машины с возможностью замены программного обеспечения», хотя в 1985 году он сказал, что это название было названо в честь ракеты MX. Согласно его книге в 2020 году, он считал, что название нового стандарта должно состоять из трех букв, как VHS. Он считал, что «MSX» подходит, потому что оно означает «следующий Microsoft», а также содержит первые буквы Matsushita ( Panasonic ) и Sony.

До успеха Nintendo «s Family Computer, MSX была платформой, для которой крупные японских игровых студий, таких как Konami и Hudson Soft производства видеоигр. Metal Gear серия, к примеру, была написана для MSX оборудования.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Дебют
    • 1.2 Эволюция
    • 1.3 Воздействие
  • 2 Похожие системы
  • 3 Локализация
  • 4 игры
  • 5 производителей
  • 6 Наследие
    • 6.1 2001 Возрождение
    • 6.2 2011 Возрождение
    • 6.3 2014 Возрождение
    • 6.4 Возрождение 2019
    • 6.5 2020 Возрождение
  • 7 Технические характеристики системы
  • 8 Периферийные устройства
    • 8.1 Клавиатура
    • 8.2 Картриджи
    • 8.3 Дисководы для гибких дисков
    • 8.4 MSX-Аудио
    • 8.5 MSX-Музыка
  • 9 Эмуляция
    • 9.1 Виртуальная консоль
    • 9.2 Список эмуляторов MSX
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

История

Spectravideo SV-328 является предшественником стандарта MSX. Многие программы MSX были неофициально портированы на SV-328 домашними программистами.

В начале 1980 - х годов, большинство домашних компьютеров, произведенные в Японии, таких как NEC PC-6001 и PC-8000 серии, Fujitsu «s FM-7 и FM-8, и Hitachi » s Basic Мастер показал вариант Microsoft BASIC интерпретатор интегрированный в свои встроенные ПЗУ. Аппаратное обеспечение этих компьютеров и различные диалекты их БЕЙСИКОВ несовместимы. Другие японские фирмы бытовой электроники, такие как Panasonic, Canon, Casio, Yamaha, Pioneer и Sanyo, искали пути выхода на рынок новых домашних компьютеров.

Крупные японские производители электроники вышли на компьютерный рынок в 1960-х годах, и Panasonic (Matsushita Electric Industrial) также разрабатывала мэйнфреймы. Однако, когда японская экономика столкнулась с рецессией после летних Олимпийских игр 1964 года, Panasonic решила выйти из компьютерного бизнеса и сосредоточилась на бытовой технике. Это решение имело огромный успех, и Panasonic превратилась в одну из крупнейших компаний-производителей электроники. В конце 1970-х компания намеревалась открыть новый бизнес помимо бытовой техники. Кроме того, революция в области микрокомпьютеров позволила Panasonic заинтересоваться ее потенциалом. Один из дистрибьюторов Panasonic, Yamagata National, сказал президенту Panasonic Тошихико Ямасите, что «в последнее время персональные компьютеры NEC хорошо продаются и в Ямагате, и наши дилеры также запрашивают товары. Однако мы должны покупать не только персональные компьютеры, но и бытовую технику. от NEC. Думаю, Мацусите также нужно разработать персональные компьютеры ». Ямасита приказал вице-президенту Сюнкити Кисаке разработать персональный компьютер, и Кисака обратился к Кадзуясу Маэде из центра исследований и разработок Мацусита.

Маэда попросил Ниши сотрудничать в разработке. Они уже были близки друг к другу. Когда они встретились на семинаре, организованном NEC, они заметили, что оба были из Кобе и закончили один и тот же университет. Они часто говорили друг с другом о домашних компьютерах. В то же время Spectravideo связалась с Microsoft, чтобы получить программное обеспечение для своего нового домашнего компьютера. Ниши поехал в Гонконг, чтобы встретиться со Spectravideo, и предложил некоторые улучшения его прототипа. Президент Spectravideo Гарри Фокс был готов принять предложения Ниши. Nishi задумал создать единый стандарт на основе своей машины, и Маэда согласился с его идеей. Ниши хотел привлечь Panasonic и Sony к разработке домашних компьютеров. Они соревновались за форматы видеозаписей, но Нобуюки Идей из Sony принял его предложение. Идеи считал, что Sony следует сотрудничать с Panasonic в его разработке, потому что SMC-70, первый персональный компьютер Sony, столкнулся с трудностями на рынке, когда Sony начинала свой компьютерный бизнес. Маэда тоже хотел пригласить NEC, но NEC пошла своим путем.

Ниши предложил MSX как попытку создать единый отраслевой стандарт для домашних компьютеров. Вдохновленные успехом VHS как стандарта для кассетных видеомагнитофонов, многие японские производители электроники, а также GoldStar, Philips и Spectravideo создали и продвигали компьютеры MSX. Любое оборудование или программное обеспечение с логотипом MSX было совместимо с продуктами MSX других производителей. В частности, форма и функции картриджа расширения были частью стандарта; любое расширение MSX или игровой картридж будет работать на любом компьютере MSX.

Стандарт Nishi был построен на компьютере Spectravideo SV-328. Стандарт состоял в основном из нескольких готовых частей; основным процессором был Zilog Z80 3,58 МГц, графический чип Texas Instruments TMS9918 с 16  КБ выделенной видеопамяти, поддержка звука и частичного ввода-вывода обеспечивалась микросхемой AY-3-8910 производства General Instrument (GI), и 8255 Intel чип программируемый периферийный интерфейс был использован для параллельного ввода / вывода, таких как клавиатура. Это был выбор компонентов, который использовался во многих других домашних компьютерах и игровых консолях того времени, таких как системы видеоигр ColecoVision и Sega SG-1000. Чтобы снизить общую стоимость системы, во многих моделях MSX использовалась специальная ИС, известная как « MSX-Engine », в которую интегрирована логическая схема, 8255 PPI, совместимый с YM2149 звуковой чип и многое другое, иногда даже ЦП Z80. Однако почти все системы MSX использовали профессиональную клавиатуру вместо клавиатуры chiclet, что привело к увеличению цены по сравнению с оригинальной SV-328. Следовательно, эти компоненты наряду с MSX BASIC от Microsoft сделали MSX конкурентоспособным, хотя и довольно дорогим комплектом для домашнего компьютера.

Дебют

Персональный компьютер Yamaha YIS503II MSX, предназначенный для советских школ - аббревиатура «КУВТ» означает «Класс учебно-вычислительной техники)» Canon V-20 имеет 64 Кбайт ОЗУ в то время как его младший брат, V-10, имеет 16 Кбайт.

27 июня 1983 года на пресс-конференции было официально объявлено о выпуске MSX, и множество крупных японских фирм заявили о своих планах по внедрению машин. Японские компании избегали жестко конкурентного рынка домашних компьютеров в США, который переживал ценовую войну под руководством Commodore. Только Spectravideo и Yamaha кратковременно продавали машины MSX в США Spectravideo MSX пользовалась очень небольшим успехом, а модель Yamaha CX5M, созданная для взаимодействия с различными типами MIDI-оборудования, позиционировалась скорее как инструмент цифровой музыки, чем как стандартный персональный компьютер.

Эволюция

MSX породил четыре поколения. Первые три, MSX (1983), MSX2 (1985) и MSX2 + (1988), были 8-битными компьютерами на базе микропроцессора Z80. MSX2 + был выпущен эксклюзивно в Японии.

Изначально планировалось выпустить новый MSX3 в 1990 году, но задержки с разработкой VDP, разработанного Yamaha, привели к тому, что он не успел к сроку выхода на рынок. Вместо него был выпущен MSX TurboR, в котором использовался новый специализированный 16-разрядный микропроцессор R800, разработанный ASCII Corporation и предназначенный для MSX3, но такие функции, как DMA и 24-разрядная адресация, были отключены. Как и MSX2 +, MSX TurboR выпускался исключительно в Японии. К тому времени, когда в 1990 году был объявлен стандарт MSX TurboR, только Panasonic производила компьютеры MSX. Первоначальная модель FS-A1ST имела умеренный успех, но модернизированная модель FS-A1GT, представленная в 1991 году, продавалась плохо из-за ее высокой розничной стоимости в 99800 иен. Производство TurboR закончилось в 1993 году, когда Panasonic решила сосредоточиться на выпуске 3DO. В конечном итоге VDP был доставлен в 1992 году, через два года после запланированного срока, когда рынок сдвинулся с мертвой точки. Пытаясь уменьшить свои финансовые потери, Yamaha лишила V9958 совместимости почти со всей продукцией и с умеренным успехом продала получившийся V9990 E-VDP III как видеочипсет для графических карт VGA для ПК.

Влияние

Hotbit, разработанный Sharp Epcom «s домашнего компьютера дивизии, был хитом в Бразилии. Компьютер Talent TPC-310 MSX2, произведенный в Аргентине компанией Telematica (1988 г.), основан на конструкции Daewoo. В Испании они продавались под маркой «Dynadata» в белом футляре. MSX Sakhr AX150 ( صخر), произведенный в Японии компанией Yamaha для кувейтской компании Al Alamiah, продается в Египте и странах Совета сотрудничества стран Персидского залива.

В Японии, Южной Корее, Аргентине и Бразилии MSX была выдающейся домашней компьютерной системой 1980-х годов. Он также был довольно популярен в континентальной Европе, особенно в Нидерландах и Испании. Классы, заполненные сетевыми компьютерами Yamaha MSX, использовались для преподавания информатики в школах некоторых арабских стран, Советского Союза и Кубы, где они широко использовались в государственных школах, что позволило кубинскому правительству обучать студентов компьютерным предметам. Всего в Японии было продано 9 миллионов компьютеров MSX, что сделало его относительно популярным. Однако MSX не стал всемирным стандартом из-за ограниченного распространения на других рынках. До того, как отсутствие успеха MSX на этих рынках стало очевидным, американский производитель Commodore Business Machines в начале 1980-х годов пересмотрел свою линейку продуктов и представил такие модели, как Plus / 4 и Commodore 16, которые должны были лучше конкурировать с функциями компьютеров MSX.

По сравнению с конкурирующими 8-битными компьютерами, Commodore 64 к 1985 году продал 22–30 миллионов единиц по всему миру и продолжал продаваться еще десять лет. Apple II продано 6 миллионов единиц, ZX Spectrum более 5 миллионов единиц, то Atari 8-бит продаются по крайней мере, 4 миллиона единиц, то Amstrad CPC продано 3 миллиона единиц, а Тэнди ТРС-80 Модель 1 продано 250000 единиц.

Аппарат Sony MSX2 был запущен в космос на российскую космическую станцию ​​" Мир ".

Подобные системы

Система MSX больше всего напоминала домашний компьютер Spectravideo SV-328 (Spectravideo даже заявлял, что он «совместим с MSX» в рекламе до фактического запуска систем MSX, но он не был полностью совместим с ним). Это привело к новому и недолговечному виду взлома программного обеспечения : конвертированию. Поскольку в игры MSX нельзя было играть на компьютере SV-328, взломщики SV-328 разработали метод модификации игр (MSX), чтобы заставить их работать на SV-328. В большинстве случаев это включало загрузку MSX BIOS в SV-328 с ленты или гибкого диска. Позже Spectravideo выпустила SVI-728, который полностью соответствовал стандарту MSX.

Sega SG-1000, то Memotech MTX, то Tatung Эйнштейна, и ColecoVision все они имеют много общего с стандартом MSX1, но ни один из них полностью совместимы с ним. Перенести игры между этими системами довольно просто. Также было обычным делом переносить игры с ZX Spectrum на MSX, поскольку у обоих одинаковый процессор, у Spectrum 128 был одинаковый звуковой чип, а графический режим ZX Spectrum можно было легко эмулировать в режиме экрана-2 MSX.

Локализация

По умолчанию компьютеры MSX имеют жестко запрограммированный набор символов и алгоритм обработки кода сканирования клавиатуры. Несмотря на то, что MSX имеет полную совместимость с программным обеспечением на уровне микропрограмм (BIOS), из-за незначительных различий в оборудовании замена BIOS на другой с другого ПК может привести к некорректным трансляциям скан-кода и, следовательно, неправильному поведению подсистемы клавиатуры для прикладного программного обеспечения.

В 2011 году AGE Labs представила прошивку языкового пакета, чтобы каждая модель поддерживала несколько локализаций. По умолчанию устанавливается в GR8BIT вместо Kanji-ROM, он позволяет изменять набор символов и раскладку клавиатуры машины при запуске. Это позволило переключаться между японским, русским, международным и португальским языками, а также иметь возможность изменять языковые стандарты во время работы машины с помощью недавно представленной БЕЙСИК-команды LANG. Выбранный языковой стандарт сохраняется в неиспользуемом пространстве памяти RTC NVRAM.

Игры

На MSX было создано несколько популярных франшиз видеоигр :

Другие получили различные партии на MSX, в том числе несколько игр, уникальных для системы, или в значительной степени переработанные версии игр в других форматах:

Производители

Yashica YC-64 компьютер на компьютере и видео игровой консоли музее Хельсинки в 2012 году.
MSX
Spectravideo, Philips, Al Alamiah, Sony, Sanyo, Mitsubishi, Toshiba, Hitachi, National / Panasonic, Canon, Casio, Pioneer, Fujitsu General, Yamaha, JVC, Yashica- Kyocera, GoldStar, Samsung / Fenner, Daewoo / Yeno, Gradiente, Sharp / Epcom, Талант.
MSX2
Philips, Sony, Sanyo, Mitsubishi, Victor (также известный как JVC ), Toshiba, National / Panasonic, Canon, Yamaha, ACVS / CIEL *, DDX *, Daewoo / Yeno, NTT, Talent.
MSX2 +
Sony, Sanyo, Panasonic, ACVS / CIEL *, DDX *.
MSX TurboR
Panasonic.
MSX своими руками
AGE Labs

* Клоны или нелицензионное оборудование.

Наследие

2001 Возрождение

1 чип MSX

В 2001 году Казухико Ниши инициировал «Возрождение MSX» вокруг официального эмулятора MSX под названием MSXPLAYer. Это единственный официальный эмулятор MSX, поскольку все авторские права на MSX принадлежат ассоциации MSX Association. В 2004 году голландская компания Bazix объявила, что они стали представителями MSX Association в Европе, будучи английским контактным лицом по любым вопросам, касающимся товарных знаков MSX, авторских прав и лицензирования. 17 октября 2006 г. Bazix запустил WOOMB.Net, веб-сайт, на котором продаются игры для MSX на английском и других языках с выбором из 14 игр. В Японии продажи игр начались раньше, через Project EGG. WOOMB.Net был английский аналог этого и других японских услуг, предлагаемых D4 Enterprise, который также объявил в августе 2006 года запуск новой совместимой системы MSX2 называется « один чип-MSX », система, основанная на Altera Cyclone EP1C12Q240C8 FPGA. «Один чип-MSX» похож по концепции на C-One, клон Commodore 64, также построенный на основе одного чипа FPGA. Новая система MSX размещена в коробке, сделанной из прозрачного синего пластика, и может быть используется со стандартным монитором (или телевизором) и клавиатурой ПК. Имеет два слота для картриджей MSX и поддерживает аудиорасширения MSX-MUSIC и SCC +. Флэш-карту SD / MMC можно использовать в качестве внешнего носителя данных, имитируя дисковый накопитель. и может использоваться для загрузки MSX-DOS. Благодаря аппаратному обеспечению, программируемому на VHDL, можно предоставить устройству новые аппаратные расширения, просто запустив программу реконфигурации под MSX-DOS. «MSX с одним чипом» также имеет два разъема USB который можно использовать после добавления некоторого поддерживающего кода VHDL.

7 июня 2008 г. фонд MSX Resource Center Foundation сообщил, что товарный знак MSX переместился из «MSX Association» в «MSX Licensing Corporation», ссылаясь на страницу реестра товарных знаков Benelux MSX, на которой «MSX Licensing Corporation» называется юридическое лицо до 28-10-2013. В то время на веб-сайте «MSX Licensing Corporation», на который они ссылались в качестве источника, был текст, в котором говорилось: «Мы планируем возродить MSX, инновационную компьютерную платформу». Однако позже веб-сайт был изменен, и на нем был размещен только логотип «ITNY amp; Partners», а также ссылка на английский и японский веб-сайты ITNY amp; Partners, и вообще не упоминалась корпорация лицензирования MSX. 26 июня 2008 г. Bazix сообщил на главной странице своего веб-сайта, что они больше не являются представителем MSX Association из-за неспособности достичь своих целей по «осуществлению коммерческого возрождения MSX за пределами Японии» и «передаче товарный знак MSX от MSX Association до MSX Licensing Corporation "и" никаких прогнозов относительно прогресса в проекте Western One Chip MSX в ближайшее время ". В результате этого WOOMB.Net также переводится в автономный режим, а его веб-сайт перенаправляется на веб-сайт Bazix, пока «не будет завершено решение, свободное от участия MSX Association». Согласно их сообщению, они будут сотрудничать с D4 Enterprise и MSX Licensing Corporation «в одном или нескольких проектах, связанных с ретро-играми».

4 июля 2008 года европейский контактный веб-сайт ассоциации MSX, который, как утверждается, является «единственным официальным местом для контактов с ассоциацией MSX в Европе», сообщил, что товарный знак MSX и авторские права с 1983 года принадлежат MSX Licensing Corporation. Ассоциация MSX, возглавляемая доктором Казухико Ниши, является операционным подразделением корпорации MSX Licensing Corporation, которая управляет товарными знаками, логотипом и авторскими правами MSX. Согласно той же статье, D4 Enterprise «отказывается выплачивать роялти MSX Association за использование работ ESE Artists 'Factory в 1chipMSX и лицензий на программное обеспечение в Project Egg», поэтому они имеют дело с Кадзухико Ниши «напрямую» через лицензионную корпорацию MSX.. В статье также упоминается «ESE MSX System 3», на которой основан «1chipMSX» (также известный как «One Chip MSX» или «OCM»).

5 июля 2008 г. на веб-сайте Ассоциации MSX в Европе было опубликовано объявление о том, что D4 Enterprise незаконно продает 1chipMSX. В том же посте говорится, что Базикс больше не является их представителем в Европе из-за того, что Базикс разорвал их отношения.

2011 Возрождение

Собранный комплект GR8BIT

В 2011 году AGE Labs объявила о выпуске набора MSX под названием GR8BIT - компьютера для самостоятельного обучения, который был лицензирован MSX Licensing Corporation. Комплект стоит 499 долларов и включает все необходимые компоненты для сборки работающего компьютера, совместимого с MSX2, за исключением корпуса ATX, блока питания, дисковода гибких дисков, жесткого диска, клавиатуры PS / 2 и монитора. Он также поставляется с руководствами по сборке и эксплуатации и дополнениями, собранными при поддержке поставщиков и сообщества (от «сообщества разработчиков GR8BIT»).

2014 Возрождение

SymbOS, альтернативная операционная система

Некоторые участники корейского форума, создавшие Zemmix Neo, создали новую версию MSX под названием Mini IQ3000 Cutie, которая имеет аналогичные функции с IQ-2000 (MSX2. Сделано в Корее. Daewoo Electronics). Она основана на 1ChipMSX, но имеет некоторые особенности. например, «Генератор строк развертки» и «Поддержка нескольких языков». Генератор строк развертки генерирует строки развертки, чтобы показать экран MSX с лучшим качеством. Он поддерживает 2 языка одновременно. Обычно он показывает корейский шрифт и работает как корейская версия MSX, но при нажатии клавиши «del» во время загрузки он переходит в японский режим. Несмотря на то, что режим по умолчанию - корейский, таблица распределения шрифтов по умолчанию - японская, поскольку в ней отображаются японские символы при запуске программного обеспечения для японской версии.

Возрождение 2019

MSX Philips VG8020 MSX Philips VG8020

В 2019 году группа фанатов разработала так называемую MSX Mini Replica. Это воспроизведение в масштабе 1: 2 компьютера Philips VG-8020, совместимое с программным обеспечением поколений MSX, MSX2, MSX2 + и Turbo R. Он включает в себя 2 порта USB, видеовыход HDMI и внутренне использует то же оборудование, что и C64 Mini. Подключение дополнительного периферийного устройства, называемого MSX Player, позволяет запускать оригинальные игры на картридже ROM.

2020 Возрождение

Музыкальный модуль Phillips Музыкальный модуль Phillips

MSXVR является компьютер выпущен в 2020 году и совместим с семейством MSX компьютеров. Как и новейшие игровые приставки Zemmix, он также основан на карте Raspberry Pi с дополнительной схемой для подключения оригинальных периферийных устройств MSX.

Технические характеристики системы

MSX MSX2 MSX2 + MSX TurboR
Выпускать Весь мир (1983) Весь мир (1985) Официально только в Японии (доступно в Европе и Бразилии после обновлений) (1988 г.) Только Япония (1990)
Процессор Zilog Z80 A работает на частоте 3,58 МГц Zilog Z80A работает на частоте 3,58 МГц Совместимость с Zilog Z80, работающая на частоте 3,58 МГц (модели MSX2 + от Panasonic могут быть настроены на работу на частоте 5,37 МГц с помощью программного обеспечения, но это не является частью стандарта)
  • R800 работает на частоте 7,16 МГц (в инструкциях используется примерно в 4 раза меньше тактовых импульсов, чем у Z80, которое часто указывается как 28,6 МГц при сравнении с Z80)
  • Zilog Z80A-совместимый (встроенный в T9769C MSX-Engine ), работающий на частоте 3,58 МГц для обратной совместимости
ПЗУ 32 КБ 48 КБ 64 КБ 96 КБ
  • BIOS + расширенный BIOS (32 КБ)
  • MSX BASIC V2.0 или V2.1 (16 КБ)
  • DiskROM (16 КБ) (опционально, общий)
  • MSX-Audio BIOS (32 КБ) (необязательно, машины со встроенным BIOS не известны)
  • BIOS + расширенный BIOS (32 КБ)
  • MSX BASIC V3.0 (16 КБ)
  • DiskROM (16 КБ) (необязательно, очень часто)
  • Kun-BASIC (16 КБ) (опционально)
  • Кандзи ROM (необязательно)
  • BIOS + расширенный BIOS (48 КБ)
  • MSX BASIC V4.0 (16 КБ)
  • DiskROM (16 КБ)
  • Kun-BASIC (16 КБ)
  • Кандзи ROM (256 КБ)
  • Прошивка (4 Мб)
баран Минимум 8 КБ, на большинстве машин было 32 или 64 КБ; машины со 128 КБ существуют Минимум 64 КБ, обычно 128 КБ в Европе, 64 КБ на японских компьютерах, машины размером до 512 КБ. Обычно отображаемая память ( максимум 4  МБ на слот) Обычно 64 КБ (на японских компьютерах), обычно отображается память (максимум 4 МБ на слот) 256 КБ (FS-A1ST) или 512 КБ (FS-A1GT)
  • Отображенная память (макс.4 МБ / слот)
  • Дополнительно 16 КБ (FS-A1ST) или 32 КБ (FS-A1GT) SRAM (с батарейным питанием)
Процессор видеодисплея Семейство Texas Instruments TMS9918
  • Видео RAM: 16 КБ
  • Текстовые режимы: 40 × 24 и 32 × 24
  • Разрешение: 256 × 192 (16 цветов). На самом деле доступно всего 15 цветовых оттенков, потому что, как и у Sinclair Spectrum, есть два кода для черного. Однако, в отличие от Spectrum, один из черных на самом деле « прозрачный », поэтому видеоизображение MSX может быть наложено на другой видеосигнал, например, с видеодиска.
  • Спрайты: 32, 1 цвет, максимум 4 на горизонтальную линию
Yamaha V9938 (он же MSX-Video) поддерживает все видеорежимы MSX
  • Увеличенная видеопамять: 128 КБ (иногда 64 КБ)
  • Новый текстовый режим: 80 × 24
  • Новые режимы растрового видео без атрибута конфликта атрибутов MSX 1
  • Новые разрешения: 512 × 212 (16 цветов из 512) и 256 × 212 (256 цветов)
  • Увеличенное количество и более продвинутые спрайты: 32, 16 цветов, максимум 8 на горизонтальную линию
  • Аппаратное ускорение копирования, линии, заливки и т. Д.
  • Чередование с удвоенным разрешением по вертикали
  • Регистр вертикальной прокрутки
  • Регистр смещения дисплея по вертикали и горизонтали
Yamaha V9958
  • Минимальный объем видеопамяти теперь составляет 128 КБ. Поддерживается до 192 КБ.
  • новый видеорежим YJK 256 × 212 с одновременным отображением 19268 цветов
  • новый режим смешанного видео 256 × 212 YJK / RGB с одновременным отображением 12499 цветов
  • регистр горизонтальной прокрутки
Yamaha V9958 (он же MSX-Video), так что те же возможности, что и MSX2 +
Звуковой чип General Instrument AY-3-8910 (PSG) Yamaha YM2149 (ПСЖ)
  • Yamaha YM2149 (ПСЖ)
  • Дополнительный звуковой чип: Yamaha YM2413 (OPLL) (MSX-Music)
  • Yamaha YM2149 (ПСЖ)
  • Дополнительный звуковой чип: Yamaha YM2413 (OPLL) (MSX-Music)
  • PCM
    • 8-битный одноканальный (без DMA), максимум 16 кГц с использованием подпрограмм BIOS
    • Встроенный микрофон
  • (Только FS-A1GT): MIDI вход / выход
Часовой чип (Не установлен.) Ricoh RP5C01 (или совместимый)
СМИ

Периферийные устройства

Эффект конфликта атрибутов при использовании режима высокого разрешения 256 × 192 на MSX-1. Чтобы избежать этого, TMS9918 предоставляет до 32 спрайтов, которые могут быть наложены на основной графический экран. Компьютер MSX2 +: Panasonic FS-A1WSX

Клавиатура

Клавиатура - это функционально отдельный блок, к которому можно подключать не мультиплексированные и мультиплексированные интерфейсы. Мультиплексированные клавиатурные блоки имеют дополнительную линию направления данных, позволяющую отправлять номер строки сканирования на клавиатуру, используя те же линии данных, которые используются для возврата кода сканирования, уменьшая общее количество проводов между клавиатурой и машиной. Немультиплексированный интерфейс обычно используется для внутренних клавиатур (и некоторых внешних клавиатур, таких как Panasonic CF-3300); Для внешних клавиатур используется мультиплексный интерфейс (например, в модели Yamaha YIS805).

Клавиатура организована в виде матрицы с максимум 11 строками ввода и 8 строками вывода, с учетом максимум 88 клавиш (включая все управляющие, цифровые и буквенно-цифровые клавиши). Каждую строку сканирования регулярно опрашивают, чтобы определить состояние клавиш в строке; скорость запроса определяется частотой прерывания системы. Такая организация позволяет системе определять состояние каждой клавиши, не проявляя печально известной проблемы с клавиатурами на базе микроконтроллера 8042, когда одновременное нажатие нескольких клавиш (обычно более 3) генерирует неправильные вводимые символы или делает невозможным обнаружение нажатия большего количества клавиш.

Из-за того, что сканирование клавиатуры управляется системными прерываниями, одна из подсказок по устранению неполадок, когда на компьютере MSX не отображается изображение (при условии наличия питания), заключается в нажатии клавиши CAPS, чтобы увидеть, переключается ли соответствующий светодиод. Если он не переключается, система, вероятно, страдает более серьезной проблемой, чем просто отсутствие изображения на экране (т.е. проблема с видеокабелем или интерфейсом видеодисплея в целом).

В 2009 году Камиль Каримов разработал плату адаптера для подключения клавиатуры PS / 2 к мультиплексированному интерфейсу клавиатуры MSX. Прошивка, встроенная в его чип ATTiny, была адаптирована для машин Daewoo CPC.

В 2011 году AGE Labs встроила блок контроллера клавиатуры PS / 2, основанный на микроконтроллере Microchip, в свою самодельную машину GR8BIT. Его прошивка разработана для прямого преобразования скан-кодов PS / 2 в скан-коды клавиатуры MSX. Таким образом, он полностью прозрачен для приложений, что позволяет использовать блок контроллера с разными MSX-совместимыми машинами и для различных настроек локализации.

Картриджи

Стандарт MSX требует как минимум 1 слот для картриджа, у большинства моделей MSX их 2. Эти слоты взаимозаменяемы, поэтому в большинстве случаев не имеет значения, в какой слот вставлен картридж. Физический разъем представляет собой 50-контактный разъем (2 × 25 контактов), стандартный краевой разъем с шагом 2,54 мм (0,1 дюйма). К этим гнездам для картриджей можно подключать самые разные периферийные устройства.

Обычные игровые картриджи имеют размер примерно с аудиокассету (так называемый «размер Konami»). Несмотря на более высокую стоимость, это был популярный формат благодаря своей надежности и простоте использования.

Примерно в 1985 году Hudson Soft выпустила карту Bee Card размером с кредитную карту, которая задумывалась как более дешевая и удобная альтернатива картриджам с ПЗУ. Но это был коммерческий провал, и в этом формате было выпущено очень мало названий.

Исходные файлы для разработки картриджей MSX доступны в AGE Labs для EAGLE.

Дисководы гибких дисков

Системы MSX обычно не имели встроенного дисковода, поэтому игры выпускались в основном на картриджах и кассетах. Sony создала картридж RAM с батарейным питанием, «картридж данных» HBI-55 для некоторых компьютеров в своей линейке систем MSX Hit-Bit, который можно было использовать для хранения программ или данных в качестве альтернативы кассетным лентам.

Однако для MSX были доступны дисководы гибких дисков в виде картриджа, содержащего электронику интерфейса диска и ПЗУ расширения BIOS (интерфейс дисковода гибких дисков), подключенного к внешнему корпусу с дисководом. В Южной Америке во многих из этих систем использовался дисковод для гибких дисков размером 5,25 дюйма (133 мм), но в Европе более популярными были дисководы 3,5 дюйма (89 мм). В Японии некоторые системы MSX1 включают встроенный 3,5-дюймовый дисковод, например CF-3000 Panasonic (ранее называвшийся Matsushita). В Европе ряд систем Philips MSX2 NMS 8230, 8235, 8245, 8250 и более поздних моделей имел 3,5-дюймовые дисководы для гибких дисков на 360 или 720 КБ.

В 1985 году был выпущен MSX2, и эти системы часто (но не всегда) также включали встроенный 3,5-дюймовый дисковод. Следовательно, популярные носители для игр и другого программного обеспечения перешли на гибкие диски.

MSX-DOS дисковая операционная система имела внутренние механизмы программного обеспечения так же, как CP / M (так CP / M программное обеспечение может быть портирована достаточно легко), но имел файловую систему, совместимую с MS-DOS. Его пользовательские команды также были похожи на ранние версии MS-DOS. Таким образом, Microsoft могла продвигать MSX для домашнего использования, одновременно продвигая персональные компьютеры на базе MS-DOS в офисных средах.

3,5-дюймовые гибкие диски MSX напрямую совместимы с MS-DOS (хотя некоторые детали, такие как восстановление файлов и код загрузочного сектора, были другими). Как и MS-DOS 1, диски MSX (отформатированные) в MSX-DOS 1 не поддерживают подкаталоги.

В сентябре 2012 года AGE Labs расширила стандарт, включив поддержку 3,5-дюймового формата 1,44 МБ. Дискета размером 1,44 Мбайт может быть представлена ​​в двух конфигурациях: Стандартная (1 сектор на кластер, 9 секторов FAT) и Совместимая (4 сектора на кластер, 3 сектора FAT).

MSX-Audio

  • Yamaha Y8950, коммерчески выпущенный как:
    • Panasonic: MSX-Audio FS-CA1 (32 КБ SampleRAM, 32 КБ AudioROM)
    • Philips: Музыкальный модуль NMS-1205 (32 КБ SampleRAM, без MSX-Audio BIOS)
    • Toshiba: MSX FM-синтезатор Unit HX-MU900 (без образца RAM, без MSX-Audio BIOS)
  • 9 каналов FM или 6 каналов FM + 5 барабанов. YM3526 совместимый.
  • Запись и воспроизведение в формате ADPCM с аппаратным ускорением
  • Может быть обновлен до 256 КБ SampleRAM

MSX-Музыка

  • Yamaha YM2413 (OPLL), также известный как:
    • MSX-Music (стандартное название)
    • Panasonic : FM-PAC
    • Zemina : Музыкальная шкатулка
    • Галочка: FM-Stereo-Pak
    • DDX: FMX
    • Tecnobytes: FM Sound Stereo (содержит совместимый чип U3567)
  • 9 каналов FM или 6 каналов FM + 5 барабанов
  • 15 предустановленных инструментов, 1 пользовательский
  • Встроен в большинство компьютеров MSX2 + и входит в стандартную комплектацию компьютеров MSX TurboR.

Эмуляция

Основная статья: Список эмуляторов MSX

Сегодня компьютеры MSX эмулируются на многих платформах. Ранние эмуляторы MSX часто основывались на коде первопроходца fMSX, портативного эмулятора MSX, созданного Маратом Файзуллиным. Многие эмуляторы полностью удалили код эмуляции Z80 Файзуллина в более поздних версиях, чтобы избежать юридических проблем, поскольку в то время fMSX не был бесплатным программным обеспечением. Несколько позже исходный код fMSX стал бесплатным для некоммерческого использования; однако для коммерческого использования по-прежнему требуется лицензия. 31 декабря 2013 года была выпущена версия fMSX 3.7 для Windows, доступная всем желающим.

Официальный эмулятор MSX MSXPLAYer (на японском языке) производится ассоциацией MSX, президентом которой является изобретатель стандарта MSX Казухико Ниши.

Начиная с версии 0.146.u, MESS в настоящее время поддерживает 90% всех версий MSX.

Виртуальная консоль

В феврале 2007 года, Nintendo Японии объявил, что MSX игры будут доступны для Wii «s Virtual Console эмулятора. Было подтверждено, что игры будут стоить 700 очков Wii и станут доступны с середины 2007 года. 25 декабря 2013 года они также стали доступны для Wii U. В конечном итоге 13 игр, в основном игры Konami, для Wii, плюс одна для Wii U были выпущены для использования только в Японии.

Список эмуляторов MSX

Имя Текущая версия Дата Система Платформа Лицензия Веб-сайт
blueMSX 2.8.2 14 августа 2009 г. MSX, MSX2, MSX2 +, MSX TurboR,

SpectraVideo SVI318 / 328, ColecoVision, Sega SG-1000

Окна GPL [1]
КакаоMSX 3.5.41 23 октября 2013 г. MSX, MSX2, MSX2 +, MSX TurboR macOS GPL [2]
fMSX 6.0 24 февраля 2021 г. MSX, MSX2, MSX2 + Мультиплатформенность Коммерческий [3]
fMSX PSP 3.5.41 17 марта 2010 г. MSX, MSX2, MSX2 + Sony PSP Открытый исходный код [4]
jsMSX 0.9.2 19 апреля 2013 г. MSX JavaScript GPL [5]
БЕСПОРЯДОК 0,228 26 января 2021 г. Разнообразные компьютеры и консоли; теперь часть МАМЕ Мультиплатформенность GPL [6]
Meisei 1.3.1 9 февраля 2010 г. MSX Окна Открытый исходный код [7]
MSKISS 0.2.4 13 марта 2000 г. MSX, MSX2, MSX2 + DOS, Windows Бесплатное ПО [8]
Эмулятор MSX 0,10b 26 октября 2006 г. MSX Atari ST Бесплатное ПО [9]
Эмулятор MSX 1,8 16 августа 2010 г. MSX, MSX2 UNIX GPL [10]
msxDS 0,93 1 января 2012 г. MSX, MSX2, MSX2 + Nintendo DS Бесплатное ПО [11]
NLMSX 0,48 12 июня 2003 г. MSX, MSX2, MSX2 +, MSX TurboR Окна Бесплатное ПО [12]
NO $ MSX 1.5 1 мая 2003 г. MSX, MSX2 Windows, DOS Условно-бесплатное ПО [13]
openMSX 16.0 25 августа 2020 г. MSX, MSX2, MSX2 +, MSX TurboR, SpectraVideo SVI318 / 328, ColecoVision Мультиплатформенность GPL [14]
paraMSX 0,50b 8 октября 2009 г. MSX, MSX2, MSX2 +, MSX TurboR Окна Бесплатное ПО [15]
RuMSX 0,41 2 июля 2008 г. MSX, MSX2, MSX2 +, MSX TurboR Окна Бесплатное ПО [16]
WebMSX 6.0.3 2 июня 2020 г. MSX, MSX2, MSX2 +, MSX turbo R JavaScript ? [Источник на GitHub [17] [18]

Смотрите также

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-12-31 11:04:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте