"Wissenschaft des Judentums "(« Еврейские исследования »или« Иудаика »на немецком ; также «Наука иудаизма») относится к движению девятнадцатого века, основанному на критическом исследовании еврейской литературы и культуры, включая раввинскую литературу, с использованием научных методов для анализа происхождения еврейского традиции.
Первая организованная попытка разработки и распространения Wissenschaft des Jude ntums было Verein für Kultur und Wissenschaft der Juden (Общество культуры и науки евреев), основанное около 1819 г. Эдуардом Гансом (учеником Гегеля ), и его соратники. Среди других участников были Генрих Гейне, Леопольд Зунц и Майкл Бир (младший брат Мейербера ). Это была попытка представить евреев в качестве фолька или народа как самостоятельного, независимого от их религиозных традиций. Таким образом, он стремился подтвердить, что их светские культурные традиции находятся на равных с теми, которые Иоганн Готфрид Гердер и его последователи приводят для немецкого народа. В влиятельном эссе Иммануэля Вольфа Über den Begriff einer Wissenschaft des Judentums (О концепции науки в иудаизме) 1822 года есть такие идеи. Неудача Verein, в основном связанная с гораздо большей привлекательностью среди немецких евреев идентичности с немецкой культурой, в значительной степени последовала за обращением в христианство многих ее ведущих деятелей, включая Ганса и Гейне.
Несмотря на неуспех Verein für Kultur und Wissenschaft der Juden, его принципы вдохновили многих еврейских мыслителей направить свои усилия на более широкий Wissenschaft. des Judentums, а также вызвало консервативную реакцию (см. Оппозиция ). Историк Амос Илон в своей книге Жалость всего этого помещает движение в контекст антисемитских беспорядков в Германии в 1819 году. Цель, пишет Илон, «была ввести простых евреев в орбиту немецкой Kultur и в то же время укрепить их еврейскую идентичность, преодолев пропасть между светским и религиозным образованием »; движение стремилось изучить иудаизм как «светскую цивилизацию и религию» и тем самым «помочь молодым евреям оставаться евреями», даже когда они перешли к более светским взглядам. Согласно доктору Генри Абрамсону, основная цель сторонников движения состояла в том, чтобы сформулировать модальность еврейской идентичности, которая соответствовала ценностям девятнадцатого века, и где евреи должны были продемонстрировать, что они были патриотическими членами свои общества, и в то же время гордо выражают свой иудаизм. Важно помнить, что движение приобрело несколько разные характеристики в разных национальных контекстах, так что, например, на характер англо-еврейского движения повлияло более амбивалентное, менее откровенно враждебное состояние еврейско-христианских отношений в Англии. ; историко-критические подходы к Библии были непопулярны; сильный интерес к раввинскому богословию, литургии и молитве; акцент на эксцентричности, маргинальности и вызовах нормативному раввинскому иудаизму; и расширение научного права в Англии на женщин и неустановленных ученых.
Сторонники Wissenschaft des Judentums пытались поставить еврейскую культуру в один ряд с западноевропейской культурой, что проявляется в идеях Гете о Bildung, и стремился ввести «иудаистику » в университетскую программу в качестве респектабельной области обучения., освобождая поле от преобладающего предубеждения, которое рассматривало иудаизм как низшего предшественника христианства и изучало его как таковое. Они также разработали и отстаивали стиль обучения, который допускал полную свободу интерпретации традиционных текстов и который можно было использовать, не беспокоясь о практических последствиях, которые такие интерпретации могут иметь для соблюдения религиозных обрядов и религиозной жизни (Glatzer 1964).
Леопольд Зунц (1794–1886), один из ведущих деятелей движения, большую часть своей работы посвятил раввинской литературе. В то время христианские мыслители утверждали, что вклад евреев закончился Библией, и Цунц начал публиковаться в области постбиблейской раввинской литературы. Его эссе «Etwas über die rabbinische Literatur» и «Zur Geschichte und Literatur» были посвящены этому вопросу. Его биография Раши из Труа имела решающее значение. Когда прусское правительство запретило проповедовать в немецких синагогах на том основании, что проповедь была исключительно христианским учреждением, Цунц написал Историю еврейской проповеди в 1832 году. Эта работа была описана как «самая важная еврейская книга, изданная в 19 веке». Он устанавливает принципы исследования раввинской экзегезы (Мидраш ) и сидура (молитвенника синагоги).
Несмотря на выдающуюся ученость таких личностей Wissenschaft, как Цунц и Генрих Грец (большинство из которых продолжали свою научную деятельность в свободное время в качестве Privatgelehrte), движение Wissenschaft в целом имело тенденцию представлять иудаизм как исторический пережиток с часто апологетическим подтекстом и часто игнорировало вопросы, имеющие отношение к современности:
Цунц чувствовал себя обязанным предположить, что иудаизму пришел конец и что это был конец задача Wissenschaft des Judentums - дать разумный отчет о разнообразном и богатом вкладе, который иудаизм внес в цивилизацию. Говорят, что в том же духе Штейншнайдер однажды пошутил, что Wissenschaft des Judentums стремится обеспечить надлежащее погребение иудаизма, при котором стипендия равносильна расширенному некрологу, должным образом восхваляющему умершего.
Тем не менее на протяжении большей части своего существования. и несмотря на то, что некоторые из его наиболее выдающихся практиков, такие как Мориц Штайншнайдер, были яростными противниками религии, Wissenschaft des Judentums было в значительной степени религиозным движением, которое в значительной степени преследовалось раввинами еврейских семинарий, которые занимались подготовкой своих студентов. для раввинской карьеры. Предвосхищая реформаторское движение, Цунц часто руководил службами, которые сопровождались органом, на местном немецком языке, а не на иврите. Ученые Wissenschaft, такие как раввин Захариас Франкель, первый глава Еврейской теологической семинарии Бреслау, и его коллега по семинарии историк Генрих Грец считали еврейскую историю отражением божественное откровение и руководство. Wissenschaft des Judentums не ограничивался прогрессивным иудаизмом. В 1873 году Исраэль Хильдесхаймер основал неоортодоксальный современный раввинский семинар в Берлине. Один из самых выдающихся ученых, Дэвид Хоффманн, защищал буквальное прочтение библейского слова, которое он понимал как точный продукт божественного откровения. Именно религиозный характер Wissenschaft des Judentums сделал его еще более опасным в глазах его противников. Христиане даже думали, что более либеральная форма иудаизма привлечет новообращенных или удержит евреев от обращения в христианство, и поэтому правительство заставило синагогу Зунца закрыть.
Действительно, в трудах многих ученых Wissenschaft обнаруживается не только сильная любовь к науке «ради нее самой», но также искренняя близость к раввинам и ученым прошлого, чьи работы они документируют, редактируют, публикуют, анализируют и т. д. и критикуя. В самом деле, большинство практикующих Wissenschaft не принижают и не презирают еврейскую религию и многие поколения ученых-раввинов, они очень стремятся взять на себя еврейскую научную традицию. Они считают себя законными наследниками и преемниками Саадиа Гаона и Раши и Гилеля Старшего и Авраама ибн Эзры, а также в тех предыдущие поколения ученых видят свой собственный Wissenschaft дух и сходство.
Таким образом, в подходе Wissenschaft к науке более ранние поколения ученых становятся «лишенными освящения» и «повторно очеловеченными». Ученые Wissenschaft не стесняются выносить суждения об интеллектуальных и научных способностях более ранних ученых, оценивая их оригинальность, компетентность и надежность, а также указывая на их неудачи и ограничения. Ученые Wissenschaft, хотя и уважительно относятся к своим предшественникам, не терпят таких концепций, как yeridat ha-dorot. По их мнению, классические авторитеты не более не подвержены спорам и критике, чем современные ученые; Мнения ибн Эзры и Штейншнейдера могут быть представлены в одном предложении без какого-либо чувства неприличия, и любое из них может быть опровергнуто с той же настойчивостью. Несомненно, это лишенное освящения еврейских светил дало дополнительную энергию противникам движения.
Хотя движение Wissenschaft выпустило огромное количество научных публикаций, имеющих непреходящую ценность, его влияние по-прежнему отражается в иудаистических отделах (и, действительно, в некоторых ешивы ) по всему миру, публикацию еврейской энциклопедии в 1901–1906 гг. Можно рассматривать как кульминацию и окончательный расцвет этой эпохи в иудаике (Levy 2002). Выбор английского вместо немецкого в качестве языка для этого эпохального произведения - еще один знак того, что эра немецкой науки близится к концу. В первые годы нового столетия культура и стиль обучения Wissenschaft в определенной степени были перенесены в такие организации, как Институт иудаики при Еврейском университете (например, Gershom Scholem ) и кафедры иудаики в американских университетах, таких как Брандейс и Гарвард (например, Гарри Острин Вольфсон ).
Движение Wissenschaft вызвало критику со стороны традиционных элементов еврейской общины, которые считали его в лучшем случае бесплодным, а в худшем - наносящим ущерб религиозной общине. Ключевым лидером оппозиции был Самсон Рафаэль Хирш. Он и другие традиционные религиоведы, представляющие городские и утонченные ортодоксальные округа, считали движение Wissenschaft неспособным удовлетворить потребности живой еврейской общины; Мендес-Флор отмечает в этом контексте, что историки в силу своего мастерства обязательно «трансформируют традиционные знания, истощая их сакральную силу». Ортодоксальная ориентация деятелей Wissenschaft, таких как Давид Цви Хоффманн, не избавила их от осуждения Хирша.
Юлиус Гуттманн наиболее известен своей книгой Die Philosophie des Judentums (Reinhardt, 1933), переводы которой доступны на иврите, Испанский, английский, японский и т. Д. Название на английском языке - «Философия иудаизма: история еврейской философии от библейских времен до Франца Розенцвейга» (Нью-Йорк, 1964)..
Рот видит в этой публикации «последний продукт в прямой линии аутентичной иудео-германской« Науки иудаизма »(более известной как Wissenschaft des Judentums). Хотя с публикацией работы Гуттмана движение не прекратилось окончательно - его дух сохранился в работах Г. Шолем и Х.А. Вольфсон среди многих других - несомненно, что движение Wissenschaft в Германии уже к 1930-м годам перестало процветать.
Оригинальное немецкое издание Philosophie des Judentums заканчивается на Hermann Cohen, основное влияние на философию самого Гутмана, в то время как более позднее еврейское издание включает Франца Розенцвейга. Примечательно также, что из работы Гуттмана исключаются основные мыслители каббалистической школы, что отражает его собственное отношение к еврейской философии.
Викицитатная цитата содержит цитаты, относящиеся к: Леопольду Зунцу |