Гершом Шолем

редактировать
Гершом Шолем
גרשום שלום
Гершом Шолем 1935 г. (обрезано).jpg Шолем, 1935
РодилсяГерхард Шолем. (1897-12-05) 5 декабря 1897. Берлин, Германская империя
Умер21 февраля 1982 (1982-02-21) (84 года)). Иерусалим, Израиль
НациональностьНемец. Израиль
Alma materУниверситет Фредерика Уильяма
Известные работы. Основные тенденции в еврейском мистицизме
Супруг (а)Фаниа Фрейд Шолем
НаградыПремия Израиля. Премия Бялика
ЭраФилософия 20-го века
РегионНемецкая философия. Еврейская философия. Ближневосточная философия
Школа Континентальная философия. Каббала. Wissenschaft des Judentums
УчрежденияЕврейский университет Иерусалима
Основные интересыФилософия религии. Философия история. Мистицизм. Мессианизм. Сионизм
Влияния
Под влиянием

Гершом Шолем (Иврит : גֵרְשׁׂם שָׁלוֹם) (5 декабря 1897 - 21 февраля 1982), родился в Германии израильский философ и историк. Он широко известен как основоположник современного академического исследования Каббалы. Он был первым профессором еврейского мистицизма в Еврейском университете Иерусалима. Среди его близких друзей были Вальтер Бенджамин и Лео Штраус, и некоторые письма из его переписки с этими философами были опубликованы.

Шолем наиболее известен своим сборником лекций Основные тенденции еврейского мистицизма (1941) и своей биографией Саббатай Цви, мистический Мессия (1957). Его сборник речей и эссе, опубликованный под названием «О каббале и ее символизме» (1965), способствовал распространению знаний о еврейском мистицизме как среди евреев, так и среди неевреев.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Академическая карьера
  • 3 Дебаты с Ханной Арендт
  • 4 Награды и признание
  • 5 Литературное влияние
  • 6 Избранные произведения на английском языке
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Биография
Гершом Шолем сидит в Сукке и изучает Зохар, 1925

Герхард (Гершом) Шолем родился в Берлине Артуру Шолему и Бетти Хирш Шолем. Его отец был печатником. Он изучал иврит и Талмуд с ортодоксальным раввином.

Шолем встретил Вальтера Бенджамина в Мюнхене в 1915 году, когда первому было семнадцать лет, а второму - двадцать три. У них началась дружба на всю жизнь, которая закончилась, когда Бенджамин покончил жизнь самоубийством в 1940 году после преследования нацистов. Шолем посвятил Беньямину свою книгу «Основные тенденции в еврейском мистицизме» (Die jüdische Mystik in ihren Hauptströmungen), основанную на лекциях 1938–1957 годов. В 1915 году Шолем поступил в Университет Фредерика Уильяма в Берлине (сегодня Университет Гумбольдта ), где изучал математику, философию и иврит. Там он встретил Мартина Бубера, Шмуэля Йосефа Агнона, Хаима Нахмана Бялика, Ахад Хаама и Залмана Шазара.

В Берлине Шолем подружился с Лео Штраусом и переписывался с ним на протяжении всей его жизни. Он изучал математическую логику в Йенском университете у Готтлоба Фреге. Он был в Берне в 1918 году с Бенджамином, когда познакомился с Эльзой (Эша) Бурчхард, которая стала его первой женой. Шолем вернулся в Германию в 1919 году, где получил степень по семитским языкам в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана. Вместе с Бенджамином он основал фиктивную школу - Университет Мури.

Шолем написал докторскую диссертацию по самому старому из известных каббалистических текстов, Сефер ха-Бахир.

Притянутый сионизм и находясь под влиянием Бубера, он иммигрировал в 1923 году в британский мандат в Палестине. Он стал библиотекарем и, в конечном итоге, заведующим отделом иврита и иудаики Национальной библиотеки. Брат Шолема Вернер был членом ультралевой «Группы Фишера-Маслоу» и самым молодым членом Рейхстага, представлявшим Коммунистическую партию (КПГ ) в парламенте Германии. Он был исключен из партии, а затем убит нацистами во время Третьего рейха. Гершом Шолем, в отличие от своего брата, был категорически против как коммунизма, так и марксизма. В 1936 году он женился на своей второй жене, Фании Фрейд.

Шолем умер в Иерусалиме, где он похоронен рядом со своей женой на кладбище Санхедрия. Юрген Хабермас произнес панегирик.

Академическая карьера

Он стал лектором в Еврейском университете Иерусалима. Шолем преподавал каббалу и мистицизм с научной точки зрения и стал первым профессором еврейского мистицизма в университете в 1933 году, проработав на этом посту до своего выхода на пенсию в 1965 году, когда он стал почетным профессором.

Карточный каталог, который Гершом Шолем использовал для записи своих заметок Дом Гершома Шолема, ул. Абарбанель. 28, Иерусалим

Шолем прямо противопоставил свой историографический подход к изучению еврейского мистицизма с подходом школы 19 века Wissenschaft des Judentums («Наука иудаизма»), который стремился представить изучение иудаизма к дисциплине таких предметов, как история, филология и философия. По словам Джереми Адлера, мышление Шолема было «одновременно узнаваемым еврейским и глубоко немецким» и «изменило курс европейской мысли двадцатого века».

Еврейский мистицизм считался самым слабым научным звеном иудаизма. Шолем рассказал историю своего раннего исследования, когда его направили к известному раввину, который был знатоком каббалы. Увидев множество книг раввина по этой теме, Шолем спросил о них, но ему сказали: «Этот мусор? Зачем мне тратить время на чтение такой чепухи?» (Робинсон 2000, стр. 396)

Согласно Шолему, анализ иудаизма, проведенный школой Wissenschaft, имел два недостатка: он изучал иудаизм как мертвый объект, а не как живой организм; и она не учитывала надлежащие основы иудаизма, нерациональную силу, которая, по мнению Шолема, сделала религию живым существом.

По мнению Шолема, мифические и мистические компоненты были не менее важны, чем рациональные, и он думал, что они, а не мелочи Галахи, были действительно живым ядром Иудаизм. В частности, он не согласился с тем, что он считал персонализацией каббалистических концепций Мартином Бубером, а также с тем, что, по его мнению, было неадекватным подходом к еврейской истории, еврейскому языку и земле Израиля..

В Weltanschauung Шолема исследование еврейского мистицизма невозможно отделить от его исторического контекста. Начав с чего-то похожего на Gegengeschichte Фридриха Ницше, он закончил тем, что включил менее нормативные аспекты иудаизма в публичную историю.

В частности, Шолем считал, что еврейскую историю можно разделить на три периода:

  • во время библейского периода, монотеизма битв мифа, не победив его полностью.
  • В талмудический период некоторые из институтов - например, понятие магической силы совершения Таинств - были удалено в пользу более чистой концепции божественной трансцендентности.
  • В период средневековья невозможность согласования абстрактной концепции Бога греческой философии с личностным Богом Библии, побудили иудейских мыслителей, таких как Маймонид, попытаться уничтожить оставшиеся мифы и изменить образ живого Бога. После этого мистицизм, как попытка снова найти сущность Бога своих отцов, получил более широкое распространение.

Представление о трех периодах с его взаимодействием между рациональными и иррациональными элементами в иудаизме заставило Шолема поставить выдвинуть несколько спорных аргументов. Он думал, что мессианское движение 17 века, известное как саббатианство, развилось из лурианской каббалы. Чтобы нейтрализовать саббатианство, хасидизм возник как гегелевский синтез. Многие из тех, кто присоединился к хасидскому движению, поскольку видели в нем православную общину, считали скандальным то, что их община была связана с еретическим движением.

Таким же образом Шолем выдвинул гипотезу о том, что источником каббалы 13 века был еврейский гностицизм, предшествовавший христианскому гностицизму.

Историографический подход Шолема также включал лингвистическую теорию. В отличие от Бубера, Шолем верил в способность языка вызывать сверхъестественные явления. В отличие от Вальтера Бенджамина, он поставил еврейский язык в привилегированное положение по сравнению с другими языками, как единственный язык, способный раскрыть божественную истину. Шолем считал каббалистов толкователями уже существовавшего лингвистического откровения.

Дебаты с Ханной Арендт

После судебного разбирательства по делу Эйхмана в Иерусалиме Шолем подверг резкой критике книгу Ханны Арендт, Эйхман в Иерусалиме: Отчет о банальности зла и осудил ее отсутствие «ахават Исраэль» (солидарность с еврейским народом). Арендт ответила, что она никогда не любила какую-либо коллективную группу и что она не любит еврейский народ, а является лишь их частью. Ожесточенная борьба, которая обсуждалась в различных статьях, заставила Шолема разорвать отношения с Арендт и отказаться ее простить. Шолем написал Гансу Пешке, что он «знал Ханну Арендт, когда она была социалисткой или полукоммунисткой и... когда она была сионисткой. Я поражен ее способностью высказывать свое мнение о движениях, в которых она когда-то была так глубоко вовлечена, в расстояние, измеряемое в световых годах и с такой высоты ".

Другие израильские и еврейские ученые также разорвали связи с Арендт, утверждая, что ее отсутствие солидарности с еврейским народом в их трудное время было ужасающе, наряду с ее преследованием различных нацистов. До суда над Эйхманом Шолем также выступал против интерпретации Арендт (в письмах и предисловии к «Просвещению») Вальтера Беньямина как мыслителя-марксиста, предшествовавшего новым левым. Для Шолема Бенджамин был по сути религиозным мыслителем, чей поворот к марксизму был просто неудачным, но несущественным и поверхностным средством.

Награды и признание
литературное влияние
Рисунок Трюде Кролик молодого Шолема «Баал ха-Зохар» (Хозяин Зохара), 1947 год, из коллекции Шолема, Национальная библиотека Израиля (Еврейский университет), Иерусалим

Различные рассказы и эссе аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса были вдохновлены книгами Шолема или под их влиянием. Он также оказал влияние на идеи Умберто Эко, Жака Деррида, Гарольда Блума, итальянского философа Джорджо Агамбена и Джорджа Штайнера.. Американский писатель Майкл Чабон цитирует эссе Шолема «Идея голема», которое помогло ему разработать книгу, получившую Пулитцеровскую премию Удивительные приключения Кавальера и Клея.

Избранные работы на английском языке
  • Основные тенденции в еврейском мистицизме, 1941
  • Еврейский гностицизм, мистицизм Меркабы и талмудическая традиция, 1960
  • Арендт и Шолем, «Эйхман в Иерусалиме: обмен письмами между Гершомом Шолем и Ханной. Арендт ", в Встреча, 22/1, 1964
  • Мессианская идея в иудаизме и другие очерки еврейской духовности, пер. 1971
  • Саббатай Севи: мистический Мессия, 1973
  • От Берлина до Иерусалима: Воспоминания о моей юности, 1977; пер. Гарри Зон, 1980.
  • Каббала, Меридиан 1974, Plume Books 1987, переиздание: ISBN 0-452-01007-1
  • Уолтер Бенджамин: История дружбы, пер. Гарри Зон. Нью-Йорк: Schocken Books, 1981.
  • Origins of the Kabbalah, JPS, 1987 г. переиздание: ISBN 0-691-02047-7
  • О мистическом Форма Божества: основные понятия каббалы, 1997
  • Полнота времени: Стихи, пер. Ричард Зибурт
  • Евреи и иудаизм в условиях кризиса: избранные очерки
  • Каббала и ее символика
  • Зохар - Книга великолепия: Основные чтения из каббалы, изд.
  • Об истории и философии истории, в «Нахараим: журнал немецко-еврейской литературы и истории культуры», т. 1-2 (2011), стр. 1–7.
  • О Франце Розенцвейге и его знакомство с литературой каббалы, в «Нахараим: журнал немецко-еврейской литературы и истории культуры», vi, 1 (2012), стр. 1–6.
См. также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Авриэль Бар-Левав, Об отсутствии книги в библиотеке: Гершом Шолем и Шулхан Арух. Зутот: перспективы еврейской культуры 6 (2009): 71-73
  • Энгель Амир, Гершом Шолем: интеллектуальная биография, University of Chicago Press, 2017.
  • Biale, Дэвид. Гершом Шолем: Каббала и контр-история, второе издание, 1982.
  • Блум, Гарольд, изд. Гершом Шолем, 1987.
  • Кампанини, Саверио, Дело Сент-Бёва. Некоторые замечания к автобиографии Гершома Шолема, в книге П. Шефера - Р. Элиор (ред.), Сотворение и воссоздание в еврейской мысли. Festschrift in Honor of Джозеф Дан по случаю его 70-летия, Тюбинген, 2005, стр. 363–400.
  • Кампанини, Саверио, Некоторые заметки о Гершоме Шолем и христианской каббале, в книге «Джозеф» Дан (ред.), Gershom Scholem in Memoriam, Иерусалимские исследования в еврейской мысли, 21 (2007), стр. 13–33.
  • F. Даль Бо, Между песком и звездами: Шолем и его перевод Зохара 22a-26b [Ита.], В "Materia Giudaica", VIII, 2, 2003, стр. 297–309 - Анализ перевода Шолема Зохара I., 22a-26b
  • Якобсон, Эрик, «Метафизика профана - политическое богословие Уолтера Бенджамина и Гершома Шолема», (Columbia University Press, Нью-Йорк, 2003 г.).
  • Лукка, Энрико, Между История и философия истории. Комментарии к неопубликованному документу Гершома Шолема в «Нахараим», v, 1-2 (2011), стр. 8–16.
  • Лукка, Энрико, Гершом Шолем о Франце Розенцвейге и Каббале. Введение в текст, в «Нахараим», vi, 1 (2012), стр. 7–19.
  • Мирский, Иегуда, «Гершом Шолем, 30 лет спустя », (иуд. Ideas Daily, 2012).
  • Хеллер Виленски, Сара, См. Письма Джозефа Вайса Саре Хеллер Виленски в «Джозеф Вайс, Письма Оре» в книге А. Раопорта-Альберта (ред.) Переоценка хасидизма. Лондон: Littman Press, 1977.
  • Робинсон, G. Essential Judaism, Pocket Books, 2000.
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Гершом Шолем
Викискладе есть медиафайлы по теме Гершома Шолема.
Последняя правка сделана 2021-05-21 07:04:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте