Иллюминаты

редактировать

Тайное общество для распространения идеалов Просвещения

Адам Вейсгаупт
Адам Вейсхаупт01.jpg
Родился6 февраля 1748 г. ( 1748-02-06)
Умер18 ноября 1830 г.

Иллюминаты (множественное число от латинского иллюминатус, «просветленный») - это имя, данное на несколько групп, как реальных, так и вымышленных. Исторически это имя обычно относится к баварским иллюминатам, просвещению -эра тайному обществу, основанному 1 мая 1776 года в Баварии, сегодня часть Германии. Цели общества заключались в противодействии суевериям, мракобесию, религиозному влиянию на общественную жизнь и злоупотреблениям государственной властью. «Порядок дня, - писали они в своих общих уставах, - состоит в том, чтобы положить конец махинациям распространителей несправедливости, контролировать их, не доминируя над ними». Иллюминаты, наряду с масонством и другими тайными обществами, были объявлены вне закона указом Чарльзом Теодором, курфюрстом Баварии при поддержке католической церкви, в 1784, 1785, 1787 и 1790 годах. В последующие несколько лет консервативные и религиозные критики критиковали группу, утверждая, что они продолжали подполье и несли ответственность за Французскую революцию.

Многие влиятельные интеллектуалы и прогрессивные политики считали себя членами, включая Фердинанда Брауншвейгского и дипломата [де ], который был заместителем командира Ордена. Он привлекал таких литераторов, как Иоганн Вольфганг фон Гете и Иоганн Готфрид Гердер и правящий герцог Готский и Веймарский.

. «Иллюминаты» относятся к различным организациям, которые утверждали или утверждали, что связаны с первоначальными баварскими иллюминатами или аналогичными тайными обществами, хотя эти связи были необоснованными. Эти организации часто утверждали, что они сговорились контролировать мировые дела, руководя событиями и внедряя агентов в правительство и корпорации, чтобы получить политическую власть и влияние. и установить Новый Мировой Порядок. Центральное место в некоторых из наиболее широко известных и сложных теорий заговора, иллюминаты изображались прячущимися в тени и дергающими за ниточки и рычаги власти в десятках романов, фильмов, телешоу, комиксов, видео. игры и музыкальные клипы.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 Переход
    • 1.3 Реформа
      • 1.3.1 Адольф Книгге
      • 1.3.2 Внутренние проблемы
      • 1.3.3 Новая система
    • 1.4 Попытки расширения
      • 1.4.1 Вильгельмсбадский монастырь
      • 1.4.2 Последствия Вильгельмсбадского конфликта
    • 1.5 Зенит
    • 1.6 Конфликт с розенкрейцерами
    • 1.7 Внутреннее разногласие
    • 1.8 Упадок
  • 2 Баррюэль и Робисон
  • 3 Современные иллюминаты
  • 4 Наследие
    • 4.1 В теориях заговора
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

История

Истоки

Сова Минервы, сидящая на книге, была эмблемой, используемой баварскими иллюминатами в их «Минервальской» степени.

Адам Вейсгаупт (1748–1830) стал профессором Каноническое право и практическая философия в Ингольштадтском университете в 1773 году. Он был единственным профессором неклерикального профиля в учреждении, управляемом иезуитами, чьи орден Папы Климент XIV распался в 1773 году. Иезуиты Ингольштадта, однако, все еще сохраняли кошельки и некоторая власть в университете, которую они продолжали считать своими. Они предпринимали постоянные попытки расстроить и дискредитировать неклерикальный персонал, особенно когда материалы курса содержали все, что они считали либеральным или протестантским. Вейсгаупт стал глубоко антиклерикальным, решив распространять идеалы Просвещения (Aufklärung) через какое-то тайное общество единомышленников.

Обнаружение Масонство дорого и не открыто для его идей, он основал собственное общество, которое должно было иметь систему рангов или степеней, основанную на масонстве, но со своими собственными планами. Его первоначальное название нового ордена было Bund der Perfektibilisten, или Соглашение совершенствования (перфектибилисты); позже он изменил его, потому что это звучало слишком странно. 1 мая 1776 года Вейсгаупт и четыре студента сформировали группу перфектибилистов, взяв сову Минервы в качестве своего символа. Члены должны были использовать псевдонимы в обществе. Вейсгаупт стал Спартаком. Студенты-юристы Массенхаузен, Баухоф, Мерц и Сутор стали соответственно Аяксом, Агафоном, Тиберием и Эразмом Ротеродамусом. Позже Вейсгаупт выгнал Сутора за праздность. В апреле 1778 года Орден стал Illuminatenorden, или Орденом иллюминатов, после того, как Вейсгаупт всерьез задумался над названием Орден пчел.

Массенхаузен изначально оказался самым активным в расширении общества. Примечательно, что во время учебы в Мюнхене вскоре после образования ордена он принял на работу бывшего ученика Вейсгаупта в начале значительной административной карьеры. (В то время он руководил Баварской национальной лотереей.) Энтузиазм Массенхаузена вскоре стал помехой в глазах Вейсхаупта, часто приводя к попыткам набрать неподходящих кандидатов. Позже его беспорядочная любовная жизнь сделала его пренебрежительным, и когда Вейсгаупт передал контроль над мюнхенской группой Цваку, стало ясно, что Массенхаузен незаконно присвоил подписки и перехватил переписку между Вейсхауптом и Цваком. В 1778 году Массенхаузен получил высшее образование и занял должность за пределами Баварии, больше не проявляя интереса к ордену. В то время в ордене было номинально двенадцать членов.

С уходом Массенхаузена Цвак немедленно начал набирать более зрелых и важных новобранцев. Больше всего Вейсгаупт ценил Хертеля, друга детства и каноника мюнхенской церкви Фрауэнкирхе. К концу лета 1778 года в ордене было 27 членов (все еще считая Массенхаузена) в 5 командах; Мюнхен (Афины), Ингольштадт (Элевсин), Равенсберг (Спарта), Фрейзинген (Фивы) и Эйхштадт (Эрзурум).

В этот ранний период орден имел три степени: Новичок, Минервал и Озаренный Минерваль., из которых только степень Минерваль предполагала сложную церемонию. При этом кандидату были даны секретные знаки и пароль. Система взаимного шпионажа держала Вейсгаупта в курсе действий и характера всех его членов, его фавориты становились членами правящего совета, или ареопага. Некоторым новичкам разрешалось вербовать, становясь инсинуантами. Активно разыскивались христиане с хорошим характером, из которых специально исключались евреи и язычники, а также женщины, монахи и члены других тайных обществ. Избранные кандидаты были богаты, послушны, желали учиться и были в возрасте от 18 до 30 лет.

Переходный период

С трудом отговорив некоторых своих членов от присоединения к масонам, Вейсгаупт решил присоединиться к ним. более старшего возраста, чтобы получить материал для расширения своего ритуала. В начале февраля 1777 года он был допущен к ложе «Благоразумие» Обряда строгого соблюдения. Его продвижение по трем степеням кладки «голубой ложи» не научило его ничему из высших степеней, которые он стремился использовать, но в следующем году священник по имени аббат Маротти сообщил Зваку, что эти внутренние секреты основываются на знании более старой религии и примитивной церкви. Цвак убедил Вейсгаупта, что их собственный орден должен вступить в дружеские отношения с масонством и получить разрешение на создание собственной ложи. На этом этапе (декабрь 1778 г.) добавление первых трех степеней масонства рассматривалось как второстепенный проект.

С небольшими трудностями был получен ордер от Великой Ложи Пруссии, называемой Королевским Йорком дружбы., а новую ложу назвали Теодором из Доброго Совета с намерением льстить Карлу Теодору, курфюрсту Баварии. Он был основан в Мюнхене 21 марта 1779 года и быстро заполнился иллюминатами. Первого хозяина, человека по имени Радл, убедили вернуться домой в Баден, и по приказу июля Вейсгаупт управлял ложей.

Следующим шагом была независимость от их Великой ложи. Установив масонские отношения с ложей Союза во Франкфурте, входящей в Премьер Великой Ложи Англии, ложа Теодор получила независимое признание и смогла заявить о своей независимости. Как новая материнская ложа, теперь она могла создавать собственные ложи. Рекрутинг среди франкфуртских масонов также получил поддержку Адольфа Фрейхера Книгге.

Реформа

Адольфа Книгге

Адольфа Фрейхера Книгге, самого эффективного вербовщика иллюминатов

Книгге был завербован в конце 1780 года на съезде Обряда строгого соблюдения Костанцо Марчезе ди Костанцо, капитаном пехоты в баварской армии и товарищем по масону. Книгге, которому было еще двадцать, он уже достиг высших начальных степеней своего ордена и прибыл сюда со своими грандиозными планами по его реформированию. Разочарованный тем, что его схема не нашла поддержки, Книгге сразу же заинтриговал его, когда Костанцо сообщил ему, что порядок, который он стремился создать, уже существует. Книгге и трое его друзей проявили большой интерес к изучению этого ордена, и Костанцо показал им материал, относящийся к степени Минерваль. В качестве учебного материала для этого класса использовалась «либеральная» литература, запрещенная в Баварии, но широко известная в протестантских немецких государствах. Трое товарищей Книгге разочаровались и больше не имели отношения к Костанцо, но настойчивость Книгге была вознаграждена в ноябре 1780 года письмом от Вейсгаупта. Связи Книгге как внутри, так и за пределами масонства сделали его идеальным рекрутом. Книгге, со своей стороны, был польщен вниманием и привлечен к заявленным целям ордена - воспитанию и защите человечества от деспотизма. Вейсгаупту удалось признать и пообещать поддерживать интерес Книгге к алхимии и «высшим наукам». Книгге ответил Вейсгаупту, изложив свои планы по реформе масонства, поскольку Строгое соблюдение начало подвергать сомнению свое собственное происхождение.

Вейсгаупт поставил Книгге задачу набора персонала, прежде чем он сможет быть допущен к более высоким ступеням ордена. Книгге согласился при условии, что ему будет разрешено выбирать свои собственные места для вербовки. Многие другие масоны нашли описание нового масонского ордена Книгге привлекательным и были зачислены в разряд иллюминатов Минерваль. Книгге, похоже, в это время верил в «самых безмятежных начальников», которым, как утверждал Вейсгаупт, служил. Его неспособность сформулировать что-либо о высших степенях ордена становилась все более смущающей, но, откладывая любую помощь, Вейсгаупт дал ему дополнительную задачу. Благодаря материалам Weishaupt, Книгге теперь выпускал брошюры, в которых описывались действия запрещенных иезуитов, чтобы показать, как они продолжали процветать и вербовать, особенно в Баварии. Между тем, неспособность Книгге дать своим новобранцам какой-либо удовлетворительный ответ на вопросы относительно более высоких оценок делала его положение несостоятельным, и он написал Вейсгаупту об этом. В январе 1781 года, столкнувшись с перспективой потери Книгге и его масонских новобранцев, Вейсгаупт наконец признал, что его начальство и предполагаемая древность ордена были выдумкой, а высшие степени еще не были написаны.

Если Книгге Он ожидал узнать обещанные глубокие секреты масонства в высших степенях иллюминатов, он был на удивление спокоен по поводу откровения Вейсгаупта. Вейсгаупт пообещал Книгге полную свободу действий в создании высших степеней, а также пообещал прислать ему свои собственные заметки. Со своей стороны Книгге приветствовал возможность использовать порядок как средство для реализации своих собственных идей. Он утверждал, что его новый подход сделает иллюминатов более привлекательными для потенциальных членов протестантских королевств Германии. В ноябре 1781 года ареопаг направил Книгге 50 флоринов для поездки в Баварию, что он сделал через Швабию и Франконию, встречая и наслаждаясь гостеприимством других иллюминатов в своем путешествии.

Внутренние проблемы

В ордене возникли глубокие внутренние разногласия. Командование Айхштадта сформировало автономную провинцию в июле 1780 года, и между Вейсгауптом и Ареопагом нарастал разрыв, который считал его упрямым, диктаторским и непоследовательным. Книгге легко вписался в роль миротворца.

В обсуждениях с Ареопагом и Вейсгауптом Книгге выделил две проблемные области. Акцент Weishaupt на наборе студентов университетов означал, что руководящие должности в ордене часто приходилось заполнять молодыми людьми с небольшим практическим опытом. Во-вторых, анти-иезуитский дух ордена с самого начала превратился в общие антирелигиозные настроения, которые, как знал Книгге, будут проблемой при вербовке старших масонов, которых орден теперь стремился привлечь. Книгге остро ощущал удушающую хватку консервативного католицизма в Баварии и понимал антирелигиозные чувства, которые это произвело у либеральных иллюминатов, но он также видел негативное впечатление, которое эти же чувства вызовут в протестантских государствах, сдерживая распространение порядка в Великая Германия. И Ареопаг, и Вейсгаупт чувствовали себя бессильными сделать что-либо меньшее, чем дать Книгге свободу действий. У него были необходимые им контакты внутри и за пределами масонства, и он обладал навыками ритуала, чтобы построить их спроектированную постепенную структуру, где они остановились на Малом Иллюминате, с только уровнем Минерваль ниже и простейшими набросками высшие сорта. Единственными наложенными ограничениями были необходимость обсуждать внутренние секреты высших степеней и необходимость представления его новых степеней на утверждение.

Между тем план пропаганды иллюминатизма как законной ветви масонства застопорился. В то время как Ложа Теодора теперь находилась под их контролем, присоединенная к ней глава «Избранных Мастеров» имела только одного члена от ордена и по-прежнему имела конституционное превосходство над Ложей ремесленников, контролируемой Иллюминатами. Ордену было бы трудно убедить подчиниться Ареопагу, и он создавал реальную преграду для того, чтобы Ложа Теодора стала первой ложей-матерью нового Просветленного масонства. Между орденом и капитулом был подписан союзный договор, и к концу января 1781 года были созданы четыре дочерних ложи, но независимость не входила в повестку дня капитула.

Костанца написал в Royal York, указывая на несоответствие между гонорарами, отправленными их новой Великой Ложе, и услугами, которые они получили взамен. Королевский Йорк, не желая терять доход, предложил передать «высшие» секреты масонства своему представителю, которого их мюнхенские братья отправят в Берлин. Соответственно, Костанца отправился в Пруссию 4 апреля 1780 года с указанием договориться о снижении гонорара Теодора, пока он там находился. По дороге ему удалось поспорить с французом по поводу дамы, с которой они ехали в карете. За некоторое время до того, как они достигли Берлина, француз послал королю сообщение, в котором назвал Костанцу шпионом. Он был освобожден из тюрьмы только с помощью Великого Магистра Королевского Йорка и был изгнан из Пруссии, ничего не добившись.

Новая система

Первоначальный план Книгге. получить конституцию из Лондона, как они поняли, было бы рассмотрено главой. До тех пор, пока они не смогли взять на себя другие масонские ложи, которые их капитул не мог контролировать, они на данный момент были довольны переписыванием трех степеней для лож, которыми они управляли.

20 января 1782 года Книгге составил таблицу своих новых система оценок на заказ. Они были разделены на три класса:

  • Класс I - Ясли, состоящие из Новициатов, Минервалов и Малых Иллюминатов.
  • Класс II - Масонские степени. Три степени «голубой ложи» - Ученик, Товарищ и Мастер были отделены от более высоких «шотландских» степеней Шотландского Новичка и Шотландского Рыцаря.
  • Класс III - Тайны. Меньшими тайнами были степени Жреца и Принца, за ними следовали более высокие тайны степеней Мага и Короля. Маловероятно, что ритуалы великих мистерий когда-либо были написаны.

Попытки расширения

Вербовка Книгге из немецкого масонства была далеко не случайной. Он нацелился на мастеров и надзирателей, людей, которые управляли ложами, и часто мог предоставить всю ложу в распоряжение иллюминатов. В Аахене барон де Витте, хозяин ложи Постоянства, заставил каждого члена присоединиться к ордену. Таким образом, орден быстро расширился в центральной и южной Германии и закрепился в Австрии. Приближаясь к весне 1782 года, горстка студентов, которые основали орден, увеличилась примерно до 300 членов, и только 20 из новобранцев были студентами.

В Мюнхене в первой половине 1782 года произошли огромные изменения. правительство ложи Теодора. В феврале Вейсгаупт предложил разделить ложу, чтобы иллюминаты пойдут своим путем, а капитул возьмет всех оставшихся традиционалистов в свое собственное продолжение Теодора. В этот момент орден неожиданно капитулировал, и иллюминаты получили полный контроль над ложей и капитулом. В июне и ложа, и капитул отправили письма, разрывая отношения с Royal York, ссылаясь на свою преданность в оплате их признания и отказ Royal York предоставить какие-либо инструкции для старших классов. Также упоминалось их пренебрежение к Костанце, неспособность защитить его от злонамеренных обвинений или предотвратить его изгнание из Пруссии. Они не предприняли никаких усилий, чтобы предоставить Костанце обещанные секреты, и мюнхенские масоны теперь подозревали, что их братья в Берлине полагались на мистические французские высшие классы, которых они старались избегать. Ложа Теодора теперь была независимой.

Ритуал строгого соблюдения был теперь в критическом состоянии. Его номинальным лидером был принц Карл Седерманландский (позднее Карл XIII Швеции ), которого открыто подозревали в попытке впитать обряд в Шведский обряд, который он уже контролировал. Немецкие ложи искали лидерства у герцога Фердинанда Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Подозрение переросло в открытое презрение, когда выяснилось, что Карл считал Стюарта, наследника британского престола истинным Великим Магистром, а ложи Строгого Соблюдения почти игнорировали своего Великого Магистра. Этот тупик привел к монастырю Вильгельмсбад.

Монастырь Вильгельмсбад

«Разрушенный» замок, построенный принцем Карлом Гессен-Кассельским в парке в Вильгельмсбаде, где располагался последний монастырь Строгое соблюдение

Отложенное с 15 октября 1781 года последнее собрание Строгое соблюдение наконец открылось 16 июля 1782 года в курортном городе Вильгельмсбад на окраине (ныне часть) Ханау. Якобы обсуждение будущего порядка, 35 делегатов знали, что Строгое соблюдение в его нынешней форме обречено, и что Вильгельмсбадский монастырь станет борьбой за куски между немецкими мистиками под Герцог Фердинанд Брауншвейгский-Вольфенбюттель и их хозяин принц Карл Гессен-Кассельский, а также Мартинисты под началом Жан-Батиста Виллермоза. Единственными несогласными голосами мистических старших классов были Иоганн Иоахим Кристоф Боде, который был в ужасе от мартинизма, но чьи предложенные альтернативы еще не были сформулированы, и Франц Дитрих фон Дитфурт, судья из Ветцлар И хозяин ложи Иосиф Трех Шлем, который уже был членом Иллюминатов. Дитфурт публично выступал за возврат к основным трем степеням масонства, что было наименее вероятным результатом съезда. У мистиков уже были четкие планы по замене высших степеней.

Отсутствие последовательной альтернативы двум разновидностям мистицизма позволило иллюминатам представить себя как надежный вариант. Дитфурт, вдохновленный и поддержанный Книгге, который теперь имел все полномочия действовать от имени ордена, стал их представителем. Первоначальный план Книгге предложить союз между двумя орденами был отвергнут Вейсгауптом, который не видел смысла в союзе с умирающим орденом. Его новый план состоял в том, чтобы набрать масонов, выступающих против высшей степени Строго Соблюдения «Тамплиеров».

В монастыре Дитфурт блокировал попытки Виллермоза и Гессе ввести свои собственные более высокие классы, настаивая на полной информации таких степеней раскрыть делегатам. Разочарование немецких мистиков привело к тому, что они зачислили графа Колловрата в ряды иллюминатов с целью дальнейшего присоединения. Собственный план Дитфурта состоял в том, чтобы заменить все высшие степени одной четвертой, без каких-либо претензий на дальнейшие масонские откровения. Не найдя поддержки своему плану, он преждевременно покинул монастырь, написав в ареопаг, что не ожидает ничего хорошего от собрания.

В попытке удовлетворить всех, монастырь Вильгельмсбад мало чего добился. Они отказались от тамплиерского происхождения своего ритуала, сохранив при этом титулы тамплиеров, атрибуты и административную структуру. Карл Гессенский и Фердинанд Брауншвейгский остались во главе ордена, но на практике ложи были почти независимыми. Немцы также приняли название французского ордена Виллермоза, les Chevaliers bienfaisants de la Cité sainte (Добрых рыцарей Священного города), и некоторый мартинистский мистицизм был импортирован в первые три степени, которые теперь были единственными существенными степенями масонства.. Крайне важно, что отдельным ложам ордена теперь было разрешено общаться с ложами других систем. Новый «шотландский грейд», введенный лионским ритуалом Виллермоза, не был обязательным, каждая провинция и префектура были свободны решать, что произойдет после получения трех квалификационных степеней. Наконец, чтобы показать, что что-то было достигнуто, монастырь подробно регламентировал этикет, титулы и новую нумерацию провинций.

Последствия Вильгельмсбада

Что такое женский монастырь Фактически, Вильгельмсбад был отменен строгим соблюдением. Он отказался от мифа о своем собственном происхождении, а также от высших степеней, которые связывали его высшие и наиболее влиятельные члены. Он отменил строгий контроль, который поддерживал единство ордена, и оттолкнул многих немцев, не доверявших мартинизму. Боде, которого отталкивал Мартинизм, немедленно вступил в переговоры с Книгге и, наконец, присоединился к Иллюминатам в январе 1783 года. Карл Гессенский присоединился в следующем месяце.

Первые попытки Книгге заключить союз с уцелевшими Великими Ложами Германии потерпели неудачу, но Вейсгаупт настаивал. Он предложил новую федерацию, в которой все немецкие ложи будут практиковать согласованную, единую систему в трех основных степенях масонства и будут предоставлены самим себе в отношении того, какую систему высших степеней они желают придерживаться. Это будет федерация великих лож, и ее члены смогут свободно посещать любую из «голубых» лож в любой юрисдикции. Все хозяева лож будут избраны, и никакие сборы не будут выплачиваться никаким центральным органам власти. Группы лож будут подчиняться «Шотландскому Директорату», состоящему из членов, делегированных ложами, для проверки финансов, разрешения споров и выдачи разрешений на создание новых лож. Они, в свою очередь, изберут провинциальные управления, которые выберут инспекторов, которые выберут национального директора. Эта система исправит нынешний дисбаланс в немецком масонстве, где масонские идеалы равенства сохраняются только в трех нижних «символических» степенях. В различных системах более высоких степеней доминировала элита, которая могла позволить себе исследования в алхимии и мистицизме. Для Вейсгаупта и Книгге предлагаемая федерация была также средством распространения иллюминизма в немецком масонстве. Их намерение состояло в том, чтобы использовать свою новую федерацию с акцентом на фундаментальных степенях, чтобы избавиться от всякой преданности Строгому соблюдению, позволив «эклектической» системе иллюминатов занять ее место.

Циркуляр, объявляющий о новом Федерация указала на недостатки немецкого масонства, что неподходящих людей с деньгами часто допускали на основании их богатства, что коррупция гражданского общества заразила ложи. Выступая за дерегулирование высших классов немецких лож, Иллюминаты теперь объявили о своем собственном от своих «неизвестных начальников». Ложа Теодора, недавно независимая от Королевского Йорка, стала провинциальной Великой Ложей. Книгге в письме ко всем ложам королевского Йорка обвинил эту Великую ложу в упадке. Их масонство якобы было развращено иезуитами. Строгое соблюдение теперь подвергалось нападкам как творение Стюартов, лишенное всякой моральной добродетели. Обряд Циннендорфа Великого землевладения масонов Германии вызывал подозрения, потому что его автор был в союзе со шведами. Эта прямая атака имела эффект, противоположный тому, который планировал Вейсгаупт, и оскорбил многих читателей. Великая Ложа Великого Востока Варшавы, которая контролировала масонство в Польше и Литве, была счастлива участвовать в федерации только до трех первых степеней. Их настойчивое требование независимости удерживало их от строгого соблюдения, а теперь будет удерживать их от иллюминатов, чей план аннексии масонства опирался на их собственные высшие степени. К концу января 1783 года масонский контингент иллюминатов насчитывал семь лож.

Не только неуклюжее обращение иллюминатов оставило федерацию без членов. Ложа Теодора была сформирована недавно и не пользовалась уважением, как старые ложи. Больше всего масоны, которых больше всего привлекала федерация, видели в иллюминатах союзников против мистиков и мартинистов, но слишком высоко ценили свою свободу, чтобы быть пойманным в другую ограничительную организацию. Даже Дитфурт, предполагаемый представитель иллюминатов в Вильгельмсбаде, преследовал свои собственные цели в монастыре.

Немистические франкфуртские ложи создали «Эклектический альянс», который по конституции и целям был почти неотличим от прежних. Федерация иллюминатов. Отнюдь не рассматривая это как угрозу, после некоторого обсуждения ложи иллюминатов присоединились к новому альянсу. Три Иллюмината теперь входили в комитет, которому было поручено написать новый масонский устав. Помимо укрепления отношений между их тремя ложами, иллюминаты, похоже, не получили никакой пользы от этого маневра. Дитфурт, основав масонскую организацию, которая работала над достижением его собственных амбиций в отношении масонства, мало интересовался иллюминатами после его присоединения к Эклектическому альянсу. На самом деле создание Эклектического Альянса подорвало все тонкие планы Иллюминатов по распространению своей доктрины через масонство.

Зенит

Хотя их надежды на массовую вербовку через масонство не оправдались. разочарованные, иллюминаты продолжали хорошо набирать сотрудников на индивидуальном уровне. В Баварии преемственность Карла Теодора сначала привела к либерализации взглядов и законов, но духовенство и придворные, охраняя свою власть и привилегии, убедили безвольного монарха повернуть вспять свои реформы, а баварские реформы - репрессии либеральной мысли вернулись. Этот поворот привел к всеобщему негодованию монарха и церкви среди образованных классов, что обеспечило идеальную почву для вербовки иллюминатов. Ряд масонов из ложи Пруденс, недовольных мартинистскими обрядами шевалье Бьенфайзан, присоединились к ложе Теодора, которые поселились в особняке с садом, в котором находилась их библиотека либеральной литературы.

Иллюминаты окружают остальную часть общества. Германия расширилась. В то время как некоторые из них добились лишь скромных результатов, круг в Майнце почти удвоился с 31 до 61 члена. Реакция на государственный католицизм привела к успехам в Австрии, и плацдармы были получены в Варшаве, Прессбурге (Братислава), Тироле, Милане и Швейцария.

Общее количество поддающихся проверке членов на конец 1784 года составляет около 650. Позже Вейсгаупт и Хертель заявили, что цифра - 2500 человек. Более высокая цифра в значительной степени объясняется включением в нее членов масонских лож, которые, по утверждениям иллюминатов, контролируют, но вполне вероятно, что имена всех иллюминатов неизвестны, а истинная цифра находится где-то между 650 и 2500. Важность ордена заключалась в успешном привлечении профессиональных классов, священнослужителей, ученых, врачей и юристов, а также в недавнем приобретении влиятельных благотворителей. Карл Август, великий герцог Саксен-Веймар-Эйзенах, Эрнест II, герцог Саксен-Гота-Альтенбург со своим братом и последующим преемником Август, Карл Теодор Антон Мария фон Дальберг губернатор Эрфурта, герцог Фердинанд Брауншвейг-Вольфенбюттель (уже упомянутый), его главный помощник по масонским вопросам Иоганн Фридрих фон Шварц и Граф Меттерних из Кобленца был зачислен. В Вене граф Бригидо, губернатор Галиции, граф Леопольд Коловрат, канцлер Богемии со своим вице-канцлером бароном Кресселем, графом Палфи фон Эрдёд, канцлером Венгрии, графом Банфи, губернатором и провинциальный великий магистр Трансильвании, граф Стадион, посол в Лондоне, и барон фон Свитен, министр народного просвещения, также присоединились.

Были заметные неудачи. Иоганн Каспар Лаватер, швейцарский поэт и теолог, выступил против Книгге. Он не верил, что гуманитарные и рационалистические цели ордена могут быть достигнуты тайными средствами. Он также считал, что стремление общества к членам в конечном итоге разрушит его основополагающие идеалы. Кристоф Фридрих Николай, берлинский писатель и продавец книг, разочаровался после присоединения. Он находил ее цели химерными и считал использование иезуитских методов для их достижения опасным. Он остался в ордене, но не принимал участия в вербовке.

Конфликт с розенкрейцерами

Вейсгаупт любой ценой хотел сохранить существование ордена в секрете от розенкрейцеров, которые уже прочно закрепились в немецком масонстве. Хотя очевидно протестанты, розенкрейцеры были совсем не антиклерикальными, были промонархическими и придерживались взглядов, явно противоречащих видению иллюминатов рационалистического государства, управляемого философами и учеными. Розенкрейцеры были не прочь продвигать свой собственный мистицизм с помощью мошеннических сеансов. Конфликт стал неизбежным, поскольку существование иллюминатов стало более очевидным, и видные розенкрейцеры и мистики с розенкрейцерскими симпатиями активно привлекались Книгге и другими излишне восторженными помощниками. Коловрат уже был высокопоставленным розенкрейцером, а мистик принц Чарльз Гессен-Кассельский имел очень низкое мнение о рационалистах высших рангов иллюминатов.

Прусские розенкрейцеры под руководством Иоганна Кристофа фон Вёлльнера начали продолжительную атаку на иллюминатов. У Веллнера была специально спроектированная комната, в которой он убеждал потенциальных покровителей в эффективности розенкрейцерской «магии», и его орден получил эффективный контроль над «Трех глобусов» и прикрепленными к нему ложами. Через этот рупор иллюминатов обвиняли в атеизме и революционных тенденциях. В апреле 1783 года Фридрих Великий сообщил Карлу Гессенскому, что в берлинских ложах есть документы, принадлежащие Минервалам или Иллюминатам, которые содержат ужасающие материалы, и спросил, слышал ли он о них. Все берлинские масоны теперь были предупреждены против ордена, который теперь обвинялся в социнианизме и в использовании либеральных сочинений Вольтера и других, наряду с терпимостью масонства, для подрыва всей религии. В ноябре 1783 года «Три глобуса» описали иллюминатов как масонскую секту, которая стремилась подорвать христианство и превратить масонство в политическую систему. Их последняя анафема, в ноябре 1784 года, отказалась признавать иллюминатов масонами.

В Австрии иллюминатов обвиняли в недавно появившихся антирелигиозных брошюрах. Розенкрейцеры шпионили за Иосифом фон Зонненфельсом и другими подозреваемыми Иллюминатами, и их кампания по разоблачению в масонстве полностью прекратила вербовку иллюминатов в Тироле.

Баварские иллюминаты, о существовании которых уже знали Розенкрейцеры от информатора были преданы безрассудными действиями Фердинанда Марии Баадера, ареопагита, который теперь присоединился к розенкрейцерам. Вскоре после того, как он был принят, его начальству стало известно, что он был одним из иллюминатов, и ему сообщили, что он не может быть членом обеих организаций. В его письме об отставке говорилось, что розенкрейцеры не обладали секретными знаниями и игнорировали истинно Просветленных, в частности, определяя Ложу Теодора как Ложу Иллюминатов.

Внутреннее инакомыслие

Когда Иллюминаты приняли масонство и расширились. за пределами Баварии совет ареопагитов был заменен неэффективным «Советом провинциалов». Однако ареопагиты оставались влиятельными голосами внутри Ордена и снова начали ссориться с Вейсгауптом, как только Книгге покинул Мюнхен. Вейсгаупт в ответ клеветал на своих предполагаемых врагов в письмах предполагаемым друзьям.

Если серьезно, Вейсгаупту удалось оттолкнуть Книгге. Вейсгаупт уступил значительную власть Книгге, поручив ему написать ритуал, власть, которую он теперь стремился вернуть. Книгге возвел Орден из крошечного антиклерикального клуба в большую организацию и чувствовал, что его работа недооценивается. Продолжающийся антиклерикализм Вейсгаупта столкнулся с мистицизмом Книгге, а вербовка масонов с мистическими наклонностями вызвала трения с Вейсгауптом и другими высокопоставленными иллюминатами, такими как Дитфурт. Дело дошло до степени священника. Многие иллюминаты сходились во мнении, что ритуал был пышным и непродуманным, а регалии - ребяческими и дорогими. Одни отказались использовать, другие отредактировали. Вейсгаупт потребовал, чтобы Книгге переписал ритуал. Книгге указал, что он уже был распространен с благословения Вейсгаупта как древний. Это осталось без внимания. Вейсгаупт теперь заявлял другим иллюминатам, что ритуал жреца был ошибочным, потому что его изобрел Книгге. Обиженный Книгге теперь пригрозил рассказать миру, какую часть ритуала иллюминатов он придумал. Попытка Книгге создать конвент ареопагитов оказалась бесплодной, поскольку большинство из них доверяли ему даже меньше, чем они. доверял Weishaupt. В июле 1784 года Книгге вышел из приказа по соглашению, согласно которому он вернул все соответствующие бумаги, а Вейсгаупт опубликовал опровержение всех клеветнических заявлений против него. Вытеснив Книгге, Вейсгаупт лишил ордена его лучшего теоретика, вербовщика и апологета.

Упадок

Окончательный упадок иллюминатов был вызван неосмотрительностью их собственных минервалов в Баварии., и особенно в Мюнхене. Несмотря на усилия их начальства по пресечению бессвязных разговоров, политически опасное хвастовство властью и критика монархии заставили общеизвестно о существовании «секретного» ордена вместе с именами многих важных членов. Присутствие Иллюминатов на руководящих постах теперь вызвало некоторое беспокойство в обществе. Иллюминаты были во многих общественных и государственных органах управления. Несмотря на их небольшое количество, были заявления о том, что успех в судебном споре зависит от статуса стороны в судебном разбирательстве. Иллюминатов обвиняли в появлении нескольких антирелигиозных публикаций в Баварии. Большая часть этой критики возникла из-за мстительности и ревности, но очевидно, что многие судебные чиновники иллюминатов отдали предпочтение своим собратьям. В Баварии благодаря энергии двух членов Духовного совета один из них был избран казначеем. Их противодействие иезуитам привело к потере запрещенным орденом ключевых академических и церковных должностей. В Ингольштадте руководителей отделов иезуитов сменили иллюминаты.

Встревоженный, Чарльз Теодор и его правительство запретили все тайные общества, включая иллюминатов. Правительственный указ от 2 марта 1785 года «кажется, нанес смертельный удар иллюминатам в Баварии». Вейсгаупт бежал, и документы и внутренняя переписка, изъятые в 1786 и 1787 годах, были впоследствии опубликованы правительством в 1787 году. В доме фон Цвака был произведен обыск, и большая часть литературы группы была раскрыта.

Баррюэль и Робисон

Между 1797 и 1798 годами «Мемуары Августина Баррюэля , иллюстрирующие историю якобинизма и Доказательства заговора Джона Робисона пропагандировали теорию о том, что Иллюминаты выжили и представляют продолжающийся международный заговор. Это включало утверждение, что оно стояло за Французской революцией. Обе книги оказались очень популярными, что побудило других переиздать и перефразировать. Ярким примером этого является «Доказательства реального существования и опасной тенденции иллюминизма» преподобного Сета Пэйсона, опубликованные в 1802 году. Некоторые из ответов на это были критическими, например, работа Жана-Жозефа Мунье «О влиянии, приписываемом философам». -Масоны и иллюминаты о революции во Франции.

Работы Робисона и Барруэля дошли до Соединенных Штатов и Новой Англии. Преподобный Джедидия Морс, ортодоксальный служитель Конгрегации и географ, был среди тех, кто выступал с проповедями против иллюминатов. Фактически, одним из первых отчетов об иллюминатах, напечатанных в Соединенных Штатах, была проповедь Джедидии Морса в день поста от 9 мая 1798 года. Морс был предупрежден о публикации в Европе Доказательств заговора Робисона из письма преподобного. Джон Эрскин из Эдинбурга, и он прочитал «Доказательства» вскоре после того, как копии, изданные в Европе, прибыли на корабле в марте того же года. Другие писатели, выступающие против иллюминатов, такие как Тимоти Дуайт, вскоре последовали этому примеру в своем осуждении воображаемой группы заговорщиков.

Печатные проповеди сопровождались газетными сообщениями, и они фигурировали в партийных политических дискуссиях, ведущих к 1800 президентские выборы в США. Последовавшая паника также способствовала развитию готической литературы в Соединенных Штатах. По крайней мере, в двух романах того периода упоминается кризис: Ормонд; или "Тайный свидетель " (1799 г.) и Джулия и просвещенный барон (1800 г.). Некоторые ученые, кроме того, связывают панику по поводу предполагаемого заговора иллюминатов с опасениями по поводу иммиграции из Карибского бассейна и возможных восстаний рабов. Беспокойство утихло в первое десятилетие 1800-х годов, хотя время от времени оно возрождалось в антимасонском движении 1820-х и 30-х годов.

Современные иллюминаты

Несколько недавних и нынешних братских организаций утверждают, что являются потомками первых баварских иллюминатов и открыто используют имя «Иллюминаты». Некоторые из этих групп используют вариант названия «Орден Иллюминатов» в названии своих собственных организаций, в то время как другие, такие как Ordo Templi Orientis, имеют «Иллюминаты» в качестве уровня в иерархии своей организации.. Однако нет никаких доказательств того, что эти современные группы имеют какую-либо реальную связь с историческим порядком. Они не накопили значительной политической власти или влияния, и большинство из них, вместо того, чтобы оставаться в секрете, продвигает необоснованные связи с баварскими иллюминатами как средство привлечения членов.

Наследие

В теориях заговора

Иллюминаты не выжили после подавления в Баварии; их дальнейшие шалости и заговоры в творчестве Барруэля и Робисона следует, таким образом, рассматривать как изобретение писателей. Теоретики заговора и писатели, такие как Марк Дайс, утверждали, что иллюминаты сохранились до наших дней.

Многие теории заговора предполагают, что мировые события контролируются и управляются тайное общество, называющее себя иллюминатами. Сторонники теории заговора утверждали, что многие известные люди были или являются членами иллюминатов. Президенты Соединенных Штатов являются частой мишенью для таких заявлений.

Другие теоретики утверждают, что различные исторические события были организованы иллюминатами, начиная с Французской революции и Битвы. Ватерлоо и убийство президента США Джона Ф. Кеннеди, предполагаемому коммунистическому заговору с целью ускорить «Новый мировой порядок » путем проникновения в Голливуд киноиндустрия.

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Иллюминатами.
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:45:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте