Джонатан Эйбешутц

редактировать
Джонатан Эйбешютц
Иоганн Кляйнхард и Иоганн Бальцер. Джонатан Эйбешютц.png
Личный
Родился1690. Краков, Польша
Умер1764 (73–74 лет). Альтона, Гольштейн, Дания – Норвегия
РелигияИудаизм
СупругЭлькеле Спира
Дети
Родители
  • Носон Нота (отец)
ПодписьДжонатан Эйбешутц, signature.svg

Рав Джонатан (Йоносон יונתן) Эйбешютц (также Эйбешуц или Эйбешиц ; 1690 в Краков - 1764 в Альтоне ), был талмудист, галахист, Каббалист, занимавший должности Даяна из Праги, а затем раввин «Трех общин»: Альтона, Гамбург и Вандсбек. Рав Якоб Эмден хорошо известен как главный герой в Противоречии Эмдена и Эйбешютца.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Саббатианские споры
  • 3 Произведения
  • 4 Источники
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Отец Рава Эйбешютца Носон Нота был раввином в Иванчице (Немецкий : Eibenschütz, иногда Eibeschutz), Габсбургская Моравия. Рав Эйбешютц был вундеркиндом в Талмуде ; после смерти отца он учился в ешиве из Меир Айзенштадт в Простеев (Просниц), а затем в Голешове (Holleschau). Он также жил в Вене недолгое время. Он женился на Элькеле Спире, дочери раввина, и они жили в Гамбурге в течение двух лет с дедушкой по материнской линии Элькеле.

В возрасте восемнадцати лет рав Эйбешютц был назначен раввином Млада-Болеслав, где он пробыл три года, после чего в 1700 году поселился в Праге и стал глава иешивы и известный проповедник. Жители Праги высоко ценили рава Эйбешютца, и он считался там вторым после Даяна Давида Оппенгейма.

В Праге рав Эйбешютц получил разрешение напечатать Талмуд - но с опущением всех отрывков , противоречащих принципам христианства, после консультации с Даяном Дэвидом Оппенгеймом. Легенды и слухи, направленные на дискредитацию этого события, говорят, что он сделал это без консультации с раввинами Праги, и они отозвали лицензию на печать.

Еще в Праге 1724 г. его заподозрили в саббатея. Он даже встал Йом Кипур, чтобы осудить движение Саббатиан, но его подозревали. Таким образом, в 1736 году рав Эйбешуц был назначен только даяном Праги, а не главным раввином. Он стал раввином Меца в 1741 году. В 1750 году он был избран раввином «трех общин»: Альтона, Гамбург и Вандсбек.

В июле 1725 года ашкеназский бейт-дин Амстердама издал запрет на отлучение всей саббатианской секты (кат ха-мааминим). Писания саббатианского характера, обнаруженные бейт-дином в то время, приписывались раву Эйбешуцу. В начале сентября подобные прокламации об отлучении были изданы батей-дином Франкфурта и тройной общиной Альтона, Гамбург и Вандсбек. Три запрета были напечатаны и распространены в других еврейских общинах по всей Европе. Раввин Иезекииль Катценелленбоген, главный раввин Тройственной общины, не хотел публично нападать на рава Эйбешютца, упомянув, что «более великие, чем он, пали и рухнули» и что «мы ничего не можем с ним сделать». Однако раввин Каценеленбоген заявил, что один из Тексты, найденные Амстердамским бейт-дином «Ва-аво ха-Йом эль-ха-Айин», были написаны равом Джонатаном Эйбешютцем и заявили, что все экземпляры произведения, находящиеся в обращении, должны быть немедленно сожжены. В результате рав Эйбешуца и другие раввины в Праге, сформулировавшие новый (и другой) запрет на саббатианство вскоре после того, как были опубликованы другие запреты, его репутация была восстановлена, и рав Эйбешуц считался полностью оправданным. Проблема должна была возникнуть снова, хотя и косвенно, в Спор 1751 года между равом Эмденом и равом Эйбешуцем.

Он был «признанным гением» по крайней мере в трех отдельных областях еврейского религиозного творчества: Талмуд и еврейский закон (галаха ); гомилетика (деруш ) и народная проповедь; и Каббала. «Он был человеком эрудиции, но своей славой он обязан главным образом своей личности. Немногие люди того времени так сильно оставили свой след в еврейской жизни ». Его внучкой была бреславская поэтесса и интеллектуал [де ], урожденная Эстер Гад.

Противоречие саббатианам

Рав Эйбешютц снова стал подозреваться в тайных саббатианских верованиях из-за спора, возникшего по поводу амулетов, которые он подозревал в выдаче. Утверждалось, что эти амулеты признавали мессианские притязания Саббатая Зеви. Споры начались, когда рав Яаков Эмден обнаружил серьезные связи между каббалистическими и проповедническими писаниями рава Эйбешуца с писаниями известного саббатианца Иуды Лейба Просница, которого рав Эйбешютц знал еще со времен своего пребывания в Проснице. Раввин Яков Эмден обвинил его в ереси. Большинство раввинов в Польше, Моравии и Богемии, а также лидеры Трех Общин поддержали Рава Эйбешютца: обвинение было «совершенно невероятным» - в 1725 году рав Эйбешютц был среди пражских раввинов, отлучивших от церкви Саббатеи. Другие предполагают, что раввины издали это постановление, потому что опасались последствий, если их ведущая фигура, рав Эйбешютц, окажется саббатеянином. Раввин Якоб Эмден предполагает, что раввины решили не нападать на Эйбешуца из-за нежелания оскорбить его могущественную семью и из-за страха перед богатыми сторонниками его жизни в их общинах. Недавнее открытие нотариальных копий настоящих амулетов, найденных в Меце, и копирования амулетов, написанных Рав Эйбешютц поддерживает точку зрения Рава Эмдена о том, что это субботние писания.

В 1752 году разгорелась полемика между равом Эмденом и равом Эйбешютцем. Столкновения между противоборствующими сторонниками произошли на улицах, привлекших внимание светских властей. Рав Эмден сбежал. Противоречие рассматривалось как Сенатом Гамбурга, так и Королевским судом Дании. Сенат Гамбурга быстро поддержал рава Эйбешуца. Король Дании попросил рава Эйбешуца ответить на ряд вопросов об амулетах. Были выдвинуты противоречивые показания, и вопрос остался официально нерешенным, хотя суд наложил штрафы на обе стороны за гражданские беспорядки и приказал разрешить раву Эмдену вернуться в Альтону.. В этот момент рав Эйбешуца защищал Карл Антон, обращенный в христианство, но бывший ученик рава Эйбешютца. Рав Эмден отказался принять результат и разослал яростные брошюры, в которых нападали на рава Эйбешуца. Рав Эйбешуц был переизбран главным раввином. В декабре того же года Сенат Гамбурга отклонил как решение короля, так и результаты выборов. Сенат Гамбурга начал сложный процесс определения полномочий рава Эйбешютца, и многие члены этого собрания требовали, чтобы он представил свое дело раввинским властям.

Спор был важным событием в еврейской истории того периода, в котором участвовали как Рав Йехезкель Ландау, так и Виленский Гаон. Рав Эйбешуц подошел к молодому гаону, чтобы изучить и оценить амулеты. Гаон ответил в письме, что, хотя он и симпатизировал раву Эйбешуцу, он не верил, что слова молодого человека помогут в споре. Через некоторое время после спора рав Ландау, который в то время был относительно неизвестным раввином из Ямполя, попытался разрешить спор, предложив обеим сторонам достойный выход. Его предложение было принято равом Эйбешуцем, но категорически отвергнуто равом Эмденом, который продолжал публиковать нападки на рава Эйбешуца. Только после смерти рава Эмдена галахическое решение рава Ландау положило конец личному спору. Некоторые полагают, что ему можно приписать подавление давней веры в саббатайское течение даже в некоторых православных кругах. Однако только недавно нотариально заверенные копии всех амулетов были обнаружены заново, явно саббатейского характера. и дискуссия 1725 года хранится в архивах.

В 1760 году спор разгорелся еще раз, когда некоторые шаббатские элементы были обнаружены среди учеников иешивы рава Эйбешютца . В то же время его младший сын представился шаббатским пророком и был близок к нескольким франкистам, в результате чего ешива была закрыта.

Согласно Якобу Кацу., внук рава Джонатана Эйбешютца, по слухам, был евреем-отступником, унаследовавшим собрание каббалистических сочинений саббатея от своего деда. В конце концов он покинул саббатейское движение и основал масонскую ложу под названием «Иллюминаты», одну из четырех лож иллюминатов в Вене. После смерти его дяди 10 августа 1791 года ему было предложено возглавить франкистское движение, от чего он отказался. Однако Кац оспаривает это утверждение, говоря, что он был членом семьи Добрушка из Брно и никоим образом не был связан ни кровью, ни браком с равом Эйбешуцем. По словам Гершома Шолема, идеология смешанных каббалистических и саббатианских идей смешалась с христианскими теософскими доктринами.

Некоторые из потомков рава Эйбешуца - идишские романисты и писатели Холокоста. оставшийся в живых Хава Розенфарб (1923–2011), рав Хаим Крейсвирт из Антверпена, Бельгия, и рав Шмуэль Воснер (1913–2015), выдающийся харедимский раввин и посек («решитель еврейского закона»), который жил в Бней-Браке, Израиль.

Работы

Тридцать его работ в области Галаха (еврейский закон) опубликованы. Кроме того, в настоящее время печатаются несколько его работ по гомилетике, методике преподавания и каббале. При его жизни была опубликована только одна из его работ. Посмертное написание стольких его работ является свидетельством его влияния на современников через его устные учения и его личность.

раввин Эйбешуц также написал Лучот Эдут (Таблицы свидетельских показаний), в которых описывает весь спор и пытается опровергнуть выдвинутые против него обвинения. Он также включает рекомендательные письма, которые он получил от ведущих раввинов, выступавших в его защиту. В январе 2014 года Maggid Books, подразделение Koren Publishers Jerusalem, опубликовало книгу раввина Шалома Хаммера «Дераш Ехонатан: Круглый год с равом Йехонатаном Эйбешицем». Эта работа - один из первых английских переводов трудов раввина Эйбешуца.

Ссылки
Источники
  • , Р.Йехонатан Айбешитс ве-яхасо эль-ха-Шабтаут: хакирот хадашот 'аль йесод кетав ха-йад шел с.ва-эво ха-йом эль ха -'ayin (Тель-Авив: 1947)
  • , Периодические документы, касающиеся спора между Эмденом и Эйбешуэцем. (Перепечатка 1992)
  • Элишева Карлебах, Погоня за ересью: раввин Моисей Хагиз и саббатианские споры (Колумбия, 1990)
  • Гершом Шолем, Меджере Шабтаут (1991)
  • /, Новые доказательства противоречия между Эмденом и Эйбешицем. Амулеты из Меца, Revue des Etudes Juives 165 (2006),
  • Сид З. Лейман, «Когда раввина обвиняют в ереси: отношение Р. Иезекиля Ландау к Р. Йонатану Эйбешуэцу в споре между Эмденом и Эйбешуецом. в ОТ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ К СОВРЕМЕННОМУ ИУДАИЗМУ Под редакцией Якоба Нойснера
  • Лейман, Сид (Шнаер) З. Когда раввин обвиняется в ереси: позиция Виленского Гаона в споре между Эмденом и Эйбешуцем в Меа Шеарим (2001) 251-263
  • Лейман, Сид (Шнаер) З. Когда раввина обвиняется в ереси: позиция раввина Якоба Джошуа Фалька в споре между Эмденом и Эйбешуэцем. Раввинская культура и ее критики (2008) 435-456
  • , Вольф Йонас Эйбешютц - «Просветленный» саббатиец в Трансильвании Studia Judaica, 6 (1997) 7-26
  • Иегуда Либес «Мессианский трактат Р. Вольфа» сын Р. Джонатана Эйбешуца. "Кирьят Сефер 57 (1982/2) 148-178.
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Джонатаном Эйбешуцем.
Последняя правка сделана 2021-05-25 03:35:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте