Гершом Шолем | |
---|---|
גרשום שלום | |
Шолем, 1935 | |
Родился | Герхард Шолем. (1897-12-05) 5 декабря 1897. Берлин, Германская империя |
Умер | 21 февраля 1982 (1982-02-21) (84 года)). Иерусалим, Израиль |
Национальность | Немец. Израиль |
Alma mater | Университет Фредерика Уильяма |
Известные работы | . Основные тенденции в еврейском мистицизме |
Супруг (а) | Фаниа Фрейд Шолем |
Награды | Премия Израиля. Премия Бялика |
Эра | Философия 20-го века |
Регион | Немецкая философия. Еврейская философия. Ближневосточная философия |
Школа | Континентальная философия. Каббала. Wissenschaft des Judentums |
Учреждения | Еврейский университет Иерусалима |
Основные интересы | Философия религии. Философия история. Мистицизм. Мессианизм. Сионизм |
Влияния | |
Под влиянием | |
Гершом Шолем (Иврит : גֵרְשׁׂם שָׁלוֹם) (5 декабря 1897 - 21 февраля 1982), родился в Германии израильский философ и историк. Он широко известен как основоположник современного академического исследования Каббалы. Он был первым профессором еврейского мистицизма в Еврейском университете Иерусалима. Среди его близких друзей были Вальтер Бенджамин и Лео Штраус, и некоторые письма из его переписки с этими философами были опубликованы.
Шолем наиболее известен своим сборником лекций Основные тенденции еврейского мистицизма (1941) и своей биографией Саббатай Цви, мистический Мессия (1957). Его сборник речей и эссе, опубликованный под названием «О каббале и ее символизме» (1965), способствовал распространению знаний о еврейском мистицизме как среди евреев, так и среди неевреев.
Герхард (Гершом) Шолем родился в Берлине Артуру Шолему и Бетти Хирш Шолем. Его отец был печатником. Он изучал иврит и Талмуд с ортодоксальным раввином.
Шолем встретил Вальтера Бенджамина в Мюнхене в 1915 году, когда первому было семнадцать лет, а второму - двадцать три. У них началась дружба на всю жизнь, которая закончилась, когда Бенджамин покончил жизнь самоубийством в 1940 году после преследования нацистов. Шолем посвятил Беньямину свою книгу «Основные тенденции в еврейском мистицизме» (Die jüdische Mystik in ihren Hauptströmungen), основанную на лекциях 1938–1957 годов. В 1915 году Шолем поступил в Университет Фредерика Уильяма в Берлине (сегодня Университет Гумбольдта ), где изучал математику, философию и иврит. Там он встретил Мартина Бубера, Шмуэля Йосефа Агнона, Хаима Нахмана Бялика, Ахад Хаама и Залмана Шазара.
В Берлине Шолем подружился с Лео Штраусом и переписывался с ним на протяжении всей его жизни. Он изучал математическую логику в Йенском университете у Готтлоба Фреге. Он был в Берне в 1918 году с Бенджамином, когда познакомился с Эльзой (Эша) Бурчхард, которая стала его первой женой. Шолем вернулся в Германию в 1919 году, где получил степень по семитским языкам в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана. Вместе с Бенджамином он основал фиктивную школу - Университет Мури.
Шолем написал докторскую диссертацию по самому старому из известных каббалистических текстов, Сефер ха-Бахир.
Притянутый сионизм и находясь под влиянием Бубера, он иммигрировал в 1923 году в британский мандат в Палестине. Он стал библиотекарем и, в конечном итоге, заведующим отделом иврита и иудаики Национальной библиотеки. Брат Шолема Вернер был членом ультралевой «Группы Фишера-Маслоу» и самым молодым членом Рейхстага, представлявшим Коммунистическую партию (КПГ ) в парламенте Германии. Он был исключен из партии, а затем убит нацистами во время Третьего рейха. Гершом Шолем, в отличие от своего брата, был категорически против как коммунизма, так и марксизма. В 1936 году он женился на своей второй жене, Фании Фрейд.
Шолем умер в Иерусалиме, где он похоронен рядом со своей женой на кладбище Санхедрия. Юрген Хабермас произнес панегирик.
Он стал лектором в Еврейском университете Иерусалима. Шолем преподавал каббалу и мистицизм с научной точки зрения и стал первым профессором еврейского мистицизма в университете в 1933 году, проработав на этом посту до своего выхода на пенсию в 1965 году, когда он стал почетным профессором.
Карточный каталог, который Гершом Шолем использовал для записи своих заметок Дом Гершома Шолема, ул. Абарбанель. 28, ИерусалимШолем прямо противопоставил свой историографический подход к изучению еврейского мистицизма с подходом школы 19 века Wissenschaft des Judentums («Наука иудаизма»), который стремился представить изучение иудаизма к дисциплине таких предметов, как история, филология и философия. По словам Джереми Адлера, мышление Шолема было «одновременно узнаваемым еврейским и глубоко немецким» и «изменило курс европейской мысли двадцатого века».
Еврейский мистицизм считался самым слабым научным звеном иудаизма. Шолем рассказал историю своего раннего исследования, когда его направили к известному раввину, который был знатоком каббалы. Увидев множество книг раввина по этой теме, Шолем спросил о них, но ему сказали: «Этот мусор? Зачем мне тратить время на чтение такой чепухи?» (Робинсон 2000, стр. 396)
Согласно Шолему, анализ иудаизма, проведенный школой Wissenschaft, имел два недостатка: он изучал иудаизм как мертвый объект, а не как живой организм; и она не учитывала надлежащие основы иудаизма, нерациональную силу, которая, по мнению Шолема, сделала религию живым существом.
По мнению Шолема, мифические и мистические компоненты были не менее важны, чем рациональные, и он думал, что они, а не мелочи Галахи, были действительно живым ядром Иудаизм. В частности, он не согласился с тем, что он считал персонализацией каббалистических концепций Мартином Бубером, а также с тем, что, по его мнению, было неадекватным подходом к еврейской истории, еврейскому языку и земле Израиля..
В Weltanschauung Шолема исследование еврейского мистицизма невозможно отделить от его исторического контекста. Начав с чего-то похожего на Gegengeschichte Фридриха Ницше, он закончил тем, что включил менее нормативные аспекты иудаизма в публичную историю.
В частности, Шолем считал, что еврейскую историю можно разделить на три периода:
Представление о трех периодах с его взаимодействием между рациональными и иррациональными элементами в иудаизме заставило Шолема поставить выдвинуть несколько спорных аргументов. Он думал, что мессианское движение 17 века, известное как саббатианство, развилось из лурианской каббалы. Чтобы нейтрализовать саббатианство, хасидизм возник как гегелевский синтез. Многие из тех, кто присоединился к хасидскому движению, поскольку видели в нем православную общину, считали скандальным то, что их община была связана с еретическим движением.
Таким же образом Шолем выдвинул гипотезу о том, что источником каббалы 13 века был еврейский гностицизм, предшествовавший христианскому гностицизму.
Историографический подход Шолема также включал лингвистическую теорию. В отличие от Бубера, Шолем верил в способность языка вызывать сверхъестественные явления. В отличие от Вальтера Бенджамина, он поставил еврейский язык в привилегированное положение по сравнению с другими языками, как единственный язык, способный раскрыть божественную истину. Шолем считал каббалистов толкователями уже существовавшего лингвистического откровения.
После судебного разбирательства по делу Эйхмана в Иерусалиме Шолем подверг резкой критике книгу Ханны Арендт, Эйхман в Иерусалиме: Отчет о банальности зла и осудил ее отсутствие «ахават Исраэль» (солидарность с еврейским народом). Арендт ответила, что она никогда не любила какую-либо коллективную группу и что она не любит еврейский народ, а является лишь их частью. Ожесточенная борьба, которая обсуждалась в различных статьях, заставила Шолема разорвать отношения с Арендт и отказаться ее простить. Шолем написал Гансу Пешке, что он «знал Ханну Арендт, когда она была социалисткой или полукоммунисткой и... когда она была сионисткой. Я поражен ее способностью высказывать свое мнение о движениях, в которых она когда-то была так глубоко вовлечена, в расстояние, измеряемое в световых годах и с такой высоты ".
Другие израильские и еврейские ученые также разорвали связи с Арендт, утверждая, что ее отсутствие солидарности с еврейским народом в их трудное время было ужасающе, наряду с ее преследованием различных нацистов. До суда над Эйхманом Шолем также выступал против интерпретации Арендт (в письмах и предисловии к «Просвещению») Вальтера Беньямина как мыслителя-марксиста, предшествовавшего новым левым. Для Шолема Бенджамин был по сути религиозным мыслителем, чей поворот к марксизму был просто неудачным, но несущественным и поверхностным средством.
Различные рассказы и эссе аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса были вдохновлены книгами Шолема или под их влиянием. Он также оказал влияние на идеи Умберто Эко, Жака Деррида, Гарольда Блума, итальянского философа Джорджо Агамбена и Джорджа Штайнера.. Американский писатель Майкл Чабон цитирует эссе Шолема «Идея голема», которое помогло ему разработать книгу, получившую Пулитцеровскую премию Удивительные приключения Кавальера и Клея.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Гершом Шолем |
Викискладе есть медиафайлы по теме Гершома Шолема. |