Греческий огонь

редактировать
Зажигательное оружие, использовавшееся Восточно-Римской (Византийской) империей Корабль мятежника Фома Славянин, используя греческий огонь против византийского корабля 821. Иллюстрация XII века из Мадридского скилица

Греческий огонь был зажигательным оружием, используемым Византийской империей начало с. 672. Используемый для освещения вражеских кораблей, он состоял из горючего соединения, испускаемого огнеметным оружием. Некоторые историки полагают, что он мог воспламениться при контакте с водой и, вероятно, был основан на нафте и негашеной извести. Византийцы обычно использовали его в морских сражениях с большим эффектом, так как он мог продолжать гореть, плавая на воде. Технологическое преимущество, которое оно обеспечивало, стало причиной многих ключевых византийских военных побед, в первую очередь спасения Константинополя от первой и второй осады арабов, обеспечив тем самым безопасность Империи. выживание.

Впечатление, произведенное греческим огнем на западноевропейских крестоносцев, было таким, что это название применялось к любому виду зажигательного оружия, в том числе используемому арабами, китайцами, и монголы. Однако в этих смесях использовались формулы, отличные от формулы византийского греческого огня, который был строго охраняемым государственной тайной. Византийцы также использовали форсунки под давлением, чтобы направить жидкость на врага, напоминая современный огнемет.

. Хотя использование термина «греческий огонь» было общим в английском и большинстве других языков со времен крестовых походов, оригинальной византийской источники называют это вещество различными именами, такими как «морской огонь» (средневековый греческий : πῦρ θαλάσσιον pŷr thalássion), «римский огонь» (πῦρ ῥωμαϊκόν pŷr rhōmaïkón), «военный огонь» (πολεπρικὸὸ pŷr), «жидкий огонь» (ὑγρὸν πῦρ hygròn pŷr), «липкий огонь» (πῦρ κολλητικόν pŷr kollētikón) или «искусственный огонь» (πῦρ σκευαστόν pŷr skeuastón

от греческого слова fire).

предмет спекуляций и дискуссий, с различными предложениями, включая комбинации сосновой смолы, нафты, негашеной извести, фосфида кальция, серы или нитр. В своей истории Рима Тит Ливий описывает жриц Вакха, погружающих в воду огонь, который не гаснет, «ибо это была сера, смешанная с известью. "

Содержание
  • 1 История
  • 2 Производство
    • 2.1 Общие характеристики
    • 2.2 Теории о композиции
  • 3 Способы развертывания
    • 3.1 Проекторы
    • 3.2 Ручные проекторы
    • 3.3 Гранаты
  • 4 Эффективность и меры противодействия
  • 5 В литературе
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние ссылки
История

Зажигательное и пламенное оружие использовалось в войне за столетия до изобретения греческого огня. Они включали ряд смесей на основе серы, нефти и битума. Зажигательные стрелы и горшки с горючими веществами, окруженные шипами или шипами или запущенные с помощью катапультов, использовались ассирийцами до н.э. еще в 9 веке до н.э., а также широко использовались в греко-римском мире. Кроме того, Фукидид упоминает, что при осаде Делиума в 424 г. до н.э. использовалась длинная труба на колесах, которая довала вперед огонь с помощью большого сильфона. Римский автор Юлий Африкан, писавший в 3 веке нашей эры, описывает смесь, которая воспламенялась от достаточного тепла и интенсивного солнечного света, использовалась в гранатах или ночных атаках:

Автоматический огонь также по следующей формуле. Вот рецепт: возьмите равное количество серы, каменной соли, золы, громового камня и пирита и измельчите в черной ступе на полуденном солнце. Также в равных количествах каждого ингредиента смешивают смолу черной шелковицы и закинтийский асфальт, последний в жидкой форме и сыпучий, в результате получается продукт, окрашенный в черный цвет. Затем добавьте в асфальт минимальное количество негашеной извести. Но поскольку солнце находится в зените, нужно осторожно стучать по нему и защищать лицо, потому что оно внезапно загорится. Когда он загорится, его следует запечатать в какую-нибудь медную емкость; Таким образом, вы получите его в коробке, не подвергая его воздействию солнца. Если вам захочется поджечь вражеское вооружение, вы мажете его вечером либо на вооружение, либо на какой-нибудь другой объект, но втайне; когда взойдет солнце, все сгорит.

В морской войне византийский император Анастасий I (r. 491–518) записано летописцем Иоанном Малала, что философ из Афин по имени Прокл посоветовал использовать серу для сжигания кораблей мятежного генерала Виталиан <298 Однако собственно греческий огонь был разработан в ок. 672 г. и приписывается летописцем Феофаном Исповедником Каллинику (латинизированный Каллиник), архитектором из Гелиополь в бывшей провинции Финики, к тому времени захваченной мусульманскими завоеваниями :

В то время Каллиник, ремесленник из Гелиополя, бежал к римлянам. Он изобрел морской огонь, который зажег арабские корабли и сжег их всеми руками. Таким образом, римляне вернулись с победой и обнаружили морской огонь.

Точность и точная хронология этого рассказа вызывают сомнения: в другом месте Феофан сообщает об использовании огнеметных кораблей, оснащенных соплами (сифон), кораблями. Византийцы за пару лет до предполагаемого прибытия Каллиника в Константинополь. Если это не из-за хронологической путаницы событий осады, это может означать, что Каллиникос просто представил улучшенную версию известного оружия. Историк Джеймс Партингтон также считает вероятным, что греческий огонь на самом деле был творением не одного человека, а «изобретен химиками в Константинополе, унаследовавшими открытия Александрийской химической школы.. " Действительно, летописец 11 века Георгий Кедренос отмечает, что Каллиникос происходил из Гелиополя в Египте, но большинство ученых отвергают это как ошибку. Кедренос также записывает историю, которую современные ученые считают довольно неправдоподобной, о том, что потомки Каллиникоса, семья по имени Лампрос, «гениальная», хранили секрет изготовления огня и продолжали делать это до времен Кедреноса.

Каллиникос. «Развитие греческого огня произошло в критический момент в истории Византийской империи: ослабленные ее долгими войнами с Сасанидской Персией, византийцы не смогли эффективно противостоять натиску мусульманские завоевания. В течение одного поколения Сирия, Палестина и Египет пали перед арабами, которые в c. 672 г. отправился покорять имперскую столицу Константинополь. Греческий огонь был использован с большим успехом против мусульманского флота, помогая отбить мусульман при первой и второй осаде города арабами. Записи о его использовании в более поздних морских сражениях против сарацинов более единичны, но он обеспечил ряд побед, особенно в фазе византийской экспансии в конце 9-го и начале 10-го веков. Использование вещества было широко распространено в византийских гражданских войнах, главным образом в восстании тематических флотов в 727 г. и крупномасштабном восстании под предводительством Фомы Славянина в 821–823 гг. В обоих случаях флот повстанцев был побежден базирующимся в Константинополе центральным имперским флотом с помощью греческого огня. Византийцы также использовали это оружие с разрушительным эффектом против различных набегов русов на Босфор, особенно в 941 и 1043, а также во время болгарской войны 970–971, когда несущие огонь византийские корабли блокировали Дунай.

Значение, придаваемое греческому огню во время борьбы Империи против арабов, должно было привести к его открытию приписывают божественное вмешательство. Император Константин Порфирогенетос (r. 945–959) в своей книге De Administrando Imperio увещевает своего сына и наследника Романа II (r. 959–963), чтобы никогда не раскрывать секреты его состава, поскольку он был «показан и открыт ангелом великому и святому первохристианскому императору Константину » и что ангел обязал его «не готовить этот огонь но для христиан, и только в имперском городе ». В качестве предупреждения он добавляет, что один чиновник, которого подкупили, чтобы передать часть этого врагам Империи, был поражен «пламенем с неба», когда собирался войти в церковь. Как показывает последний инцидент, византийцы не смогли избежать захвата своего драгоценного секретного оружия: арабы захватили неповрежденным по крайней мере один боевой корабль в 827 году, а булгары захватили несколько сифонов и большую часть самого вещества в 812/814 году. Однако этого, очевидно, было недостаточно, чтобы позволить своим врагам скопировать его (см. ниже). Арабы, например, использовали различные зажигательные вещества, подобные византийскому оружию, но они никогда не могли скопировать византийский метод развертывания сифоном и вместо этого использовали катапульты и гранаты.

Греческий огонь продолжался. упоминается в XII веке, и Анна Комнене дает яркое описание его использования в морском сражении против писан в 1099 году. Однако, хотя использование наспех импровизированного Огненные корабли упоминаются во время 1203 осады Константинополя Четвертым крестовым походом, нет сообщений, подтверждающих использование действительного греческого огня. Это могло быть из-за общего разоружения Империи за 20 лет, предшествовавших разграблению, или из-за того, что византийцы потеряли доступ к местам, где должны были быть найдены основные ингредиенты, или даже из-за того, что секрет был утерян.

Записи о событии 13-го века, в котором «греческий огонь» использовался сарацинами против крестоносцев, можно прочитать в Мемуарах лорда Жуанвилля во время Седьмого крестового похода. В одном из описаний мемуаров говорится, что «огненный хвост, тянувшийся за ним, был огромен, как огромное копье; и он издавал такой шум, когда приходил, что звучал как гром небесный. Он излучал такой яркий свет, что весь лагерь можно было видеть, как если бы был день, из-за огромной массы огня и яркого света, который он излучает ».

Сообщается, что в 19 веке армянин по имени Кавафян обратился к правительству Османской империи с новым типом греческого огня, который, как он утверждал, развил. Кавафиан отказался раскрыть его состав, когда правительство попросило его, настаивая на том, чтобы ему было поручено его использование во время морских сражений. Вскоре после этого он был отравлен имперскими властями, но они так и не узнали его секрет.

Мануфактура

Общие характеристики

Как показывают предупреждения Константина Порфирогеннета, ингредиенты и процессы производства и развертывания греческого огня тщательно охранялись военными секретами. Секретность была настолько строга, что состав греческого огня был утерян навсегда и остается источником предположений. Следовательно, «загадочность» формулы долгое время доминировала в исследованиях греческого огня. Однако, несмотря на эту почти исключительную направленность, греческий огонь лучше всего понимать как полную систему оружия, состоящую из многих компонентов, все из которых должны были действовать вместе, чтобы сделать его эффективным. Это включало не только формулу его состава, но и специальные дромоны корабли, которые несли его в бой, устройство, используемое для приготовления вещества путем его нагрева и давления, сифон, излучающий его, и специальную подготовку. сифонариоев, которые его использовали. Знание всей системы было сильно разрозненным, операторы и техники знали секреты только одного компонента, что гарантировало, что ни один противник не сможет узнать о нем полностью. Это объясняет тот факт, что, когда болгары захватили Месембрию и Дебельтос в 814 году, они захватили 36 сифонов и даже некоторое количество самого вещества, но не смогли использовать их.

Информация, доступная о греческом пожаре, является исключительно косвенной, она основана на ссылках в византийских военных уставах и ряде вторичных исторических источников, таких как Анна Комнина и западноевропейские летописцы, которые часто неточны. В своем Алексиаде Анна Комнин дает описание зажигательного оружия, которое использовалось византийским гарнизоном Диррахиум в 1108 году против норманнов. Его часто считают, по крайней мере, частичным «рецептом» греческого огня:

Этот огонь создается следующими способами: из сосны и некоторых таких вечнозеленых деревьев собирается горючая смола. Его натирают серой и помещают в тростниковые трубки, и люди, использующие это, выдувают с сильным и непрерывным дыханием. Затем таким образом он встречает огонь на кончике, ловит свет и падает огненным вихрем на лица врагов.

В то же время сообщения западных летописцев о знаменитом ignis graecus в значительной степени ненадежны, поскольку они применяют это название ко всем видам зажигательных веществ.

В попытке реконструировать греческую систему пожаротушения конкретные свидетельства, вытекающие из современных литературных ссылок, дают следующие характеристики:

  • Это обгорел на воде; по некоторым интерпретациям он воспламенился водой. Многие писатели свидетельствуют, что его можно было потушить только несколькими веществами, такими как песок, крепкий уксус или старая моча, некоторые предположительно с помощью какой-то химической реакции.
  • Это было жидкое вещество, а не какой-то вид снаряд - что подтверждается как описанием, так и самим названием «жидкий огонь».
  • В море его обычно выбрасывали из сифона, хотя также использовались глиняные горшки или гранаты, наполненные им - или подобными веществами.
  • Разряд греческого огня сопровождался «громом» и «много дыма».

Теории о составе

Первая и долгое время наиболее популярная теория о составе Греческий огонь утверждал, что его главным ингредиентом была селитра, что делало ее ранней формой пороха. Этот аргумент был основан на описании «грома и дыма», а также на расстоянии, на котором пламя могло исходить от сифона, что предполагало взрывной разряд. Со времен Исаака Воссиуса этой позиции придерживались несколько ученых, в первую очередь так называемая «французская школа» XIX века, в которую входил химик Марселлен Бертло.

. отклонено, поскольку, судя по всему, селитра не использовалась в войне в Европе или на Ближнем Востоке до 13 века и отсутствует в отчетах мусульманских писателей - выдающихся химиков раннесредневекового мира. - до того же периода. Вдобавок поведение предложенной смеси радикально отличалось бы от вещества, спроецированного сифоном, описанного византийскими источниками.

Вторая точка зрения, основанная на том факте, что греческий огонь не мог погасить водой (некоторые источники предполагают что вода усиливает пламя) предположил, что ее разрушительная сила была результатом взрывной реакции между водой и негашеной известью. Хотя негашеная известь, несомненно, была известна и использовалась византийцами и арабами в войне, эта теория опровергается литературными и эмпирическими данными. Вещество на основе негашеной извести должно было вступить в контакт с водой, чтобы воспламениться, в то время как Тактика императора Льва указывает, что греческий огонь часто лился прямо на палубы вражеских кораблей, хотя, по общему признанию, палубы оставались влажными из-за отсутствие герметиков. Точно так же Лео описывает использование гранат, что еще раз подтверждает мнение о том, что контакт с водой не был необходим для воспламенения вещества. Кроме того, Зенгелис (1932) указал, что, основываясь на экспериментах, фактический результат реакции вода-негашеная известь будет незначительным в открытом море.

Другое подобное предположение предполагает, что Каллиникос действительно открыл фосфид кальция, который можно получить путем кипячения костей с мочой в закрытом сосуде. При контакте с водой выделяет фосфин, который самовоспламеняется. Однако обширные эксперименты с фосфидом кальция также не смогли воспроизвести описанную интенсивность греческого огня.

Следовательно, хотя присутствие негашеной извести или селитры в смеси нельзя полностью исключить, они не были основным ингредиентом. Большинство современных ученых согласны с тем, что греческий огонь был основан на сырой или очищенной нефти, что сопоставимо с современным напалмом. Византийцы имели легкий доступ к сырой нефти из естественных скважин в районе Черного моря (например, из скважин в районе Тмуторакан, отмеченных Константином Порфирогеннетосом) или в различных местах по всему Ближнему Востоку. Альтернативное название греческого огня было «Срединный огонь» (μηδικὸν πῦρ), и историк 6-го века Прокопий записал, что сырая нефть называлась «нафта » (по-гречески: νάφθα naphtha, от древнеперсидского 𐎴𐎳𐎫 naft) персами, была известна грекам как «мидийская нефть» (μηδικὸν ἔλαιον). Это, по-видимому, подтверждает наличие нафты как основного ингредиента греческого огня.

Нафта также использовалась Аббасидами в 9 веке со специальными войсками, наффатун, которые носили толстую одежду. защитные костюмы и использовали небольшие медные сосуды с горящим маслом, которые они бросали на вражеские войска. Существует также сохранившийся латинский текст IX века, сохранившийся в Вольфенбюттеле в Германии, в котором упоминаются составные части того, что кажется греческим огнем, и действие сифонов, использовавшихся для его проецирования. Хотя текст содержит некоторые неточности, в нем четко определен основной компонент как нафта. Смолы, вероятно, добавляли в качестве загустителя (в Praecepta Militaria это вещество называется πῦρ κολλητικόν, «липкий огонь»), а также для увеличения продолжительности и интенсивности пламени. Современная теоретическая смесь включала использование сосновой смолы и животного жира вместе с другими ингредиентами.

Трактат XII века, подготовленный Марди бин Али аль-Тарсуси для Саладин описывает арабскую версию греческого огня, называемого нафт, который также имел нефтяную основу с добавлением серы и различных смол. Прямая связь с византийской формулой маловероятна. Итальянский рецепт 16 века был записан для использования в развлекательных целях; в его состав входят уголь ивы, спирт, ладан, сера, шерсть и камфора, а также два неопределенных компонента (горящая соль и пегола); смесь гарантированно «горела под водой» и была «красивой».

Способы применения
Использование хейросифона («ручной сифон»), переносного огнемета, используемого с вершины летающего мост против замка. Освещение от Poliorcetica из Героя Византии.

. Основным методом развертывания греческого огня, который отличает его от подобных веществ, было его проецирование через трубку (сифон) для использования на борту корабли или в осаде. Портативные проекторы (cheirosiphōnes, χειροσίφωνες) также были изобретены, по общему мнению, императором Львом VI. В византийских военных уставах также упоминается, что кувшины (chytrai или tzykalia), наполненные греческим огнем, и кальтропы, обернутые паклей и пропитанные веществом, были брошены катапультами, при этом использовались поворотные краны (герания), чтобы обливать корабли противника. Cheirosiph especiallynes были специально предписаны для использования на суше и при осаде, как против осадных машин, так и против защитников на стенах несколькими военными авторами X века, и их использование описано в Poliorcetica из Герой Византии. Византийские дромоны обычно имели сифон, установленный на носу под баком, но иногда и дополнительные устройства могли быть размещены в другом месте на корабле. Так, в 941 году, когда византийцы столкнулись с гораздо более многочисленным флотом Руси, сифоны были размещены также на миделе и даже на корме.

Проекторы

Использование трубчатых проекторов (σίφων, siphōn) является широко засвидетельствовано в современных источниках. Анна Комнин приводит такой рассказ о греческих огненных прожекторах в форме зверя, установленных на носу военных кораблей:

Поскольку он [Император Алексиос I ] знал, что писанцы были искусны в и боялся сражения с ними, на носу каждого корабля у него была прикреплена голова льва или другого наземного животного, сделанная из латуни или железа с открытой пастью, а затем покрытая позолотой, так что их внешний вид был устрашающим. И огонь, который должен был быть направлен против врага через трубы, он сделал, чтобы пройти через пасти животных, так что казалось, будто львы и другие подобные монстры изрыгают огонь.

Некоторые источники предоставляют дополнительную информацию от состава и функции всего механизма. В рукописи Вольфенбюттеля, в частности, содержится следующее описание:

... построив печь прямо в носовой части корабля, они установили на ней медный сосуд, полный этих вещей, подожгли дно. И один из них, сделав бронзовую трубку, подобную той, которую сельские жители называют squitiatoria, «брызги», с которой играют мальчики, они распыляют [ее] на врага.

Другой, возможно из первых рук, рассказ о Использование греческого огня происходит из саги об Ингварсе víðförla, в которой викинг Ингвар Странствующий сталкивается с кораблями, вооруженными греческим огнестрельным оружием:

[Они] начали дуть кузнечными мехами в печь, в которой горел огонь, и оттуда раздался сильный шум. Там же стояла медная [или бронзовая] труба, и из нее вылетело много огня на один корабль, и он сгорел за короткое время, так что весь превратился в белый пепел...

Отчет, хотя и украшенный, соответствует со многими характеристиками греческого огня, известными из других источников, такими как громкий рев, сопровождавший его разряд. Эти два текста также являются единственными двумя источниками, в которых прямо упоминается, что перед выпуском вещество нагревали в печи; хотя достоверность этой информации остается под вопросом, современные реконструкции опираются на них.

Предложенная реконструкция греческого механизма огня Халдоном и Бирном

Основываясь на этих описаниях и византийских источниках, Джон Халдон и Морис Бирн разработали гипотетический аппарат, состоящий из трех основных компонентов: бронзового насоса, который использовался для нагнетания масла; жаровня, используемая для разогрева масла (πρόπυρον, пропирон, «подогреватель»); и сопло, покрытое бронзой и установленное на вертлюге (στρεπτόν, стрептон). Жаровня, сжигающая спичку из льна или льна, которая выделяла сильный жар и характерный густой дым, использовалась для нагрева масла и других ингредиентов в герметичном резервуаре над ней, процесс, который также помогал растворять смолы в жидкую смесь. Вещество было сжато за счет тепла и использования силового насоса. После достижения надлежащего давления клапан, соединяющий резервуар с вертлюгом, открывался, и смесь выпускалась с его конца, воспламеняясь у ее входа каким-либо источником пламени. Сильный жар пламени сделал необходимым наличие теплозащитных экранов из железа (βουκόλια, boukolia), которые засвидетельствованы в инвентарных ведомостях флота.

Процесс эксплуатации конструкции Холдона и Бирна был чреват опасностью, так как установочное давление могло легко привести к взрыву нагретого масляного бака, недостаток, который не был зарегистрирован как проблема с историческим огнестрельным оружием. В экспериментах, проведенных Халдоном в 2002 году для эпизода «Огненный корабль» телесериала «Забытые машины», даже современные методы сварки не смогли обеспечить надлежащую изоляцию бронзового резервуара под давлением. Это привело к перемещению нагнетательного насоса между баком и форсункой. Полномасштабное устройство, построенное на этой основе, подтвердило эффективность конструкции механизма даже с использованием простых материалов и техник, доступных византийцам. В эксперименте использовалась сырая нефть, смешанная с древесными смолами, и была достигнута температура пламени более 1000 ° C (1830 ° F) и эффективная дальность действия до 15 метров (49 футов).

Ручные проекторы

Деталь хейросифона

Переносной хейросифон ("ручной сифон"), самый ранний аналог современного огнемета, широко засвидетельствован в военных документах 10 века и рекомендован к использованию. как на море, так и на суше. Впервые они появляются в Тактике императора Льва VI Мудрого, который утверждает, что их изобрел. Последующие авторы продолжали ссылаться на хейросифоны, особенно для использования против осадных башен, хотя Никифор II Фокас также советует использовать их в полевых армиях с целью разрушения строя врага. Хотя и Лев VI, и Никифор Фокас утверждают, что вещество, использованное в хейросифонах, было тем же, что и в статических устройствах, используемых на кораблях, Халдон и Бирн считают, что первые явно отличались от своих более крупных собратьев, и предполагают, что устройство принципиально отличалось, «простой шприц, [который] распылял жидкий огонь (предположительно несжигаемый) и ядовитые соки для отражения вражеских войск». На иллюстрациях Героя Poliorcetica показано, что хейросифон также бросает воспламененное вещество.

Гранаты

Керамические гранаты, наполненные греческим огнем, окруженные шипами, 10–12 века, Национальный исторический музей, Афины, Греция

В своей самой ранней форме, греческий огонь был направлен на вражеские силы путем выстрела горящего шара, обернутого тканью, возможно, содержащего флягу, с использованием формы легкой катапульты, скорее всего, морской вариант римской легкой катапульты или онагра. Они были способны бросать легкие грузы весом от 6 до 9 кг (от 13 до 20 фунтов) на расстояние 350–450 м (380–490 ярдов).

Эффективность и контрмеры

Хотя разрушительная сила греческого огня бесспорна, он не сделал византийский флот непобедимым. По словам военно-морского историка Джона Прайора, это не был «истребитель кораблей», сопоставимый с морским тараном, который к тому времени вышел из употребления. Хотя греческий огонь оставался мощным оружием, его ограничения были значительными по сравнению с более традиционными формами артиллерии: в его версии с сифоном он имел ограниченную дальность действия, и его можно было безопасно использовать только в спокойном море и при благоприятных ветровых условиях..

Мусульманские военно-морские силы в конечном итоге приспособились к нему, оставаясь вне зоны его действия и изобретая такие методы защиты, как войлок или шкуры, пропитанные уксусом.

В литературе

В романе Стива Берри 2007 года «Венецианское предательство» греческий огонь описывается и используется как оружие.

В пьесе Уильяма Голдинга 1958 года «Медная бабочка», адаптированной из его новеллы Чрезвычайный посланник, греческий изобретатель Фанокл демонстрирует взрывчатку императору Мамиллиусу. Император решает, что его империя не готова ни к этому, ни к другим изобретениям Фанокла, и отправляет его «на медленном корабле в Китай».

В пьесе Виктора Каннинга Хонор Брайт (1960) крестоносец Годфри из Уэра возвращается с гробом греческого огня, подаренным ему стариком. в Афинах.

В греческой сюжетной линии Рика Риордана греческий огонь описывается как летучая зеленая жидкость. Когда он взрывается, все вещество распространяется по площади и непрерывно горит. Это очень сильно и опасно.

В С. Исторический детективный роман Дж. Сансома Темный огонь, Томас Кромвель отправляет адвоката Мэтью Шардлейка, чтобы он раскрыл тайну греческого огня после его открытия в библиотеке разрушенного лондонского монастыря.

В научно-фантастическом романе Майкла Крайтона Хронология, профессор Эдвард Джонстон застрял в прошлое в Европе 14 века, и утверждает, что знает греческий огонь.

В романе Мики Валтари Темный ангел некоторые старики, которые последними знают секрет греческого огня, упоминаются как присутствующие в последнем Христианские службы в Святой Софии до падения Константинополя. Рассказчику рассказывают, что в случае падения города они будут убиты, чтобы сохранить секрет от турок.

В серии фантастических романов Джорджа Мартина Песнь льда и пламени и его телеадаптации Игра престолов лесной пожар похоже на греческий огонь. Его использовали в морских сражениях, так как он мог оставаться зажженным на воде, и его рецепт тщательно охранялся.

В графическом романе Лиланда Первиса «Голос: собрание сочинений, 1999-2003 гг.» Есть отрывок, в котором подробно описаны Каллиник и Греческий огонь.

См. Также
Список литературы

Цитаты

Источники

Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Греческим огнем.
Викиисточник содержит текст энциклопедии 1911 г. Британика статья Греческий огонь.
Последняя правка сделана 2021-05-22 09:29:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте